Научная статья на тему 'Эстетическая направленность обучения в начальной школе'

Эстетическая направленность обучения в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2621
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ / ELEMENTARY SCHOOL / AESTHETIC UPBRINGING / INTEGRATED LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатова Лидия Александровна

В статье рассматриваются некоторые особенности эстетического воспитания младших школьников в процессе обучения. Приводятся примеры включения различных форм и методов эстетического развития ребенка на уроках по русскому языку, литературному чтению, математике и др. Определяется ценность интегрированных занятий, экскурсий и других видов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC ORIENTATION IN ELEMENTARY SCHOOL

The article addresses the issue of aesthetic upbringing of elementary schoolchildren while teaching. Some examples of different methods of aesthetic development of children while teaching Russian, Literature, Mathematics and other subjects are given. The importance of other types of activity such as integrated lessons, excursions is being presented.

Текст научной работы на тему «Эстетическая направленность обучения в начальной школе»

Булатова Л.А.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Bulatova L.A.

AESTHETIC ORIENTATION IN ELEMENTARY SCHOOL

Ключевые слова: начальная школа, эстетическое воспитание, интегрированные

уроки.

Key words: elementary school, aesthetic upbringing, integrated lessons.

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые особенности эстетического воспитания младших школьников в процессе обучения. Приводятся примеры включения различных форм и методов эстетического развития ребенка на уроках по русскому языку, литературному чтению, математике и др. Определяется ценность интегрированных занятий, экскурсий и других видов деятельности.

Abstract

The article addresses the issue of aesthetic upbringing of elementary schoolchildren while teaching. Some examples of different methods of aesthetic development of children while teaching Russian, Literature, Mathematics and other subjects are given. The importance of other types of activity such as integrated lessons, excursions is being presented.

Одной из принципиальных отличительных особенностей школы России и системы воспитания личности является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения детей к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности.

Сегодня каждому учителю должно быть ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей ребенка является важнейшим условием его развития. Эстетическое воспитание и обучение во всем многообразии своих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития. В разработку теории и практики эстетического воспитания особенно ощутимый вклад внесли своим научно-педагогическим творчеством классики советской педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Новаторство их педагогических систем состоит прежде всего в том, что эти системы направлены на максимальное развитие духовно-нравственных и творческих сил ребенка. В.А. Сухомлинский призывал сделать так, чтобы школа для ребенка была "школой радости", во многом связывая это с личностью учителя и его постоянной заботой о приобщении школьника к миру высоких духовных и нравственных понятий и представлений. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, она во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, товарищами по классу и школе.

Необходимо такое поступательное эстетическое развитие, когда интуитивное чувствование и понимание прекрасного переходит со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и в жизни. Ребенок может понимать доброту и человечность поступков героев художественных произведений.

Естественно, что эстетическое развитие только тогда полноценно, когда учащийся ориентируется на подлинные духовные и эстетические ценности, созданные человечеством. Нельзя забывать, что любое общественное явление обладает одновременно эстетическим и этическим значением. Нравственное и прекрасное издавна мыслятся как некое органическое единство. С гуманистической точки зрения, прекрасным

является то, что нравственно, морально, что возвышает и облагораживает человека, а нравственное не может быть признано морально-добрым, если оно внутренне не связано с прекрасным. Единство этической и эстетической сфер педагогу постоянно нужно держать в поле зрения.

Эстетическое познание искусства, природы и всех иных явлений мира сопровождается развитием таких особых качеств личности, как художественный вкус, эстетический идеал, эстетическое переживание, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию и эстетически её оценивать. Общеобразовательная школа является серьезной ступенью в этом процессе. Приобщая к красоте искусства и действительности, она развивает способность ребенка творчески воспринимать любое проявление эстетического и учит умению его различать, формирует потребность в эстетическом, развивает оценки любого явления искусства и действительности.

Эстетический вкус развивается у ребенка, начиная с первых опытов общения и познания окружающего. Наиболее интенсивный период его формирования - годы обучения в школе, где он имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства, где активно развиваются его художественно-творческие способности. Учитель в учебной и воспитательной работе акцентирует внимание школьника на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Надо сказать, что юный человек более чем взрослый, способен непосредственно и эмоционально оценивать все то, что он воспринимает. Выбор у него решается просто: нравится или нет. Постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии. Выбор тех произведений, которые нравятся ребенку более других является показателем его эстетического вкуса. Эстетический вкус по сравнению с другими показателями эстетического развития школьника является наиболее определенным и педагогически управляемым. Опираясь на знание об эстетических предпочтениях школьника, учитель всегда имеет возможность показать ученику перспективу совершенствования его вкуса. Система эстетического воздействия предполагает тесную связь различных форм классной, внеклассной, внешкольной художественно-творческой деятельности ребенка.

Для того, чтобы организовать в каждой школе интенсивный и развивающий комплекс эстетического воспитания ребенка, необходимо преодолеть распространенное представление об узости задач и целей эстетического воспитания. Познание красоты природы родной страны, всего окружающего, красоты общения, науки, физическое совершенствование дают значительно более серьезный воспитательный эффект, нежели только приобщение к литературе и искусству.

К сожалению, встречаются ещё такие учителя, которые объясняют своё невнимание к эстетическому развитию ребенка тем, что у него достаточно других, более важных задач в нравственном, трудовом, политическом воспитании, а эстетическое - это роскошь и блажь. Такой учитель не добьётся больших успехов в своей воспитательной работе.

Во многих образовательных программах заложены возможности повышения эффективности эстетического воспитания и художественного образования младших школьников. Впрочем, при любом варианте распределения учебного времени, основные виды занятий в процессе обучения должны быть тесно взаимосвязаны, дополняя друг друга. Обязательным является обучение детей всему комплексу знаний и умений, предусмотренных программой. Содержание программы учитывает преемственность в художественном творчестве детей, межпредметные связи уроков изобразительного искусства, русского языка, чтения, музыки, природоведения, математики.

Задача учителя школы состоит в том, чтобы, во-первых, более емко и плотно использовать урочное время, во-вторых, установить и постоянно использовать межпредметные связи, в-третьих, максимально использовать возможности внеклассной и внешкольной работы.

Продуманная со всех этих трех точек зрения эстетико-воспитательная работа должна пронизывать весь учебно-воспитательный процесс, все уроки, кружковую и внешкольную педагогически организованную деятельность ребенка, его интересы в сфере досуга, самостоятельного обращения к искусству, литературе и т.д. Вся эта огромная совокупность работ может стать доминантой учебно-воспитательного процесса, его организующим и объединяющим звеном.

Большое место в программе занимают работы по художественному труду. На этих уроках главным является видеть красоту, чувствовать и вносить эту красоту в свою работу. Учитель постоянно должен говорить детям, что главное в любой работе - это качество и красота.

В понятие красоты труда входят понятия о красоте того, кто трудится, о красоте трудового процесса и о красоте продукта труда. Ученик не может почувствовать красоту трудового процесса, цели которого не знает. Каждый исполнитель должен ясно представлять себе назначение, форму и способы использования конечного продукта.

Из какого бы материала ученик ни делал поделку - она должна быть выполнена аккуратно, чтобы на неё было приятно смотреть. Большое значение в развитии творчества детей имеют выполнение сюжетной аппликации или поделки из природных материалов. Ребенок сам думает, какой сюжет ему использовать. На уроках трудового обучения дети знакомятся с различными видами вышивки, кружева и др., что позволяет приобщиться к культурно-историческому наследию своего народа. Дети занимаются вязанием, изготовлением лепного пряника, аппликацией, мозаикой, созданием игрушек способом оригами, работой с соломкой, и др. Занятия сопровождаются музыкой.

Большое значение для эстетического воспитания имеет выполнение коллективных работ. Например, коллективное создание панно, групповая работа способом «оригами» и

др.

Эстетическое воспитание детей организуется в ходе их трудовой деятельности с использованием различных демонстраций, убеждений, бесед, экскурсий. Приведу пример одной из бесед на уроке художественного труда. Тема урока: «Работа с разными материалами». Объект труда: «Изготовление лепного пряника». В качестве вводной беседы учащимся сообщается информация о том, что пряники были распространены на Руси с давних времен. Их дарили ко дню рождения, в знак уважения, любви. Пряничное дело в Х11-Х1Х веках было очень распространенным народным промыслом. Особенно славились этим искусством города Архангельск, Вологда, Вязьмя, Городец, Москва, Тула, Тверь. Изготавливали пряники различными способами: лепили руками (лепные), вырезали при помощи специальных форм (вырезные) или печатали на тесте (печатные). Поверхность их украшалась узорами белого или цветного сахара, а иногда специальной позолотой. Пряники делали чаше всего в форме рыб, птиц, лошадей, сердец.

Во второй половине XIX века русские пряничники выставляли свои изделия на Всероссийских художественно-промышленных выставках. Пряники являются не только вкусными лакомствами, но и хорошими сувенирами. Подобные беседы способствуют развитию эстетического вкуса в процессе изготовления изделия.

Одним из богатейших источников духовно-эстетического воздействия на человека является природа. Пользуясь природными ресурсами и своим трудом, приумножая их, ощущая полноту жизни через общение с природой и обретая чувство Родины, человек формируется как гражданин. Но при этом не всегда он становится рачительным хозяином природы, а тем более тонким ценителем её красоты, чтобы в своей профессиональной деятельности руководствоваться эстетико-экологическими принципами отношения к ней.

К.Г. Паустовский справедливо утверждал: "Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе". Разнообразные формы и методы, занимательный материал на уроке усиливают эстетическое восприятие ребенка.

Велико значение уроков природоведения в эстетическом воспитании учащихся. Эстетическое чувство, вызванное природой, одно из сильнейших человеческих чувств.

Эстетическое постижение природы в процессе обучения природоведению выступает в качестве такой нравственной школы, которая дает человеку естественные понятия о гуманности и жестокости, красоте и добре, деятельной любви человека ко всему окружающему.

На уроках природоведения могут использоваться карточки-задания, содержащие своеобразные изображения предметов живой и неживой природы, которые позволяют проводить занятия в игровой форме. Подобные материалы можно использовать при изучении тем: "Живая и неживая природа", "Части растений" и т.д. На этих уроках целесообразно также применять кроссворды, ребусы, загадки.

Но никакие занимательные моменты на уроках не могут заменить экскурсий. Например, экскурсий в лес, на предприятия, в выставочные залы, на выставки художников, просмотры постановок детских театров, в организации которых могут помочь родители учеников. Содержанием экскурсий становится формирование навыков наблюдений за эстетическими проявлениями окружающей природы, осознание, переживание и накопление эмоционально-эстетических впечатлений.

Накануне экскурсий целесообразно проводить небольшие организационные беседы с детьми. Кроме того, это еще одна возможность повторить правила дорожного движения. Детям сообщается цель предстоящей экскурсии, даются задания на углубленное наблюдение тех предметов или сторон природы, которые требуют дополнительного внимания для полного восприятия таящейся в них красоты. Например, в III классе учащимся предлагается нарисовать план местности, на которой они побывали; понаблюдать и цветными карандашами нарисовать листья различных деревьев в осенний период, обращая особое внимание на оттенки; попытаться изобразить тонкую кружевную красоту паутины; прислушаться к голосам птиц и т.д.

Учитель должен напомнить правила поведения в лесу: не ломать ветки, не ловить насекомых и птиц, не топтать зря траву и мелкие кустарники, не шуметь, чтобы не нарушать тишину, не пугать птиц.

Направляя внимание детей на выявление эстетических признаков объектов природы, ребятам предлагается подобрать лексически точные определения признаков наблюдаемых явлений. В затруднительных случаях путем сравнений, сопоставлений с другими предметами и их свойствами нужное слово можно подобрать по ассоциации. В качестве опоры можно использовать народные приметы, пословицы, поговорки, загадки, а также предания.

Особое внимание во время таких экскурсий должно уделяться красоте форм крон деревьев, очертаниям облаков, туч, своеобразию форм ягод, грибов, семян растений, форм сережек ольхи, орешника, березы, осины, других деревьев, их окраске, разнообразию звуков леса.

Написанные детьми после подобных экскурсий сочинения подтверждают эффективность специально направленных наблюдений и личного восприятия школьниками эстетически значимых признаков природных явлений и предметов. Полученные впечатления вошли в тот духовный фонд, который делает душу ребенка зорче, тоньше, чувствительнее, и это отразилось в ученических сочинениях. Например: "Когда я был в лесу после дождя, там очень приятно пахло, птицы громко чирикали. В лесу очень красиво, и даже немножко сочиняется стихотворение". "Когда я прихожу в лес, у меня пропадает скука. Мне нравится пение птиц. Особенно я люблю собирать грибы и ягоды. Еще я люблю приходить в лес после дождя. В лесу становится свежо, и пахнет от елок хвоей. Когда я была в лесу осенью, на деревьях были желтые листья и, казалось, что я пришла в золотой лес".

Важно то, что в каждом сочинении проявилось личное. У каждого своё отношение к природе, личные наблюдения за эстетически значимыми признаками природных явлений, личная зоркая наблюдательность за окружающим миром.

Богатые возможности открываются перед учителем для организации разнообразных видов работы на уроках по впечатлениям, полученным на экскурсии. Например, их можно включать в словарную работу на уроках русского языка. Детям предлагается задание: «К нам в гости из леса пришли снеговики с заданием вставить пропущенную букву в словарных словах». На уроках математики "золотая осень" заглянула в класс в форме кленовых и дубовых листьев с заданиями: "Поставь нужный знак - «больше», «меньше», «равно». Дары леса приходят на урок по теме "Деление с остатком" "Умножение двузначного числа на однозначное" в виде грибов-мухоморов, боровиков, ягод и т.д.

В процессе эстетического воспитании и развития большую роль играет изучение родного языка. Один из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости - развитие культуры чтения. На уроках литературного чтения дети учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой речи, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления. Воспитание художественного вкуса пробуждает школьников к эстетической деятельности. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, дети как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, т.е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограничен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие.

Стимулируя литературное творчество школьников, учитель должен иметь в виду, что не только результат, но и сам его процесс обогащает личность ученика. В то же время необходимо предостерегать детей от механического копирования, подражательства, штампа, ориентировать на внимательное наблюдение жизни, нахождение ясной и образной литературной формы.

Огромное значение имеет звучащее слово. В этом немаловажную роль должен играть учитель. Например, на уроке литературного чтения в разделе "Устное народное творчество" по теме: "Русские народные песни" учитель не только знакомит детей с текстами русских народных песен, предлагает прослушивание соответствующих записей, но и сам может исполнить некоторые произведения устного народного творчества, что сделает занятие незабываемым. После такого урока, по рассказам родителей, дети дома пели, просили родителей, бабушек спеть ещё и другие народные песни. Дети часто имеют возможность слушать песни в записи, но ничто не заменит пение на уроке самого учителя.

В процессе изучения темы "Пословицы, поговорки, загадки, приметы" можно проводить работу по их сбору среди родных и знакомых детей, тем самым, вовлекая в мир устного народного творчества широкий круг людей. Результаты могут быть опубликованы в виде небольших сборников с иллюстрациями, выполненными на занятиях по изобразительному искусству.

Подбор пословиц и поговорок также можно рассматривать как один из факторов эстетического воздействия на ребенка. Идиоматические выражения, пришедшие к нам из прошлого, прославляют труд, говорят о любви и уважении к родителям, о Родине, осуждают лень, ложь, трусость, болтливость.

Кроме того, собранный материал используется на уроках русского языка в творческой работе "Собери предложение".

В первом классе в этой работе детям помогает цвет. Учащимся предлагается собрать 3-4 пословицы. Каждое слово в пословице раскрашено с обратной стороны в один какой-то цвет. Опорным сигналом является большая буква в начале предложения и соответствующий знак препинания в конце предложения. Во втором классе задание

осложнено. Дети подбирают слова по смыслу, на основе знаний пословиц и поговорок, без опоры на цветовую гамму. В третьем классе детям можно предлагать целые связные тексты, включающие идиомы. Знания пословиц и поговорок обогащают язык человека, делают его более внимательным к слову, развивают образное мышление, память. Познавательное и эстетическое значение такой работы очевидно. Приятно видеть радостное лицо ребенка, который, еще не собрав до конца, пословицу, догадывается о ней и проговаривает ее полностью, поясняя ее значение. Дети впитывают в себя богатства художественных изобразительных средств народной речи. Не менее важно и то, что беседа о пословицах и поговорках способствует формированию этических представлений у детей.

Основной задачей современного образования является всестороннее развитие личности ребенка, поэтому не случайно в настоящее время внимание обращается на проблемы гуманизации образования, поиски путей интеграции учебного процесса. Обсуждаются вопросы, связанные с пробуждением в ребенке творческого начала, эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия таких видов искусства, как художественное слово, живопись, музыка. Большую помощь в разработке и проведении интегрированных уроков могут оказать учителя музыки, изобразительного искусства. Например, интегрированный урок по внеклассному чтению "Зима в искусстве" может быть построен таким образом, чтобы дети побывали на заочной экскурсии в зале изобразительного искусства, в зале музыки, в зале художественного слова. Таким образом, на уроке чтения мы учим воспринимать художественное произведение через его композицию, интонацию, мелодию, жанр в сопоставлении со смысловым значением текста, формируем умение целенаправленно вслушиваться в мелодию, определять её характер, тональность, влияние на человека, развиваем музыкальный слух, сопоставляем выразительные средства языка, музыки, изобразительного искусства при создании единого художественного образа.

Связь уроков чтения с изобразительным искусством прослеживается на уроках при зарисовках кадров из диафильмов, предложенных учащимся по пройденному произведению.

На уроках русского языка подобная связь может реализовываться во время «Минутки чистописания», когда детям рядом с буквой предлагается нарисовать предмет, начинающий с изучаемой буквой. Это активизирует деятельность детей, что сказывается на каллиграфии.

Как известно, игра является одним из компонентов эстетического воспитания и обучения детей. Учитывая возраст детей и их естественное стремление к игровой деятельности, знакомство с буквами и работу над ними можно проводить с помощью дидактических игр, предлагаемых в различных методических пособиях.

Цветовая гамма играет не последнюю роль в эстетическом развитии детей. Все изучаемые орфограммы дети выделяют в словах зеленым цветом. Это улучшает зрительное восприятие написания того или иного слова. Цветовая гамма круг - сигнала, который используется как на уроках русского языка, чтения, так и на математике - незаменима в работе. На одной стороне его дети находят ту или иную букву или цифру, а учителю показывают лишь обратную сторону со спектром цветов. Это помогает фронтально опросить учащихся.

Большую помощь на уроках русского языка оказывает раздаточный материал -"ромашка", изготовленный детьми на уроках технологии. С помощью этого раздаточного материала повторить и закрепить материал по пяти темам: "Падежи имени

существительного", "Падежи имени прилагательного", "Тип склонения", "Тип спряжения", "Лицо глагола".

Эстетический фактор чрезвычайно важен в организации уроков математики. Например, мы не просто решаем примеры на сложение и вычитание, а бежим по "лесенке - чудесенке" к сказочному герою, вычисляем вместе с роботом, который прилетел к нам с

другой планеты, путешествуем на математических корабликах, играем в математический телефончик, где ярко прослеживается обратная связь учитель-ученик-учитель.

Подлинное эстетическое развитие личности - результат длительной и глубокой творческой работы по освоению прекрасного в искусстве и действительности. Эстетический процесс обучения и воспитания не ограничивается сферой прекрасного. Он формирует в человеке творческое отношение к труду, окружающему миру, веру в идеалы, ответственность перед обществом и перед его будущим.

Библиографический список

1. Брюзгина Л.П. Опыт нравственно-эстетического воспитания младших школьников // Начальная школа. - 1991. - № 11. - С. 15 - 17.

2. Лаврова И.Д. Эстетическое воспитание учащихся при изучении

природоведения // Начальная школа. - 1988. - № 4. - С. 13 - 15.

3. Лола В.Л. Учимся воспринимать эстетические свойства природы // Начальная школа. - 1988. - № 1. - С. 25 - 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.