Г.А. ЯКОВЛЕВ
ДОГОВОРЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Договоры разграничивают предметы ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Передача полномочий может происходить только в случае, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и Федеральным законам. Это может осуществляться путем принятия соглашений, не противоречащих Конституции РФ. В качестве такого соглашения выступает Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. большинством регионов России. Он сыграл важную роль в достижении стабильности на пути от унитарного государства к федеральному, способствовал становлению федерализма, когда отношения между центром и регионами испытывали сильное воздействие прошлого. Это был компромисс между центром и субъектами федерации. Не было четкости в решении спорных вопросов совместной компетенции.
Между тем определение совместной компетенции имеет важное значение.
27 мая 1996 г. в Москве произошло важное историческое событие - подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики. Договор подписали в Кремле Президент РФ Б.Н. Ельцин и Президент ЧР Н.В. Федоров.
Впервые в истории появился столь значительный юридический документ на чувашском языке, подписанный Президентом России. Его подписание стало возможным только потому, что и Россия, и Чувашия вышли на качественно новый этап экономического и социального развития. Появилась необходимость обозначить юридически меру ответственности каждой из сторон за все то, что происходит в Республике. Договор - итог согласования интересов, взаимных обязательств Москвы и Чебоксар, очень важное для развития Чувашии явление.
Договор разграничивает предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики.
Кроме предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленных статьей 72 Конституции Российской Федерации, исходя из природных, экономических, социальных, национальных и иных особенностей Чувашской Республики, к предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Чувашской Республики относятся:
а) структурная перестройка экономики Чувашской Республики;
б) вопросы создания в Чувашской Республике межрегионального транспортного и торгового центра;
в) вопросы развития центра российского хмелеводства на территории Чувашской Республики;
г) вопросы сокращения ущерба в связи с затоплением территорий в зоне Чебоксарского водохранилища, в том числе восстановление исторических объектов на территории Чувашской Республики, утраченных в результате затопления Чебоксарского водохранилища;
д) вопросы ликвидации последствий производства химического оружия на территории Чувашской Республики.
Договор, исходя из конкретных условий, расширяет предметы совместного ведения России и Чувашии. Стало быть у России возрастает ответственность за сферы деятельности, которые здесь указаны. Предусмотрено также заключение соглашений с органами всех субъектов Федерации, способствующих реализации данного документа.
В целях разграничения полномочий между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики по предметам совместного ведения, установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации и Договором, Правительство Российской Федерации и Кабинет Министров Чувашской Республики заключают соглашения о разграничении полномочий по отдельным предметам совместного ведения.
Соглашения о разграничении полномочий по предметам совместного ведения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики после вступления в силу данного Договора являются его неотъемлемой частью.
Вопросы, владения, пользования, распоряжения объектами, относящимися к государственной собственности Чувашской Республики, регулируются республиканскими правовыми актами в соответствии с федеральными законами.
Чувашская Республика самостоятельно определяет систему республиканских органов государственной власти по управлению объектами государственной собственности республики.
Отнесение объектов государственной собственности на территории Чувашской Республики к объектам федеральной и республиканской собственности, а также разграничение полномочий по управлению объектами федеральной собственности на территории Чувашской Республики производятся отдельным соглашением.
Чувашская Республика вправе выступать самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам и международным договорам Российской Федерации, заключать соответствующие договоры (соглашения) с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также министерствами и ведомствами иностранных государств.
Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством координируют международные и внешнеэкономические связи Чувашской Республики.
Таким образом, Чувашская Республика теперь вправе выступать самостоятельным участником в международных внешнеэкономических связях.
Обмен результатами своей деятельности между народами сближает их, способствует еще большему их развитию.
Чувашия имеет договоры со множеством зарубежных стран, а также с другими регионами. О Чувашии сформировался имидж новаторского региона и надежного партнера среди иностранных государств. Республику посетили сотни делегаций на уровне руководителей иностранных государств, посольств, дипломатических представительств более чем их 70 стран мира, представители международных организаций, крупнейших финансовых, научных, деловых кругов зарубежных государств. Целенаправленная экономическая политика руководства республики, организованная на ее инновационное развитие, открытость, активная позиция во внешнеэкономической деятельности создала Чувашии репутацию легко узнаваемого, перспективного, обязательного партнера в международных отношениях.
Большое значение придается развитию межрегионального сотрудничества. С 1993 г. органами государственной власти Чувашской Республики подписано почти со всеми субъектами* Российской Федерации договоры, соглашения в различных областях и протоколы по реализации соглашений и договоров. Это способствует развитию торгово-экономического, научно-технического, социального и культурного сотрудничества, углублению межэтнических (национальных) связей.
По итогам 2003 г. внешнеторговый оборот Чувашии составил 154,2 млн долларов США, увеличился по сравнению с предыдущим годом на 9,1%. Если десять лет назад сальдо внешнеторгового оборота было отрицательным, то начиная с 1999 г. оно положительное [1]. В экспорте в страны Дальнего зарубежья преобладали инструменты, аппараты оптические, органические химические соединения, экстракты дубильные или красильные, электрические машины и оборудование, механические устройства, в импорте - химические продукты, оборудование и механические устройства, органические и химические соединения. В страны СНГ Чувашия вывозит оборудование и механические устройства, средства наземного транспорта, изделия из недрагоценных и черных металлов. В настоящее время Чувашская Республика поддерживает торгово-экономические отношения более чем с 60 странами мира. На СНГ приходится 23,3% внешнеторгового оборота, а на страны Дальнего Зарубежья - 76,8% [2].
В 2000 г. внешнеторговый оборот Чувашской Республики по данным Приволжского таможенного управления составил всего 115332,5 тыс. долл. США, в том же числе экспорт - 60462,4 тыс., импорт - 54870,1 тыс. долл. США [3].
В 2003 г. на предприятиях республики поступило иностранных инвестиций на 104,2 млн руб. и 583,3 тыс. долл. США. Инвестиции направлены на предприятия пищевой промышленности, строительных материалов, связи, науки и научного обслуживания, объем рублевых капиталовложений сосредоточен в основном в легкой промышленности, машиностроении и химической отрасли. На территории республики действуют 35 предприятий с участками иностранного капитала из 23 стран мира [4].
Договоры (соглашения), заключенные руководством Чувашии с другими странами, можно подразделить на следующие группы:
1) соглашения (договоры), заключенные при осуществлении внешнеэкономических и международных связей;
2) соглашения (договоры), заключенные с федеральными органами исполнительской власти;
3) соглашения (договоры), заключенные с органами исполнительской власти субъектов Российской Федерации;
4) соглашения (договоры), заключенные с органами местного самоуправления Чувашской Республики;
5) соглашения (договоры), заключенные с организациями, зарегистрированными на территории Чувашской Республики;
6) соглашения (договоры), заключенные с организациями, зарегистрированными за пределами Чувашской Республики;
С иностранными государствами заключено 23 соглашения.
С федеральными органами исполнительской власти подписан 71 договор (соглашение), с исполнительными органами субъектов РФ - 86 договоров (соглашений). С органами местного самоуправления Чувашской Республики заключено 80 договоров (соглашений), с организациями, зарегистрированными
* В современной Конституции термин «субъект» используется применительно к республике, области, краю, краям федерального значения, автономной области, автономному округу.
на территории Чувашской Республики, - 213, с организациями, зарегистрированными за пределами Чувашской Республики, - 63 договора (соглашения).
Соглашения заключены с Американской Торговой палатой в России, фирмой «МАРТ1МЕХ - иМБО» (Словацкая Республика), Торговым представительством Российской Федерации во Французской Республике, Министерством иностранных дел Венгерской Республики, администрацией области Пьемонт Итальянской Республики, Народным Правительством Провинции Шеи (КНР), Каирским Университетом, Администрацией Тренчанского автономного края Словацкой Республики, Министерством промышленности и торговли Чешской Республики, а также со странами Ближнего Зарубежья, Правительством Республики Таджикистан, Министерством Латвийской Республики, Министерством хозяйства Литовской Республики.
Зарождаются все новые связи между предприятиями Чувашии и фирмами США. В 1995 г. внешнеторговый оборот достиг 3,3 млн долл., в республике действуют шесть совместных предприятий, созданных с участием деловых кругов Америки, три из них заняты выпуском продукции. Подписанные соглашения о сотрудничестве как раз и нацелены на частичное восполнение этого пробела.
Стороны договорились об активном обмене информацией о возможных направлениях и проектах сотрудничества американских корпораций - членов палаты, являющихся ведущим объединением деловых кругов США, с чувашскими предприятиями и организациями. При содействии представительств американских компаний в России, коммерческого отдела посольства США в Москве предусмотрены презентации чувашских товаропроизводителей, торговых, финансовых структур. А еще соглашение предусматривало вовлечение наших предприятий в реализацию программ, финансируемых палатой, представительством, частными фирмами США.
Подписанный документ отражает и другие пожелания сторон. Они, в частности, касаются подготовки и переподготовки специалистов-управленцев при содействии американцев, проведения совместных конференций, обмена делегациями и т.д.
К первой группе договоров относятся соглашения (договоры), заключаемые при осуществлении внешнеэкономических и международных связей.
Соглашения (договоры), заключаемые с федеральными органами исполнительной власти, охватывают разные направления хозяйственной деятельности: финансирование дорожного хозяйства из средств федерального бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты» в рамках реализации Федеральной адресной инвестиционной программы; взаимодействие в сфере обеспечения безопасного функционирования и устойчивого развития транспортного комплекса.
Чувашия занимает важнейшее место в единой транспортной системе страны.
Дорога «ГЭС - Чувашия» должна отвести транзитный транспорт от Чебоксар. Визит Министра транспорта России завершился подписанием соглашения между Министерством транспорта РФ и Кабинетом Министров ЧР о взаимодействии в сфере обеспечения безопасной работы и устойчивого развития транспортного комплекса Чувашской Республики от 19 октября 2001 г. Был разговор и об изменениях, которые произойдут на речном и воздушном транспорте республики. Инвестиции в республиканский комплекс будут направляться с таким расчетом, чтобы Чебоксарский аэропорт приобрел региональное значение [5].
Были подписаны соглашения о реализации совместного проекта «Разработка и внедрение механизма привлечения внебюджетных источников финансирования мероприятий по обеспечению экологической безопасности и рационального природопользования предприятий «Газпром» в Чувашской Республике», о газификации в Чувашской Республике. В плане реализации этих договоренностей в
Чувашской Республике произошло важное событие. В селе Красноармейском построен культурно-спортивный комплекс. На его торжественное открытие прибыли почетный гости: первый Заместитель Председателя правительства Российской Федерации, председатель совета директоров ОАО «Газпром» Д. Медведев, Президент Чувашии Н.В. Федоров, председатель правления «Газпрома» А.Б. Миллер.
В трехэтажном сооружении компактно разместились зал для занятий несколькими видами спорта, кафе, медицинский кабинет. В фойе можно устраивать матчи по волейболу, баскетболу, ручному мячу, мини-футболу, гимнастике, акробатике, мастеров тенниса. Это один самых лучших спортивных комплексов в Поволжье. Есть место для проведения концертов, показа спектаклей. Это - отправная точка в развитии программы «Газпром - детям».
Строительство новых, реконструкция действующих спортивных сооружений, создание условий для занятий спортом тысячам детей - все это компания берет под свою социальную ответственность [6].
Заключены договоры (соглашения) с органами исполнительной власти Республики Марий Эл, Татарстана. Республики Коми, Республики Башкортостан, Удмуртии, Мордовии, Саха Якутии, Республики Дагестан. Алтайского, Краснодарского и Красноярского краев, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Оренбургской, Волгоградской, Иркутской, Орловской, Камчатской, Челябинской, Тульской. Московской, Свердловской, Владимирской, Саратовской. Кемеровской, Кировской, Пензенской. Ульяновской, Рязанской, Ярославской, Сахалинской областей, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого округов.
Действие документа о сотрудничестве между Чувашией и Нижегородской областью обширно: от поставки в соседнюю область продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий республики и участия чувашских строителей в возведении нижегородских объектов до проработки вопросов по созданию единой службы эксплуатации Чебоксарского водохранилища и развития связей в сфере культуры, туризма.
Активно сотрудничают с автомобильным гигантом предприятия Чувашии ЗАО «ЗЭиМ-Лайн», ОАО ЧНПП «Элара», ОАО «Чебоксарский авторемонтный завод». ОАО «Химпром», объем поставок составляет несколько сот миллионов рублей, предполагается увеличить еще на 50%. Горьковский автозавод поставляет на предприятия республики шасси для производства специализированной техники, техническое обслуживание и ремонт автотранспортной техники [7].
Все это расширяет межэтнические связи чувашского народа с другими народам, сближает их.
Достигнуты соглашения (заключены договора) со всеми органами местного самоуправления. Соглашения предусматривают социально-экономическое развитие районов, нацеливают на поиск внутренних ресурсов для экономического развития, открывают перспективы перед каждым районом для сотрудничества с другими районами, позволяют обеспечивать последовательность повышения уровня жизни населения и устойчивого роста экономики и социальной сферы района.
Следующая группа договоров (соглашений) - это соглашения Кабинета Министров Чувашской Республики с организациями, зарегистрированными на территории Чувашской Республики. К ним относятся все крупные предприятия Чувашии. Основное направление сотрудничества - взаимодействие сторон в области разработки и реализации совместных инвестиционных проектов для достижения общих целей и взаимовыгодных результатов; осуществление совместных программ финансирования организаций Чувашской Республики, взаимодействие в создании и развитии современных высокотехнологических, социально значимых
производств, способствующих росту экономического потенциала Республики. Соглашения предусматривают информационное взаимодействие Правительства и организации, предусматривают сохранение стабильности в республике. Они нацелены на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан, недопущение ухудшения условий социальной защиты отдельных категорий граждан, призваны создавать оптимальные условия для организаций, направленные на повышение экономической эффективности, рост производства, защиту трудовых прав граждан, улучшения условий и охраны труда.
Соглашения (договоры), заключенные с организациями, зарегистрированными за пределами Чувашской Республики, направлены на сотрудничество по вопросам инвестиционно-финансовых отношений, развитие банковской системы и решение проблем социально-экономического развитие, финансовое оздоровление предприятий агропромышленного комплекса, призваны объединить усилия для решения приоритетных задач, связанных с монетизацией финансовых, материальных и иных видов ресурсов в целях структурного реформирования экономики, развития финансового рынка, предусматривают создание социально значимых производств, объединение усилий в целях последовательного роста уровня пенсионного обеспечения населения, негосударственного пенсионного обеспечения, последующего роста средств пенсионного обеспечения, инвестиций в экономику, создание системы долгосрочного ипотечного кредитования, системы высококачественных банковских услуг, предоставления денежных средств региональным банкам на цели кредитования субъектов малого предпринимательства республики.
Подписаны соглашения по вопросам финансово-кредитных отношений с 14 банками. Среди них, например, между Кабинетом министров ЧР и Сбербанком России (19 ноября 2001 г.). Банк стал активным поборником промышленного роста Чувашии. Банк не побоялся вложить средства в строительство нового завода «Сантек», освоение производства автомобильной электроники в ОАО «ЧНППП “Элара”», строительство сельского жилья. Соглашение предусматривает дальнейшее кредитование реального сектора экономики республики примерно 4-5 млрд руб. в год. Это инвестиции в машиностроение, сельхозпереработку и т.д.
Соглашение подписывалось не в правительственном кабинете, а на сборочном производстве АО «Промтрактор», чему есть свое объяснение: заводу банком выделено 135 млн руб. на пополнение оборотных средств, а также премьер-министром подписаны специальные распоряжения о реструктуризации заводских долгов до 2010 г. Это придает тракторостроителям уверенность в своем будущем.
На заводе состоялась презентация нового трактора Т-11.01. Это бульдозер-рыхлитель, способный превзойти челябинский Т-170. Он отличается современной конструкцией и производительностью, которая выше, чем у челябинского трактора, по обслуживанию и ремонту машина полностью соответствует мировым стандартам. Она на 75% экономичнее по расходу топлива на кубометр перемещенного груза. Что касается кредитов Сбербанка, то «Промтрактор» намерен вернуть их на позднее 2007 г. [8].
Большие кредиты на льготных условиях предоставляет ОАО «Россельхозбанк». Кредитные суммы идут в основном на льготных условиях на развитие животноводства, личных подсобных и фермерских хозяйств. Другая кредитная линия предусматривается для учебы сельских детей в вузах. Во время учебы оплачиваются только проценты, а остальная сумма - после получения образования в течение пяти лет. Дальнейшее продвижение сельских кредитов во многом будет зависеть от расширения банковской сети [9].
Есть также сотрудничество с международной финансовой корпорацией, дочерней организацией Международного банка реконструкции и развития [10].
Заключенные Чувашской Республикой договоры (соглашения) играют важную роль в ее поступательном развитии. Республика стала выступать самостоятельным участником международных экономических связей, заключать соответствующие договоры (соглашения) с субъектами административно-территориальных образований, министерствами и ведомствами иностранных государств; федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, зарегистрированными на территории республики и за ее пределами.
Все эти соглашения имеют большое значение для развития самой республики и выводят ее на связь с центральными органами, субъектами Российской Федерации и другими странами.
Таким образом, заключение договоров между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектом, Чувашской Республикой, имеет важное значение для каждой стороны. Оно расширяет предметы совместного ведения. Повышается ответственность каждой стороны. Чувашская Республика становится самостоятельным участником международных и экономических связей. Республика уже имеет договоры со множеством зарубежных стран, растет ее внешнеторговый оборот, на предприятия поступают иностранные инвестиции, зарождаются новые связи между предприятиями. Заключены и заключаются договоры с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями местного самоуправления, организациями, зарегистрированными на территории Чувашской Республики и за ее пределами. Это повышает экономический потенциал республики, способствует к еще большему укреплению международных связей.
Литература
1. Чувашская Республика. Приглашение к сотрудничеству. 2006. Вып. 6. С. 48.
2. Там же. С. 48-49.
3. Чувашия на пороге XXI века: Статистический сборник. Чебоксары: Госкомстат Чувашской Республики. 2001. С. 76.
4. Чувашская Республика. Приглашение к сотрудничеству. С. 49.
5. Кузьмин Б. Полпред Президента: Москва изучает опыт регионов и гарантирует им помощь // Советская Чувашия. 2001. 20 октября; Арзамасова Л. Соглашение развяжет транспортные узлы // Советская Чувашия. 2001. 23 октября.
6. Иванский В. Курс - на здоровье и детей, и взрослых // Советская Чувашия. 2006. 29 марта.
7. Петров Б. Автозавод просит увеличить поставки // Советская Чувашия. 2004. 23 марта.
8. Сбербанк ставит на «Промтрактор» // Советская Чувашия. 2001. 20 ноября.
9. Республики правильная линия. Кредитная //Советская Чувашия. 2006. 21 октября.
10. С прицелом на сотрудничество // Советская Чувашия. 2006. 27 сентября.
ЯКОВЛЕВ ГЕОРГИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ родился в 1935 г. Окончил Чувашский государственный педагогический институт, Московский государственный университет. Кандидат исторических наук, профессор Чувашского педагогического университета. Область научных интересов - межэтнические связи чувашского народа. Автор около 100 публикаций, в том числе 4 монографий, 2 книг, 2 учебных пособий, 3 методических пособий.