ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ И НООСФЕРЫ
ББК 60.023
М. В. Жульков
ОРГАНИЗОВАННОСТЬ НООСФЕРЫ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Статья посвящена исследованию проблем организованности ноосферы с использованием системного, диалектического и сферного подходов. Констатируется, что общая организованность ноосферы определяется наличием двух частей: информационной и вещественной, соединенных энергоинформационным взаимодействием. Системный подход позволяет конкретизировать эту модель и разработать целостную систему планетарной ноосферы и систему ноосферного общества. Используется сверхсистемный параметр — сущность системы — и параметр энергии, связывающей составляющие системы в одно целое, определяющей ее функционирование и развитие.
Ключевые слова: ноосфера, ноосферное сознание, организованность ноосферы, система ноосферы, система ноосферного общества, энергия сознания.
The article investigates the problems of organization of the noosphere using systemic, dialectical and sphere approach. The author notes that the overall organization of the noosphere is determined by the presence of two parts: the real and the informative connected by energy-information interaction. Systemic approach allows to elaborate the model and to develop the integrated system of planetary noosphere and the system of noosphere society. The author uses the over-system parameter — the essence of the system and the energy parameter connecting the components of the system in one unit, which determines its functioning and development.
Key words: noosphere, noosphere consciousness, organization of the noosphere, the system of the noosphere, the system noosphere society, the energy of consciousness.
Организованность ноосферы — одна из малоизученных проблем ноо-сферологии, ее разработка продвинет вперед весь комплекс ноосферных исследований. В данной статье организованность ноосферы рассматривается с позиции системного подхода.
Общая структура ноосферы. Как известно, существует два основных понимания ноосферы. Э. Леруа и Т. де Шарден трактовали ноосферу как тонкоматериальное образование, надстоящее над биосферой, — сферу мысли и разума. В. И. Вернадский разрабатывал синтетический подход, согласно которому вся биосфера переходит в новое состояние — ноосферу — под действием научной мысли и труда организованного человечества [3, с. 20]. Объединяя эти два подхода, получаем ноосферу, состоящую из двух частей: вещественной и информационной (тонкоматериальной), соединенных энергоинформационными взаимодействиями.
© Жульков М. В., 2015
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-03-00833.
Ясно, что ноосфера определяется также взаимодействием биосферы и человека. Тогда ее общая структура предстанет в следующем виде: информационная ноосфера состоит из биосферной информации и антропогенной информации. Вещественная ноосфера объединяет человека и биосферу. Обе эти части соединены в единое целое энергоинформационным взаимодействием.
Полученная модель общей организованности ноосферы конкретизируется с помощью применения системного подхода, причем как систему необходимо рассматривать не только ноосферу в целом, но и каждую ее составляющую — информационно-духовную и вещественную, ноосферное общество и его информационно-духовные компоненты.
Системный подход к организованности биосферы и ноосферы. Для выяснения системной организованности ноосферы используем диалектический и системно-синергетический подходы, параметрическую теорию систем А. И. Уёмова [20] и ее приложение к гуманитарным исследованиям И. В. Дмитревской [6, с. 27—28]. Согласно этой теории, система трехчленна и состоит из концепта (системообразующее свойство), структуры (системообразующее отношение), субстрата (совокупность элементов). Каждая из трех составляющих характеризуется своим параметром.
Как указывает И. В. Дмитревская, основными характеристиками системной организованности биосферы являются потоки информации, энергии и вещества. Главную роль (концептуальную) в биосфере играет энергия. В ноосфере информация и энергия меняются местами: информация направляет потоки энергии, энергия структурирует вещество. Так формулируется главный ноосферный закон, он определяет движение, направленное от информации к веществу [там же].
Его дополняет основной семиотический закон, который объясняет механизм порождения информации в обществе: «Семиотический закон, раскрывающий антропологический механизм порождения информации, может быть сформулирован следующим образом: вещество развертывается в энергию, энергия распаковывается в информацию» [18, с. 103]. Другими словами, энергия извлекается из вещества, информация — из энергии. В этом законе главную роль играет культурная биогеохимическая энергия. Оба закона — ноосферный и семиотический — объединяются в круговорот вещества, энергии и информации в ноосфере [18, с. 105]. Эта циркуляция и есть тот механизм, который позволяет человеку направлять биосферный поток «энергия — информация — вещество» в другом направлении: «информация — энергия — вещество».
Ноосферное общество как система. Модель системы ноосферного общества разработана автором в следующем виде (см.: [9, с. 41—42; 11]). В соответствии с рассмотренным выше системным подходом, ноосферное общество состоит из трех составляющих — коллективного разума (концепт системы), социально автотрофной структуры (структурообразующее отношение), совокупности ноосферных личностей (субстрат системы). С точки зрения диалектического подхода необходимо добавить общесистемный компонент, задающий систему на уровне целостности, единичности, сущности. В нашем случае сущностью системы является ноосферное сознание. Следует ввести также параметр энергии, исходящей из сущности, соединяющей компоненты системы в одно целое, обеспечивающей ее функционирование и развитие (см.: [11, с. 99—100]). Рассмотрим это несколько подробнее.
В ноосферном круговороте «вещество — энергия — информация» именно информация играет главную роль. С информацией работает коллективный разум человечества. А поскольку информация является концептом системы ноосферы, то коллективный разум выступает системообразующим свойством системы ноосферного общества (см.: [8, с. 270; 9, с. 41—42]).
Коллективный разум человечества определяется как самоорганизующаяся многоуровневая планетарная система, объединяющая человечество в единое целое, состоящая из разумов отдельных людей, структур общественного сознания в единстве духовно-информационных, культурных, семиотических, психических, социобиологических, экологических и информационно-технических аспектов, предназначенная для обеспечения процессов коэволюции общества и природы, развития ноосферного мировоззрения и сознания, управления процессами ноосферного развития (см.: [8, с. 270; 9, с. 75]).
Автотрофность человечества создает энергетическую основу ноосфер-ного развития, освобождает труд человека и увеличивает свободное время, необходимое для творческого развития личности. Повышение автотрофности решает экологические и экономические проблемы, подводя под экономику фундамент небиосферных источников энергии и уменьшая давление на окружающую среду (см.: [8, с. 268; 11, с. 98]).
Сутью социальной автотрофности является рост энергетической независимости человека от биосферы, биосферных источников энергии. Для этого необходимо овладение небиосферными источниками энергии — солнечной энергией, а также теплом земли, атомной и термоядерной энергиями. Так автотрофность создает энергетический фундамент ноосферного развития, становится структурообразующим отношением системы ноосферы (см.: [9, с. 125]).
Наконец, осталось назвать элемент ноосферной системы. Это ноо-сферный человек. Именно ноосферный человек является тем активным звеном, на котором основано становление коллективного разума, рост социальной автотрофности и гармоничное развитие общества. В конечном счете именно благодаря ноосферному человеку решается основное противоречие ноосферного развития и созидаются структуры ноосферы. Человек является движущей силой и результатом ноосферного развития (см.: [9, с. 42; 11, с. 98]).
Однако система как целое не определяется полностью своими системными параметрами, приведем по этому поводу мнение А. И. Уёмова: «Поскольку каждый объект может быть рассмотрен в качестве системы различным способом, указание на объект не определяет однозначно значение системного параметра. Поэтому, прежде чем определить значение системного параметра для данной системы, необходимо иметь четкое системное представление об объекте и в дальнейшем относить значение системного параметра именно к этому представлению. Лишь после того как система полностью установлена, можно приступать к выяснению ее типа, т. е. определению значения соответствующего системного параметра» [20, с. 177]. Для того чтобы «полностью установить» систему, нам придется выйти за рамки системного подхода и обратиться к диалектике, поскольку системный подход в целом можно рассматривать как общенаучный и в этом отношении как конкретизацию более общего философско-диалектического подхода. Именно так представляет системный подход А. И. Уёмов [20, с. 4] и другие исследователи.
Системный подход использует формально-логический аппарат, поэтому он не может исчерпывающе описать объект как с точки зрения диалектики, так и с точки зрения теоремы Геделя о неполноте (формально-логических систем). Поэтому данный подход должен быть усовершенствован или дополнен так, чтобы он стал сверхсистемным или системно-диалектическим.
Для того чтобы подчеркнуть сверхсложность ноосферной реальности, Г. С. Смирнов представляет ноосферу как сверхсистему, охватывающую бытие человека в природно-планетарном и космическом бытии, открытую космическим и планетарным влияниям.
Для описания такой сверхсистемы необходимо использовать не только научный, но и философский и религиозный языки, а также художественно-образное понимание реальности: «Системный подход, применимый в данном случае, позволяет рассмотреть научную мысль как субстрат, философскую мысль как структуру, а религиозно-художественное знание как концепт сверхсистемы духовной жизни общества, человеческой цивилизации в целом. Различны и их функции: научная мысль отбирает кирпичи здания, философская — определяет архитектурный проект, а религиозная мысль задает смыслы бытия в этом огромном здании знания» [16, с. 91]. Подводя итог исследованиям ноосферной реальности, Г. С. Смирнов пишет: «Ноосфера — принципиально открытая самоорганизующаяся и самосохраняющаяся сверхсистема, имеющая планетарно-космическую реализацию и космопланетарную сущность» [16, с. 228].
Таким образом, чтобы задать систему, необходимо использовать сверхсистемный параметр, который бы определял сущность системы. Общесистемный параметр, сущность и цель системы, проявляется через три ее составляющие, т. е. через главное свойство (концепт), основное отношение (структуру), совокупность элементов (субстрат). Концепт не определяет сущность системы, а проявляет ее.
Поэтому, чтобы задать систему ноосферного общества, необходимо определить его сущность. Главная цель эволюции биосферы и истории человечества — эволюция сознания, его раскрытие в процессе планетарной жизни, в процессе самоопределения. Главная цель ноосферного общества — индивидуальная и коллективная эволюция сознания человека, каждого члена общества и различных общественных групп.
С точки зрения диалектики сущность проявляется через основное противоречие в развитии данного объекта. В ноосферном развитии человечества основное противоречие определяется как ноосферный конфликт: «Ноосфер-ный конфликт — это противоречие между материальной (экономической) и духовной (интеллектуальной) составляющими всемирно-исторического процесса, проявляющимися на уровнях "природа и общество", "биосфера и цивилизация", "человек и Вселенная"» [17, с. 215]. Разрешением данного противоречия становятся процессы формирования ноосферного сознания, а на его фундаменте — ноосферного общества (см.: [7, с. 38—40; 9, с. 36—40]).
Начиная создавать модель ноосферного общества, необходимо исходить из процессов формирования ноосферного сознания. Ноосферное общество — это в первую очередь ноосферное сознание. Ноосферное сознание является самодостаточной сущностью, которая обеспечивает целостность общества, так что в определенном смысле (психологическом и духовно-целевом) можно поставить знак равенства между обществом и общественным сознанием.
Главная цель эволюции биосферы и истории человечества — эволюция сознания, его раскрытие в процессе планетарной жизни, в процессе самоопределения. Главная цель ноосферного общества — индивидуальная и коллективная эволюция сознания человека, каждого члена общества и различных общественных групп. Рассматривая ноосферное общество как систему, логично предположить, что именно ноосферное сознание определяет всю систему ноосферного общества — системообразующее свойство, структурообразующее отношение и элемент субстрата. Отсюда и сущность ноосферы — ноосферное сознание (см.: [11, с. 99—100]).
Эволюцию биосферы и историю человечества В. И. Вернадский представлял как историю развития сознания [3, с. 120—147]. В этом смысле история человечества может рассматриваться как ноосферная история [19, с. 12—32].
Ноосферное сознание является жизнеутверждающим (И. В. Дмитревская [5]), исходит из идеи общего блага, принципа благоговения перед жизнью (А. Швейцер [21]), экологического и нравственного императивов (Н. Н. Моисеев [15, с. 247—254]).
Г. С. Смирнов рассмотрел формирование ноосферного сознания как главное проявление ноосферной реальности. Ноосферное сознание «это действительное единство экологического глобального общечеловеческого культурного сознания цивилизованного человечества» [16, с. 134]. Ноо-сферное сознание формируется как «оптимизация и гармонизация уровней природного и социального, естественного и искусственного, биосферного и техносферного, духовного и материального» [16, с. 115]. Оно «выполняет важную функцию самоорганизации ноосферы, выступает основой, определяющей будущее человеческой цивилизации» [16, с. 129]. Ноосферное сознание — это глобальное планетарное сознание, оно объединяет людей независимо от их национальных, классовых, экономических или культурных различий [там же].
В результате наших рассуждений мы получили состав системы в соответствии с диалектической структурой «один — три». На уровне единичности, представления системы неделимым целым, находится сущность системы, далее имеется тройственная структура системы сообразно с параметрической теорией систем. Необходимо связать эти две части системы в одно целое, найти нечто, объединяющее сущность системы и саму систему. Таким нечто может быть лишь динамический параметр, а именно энергия. Для проявления сущности системы нужна не только структура системы, но и системная энергия.
Поскольку сущностью ноосферного общества является ноосферное сознание, то системной энергией становится энергия сознания (см.: [12, с. 41—44; 13, с. 146—149]). Системное свойство появляется при функционировании системы, а для этого нужна энергия, которая притекает, используется и утилизируется (циркулирует в системе). Таким образом, данная троичность системы (концепт — структура — субстрат) предполагает энергию, которая необходима для функционирования, оживления системы (см.: [11, с. 100—101]).
Синтезируя понимание энергии в античной философии, А. Ф. Лосев дает следующее определение энергии: «...энергия смысловой сущности есть сама сущность в своем соотнесении с иным, если это иное мыслится во всех своих максимальных возможностях. Энергия сущности, таким образом,
и есть вся целокупность выразительных моментов сущности» [14, с. 34—35]. Сущность системы эманирует энергию, проходящую через концепт, структуру и субстрат и поднимающуюся обратно, т. е. сущность системы задает круговорот энергии, который в ноосферной системе подчиняется основному ноосферному и основному семиотическому законам. Энергия возвращается к сущности, обогащенная опытом функционирования в материи.
Таким образом, энергия становится динамическим параметром системы, благодаря которому возможно изучение как функционирования системы, так и ее развития. В результате получается система ноосферного общества, представленная на рис. 1.
Ноосфера как система сфер. Как известно, в рамках науки были выделены концентрические оболочки нашей планеты — геосферы [2, с. 281], среди них литосфера, гидросфера, атмосфера и тропосфера, позднее ионосфера. Земная кора определялась как твердая оболочка планеты, под которой начинаются слои полужидкой и жидкой магмы.
К этим физическим сферам были добавлены биосфера и ноосфера. Понятие биосферы введено Э. Зюссом, а ноосферы — Э. Леруа, но целостное учение о биосфере и ее переходе в ноосферу создал В. И. Вернадский, наполнив эти понятия новым содержанием.
В современной геологии выделяются сферы внешние и внутренние. К внешним сферам относят атмосферу, термосферу, ионосферу, стратосферу, тропосферу, гидросферу, магнитосферу, к внутренним геосферам — литосферу (земную кору), мантию и ядро. Геосферы связаны между собой круговоротами вещества и энергии [4, с. 28].
В исследованиях советских и российских ученых и философов сфер-ный подход получил дальнейшее развитие. Одним из первых его начал использовать Н. П. Антонов, основатель ивановской ноосферной школы. Сферный подход показывает историю развития планеты и ее поверхности, а также современную структуру биосферы и ноосферы (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, социосфера, техносфера, ноосфера): «Геосферы
Рис. 1. Система ноосферного общества:
линии — структурные связи, стрелки — энергетические связи
взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в друга, между ними нет абсолютных пространственно-временных границ, поэтому их нельзя четко отделить одну от другой. Качественно различаясь между собой, они представляют единое целое — поверхность Земли, заселенную растениями и животными, человеческим обществом» [1, с. 170].
В настоящее время сферный подход включает также следующие сферы: психосферу, информациосферу, семиосферу, антропосферу, культуросферу, экосферу. Из этого перечисления видно, что данный подход сегодня насчитывает более десятка сфер, в связи с этим возникает необходимость их дальнейшего структурирования и формирования системы сфер, которая отражала бы структуру и развитие ноосферы.
Как было отмечено выше, сознание — цель эволюции биосферы и ноосферы. Следовательно, сознаниесфера (термин предложен Г. С. Смирновым) является сущностью системы ноосферы, образующей единство и целостность всей системы.
Учение В. И. Вернадского о биогеохимической энергии показывает, какую огромную роль энергетические процессы играют в эволюции биосферы. В человеческом обществе биогеохимическая энергия трансформируется в культурную биогеохимическую энергию. Действие последней, по В. И. Вернадскому, является главной причиной преобразования биосферы в ноосферу. Рассматривая организованность биосферы, Ф. Я. Шипунов выделил энергетический уровень организованности, обеспечивающий функционирование всех других уровней [22, с. 104—163, 184].
Ввиду большой важности энергетических процессов в космосе, на планете, в биосфере и процессов ее преобразования в ноосферу, а также с целью структуризации сфер автор предложил использовать понятие «энергосфера», определив его как сферу протекания энергетических процессов в космосе, на планете и в человеческом обществе или, в другом масштабе, в системе «человек — общество — природа» (см.: [10, с. 96]).
Энергосфера — это оболочка планеты, где происходят процессы поступления, накопления, преобразования, действия и утилизации различных энергий — от духовных космических до физических планетарных. Энергосфера пронизывает все другие сферы, обеспечивая их функционирование, жизнедеятельность и развитие [10, с. 97].
С введением понятия энергосферы стало возможным построить систему ноосферы, аналогичную рассмотренной выше, но как систему сфер, в которой каждая сфера является подсистемой.
Введение энергии в качестве общесистемного параметра позволяет рассматривать систему в ее динамике. Именно энергия обеспечивает как функционирование системы, так и ее развитие [там же]. Тогда система ноосферы будет выглядеть следующим образом. Субстратом ноосферы является геосфера (в узком смысле, как часть земной коры), ее структуру образует биосфера, а концептом выступает инфосфера (информациосфера). Энергосфера обеспечивает систему энергией, как ее циркуляцию, так и обмен с окружающей средой, в том числе с другими системами. Сфера сознания является сущностью системы ноосферы, образующей единство и целостность всей системы. Как видим, основной ноосферный закон легко вписывается в системную организацию ноосферы. Энергосфера оживляет всю систему, снабжая энергией ее подсистемы. Общая структура системы ноосферы представлена на рис. 2.
С
Сознаниесфера (сущность системы)
V
Инфосфера (концепт)
^Биосфера (структура)
Геосфера (субстрат)
Энергосфера (проводник энергии)
Рис. 2. Система ноосферы:
линии — структурные связи, стрелки — энергетические связи
Четыре сферы (геосфера, биосфера, энергосфера, инфосфера) вместе образуют тетраэдр, в основании которого лежат три сферы: геосфера, биосфера, энергосфера, вершину занимает инфосфера, как проводник информации и всех субъективных энергий. Сознаниесфера располагается над тетраэдром, символически показывая, что сущность находится и в объекте, и вне его. Связь между сущностью и ее материальным выражением реализуется посредством энергии сознания. Эта энергия испускается сознаниесферой, далее она совершает круговорот в троичной системе в соответствии с основным ноосферным и основным семиотическим законами и возвращается назад к сущности, обогащенная опытом в материи. На каждом уровне системы энергия сознания остается тождественной себе, но в то же время к ней добавляются новые виды энергии — энергия мысли, энергия культуры, биогеохимическая энергия.
Некоторые выводы. Применение системного подхода к ноосфере позволяет усложнить его и ввести в построение системы сверхсистемный параметр «сущность системы» и параметр энергетических (энергоинформационных) процессов, исходящих из сущности, проходящих через тройственный состав системы (концепт, структуру, субстрат) и возвращающихся к сущности, обогащая ее опытом функционирования системы. Круговорот энергии сознания и энергии мысли позволяет системе совершать работу и развиваться, соединяет ее компоненты в единое целое, этот круговорот описывается основным ноосферным и основным семиотическим законами.
Для адекватного описания ноосферы с точки зрения сферного (системо-сферного) подхода необходимо ввести понятие энергосферы — области производства, преобразования, снабжения, утилизации энергий всех структур биосферы и ноосферы. В этом случае тройственность системы описывается тремя понятиями: «инфосфера» — «биосфера» — «геосфера» (под геосферой понимается верхняя часть земной коры), энергосфера служит для функционирования, снабжения энергией всех сфер, их взаимосвязи и на этой основе их единения в целостную систему. Сущность системы определяется сферой сознания, которая задает вектор развития всей системы, корректирует ее развитие. Кроме того, сознание является главной целью развития человечества и, следовательно, ноосферы.
Введение понятия энергосферы имеет методологическое значение для развития сферного подхода, соединения его с системным, энергоинформационным и синергетическими подходами в анализе ноосферного развития. Это понятие делает систему сфер более завершенной и целостной.
Сущностью системы ноосферного общества становится формирующееся ноосферное сознание. Концепт системы ноосферного общества — коллективный разум. Структура системы обладает свойством социальной автотроф-ности, которое в процессе развития ноосферного сознания трансформируется в ноосферную автотрофность. Элементом системы является ноосферный человек — главное звено ноосферного развития.
Представленная модель системы ноосферы обладает универсальностью, так как исходит из системного и диалектического подходов, и может быть применена в исследованиях ноосферы и биосферы на различных стадиях развития. Она может быть использована в анализе исторического становления человека и моделировании отдаленного и ближайшего будущего.
Библиографический список
1. Антонов Н. П. Ноосфера — сфера разума и труда человечества в развитии Земли // Антонов Николай Павлович : философия сознания и ноосферы. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2003. С. 168—185.
2. Вернадский В. И. Биосфера. М. : Наука, 1967. 376 с.
3. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М. : Наука, 1991. 271 с.
4. Данилова В. С. Основные закономерности формирования ноосферы. М. : Academia, 2001. 176 с.
5. Дмитревская И. В. Коммуникативное пространство ноосферы // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. Вып. 2. C. 9—25.
6. Дмитревская И. В., Портнов А. Н., Смирнов Г. С. Ноосферная динамика России: философские и культурологические проблемы. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2002. Ч. 1. 158 с. (Ноосферные исследования ; вып. 1).
7. Жульков М. В. Основное противоречие ноосферного развития // Вестник Костромского государственного университета. 2010. Т. 16, № 2. С. 37—41.
8. Жульков М. В. Ноосферное развитие: становление коллективного разума и социальной автотрофности // Личность. Культура. Общество. 2010. Т. 12, вып. 2 (55—56). С. 267—271.
9. Жульков М. В. Ноосферное развитие человечества : социально-философский анализ. Saarbrucken : LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. 187 с.
10. Жульков М. В. Понятие энергосферы и его использование в сферном подходе // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 5. С. 94—98.
11. Жульков М. В. Ноосферное общество как система // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение : вопросы теории и практики : научно-теоретический и прикладной журнал. Тамбов : Грамота, 2013. № 3 (29), ч. 2. С. 97—102.
12. Жульков М. В. Демографический аспект ноосферной автотрофности // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. Вып. 2. С. 35—45.
13. Жульков М. В. Энергии созидания ноосферы // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. № 8. С. 144—151.
14. Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение / сост. А. А. Тахо-Годи ; общ. ред. А. А. Тахо-Годи, И. И. Маханькова. М. : Мысль, 1995. 944 с.
15. МоисеевН. Н. Человек и ноосфера. М. : Мол. гвардия, 1990. 351 с.
16. Смирнов Г. С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность : философские проблемы ноосферного универсума. Иваново : Иван. гос. ун-т, 1998. 244 с.
17. Смирнов Г. С. Интеллигенция как фактор разрешения ноосферных конфликтов // Реалии ноосферного развития. М. : Ноосфера, 2003. С. 206—216.
18. Смирнов Д. Г. Семиософия ноосферного универсума: ноосфера и семиосфера в глобальном дискурсе. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2008. 372 с.
19. Смирнов Д. Г. Ноосферная идея и ноосферная история : введение в универсум-ную клиософию. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2012. 250 с.
20. Уёмов А. И. Системный подход и общая теория систем. М. : Мысль, 1978. 272 с.
21. Швейцер А. Благоговение перед жизнью : пер. с нем. М. : Прогресс, 1992. 573 с.
22. Шипунов Ф. Я. Организованность биосферы. М. : Наука, 1980. 292 с.
ББК 60.023
М. А. Меликян
МЕЖДУ ТЕХНОСФЕРОЙ И НООСФЕРОЙ: В ПОИСКАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАЧЕСТВА
Статья посвящена проблеме развития человечества в условиях техногенной цивилизации, рядоположенными основаниями которой выступают техносфера и ноосфера. Футурология цивилизации зависит от выбора между этими двумя траекториями глобального развития. Одним из факторов определения качественного роста автор считает развитие нового человеческого качества — ноосферности.
Ключевые слова: техносфера, ноосфера, человеческое качество, техно-сферный человек, ноосферный человек, свойство ноосферности.
The article deals with the problem of mankind development within techno-civilization. Author shows that technosphere and noosphere are twin-fundaments of its unfolding; that is why futurology of human civilization depends on the choice between these two paths of global development. The author considers the development of a new human quality — noospheric quality — noosphereness - to be one of the factors, determining the qualitative growth of civilization.
Key words: technosphere, noosphere, human quality, technical man, noospheric man, noosphereness.
Проблема в самом человеке, а не вне его, поэтому и возможное решение ее связано с ним...
А. Печчеи
В современном мире проблема становления техногенной цивилизации является одной из острых. Техносфера атакует человека со всех сторон, вовлекая в свой научно усовершенствованный мир. Абсолютная техносциенти-зация лишает человека того ориентира, в котором воплощались бы его духовные и жизненные качества. К. А. Свасьян метафорически описывает положение человека в современном хаосе через дискурс детской задачи, где «в пестрой путанице линий и пятен предлагалось отыскать фигуру запрятанного "зайчика"». Так и здесь, «в грохочущем информационном буме, требуется
© Меликян М. А., 2015
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-03-00833.