ББК 87.523.2
М. В. Жульков
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НООСФЕРЫ И ГЛОБАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
Рассмотрены основные закономерности формирования ноосферы и глобального сознания. Утверждается энергетический характер этих закономерностей, показывается, что все большее значение в современном мире приобретают субъективные энергии — энергии сознания — и процессы формирования глобального сознания.
Ключевые слова: глобальное сознание, коллективный разум, закон сложности сознания, принципы Вернадского — Бауэра, ноогенные биогеохимические принципы, энергия сознания, закон синтеза, закон притяжения и отталкивания, закон экономии, основной ноосферный закон, основной семиотический закон.
The article considers main regularities of the noosphere and global consciousness formation: the law of the biosphere, transition of the noosphere into the biosphere, the noosphere and the noospheric society, global consciousness. The energy character of the main regularities is asserted; it is shown that subjective energies — the energy of consciousness - acquire increasing importance in the modern world. That also applies to the processes of global consciousness formation.
Key words: global consciousness, collective mind, law of consciousness complexity, Vernadsky — Bauer principles, noogene biogeochemical principles, energy of consciousness, principle of synthesis, attraction-repulsion principle, economy principle, the basic noospheric principle, the basic semiotic principle.
Одним из существенных направлений развития ноосферологии является поиск основных закономерностей формирования ноосферы. Значение данных законов возрастает в связи с необходимостью понимания процессов становления глобального сознания и коллективного разума. В статье утверждается энергетический характер закономерностей формирования и функционирования биосферы, ноосферы, глобального сознания, сделана попытка систематизации этих закономерностей.
Исследование законов ноосферы целесообразно начать с эволюции биосферы, поскольку это наиболее общий объект, являющийся базовым для дальнейшего развития, затем рассмотреть закономерности перехода биосферы в ноосферу и собственно законы ноосферы, тем самым двигаясь от эмпирического к теоретическому, от объективного к субъективному. Законы ноосферы разделим на синтетические, связывающие биосферу и ноосферу, закономерности ноосферного общества, ноосферного сознания, а также наименее изученные законы разума и сознания.
© Жульков М. В., 2017
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 15-03-00833 «Философия глобального сознания в контексте человеческой революции: философско-методологические и когнитивно-семиотические проблемы».
Общий ход эволюции биосферы. Как известно, эволюция биосферы имеет общую направленность, выражающуюся в усложнении нервной системы, мозга (принцип цефализации Д. Д. Дана; см.: [3, с. 21]), создании субстрата для развития сознания и ума. Поэтому В. И. Вернадский считал, что эволюции биосферы сопутствует развитие сознания. Н. П. Антонов показал, что субъективный фактор является главным в процессах становления ноосферы [1].
П. Тейяр де Шарден разработал закон сложности сознания, согласно которому в процессе эволюции жизни растет внутренняя сложность и напряженность психики и сознания [35, с. 225—229]. Субстрат сознания (центральная нервная система) и субъективная жизнь развивались совместно.
Эволюция биосферы рассматривалась В. И. Вернадским на основе созданного им учения о биогеохимической энергии. Суть его в том, что космическая энергия на планете становится биогеохимической энергией, которая выступает непосредственной силой эволюции. Проявление биогеохимической энергии подчиняется в биосфере принципам Вернадского — Бауэра:
1) геохимическая биогенная энергия стремится к максимальному выражению;
2) при эволюции видов выживают те организмы, которые своею жизнью увеличивают биогенную геохимическую энергию [4, с. 200]. Отметим, что все учение о биогеохимической энергии носит энергетический характер и тем самым полностью вписывается в философию энергетизма.
Закономерности перехода биосферы в ноосферу. Согласно учению В. И. Вернадского, биогеохимическая энергия в человеке становится культурной биогеохимической энергий [3, с. 124—128]. Она имеет три составляющие: научную мысль, труд и социальную организацию человечества [3, с. 20]. Культурная биогеохимическая энергия постепенно преобразует биосферу в ноосферу. Принципы Вернадского — Бауэра фиксируют энергетическую и вещественную мощь живого вещества, но в ноосферном развитии необходимо учитывать деятельность человеческого сознания, т. е. культурную биогеохимическую энергию. В связи с этим Д. Г. Смирнов сформулировал ноогенные биогеохимические принципы: 1) культурная биогеохимическая энергия в ноосфере стремится к максимальному проявлению; 2) при эволюции живого вещества выживают те организмы, которые увеличивают ноогенную биогеохимическую энергию [34, с. 275].
Согласно исследованиям Н. Н. Моисеева и И. Т. Фролова, сутью учения В. И. Вернадского о ноосфере являются положения о гармоничном развитии общества и управлении организованностью биосферы [27, с. 39]. В. П. Казначеев добавил к этим утверждениям учение В. И. Вернадского об автотрофности человечества: «...превращение биосферы в ноосферу осуществляется по мере того, как возрастает степень автотрофности человечества» [15, с. 220]. Эти три основных закона ноосферного развития находят свое выражение в его трех основных тенденциях: становлении коллективного разума человечества, социальной автотрофности (независимость человечества от условий биосферы), ноосферного человека, являющегося элементом системы ноосферного общества [9; 10, с. 38].
Структура ноосферного общества определяется основным противоречием ноосферного развития — противоречием между духовными и материальными составляющими жизни цивилизации (Г. С. Смирнов) [31, с. 215]. Это противоречие разрешается формированием глобального ноосферного сознания, а также системы ноосферного общества: концептом системы становится коллективный разум, структура общества обладает качеством
социальной автотрофности и элементом общества системы является ноо-сферный человек, совокупность ноосферных личностей [8; 9; 10, с. 39—40].
Круговорот вещества — энергии — информации в ноосфере. Биосфера и ноосфера могут быть проанализированы как системы, состоящие из вещества, энергии, информации (И. В. Дмитревская) [6, с. 27—28]. Их взаимосвязь различна в биосфере и ноосфере: в биосфере главной составляющей является энергия, в ноосфере — информация. Основной ноосферный закон определяет взаимосвязь вещества, энергии и информации в ноосфере (И. В. Дмитревская): информация генерирует энергию, энергия структурирует вещество [там же]. Этот закон дополняется основным семиотическим законом (Д. Г. Смирнов), который раскрывает механизм порождения информации в обществе: вещество развертывается в энергию, энергия распаковывается в информацию [34, с. 103]. Оба закона определяют круговорот вещества, энергии и информации в ноосфере [34, с. 105].
В ноосферном круговороте информация начинает играть все более существенную роль в организации жизни общества, взаимодействия общества и природы, следовательно, решающее значение приобретают процессы формирования глобального сознания и коллективного разума человечества. Законы показывают, как человек может созидать жизнь на всех уровнях организации ноосферного общества: необходимый объем мышления генерирует энергию, требуемую для осуществления замысла.
Концепция круговорота вещества — энергии — информации вписывается в энергоинформационную парадигму (Д. Бом, А. П. Дубров, Г. Н. Дульнев, Л. В. Лесков, В. В. Налимов, К. Прибрам), согласно которой мир состоит из двух больших частей — информационной и вещественной, соединенных энергоинформационными взаимодействиями. Изменение в одной из частей приводит к изменению организованности в ней и образованию энергоинформационной волны, которая меняет организованность (энтропию) в другой части [11, с. 43—49]. Так происходит взаимодействие двух миров, так человек с помощью мышления может изменять мир.
О ноосферном сознании. Формирование ноосферного сознания необходимо для развертывания процессов становления ноосферы, на что указывает Г. С. Смирнов [32, 33]. Разрешением основного противоречия ноосферного развития — между материальными и духовными составляющими жизни общества — является становление ноосферного общества [31, с. 215]. А сущностной характеристикой ноосферного общества выступает ноосферное сознание. Таким образом, само становление ноосферного сознания есть одна из основных закономерностей формирования ноосферы. Глобальное ноосфер-ное сознание определяет главную функцию коллективного разума — создание условий для перехода человечества на коэволюционный путь развития, построение информационного и рационального общества [32, с. 115—135].
Н. Н. Моисеев считает, что для решения глобальных проблем, противоречий между человеком и биосферой, необходимо внедрить в общественное сознание экологический и нравственный императив [26, с. 248—258]. Экологический императив определяет границы воздействия человека на природу при любых обстоятельствах. Нравственный императив утверждает качества сознания, обеспечивающие выполнение экологического императива. В результате констатируем необходимость становления ноосферного сознания (Г. С. Смирнов) [32] и ноосферного человека (М. А. Меликян) [23, 24]. Главной особенностью такого сознания является базовая идея общего блага, восходящая
к Платону, принцип благоговения перед жизнью (А. Швейцер) [39], качество жизнеутверждения (И. В. Дмитревская) [5]. Ноосферное сознание имеет глобальный, планетарный масштаб, оно объединяет людей независимо от их классовых, национальных, культурных или экономических различий [32, с. 129].
Формирование глобального сознания: общая тенденция мирового развития. В настоящее время исследование механизмов работы разума и сознания становится доминирующей проблемой научного познания. Развитие науки шло, как известно, от простого к сложному, от изучения механического движения к физике, химии, биологии и социальным наукам, и сегодня вплотную подошло к изучению самого субъекта познания.
В философии Гермеса Трисмегиста утверждается единство законов мира и его ментальная основа, мир создается Космическим умом в процессе эманаций, истечений, которые носят энергийный характер. Древнегреческий философ Анаксагор считал, что мир состоит из элементарных частиц, соединенных «нусом», умом, который он также понимал как тончайшую материю.
В. И. Вернадский положил начало новому взгляду на историю человечества — как на историю развития сознания. Он отметил основные этапы его развития: овладение огнем, переход к земледелию и скотоводству, появление письменности, крупных городов и государств, зарождение преднауки, книгопечатание, взрыв научного творчества начиная с XVII в., заселение всей поверхности земли, выход народных масс на арену мировой истории, превращение науки в движущую силу общественного прогресса [3, с. 124—147].
Другой важный момент в истории сознания, отмеченный В. И. Вернадским, — период культурного подъема с VIII по VI в. до нашей эры, в этот период были созданы философско-религиозные учения, обращавшиеся к разуму людей, что определило переход от образного, мифологического мышления к понятийному, логическому (К. Ясперс назвал данный этап осевым временем). Начиная с этого периода развитие личности ускорилось благодаря становлению индивидуального рассудочного мышления, без которого невозможно ее формирование. Развитие личности стало массовым с началом промышленной и научной революций XVII в., утверждением капитализма. Сегодня личностное сознание достаточно развито, чтобы стал возможным следующий большой шаг в эволюции человеческого сознания — формирование коллективного разума. О необходимости глобального сознания и коллективного разума размышляли Д. Радьяр (планетариза-ция сознания), П. Тейяр де Шарден (точка Омега и коллективная ступень мышления), Н. Н. Моисеев (коллективный разум человечества), Я. В. Рейзема (философия планетаризма).
Анализируя тенденции мирового развития, Н. Н. Моисеев сделал вывод, что человеческая цивилизация XXI в. подходит к точке бифуркации [25, с. 116]. Эта бифуркация состоит в становлении коллективного разума и глобального сознания человечества, является закономерным следствием предыдущего развития и двух глобальных бифуркаций (появление жизни и разума на планете). Коллективный разум призван изменить мировоззрение человечества, осуществить переход к информационному и рациональному обществу, коэволюционному пути развития общества и природы [там же].
А. В. Брагин считает, что Разум является неотъемлемым свойством Мира [2, с. 29]. По аналогии с законом постоянства массы живого вещества биосферы исследователь формулирует гипотезу постоянства «массы» разума, что необходимо для выполнения Разумом своей миссии [2, с. 8]. Важнейшая
функция разума — антиэнтропийная — выражается в поддержании гомеоста-за цивилизации [2, с. 29—32]. Эти идеи находят подтверждение в свете энергоинформационной концепции. Три мира эволюции — информационный, энергоинформационный, вещественный — соединяются в одно целое энергоинформационными взаимодействиями и, следовательно, соответствуют друг другу [11, с. 43—48]. Объем вещества соответствует объему энергии и информации. А с информацией имеет дело разум, отсюда и необходимость осуществления определенной работы разума и постоянство его «массы».
Согласно исследованиям Д. Радьяра, в настоящее время начался переход от национально-культурного сознания к глобальному планетарному сознанию [30, с. 15]. На этом этапе сознание становится сверхличным, общечеловеческим и планетарным, возвращает себе утраченную полноту [30, с. 242—243]. Глобальное сознание характеризуется космической сонастрой-кой [30, с. 181], непосредственным ощущением Единства, этикой целостности [30, с. 273].
П. Тейяр де Шарден писал о грядущем объединении человечества в точке Омега, которое завершит историческое развитие человека, о сверхорганическом единстве, планетизации человечества [35, с. 186—203]. Он считал, что «человеческая история развивается между двумя критическими точками мышления (одной — низшей и индивидуальной, другой — высшей и коллективной)» [35, с. 225].
Гипотеза В. П. Казначеева. В. П. Казначеев, исследуя становление человеческого разума, выдвинул гипотезу, согласно которой на заре истории соединились две формы жизни: белковая и полевая. В результате появились человеческое царство природы и человеческий разум. Но человек чувствовал себя человеком только находясь в группе, которая имела общее поле сознания, индивидуальное сознание было слаборазвитым. Вся последующая история — это история развития индивидуального сознания [16, с. 185—197]. В настоящее время человечество стоит перед следующим шагом — объединением двух предыдущих типов сознания: массового полевого сознания и индивидуально-личностного. Такой синтез есть диалектическое продолжение двух предыдущих стадий, возвращение «якобы к старому» на новом уровне — в результате будет формироваться глобальное сознание и коллективный разум человечества. Индивидуальное сознание сможет выдержать натиск коллективных энергий различного уровня и сохранить свою целостность и идентичность, что является условием формирования глобального сознания.
Вся предыдущая история человечества подводит нас к этому очень важному моменту. Таким образом, историческое становление человеческого разума определяется диалектическим законом отрицания отрицания (тезис — антитезис — синтез).
Энергии мысли и сознания. «Энергетический» подход В. И. Вернадского определяется его учением о биогеохимической энергии. Как отмечалось выше, космическая энергия на планете становится биогеохимической энергией и продвигает эволюцию биосферы [3, с. 53]. В человеке эта энергия трансформируется в культурную биогеохимическую энергию (научная мысль и труд организованного человечества). Ее функционирование обеспечивает переход биосферы в ноосферу [3, с. 126].
Обе энергии действуют в человеке одновременно и приобретают максимальную мощность при максимальном выражении биогеохимической энергии первого рода, проявляющейся через размножение [3, с. 129]. Индустриальные революции, проходившие во многих странах мира, сопровождались демографическим взрывом, развитием науки, производства, техники, технологий. Однако в настоящее время в мире начался процесс глобального демографического перехода (С. П. Капица) [17, с. 52—59], выражающийся в резком уменьшении рождаемости, установлении ее нового закона. Однако развитие стран, в которых данный переход уже осуществлен, не остановилось, а продолжается, и это развитие ведет к построению постиндустриального и информационного общества. Вступает в силу еще один фактор — третий, который действует в условиях низкой рождаемости, не зависит от биогеохимической энергии первого рода, является ее дальнейшей сублимацией. Для обозначения этой энергии необходимо использовать термин «энергия сознания» [7, с. 41; 11, с. 246—259; 13]. Данное понятие, наряду с понятием «энергия мысли», употребляется некоторыми исследователями, например К. Г. Коротковым [18]. Учение о «психической энергии» разработано в книгах Живой Этики. Эта энергия включает в себя энергию сознания и энергию мысли [14, § 407]. В результате получается троичная последовательность преобразования энергии в человеке: энергия размножения — энергия культуры — энергия сознания, последняя наиболее субъективна.
Информация генерируется в процессах мышления, но сами эти процессы нуждаются в управлении, которое и осуществляется сознанием. Энергия сознания формирует и направляет круговорот вещества, энергии, информации, обеспечивает направленность процессов, их функциональную эффективность и завершенность. Разум производит информацию, обладающую энергетическим потенциалом, которая на следующей стадии превращается в различные формы энергии, а затем — в формы биологической и социальной организации.
Энергия и сознание: аналогия законов самоорганизации. Тесная связь сознания и энергии позволяет сделать предположение, что сознание само имеет энергетическую природу. Тогда сознание можно определить как особый вид энергии, фиксирующий, отражающий состояние других видов энергии, из которых состоят все пространственно-временные субстанциальные формы [7; 11, с. 196—197].
Если рассматривать сознание таким образом, к нему необходимо применять законы энергии. Энергия может накапливаться, расходоваться, совершать работу. Значит, и сознание может иметь уровни, накапливаться, быть ясным и менее ясным, большим по объему и меньшим, более мощным и менее, проходить стадии эволюции, превращаться из одного вида в другой, развиваться, деградировать и др.
Основную ценность представляет так называемая свободная, несвязанная энергия, именно она способна совершать работу. По аналогии мы можем сказать, что у сознания есть энергии, которые поддерживают его функционирование (уровень бодрствования, выживание и др.), и свободная энергия, которая и совершает различные виды работы — мыслительную, работу осознания, запоминания, восприятия, оценки, созерцания и т. п. Философско-психоло-гическая концепции потока сознания (У. Джемс) легко может быть понята как концепция энергоинформационного потока, имеющего определенную энергию, субстанцию и переносящего различные виды информации.
В итоге констатируем, что в каждой структуре сознания используется свой основной вид энергии, причем эти энергии, преобразовываясь из одного вида в другой, должны соответствовать друг другу. Перечислим энергии сознания, двигаясь от более объективных к более субъективным: энергия чувств, психическая энергия, энергия мысли, энергия сознания, энергия воли. При этом сами данные энергии составляют основные разделы и структуры сознания: область чувственного восприятия, психики, ума, собственно осознавания. Все названные структуры должны иметь определенные субстраты, одним из которых является мозг, но в дальнейшем, по нашему мнению, будут найдены более тонкие основы и механизмы сознания [11, с. 71].
Основные законы разума. По В. И. Вернадскому, культурная биогеохимическая энергия — главная причина постепенного перехода биосферы в ноосферу, она содержит три составляющие — научную мысль, труд и социальную организацию человечества [3, с. 20]. Ясно, что из указанных составляющих важнейшее значение имеет научная мысль, а следовательно, разум в целом. Работа ума должна опираться на свои собственные законы, которые еще слабо охвачены философским и научным исследованием. Один из законов ума сформулирован Д. Лили: то, что человек утверждает в своем уме, становится истинным «в пределах, которые можно и нужно определить экспериментально» [22, с. 90]. Разум обладает огромной созидательной творческой силой. Так что действительно можно сказать, что он не имеет ограничений и что именно он творит реальность. Благодаря силе мысли человек, находясь в гуще событий, может направлять течение своей жизни и влиять на происходящее.
Наиболее общий существующий в настоящее время научный подход — системный, и основные законы формирования глобального сознания должны совпадать с основными системными законами. Нами исследованы важнейшие законы самоорганизации систем [12] и эти законы применительно к структуре ноосферы и ноосферного общества [8]. Три основных закона соответствуют трем частям системы в разработанной А. И. Уёмовым параметрической общей теории систем [37]: закон синтеза определяет системообразующее свойство системы (концепт), закон притяжения и отталкивания показывает механизм формирования структуры системы, закон борьбы энтропии и негэнтропии описывает поведение субстрата системы (энергии в действии).
Закон синтеза (единения), определяющий формирование общего, глобального поля сознания, становится главным в развитии коллективного разума. Далее сознание через свои энергии устанавливает, какие силы и ресурсы будут использоваться в формировании структур социальной жизни, что фиксируется в законе притяжения и отталкивания. Этот закон был известен в индуизме и античной философии, Ф. Энгельс считал, что притяжение и отталкивание — основные формы движения (энергии) [40, с. 52]. В психических процессах притяжение и отталкивание принимают субъективные формы, становятся энергиями симпатии и антипатии, любви и ненависти. Так, снова фиксируются параллели между законами развития вселенной (законы энергии) и законами развития сознания.
Будущая система, ее информационная сущность, использует определенные виды энергии и субстанции, из которых формируется сама система, ее структура. Остальные виды материи и энергии рассеиваются в окружающем пространстве, что известно как диссипация энергии, исследуется целый
класс диссипативных систем (таковыми, по-видимому, являются большинство природных систем).
Наконец, третий закон самоорганизации систем — закон экономии, борьбы энтропии и негэнтропии. Этот закон основан на том, что природа не имеет кладовой, откуда бы она могла брать необходимые материалы для нового строительства. Поэтому она вынуждена частично разрушать имеющиеся построения и использовать высвобожденный материал. Этот закон имеет две стороны. Рост энтропии — следствие инерции, которой обладает материя, поскольку она пассивна. Рост негэнтропии, свободной энергии, — следствие активности, которую проявляют живые системы (жизнь борется за максимальное использование энергии). Баланс этих двух тенденций устанавливается с помощью активности разума. Так глобальное сознание призвано разрешить углубляющийся мировой кризис, глобальные проблемы современности. Отметим, что рассмотренные законы имеют выраженный энергетический характер.
Основные законы, регулирующие динамические процессы самоорганизации систем, — закон единения, притяжения и отталкивания, борьбы энтропии и негэнтропии — должны быть отнесены и к разуму, и к сознанию: сознание можно понимать, во-первых, как систему, а во-вторых, как определенный вид энергии, на который, следовательно, распространяются законы функционирования этой системы.
Общие законы самоорганизации в социальной синергетике. Основой богатства человечества, как известно, является трудовая деятельность людей, которую определяет человеческий разум, значит, ее законы связаны с развитием коллективного разума. С. А. Подолинский использовал энергетический подход для определения эффективности экономической и социальной деятельности человека [28]. Он заложил основы принципиально нового понимания труда: «Труд есть такое потребление механической и психической работы, накопленной в организме, которое имеет результатом увеличение количества превратимой энергии на земной поверхности» (цит. по: [38, с. 54]).
П. Г. Кузнецов рассмотрел экономическое развитие как продолжение биосферного. Поскольку в биосфере происходит накопление свободной энергии, то это должно быть характерно и для экономики. Так исследователь утверждает закон неубывающего роста экономической мощности, выраженной в энергетическом эквиваленте [20]. К нему примыкает закон сохранения полной мощности и социально-экономических форм его проявления (Н. А. Потехин) [29]. Вышеуказанные законы дополняет закон роста производительности труда с ходом времени (В. П. Казначеев) [15, с. 20], показывающий, что вместе с развитием экономики растет и свободное время, необходимое для саморазвития. С законом П. Г. Кузнецова сопряжен закон культурной эволюции Л. Уайта: культура развивается по мере увеличения добываемой энергии на душу населения и эффективности ее использования [36, с. 393—394].
На основе закона сохранения мощности О. Л. Кузнецов и Б. Е. Большаков создали стройную концепцию устойчивого развития [19]. Идеи физической экономики Л. Ларуша близки к вышерассмотренным и показывают необходимость развития производящей экономики, а не спекулятивной [21]. Его концепция основана на принципах энергетического описания экономических процессов, на развивающихся научно-техническом знании, образовании и культуре.
Необходимо также отметить ту решающую роль, которую играет наука (проявление разума и сознания) в развитии современной техники и технологии,
наука стала непосредственной производительной силой (К. Маркс). Скорость и эффективность развития экономики зависят от того, какую долю средств (ВВП) государство (общество) расходует на науку и образование. Опыт индустриальных революций показал, что для инновационного развития минимальная доля должна составлять 7 % бюджетных средств.
Систематизация основных закономерностей. Таким образом, самоорганизация ноосферы и становление глобального сознания человечества подчинены закономерностям нескольких типов, но их все объединяет то, что они носят энергетический характер. Энергия действует наряду с другими компонентами (субстанциальными, структурными, информационными).
Нами рассмотрены основные закономерности эволюции биосферы, закономерности преобразования биосферы в ноосферу, формирования ноосферы и ноосферного общества, некоторые закономерности становления глобального ноосферного сознания, законы социальной синергетики. Все эти закономерности важны для формирования ноосферы, но общая тенденция такова, что все большую значимость приобретают закономерности и процессы становления глобального ноосферного сознания и коллективного разума и использования субъективных энергий: энергии мысли и энергии сознания. Энергетические закономерности биосферы переходят в энергоинформационные (преобразование биосферы в ноосферу) и информационные (функционирование ноосферно-го сознания). Названные закономерности носят динамический характер, т. е. могут быть рассмотрены как энергетические, каждая на своем уровне. С этой точки зрения информация, мысль, сознание обладают энергией.
Основные закономерности могут быть сгруппированы не только по своему объекту, но и по степени общности. Существуют законы, описывающие объекты как целое: закон развития сознания в биосфере; закономерность перехода биосферы в ноосферу, формирования глобального сознания; основной ноосферный и основной семиотический законы; утверждается, что основная энергия созидания ноосферы на современном этапе — энергия мысли и сознания. Далее идут по три закономерности, раскрывающие названные, показывающие изменения объекта как целого. Это три основные энергии планетарной и человеческой эволюции: биогеохимическая, культурная биогеохимическая и энергия сознания, каждая из названных энергий имеет три составляющие. Выделено три основные закономерности формирования ноосферы, три составляющие системы ноосферного общества. Такое положение совпадает с диалектической неоплатонической схемой «один — три», зафиксированной в четырех основных категориях (единое, ум, душа, космос), что подробно рассмотрено в работах А. Ф. Лосева.
Основные системные законы находят свое полное выражение в процессах становления и функционирования глобального сознания и коллективного разума человечества. Один из главных законов, которые определяют формирование глобального сознания, — это закон синтеза. Проявление разума в биосфере и ноосфере обусловливается негэнтропийной функцией разума, законом борьбы энтропийных и негэнтропийных процессов. Строительная функция разума выражается в том, что он использует («притягивает») одни энергии и не использует («отталкивает») другие.
Историческое становление разума человечества, а значит, становление и развитие глобального сознания определяются диалектическим законом отрицания отрицания, он показывает три основные стадии развития человеческого разума: стадию массового родо-племенного сознания, которая
сменяется длительным развитием личностно-индивидуального сознания и их синтезом — стадией глобального сознания и коллективного разума.
Основными энергиями формирования ноосферы (и современного общества) становятся все более субъективные энергии: энергия мысли и энергия сознания. Энергия сознания является дальнейшей сублимацией основной биогеохимической энергии (размножения): энергия воспроизведения — энергия культуры — энергия сознания.
Проблемы исследования законов самоорганизации ноосферы, коллективного разума и глобального сознания носят эвристический характер и, являясь составной частью философии сознания и ноосферы, нуждаются в дальнейшем исследовании.
Библиографический список
1. Антонов Н. П. Роль субъективного фактора в переходе биосферы в ноосферу // Антонов Николай Павлович : философия сознания и ноосферы. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2003. С. 200—232.
2. Брагин А. В. Онтологический аспект ноосферного соотношения мира и человека : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Иваново, 2003. 39 с.
3. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М. : Наука, 1991. 271 с.
4. Вернадский В. И. Проблемы биогеохимии. М. : Наука, 1980. 210 с.
5. Дмитревская И. В. Коммуникативное пространство ноосферы // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. Вып. 2. C. 9—25.
6. Дмитревская И. В., Портнов А. Н., Смирнов Г. С. Ноосферная динамика России: философские и культурологические проблемы. Ч. 1 // Ноосферные исследования. 2002. Вып. 1. 158 с.
7. Жульков М. В. Демографический аспект перехода к ноосферной автотрофности // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. Вып. 2. С. 35—45.
8. Жульков М. В. Ноосферное общество как система // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2013. № 3 (29), ч. 2. C. 97—102.
9. Жульков М. В. Ноосферное развитие: становление коллективного разума и социальной автотрофности // Личность. Культура. Общество. 2010. Т. 12, вып. 2 (55— 56). С. 267—271.
10. Жульков М. В. Ноосферное развитие человечества : социально-философский анализ. Saarbrucken : LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. 187 с.
11. Жульков М. В. Ноосферные энергии и глобальное сознание. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2015. 332 с.
12. Жульков М. В. Системный подход и закономерности формирования систем // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2016. № 3 (65), ч. 1. С. 74—78.
13. Жульков М. В. Энергии созидания ноосферы // Научное обозрение : гуманитарные исследования. 2014. № 8. С. 144—151.
14. Знаки Агни Йоги // Агни Йога : в 4 т. Донецк : Сталкер, 1999. Т. 1. С. 183—273.
15. Казначеев В. П. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск : Наука, 1989. 248 с.
16. Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск : Наука, 1991. 304 с.
17. Капица С. П. Парадоксы роста. Законы развития человечества. М. : Альпина нон-фикшн, 2010. 192 с.
18. Короткое К. Г. Энергия наших мыслей : как наши мысли влияют на окружающую реальность. М. : Эксмо, 2009. 352 с.
19. Кузнецов О. Л., Кузнецов П. Г., Большаков Б. Е. Система природа — общество — человек : устойчивое развитие / ВНИИгеосистем, Ун-т «Дубна». Дубна, 2000. 392 с.
20. Кузнецов П. Г. Законы истории и социальное конструирование // Россия XXI : общественно-политический и научный журнал. 1993. № 6. С. 76—84.
21. Ларуш Л. Физическая экономика — платоновская эпистемологическая основа всех отраслей человеческого знания. М. : Науч. кн., 1997. URL: http://www.larouchepub.com/russian/phys_econ/ physec_toc.html (дата обращения: 20.04.2017).
22. Лилли Д. Центр циклона : пер. с англ. Киев : София, 1993. 320 с.
23. Меликян М. А. Совершенный человек и ноосфера : личностно-персоналистическая репрезентация человеческой революции. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2016. 200 с.
24. Меликян М. А. Феномен ноосферного человека в контексте антропологической катастрофы // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 1. С. 64—72.
25. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. М. : Устойчивый мир, 2001. 200 с.
26. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М. : Мол. гвардия, 1990. 351 с.
27. Моисеев Н. Н., Фролов И. Т. Высокое соприкосновение: общество, человек и природа в век микроэлектроники, информатики и биотехники // Вопросы философии. 1984. № 9. С. 24—41.
28. Подолинский С. А. Труд человека и его отношение к распределению энергии. М. : Ноосфера, 1991. 82 с.
29. Потехин Н. А. Закон сохранения полной мощности // Аграрный вестник Урала. 2014. № 11 (129). С. 83—89.
30. Радьяр Д. Планетаризация сознания. М. : Ваклер, 1995. 304 с.
31. Смирнов Г. С. Интеллигенция как фактор разрешения ноосферных конфликтов // Реалии ноосферного развития. М. : Ноосфера, 2003. С. 206—216.
32. Смирнов Г. С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность : философские проблемы ноосферного универсума / Иван. гос. ун-т. Иваново, 1998. 244 с.
33. Смирнов Г. С. Образование ноосферы : философско-методологические проблемы эволюции сознания. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2015. 504 с.
34. Смирнов Д. Г. Семиософия ноосферного универсума: ноосфера и семиосфера в глобальном дискурсе. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2008. 372 с.
35. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М. : Наука, 1987. 221 с.
36. Уайт Л. Избранное : наука о культуре : пер. с англ. М. : РОССПЭН, 2004. 960 с.
37. Уёмов А. И. Системный подход и общая теория систем. М. : Мысль, 1978. 272 с.
38. Чесноков В. С. Концепция социальной энергетики Подолинского и современность // Ноосфера. 2010. № 1 (30).
39. Швейцер А. Благоговение перед жизнью : пер. с нем. М. : Прогресс, 1992. 573 с.
40. Энгельс Ф. Диалектика природы. М. : Политиздат, 1982. 359 с.