5», которая была апробирована при проведении экспресс-анализа).
-5 - максимально негативное влияние процессов реорганизации на рассматриваемую область деятельности компании;
0 - нейтральное влияние;
+5 - процессы реорганизации максимально положительно отразятся на результатах в рассматриваемой области.
Полученные ответы впоследствии анализируются и позволяют оценить наличие потенциального синергизма по среднеарифметической оценке ответов на вопросы и профиля преимуществ и недостатков реорганизации в достижении синергетического эффекта. На этой основе принимается решение о проведении реорганизации. Вопросы, представленные в анкете, детализируются и конкретизируются с учетом специфики деятельности конкретных организаций.
Применение данной методики позволит на этапе планирования получить оценку предполагаемого синергетического эффекта и выбрать наиболее оптимальные схемы функционирования будущей компании.
Литература:
1. Баев Ю., Булгаков К. Синергетический эффект слияния. Connect! Мир Связи, №3, 2008г.
2. Гранди Т. Слияния и поглощения: как предотвратить разрушение корпоративной стоимости, приобретая новый бизнес. М. Эксмо -2008.
3. «Слияния и Поглощения». Ежемесячный аналитический журнал.
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧНЫХ ПОРТОВ
Трунин В.Г., к.э.н., генеральный директор ФАУ «Российский речной регистр»
В статье рассматривается проблема экологизации хозяйственной деятельности речных портов. Показано, что основным путем решения этой проблемы является создание и внедрение в производственную деятельность портов систем управления окружающей средой.
Ключевые слова: экологизация, речные порты, хозяйственная деятельность.
GREENING OF ECONOMIC ACTIVITY INLAND PORTS
Trunin V., Candidate of Economic Sciences, General Director of FSI Russian River Register
The problem of greening economic activity of river ports. Shown that the main way to solve this problem is the creation and implementation of the production activities of its environmental management system.
Keywords: greening, river ports, operations.
В соответствии с Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [1] одной из главных принципиальных задач является коренное улучшение состояния окружающей среды (ОС) путем экологизации хозяйственной деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкого распространения экологически ориентированных методов управления.
Решение этой проблемы позволяет так же гармонизировать развитие производства и природопользования и имеет большое значение для речных портов, являющихся важным звеном транспортного процесса и оказывающих значительное воздействие на ОС.
Можно полагать, что используемое в Концепции перехода к устойчивому развитию понятие «экологически ориентированные методы управления» соответствуют традиционному толкованию термина «методы целевого управления», когда в число критериев принятия управленческих решений в обязательном порядке включаются показатели качества ОС.
Таким образом, используемый в настоящее время термин «экологическое управление» заключает в себе не что иное, как использование экологически ориентированных методов управления, что по смыслу соответствует англоязычному термину «environmental management». Синонимом термину «экологическое управление» может служить термин «управление качеством (охраной) окружающей среды» или в сокращенном варианте «управление окружающей средой».
В настоящее время сформировалось два способа управления ОС. При первом способе управление осуществляется за счет создания и внедрения на предприятиях различного рода нормативных документов, процедур экологической сертификации, аудита и экспертизы. Второй способ основан на контроле и регулировании различных параметров ОС, отражающих ее качественное состояние.
Наиболее полное представление о работах, реализующих первый способ управления ОС, дают международные стандарты ИСО 14000, в которых введено понятие «система управления окружающей средой» (СУОС) и определяется она как составная часть (подсистема) общей системы административного управления предприятия, компоненты которой должны иметь следующие виды обеспечения [2]:
организационное - разного рода руководящие материалы (положения, инструкции, приказы), регламентирующие деятельность и распределение ответственности между отдельными руководите-
лями, подразделениями, службами предприятия при создании, функционировании и развитии СУОС:
нормативно-правовое - сово^пность законодательных, подзаконных нормативно-правовых актов, нормативно-технических документов, экологических нормативов (предельно допустимых выбросов, сбросов, временно разрешенных выбросов, сливов и т.п.), регламентирующих экологические аспекты деятельности (продукции) предприятия, в том числе деятельность в области природопользования;
методическое - совокупность методик, руководств, отражающих экологическую политику предприятия, деятельность по экологическому оздоровлению, экологические программы, планы, процедуры экологического мониторинга, методики оценки воздействия на окружающую среду продукции, деятельности предприятия, оценки экологического риска и экономической эффективности мероприятий по охране окружающей среды и др. Методическое обеспечение СУОС может быть оформлено в виде специального Руководства по экологическому управлению:
информационное - совокупность протоколов, записей, файлов, содержащих данные экологического мониторинга и аудита; фактического значения воздействия на ОС, фонового уровня загрязнения компонентов ОС; размеров штрафов (платежей) за загрязнение ОС; нормативных и сверхнормативных выбросов и др.;
кадровое - специалисты различных уровней управления предприятия: инженерно-технические работники, специалисты-экологи, преподаватели, занятые обучением и повышением квалификации специалистов в области защиты ОС (экологии) и др.;
техническое - совокупность технических средств природоохранного характера (средства очистки выбросов и сбросов, экологического и промышленного мониторинга, периферийное оборудование, средства связи и передачи данных и др.);
ресурсное - средства материально-технического снабжения, финансовые ресурсы, используемые (планируемые к использованию) при создании, обеспечении функционирования и развития СУОС.
Совокупности компонентов СУОС могут образовывать подсистемы (см. рисунок) [2]:
объектные - ориентированные на управление экологическими аспектами отдельных стадий (этапов) производственного (технологического) процесса или жизненного цикла продукции (например, подсистема СУОС в области технической подготовки производства, материально-технического снабжения, сбыта, обращения с отходами);
Рис. Структура СУОС
функциональные - ориентированные на реализацию отдельных составляющих экологического управления (планирования, координации, контроля, мониторинга, документирования, отчетности).
Таким образом, в рассмотренном способе разработки и функционирования СУОС она сама по себе не позволяет получить необходимый результат в виде снижения отрицательного воздействия на ОС, а лишь дает возможность предприятиям создать общие требования к элементам СУОС, которые могут быть интегрированы с другими требованиями по управлению портами. По существу в данном случае речь идет об управлении охраной ОС, поскольку объектом управления являются сами отношения между природо-пользователем и ОС.
Практическая реализация второго способа управления антропогенной нагрузкой на ОС, основанного на контроле и регулировании ее параметров, стала возможной с развитием автоматизированных информационно-измерительных систем и внедрением экологического мониторинга. СУОС этого типа отличаются высокой степенью автоматизации и большим объемом количественной информации о состоянии ОС. Вместе с тем, из-за сложности и высокой стоимости подобные системы получили распространение, начиная только с регионального уровня. В промышленности и на транспорте эти системы экономически оправданы только для крупных предприятий химической, нефтегазоперерабатывающей отраслей, т.е. там, где возможны экологические катастрофы.
По этой причине на данный момент наиболее приемлемым для речных портов можно считать направление на применение для целей экологического управления более доступной и дешевой косвенной информации о состоянии ОС и систем поддержки управленческих решений [3].
Вместе с тем для практического использования этого подхода в речных портах необходимы комплексные исследования, позволяющие учесть специфику производственного процесса этих транспортных предприятий.
Таким образом, экологизация хозяйственной деятельности речных портов является важной проблемой, актуальность решения
которой возрастает в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию, что имеет большое значение для дальнейшего развития внутреннего водного транспорта страны.
Литература:
1. Указ Президента РФ от 01.04.96 г.№440 «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию». - М.: Собрание Законодательства РФ.- 1996-№15.-1572 с.
2. Пашков Е.В.; Фомин Г.С.; Красный Д.В. Международные стандарты ИСО 14000. Основы экологического управления. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 1997.-464с.
3. Наумов В.С. Управление окружающей средой на промышленных предприятиях водного транспорта: Монография.- Н.Нов-город: Изд. ВГАВТ,2002.-220 с.