УДК 373.1.02:372.8
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© гоп Магомедова З.М.
Дагестанский государственный педагогическийуниверситет
Учитель начальной школы должен выработать учебные навыки, сформировать у младших школьников устойчивый интерес к познанию, чему способствуют приемы интеграции, в частности, необходимо создать специальные условия обучения. Урок чтения с использованием музыки можно превратить для младшего школьника в незабываемое событие совместного сучителем поиска знаний.
The primary school teacher should develop learning skills, develop junior schoolchildren’s steady interest to the cognition, which are contributed by the techniques of the integration, in particular, it is necessary to create the special education conditions. Using the music the reading lesson can be turned into the unforgettable event of searching the knowledge together with the teacher for the junior schoolchild.
Ключевые слова: интегрированный урок, начальная школа, урок музыки, урок литературного чтения.
Keywords: integrated lesson, primary school, musical lesson, literary reading lesson.
Значительное увеличение числа предметов в средней
общеобразовательной школе, недельной нагрузки на ученика способствует перегрузке детей, поэтому, как отмечают многие, сегодня только 15% детей оканчивают школу без хронических заболеваний. Помимо того, младшего школьника достаточно быстро разочаровывает обучение в школе в силу его однообразия.
Необходимость сделать процесс обучения в начальной школе более радостным, увлекательным,
необременительным, а также
стимулирующим к познанию
окружающей реальности актуализирует поиск и применение эффективных приемов обучения, к числу которых относятся приемы интеграции учебных дисциплин.
Установлено, что взаимосвязь двух и более учебных дисциплин - это синтезирование и взаимное дополнение идентичных элементов изучаемых дисциплин, составление комплексных
учебных программ, скоординированных, согласованных в трактовке понятий, являющихся универсальными для рассматриваемыхпредметов [2, 6, 8].
Интеграция уроков по литературному чтению и музыке на основе
сопоставительных связей, согласования учебного материала, выявления общих понятий, изучаемых в этих дисциплинах, способствует глубокому проникновению учащихся в слово, в мир звуков, формированию у них навыков устной и письменной речи через привитие им эстетического вкуса и исполнение музыкальных произведений.
Следует отметить, что такая
интеграция обязывает учителя ко
многому: наличию музыкального
образования, музыкального вкуса, умения играть на музыкальном
инструменте и т.п. Музыка на уроках литературного чтения создает непринужденную атмосферу, помогает ученикам глубже погрузиться в атмосферу содержания текста, в полной мере ощутить атмосферу описываемого
автором произведения. Действительно, на таком интегрированном уроке воспитательная функция музыки не менее важна, чем образовательная [1, 3, 6].
При прослушивании на уроке какого-либо произведения (литературного, музыкального), учитель чаще всего сообщает и краткие данные об авторе и истории создания произведения, что способствует расширению кругозора учащихся, формированию интереса к литературе и музыке.
Конечно же, от учителя требуется основательная подготовка к проведению интегрированного урока, тем более таких важных курсов, как литературное чтение и музыка. Мы поставили перед собой задачу отыскать возможные точки их соприкосновения с тем, чтобы показать пример взаимосвязи предметов на уроке через сотрудничество учителей и школьников как новой формы интегрированной урочной деятельности, расширяющей кругозор учеников и активизирующей их познавательную деятельность. При этом мы опирались на программы по музыке Г. С. Ригиной и др. [4, 7, 9].
Подбирая музыкальные произведения к конкретному литературному тексту, мы старались оттенять все «краски» текста, все тонкости неодушевленных
предметов, живых существ и людей, описанных в стихотворении, сказке, рассказе и т.п., что позволяет превратить урок чтения, интегрированный с музыкой, в незабываемую,
эмоционально-насыщенную, волнующую встречу с музыкальным произведением, композитором. Для этого учителю необходимо хорошо знать музыкальные произведения, звучащие в данном классе, регулярно прослушивать и
коллекционировать новые музыкальные записи, создавать аудио- и видеобанк музыкальных произведений, собирать биографические данные о композиторах, занимательные рассказы о музыке, тематические репродукции, портреты композиторов, писателей и поэтов.
Предлагаемая система работы проходила апробацию в МОУ «Прогимназия № 52» г. Махачкалы
Республики Дагестан и включала следующие основные направления:
- усиление интегративных линий (эмоционально-образное восприятие литературного текста и музыкального произведения, обусловленное детской психикой, развитие эстетического (музыкального, художественного) вкуса в начальном образовании);
- активизация познавательной
деятельности;
- развитие конкретно-чувственного опыта;
- приобретение младшими
школьниками первоначальных
представлений об изобразительно-
выразительных возможностях языка, ритмичности и музыкальности
стихотворной и прозаической речи.
Исходя из этого, наша работа включала следующие взаимосвязанные блоки:
Организационный блок, содержащий анализ и отбор теоретических положений, которые послужили
основанием для авторской методики,
принципы, нормы и соотношения
содержания учебного материала по интегрируемым учебным предметам
(литературное чтение и музыка), определение условий интеграции
(контрольный, экспериментальный
классы), формы и сценарии
интегрированного урока.
Технологический блок - практическую корректировку планов-конспектов
интегрированных уроков, составление интегрированных заданий, выбор интерактивных методов, средства выявления учебных достижений учащихся в ходе интегрированного урока.
Оценочный блок - оценку эффективности интегрированных уроков в экспериментальном классе, выявление их влияния на повышение качества обучения по годам (в отдельных случаях
- по темам), проведение регулярного (в течение года) мониторинга механизмов влияния условий эффективности
интегрированных уроков по типу «литературное чтение+музыка» на интеллектуальное и эмоциональное развитие младших школьников.
Интегрированный урок часто ограничен временными рамками одного урока, проводится в одном классе, имеет своей целью не только закрепить, но и решить новую учебную проблему, всегда направлен на совместное творчество ученического и педагогического коллективов при подготовке и непосредственном проведении урока. В отдельных случаях при высокой сложности или большом объеме изучаемого материала такой урок может длиться полтора-два академических часа и включать объемную по продолжительности практическую
работу (творческое сочинение, написание стихов и т.п.).
Практиковалось проведение
интегрированных уроков двух типов. В первом случае своего рода бинарный урок, проводившийся по одной теме, делился на две части, одну из которых вел учитель начальных классов, а вторую
- учитель музыки, при этом, несмотря на общую цель урока, перед каждым из педагогов стояли собственные задачи, диктуемые спецификой предмета.
Преимущество таких уроков в том, что информация двух смежных учебных дисциплин в сочетании привлекает внимание младших школьников; по своей учебной нагрузке менее обременительны для ученика с точки зрения психологии, так как сочетают в себе релаксирующее влияние музыки и стимулирующее эмоционально-чувственную сферу
ребенка воздействие поэзии, прозы.
Вторым типом является сюжетный урок, при проведении которого каждый учитель (в нашем случае - один и тот же) сам планирует, сколько минут и какое время следует отвести каждому предмету. Причем предметы чередуются, повторяются, не нарушая целостности сюжета, педагоги же дополняют друг друга, ведут диалог как с классом, так и между собой, создавая на уроке доверительную, доброжелательную
атмосферу, демонстрируя пример творческого сотрудничества. Для такого урока общим является не только единый сюжет, объединяющий оба предмета, но и воспитательная и развивающая цели.
Примером интеграции послужит обобщающий урок на тему «Поет зима, аукает...» (Н. М. Рубцов «Мимо изгороди шаткой»). После прослушивания музыки из сборника музыкальных пьес «Времена года» П. И. Чайковского (музыкальная пьеса «Январь») проводится вводная беседа, в которой отмечается, что музыка успокаивает, а может развеселить, вызывает глубокие чувства, за что слушатели благодарны композитору.
Далее учитель спрашивает, догадались ли ученики, прослушав фрагмент из музыкальной пьесы «Январь» П. И. Чайковского, какой теме посвящен урок (Зиме). Потом предлагает рассмотреть картины зимней природы и постараться прочувствовать, как передал поэт свое настроение с помощью поэтического слова, описывая зиму.
После прослушивания музыкального произведения (1 часть маленькой кантаты Г. В. Свиридова на стихи известного поэта Б. Пастернака), учитель ставит вопросы:
- Как называется произведение,
которое вы прослушали? Какой пейзаж изобразил композитор? (лирическая
зарисовка зимнего пейзажа).
- Попробуйте представить, что вы
смотрите в окно на падающий снег. Как вы думаете, снег тихо ложится на землю или кружится по земле, разлетается в разные стороны? Почему? (Характер
спокойный, в лирическом ритме ровный (монотонный), немного успокаивающий, убаюкивающий).
- Кто исполнил это произведение (хор)? Как исполняют (говорком)?
- Какие музыкальные инструменты сопровождают звучание хора (струнные, флейты, челеста)?
- Что меняется в звучании оркестра и хора от куплета к куплету?
Урок литературного чтения на тему: «Сказка В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» (продолжение)» включал в себя следующие этапы.
После рассказа учителя о том, что сказочные сюжеты привлекали многих композиторов, например, опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Садко», «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсако-
ва, балеты «Золушка» С. Прокофьева,
«Спящая красавица», «Щелкунчик»,
«Лебединое озеро» П. И. Чайковского, школьники слушают произведение П. И.
Чайковского «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», написанный по мотивам сказки Гофмана. Далее предлагается ответить на вопросы:
- Какое впечатление произвело на вас это произведение, что вы услышали в музыке, какую картину представили?
- Этот вальс был выбран не случайно, попробуйте догадаться и объяснить почему (подходит к теме урока «Мороз
Примечания
1. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М. : Роспедагентство, 1994. 68 с. 2. Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. 1996. № 5. С. 150. 3. Грищенко Н. В. Интегрированный урок по русскому языку и природоведению // Начальная школа. 1995. № 11. С. 25-27. 4. Зверев И. Д. Интеграция и «интегрированный» предмет // Биология в школе. 1991. № 5. С. 46-49. 5. ИльенкоЛ. П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах // Начальная школа. 1988. № 9. 6. Кирков Г. И. Музыка на уроках русского языка и литературы // Русский язык в национальной школе. 1985. № 10. С. 76. 7. Куденко Н. И. Интегрированный урок чтениям музыки // Начальная школа. 1995. № 1. С. 79-80. 8. Молодинашвили Л. И. Этнокультурные особенности взаимосвязанного обучения речевому общению (на материале русского и немецкого языков): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2004. 17 с. 9. Ригина Г. С. Музыка. Программа для 1-4 классовиУМК «Система Л. В. Занкова». М., 2010. 10. Якименко С. И. Педагогические условия повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в начальных классах средствами межпредметной интеграции: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Киев, 1992. 22 с.
Иванович», зима, снег, снежные хлопья, метель.).
Бесспорно, интегрированный урок непрост для подготовки и проведения, что делает его малопривлекательным для широкого использования в учебном процессе. Однако творчески работающие учителя начальных классов стремятся разнообразить приемы интеграции учебных предметов с тем, чтобы сделать процесс обучения интересным для младших школьников.
Статья поступила вредакцию 28.09.2011 г.