ДОКТОРАНТСКИЕ ШТУДИИ
ББК 87.523.2
М. В. Жульков
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРЕХОДА К НООСФЕРНОЙ АВТОТРОФНОСТИ
Показано, что демографический аспект ноосферной автотрофности определяется культурной биогеохимической энергией, энергией сознания и деятельности. Развитие человечества основано на одновременном действии биогеохимической и культурной биогеохимической энергий, поэтому развитие культуры сопровождается увеличением численности населения, что демонстрируют индустриальные революции в различных странах. Но сегодня человечество подошло к пределу использования такого экстенсивного развития. Автор делает вывод, что начавшаяся информационная революция, глобальный демографический переход сопровождаются переходом на интенсивный путь развития, изменением основных энергий развития цивилизации: к ним добавляется энергия сознания — главная составляющая ноосферной автотрофности.
Ключевые слова: биогеохимическая энергия, культурная биогеохимическая энергия, глобальный демографический переход, информационная революция, социальная автотрофность, ноосферная автотрофность, субъективный фактор, энергия сознания, энергия культуры.
The article shows that the demographic aspect of noospheric autotrophy is determined by the cultural biogeochemical energy, the energy of consciousness and activity. The development of the mankind is based on the simultaneous activities of biogeochemical and cultural biogeochemical energies, therefore the development of culture is accompanied by the population increase which is illustrated by industrial revolutions in different countries. But by the present moment the humankind have reached the limits of this extensive development. The author comes to the conclusion that the information revolution which has already begun and the global demographic transition are accompanied by the transition to the intensive development, and the change of the main energies of civilizational development: the energy of consciousness as the main component of noospheric autotrophy is added to them.
Key words: biogeochemical energy, cultural biogeochemical energy, global demographic transition, information revolution, social autotrophy, noospheric autotrophy, subjective factor, energy of consciousness, energy of culture.
Учение об автотрофности человечества, фундамент которого заложен В. И. Вернадским [5], является важной составной частью учения о ноосфере и становится все более востребованным для анализа глобальных проблем современности и путей развития человечества [7, 9, 11, 18, 19, 25, 31]. Так, В. П. Казначеев предлагает использовать автотрофность как синтетический показатель ноосферного развития: «...превращение биосферы в ноосферу осуществляется по мере того, как возрастает степень автотрофности человечества» [11, с. 220].
© Жульков М. В., 2014 2014. Вып. 2 (14). Философия •
Демографические процессы являются одной из глобальных проблем и одним из синтетических показателей развития человеческой цивилизации. В данной статье эти процессы, «глобальный демографический переход» [12, с. 14] рассматриваются как составная часть автотрофности, независимости человечества от условий биосферы.
О социальной автотрофности. В. И. Вернадский существенно переосмыслил биологическое понятие автотрофности, введенное немецким физиологом В. Пфеффером, и распространил его на человеческое общество, придав тем самым данному понятию социальный смысл (см.: [18, с. 129]). Как отмечал В. И. Вернадский, «для решения социального вопроса необходимо подойти к основам человеческого могущества — необходимо изменить форму питания и источники энергии, используемые человеком» [5, с. 480].
Человек может научиться синтезировать пищу из ее элементов и преобразовывать энергию солнца с помощью аналога фотосинтеза. Так социальная автотрофность включает в себя вопросы питания и дыхания (синтез пищи и кислорода), использования небиосферных источников энергии, создания искусственной среды жизни, гармоничной социальной организации, роста психофизической независимости человека.
Применяя системную методологию к социальной автотрофности, получаем три ее основные составляющие: субстанциальную — физическую (одежда, обувь, дома, новые материалы) и биологическую (синтез пищи), структурно-энергетическую (небиосферные источники энергии, оптимальная социальная организация общества) и информационную (рост научной мысли как главного компонента культурной биогеохимической энергии человечества) [10, с. 124—125].
Все три составляющие (вещественная, энергетическая и информационная) имеют важное значение для социальной автотрофности, но главной среди них, на наш взгляд, является энергетическая, поскольку именно энергия создает фундамент функционирования человеческого общества и независимости человечества от биосферы. Изменение энергетической базы экономики будет основой для коэволюционного пути развития цивилизации и для роста социальной автотрофности. Овладение небиосферными источниками энергии позволит осваивать ближний космос и земную кору. Таким образом, энергетическая составляющая является главной для достижения социальной автотрофности.
Переход к ноосферной автотрофности. Чтобы прийти к пониманию ноосферной автотрофности, необходимо учитывать не только энергетические, но и субъективные факторы развития человечества.
Эволюция биосферы имеет вектор своего развития, связанный с усложнением нервной системы, мозга (принцип цефализации Д. Д. Дана; см.: [6, с. 21]), созданием субстрата для развития ума и сознания. Поэтому В. И. Вернадский сделал вывод о том, что эволюция биосферы приводит к развитию сознания. Ученый выделил культурную биогеохимическую энергию как источник развития человеческого сознания и общества, превращения биосферы в ноосферу [6, с. 124—128]. На человеческие качества как на главный фактор преодоления глобальных проблем указывал А. Печчеи [21]. Н. П. Антонов показал, что субъективный фактор является главным в сложнейших процессах становления ноосферы [1, с. 220—232].
Взаимосвязь психики и ее субстрата определяется универсальным законом сложности сознания (П. Т. де Шарден), согласно которому в процессе
эволюции органического мира растет внутренняя сложность и напряженность психики, сознания [21, с. 225—229]. Таким образом, субстрат сознания и внутренняя жизнь развивались параллельно.
В. И. Вернадский одним из первых обосновал взгляд на историю человечества как на историю развития сознания [6, с. 124—147]. С этой точки зрения история может быть рассмотрена как история развития человеческого духа [32] и как ноосферная история [28].
Идея автотрофности человечества направлена не только на улучшение условий жизни людей, но и на реализацию духовных устремлений: «Создание нового автотрофного существа даст ему доселе отсутствующие возможности использования его вековых духовных стремлений; оно реально откроет перед ним пути лучшей жизни» [5, с. 486]. Вся предыдущая история человечества была связана с борьбой за существование, и мыслительной деятельностью могли заниматься лишь единицы. При достижении автотрофности духовная жизнь может стать главным содержанием жизни человека. Конечно, нужно говорить о мере автотрофности в каждый данный момент, автотроф-ность развивается постепенно — от гетеротрофного современного состояния через различные стадии миксотрофности ко все большей независимости от условий биосферы [25].
Так идея растущей независимости сознания от биосферы становится доминирующей для ноосферного понимания автотрофности [9, с. 30; 10, с. 138—150]. При этом энергетическая составляющая автотрофности все в большей степени начинает управляться субъективными факторами — научной мыслью и сознанием человека.
В жизни человечества за последние 20 тыс. лет выделяются три волны, или революции: неолитическая, индустриальная, информационная [33, p. XX]. Основным занятием человека первой волны (неолитической) был труд на земле. Вторая волна ознаменовала переход от мускульной силы к индустриальному производству. Третья волна, начавшаяся во второй половине ХХ в., развивает информационное общество, экономику знаний. Растет доля занятых в непроизводственном секторе — в социальной сфере, в сфере производства и переработки информации. Все большее значение приобретает наука, философские искания, культура в целом. Растет понимание того, что смысл жизни человека в совершенствовании сознания, создании достойных условий для жизни и развития каждого человека, каждого народа.
В результате можно сделать вывод, что в наше время началась антропологическая (ноосферно-антропологическая) революция. Истинной ценностью общества становится человек. Он является главной составной частью производительных сил — вместо капитала, а совершенствование человека — главной целью всей его деятельности — политической, экономической и культурной.
По В. И. Вернадскому, человек «становится все более независимым от других форм жизни и эволюционирует к новому жизненному проявлению» [5, с. 463]. В нашу эпоху начался переход к глобальному планетарному сознанию, как утверждает Д. Радьяр [22, с. 15]. Это коллективное общечеловеческое сознание характеризуется космической сонастройкой [22, с. 181], интуитивным восприятием, этикой целостности, непосредственным ощущением Единства [22, с. 273].
Данные идеи нашли свое органичное выражение в понятии ноосферно-го сознания. Ноосферное сознание, отмечает Г. С. Смирнов, формируется как
«оптимизация и гармонизация уровней природного и социального, естественного и искусственного, биосферного и техносферного, духовного и материального» [26, с. 115]. Главной функцией ноосферного сознания является функция самоорганизации ноосферы, оно объединяет людей в единую планетарную целостность независимо от национальных, классовых, экономических и культурных различий [26, с. 129]. Ноосферное сознание — это глобальное планетарное сознание [26], его формирование создает необходимые предпосылки к разрешению экологических, социально-экономических, этнических, религиозных и других глобальных проблем современности.
Таким образом, необходимость формирования ноосферного сознания является сущностной характеристикой ноосферной автотрофности, ее главным отличием от социальной автотрофности. Растущая независимость сознания, ноосферное сознание как определенная цель на этом пути — основа, результат и сущность развития ноосферной автотрофности.
Действие биогеохимической энергии. Согласно учению В. И. Вернадского, космическая энергия (в основном солнечная) становится планетарной биогеохимической энергией, которая является действующей силой эволюции [6, с. 53]. В результате в процессе эволюции растет центральная нервная система, напряженность сознания. С появлением человека начинается новый этап эволюции, биогеохимическая энергия в человечестве трансформируется в культурную биогеохимическую энергию: «Эта новая форма биогеохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной биогеохимической энергией, является той формой биогеохимической энергии, которая создает в настоящее время ноосферу» [6, с. 126].
В человеке действуют обе разновидности биогеохимической энергии — первого и второго рода. Действие природной биогеохимической энергии выражается через размножение. Этой форме энергии В. И. Вернадский придавал большое значение: «Разум может максимально проявляться таким образом только при максимальном развитии основной формы биогеохимической энергии человека, т. е. при максимальном его размножении» [6, с. 129].
Итак, процессы размножения — количество ныне живущих людей, скорость роста численности населения — являются важными показателями развития цивилизации. Ученые в разное время пытались построить демографическую картину развития цивилизации, а также оценить возможное количество людей на планете. Первый взрыв размножения произошел 10—8 тыс. лет назад в процессе массового перехода человечества к земледелию и скотоводству (неолитическая революция). По оценкам Г. Ф. Николаи, сделанным в 1918—1919 гг., «земледелие дает возможность пропитать на 1 км до 150 человек, т. е. на всю Землю (сушу) придется 22,5 х 10 неделимых» (см.: [там же]). Из этих исчислений видно, что биогеохимическая энергия людей имеет естественные ограничения.
Развитие производительных сил и демографические процессы. Процессы развития производительных сил (индустриальные революции) приобрели в XX в. глобальный планетарный характер, захватив сначала Европу и Америку, СССР, а затем страны Юго-Восточной Азии, Южной Африки и Латинской Америки. Эти процессы всегда сопровождались вспышкой размножения, или демографическим взрывом, а затем — стабилизацией численности населения.
Согласно исследованиям С. П. Капицы [12, 13], рост численности населения от древнейших времен и до наших дней определялся гиперболическим законом, т. е. население Земли долгие периоды росло достаточно медленно, затем наступил переход к стремительному росту. Ускоренный демографический рост связан с развитием науки, городской цивилизации, что в конечном счете привело к индустриальной и аграрной революциям, овладению электрической и атомной энергией. Здесь развитие культуры и цивилизации происходило параллельно росту численности населения, в полном соответствии с положением В. И. Вернадского.
Как отмечает С. Г. Смирнов, главная идея исследований С. П. Капицы «заключается в том, что проблемы народонаселения надо рассматривать не в контексте отдельных популяций (рас, этносов, стран), а в масштабе полного населения Земли» [27, с. 67], т. е. постоянной взаимозависимости людей с древнейших времен и до наших дней, связи каждого человека с каждым. Эта связь выражена гиперболическим законом, определяющим зависимость прироста населения от квадрата его численности [13, с. 38—39]. С. П. Капица делает вывод, что демографические показатели, развитие человечества в целом определяются сознанием человека [13, с. 48], и в этом проявляется ноо-сферный характер исследований ученого [27, с. 68].
Для целей нашей статьи важно еще раз констатировать взаимосвязь и взаимозависимость двух энергий (природной и социальной) — биогеохимической и культурной биогеохимической энергий в человеке. Это положение является не только теоретическим, но в большей степени эмпирическим обобщением, сделанным В. И. Вернадским.
Глобальный демографический переход и энергия культуры. Однако в настоящее время наблюдается то, что С. П. Капица назвал глобальным демографическим переходом [12, с. 14; 13, с. 52—59], изменением закона роста численности населения, и его стабилизацией во всемирном масштабе в ближайшие десятилетия.
Этот переход совпадает с постиндустриальным развитием, или информационной революцией, которая охватывает всю планету. Из двух энергий на первое место выдвигается культурная биогеохимическая энергия, основанная на научной мысли и труде социально организованного человечества [6, с. 20]. Так мы отметили очень важную черту глобальной революции, в которую входит человечество. Это революция в сознании, разуме, социальной организации, отношениях между людьми — переосмысление цели и ценности жизни, коренное изменение всех сфер человеческой жизни.
Когда человечество в большем объеме будет использовать культурную биогеохимическую энергию, необходимость в быстром росте численности населения отпадет, что мы и видим в развитых странах.
Человечество с экстенсивного пути развития переходит на интенсивный путь. Главной силой такого развития становится энергия культуры — мысль. Мышление все в большей степени начинает управлять развитием общества, что соответствует основному ноосферному закону (И. В. Дмитревская): информация (мысль) генерирует энергию, энергия структурирует вещество [8, с. 27—28]. На этом пути большую значимость приобретают проблемы качества населения, его отдельных групп, проблемы воспитания и образования, переподготовки кадров, другими словами, проблемы сознания.
Одно из главных проявлений биогеохимической энергии — размножение. Следовательно, человечество должно взять под контроль процессы размножения. До недавнего времени в этом не было необходимости, но с тех пор как население выросло до нескольких миллиардов, перед мировым сообществом встал вопрос, сколько людей может прокормить планета без ущерба для экологической безопасности как человечества, так и биосферы в целом?
История и антропология показывают, что каждое значительное завоевание в области познания мира меняет образ жизни людей и социальную структуру общества, а также ведет к росту численности населения.
Биогеохимическая энергия первого рода (благодаря общему напряжению цивилизационного развития в данной стране и во всем мире) переходит в культурную биогеохимическую энергию, становится научной мыслью и социальной организацией. В результате социальная сфера, экономика, культура получают толчок и быстро развиваются.
Сегодня человечество подошло к границе использования биогеохимической энергии первого рода — экстенсивного развития, по сути дела, использования возможностей роста численности живущих людей. Процесс быстрого роста численности населения в конце XIX — начале XX в. совпал с гигантским ростом производительных сил, развитием науки и техники, индустриальной революцией, овладением тайной атома, быстрыми изменениями в социальной структуре общества. Эти изменения охватили сначала западный мир, а в настоящее время они постепенно распространяются на все регионы мира: Китай, Индию, Юго-Восточную Азию, некоторые страны Южной Америки и Африки.
В этих процессах мы видим взаимодействие двух энергий: благодаря увеличению мощи биогеохимической энергии первого рода так же быстро растет и энергия культуры — научная мысль и социальная организация. При этом наблюдалась и наблюдается поразительная вещь: страны и народы, охваченные этими процессами, как бы наступают на всех фронтах одновременно, затрагиваются все стороны жизни — экономические, политические и культурные. Это становится возможным благодаря увеличению людских ресурсов и благодаря улучшению их качества — распространению образования и науки.
Период такого быстрого роста в основном за счет экстенсивных факторов не может продолжаться долго. В развитых странах уже изменилась демографическая ситуация, рождаемость резко снизилась, люди стали больше уделять внимания собственному развитию.
Мир вступил в стадию демографического перехода, которая, по оценкам С. П. Капицы, займет примерно сто лет — с 1950-х по 2050-е гг. Численность населения будет определяться другими законами, население стабилизируется на отметке около 12 млрд человек [13, с. 67]. Особенно необходимо отметить, что этот переход осуществляется по внутренним причинам — среди них увеличение времени образования — передачи достижений культуры новым поколениям. А это фактор, задаваемый объемом и качеством передаваемых знаний, связанный с сознанием человечества.
Такое освобождение и в определенной степени контроль биологических факторов в жизни людей являются крупным шагом к освобождению сознания от материальных факторов и условий жизни. Сознание и научная мысль ста-
новятся теми движущими силами, которые во все большей степени обусловливают развитие человечества.
Переход на интенсивный путь развития. Таким образом, после периода индустриальной революции и интенсивного роста численности населения следует стабилизация численности и переход на использование другого демографического закона. Этот переход совпадает с началом информационной революции, а также более интенсивным использованием культурной биогеохимической энергии. И здесь необходимо отметить, что связка между двумя энергиями — энергией размножения и энергией культуры — перестает действовать.
Если культурная биогеохимическая энергия тесно связана с размножением, то необходимо освободить культурную энергию от такой зависимости или задействовать другую силу, не связанную напрямую с размножением. И такая сила, конечно, есть. Это сознание.
По В. И. Вернадскому, основная сила, двигающая эволюцию биосферы, — биогеохимическая энергия, в живом веществе она проявляется как сила размножения, ее сублимацией (если использовать термин психоанализа) является культурная биогеохимическая энергия — мысль и труд социально организованного человечества. Но в человеке должна быть еще энергия, не связанная напрямую с биогеохимической энергией, не зависимая от биосферы, от природы. Энергия сознания может рассматриваться как такая сила. Она до сих пор проявлялась через биогеохимическую и культурную биогеохимическую энергии, а в настоящее время выступает вперед как субъективная, внутренняя жизнь, которая и начинает играть определяющую роль в современном развитии.
Благодаря общему ходу эволюции и историческому развитию человечества сознание развивается, у человека появляется внутренняя жизнь, все более независимая от внешних факторов. Эта область субъективной жизни, поначалу находящая выражение через высшие уровни культурной биогеохимической энергии, приобретает самостоятельное значение: «Культурная биогеохимическая энергия, о которой писал В. И. Вернадский, — особый тип энергии, за которым фактически стоит то, что называется сознанием» [24, с. 29]. В связи с этим, продолжая линию эмпирического обобщения, начатую В. И. Вернадским, выделим энергию сознания как самостоятельный действующий в эволюции человечества фактор.
Следуя логике развития, отметим, что наступает новый этап в сублимации энергии воспроизведения, которая становится энергией сознания. Поскольку две энергии — биогеохимическая и культурная биогеохимическая — действуют совместно, то именно такое общее действие и приводит к их преобразованию и превращению в энергию сознания. Эта более высокая энергия диалектически снимает (по Гегелю) действие низших энергий.
С другой стороны, необходимо использовать и философско-научный подход к определению энергии сознания. Отметим прежде всего, что философская антропология по-особому понимала происхождение сознания человека. Самосознание человека, как считает Н. А. Бердяев, имеет сверхприродную основу: «Философская антропология целиком покоится на высшем, прорывающемся за грани природного мира самосознании человека» [4, с. 298]. Эта космическая природа сознания является основой для постепенного развития сознания в ходе планетарной эволюции. В данный исторический
период сознание выдвигается на передний план развития человечества. Однако происхождение сознания не отменяет факт его планетарной эволюции, имеющей определенные ступени.
Необходимо обратиться также и к истории понимания энергии. Аристотель, который и ввел данный термин, под энергией понимал соединение трех факторов: возможности (потенции), действительности и цели (энтелехии), сила которой переводит возможность в действительность [2, с. 51] (см. также: [15, с. 445—450]). Это метафизическое понятие, объединяющее не только физическую энергию, но и энергию вообще, в том числе энергию сущности.
Известный исследователь античной диалектики А. Ф. Лосев использовал понятие «энергия сущности»: «Энергия сущности есть становление интеллигенции, или чистого ума, стремящегося утвердить себя на фоне иного, в ином, во тьме» [16, с. 156]. Энергия сущности, таким образом, и является всей целокупностью выразительных моментов сущности [17, с. 35]. Учитывая, что космическое сознание — основа сознания человечества, получаем следующее определение «энергии сознания». Энергия сознания есть становление сознания в материи, выражение потенциала сознания через деятельность. Другими словами, это способность совершать работу, которая производится как внутри сознания (работа осознания), так и вовне через мысль, психику, коммуникацию, труд.
В современной философской литературе используются понятия психической энергии (Агни Йога), метафорической энергии (Я. В. Рейзема), семантической энергии (Л. В. Лесков, В. В. Налимов) [3, 23, 15, 20]. Возможно, получат свое научное понимание термины восточной философии «ци», «прана» как тонкоматериальные виды энергии, наделенные определенным уровнем сознания, как разновидность психической энергии.
В даосской йоге показывается взаимосвязь и взаимопереходы трех энергий: энергии воспроизведения (цзинь), жизненной энергии (ци) и энергии духа (шэнь) [29]. Эта последовательность в чем-то аналогична биогеохимической энергии (проявляющейся через размножение), энергии культуры и энергии сознания.
П. Тейяр де Шарден рассматривал единую энергию, имеющую две стороны — внешнюю, физическую, и внутреннюю, психическую и духовную, он назвал их тангенциальной и радиальной энергиями. Радиальная энергия влечет элемент эволюции «в направлении все более сложного и внутренне сосредоточенного состояния» [30, с. 61], т. е. эта энергия связана с сознанием.
К. Г. Коротков в своей книге «Энергия наших мыслей» пишет: «Наше Сознание обладает Энергией. Она не образуется из физического вакуума или космических лучей, это процесс использования внутренних ресурсов нашего тела под влиянием волевых посылов, процесс, когда тело подчиняется Сознанию и в едином импульсе мощно реализует скрытый резерв» [14, с. 3].
Культурная биогеохимическая энергия порождается, как было отмечено выше, научной мыслью, социальной организацией и трудом, причем мысль является ее высшей составляющей, а ее низшая составляющая связана с действием. Согласно исследованиям А. Ф. Лосева, сознание содержит три составляющие — познание, волю и чувство [17, с. 23]. Необходимо отметить, что более высокая энергия сознания не включает в свой состав действия, но именно она определяет и научную мысль, и социальную организацию, и дей-
ствие. Энергия сознания направляет культурную биогеохимическую энергию, энергию мысли, которая далее обусловливает круговорот вещества, энергии, информации через основной ноосферный закон [8, с. 27—28].
Энергию сознания следует отличать от энергии мысли, определим последнюю как способность совершать интеллектуальную работу, манипулировать информацией и образами. Поскольку интеллект является частью оснащенности сознания, то энергия мысли — одна из сил сознания, поэтому понятие «энергия сознания» шире понятия «энергия мысли».
Энергия сознания может быть классифицирована разными способами. Во-первых, необходимо выделить Энергию сознания (с большой буквы), обозначающую энергию сознания человечества как космической сущности. Затем идет энергия сознания человечества, выражающая себя в каждый исторический период. По масштабу проявления выделим глобальную, коллективную и индивидуальную энергию сознания. Также энергия сознания различается по видам ее применения в науке, культуре, технике, социальной организации, коммуникации и т. п.
Некоторые выводы. Возвращаясь к демографическим процессам, необходимо отметить, что в течение демографического перехода человечество в своем развитии будет все больше опираться на сознание и научную мысль. Это будет главным образом интенсивное развитие, основанное, в конечном счете, на совершенствовании качеств сознания: «Поскольку рост ограничивается знаниями, то не материальные ресурсы в виде питания, энергии, пространства, а ресурсы сознания человечества все в большей степени становятся фактором, определяющим наше развитие» [12, с. 85].
Развивающаяся внутренняя жизнь, все более самодостаточная, все более независимая от внешней, начинает определять внешнюю жизнь. Данное положение до сих пор было характерно для выдающихся людей (таких как В. И. Вернадский), но в настоящее время развитие внутренней жизни должно стать главным фактором жизни больших масс людей.
Таким образом, демографические процессы современности являются частью глобальных процессов и, в конечном счете, обусловливаются начавшейся информационной революцией, процессами формирования ноосфер-ного сознания. Растущая независимость сознания от условий биосферы является главной составляющей ноосферной автотрофности, следовательно, демографические процессы необходимо рассматривать как часть ноосферной автотрофности.
Для описания современных глобальных процессов, процессов демографического перехода целесообразно ввести понятие «энергия сознания» как новый фактор в эволюции человечества. Это понятие позволит глубже осмыслить и описать данные процессы, а также предвидеть будущее развитие. Энергия сознания не отменяет действие биогеохимической и культурной биогеохимической энергий, но начинает контролировать энергию размножения и направлять действие культурной биогеохимической энергии.
Эволюция человечества до сих пор определялась действием двух энергий — биогеохимической и культурной биогеохимической. Демографический рост населения в последние столетия, особенно в XIX—XX вв., сопровождался быстрым развитием науки, техники, экономики, образования, формированием более совершенных социальных структур. В настоящее время ресурс использования роста численности населения исчерпывается, и дальнейшее
развитие будет определяться в основном энергией культуры в ее высшем
выражении — энергией сознания. Субъективный фактор, энергия сознания
постепенно становятся главным фактором жизни человечества.
Библиографический список
1. Антонов Н. П. Роль субъективного фактора в переходе биосферы в ноосферу // Антонов Николай Павлович : философия сознания и ноосферы. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2003. С. 220—232.
2. Аристотель. Физика. М. : Соцэкгиз, 1937. 230 с.
3. АУМ // Агни Йога : в 4 т. Донецк : Сталкер, 1999. Т. 3. С. 246—363.
4. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия свободы ; Смысл творчества. М. : Правда, 1989. С. 254—535.
5. Вернадский В. И. Автотрофность человечества // Владимир Вернадский : жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / сост. Г. П. Аксенов. М. : Современник, 1993. С. 462—520.
6. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М. : Наука, 1991. 271 с.
7. Гирусов Э. В. «Автотрофность» как новая парадигма социального развития // Реалии ноосферного развития. М. : Ноосфера, 2003. С. 46—51.
8. Дмитревская И. В., Портнов А. Н., Смирнов Г. С. Ноосферная динамика России: философские и культурологические проблемы. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2002. Ч. 1. 158 с. (Ноосферные исследования ; вып. 1).
9. Жульков М. В. Космическая природа и социальное лицо ноосферной автотрофно-сти // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2011. Вып. 2. С. 26—36.
10. Жульков М. В. Ноосферное развитие человечества : социально-философский анализ. Saarbrucken : LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co KG, 2012. 187 с.
11. Казначеев В. П. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1989. 248 с.
12. Капица С. П. Общая теория роста человечества : как рос и куда идет мир человека. М., 2009. 120 с.
13. Капица С. П. Парадоксы роста : законы развития человечества. М. : Альпина нон-фикшн, 2010. 192 с.
14. Коротков К. Г. Энергия наших мыслей : как наши мысли влияют на окружающую реальность. М. : Эксмо, 2009. 352 с.
15. Лесков Л. В. Нелинейная Вселенная: новый дом для человечества. М. : Экономика, 2003. 440 с.
16. Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос / сост., ред. А. А. Тахо-Годи. М. : Мысль, 1993. 958 с.
17. Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение / сост. А. А. Тахо-Годи ; общ. ред. А. А. Та-хо-Годи, И. И. Маханькова. М. : Мысль, 1995. 944 с.
18. Лось В. А. О понятии «автотрофность человечества» // Филос. науки. 1972. № 4. С. 128—130.
19. Московченко А. Д. Русский космизм. Глобальные проблемы XXI века // Известия Томского политехнического университета. 2009. Т. 314, № 6. С. 64—67.
20. Налимов В. В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. 3-е изд. М. : Академ. проект : Парадигма, 2011. 399 с.
21. Печчеи А. Человеческие качества. М. : Прогресс, 1985. 312 с.
22. Радьяр Д. Планетаризация сознания. М. : Ваклер, 1995. 304 с.
23. Сиверц ван Рейзема Я. В. Философия планетаризма. Планетарный разум земной цивилизации. М. : Новое тысячелетие, 2005. 592 с.
24. Смирнов Г. С. Интеллигенция и ноосфера : философско-культурологические проблемы интеллигентоведения. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2007. 128 с.
25. Смирнов Г. С. Миксотрофность современного человечества: реалии ноосферного перехода // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2013. Вып. 2. С. 8—11.
26. Смирнов Г. С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность : философские проблемы ноосферного универсума / Иван. гос. ун-т. Иваново, 1998. 244 с.
27. Смирнов Г. С. Так начинается ноосферная история: «гиперболический рост населения мира» и пути ноосферного развития : (размышления о книге С. П. Капицы «Парадоксы роста. Законы развития человечества») // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. Вып. 3. С. 66—70.
28. Смирнов Д. Г. Ноосферная идея и ноосферная история: введение в универсумную клиософию. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2012. 250 с.
29. Стулова Э. С. Даосская практика достижения бессмертия // Лу Куань Юй. Даосская йога. Алхимия и бессмертие. СПб. : Орис, 1993. С. 309—364.
30. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М. : Наука, 1987. 240 с.
31. Яншина Ф. Т. В. И. Вернадский о проблеме автотрофности человечества // Вестник Академии наук СССР. 1988. № 6. С. 57—67.
32. Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М. И. Левиной. М. : Политиздат, 1991. 527 с.
33. TofflerA. Powershift. New York, 1990. 177 p.