научно-методический электронный журнал
Магомедова З. М. Авторская технология формирования социокультурных компетенций младших школьников на интегрированных уроках // Концепт. - 2013. - № 10 (октябрь). - ART 13193. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13193.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13193
УДК 37.031:37.035
Магомедова Зайнап Магомедрасуловна,
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 11», г. Махачкала [email protected]
Авторская технология формирования социокультурных компетенций младших школьников на интегрированных уроках
Аннотация. В статье рассмотрены основные компоненты авторской технологии формирования социокультурных компетенций младших школьников на интегрированных уроках.
Ключевые слова: младшие школьники, социокультурные компетенции, интегрированные уроки.
В разработке авторской технологии интегрированного обучения по типу «литературное чтение + музыка» и «литературное чтение + изобразительное искусство» мы исходили из основных направлений реформирования российского образования. Теоретическим основанием для разработки авторской технологии являются:
- интегрированный подход в обучении, представленный в исследованиях методов и подходов к обучению на основе межпредметной интеграции (В. С. Леднёв, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова, Д. П. Ерыгин, Н. Е. Кузнецова, М. А. Шаталов,
A. И. Гурьев, М. Н. Берулава, В. С. Елагина, А. В. Усова и др.);
- компетентностный подход в обучении, представленный в исследованиях
B.И. Байденко, П. П. Борисова, А. В. Баранникова, Н. С. Веселовской, А. Н. Дахина, И. А. Зимней, Н. А. Переломовой, Т. Б. Табардановой, И. Д. Фрумина, Г. А. Цукерман, и др., и в частности проблема формирования ключевых компетенций (Л. Ф. Иванова, А. Г. Каспаржак, А. В. Хуторской и др.);
- социокультурный подход в обучении (С. И. Гессен, Д. И. Фельдштейн, М. А. Мамардашвили, В. Т. Кудрявцев и др.).
Авторская технология составлена в соответствии со следующими документами в области образования:
- Конституцией Российской Федерации;
- Декларацией ООН о культуре мира;
- Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- «Федеральной целеваяой программой развития образования на 2011-2015 гг.»;
- приказом министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
- Федеральным Государственным образовательныйм стандартом начального общего образования.
В процессе реализации была скорректирована в соответствии с принятыми в РФ документами в области образования законом «Об образовании РФ» (с 2012 г.); распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. («Дорожная карта»).
Основная цель авторской технологии - обеспечить эффективное формирование у учащихся младшего школьного возраста социокультурных компетенций средствами интегрированных уроков. Ее задачами являются следующие аспекты:
- разработать и апробировать систему интегрированных уроков для учащихся младшего школьного возраста (на примере интегрированных уроков «литературное чтение + музыка» и «литературное чтение +изобразительное искусство» и. др.), способствующих формированию социокультурных компетенций по направлениям: социальные роли; толерантность; мораль; культура; художественное творчество;
- выявить эффективные методы, приёмы, технологии формирования социокультурных компетенций у младших школьников на интегрированных уроках;
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/ 13193.htm
научно-методический электронный журнал
Магомедова З. М. Авторская технология формирования социокультурных компетенций младших школьников на интегрированных уроках // Концепт. - 2013. - № 10 (октябрь). - ART 13193. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13193.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13193
УДК 37.G31:37.G3S
- разработать контрольно-измерительные материалы для диагностики сфор-мированности у учащихся социокультурных компетенций.
В совокупности всех планируемых результатов, данная технология призвана вносить свой вклад в формирование портрета выпускника начальной школы.
Основное содержание технологии детерминировано тем, что согласно образовательному стандарту в рамках освоения социокультурных компетенций выпускник начальной школы должен:
- иметь осознанный опыт жизни в многоконфессиональном, многонациональном обществе;
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, покупателя; собственника и др.;
- иметь представление о системах ценностей и социальных норм в России и других странах;
- владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, зрителя, писателя, слушателя, исполнителя, художника, ремесленника и др.;
- владеть эффективными способами организации свободного времени.
Для эффективного формирования социокультурных компетенций младших школьников необходимо активно использовать потенциал интеграции предметов «литературное чтение + музыка» и «литературное чтение +изобразительное искусство» и др.; вносить в содержание уроков социокультурный компонент, включающий информацию: о жизни в стране, основных выполняемых социальных ролях граждан Российской Федерации; о Малой родине учащихся, её культурных традициях, народах, населяющих республику; использовать интерактивные методы, позволяющие создать необходимую мотивацию, активизировать и заинтересовать учащихся.
В качестве условий реализации технологии выступают:
- планирование содержания образования на основе межпредметной интеграции (для формирования социокультурных компетенций наиболее подходят интегрированные уроки по типу «литературное чтение + музыка» и «литературное чтение + изобразительное искусство»;
- насыщение содержания уроков материалом, направленным на формирование социокультурных компетенций учащихся;
- учет психолого-педагогических особенностей формирования личности младшего школьника;
- использование инновационных методов, приёмов, технологий организации учебного процесса, способствующих организации учебно-воспитательного процесса в компетентном формате;
- использование творческих заданий на основе художественных средств выразительности, направленных на формирование отдельных составляющих социокультурных компетенций социальных ролей; толерантности; морали; культуры поведения.
Основные принципы авторской технологии будут следующими.
1. Общие принципы, связанные с реализацией компетентностного подхода в образовании:
- многофункциональность: компетентность не может быть охарактеризована одним умением или свойством, она представляет собой способность к решению совокупности задач;
- комплексность, междисциплинарность - учёт как образовательных, так и внешних, средовых факторов и влияний;
- диагностичность, т. е. ориентацию на достижение диагностируемого результата, проявляющегося в поведении и мышлении.
«VI О <Х»
http://e-koncept.ru/2013/ 13193.htm
научно-методический электронный журнал
Магомедова З. М. Авторская технология формирования социокультурных компетенций младших школьников на интегрированных уроках // Концепт. - 2013. - № 10 (октябрь). - ART 13193. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13193.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13193
УДК 37.G31:37.G3S
2. Принципы гуманистической педагогики:
- очеловечивание образовательной среды;
- принятие ребёнка таким, какой он есть;
- сотрудничество с ребёнком;
- искренность в отношениях с детьми;
- поощрение ребёнка за самые незначительные успехи;
- стимулирование творческого начала в ребенке.
3. Специальные принципы, направленные на формирование социокультурных компетенций у младших школьников на основе интеграции:
- всеобъемлющая связь национальных и общечеловеческих художественных ценностей;
- принцип приоритетности регионального культурного наследия;
- единство обучения, воспитания и развития учащихся на основе интеграции различных предметов; урочных и внеурочных форм; основного и дополнительного образования;
- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка;
- целостность знаний и представлений, эмоционально-ценностного отношения, умений и творчества;
- системность и последовательность, доступность и преемственность;
- дифференциация и индивидуализация обучения, вариативность форм, методов, технологий.
Новизна авторской технологии заключается в уникальном опыте практической реализации ведущих методологических подходов организации системы образования -интеграционного, компетентностного и социокультурного на ступени начального общего образования и использования их потенциала для формирования у младших школьников социокультурных компетенций, включающих:
- умение действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
- способность определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
- умение соблюдать этику взаимоотношений со взрослыми, учителями, сверстниками, учащимися других возрастных групп;
- умение следовать культурным нормам и традициям совей страны, региона.
В целом авторская технология направлена на формирование социокультурных компетенций. Как предполагается, к окончанию ступени начального общего образования, учащийся должен:
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;
- владеть эффективными способами организации свободного времени;
- иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
- иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
- владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника.
Для конкретизации и направленного планирования содержания обучения мы разделили социокультурные компетенции на следующие основные компоненты: социальные роли; толерантность; мораль; культура; художественное творчество (табл. 1).
http://e-koncept.ru/2013/ 13193.htm
КОНТ ТШТ
Магомедова 3. М. Авторская технология формирования социокультурных компетенций младших школьников на интегрированных уроках // Концепт. - 2013. - № 10 (октябрь). - ART 13193. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13193.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 13193 УДК 37.031:37.035
Таблица 1
Показатели сформированности социокультурных компетенций учащихся начальных классов
Составляющие социокультурных компетенций Показатели их сформированности у учащегося
Социальный роли Владеет знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: гражданина, семьянина, работника, собственника, покупателя
Толерантность. Патриотизм Имеет осознанный опыт жизни в многонациональном, поликультур-ном, многоконфессиональном обществе
Мораль Имеет представление о системах социальных норм и ценностей в нашей стране и за рубежом
Культура поведения Демонстрирует культуру поведения на уроках и во внеурочной деятельности; культуру внешнего вида
Художественное творчество Владеет элементами художественно-творческих компетенций читателя, писателя, исполнителя, слушателя, зрителя, художника
Ведущие приёмы, методы, технологии формирования социокультурных компетенций представлены в таблицах (табл. 2 и 3).
Эффективной технологией формирования компонентов социокультурных компетенций является социокультурный тренинг. Элементы этой технологии могут применяться на отдельных этапах урока.
Социокультурный тренинг - это интенсивное или высокоинтенсивное обучение, осуществляемое по определённым технологиям. После каждого тренинга у ребёнка появляется новый социокультурный опыт происходит переоценка прожитого, изменяется его мышление, восприятие, Таким образом, происходят социокультурные изменения личности. Участвуя в тренингах и упражнениях, учащиеся становятся активными участниками событий, осваивают коммуникативные навыки, учатся правильно общаться друг с другом, развивают стратегическое мышление, приобретают управленческие умения. Каждый тренинг выводит учащихся на новый уровень:
- осваивается новое значимое социокультурное содержание;
- приобретается опыт эффективного взаимодействия с другими учащимися класса, формируется культура поведения;
- появляется желание творить добро, поделиться впечатлениями, повторить успешные действия;
- приобретается социокультурный опыт.
Правильно подобранная система творческих заданий, основанная на социокультурном содержании, позволяет существенно повысить эффективность интегрированных уроков и процесс формирования социокультурных компетенций. Сами творческие задания также могут иметь интеграционную основу и соединять в себе -слово и звук, слово и художественное изображение. Как правило, учащиеся с удовольствием выполняют творческие занятия. Особенно если при их демонстрации вводится элемент соревнования - кто больше вспомнил песен, поговорок и т. д.
Интеграция уроков в рамках разработанной технологии осуществлялась по двум основным направлениям: «литературное чтение + музыка» и «литературное чтение + изобразительное искусство» (рис. 1).
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2013/ 13193.htm
КОНТ тнпт
научно-методический электронный журнал ART 13193 УДК 37.G31:37.G3S
Магомедова 3. М. Авторская технология формирования социокультурных компетенций младших школьников на интегрированных уроках // Концепт. - 2013. - № 10 (октябрь). - ART 13193. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13193.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Таблица 2
Методы, способствующие эффективному развитию социокультурных компетенций учащихся начальных классов
Методы Содержание методов Дидактические и воспитательные возможности
1. М етод чтения вслух Предполагает работу с текстами в непосредственном и метафорическом смыслах. Задача учителя при работе данным методом - ставить перед детьми проблему, но так, чтобы это была значимая для учащихся проблема. Для учащихся метод выступает как способ исследования своей личности В зависимости от тематики выбранного для чтения текста может быть направлен на формирование всех основных компонентов социокультурных компетенций
2. Метод ин-троспек-гивного анализа Помогает ученику осмыслить свои проявления в жизни не как производные от внешних обстоятельств, а как состояние собственного «Я». Темы для анализа могут быть самые разные: от взаимоотношений с людьми до отношений к своей собаке, политике, государству и т. д. В зависимости от выбранной учителем тематики может быть направлен на формирование всех основных компонентов социокультурных компетенций
3. Метод творческого самочувствия Включает в себя игры и задания по развитию произвольной регуляции и навыков произвольного поведения, чувства партнера, воображения, наблюдательности и др. Метод ведет к эффективному раскрепощению собственной индивидуальности, проявлению творческой активности и самостоятельности, дает основу для развития способности к анализу проблемных ситуаций Направлен на формирование следующих компонентов социокультурных компетенций: «Социальные роли», «Художественное творчество»
4. М етод творческого самовыражения Смысл данного метода заключается в том, чтобы привести каждого ученика в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности. Реализуется этот метод через литературное творчество, творческое общение с искусством, литературой, наукой Направлен на формирование компонента социокультурных компетенций: «Художественное творчество»
5. Метод дискуссии Этот метод направлен на решение внутри-пичностных проблем учащихся, обладает возможностями для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и в отношении к себе, играет большую роль в развитии ребенка, в организации его самопознания В зависимости от выбранной тематики направлен на формирование компонентов социокультурных компетенций: «Социальные роли», «Толерантность», «Мораль», «Культура поведения»
Игровые методы Развивают самопознание учащихся, происходит их личностный рост, рост осознания учениками себя, ученики учатся рефлексировать, анализировать поведение В зависимости от содержания могут быть направлены на формирование всех компонентов социокультурных компетенций
http://e-koncept.ru/2013/ 13193.htm
КОНТ ТЕПТ
Магомедова З. М. Авторская технология формирования социокультурных компетенций младших школьников на интегрированных уроках // Концепт. - 2013. - № 10 (октябрь). - ART 13193. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13193.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13193 УДК 37.031:37.035
Таблица 3
Приёмы, направленные на повышение эффективности формирования
социокультурных компетенций
Приём Содержание приёма Дидактические и воспитательные возможности в процессе формирования компонентов социокультурных компетенций
Хочу спро- сить Каждый ученик, испытывая затруднение или недопонимание, может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора На реализацию интерактивного обучения, на активизацию познавательной деятельности; формирование составляющей социокультурной компетенции «Культура поведения»
Раскрой своё Я Высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так ...» На реализацию интерактивного обучения, при котором ученик поощряется возможностью поделиться собственным опытом, формирование составляющей социокультурной компетенции «Культура поведения»
Работа в диадах Предварительное обговари-вание вопроса с соседом по парте, формулировка единого ответа На получение опыта организации совместной деятельности, направленной на решение познавательной проблемы, формирование сотавляющей социокультурной компетенции «Социальные роли»
Художе- ствен- ное изобра- жение Перевод вербальной информации в невербальную в виде знаков, художественного изображения, схемы, символьного знака, пиктограммы На развитие мыслительных операций. Отвечающих за кодирование и раскодирование информации, а так же частично на формирование составляющей социокультурной компетенции «Художественное творчество»
Недопи- санное предло- жение В конце урока учащимся предлагается ответить на вопросы: Сегодня на уроке я...; Что мне этот урок дал цля жизни? и др. На формирование умения оценивать своё поведение, систематизировать полученные на уроке знания, формировать на их основе компетенции, при введении в содержание урока этической тематики - формирование составляющей социокультурной компетенции «Мораль» Для учителя - проведение мониторинга эффективности урока
_ 1
изобразитель ное искусство литературное чтение музыка
ПОЛЕ
ПРЕДМЕТНОЕ
в процессе интеграции этих уроков у младшего школьника развивается поэтический слух, накашивается эстетический опыт прослушивания произведений изящной словесности, воспитывается художественный вкус, обогащается чувственный опыт ребёнка. Приобщение детей к классике литературы, художественного и музыкального искусства формирует эстетическое отношение ребёнка к жизни, создаются условия для формирования потребности в самостоятельном чтении и творчестве.
Проявление синергетического эффекта интеграции в процессе формирования социокультурных компетенций
Рис. 1. Сущность интегрированного урока по типу «литературное чтение + музыка» и «литературное чтение+ изобразительное искусство»
http://e-koncept.ru/2013/ 13193.htm
научно-методический электронный журнал
Магомедова З. М. Авторская технология формирования социокультурных компетенций младших школьников на интегрированных уроках // Концепт. - 2013. - № 10 (октябрь). - ART 13193. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13193.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13193
УДК 37.G31:37.G3S
В рамках авторской технологии предусмотрено проведение интегрированных уроков двух видов. В первом случае время, отводимое на каждый предмет, строго регламентируется. Урок, проводившийся по одной теме, делился в то же время на две части, одну из которых вёл учитель начальных классов, а вторую - учитель музыки. Это своего рода бинарный урок, при котором, несмотря на общую цель урока, перед каждым из педагогов стоят собственные задачи, диктуемые спецификой предмета.
Вторым видом интегрированного урока является сюжетный урок, при проведении которого каждый учитель сам планирует, какое время следует отвести каждому предмету. Причём, литературное чтение и музыка чередуются, не нарушая целостности сюжета. Педагоги дополняют друг друга, ведут диалог, как с классом, так и между собой, создавая на уроке доверительную, доброжелательную атмосферу, демонстрируя пример творческого сотрудничества. Для такого урока общим является не только единый сюжет, объединяющий оба предмета, общими являются также воспитательная и развивающая цели. Содержание сюжетных уроков на разных ступенях обучения имеет свои особенности. В познании окружающего мира дети от класса к классу поднимаются все выше и выше по образовательной лестнице, воспринимая мир сначала через природу, человека, затем - через общество и его культуру. Тем самым сюжетные уроки создают огромную базу для усвоения глубоких знаний об окружающем мире и формирование на их основе социокультурных компетенций.
Ресурсное обеспечение опыта заключается в следующем:
- нормативно-правовая база;
- освоенность современных образовательных технологий, позволяющих осуществлять образовательный процесс на современном уровне и т. п.);
- комплексное учебно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
- наличие необходимых помещений, наличие средств обучения и т. п.;
- наличие компьютеров, доступ к интернету, наличие локальных компьютерных сетей, медиатек и т. п.).
Структура авторской технологии включает следующие блоки:
- блок - организационный;
- блок - технологический;
- блок - оценочный.
Первый блок, организационный, включает в себя анализ и отбор теоретических положений, которые послужили основанием для авторской технологии; разрабатывались принципы, определялись нормы соотношения содержания учебного материала по интегрируемым учебным предметам (литературное чтение и музыка), определялись классы (контрольный, экспериментальный), определялось соответствие интегрируемых тем; разрабатывался сценарий или план-конспект интегрированного урока.
Второй блок, технологический, включает в себя практическую корректировку планов-конспектов интегрированных уроков, в рамках данного блока выявлялась и фиксировалась в специальных листках достижений зависимость эффективности формируемых социокультурных компетенций от разработанной модели интегрированного урока.
Третий блок, оценочный, включает в себя мониторинг эффективности интегрированных уроков в процессе формирования социокультурных компетенций, их влияние на повышение качества обучения по годам.
Для оценки результативности работы по формированию социокультурных образовательных компетенций разработаны качественно-количественные характеристики эффективности решения поставленных задач.
pu "7 fu
http://e-koncept.ru/2013/ 13193.htm
КОНТ ТЕПТ
Магомедова 3. М. Авторская технология формирования социокультурных компетенций младших школьников на интегрированных уроках // Кон______________________ _______________ цепт. - 2013. - № 10 (октябрь). - ART 13193. -
наичнп-мртпдичргкий ялрктпоиный жипнал °'6 п- л- “ URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13193.htm. -научно метооическии электронный журнал Гос Эл No фс 77_4gg65 _ |SSN 2304-120Х.
ART 13193 УДК 37.031:37.035
В качестве контрольно-измерительных материалов доказали эффективность следующие методы: педагогическое наблюдение за поведением учащихся на уроках, переменах, во внеклассных мероприятиях; беседа на определённые темы; анализ продуктов деятельности учащихся (содержания мини-сочинений, творческих заданий и др.). Для повышения эффективности диагностики нами разработана технология экспертной оценки сформированности социокультурных компетенций младших школьников.
Для реализации этого метода была разработана экспертная карта оценки сфор-мированности основных компонентов социокультурных компетенций учащегося. В качестве экспертов выступают учителя, непосредственно осуществляющих обучение учащихся. Отдельные компоненты сформированности социокультурных компетенций учащегося оцениваются по пятибалльной системе, исходя из которых определяются уровни сформированности данной компетенции: низкий; ниже среднего; средний; выше среднего; высокий.
Данный метод основан на данных вышеизложенных методов - наблюдения, беседы, анализа продуктов деятельности и др. Только в совокупности полученные результаты диагностики учащихся позволяют провести экспертную оценку уровня сформирован-ности основных компонентов социокультурных компетенций учащегося (табл. 4-6).
Бланк заполняется на каждого ученика на протяжении всего эксперимента, выполняется личностный профиль сформированности основных компонентов социокультурных компетенций. По обобщённым результатам создаётся Сводная таблица сформированности социокультурных компетенций у учащихся класса (табл. 5, 6).
Таблица 4
Бланк экспертной оценки сформированности основных компонентов социокультурных компетенций учащегося
ФИО учащегося_______________________________
Класс________________________________________
Дата ______________________________________________
Основные составляющие социокультурных компетенций Показатели их сформированности у учащегося Уровень сформированности компетенции (количество баллов)
Низ- кий Ниже сред- него Сред ний Выше сред- него Высо- кий
1 балл б а а 3 балла 4 балла 5 баллов
Социальные роли Владеет знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: гражданина, семьянина, работника, собственника, покупателя
Толерант- ность Имеет осознанный опыт жизни в многонациональном, поликультурном, многоконфессиональном обществе
Мораль Иимеет представление о системах социальных норм и ценностей в нашей стране и за рубежом
Культура поведения Демонстрирует культуру поведения на уроках и во внеурочной деятельности; культуру внешнего вида
Художе- ственное творчество Владеет элементами художественнотворческих компетенций читателя, писателя, исполнителя, слушателя, зрителя, художника и др.
ФИО эксперта
http://e-koncept.ru/2013/ 13193.htm
КОНТ ТЕПТ
Магомедова 3. М. Авторская технология формирования социокультурных компетенций младших школьников на интегрированных уроках // Концепт. - 2013. - № 10 (октябрь). - ART 13193. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13193.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 13193 УДК 37.031:37.035
Таблица 5
Сводная таблица сформированности социокультурных компетенций
Класс ФИО Ученика Социокультурные Компетенции Итого- вый балл Итоговый уровень
Соци- альные роли Толе- рант- ность Мо- раль Куль тура пове- дения Художе- ствен- ное творче- ство
Таблица в
Итоговый уровень сформированности социокультурных компетенций
Уровень Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Баллы 1-5 баллов 6-10 баллов 11-15 баллов 16-20 баллов 21-25 баллов
Обозначение Н НС С ВШ В
При разработке авторской технологии был проанализирован и переработан личный опыт в процессе формирования социокультурных компетенций у младших школьников на интегрированных уроках в прогимназии №52 «Гюняш» г. Махачкалы, а так же уникальный опыт учителей России и стран СНГ Н. А. Ваньковой [1],
H. С. Маркиной [2], И. В. Холодковой [3], Т. В. Хузиахметовой [4] и др.
Ссылки на источники
I. Ванькова Н. А. Игры и творческие задания как средство формирования нравственных качеств на уроках. - Одесса, 2004. - 85 с.
2. Маркина Н. С. Реализация идей личностно-ориентированного обучения: обобщение опыта работы. - URL: noginsk-14sch.edusite.ru>DswMedia/markina.doc.
3. Холодкова И. В. Воспитание культуры поведения учащихся в начальной школе. - URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/vospitanie-kultury-povedeniya-v-nachalnoy-shkole.
4. Хузиахметова Т. В. Ключевые компетенции младших школьников как интегрированная характеристика нового качества образования. - URL: 74333s007.edusite.ru.
Magomedova Zaynap,
elementary school teacher Progimnaziya No. 52, Makhachkala [email protected]
Author's technology of formation of sociocultural competences of younger school students at the integrated lessons
Annotation. In article the main components of Author's technology of formation of sociocultural competences of younger school students at the integrated lessons are considered.
Keywords: younger school students, the sociocultural competences, the integrated lessons.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ««Концепт» Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором
pu Q fu
977230412013510
http://e-koncept.ru/2013/ 13193.htm