ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ власти СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Т.Н. Трошкина
(заместитель заведующего кафедрой финансового права Государственного университета - Высшей школы экономики, кандидат юридических наук, доцент)
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности (в том числе внешнеторговой как ее части) на региональном уровне осуществляется преимущественно подзаконными актами. Одной из форм разрешения неурегулированных вопросов в данной сфере отношений является подписание соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий в области международных и внешнеэкономических связей.
Правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность на региональном уровне наделяются органы исполнительной власти: министерства, комитеты или их структурные подразделения (департаменты, отделы), а полномочиями по проведению контроля за их деятельностью наделяются правительства субъектов РФ и законодательные органы власти.
Органы государственной власти субъектов РФ наделены в области внешнеторговой деятельности правом на проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административнотерриториальными образованиями иностранных государств, а также - с согласия Правительства РФ - с органами государственной власти иностранных государств, при этом единственной формой правового закрепления данных экономических отношений может быть соглашение.
Участниками этих отношений являются, с одной стороны, субъекты РФ, а с другой - субъекты иностранных федеративных государств, административно-
территориальные образования иностранных государств, а также органы государственной власти иностранных государств (только в случае выражения согласия на то Правительством РФ). В соответствии с российским законодательством, в том числе с Конституцией Российской Федерации, субъекты РФ имеют право на осуществление международных и внешнеэкономических связей. Координация этих связей составляет предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (п. «о» ст. 72 Конституции РФ). С целью развития данного конституционного положения был принят Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», устанавливающий общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. Этот Закон содержит правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов РФ при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей. Необходимо также заметить, что федеральное законодательство применительно к международной деятельности субъектов РФ использует термин «связи», а не «отношения», подчеркивая тем самым неполитический характер этой деятельности.
В соответствии с вышеназванным Законом органы государственной власти субъектов РФ в пределах полномочий, предоставленных Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ, имеют право на ведение переговоров с иностранными партнерами, а также на заключение с ними соглашений об осуществлении междуна-
Юридическая наука и правоохранительная практика родных и внешнеэкономических связей. Правовое регулирование такой деятельности осуществляется в различных правовых формах: законами (например, Закон Ставропольского края от 26 июля 2001 г № 51-кз «О соглашениях Ставропольского края об осуществлении международных и внешнеэкономических связей», Закон Хабаровского края от 26 апреля 2000 г. № 217 «О договорах Хабаровского края о международных и внешнеэкономических связях и межрегиональных договорах» (ред. от 27 февраля 2002 г.), Закон Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2003 г. № 163-ІІІ «О международных и внешнеэкономических связях Республики Саха (Якутия)», Закон Республики Башкортостан от 8 декабря
2003 г. № 53-З «О соглашениях органов государственной власти Республики Башкортостан об осуществлении международных и внешнеэкономических связей»); постановлениями органов исполнительной власти (например, Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 марта 2001 г. № 35 «О порядке заключения соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Чувашской Республики», Постановление Администрации Приморского края от 14 декабря 1993 г. № 468 «Об утверждении Положения о комитете по внешнеэкономическим и региональным связям Администрации края», Постановление Администрации Воронежской области от 22 января
2004 г. № 41 «Об утверждении Положения об управлении по внешнеэкономической деятельности и международному сотрудничеству Администрации Воронежской области»); указами губернаторов (Указ губернатора Орловской области от 2 апреля 2002 г. № 119 «Об утверждении Положения об управлении внешнеэкономических, межрегиональных связей и инвестиционной деятельности аппарата губернатора и Администрации Орловской области»); иными нормативными правовыми актами, а также соглашениями между Правительством РФ и правительствами субъектов РФ.
Значимой нормой Федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов
РФ» является положение о том, что соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемые органами государственной власти субъекта РФ, не могут содержать положения, противоречащие Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам РФ, федеральному законодательству, договорам между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, положения о разграничении предметов ведения и полномочий, а также положения, ущемляющие законные интересы другого субъекта РФ.
По своему статусу заключаемые субъектами РФ соглашения не могут рассматриваться как международные договоры, что напрямую закреплено в Федеральном законе «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» (соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъекта Российской Федерации, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами - ст. 7).
Кроме того, органы государственной власти субъекта РФ заблаговременно должны уведомлять соответствующие федеральные органы исполнительной власти о вступлении в переговоры и о заключении соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Органы государственной власти субъекта РФ определяют процедуру заключения соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с учетом необходимости согласования проектов соглашений.
Заметим также, что проект соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, которое заключается органами государственной власти субъекта РФ, должен не позднее чем за месяц до подписания представляться для согласования в Министерство иностранных дел Российской Федерации, а при необходимости и в другие федеральные
34
органы исполнительной власти (например, в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации).
Министерство иностранных дел Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти должны проинформировать орган государственной власти субъекта РФ о результатах рассмотрения проекта соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, как правило, не позднее чем через 20 дней после получения проекта указанного соглашения.
В случае возникновения разногласий между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъекта РФ в отношении проекта соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей применяются согласительные процедуры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Министерство иностранных дел Российской Федерации выполняет координирующую роль в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации (см. Указ Президента РФ от 12 марта 1996 г. № 375 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации»).
Субъекты РФ наделяются правом на содержание своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов РФ по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (см. Постановление Правительства РФ от 27 августа 2004 г. № 443 «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли РФ») и Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Многие субъекты РФ воспользовались этим правом, закрепив соответствующие положения в своих нормативных правовых актах. Однако данное право предполагает и закрепление обязанности по финансированию деятельности представителей при торговых представительствах
Российской Федерации. Данная норма, по нашему мнению, представляется позитивной, т.к. не допускает злоупотребления этим правом.
Согласно Федеральному закону «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» федеральные органы государственной власти должны оказывать органам государственной власти субъектов РФ необходимую правовую и экспертно-консультативную помощь в развитии международных и внешнеэкономических связей, организации и ведении переговоров, выработке текстов соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемых органами государственной власти субъектов РФ и выполнении указанных соглашений, а также обеспечивать защиту прав и законных интересов субъектов РФ в иностранных государствах.
Субъекты РФ имеют право открывать свои представительства на территориях иностранных государств в целях реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта РФ по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации вправе давать разрешение на открытие на территории данного субъекта представительств субъектов иностранных федеративных государств и административно-территориальных образований иностранных государств.
Открытие представительств субъектов РФ на территориях иностранных государств, а равно открытие иностранных представительств на территории субъекта РФ, производится на основе соглашения между соответствующим органом государственной власти субъекта РФ и правомочным органом субъекта иностранного федеративного государства или правомочным органом административно-территориального образования иностранного государства.
Представительства субъектов РФ на территориях иностранных государств, а
Юридическая наука и правоохранительная практика равно иностранные представительства на территории субъекта РФ не обладают статусом дипломатических представительств, на них не могут быть возложены консульские или дипломатические функции. Работники указанных представительств не пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Еще одним полномочием, которым наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности, является формирование и реализация региональных программ внешнеторговой деятельности. Целью таких программ является определение долгосрочной концепции их внешнеторговой деятельности.
Для иллюстрации комментируемого положения обратимся к некоторым нормативным правовым актам субъектов РФ. Так, Законом Новосибирской области от 13 ноября 2000 г. № 125-ОЗ «О международных, внешнеэкономических и межрегиональных связях Новосибирской области» устанавливается, что в целях стимулирования роста экономики в Новосибирской области могут разрабатываться областные целевые программы развития внешнеэкономической деятельности. В свою очередь, областные целевые программы развития внешнеэкономической деятельности разрабатываются Администрацией Новосибирской области при содействии федерального органа исполнительной власти, на который Правительством РФ непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности, в соответствии с установленным порядком, действующим в Новосибирской области.
Обратимся также к Постановлению губернатора Костромской области от 27 декабря 2001 г. № 515 «Об утверждении Концепции развития внешнеэкономических связей Костромской области до 2006 года». В преамбуле данного документа отмечается, что, учитывая важность для экономики региона внешнеэкономических связей, основной задачей «Концепции развития внешнеэкономических связей Костромской области до 2006 года» является определение основных направле-
ний развития, повышение эффективности внешних связей и совершенствование структуры, конкурентоспособности отечественной продукции, определение соответствующих инструментов и механизмов. Целью Концепции является определение приоритетных направлений развития внешнеэкономической деятельности Костромской области на длительную перспективу, обеспечивающих гармоничное вхождение ее в систему общехозяйственных связей. В ней отмечается, что реализация Концепции должна содействовать стабилизации и последующему развитию экономики региона в целом, что в конечном счете благоприятно скажется на росте благосостояния населения области. Средствами достижения данной цели определены:
- повышение масштабов и эффективности внешнеэкономической деятельности области;
- совершенствование товарной структуры экспортно-импортных операций;
- оптимизация географической структуры внешнеэкономических связей;
- использование прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества;
- защита отраслей региональной экономики и отдельных хозяйствующих субъектов от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
- дальнейшее совершенствование механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
При этом совершенствование внешнеэкономической и межрегиональной деятельности распространяется не только на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, но и на технологически связанные с ними производства, что способствует реструктуризации и развитию всего хозяйственного комплекса области.
Концепция разрабатывалась с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Она является открытой и может быть уточнена в случае изменения факторов, определяющих развитие экономики области и
36
Российской Федерации. Данная Концепция должна послужить основой для разработки программ комплексного развития внешнеэкономической деятельности муниципальных образований.
Во внешнеторговой сфере субъекты РФ наделяются правом на информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории субъекта РФ.
Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории субъектов РФ обеспечивают специально на то уполномоченные органы исполнительной власти (министерства, комитеты, департаменты и т.д.).
Так, например, одной из задач Министерства внешних связей Республики Саха (Якутия) является осуществление сбора, анализа и хранения информации и документов по вопросам, связанным с международной и внешнеэкономической деятельностью и ее правовым регулированием (см. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 марта
2002 г. № 137 «О Министерстве внешних связей Республики Саха (Якутия) и его
коллегии» (вместе с «Положением о Министерстве внешних связей Республики Саха (Якутия)»). Анализ статистической, таможенной, коммерческой информации и подготовка материалов для принятия решений руководством Администрации области по вопросам международной и внешнеэкономической деятельности является одним из направлений деятельности Департамента международных внешнеэкономических связей и торговли Администрации Амурской области (см. Постановление губернатора Амурской области от 3 октября 2003 г. № 659 «Об утверждении Положения о Департаменте международных внешнеэкономических связей и торговли Администрации Амурской области» (ред. от 26 декабря
2003 г.)).
Совершенствование нормативноправовой базы государственного регулирования внешнеторговой джеятельности, осуществляемого как на федеральном, так и на региональном уровне, является гарантией осуществления эффективной внешнеторговой политики в Российской Федерации.