32. Тонких А. М. Мировоззренческое значение термина «ноосфера» : дис. ... канд. филос. наук. Иваново, 1985.
33. Читтапад М. Тайна Леонардо. URL: http://evgeny-onegin.msk.ru/SANTEM/ leonardo.html (дата обращения: 15.05.2011).
34. Яншин А. Л. Учение В. И. Вернадского о биосфере и переходе ее в ноосферу // Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М. : Наука, 1988. С. 429—502.
ББК 87.21
М. В. Жульков
КОСМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА
И СОЦИАЛЬНОЕ ЛИЦО НООСФЕРНОЙ АВТОТРОФНОСТИ
В современном мире значение проблем социальной автотрофности возрастает в связи с необходимостью перехода на коэволюционный путь развития общества и природы, а также разработки программ устойчивого развития.
В настоящее время социальная автотрофность определяется развитием техники и технологии под направляющим влиянием науки, которая тем самым становится непосредственной производительной силой общества. Сегодня есть реальная опасность узко технократического пути развития цивилизации. И чтобы этого не произошло, наука, техника и социальное развитие должны управляться формирующимся ноосферным сознанием. На этом пути социальная автотрофность становится ноосферной автотрофностью.
Учение В. И. Вернадского об автотрофности человечества
В. И. Вернадский сформулировал концепцию автотрофности человечества как важную подготовительную часть учения о биосфере и переходе биосферы в ноосферу. Основные положения этой идеи изложены им в статье «Автотрофность человечества» в 1925 году [2].
Термин «автотрофность» (греч. autos — сам, tropho — питаю) введен в научный оборот во второй половине XIX столетия немецким физиологом В. Пфеффером. Автотрофными он назвал организмы, которые в своем питании не зависят от существования других организмов, гетеротрофными — те, «которые в своем питании зависят от существования других организмов, пользуются их химическими продуктами» [2, с. 472]. Растения — основной вид автотрофных организмов в биосфере. Они преобразуют солнечную энергию в химическую, снабжая энергией все другие виды организмов [2, с. 473].
В своей статье В. И. Вернадский анализирует существующую социальную организацию, которая в сильнейшей степени зависит от питания: «Зависимость человека от живого целого благодаря его питанию определяет все его существование... Очевидно, что вся жизнь человека, весь его социальный уклад в течение всего хода истории определяются этой необходимостью. В конце концов, именно это неукротимое стремление управляет миром человека, строит и всю его историю, и все его существование» [2, с. 469].
© Жульков М. В., 2011
Несмотря на успехи промышленности и сельского хозяйства, проблема снабжения продовольствием, качественным питанием выросшего за XX век в три раза человечества до сих пор не решена. «Для решения социального вопроса необходимо подойти к основам человеческого могущества — необходимо изменить форму питания и источники энергии, используемые человеком» [2, с. 480]. Человек может научиться синтезировать пищу из ее элементов и преобразовывать энергию солнца с помощью аналога фотосинтеза. Благодаря синтезу пищи человеком из ее элементов из «существа социально гетеротрофного он сделался бы существом социальным автотроф-ным» [2, с. 482].
В. И. Вернадский научно поставил перед человечеством грандиозную задачу достижения независимости в питании и энергетическом обеспечении. В процессе решения этой задачи человечество достигнет относительной независимости от климата, урожаев, наличия ресурсов, от биосферы в целом.
Автотрофность человечества развивалась постепенно через овладение огнем, производством орудий труда, созданием городов. Важным шагом к большей независимости человека от биосферы стал переход к земледелию и скотоводству. В результате возникали новые виды растений и животных, менялся лик земли. Человек научился использовать силу ветра и течение рек (в этом можно видеть первые естественные формы автотрофности человечества). Следующий шаг — использование энергии воды и пара, превращение этих видов энергии в электрическую (что вызвало огромные изменения в социальной жизни). С началом индустриальной революции в широком масштабе началась добыча полезных ископаемых и их переработка. В наше время человечество ищет небиосферные источники энергии: ветра, солнца, термоядерную, термальную, энергию окружающей среды. С помощью техники человек создает искусственную среду, которая играет все большую роль в жизнеобеспечении.
В настоящее время в ноосферологии наряду с термином «автотроф-ность человечества» [12, с. 265; 16; 18, с. 289; 6; 7; 33] используется термин «социальная автотрофность» [27, с. 199; 8, с. 20].
Анализируя учение В. И. Вернадского об автотрофности, В. А. Лось отмечает, что произошло «существенное переосмысление понятия, а именно: понятие, употреблявшееся только для характеристики специфических свойств растений, было распространено на сложнейший социальный организм, каким является человеческое общество» [16, с. 129]. Так В. И. Вернадский переосмыслил биологическое понятие и распространил его на человеческое общество, сделав это понятие социальным.
Таким образом, автотрофность человечества носит социальный характер, поэтому использовать понятие «социальная автотрофность» предпочтительнее, оно точнее отражает социальную природу растущей независимости человечества от условий биосферы.
Главная составляющая социальной автотрофности и законы негэн-тропийной деятельности человека
Социальная автотрофность включает в себя вопросы питания и дыхания (синтез пищи и кислорода), использования небиосферных источников энергии, создания искусственной среды жизни, гармоничной социальной организации, роста психофизической независимости человека.
Человек ставит задачу синтезировать продукты питания из природных элементов — но для этого нужна небиосферная энергия, например солнечная. Глобальная экологическая проблема вызвана в основном энергетической деятельностью человека. Изменение энергетической базы экономики явится основой для коэволюционного пути развития цивилизации и для роста социальной автотрофности. Овладение небиосферными источниками энергии позволит осваивать ближний космос и земную кору.
Таким образом, биологические, энергетические и информационные составляющие имеют важное значение для социальной автотрофности, но главной среди них является энергетическая, поскольку именно энергия создает основу функционирования человеческого общества и фундамент независимости человечества от биосферы.
Энергетика является основой функционирования современной экономики и всего социального организма, а социальная автотрофность направляет его в рамках ноосферного развития, имея целью построение ноосферного общества. Поэтому можно сказать, что социальная автотрофность является энергетическим фундаментом ноосферного развития в целом.
Конечно, необходимо различать природные энергии биосферы и техно-сферные энергии, которые могут вызывать и вызывают негативные последствия в функционировании биосферы, о чем будет сказано ниже.
«Сознание первостепенного значения энергетики охватило все мировоззрение натуралистов», — писал В. И. Вернадский [4, с. 99]. Сегодня такое понимание широко распространено ввиду базовой роли энергетики в экономике. Преобразование энергии является основным условием для существования биосферы, а следовательно, и для ноосферы тоже. Но для ноосферы характерно, что человечество начинает управлять потоками энергии в обществе и природе. Когда вопросы энергии будут решены, реализуется и вещественная составляющая социальной автотрофности — синтез пищи и кислорода.
В. И. Вернадский рассматривал жизнь как процессы, накапливающие свободную энергию в биосфере, и считал, что второе начало термодинамики неприложимо к живому веществу. Живое вещество производит свободную биогеохимическую энергию, которая накапливается в биосфере и служит основой эволюции сознания: «Уменьшение энергии, ее рассеяние в виде тепла, не имеет места в жизни... Наоборот, в силу факта существования этих организмов количество свободной энергии, способной производить работу, очевидным образом увеличивается к концу их жизни в окружающей природе, в конце концов с ходом геологического времени» [3, с. 179].
Увеличение свободной энергии в обществе определяется трудом, использующим научные достижения, на что одним из первых указал С. А. Подолинский [20, 31]. Производительная сила зависит от использования новых источников энергии, от повышения кпд технических средств. Ученый применил энергетический подход для определения эффективности экономической и социальной деятельности человека. Эти идеи нашли отражение в законе роста производительности труда, который «выступает как закон развития общества, как абсолютный закон» [11, с. 20].
Американский экономист Л. Ларуш выдвинул концепцию физической экономики [14]. Эта концепция основана на принципах энергетического описания экономических процессов, на развивающемся научно-техническом знании, на развитии образования и культуры. Создана концепция устойчивого развития, основанная на трудах П. Г. Кузнецова, на законе роста свободного
времени и неубывающем росте энергетической мощности экономики [13]. С этим последним сопряжен закон культурной эволюции Л. Уайта: культура развивается по мере увеличения добываемой энергии на душу населения и эффективности ее использования [25, с. 393—394].
Законы роста производительности труда, неубывающего роста энергетической мощности, возрастания производства энергии на душу населения и эффективности ее использования определяют аспекты негэнтропийной функции человеческой цивилизации и социальной автотрофности в ноосфере. Но чтобы глубже понять значение социальной автотрофности, необходимо рассмотреть основное противоречие ноосферного развития.
Основное противоречие ноосферного развития и социальная автотрофность
Как известно, в основе всякого развития лежит противоречие. Движущей силой ноосферного развития является основное противоречие, понимаемое как основной ноосферный конфликт (Г. С. Смирнов): «Ноосферный конфликт — это противоречие между материальной (экономической) и духовной (интеллектуальной) составляющими всемирно-исторического процесса, проявляющимися на уровнях "природа и общество", "биосфера и цивилизация", "человек и Вселенная"» [22, с. 215].
Данная концепция в основу полагает конфликт между различными со-знаниевыми формами, а также сознанием и его выражением в конкретных условиях пространства-времени, на определенной стадии развития биосферы и человечества. Другими словами, это противоречие между сущностным (внеприродным) сознанием человека и его выражением в виде культуры и цивилизации, между необходимым и достигнутым уровнем и качеством сознания. Это и составляет основное противоречие ноосферного развития. В процессе решения основного ноосферного противоречия будет происходить становление планетарного ноосферного сознания и ноосферного общества в целом. Ноосферное сознание, как отмечает Г. С. Смирнов, формируется как «оптимизация и гармонизация уровней природного и социального, естественного и искусственного, биосферного и техносферного, духовного и материального» [23, с. 115]. Главной функцией ноосферного сознания является функция самоорганизации ноосферы, оно объединяет людей в единую планетарную целостность независимо от национальных, классовых, экономических и культурных различий [23, с. 129]. Ноосферное сознание приводит к разрешению и других противоречий ноосферного развития: экологических, экономических, социально-антропологических, культурных, цивилизационных, этнических, религиозных.
Ноосферное сознание включает в себя ряд характеристик: экологический и нравственный императивы [17, с. 247—254], принцип благоговения перед жизнью [32, с. 226], приоритет общечеловеческих духовных ценностей перед материально-вещественными [28, с. 103], развитие планетарного мышления, целостного ноосферного мировоззрения. Одним из важнейших путей развития ноосферного сознания становится ноосферное образование [24]. Переход к ноосферному сознанию можно назвать человеческой революцией [19, с. 228].
Становление сознания в биосфере определяется действием биогеохимической, а затем и культурной биогеохимической энергии. В. И. Вернадский выделил научную мысль, труд и социальную организацию как основные
энергии, превращающие биосферу в ноосферу: «В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу» [5, с. 20]. В другом месте В. И. Вернадский пишет: «Эта новая форма биогеохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной биогеохимической энергией, является той формой биогеохимической энергии, которая создает в настоящее время ноосферу» [5, с. 126]. Таким образом, культурная биогеохимическая энергия включает три составляющих — научную мысль, социальную организацию и труд.
Именно эти энергии преобразуют общество и окружающую среду, формируют ноосферное сознание, являются главными в разрешении основного ноосферного противоречия. Поэтому социальная автотрофность может быть определена как растущая независимость человечества от биосферы благодаря действию культурной биогеохимической энергии (научной мысли и труда социально организованного человечества).
Культурная биогеохимическая энергия приводит к становлению но-осферного общества, которое можно рассмотреть как систему, включающую формирование коллективного разума, социальной автотрофности и ноосфер-ного человека. Эти структуры являются также тремя аспектами решения основного противоречия ноосферного развития [10, с. 40].
Таким образом, социальная автотрофность является составной частью решения основного противоречия ноосферного развития, что и определяет значение социальной автотрофности в ноосферном развитии и показывает пути решения глобальных проблем (противоречий) современности.
Социальная автотрофность и необходимость ноосферного сознания
Трудовая и энергетическая деятельность человека является фундаментом негэнтропийного развития общества, накопления обществом свободной энергии, увеличения той работы, которая совершается человеком в биосфере и земной коре в целом. Но вышеуказанные законы касаются только развития системы общества, а сегодня необходимо рассматривать совокупное развитие системы человек — биосфера.
Социальная автотрофность определяется развитием науки и связанных с наукой техники и технологий, которые являются посредником между природой и обществом, имеют свои собственные законы развития. В настоящее время результаты деятельности человека по отношению к окружающей среде носят деструктивный характер, то есть негэнтропия накапливается в основном в системе человеческой цивилизации, а в системе человек — биосфера этого не наблюдается. Наоборот, глобальный экономический кризис показывает преимущественно энтропийное влияние человечества на природу.
Разум и труд человека постепенно начали играть существенную, сравнимую с геологическими факторами роль в биосфере. Но деятельность человека носит по отношению к биосфере энтропийный характер, то есть человек создает упорядоченные социально-экономические структуры за счет уменьшения упорядоченности в окружающей среде. Так, промышленность выступает энтропийным фактором, способствующим рассеянию энергии. «Биосфера — производитель энергии, техносфера — ее потребитель», — писал Н. П. Антонов [1, с. 224]. Каков же выход из создавшегося положения?
Человек должен научиться строить свою деятельность по законам биосферы. «В решении этой задачи определяющая роль принадлежит субъективному фактору» [1, с. 225].
Те же мысли высказывает Э. В. Гирусов: «Производственная деятельность людей должна быть согласована с природными круговоротами вещества и энергии таким образом, чтобы не нарушать их структуру, а, напротив, способствовать их сохранению» [7, с. 72].
Как указывает И. В. Дмитревская, основными характеристиками организованности биосферы являются потоки информации, энергии и вещества. Главную роль (концептуальную) в биосфере играет энергия. В ноосфере информация и энергия меняются местами: информация направляет потоки энергии, энергия структурирует вещество. Это и есть главный ноосферный закон, он определяет движение, направленное от информации к веществу [9, с. 27—28].
Но есть и другое движение: от вещества к энергии и информации. Основной семиотический закон (Д. Г. Смирнов) раскрывает механизм порождения информации в обществе: «Семиотический закон, раскрывающий антропологический механизм порождения информации, может быть сформулирован следующим образом: вещество развертывается в энергию, энергия распаковывается в информацию» [21, с. 103]. Другими словами, энергия извлекается из вещества, информация — из энергии. В этом законе главную роль играет культурная биогеохимическая энергия. Оба закона — ноосферный и семиотический — объединяются в круговорот вещества, энергии и информации в ноосфере [21, с. 105]. Этот круговорот и есть та организованность, которая позволяет человеку направлять биосферный поток энергия ^ информация ^ структура в противоположном направлении треугольника: информация ^ энергия ^ структура.
Вместе с развитием кибернетики и информатики постоянно растет информационная составляющая производства, растет значение духовно-информационной деятельности, человечество движется к информационному глобальному обществу. Именно научная информация становится сегодня той силой, которая преображает лик планеты, стимулирует социальное развитие. Соответственно информационная составляющая социальной автотрофности также становится все более значимой.
Человечеству предстоит с помощью информационных потоков научиться управлять круговоротом энергии в биосфере. Одними лишь рациональными методами этого добиться, по-видимому, невозможно. Теорема Геделя о неполноте показывает ограничения рационального, формально-логического знания, поэтому для эффективного управления социальными процессами и процессами в биосфере необходимо использовать и внерациональные механизмы (организованности). Так, достигнутый уровень математики не позволяет управлять современной экономикой, поэтому Н. Н. Моисеев ввел термин «направляемое развитие» [17, с. 247—258].
Перенося эти мысли на развитие системы человек — биосфера, необходимо сказать, что направлять развитие этой сверхсистемы сможет формирующееся ноосферное сознание. Сознание, как известно, включает в себя как рациональные, так и внерациональные компоненты (сферу бессознательного и подсознательного (привычки, традиции, инстинкты, рефлексы), а также сферу надсознания — интуицию, голос совести, внечувственное восприятие). Поэтому именно сознание может направлять круговорот информации, энер-
гии, вещества в ноосфере, формируя цели и ценности развития человечества и отдельной личности. Тем самым сознание может определять качество информации, которая направляет потоки энергии. В этом случае человечество создаст более совершенную социальную организацию — ноосферное общество, а затем постепенно распространит гармонизирующее влияние и на круговорот энергии, вещества, информации биосферы в целом.
В. И. Вернадский поставил задачу управления процессами дальнейшей эволюции биосферы: «В частности, перед учеными стоят для ближайшего будущего небывалые для них задачи сознательного направления организованности ноосферы» [5, с. 44]. Эти идеи творчески развивает В. П. Казначеев. По его мнению, будущее автотрофности — управление космопланетарными процессами. В будущем человечество возьмет на себя ответственность не только за развитие биосферы, но и за эволюцию планеты как космопланетар-ного объекта Солнечной системы. Эта задача может быть выполнена в связи с успехами планетоведения. «Здесь, возможно, будут поставлены проблемы управления такими космопланетарными процессами, как инверсия полюсов Земли, динамика литосферных плит и т. д.» [11, с. 219].
Рост автотрофности человечества приблизит человечество к осуществлению этой космо-ноосферной миссии. Поскольку человечество становится относительно независимым от биосферы, ему легче осуществлять функцию управления. Обратные связи, необходимые для эффективного управления, должны носить все более информационный характер, а энергетическая и вещественная составляющие — все время уменьшаться. Взаимосвязь человека и природы будет становиться все более информационно насыщенной при уменьшении вещественной составляющей.
Таким образом, чтобы управлять развитием системы, человек должен находиться вне этой системы, что и достигается развитием ноосферного сознания и социальной автотрофности человечества. Управление системой в данном случае заключается в гармонизации ноосферным сознанием потоков вещества, энергии и информации в биосфере и ноосфере.
На пути реализации негэнтропийной функции социальной автотрофно-сти перед человеком стоит задача формирования ноосферного сознания, чтобы на его основе перейти на новый способ отношений с природой, создать биосферосовместимую энергетику, которая станет фундаментом социальной автотрофности и ноосферного развития в целом.
Переход к ноосферной автотрофности
Итак, существует ряд факторов, которые выходят за рамки социальной автотрофности: растет информационная составляющая социальной автотроф-ности, значение духовной составляющей культуры для развития современной цивилизации, формирование ноосферного сознания и мировоззрения, переход к негэнтропийной деятельности в планетарном масштабе (коэволюцион-ный путь развития), освоение ближнего космоса. Перечисленного достаточно, чтобы ввести понятие «ноосферная автотрофность».
Важнейший фактор, который не полностью учитывается понятием «социальная автотрофность», — это необходимость формирования ноосферного сознания. В процессе функционирования сознание объединяет вещественные, энергетические, информационные характеристики системы общество — природа, выходя за их рамки. Сознание включает также систему ценностей, нахождение целей, новых идей. Чтобы ликвидировать экологический кризис,
необходимо изменить способ производства энергии, что предполагает изменение самой основы сознания, переход от дробного индивидуалистического сознания к целостному планетарному ноосферному сознанию.
Вместе с развитием информационных технологий, становлением но-осферного сознания все большее значение в социальной автотрофности приобретают семиотические аспекты. Как известно, сознание является продуктом природного и социально-исторического развития, человек разделяет с животными инстинктивную природу, рефлексы. Но благодаря развитию сознания человек учится сдерживать свои непосредственные импульсы, обдумывать сложившуюся ситуацию и уже после действовать. Эта большая свобода, которую человек завоевывает в области семиотики, в области содержания сознания, конечно, далека от завершения. Например, в настоящее время агрессивность является фактором, тормозящим развитие глобальной человеческой цивилизации [15].
Становление ноосферного сознания показывает ноосферный вектор развития человечества, устремленность к ноосферно-космическому будущему. Очищение и преображение сознания является развитием ноосферной автотрофности человечества. Человечество в лице его мыслителей видит необходимость в развитии разума и его нравственного начала. Так, А. Печчеи писал о развитии человеческих качеств: гуманизма, любви к людям и природе, понимания предстоящих задач [19].
Ноосферная автотрофность связана и с таким направлением развития общества, как освоение космического пространства и земной коры — небиосферного пространства. Космос видится будущим домом человечества. Так, К. Э. Циолковский разрабатывал концепцию разумной жизни в космосе [30, с. 348—354]. В связи с такой космической перспективой автотрофность, независимость человечества от биосферы становится первым необходимым и очень важным шагом на пути к космической эволюции. В освоении околоземного космического пространства А. Д. Урсул видит не только решение глобальных проблем, в том числе экологических, но и решение проблем авто-трофности человечества [29, с. 155—176].
Еще одной составляющей ноосферной автотрофности являются проблемы безопасности — на глобальном, национальном, региональном уровнях ноосферного развития. Одной из важных задач сегодняшнего дня становится проблема обеспечения личной безопасности каждого гражданина [28].
Одна из острых проблем современности — проблема ресурсов, энергетических и материальных. Развитие ноосферной автотрофности позволит снизить напряжение международных конфликтов, определяемых борьбой за ресурсы и энергию, за счет овладения небиосферными источниками энергии, успехов физики и химии в синтезе необходимых для промышленности материалов из доступного сырья.
Таким образом, ноосферная автотрофность включает не только традиционно выделяемые вещественные, энергетические и информационные аспекты социальной автотрофности, но и добавляет духовно-информационные характеристики: становление ноосферного сознания; освобождение сознания от агрессивности и других древних проявлений бессознательного; проблемы устойчивого и безопасного развития; активное освоение ближнего космоса, вынос на орбиту части производства, организованного по типу замкнутых экологических циклов; негэнтропийный характер технико-энергетической,
экономической, социальной и культурной деятельности человечества, укрепляющей целостность и жизненность биосферы.
Ноосферная автотрофность — это растущая информационная, энергетическая и физическая независимость человечества от биосферы, определяемая становлением ноосферного сознания и коллективного разума человечества, информационным управлением процессами в системе вещество — энергия — информация ноосферы и биосферы. Для ноосферной автотрофности характерно использование небиосферных источников энергии, освоение земной коры и околоземного космического пространства. Ноосферная автотроф-ность является комплексным критерием продвижения человечества к но-осферному обществу.
Как отмечалось выше, перед человечеством стоит задача управления дальнейшей эволюцией биосферы. Поскольку основным вектором естественной эволюции является усложнение нервной системы и развитие сознания, то и человек должен действовать в этом же направлении — помогая низшим царствам природы развивать сознание. Эта огромная и космическая по сути задача человека может решаться на пути формирования планетарного но-осферного сознания человечества. Промежуточным результатом будет коэволюция общества и природы, когда давление цивилизации на окружающую среду ослаблено и ее загрязнение сведено к минимуму. Человек должен вернуть себе одухотворенное отношение к природе, характерное для древних цивилизаций, но на новом уровне научных знаний и стоящих задач — плане-
тарно-космических по масштабу и духовно-сознаниевых по содержанию.
* * *
Историческое развитие автотрофности человечества примерно отражается в ряде понятий: биологическая автотрофность — автотрофность человечества — социальная автотрофность — ноосферная автотрофность, причем термин «ноосферная автотрофность» показывает следующий этап развития социальной автотрофности. Автотрофность человечества, как отмечал В. И. Вернадский, вплотную подводит человека к решению его духовных чаяний и задач, обеспечивая свободное время для мыслительной и духовной деятельности.
Главное отличие ноосферной автотрофности заключается в духовной составляющей, которая привносится формированием ноосферного сознания. Это сознание определяет мотивы и цели человеческой деятельности, направление развития цивилизации, преодолевает антиноосферные тенденции и ноосферные конфликты и т. п.
Ноосферная автотрофность решает проблему коэволюции общества и природы, глобальную экологическую проблему встраиванием сознания человечества в организованность планетарной жизни. Формирование ноосферно-го сознания с его экологическим и нравственным императивами, принципом благоговения перед жизнью соединяет человечество и биосферу в единое целое.
Ноосферная автотрофность отражает тенденцию роста независимости сознания человечества от природных (стихийных) условий существования. Этот семиотический аспект автотрофности становится все более значимым для развития информационного общества XXI века.
Таким образом, ноосферная автотрофность, опираясь на процессы формирования ноосферного сознания, принимает глобальный космопланетарный
характер, показывает стратегический путь выживания и развития цивилизации
начала третьего тысячелетия.
Библиографический список
1. Антонов Н. П. Роль субъективного фактора в переходе биосферы в ноосферу II Антонов Николай Павлович: философия сознания и ноосферы. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2003. 280 с.
2. Вернадский В. И. Автотрофность человечества II Владимир Вернадский : жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков I сост. Г. П. Аксенов. M. : Современник, 1993. С. 462—520.
3. Вернадский В. И. Биосфера. M. : mmctb, 196l. 376 с.
4. Вернадский В. И. Живое вещество. M. : Наука, 1978. 358 с.
5. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. M.: Наука, 1991. 271 с.
6. Гирусов Э. В. «Автотрофность» как новая парадигма социального развития II Реалии ноосферного развития. M. : Ноосфера, 2003. С. 46—51.
l. Гирусов Э. В. Энергетика человечества в глобальном измерении II Век глобализации. 2008. № 2 (2). С. 66—l6.
8. Данилова В. С. Основные закономерности формирования ноосферы. M. : Academia, 2001. 1l6 с.
9. Дмитревская И. В., Портнов А. Н., Смирнов Г. С. Ноосферная динамика России: философские и культурологические проблемы. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2002. Ч. 1. 158 с.
10. Жульков М. В. Основное противоречие ноосферного развития II Вестн. Костром. гос. ун-та. 2010. Т. 16, № 2. С. 3l—41.
11. Казначеев В. П. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск : Наука, 1989. 248 с.
12. Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск : Наука, 1991. 304 с.
13. Кузнецов О. Л., Кузнецов П. Г., Большаков Б. Е. Система природа — общество — человек. Устойчивое развитие. Дубна : ВНИИгеосистем : Университет «Дубна», 2000. 392 с.
14. Ларуш Л. Экономика ноосферы. M., 2001.
15. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала : пер. с нем. I под ред. А. В. Гладкова. M. : Республика, 1998. 393 с.
16. Лось В. А. О понятии «Автотрофность человечества» II Филос. науки. 1972. № 4. С. 129—131.
1l. Моисеев Н. Н. Человек и Ноосфера. M. : Mол. гвардия, 1990. 351 с.
18. Моисеев Н. Н. Расставание с простотой. M. : Аграф, 1998. 480 с.
19. Печчеи А. Человеческие качества. M. : Прогресс, 1985. 312 с.
20. Подолинский С. А. Труд человека и его отношение к распределению энергии. M. : Ноосфера, 1991. 82 с.
21. Смирнов Д. Г. Семиософия ноосферного универсума. Ноосфера и семиосфера в глобальном дискурсе. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2008. 372 с.
22. Смирнов Г. С. Интеллигенция как фактор разрешения ноосферных конфликтов II Реалии ноосферного развития. M. : Ноосфера, 2003. 396 с.
23. Смирнов Г. С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность. Философские проблемы ноосферного универсума. Иваново : Иван. гос. ун-т, 1998. 244 с.
24. Субетто А. И. Образовательное общество как форма реализации стратегии развития образования в XXI веке // Академия тринитаризма. М., Эл № 77-6567, публ. 13946, 27.10.2006.
25. Уайт Л. Избранное. Наука о культуре : пер. с англ. М. : РОССПЭН, 2004. 960 с.
26. Урсул А. Д. Безопасность и устойчивое развитие (философские и концептуальные проблемы). М., 2001.
27. Урсул А. Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М. : Луч, 1993.
28. Урсул А. Д., Романович А. Л. Проблема безопасности и учение о ноосфере // Реалии ноосферного развития. М. : Ноосфера, 2003. С. 98—104.
29. Урсул А. Д., Урсул Т. А. Эволюция. Космос. Человек. Кишинев : Штиинца, 1986. 266 с.
30. Циолковский К. Э. Монизм Вселенной // Космическая философия / под ред. В. С. Авдуевского. М. : Эдиториал УРСС, 2001. 480 с.
31. Чесноков В. С. Концепция социальной энергетики Подолинского и современность // Ноосфера. 2010. № 1 (30). С. 48—59.
32. Швейцер А. Благоговение перед жизнью : пер. с нем. М. : Прогресс, 1992. 573 с.
33. Яншина Ф. Т. В. И. Вернадский о проблеме автотрофности человечества // Вестн. АН СССР. 1988. № 6. С. 57—67.