НАУКА И НООСФЕРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
УДК 130.122 ББК 87.21
М. В. Жульков
ОРГАНИЗОВАННОСТЬ НООСФЕРЫ: ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
В статье проблемы организованности ноосферы анализируются с энергоинформационных позиций. Формирующееся глобальное ноосферное сознание предстает как главная структура, управляющая организованностью ноосферы, а человек - активное звено ноосферного развития, источник и носитель ноосферного сознания и ноосферных энергий.
Ключевые слова: ноосфера, организованность биосферы, организованность ноосферы, глобальное сознание, ноосферное сознание, энергия сознания, энергоинформационная парадигма
M. V. Zhulkov
ORGANIZATION OF THE NOOSPHERE: ENERGY-INFORMATIONAL MEASURING OF THE GLOBAL CONSCIOUSNESS
The article analyzes the problems of noosphere organization from the energy-informational positions. The formation of the global noospheric consciousness is presented as a main structure manages the organization of the noosphere and the person as an active element of the noospheric development, the source and actor of the noospheric consciousness and noospheric energies.
Keywords: noosphere, organization of the biosphere, organization of the noosphere, the global consciousness, the noospheric consciousness, energy of consciousness, energy-informational paradigm.
Материал поступил в редакцию 25.12.2015; рекомендован к публикации 14.01.2016. Рецензент от редакционной коллегии журнала - доктор философских наук, профессор А. В. Брагин.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-0300833 «Философия глобального сознания в контексте человеческой революции: философско-методологические и когнитивно-семиотические проблемы».
Организованность ноосферы, в том числе ее энергоинформационное измерение, - одна из малоизученных проблем ноосферологии, ее разработка продвинет вперед весь комплекс ноосферных исследований. Организованность ноосферы на языке тернарного описания предстает как единство вещества, энергии и информации (И. В. Дмитревская) [6, с. 27-28]. В классической картине мира ноосфера анализируется как вещественная субстанция, в неклассической - как энергетическая, а в постнеклассической репрезентации -как информационная. Энергоинформационный подход соединяет все три картины мира в одно целое.
Эволюция может пониматься, с одной стороны, как эволюция сознания (этого взгляда придерживался В. И. Вернадский [4, с. 124-147], а в настоящее время разрабатывается концепция ноосферной истории [32]), а с другой, -эволюция немыслима без энергии, и эволюция космоса может быть рассмотрена как эволюция энергии [3; 8].
Развиваемая точка зрения приводит к «энергетическому» пониманию самого сознания, к идее универсумного тождества сознания и энергии [10, с. 315-316; см. также 9], что позволяет рассматривать сознание как синтетический феномен, объединяющий чувствительность, психическую жизнь, мысль, волю и процессы осознания в жизненный мир человека и человечества.
Энергоинформационная парадигма. Энергоинформационная картина мира начинает активно формироваться после создания голографической модели Вселенной (Д. Бом) в процессе исследования работы мозга с привлечением квантовой механики и теории физического вакуума.
Обобщить ее можно следующим образом. Мир в целом состоит из двух больших частей - вещественного мира, соединенного в одно целое гравитационным полем, и информационного мира, объединенного информационным полем. Эти две составляющие связаны энергоинформационными взаимодействиями, или лучше сказать, круговоротом, поддерживающим динамическое равновесие мира в целом.
Человек с помощью сознания и мысли принимает активное участие во взаимодействии этих двух миров. При этом используются различные гипотезы и концепции: концепция живых голограмм, создаваемых сознанием и мозгом (К. Прибрам) [28]; теория сознания как фильтра (В. В. Налимов), с помощью которого смыслы, свернутые в семантической вселенной, распаковываются и проявляются в вещественной Вселенной [26, с. 14-29]; меон-биокомпьютерная
концепция Л. В. Лескова [23], согласно которой мозг и тело человека связаны потоками энергии с семантическим пространством, носителем которого является квантовый вакуум; представление о человеке как единстве биологического и полевого типов жизни (В. П. Казначеев) и, следовательно, биологической и полевой составляющих мозга и сознания [20, с. 114-123]; концепция энергоинформационного взаимодействия информационного и материального миров (А. И. Тихонов), где внесение упорядоченности в информационный мир мышлением человека меняет его энтропию и вызывает поток энергии в мире материи, компенсирующий внесенные изменения [33, с. 157-160, 180-196]: так человек влияет на мир с помощью мысли и сознания.
Новое направление в науке - парапсихология - изучает так называемые пси-явления (телепатию, телекинез, ясновидение и др.). А. П. Дубров, В. Н. Пушкин приходят к выводу, что все пси-явления являются выражением действия биогравитационного поля: «Его характерной особенностью является универсальная превращаемость и проницаемость (пенетрантность): оно может переходить в любые виды полей и энергий, а также проникать через любые виды экранов» [7, с. 179]. Этой энергией можно управлять мысленным усилием, она способна оказывать информационное и силовое воздействие на объекты и психику, поведение других людей, реализацию событий.
А. В. Брагин показывает, что Разум является неотъемлемым свойством Мира, предназначен для выполнения его системных функций [1, с. 29]. По аналогии с постоянством массы живого вещества биосферы формулируется гипотеза постоянства «массы» разума, необходимой для выполнения Разумом своей миссии [1, с. 8]. Одна из главных функций разума - антиэнтропийная, которая выражается в поддержании гомеостаза данной цивилизации [1, с. 2932].
Энергоинформационные идеи находят свое подтверждение в свете рассмотренных концепций. Если три мира эволюции человека - вещественный, информационный, энергоинформационный, - составляют одно целое, то они соответствуют друг другу. Объем вещества соответствует объему энергии и информации. Так энергоинформационная картина мира утверждает единство вещественно-энергетического, энергоинформационного и информационного миров. Вещественный мир - пространственноподобный, информационный мир -временноподобный: пространство информации носит неметрический характер. Энергоинформационные взаимодействия образуют организованность мира в
глобальном и локальном масштабах. Изменение баланса организованности, обобщенно отображаемое энтропией, вызывает энергоинформационную волну, которая меняет как информационный мир, так и вещественный, в результате устанавливается новый баланс. Энергоинформационные потоки в информационном мире могут быть интерпретированы как течение (ход) времени (Н. А. Козырев) [22, с. 15], как хрональное поле и хрональная энергия (А. И. Вейник) [2, с. 325-394]. Человек из простого наблюдателя становится творцом событий, так как в своем сознании он объединяет три мира (вещественный, энергоинформационный, информационный). Он может с помощью мысли создавать модели и программы развития, которые находят воплощение благодаря энергии сознания.
Понятие биогравитации коррелирует с понятием психической энергии, используемых в книгах Живой Этики. Психическая энергия охватывает различные виды единой энергии - от космических и субъективных до объективных физических ее видов. Сознание может быть представлено как определенный вид психической энергии [18, § 407, с. 370]. Основное выражение психической энергии - энергия мысли, которая есть «одно из самых высших проявлений всеначальной энергии. Нельзя обособлять мысль от основной энергии Мироздания» [25, § 213, с. 125]. «Именно мысль служит вечным двигателем основной энергии» [Там же] и рассматривается как самая высокая «из всех созидательных энергий» [18, § 19, с. 281]. Энергия мысли универсальна, так как она связывает вещественно-энергетический, энергоинформационный и информационный миры и вызывает энергоинформационные волны, изменяющие организованность мира.
Будучи микрокосмическим отражением Макрокосма, человек соединяет в себе все миры и все энергии, среди которых основными являются энергия мысли, психическая энергия, энергия сознания: «человечество является аккумулятором и трансмутатором высокой энергии, которую мы условились называть психической. Значение человечества в том, чтобы трансмутировать в сознании эту энергию и путем Иерархии устремлять ее в высшие сферы» [19, § 296, с. 162]. Творческим мышлением человек трансмутирует поступающие на планету энергии и направляет их вверх, замыкая круговорот космических и планетарных энергий, необходимых для функционирования и эволюции мира. Так само мышление человека, использование им психической энергии, возвышается до планетарного и космического масштаба.
Биогеохимическая энергия и энергия сознания. Согласно учению В. И. Вернадского, биосфера является преобразователем и транслятором космической энергии в земную кору, вглубь планеты. Космическая энергия становится планетарной биогеохимической энергией, которая и является действующей силой эволюции. Ее действие таково, что в процессе эволюции растет напряженность и качество сознания [4, с. 21]. Сознание - это главный объект эволюции, ее результат, итог. С появлением человека начинается новый этап эволюции биосферы. Биогеохимическая энергия в человеке трансформируется в культурную биогеохимическую энергию [4, с. 124-128]. Эта энергия также имеет три составляющие, о которых упоминает В. И. Вернадский: научную мысль, социальную организацию и труд [4, с. 20]. Здесь необходимо сказать, что если биогеохимическая энергия напрямую связана с космосом, то эта связь характерна и для культурной биогеохимической энергии. Иными словами, человеческая культура и сознание имеют непосредственное отношение к космосу, и в то же время они, конечно, имеют земные характеристики, связанные с конкретными условиями эволюции. Культурная биогеохимическая энергия является силой, преобразующей биосферу в ноосферу [4, с. 126].
Энергия обладает универсальностью и всеобщностью, соединяет в одно целое материальный и информационный миры. Как следует из свойства организованности биосферы, энергия является основой существования и развития биосферы (Ф. Я. Шипунов) [35, с. 184], ее более высокая разновидность (культурная биогеохимическая энергия) играет решающую роль в процессах преобразования биосферы в ноосферу (В. И. Вернадский). Ввиду громадной роли энергетических процессов в биосфере и ноосфере, необходимо выделить их в особую сферу - энергосферу. Энергосфера - это оболочка планеты, где происходят процессы поступления, накопления, преобразования, действия и утилизации различных энергий - от духовных космических до физических планетарных, частных видов энергии [16, с. 97]. Энергосфера пронизывает все другие сферы, обеспечивая их функционирование, жизнедеятельность и развитие.
Согласно учению В. И. Вернадского, развитие человечества основано на одновременном действии биогеохимической и культурной биогеохимической энергий [см. 31, с. 270-276], поэтому развитие культуры сопровождается увеличением численности населения, что демонстрируют индустриальные
революции в различных странах. Но сегодня человечество подошло к пределу использования такого экстенсивного развития. Начавшаяся информационная революция, «глобальный демографический переход», резкое уменьшение рождаемости в развитых странах сопровождаются переходом на интенсивный путь развития, изменением основных энергий развития цивилизации: к ним добавляется энергия сознания - главная составляющая ноосферной автотрофности [11, с. 41]. Демографические процессы во многом задают систему глобальных проблем и являются одним из синтетических показателей развития человеческой цивилизации, а «глобальный демографический переход» [21, с. 14] рассматривается как составная часть автотрофности, независимости человечества от условий биосферы.
В результате становится возможным адекватное описание происходящих в мире процессов - перехода к информационному обществу, глобального демографического перехода, усиления роли качества сознания в современном мире. Понятие энергии сознания имеет характер эмпирического обобщения. Энергия сознания является следующей ступенью сублимации энергии воспроизведения (биогеохимической энергии), возникает последовательность: биогеохимическая энергия - культурная биогеохимическая энергия - энергия сознания.
Организованность ноосферы [13; 14]. При применении системного подхода к изучению ноосферы появляется необходимость усложнить его и ввести в построение системы сверхсистемный параметр «сущность системы» и параметр энергетических (энергоинформационных) процессов [12, с. 99-100]. Энергии исходят из сущности, проходят через тройственный состав системы (концепт, структуру, субстрат) и возвращаются к сущности, обогащая ее опытом функционирования системы. Круговорот энергии сознания и энергии мысли позволяет системе функционировать и развиваться, соединяет ее в единое целое, этот круговорот подчиняется основному ноосферному и основному семиотическому законам.
Система ноосферы предстает как тройственная структура инфосфера -биосфера - геосфера (под геосферой понимается верхняя часть земной коры), энергосфера служит для функционирования, снабжения энергией всех сфер, их взаимосвязи и на этой основе их единения в целостную систему. Сущность системы определяется сферой сознания, которая задает вектор развития всей системы, корректирует ее развитие.
При исследовании организованности ноосферы обнаруживаются три ее составляющие: вещественно-энергетическая, энергоинформационная и информационная. Эти три большие части образуют единство на основе энергоинформационного взаимодействия. В целом такая структура является основанием для энергоинформационной картины мира. Организованность ноосферы предстает как сверхсистема сфер, открытая мегасистеме ближнего космоса, соединяющая в себе жизнь, разум и косное вещество.
Существует определенный баланс между структурными единицами ноосферы, а также энергоинформационных потоков между двумя мирами, которые образуют динамическую организованность. В. И. Вернадский использовал понятие организованности по отношению к биосфере как совокупности динамических равновесий круговоротов атомов. Организованность может быть проанализирована как совокупность динамических равновесий взаимосвязанных круговоротов вещества, энергии, информации. Организованность ноосферы основана на использовании сознанием и мышлением человека основного ноосферного и основного семиотического законов, что позволяет расширять сферу управления потоками информации - энергии - вещества. Сознаниесфера является наиболее сложной в информационной ноосфере, выступает источником ноосферных энергий, определяющих функционирование и развитие ноосферы [14, с. 327]. Уникальность энергосферы проявляется в том, что она проводит все типы энергий, от самых тонких - энергии сознания и энергии мысли - до наиболее плотных, физических. Основными и определяющими энергиями в ноосфере становятся энергия мысли и энергия сознания. Энергетический подход, как представляется, с успехом может быть применен и к самому сознанию, тем более, что он вытекает из системного подхода. Сознание определяется как особый непространственный (виртуальный) вид энергии, отражающий состояние пространственных видов энергии, из которых построены объективные формы.
Универсумные, эволюционные круговороты энергии и сознания в космосе могут быть соединены следующим образом: сознание порождает определенные энергии, которые создают для него выражение в материи. Благодаря опыту нарабатываются новые качества сознания и строятся новые формы выражения. Затем излученные энергии, а также «наработанное» сознание возвращаются к своему источнику - исходному космическому сознанию.
Энергетические характеристики присутствуют на всех онтологических уровнях бытия: энергия первоединого, энергия сущности, энергия становления и материальные энергии. Круговорот энергии включает нисходящую и восходящую дугу эволюции. Энергия возвращается к своему источнику -сущности, а та передает ее первоединому, аспекту единичности, неделимой целостности мира. Энергия обогащается опытом в «меоне», в материи, и таким образом сущность получает новые качества и возможности.
В ходе планетарной эволюции космическая энергия становится биогеохимической, культурной биогеохимической, а в настоящее время и антропокосмической (ноосферной), знаменуя выход человеческой цивилизации в космос и начало возврата космической энергии к своему исходному состоянию [8]. Ноосферные энергии обладают следующими характеристиками: планетарно-космическим масштабом, творческой способностью, негэн-тропийной сущностью, наличием психической и информационно-ментальной составляющих. Они управляются основным ноосферным законом, ноогенными биогеохимическими принципами [31, с. 270-278] и качествами ноосферного сознания. Достижение этой стадии является закономерным этапом циркуляции энергии в Космосе, развития познавательной энергии человечества, выхода глобализирующегося человечества на космическую стадию эволюции. Проявление ноосферно-космической культурной биогеохимической энергии -антропокосмической ноосферной энергии - знаменует новый этап в развитии ноосферного общества, формирование ноосферно-космической цивилизации.
Современные системы образования, информационная революция играют огромную роль в личностном развитии современного человека, усиливая ум и создавая возможность для последующей интеграции личности и ее духовного развития. Духовно-энергетическое самосовершенствование должно стать частью жизненного пути, включающего активное познание и решение конкретных задач культурного, экономического, социально-политического развития общества, соединенного с принципами созерцания, самоуглубления и самопознания, характерными для восточной культуры.
Круговорот вещества - энергии - информации. Основной ноосферный закон определяет взаимосвязь вещества, энергии и информации в ноосфере (И. В. Дмитревская): информация генерирует энергию, энергия структурирует вещество [6, с. 27-28]. Основной семиотический закон (Д. Г. Смирнов) раскрывает механизм порождения информации в обществе: вещество
развертывается в энергию, энергия распаковывается в информацию [31, с. 103]. Оба закона - ноосферный и семиотический - объединяются в определении круговорота вещества, энергии и информации в ноосфере [Там же, с. 105].
В ноосферном круговороте именно информация играет главную роль. А с информацией работает коллективный разум человечества. Поэтому законы циркуляции вещества - энергии - информации в ноосфере являются одновременно законами становления коллективного разума и глобального сознания. Эти законы определяют взаимосвязь трех частей ноосферного универсума: вещественной, энергоинформационной, информационной. Они показывают, как человек может созидать ноосферное общество и планетарный универсум: основная работа осуществляется в субъективных сферах осознания, понимания и мышления. Когда план действия создан, объем мышления генерирует энергию, необходимую для осуществления замысла.
О ноосферном сознании. Таким образом, ноосферное сознание играет ключевую роль в организованности ноосферы, в связи с чем необходимо назвать его основные характеристики. Ноосферное сознание является жизнеутверждающим (И. В. Дмитревская) [5], исходит из идеи общего блага, принципа благоговения перед жизнью (А. Швейцер) [34], экологического и нравственного императивов (Н. Н. Моисеев) [24, с. 247-254], выполняет функцию самоорганизации ноосферы, является глобальным планетарным сознанием (Г. С. Смирнов) [30, с. 115-135].
Ноосферное сознание определяет целевую функцию коллективного разума и глобального сознания человечества - объединение человечества в глобальное целое, создание условий для перехода человечества на коэволюционный путь развития, становление информационного и рационального общества. При этом глобальное сознание будет активно влиять на формирование ноосферного мировоззрения и сознания.
Н. Н. Моисеев считает, что для эффективного решения глобальных (в том числе и энергетических) проблем, накопившихся противоречий между человеком и биосферой, необходимо изменить сознание людей, внедрить в него экологический и нравственный императив [24, с. 247-258]. Экологический императив показывает, чего нельзя делать по отношению к природе ни при каких обстоятельствах. Нравственный императив утверждает определенные нравственные качества сознания, которые обеспечивают выполнение экологического императива. Такое коренное изменение сознания людей
необходимо назвать человеческой революцией [27, с. 11] или революцией в сознании. В результате приходим к необходимости становления ноосферного сознания [30] и ноосферного человека. Главной особенностью такого сознания является базовая идея общего блага, восходящая к Платону, а также связанный с ней принцип благоговения перед жизнью [34].
Как отмечает Г. С. Смирнов: «В первом приближении процесс становления ноосферного сознания предстает как движение от природоохранного к экологическому, а затем от экологического сознания в разноуровневых проявлениях к биосферному и ноосферному сознанию» [30, с. 134-135]. Ноосферное сознание - это глобальное планетарное сознание, оно объединяет людей независимо от их национальных, классовых, экономических или культурных различий [30, с. 129]. Формирование ноосферного сознания является необходимым шагом на пути ноосферного развития человечества.
Суммируя, можно сказать, что глобальное ноосферное сознание соединяет следующие характеристики: планетарный масштаб мышления, признание общего блага более важным, чем личное, принцип благоговения перед жизнью, нравственный и экологический императивы, ноосферное мировоззрение, широкий кругозор и глубокие знания в различных областях жизни, творческую жизнь в целом, активное участие в культурной и социальной жизни.
Социум и глобальное сознание. В соответствии с энергоинформационным подходом, социальная реальность может быть рассмотрена как совокупность энергий разного рода, для которой есть только настоящее [17]. Прошлое представлено исторической памятью человечества, будущее - моделированием, фантазией, воображением. Текущая социальная реальность испытывает действие различных факторов, среди которых инерция самовоспроизведения, а также различные субъективные факторы - влияние исторической и индивидуальной памяти, моделирования и воображения, познавательной активности. Соотношение этих факторов, способность мышления и сознания изменять социальную реальность - один из важных вопросов как теории, так и социальной практики.
Энергоинформационная и ноосферная парадигмы позволяют по-новому взглянуть на социальную реальность, представить ее как совокупность энергетических процессов, протекающих в настоящем и информационными каналами связанных с прошлым и будущим. Это субъект-объектная реальность,
на которую все более значительное влияние оказывает субъективный фактор -человеческое сознание и три вида его активности (память, когнитивная активность и моделирующее воображение), соответствующие трем аспектам времени: прошлому, настоящему и будущему. Основной ноосферный закон показывает, как именно осуществляется такое влияние: от осознания и мышления к энергии и реальности.
Понятие энергии сознания как новый фактор в эволюции человечества позволяет анализировать современные глобальные процессы, процессы демографического перехода. Оно дает возможность глубже понять данные процессы, а также предвидеть будущее развитие. Энергия сознания не отменяет действия биогеохимической и культурной биогеохимической энергий, но начинает контролировать биогеохимическую энергию в человеке (энергию размножения) и направлять действие культурной биогеохимической энергии.
За всеми проявленными противоречиями современного мира лежит основное противоречие ноосферного развития (Г. С. Смирнов) [29, с. 215; см. также 15] - между духовными и материальными сторонами развития человечества. Данное противоречие решается становлением планетарного ноосферного общества на основе формирования ноосферного сознания. Глобальное ноосферное сознание - это новая целостность, которая необходима для решения глобальных проблем современности и основного противоречия ноосферного развития, так же как и само ноосферное сознание является результатом решения этих проблем, преодоления ноосферных конфликтов и противоречий.
Целостность ноосферного сознания обеспечивается становлением и развитием ноосферного мировоззрения, глобального универсального мышления, экологическим, нравственным и ноосферным императивами, этикой целостности, основным ноосферным и основным семиотическим законами.
Таким образом, концепция энергоинформационных взаимодействий объединяет целый спектр исследований, которые являются, по существу, универсумными, объясняющими строение и развитие вселенной, жизни и разума. Эта концепция включает новое описание времени и соотношение трех миров: информационного, энергоинформационного и вещественного, объединенных энергоинформационными взаимодействиями. Сознание становится активным агентом этих взаимодействий, как на глобальном, так и на индивидуальном уровнях.
Организованность ноосферы выявляется как энергоинформационное взаимодействие трех ее частей (вещественно-энергетической, энергоинформационной, информационной). Формирующееся глобальное ноосферное сознание предстает как главная структура, управляющая организованностью ноосферы, а человек - активное звено ноосферного развития, источник и носитель ноосферного сознания и ноосферных энергий.
Человек в глобальной ноосфере предстает как центр осознания, выработки программ развития, моделирования динамических процессов организованности ноосферы и управления ими на различных уровнях - индивидуальном, групповом, биосферно-ноосферном и космопланетарном.
Библиографический список
1. Брагин А. В. Онтологический аспект ноосферного соотношения мира и человека: автореф. ... д-ра филос. наук. Иваново, 2003.
2. Вейник А. И. Термодинамика реальных процессов. Минск: Наука и техника, 1991. 576 с.
3. ВеллерМ. И. Энергоэволюционизм. М.: Изд-во Астрель, 2011. 544 с.
4. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с.
5. Дмитревская И. В. Коммуникативное пространство ноосферы // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Вып. 2. С. 9-25.
6. Дмитревская И. В., Портнов А. Н., Смирнов Г. С. Ноосферная динамика России: философские и культурологические проблемы Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2002. Ч. 1. Ноосферные исследования. Вып. 1. 158 с.
7. Дубров А. П., Пушкин В. П. Парапсихология и современное естествознание. М.: Соваминко, 1990. 280 с.
8. Жульков М. В. Антропокосмическая энергия ноосферного будущего // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 2 (16). Ч. 2. С. 62-68.
9. Жульков М. В. Восточный путь самосовершенствования человека: тождество энергии и сознания // Исторические, философские, политические и
юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014 № 12 (50), ч. 1. С. 78-83.
10. Жульков М. В. Глобальная эволюция сознания: онтоэнергийный аспект // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 6 (69). С. 312-319.
11. Жульков М. В. Демографический аспект перехода к ноосферной автотрофности // Вестник Ивановского государственного университета Серия: Гуманитарные науки, 2014. Вып. 2 (14). С. 35-45.
12. Жульков М. В. Ноосферное общество как система // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 3 (29). Ч. 2. С. 97-102.
13. Жульков М. В. Организованность ноосферы: системный подход // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Вып. 2. С. 21-30.
14. Жульков М. В. Организованность ноосферы: сферный подход // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 3 (66). С. 322-329.
15. Жульков М. В. Основное противоречие ноосферного развития // Вестник Костромского государственного университета. 2010. Т. 16, № 2. С. 37-41.
16. Жульков М. В. Понятие энергосферы и его использование в сферном подходе // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 5. С. 94-98.
17. Жульков М. В. Социальная реальность в энергоинформационном мире // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12 (38), ч. III, с 70-75.
18. Знаки Агни Йоги // Агни Йога: в 4 т. Донецк: Сталкер, 1999. Т. 1. С. 183-273.
19. Иерархия // Агни Йога: в 4 т. Донецк: Сталкер, 1999. Т. 2. С. 106-193.
20. Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1991. 304 с.
21. Капица С. П. Общая теория роста человечества: как рос и куда идет мир человека. М., 2009. 120 с.
22. Козырев Н. А. Причинная или несимметричная механика в линейном приближении. Пулково: Б/и, 1958. 88 с.
23. Лесков Л. В. Нелинейная Вселенная: новый дом для человечества. М.: Экономика, 2003. 440 с.
24. Моисеев Н. Н. Человек и Ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990. 351 с.
25. Надземное // Агни Йога: в 4 т. Донецк: Сталкер, 1999. Т. 4. 512 с.
26. Налимов В. В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 344 с.
27. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. 312 с.
28. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975. 463 с.
29. Смирнов Г. С. Интеллигенция как фактор разрешения ноосферных конфликтов // Реалии ноосферного развития. М.: Ноосфера, 2003. С. 206-216.
30. Смирнов Г. С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность: философские проблемы ноосферного универсума. Иваново: Иван. гос. ун-т, 1998. 244 с.
31. Смирнов Д. Г. Семиософия ноосферного универсума: ноосфера и семиосфера в глобальном дискурсе. Иваново: Иван. гос. ун-т. 2008. 372 с.
32. Смирнов Д. Г. Ноосферная идея и ноосферная история: введение в универсумную клиософию. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2012. 250 с.
33. Тихонов А. И. Законы природы с позиций теории информации / Иван. гос. энергет. ун-т. Иваново, 2008. 216 с.
34. Швейцер А. Благоговение перед жизнью: пер. с нем. М.: Прогресс, 1992. 573 с.
35. Шипунов Ф. Я. Организованность биосферы. М.: Наука, 1980. 320 с.
References
1. Bragin A. V. Ontologicheskij aspekt noosfernogo sootnoshenija mira i cheloveka: avtoref. ... d-ra filos. nauk. Ivanovo, 2003.
2. Vejnik A. I. Termodinamika real'nyh processov. Minsk: Nauka i tehnika, 1991. 576 s.
3. Veller M. I. Jenergojevoljucionizm. M.: Izd-vo Astrel', 2011. 544 s.
4. Vernadsky V. I. Nauchnaja mysl' kak planetnoe javlenie. M.: Nauka, 1991.
271 s.
5. Dmitrevskaja I. V. Kommunikativnoe prostranstvo noosfery // Vestnik
Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. 2010. Vyp. 2. C. 9-25.
6. Dmitrevskaja I. V.., Portnov A. N., Smirnov G. S. Noosfernaja di-namika Rossii: filosofskie i kul'turologicheskie problemy Ivanovo: Ivanovskij gos. un-t, 2002. Ch. 1. Noosfernye issledovanija. Vyp. 1. 158 s.
7. Dubrov A. P., Pushkin V. P. Parapsihologija i sovremennoe estestvo-znanie. M.: Sovaminko, 1990. 280 s.
8. Zhul'kov M. V. Antropokosmicheskaja jenergija noosfernogo budushhego // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2012. № 2 (16). Ch. 2. S. 62-68.
9. Zhul'kov M. V. Vostochnyj put' samosovershenstvovanija cheloveka: tozhdestvo jenergii i soznanija // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014 № 12 (50), ch. 1. S. 78-83.
10. Zhul'kov M. V. Global'naja jevoljucija soznanija: ontojenergijnyj aspekt // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2015. № 6 (69). S. 312-319.
11. Zhul'kov M. V. Demograficheskij aspekt perehoda k noosfernoj avtotrofnosti // Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta Serija: Gumanitarnye nauki, 2014. Vyp. 2 (14). S. 35-45.
12. Zhul'kov M. V. Noosfernoe obshhestvo kak sistema // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2013. № 3 (29). Ch. 2. S. 97-102.
13. Zhul'kov M. V. Organizovannost' noosfery: sistemnyj podhod // Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. 2015. Vyp. 2. S. 21-30.
14. Zhul'kov M. V. Organizovannost' noosfery: sfernyj podhod // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2015. № 3 (66). S. 322-329.
15. Zhul'kov M. V. Osnovnoe protivorechie noosfernogo razvitija // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. T. 16, № 2. S. 37-41.
16. Zhul'kov M. V. Ponjatie jenergosfery i ego ispol'zovanie v sfernom podhode // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2012. № 5. S. 94-98.
17. Zhul'kov M. V. Social'naja real'nost' v jenergoinformacionnom mire
// Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2013. № 12 (38), ch. III, s 70-75.
18. Znaki Agni Jogi // Agni Joga: v 4 t. Doneck: Stalker, 1999. T. 1. S. 183273.
19. Ierarhija // Agni Joga: v 4 t. Doneck: Stalker, 1999. T. 2. S. 106-193.
20. Kaznacheev V. P., Spirin E. A. Kosmoplanetarnyj fenomen cheloveka. Novosibirsk: Nauka. Sib. Otdelenie, 1991. 304 s.
21. Kapica S. P. Obshhaja teorija rosta chelovechestva: kak ros i kuda idet mir cheloveka. M., 2009. 120 s.
22. Kozyrev N. A. Prichinnaja ili nesimmetrichnaja mehanika v linejnom priblizhenii. Pulkovo: B/i, 1958. 88 s.
23. Leskov L. V. Nelinejnaja Vselennaja: novyj dom dlja chelovechestva. M.: Jekonomika, 2003. 440 s.
24. Moiseev N. N. Chelovek i Noosfera. M.: Mol. gvardija, 1990. 351 s.
25. Nadzemnoe // Agni Joga: v 4 t. Doneck: Stalker, 1999. T. 4. 512 s.
26. Nalimov V. V. Razbrasyvaju mysli. V puti i na pereput'e. M.: Progress-Tradicija, 2000. 344 s.
27. Peccei A. Chelovecheskie kachestva. M.: Progress, 1985. 312 s.
28. Pribram K. Jazyki mozga. M.: Progress, 1975. 463 s.
29. Smirnov G. S. Intelligencija kak faktor razreshenija noosfernyh konfliktov // Realii noosfernogo razvitija. M.: Noosfera, 2003. S. 206-216.
30. Smirnov G. S. Noosfernoe soznanie i noosfernaja real'nost': filosofskie problemy noosfernogo universuma. Ivanovo: Ivan. gos. un-t, 1998. 244 s.
31. Smirnov D. G. Semiosofija noosfernogo universuma: noosfera i semiosfera v global'nom diskurse. Ivanovo: Ivan. gos. un-t. 2008. 372 s.
32. Smirnov D. G. Noosfernaja ideja i noosfernaja istorija: vvedenie v universumnuju kliosofiju. Ivanovo: Ivan. gos. un-t, 2012. 250 s.
33. Tihonov A. I. Zakony prirody s pozicij teorii informacii / Ivan. gos. jenerget. un-t. Ivanovo, 2008. 216 s.
34. Schweitzer A. Blagogovenie pered zhizn'ju: per. s nem. M.: Progress, 1992. 573 s.
35. Shipunov F. Ja. Organizovannost' biosfery. M.: Nauka, 1980. 320 s.