Усанов А. Ю., канд. экон. наук, доцент кафедры Оценочной деятельности фондовых рынков и налогообложения МФПУ «Синергия», г. Москва, aiexus26i279@maii.ru
Юдин Е. А., аспирант отдела аграрного Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии, г. Москва, udinii@maii.ru
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПТИЦЕВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИИ
В статье проведен анализ отрасли сельского хозяйства — птицеводства — Республики Мордовии за 2005-2010 гг. Рынок продукции птицеводства является одним из крупных рынков продовольственных товаров. Дан анализ как сельскохозяйственных предприятий, так и личных подсобных хозяйств, оценена эффективность деятельности предприятий отрасли, выявлены главные факторы, определяющие эффективность производства продукции птицеводства.
Ключевые слова: рынок продукции птицеводства, конкурентоспособность, потребительский спрос, рентабельность, себестоимость, эффективность.
Введение
Сельское хозяйство — одна из главных отраслей материального производства Мордовии. На начало 2011 г. его представляли 275 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 862 крестьянских (фермерских) хозяйства и более 160 тыс. личных подсобных хозяйств населения1. В последние годы агропромышленный комплекс выделен в качестве одного из приоритетов экономической политики Мордовии.
При этом на протяжении последних нескольких лет республика занимает лидирующее положение среди регионов Приволжского федерального округа по производству мяса, молока и яиц в расчете на 1 жителя (1 место по итогам 2010 г.). В целом по Рос-
1 Данные официального сайта Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовии http://www.agro.e-mordovia.ru.
сийской Федерации по данным показателям Республика Мордовия вошла в число первых шести регионов (по производству молока и яиц — 2 место, по производству мяса — 6 место). В регионе произведено в расчете на 1 жителя2:
• 145,5 кг скота и птицы на убой (в живом весе). Для сравнения: в Пензенской области — 114,5 кг, Республике Татарстан — 112,3 кг, Республике Марий Эл — 107,6 кг, Оренбургской области — 111,4 кг, Республике Башкортостан — 102 кг, Саратовской области — 101,6 кг;
• 547,2 кг молока. Для сравнения: в Республике Башкортостан — 519,9 кг, Республике Татарстан — 511 кг, Удмуртской Республике — 441,1 кг, Оренбургской области — 423,5 кг;
• 1287,3 штук яиц. Для сравнения: в Удмуртской Республике — 624,5 штук, Оренбургской области — 540,4 штук, Республи-
2 Там же.
ке Марий Эл — 485,7 штук, Нижегородской области — 398,5 штук.
SWOT-анализ развития рынка продукции птицеводства Мордовии
Как уже было сказано, рынок продукции птицеводства является одним из крупных рынков продовольственных товаров в Мордовии. Птицеводство — экономически выгодная отрасль животноводства, обеспечивающая население региона продуктами питания, а промышленность — сырьем.
Экономико-географическое положение, наличие природных и трудовых ресурсов являются благоприятными предпосылками развития рынка продукции птицеводства. Для оценки возможностей и угроз, представляемых внешней средой на макро- и микроуровне, а также внутренних ограничений развития рынка продукции птицеводства необходимо использовать SWOT-анализ.
Действие наиболее важных факторов регионального развития представлено в табл. 1.
Основные риски и ограничения развития рынка определяются характером отношений с региональными органами власти, располагающими полномочиями для создания благоприятной внешней среды или ее ухудшения. В свою очередь, внутренние ограничения становятся следствием низкого профессионализма менеджеров и работников предприятия.
Динамика развития птицеводческой отрасли Республики Мордовии
По мере развития рыночных отношений сохраняется концентрация поголовья в сельскохозяйственных организациях. Это связано с особенностями птицеводства как отрасли, наиболее приспособленной к промышленным методам разведения поголовья.
Как показал анализ деятельности сельскохозяйственных организаций Мордовии (табл. 2) за 2005-2010 гг. поголовье птицы во всех категориях хозяйств увеличилось
Таблица 1
SWOT-анализ развития рынка продукции птицеводства
Сильные стороны Слабые стороны
— Благоприятные агроклиматические условия. — Доступная цена на продукцию. — Высокое качество продукции. — Наличие хорошей кормовой базы. — Развитая транспортная инфраструктура, наличие автотранспортных, железнодорожных коммуникаций. — Наличие свободной и недорогой рабочей силы. — Гибкость ценовой политики — Низкая лояльность потребителей. — Высокие издержки выхода на внешний рынок. — Высокая дотационность бюджета региона. — Наличие большого числа неэффективных рабочих мест с низкой оплатой труда. — Значительный износ основных фондов при крайне недостаточных инвестициях в их обновление. — Неполная загрузка производственных мощностей
Возможности Угрозы
— Вступление России во ВТО. — Государственное регулирование и поддержка развития АПК России. — Развитие науки и технологий, научно-технический прогресс. — Рост отраслевого рынка — Низкая конкурентоспособность экономики в целом и отрасли АПК в частности при вступлении России в ВТО. — Отток квалифицированных кадров из республики. — Усиление нестабильности экономики
Таблица 2
Динамика развития отрасли птицеводства Мордовии за период 2005-2010 гг.
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 CAGR 3, %
Все категории хозяйств
Численность птицы всех возрастов, тыс. гол. 4 929,1 5 792,5 5 949,6 6 668,8 7 458,5 8 869,9 10
Производство мяса (в живом весе), тыс. т 22,1 23,9 28,2 28,3 33 40,5 11
Производство яиц, тыс. т 501,2 700,8 776 802,1 942,2 1 077,5 14
Сельскохозяйственные организации
Численность птицы всех возрастов, тыс. гол. 3 764,6 4 606 4 793,6 5531,2 6 365,1 7 790,7 13
Производство мяса (в живом весе), тыс. т 20,8 22,6 26,9 27,4 32,2 39,9 11
Производство яиц, тыс. т 377,4 576,2 653,2 683,6 826 965,7 17
Личные подсобные хозяйства
Численность птицы всех возрастов, тыс. гол. 1 164,5 1 186,5 1156 1 137,6 1 093,4 1 079,2 -1
Производство мяса (в живом весе), тыс. т 1,3 1,3 1,3 0,9 0,8 0,6 -12
Производство яиц, тыс. т 123,8 124,6 122,8 118,5 116,2 111,8 -2
на 10%, в том числе в сельскохозяйственных организациях — на 13%4.
Увеличение численности поголовья птицы во всех категориях хозяйств республики отразилось на повышении объемов производства. Так, в 2010 г. объемы производства мяса птицы во всех категориях хозяйств превысили значение по сравнению с 2005 г. в 1,83 раз, производство яиц — в 2,14 раз.
Анализ также показал, что за исследуемый период среднесуточный прирост бройлеров увеличился на 14,5% (с 48 до 55 гол.), а яйценоскость — на 4% (с 300 до 311 шт. от курицы-несушки).
3 CAGR — среднегодовой темп роста.
4 Данные официального сайта Росстата http://www.
gks.ru.
Увеличение объемов производства продуктов птицеводства и повышение продуктивности птицы в Мордовии во многом стало возможным благодаря развитию крупных птицеводческих хозяйств, сумевших пройти нелегкий путь адаптации к формирующимся условиям аграрного бизнеса (предприятиям приходилось постоянно совершенствовать организацию труда, искать новые подходы к ведению производства и т. п.).
Эффективность и рентабельность производства продукции птицеводства
Современное производство продукции птицеводства является аналогом высокотехнологичного комплексного производства. Основное звено любой птицефабрики, специа-
Таблица 3
Эффективность производства продукции птицеводства в сельскохозяйственных
организациях Мордовии5
Показатель Годы
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Производственная себестоимость 1 ц прироста птицы (всех видов), руб. 2 023 2 008 2 350 3 147 3 514 3 925
Себестоимость 1 ц реализованного мяса птицы (всех видов), руб. 2 930 2 846 3 524 4 207 4 606 5 042
Выручка за 1 ц реализованного мяса птицы (всех видов), руб. 4 220 3 702 3 969 4 568 5 205 5 748
Уровень рентабельности от реализации мяса птицы (всех видов), % 44 30 13 9 13 14
Производственная себестоимость яиц (птицы всех видов), за тыс. штук, руб. 1 253 1 092 1 391 1 688 1 684 1 771
Себестоимость реализованных яиц (птицы всех видов), за тыс. штук, руб. 1 315 1 120 1 420 1 809 1 802 1 895
Выручка за тыс. штук реализованных яиц (птицы всех видов), руб. 1 504 1 409 1 789 2 193 2 090 2 160
Уровень рентабельности от реализации яиц (птицы всех видов), % 14 26 26 21 16 14
лизирующейся на производстве мяса кур, — убойный цех. Его задача состоит в производстве высококачественных мясных продуктов для дальнейших этапов их переработки в мясные полуфабрикаты и реализации. Эффективность производства продукции птицеводства в крупных птицеводческих хозяйствах (табл. 3) определяется выходом продукции на единицу площади, яйценоскостью, среднесуточным привесом, производительностью труда, выходом цыплят, сохранностью поголовья, себестоимостью и рентабельностью продукции. Все эти факторы учитываются при определении резервов развития производства и переработки продукции.
Оценивая эффективность деятельности предприятий отрасли, следует отметить, что
5 Данные официального сайта Территориального органа Росстата по Республике Мордовии http://www. mrd.gks.ru.
главным фактором, определяющим эффективность производства продукции птицеводства, являются затраты на их производство. Сравнивая 2010 г. с 2005 г., можно сказать, что себестоимость производства яиц в целом повысилась на 41 %, а мяса птицы — на 94%, в результате чего рентабельность производства мяса птицы и яиц составила 14%. Одна из основных причин финансовой нестабильности — резко увеличившийся диспаритет цен (табл. 4). В частности, цена на зерно урожая 2010 г. по сравнению с 2005 г. увеличилась в среднем на 66%, что способствовало росту стоимости комбикормов и, соответственно, готовой продукции. Если в 2005 г. стоимость 1 кг комбикормов составляла 6,88 руб., то в 2010 г. — 11,01 руб6.
Основные убытки предприятия несут из-за экономии на качестве кормов, что,
6 Там же.
Таблица 4
Цены на потребляемые ресурсы и продукцию птицеводства7
Показатель Ед. измерения 2005 г. 2010 г. 2010 г. к 2005 г., %
Стоимость комбикорма для птиц руб./кг 6,88 11,01 160
Стоимость электроэнергии руб. /кВт/ч 1,38 3,44 249
Топливо руб. /т 14 656 21 229 145
Цена (без НДС):
на яйцо руб. /дес. 17,1 23,4 137
на мясо птицы руб./кг 40,8 53 130
в свою очередь, отражается на снижении продуктивности и сохранности птицы и ведет к удорожанию себестоимости единицы продукции. Следовательно, решение проблемы повышения эффективности производства продукции птицеводства необходимо начинать с реализации системы обеспечения птицы полноценными качественными кормами.
Особенности производства продукции птицеводства
В бройлерном и яичном производстве экономические показатели (прибыль, рентабельность) тем выше, чем ниже себестоимость единицы продукции. Себестоимость производимой продукции является немаловажным фактором, способствующим повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий и отрасли в целом. Отметим, что внутри предприятия конкурентоспособность формируется через качество и себестоимость продукции, и в зависимости от соотношения этих параметров устанавливается цена. То есть можно говорить о том, что основой снижения цены на производимую продукцию является соответствующее снижение ее себестои-
7 Данные официального сайта Территориального органа Росстата по Республике Мордовии http://www. mrd.gks.ru.
мости и как следствие повышение конкурентоспособности предприятия и отрасли в целом.
Следует отметить, что стоимость продукции птицеводства определяется также балансом спроса и предложения.
Для птицеводства характерна высокая степень разделения труда. Производство продукции обеспечивается узкоспециализированными предприятиями, которые взаимодействуют на основе широкого развития производственных связей. Крупные специализированные предприятия, такие как ОАО п/ф «Чамзинская», ОАО а/ф «Октябрьская», ОАО п/ф «Атемарская», имеют большие материальные ресурсы для совершенствования технологии производства на основе механизации и автоматизации основных производственных процессов. Данный процесс позволяет значительно снизить потребность в рабочей силе и сократить затраты на заработную плату.
На рисунке 1 отражены факторы, оказывающие влияние на формирование цены конечной продукции птицеводства.
Анализ стоимостных показателей производительности и оплаты труда на птицефабриках Мордовии (табл. 5) показывает ее рост в 2010 г. по сравнению с 2007 г.
Анализ стоимостных показателей производительности и оплаты труда на птицефабриках Республики Мордовия показывает, что выручка от реализации продукции
Факторы
у О
¡х о
о к т
а р
У
о р
о
о о
Спрос
Ограничения импорта, связанные с эпидемиями (вынужденный забой скота) Сезонность
Рост среднедушевых доходов населения
Рост численности населения в мире
Достижение уровня насыщения в потреблении продукции растениеводства Изменение потребительских предпочтений
Пошлины при международной торговле мясом, например ВТО
\ >/ У \
Предложение
Рентабельность производства мяса по сравнению с другими отраслями
Миграция добавленной стоимости в переработку мяса, дистрибуцию и розницу Себестоимость продукции Современные технологии Цена и качество комбикормов Стоимость кредитов Господдержка отрасли
Рис. 1. Факторы, оказывающие влияние на формирование цены конечной продукции птицеводства
Таблица 5
Стоимостные показатели производительности труда на птицефабриках Мордовии8
Показатель 2007 2008 2009 2010 2010 г. к 2007 г., %
Среднегодовая численность работников, чел. 1 066 1 169 1 330 1 290 121
Получено на 1 работника, тыс. руб.
прибыли 113,3 81,9 156,4 165,4 146
выручки от реализации продукции 987,2 1 050,9 1 178,6 1 247,1 126
Средняя заработная плата 1 работника, руб. 5 211 7 399 10 359 12 870 247
Доля фонда заработной платы в выручке, % 0,5 0,7 0,9 0,80 —
8 Данные официального сайта Территориального органа Росстата по Республике Мордовии http://www.mrd gks.ru.
на одного работника выросла в ~1,3 раза в 2010 г. по сравнению с 2007 г.
Заключение
Развитие птицеводства Республики Мордовии характеризуется положительной динамикой роста, наращиванием производственных мощностей, совершенствованием технологии производства, ростом численности поголовья птицы, повышением продуктивности птицы и производительности труда работников птицеводства. Темпы роста производства очевидны, между тем возможности эффективности производства продукции птицеводства значительно больше (в частности, рентабельность производства, качество продукции имеют потенциал к повышению), что актуализирует поиск подхо-
дов к адаптации производителей продукции птицеводства к рыночным условиям и повышению конкурентоспособности продукции в регионе.
Список литературы
1. Нечаев В. И, Фетисов С. Д. Экономика промышленного птицеводства: монография. Краснодар, 2010. — 150 с.
2. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовии http://www.agro.e-mordovia.ru.
3. Официальный сайт Росстата http://www.gks.ru.
4. Официальный сайт Территориального органа Росстата по Республике Мордовии http:// www.mrd.gks.ru.
5. Рубин Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2008.
A. Usanov, PhD in Economic science, associate professor of chair «Estimated activity of stock markets and the taxation» the MFPU «Sinergy», Moscow, alexus261279@mail.ru
E. Yudin, the graduate student of department of agrarian marketing, The All-Russia research institute of rural economics of Rosselkhozakademiya, Moscow, udin11@mail.ru
CONDiTiON OF POULTRY FARMING OF THE REPUBLiC OF MORDOViA
In article the analysis of branch of agriculture (poultry farming branch) the Republics of Mordovia during 2005-2010 is carried out. The market of production of poultry farming is one of the largest foodstuff among the markets. The analysis is carried out as the agricultural enterprises of so personal part-time farms, efficiency of activity of the enterprises of branch is estimated, the main factors, defining production efficiency of production of poultry farming are revealed.
Key words: market for poultry products, competitiveness, customer demand, profitability, cost, efficiency.