УДК 7.01 (371.3)
Н. П. Шишлянникова
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОСПРИЯТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ИСКУССТВОМ1
Статья является итогом многолетнего исследования и претворения в практику модели формирования мировосприятия у младших школьников, основанной на идее единства и гармонии человека и мира, в процессе проведения интегрированных занятий искусством.
Ключевые слова: восприятие, мировосприятие, искусство, культура, интеграция учебного материала, межпредметные тематические блоки, интегрированный урок.
Мировосприятие является важнейшей составляющей в структуре мировоззрения личности. С. И. Ануфриев придает особое значение проблеме формирования мировоззрения субъектов образования. Это, по его мнению, предполагает смену акцента с информационного на смыслопоисковое образование. Он пишет: «Воспроизведение человека в мире культуры невозможно без построения собственной картины мира и определения своего места в нем» [1, с. 9].
Функционально-смысловым стержнем понятия «мировосприятие» целесообразно считать понятие «восприятие», которое трактуется как «... форма чувственного мироотношения, миропостижения. Это чувственные отношения организма со средой; взаимооткрытость внутреннего и внешнего сигнализирует организму о внешней среде, регулирует его поведение.» [2, с. 153-157]. А. С. Арсеньев определяет мировосприятие как «положительное внутреннее принятие мира, которое является благоприятным фоном для личностного развития ребенка» [3, с. 126]. Применительно к сфере искусства и художественного образования мировосприятие определяется нами как эстетическая деятельность, в процессе которой происходит восприятие, осознание и освоение окружающего мира, а также обобщение результатов этого освоения в форме и средствах, свойственных искусству. И на этой основе - совершенствование личности ребенка и окружающего мира [4, с. 15].
Б. П. Юсов подчеркивает педагогическую значимость искусства для культуры в целом. В его теории полихудожественного развития школьников искусство выступает «всеобъемлющим и концентрированным выражением культуры», а культура, по его мнению, - это «сотворение в воображении и на деле - лучшего нового мира и человеческого духа, нового будущего мира как целого» [5, с. 10]. Искусству ученый отводит интегрирующую роль, поскольку оно дает форму человеческому уровню мышления и культуре в целом.
Сравнительный анализ основных направлений философской теоретической мысли от эпохи Античности до нашего времени позволил определить в качестве методологической основы формирования мировосприятия у современных школьников мировоззренческие идеи и положения о гармонии и единстве мира. В них главной ценностью признается человек не сам по себе, а бытие человека в мире природы, культуры и социальной среды, его отношение к миру как к родственному, живому организму. Эти идеи определяют направленность образовательного процесса в нашей модели на формирование мировосприятия и понимания законов вселенной и места человека в ней как «звена в цепи эволюции», приобретение способности учащихся к интеграции знаний в целостную, живую картину мира.
При недостаточном количестве учебного времени, отведенного на уроки музыки и изобразительного искусства, мы разработали и внедрили в практику модель формирования мировосприятия учащихся начальной школы на основе интеграции учебного материала предметов искусства в межпредметные тематические блоки. Отобранный по-лихудожественный материал из программ по музыке, литературе, изобразительному искусству структурируется в блоки по образно-тематическому признаку. Системное единство блоков обеспечивается общей методологической направленностью и целевой установкой освоения учебного материала.
Темы отражают различные аспекты взаимодействия ребенка с окружающим миром: «Образы пространства и времени в жизни природы и человека» (времена года в произведениях различных искусств; раскрытие влияния природного окружения на мировосприятие человека и человека на природу). Блок «Наполним музыкой сердца» (постижение музыкального звучания мира через умение вслушиваться в музыку литературных текстов, произведений изобразительного искусства и собственного художественного творчества детей). Блок
1 Исследование осуществлено при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (Государственный контракт № 02.740.11.0374).
«Сказка в музыке и музыка сказки» (постижение музыкального начала жизни через сказочные сюжеты, положенные на музыку: мифы, сказки, былины, легенды, на сюжеты которых написаны оперы, балеты, сюиты и другие жанры). В блоке «Загляните в мамины глаза» - произведения различных искусств на тему материнства. Блок «Наши истоки» (произведения устного, музыкального и декоративно-прикладного народного творчества, способствующие постижению звучания жизни в русской фольклорной традиции). В блок «Земля моя Хакасия» входят образцы народного творчества и авторские произведения различных искусств хакасов, раскрывающие взаимодействие человека, природной и социокультурной среды [4, с. 21].
Тема блока определяет подбор литературных произведений, репертуара для слушания и исполнения, произведений живописи и творческие задания для живописного воплощения в детских работах. Материал нарабатывается на отдельных уроках музыки, литературы, изобразительного искусства, а затем вновь концентрируется на новом, более высоком уровне сложности и вмещается в обобщающий интегрированный урок (художественное событие), сценарий которого готовится и реализуется усилиями трех учителей.
При этом в школьном расписании остаются уроки музыки, изобразительного искусства и литературного чтения как самостоятельные учебные предметы, над которыми надстраивается блочнотематическая модель интегрированного преподавания, реализуемая за счет учебного времени, отведенного на курсы по выбору учащихся.
Содержательное наполнение блоков составил учебный материал — литературные тексты, в которых действующим лицом является музыка, присутствует описание картин природы, пейзажей художников, театральных спектаклей и т. п. Эти тексты отобраны из книг для чтения и художественной дополнительной литературы для учащихся начальной школы. К ним подобраны созвучный музыкальный репертуар, зрительные ряды из живописных полотен и разработаны творческие задания для детей, направленные на целостное художественно-образное освоение ими учебного материала. Продуманы формы интегрированной творческой деятельности учащихся, а также формы и способы взаимодействия учителя музыки с учителем начальных классов и изобразительного искусства, работающих с младшими школьниками.
Слушая музыку или читая литературный текст, школьники учатся визуализировать художественные образы, ощущать аромат, насыщенность света-тени, колорит пространства, его объем, временные, температурные и другие характеристики. Перед детьми ставится задача соотносить и осознавать
взаимосвязь этих характеристик в создании художественных образов. В процессе освоения учебного материала уроков искусства в представлениях учащихся возникает цельная, художественно-образная картина живого мира. Каждый урок искусства вносит свою лепту в формирование мировосприятия младших школьников.
Урок литературы - урок творческого постижения авторского замысла произведения, а не примитивных рассуждений детей о причинах и следствиях поведения героев, о роли пейзажных зарисовок, портретов, особенностей речи того или иного персонажа и т. д. Уроки литературы развивают исследовательские умения и навыки, показывают ребенку, что живой окружающий мир огромен, и каждый ученик выбирает свой путь в освоении этого мира сквозь призму отношений к нему писателей и поэтов. Привлечение музыки и живописи на урок литературы оживляет детское мировосприятие реальными слуховыми и зрительными впечатлениями.
Урок музыки воспитывает культуру слышания жизни через мир музыкальных образов, на эмоционально-чувственной волне. Прочувствованное и осмысленное восприятие музыки обогащает внутренний духовный мир детей бесценным опытом со-чувствия, со-переживания, со-страдания всему живому (человеку, природе, искусству). Этот опыт постижения основ жизни как проявленного через музыку «чувствознания» (Н. К. Рерих), интуитивного, глубинного, «неявного знания» (Л. А. Мике-шина) в соединении с другими видами искусства дает детям ощущение полноты бытия.
Урок изобразительного искусства воспитывает культуру видения мира во всем многообразии его форм и красок, а в интегрированном комплексе -это, как правило, материализация в творческой работе всех накопленных на других уроках художественных впечатлений. Коллективные и индивидуальные живописные работы, выставки детского рисунка, оформление художественных событий, кукольных спектаклей, игр-драматизаций делаются руками маленьких художников вместе с учителем изобразительного искусства.
Особенность нашего подхода заключается в опоре на ключевую фигуру - учителя начальных классов, имеющего общехудожественную подготовку в области смежных видов искусства и владеющего методикой привлечения произведений других видов искусства на урок литературного чтения как урок искусства, а не только как урок обучения чтению.
Совместные усилия трех учителей направлены на создание интегрального образовательного пространства, художественно-эстетической среды, способной формировать у школьников высокий ху-
дожественный вкус, развивать их творческое художественно-образное мышление и отношение к искусству, природе и человеку как к живому организму.
Содержание межпредметных тематических блоков отличается внутренней подвижностью, открыто для замены одних произведений другими, универсальностью и гибкостью, так как не привязано к определенной системе обучения. Наша модель была апробирована в системе развивающего обучения Л. В. Занкова, успешно реализующегося в образовательной системе «Школа 2100».
В апробации нашей модели интегрированные занятия на основе литературного текста проводились не только учителем начальных классов. Их с успехом проводили учителя музыки и изобразительного искусства, так как интегрированный подход, стирая границы между родственными предметами, расширяет функциональные возможности учителей. Учитель становится полифункциональ-ным. Опыт показал, что интегрированная учебная деятельность на основе межпредметных тематических блоков в начальной школе меняет привычный образ урока искусства и образ педагога. Приведем пример интегрированного урока по теме «Сказка о царе Салтане А. С. Пушкина» (блок «Сказка в музыке и музыка сказки»), проведенного во 2 классе учителем начальных классов для своих коллег и учителей музыки.
Цель: научить детей вчитываться и вслушиваться в содержание произведения, узнавать персонажей сказки через их музыкальные характеристики, соответствующей интонацией в чтении передавать характеры героев, атмосферу событий.
К этому уроку дети должны были подготовить к чтению наиболее понравившийся отрывок из сказки. После ответов ребят учитель предложил узнать его любимый отрывок в музыкальном фрагменте («Полет шмеля» из одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова). Название произведения не сообщается. Дети без труда узнают шмеля по стремительно летящей, жужжащей, вьющейся мелодии и находят описание полета в сказке Пушкина. Затем учитель предлагает учащимся представить себя шмелем, летящим в царство «славного Салтана», и показать его полет движением и звуком. Дети выполняют пластический этюд, руками изображая зигзагообразную линию полета, и сопровождают движения «жужжанием».
Основная часть урока была посвящена чтению отрывка о трех чудесах сказочного города Леденца. Но как заинтриговать детей и сделать чтение сказки живым, прочувствованным? На помощь вновь приходит музыка из оперы «Сказка о царе Салта-не» Н. А. Римского-Корсакова, с которой пока еще дети не были знакомы. Но на уроках музыки второ-
классники уже научились воспринимать песенные, танцевальные и маршевые интонации как обобщенные типы характеров персонажей произведений. Именно это существенно облегчило работу над текстом сказки. Учитель читает начало отрывка:
Остров на море лежит, град на острове стоит
С златоглавыми церквами, с теремами и садами.
В городе житье не худо, вот такие там три чуда.
Узнать чудеса сказочного города дети должны по характеру музыки, но в другой последовательности, нежели они даны в сказке, ответ привести из текста сказки. Звучит фрагмент «Царевна Лебедь». Ответ детей:
Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает -
Месяц по косой блестит, а во лбу звезда горит.
На вопрос учителя, по каким музыкальным особенностям они узнали в этом отрывке Царевну Лебедь, ребята ответили, что музыка была протяжной и певучей, как песня, узорчатой и красивой, как наряд царевны. В чтении по просьбе учителя старались интонацией передать характер Царевны, созвучный музыке.
После звучания следующего фрагмента последовал ответ словами сказки:
А второе в граде диво: море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой.
Расплеснется в скором беге - и останутся на бреге
В чешуе златой горя, тридцать три богатыря...
Это тридцать три богатыря, потому что музыка была маршевой, твердой, уверенной и сильной. Учитель добивается в чтении передачи характера богатырей маршевой ритмоинтонацией, соответствующей характеру музыки.
И наконец, третье чудо (фрагмент «Белочка»). Его второклассники узнают по танцевальной, легкой, шутливой музыке и даже тихонько подпевают на слова «Во саду ли, в огороде.».
Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.
Белка в нем живет ручная, да чудесница какая!
Белка песенки поет да орешки все грызет.
Вот так «три кита - марш, танец, песня» из музыки «проросли» в литературу и помогли процесс работы над выразительным чтением сделать творческим, а не подражанием образцу чтения, заданному учителем, как это чаще всего бывает на уроках в начальной школе. Затем дети выразительно, с чувством читают весь отрывок «Три чуда» и получают
задание на уроке изобразительного искусства красками сделать иллюстрации к любому из чудес сказочного города. Дома детям нужно выучить наизусть весь отрывок. К следующему уроку литературного чтения оформляется выставка детских рисунков.
Отличие этого урока от традиционного не только в том, что звучала музыка, главное - в способе подачи материала. Здесь нет повторения учениками чужих мыслей, заученных фраз, ответов на вопросы учебника, а есть диалог, радость открытия детьми в музыкальных образах знакомых уже литературных персонажей. Музыка обостряет чувственную, интуитивную сферу детей, стимулируя тем самым познавательный интерес, делает чтение интересным и захватывающим.
С теорией и практикой освоения интегрированного содержания различных видов искусства школьниками мы знакомим студентов - будущих учителей музыки, частично в курсах «Теория и ме-
тодика музыкального образования», «Музыкальнопедагогические практикумы». Затем полученные знания и умения апробируются в ходе педагогической практики. На стадии завершения профессиональной подготовки студенты изучают курс по выбору «Интегрированный подход к преподаванию музыки», где системно и более подробно излагается теория и практика реализации данного подхода не только на уроках музыки, но и в рамках других гуманитарно-художественных предметов. Ежегодно выполняются одна-две дипломных работы, где выпускники раскрывают отдельные аспекты этой проблемы или посвящают ей всю работу. Это свидетельствует о формировании более универсального специалиста, способного к интеграции знаний школьников в целостную картину мира, в которой искусство является базовым, «культурообразующим слоем» (Б. П. Юсов) и оживляющим началом детского мировосприятия.
Список литературы
1. Ануфриев С. И. Проблема формирования целостного человека в современном образовании и философско-педагогической антропологии С. И. Гессена // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. Выпуск 2 (80).
2. Современный философский словарь / под общей ред. В. Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. Лондон, Ф-т-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск, 1998. 1064 с.
3. Арсеньев А. С. Философские основания понимания личности: учеб. пос. для студ. выс. учеб. заведений М.: Изд. центр «Академия», 2001. 592 с.
4. Шишлянникова Н. П. Формирование мировосприятия у младших школьников на интегрированных занятиях искусством: автореф. ... д-ра пед. наук. М., 2005. 38 с.
5. Юсов Б. П. Законы Вселенной и законы культуры // Педагогика искусства: мат-лы междунар. конф. / ред.-сост. Л. Г. Савенкова. М.: ИХО РАО, 2001. С. 1-10.
Шишлянникова Н. П., доктор педагогических наук, доцент.
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова.
Пр. Ленина, 92, г. Абакан, Республика Хакасия, Россия, 655017.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 01.12.2010.
N. P Shishlyannikova
IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF FORMATION OF WORLDVIEW FOR SCHOOLCHILDREN IN INTEGRATED ART CLASSES
This paper is a culmination of long-term research and implementation practice models for the formation of world perception in primary school children. It is based on the idea of unity and harmony between man and the world in the process of integrated arts.
Key words: perception, attitude, art, culture, integration of teaching material, intersubject thematic blocks.
Khakassia State University named after N. F. Katanov.
Pr. Lenina, 92, Abakan, Republic of Khakassia, Russia, 655017.
E-mail: [email protected]