УДК 37.03:373.32 Крючкова Анжела Александровна
старший преподаватель кафедры здоровьесберегающих технологий и эстетического образования
Краснодарского краевого института дополнительного педагогического профессионального образования
О МЕТОДАХ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Kryuchkova Angela Aleksandrovna
Senior Lecturer, Health Saving Technologies and Aesthetic Education Department, Krasnodar Regional Institute for Advanced Teachers' Training
CONCERNING THE METHODS OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN AT MUSIC LESSONS IN THE PROCESS OF INTRODUCTION OF NEW GENERATION STANDARDS
Аннотация:
В статье рассматриваются методы развития музыкального интеллекта, представлена их краткая функционально-содержательная характеристика, раскрывается проблема их применения в работе с младшими школьниками на уроках музыки, отмечается высокая степень эффективности использованных методов в реализации поставленных исследователем целей.
Ключевые слова:
интеллект, метод, урок музыки, развитие, творческая личность.
Summary:
This article discusses the methods of musical intelligence development of primary schoolchildren. The author describes in brief their functions and content, considers their application at music lessons. The high efficiency of the methods in achievement of the research objective is noted.
Keywords:
intelligence, method, music lesson, development, creative personality.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО примерная основная образовательная программа по предмету «Музыка» направлена на формирование общей культуры обучающихся и ее совершенствование, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие способностей интеллектуальной, творческой личности.
В связи с поставленными задачами нами проводилась работа по развитию интеллекта младших школьников на уроках музыки с применением различных форм обучения, в том числе и специальных. Среди разнообразия использованных методов - адаптированные нами для конкретного учебного процесса: метод размышлений о музыке, метод развития умений и способностей слушать музыку, метод «синквейн», метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса, метод слуховой экспертизы.
Д.Б. Кабалевский, автор метода размышлений о музыке, подчеркивает, что изучение нового материала на уроках музыки должно приобретать форму кратких бесед учителя с учениками. При этом необходимо учесть следующие три основных момента: 1) четко сформулированная учителем задача, проблема; 2) ее решение, совместное с учащимися; 3) вывод, который должны сформулировать сами учащиеся. Анализируя данный метод, Д.Б. Кабалевский указывает на то, что несовпадение мнений вызывает «творческий конфликт», который приводит к открытию новых истин и к осознанию давно на практике известных, но ранее не осознававшихся идей, например, о возможности «встречи» в одном произведении жанровых основ музыки, о соотношении в музыке выразительности и изобразительности, о разных гранях интонации, стилевых особенностях того или иного композитора и т. п.
На первом этапе использования метода размышлений о музыке учитель свободно беседует с детьми, например, как музыкальными звуками нарисовать картину природы? Каждому конкретному образу природы подбирается свой «голос». Дети включаются в поиск звуков природы на музыкальных инструментах, ищут «звуковые пятна», определяют голоса. На втором этапе учитель спрашивает у детей: «Что помогает музыке создать зримую картину природы?». Дети слушают «Утро» С.С. Прокофьева и высказывают свои суждения в свободной форме, строят ответ доказательно, опираясь на звучание музыки. Ученики «рисуют» сначала в воздухе движение музыки в пространстве, затем работают каждый в своей рабочей тетради. Так они учатся видеть фактуру музыкальной ткани и т. п. [1]
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 21)
Следующий метод развития способности и умения слушать музыку разработан Н.Л. Гро-дзенской, которая выделяла несколько этапов реализации метода в форме своеобразного «сонатного аллегро»: 1) вступительное слово учителя (вступление); 2) прослушивание произведения, исполненного учителем или в записи (экспозиция); 3) анализ («разбор») произведения (разработка); 4) повторное прослушивание произведения на более высоком сознательном и эмоциональном уровне (реприза); 5) повторение, закрепление музыки в памяти (кода) [2].
Схема организации процесса слушания музыки по Н.Л. Гродзенской носит общепедагогический характер. В ней учитываются психолого-педагогические особенности восприятия детьми нового музыкального произведения, требующего определенного настроя младших школьников на прослушивание музыкального произведения, на первичное ознакомление с ним, первоначальный анализ, повторное прослушивание. Основным музыкально-дидактическим элементом в этой схеме выступает анализ музыкального произведения на разных уровнях: на уровне метода установления взаимосвязей между отдельными средствами выразительности и художественным образом данного конкретного произведения; на уровне метода интонационного анализа, предполагающего прослеживание в музыкальном произведении процесса становления и развития его интонируемого смысла (по Б.В. Асафьеву). Яркий пример такого анализа - изучение темы «Интонация» в программе Д.Б. Кабалевского, где в музыкальном произведении выявляется интонационное «зерно» и способы его развития.
Реализация данного метода имеет особое значение в вокальной деятельности детей на уроках музыки: школьники учатся постигать выразительность в музыке и готовятся к ее осмысленному интонированию непосредственно через осознание музыкальной интонации произведения. С первых занятий дети учатся исполнять музыку в определенном характере, чувствовать в своем пении различные оттенки музыкальной интонации. С этой целью на начальных этапах обучения их знакомят с тем, как меняется певческое звучание не только целой фразы, но и отдельно спетого звука. Такого рода задания нацеливают детей вслушиваться в певческое звучание, понимать его эмоциональную окрашенность, искать способы передачи того или иного настроения в своем исполнении музыкального произведения. Таким образом, одно и то же сочетание звуков по высоте предстает в сознании ученика как множество различных по своему эмоционально-образному строю интонаций. Из разнообразной палитры звуковых интонационных комплексов учащиеся имеют возможность выбрать тот, который более всего соответствует общему художественному контексту.
Развитию критического мышления, формированию навыков доказательно и логично строить свои высказывания о музыке способствует метод «синквейн» (от англ. с^иат - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX в. под влиянием японской поэзии), разработанный Аделаидой Крэпси. С 1997 г. этот метод стал применяться в России в дидактических целях для развития образной речи. Ряд методистов полагает, что синквейны позволяют быстро получить результат, полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Метод основан на дедуктивном структурировании процесса осмысления музыкального произведения. Перевести музыку на язык слов детям очень сложно, поэтому необходимо не только подбирать адекватные звучанию музыки слова, но и выражать их в логичной форме. Не имея опыта оформления собственных суждений о музыке, дети испытывают затруднения в их предъявлении. Данный метод представляет определенную конструкцию высказывания, которое основано на алгоритме действий, состоящих из пяти шагов: 1) сформулировать основную мысль звучащего музыкального произведения (не более двух слов); 2) двумя глаголами дополнить характеристику выделенной мысли; 3) охарактеризовать ее с помощью трех прилагательных; 4) в одном предложении выразить собственное отношение к основной идее произведения; 5) одним словом сделать вывод-итог, акцентировав ценностно-смысловое значение произведения [3].
Следующий метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса направлен на развитие самостоятельности ребенка, обогащение его музыкального опыта, воображения, интуиции, фантазии и предполагает сопоставление, сравнение, преобразование музыкального материала, созидание в процессе постижения музыкального произведения. Авторы данного метода (Е. Критская, Л. Школяр) считают его целью становление творческого потенциала ребенка. Ученик должен состояться как музыкант, пройдя весь процесс развития музыканта-композитора, исполнителя, слушателя. Урок музыки с использованием данного метода наполняется различными творческими заданиями. Например, учитель рассматривает две песенки-заклички, основанные на различных интонациях. К началу урока дети знакомы с особенностями звуков музыкальных и немузыкальных, имеют опыт эмоционального ощущения музыки различного характера. В процессе обучения на уроке музыки младшие школьники, пробуя различные интонации, выбирают какую-нибудь одну. Через приемы контрастных сопоставлений, использования невербальных коммуникаций осваивается выбранная интонация.
После того, когда все дети пропоют различные варианты, определяется, какая же интонация самая удачная. К концу урока дети овладевают способами сочинения песенок. Главное - это появление мотивации к самостоятельному творчеству. Происходит осознание того, что голос - это музыкальный инструмент. В результате дети понимают: чтобы услышать музыку, необходимо быть внимательными, уметь видеть и запоминать.
Для выявления стилевого чутья начинающих музыкантов и его развития в ходе учебного процесса на уроках музыки использовался метод слуховой экспертизы (Е.В. Назайкинский), предполагающий «проведение эксперимента с распознаванием стиля нескольких музыкальных произведений» [4, с. 74]. Такой метод может дать очень много для понимания стилевой иерархии музыкальных произведений. Для проведения сеанса прослушивания музыки необходимо подобрать несколько музыкальных отрывков небольшой длины. Главное - охватить музыкальные произведения различного стилевого диапазона. Основная задача слушателей, выступающих в роли экспертов, по мнению Е.В. Назайкинского, - дать каждому из музыкальных примеров стилевую характеристику. Дети отмечают для каждого отрывка те черты, которые относятся к одному уровню стилевой иерархии: к исторической эпохе, к стране, в которой творил композитор, жанру. В нашем эксперименте юные эксперты отмечали сходство со стилем того или иного автора, например, «похоже на Баха...», «возможно, это Чайковский или Рахманинов», «напоминает Струве...» и т. п. В ходе такой работы у детей развивается навык стилевого восприятия музыкальных произведений [5].
В заключение следует отметить, что в статье представлена краткая функционально-содержательная характеристика методов, образующих теоретико-методологическую основу развития интеллекта у младших школьников. В контексте данного исследования все вышеперечисленные методы музыкального обучения младших школьников на уроках музыки показали свою эффективность в развитии изучаемого феномена.
Ссылки:
1. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. М., 1985. 224 с.
2. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М., 1969. 76 с.
3. Методы. О методах музыкального образования [Электронный ресурс]. http://wiki.ippk.ru/in-dex.pl^p/%D0%9C%D0%B5%D1 %82%D0%BE%D0%B4%D1 %8B (дата обращения: 23.12.2014).
4. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2003. 248 с.
5. Там же.