Е.А. Дмитриева, А.Л. Кураков
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ*
Российская Федерация - государство с существенными межтерриториальными различиями в уровне экономического развития, обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, инвестиционных возможностях общественного и частного сектора. Решение задач повышения благосостояния населения и снижения уровня бедности на основании устойчивого экономического роста необходимо осуществлять с использованием преимуществ федеративного устройства государства, его децентрализованной структуры, а также с учетом ограничений, накладываемых на экономическую политику особенностями территориального устройства России.
Цели повышения благосостояния населения, снижения уровня бедности, обеспечения устойчивого экономического роста на базе роста конкурентоспособности российской экономики необходимо достигать с активным использованием преимуществ экономической и финансовой децентрализации. Именно на региональном и местном уровнях управления зачастую сосредоточены ключевые рычаги воздействия на эффективность мер, предполагаемых к реализации в рамках среднесрочной программы. При этом стремление к решению общенациональных задач на всей территории страны не должно подменяться централизацией всех властных и финансовых полномочий на федеральном уровне. Разумный баланс прав и обязанностей, полномочий и ответственности уровней власти и управления является важнейшим условием успешного проведения реформ в государстве с высокой степенью межтерриториальных различий и большой территорией, каким является Российская Федерация.
По мнению Л.П. Куракова [4], в масштабах регионов сложилась совокупность естественных, экономических, социально-бытовых, национально-культурных и других относительно устойчивых связей, необходимых для жизнеобеспечения населения, экономики регионов, страны в целом. Регион представляет собой сложный социально-экономический комплекс, политико-административное образование, в котором между производственной, непроизводственной и социально-бытовыми сферами, между структурами региональной и местной власти устанавливаются определенная согласованность, взаимозависимость, взаимоувязанность, наиболее эффективные пропорции, которые способствуют более полному использованию природных и производственных ресурсов, трудового и научного потенциала; удовлетворяющих разносторонним потребностям населения, поддержанию эффективного функционирования хозяйственного комплекса Российского государства.
Главный региональный интерес России - минимизация негативных проявлений территорий дезинтеграции на уровне субъектов федерации, поддержка местных преобразований, создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект федерации максимально использовал свой внутренний потенциал. Причем составляющие стратегического государственного регионального интереса могут действовать только в единстве. Региональный
* Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ проект № 07-02-22203 а/В.
интерес государства должен в наибольшей степени отвечать гуманистическим, демократическим, экологическим интересам региональной жизни.
По данным официального сайта Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе [6], социально-экономический потенциал региона характеризуется как сумма показателей социального и экономического потенциалов. При этом делается упор на количественные характеристики социально-экономического потенциала. Экономический потенциал определяется показателями пяти (производственный, финансовый, инвестиционный, трудовой, потребительский потенциал), а социальный - трех частных потенциалов (демографический, потенциал личной безопасности, потенциал бюджетной обеспеченности населения). Автор подхода отмечает, что структура системы данных показателей представляет собой единство трех блоков, каждый из которых характеризует социально-экономический потенциал в трех аспектах: величина, эффективность использования и темпы развития.
Эффективность использования социально-экономического потенциала включает показатели, оценивающие результативность использования различных видов ресурсов. Качественная характеристика социально-экономического потенциала региона должна содержать анализ основных его показателей в динамике.
Таким образом, социально-экономический потенциал региона представляет собой совокупность природно-климатических, демографических, производственных, финансовых, информационных, интеллектуальных и других ресурсов, обеспечивающая максимальную реализацию возможностей региона в социально-экономической сфере.
Чувашия расположена на востоке Восточно-Европейской равнины. Площадь территории республики - 18,3 тыс. квадратных километров. На западе она граничит с Нижегородской областью, на севере - с Республикой Марий Эл, на востоке - с Республикой Татарстан, на юге - с Ульяновской областью, на юго-западе - с Республикой Мордовия. Республика входит в состав Приволжского федерального округа Российской Федерации.
Процессы и тенденции, происходившие в последние годы в российской экономике, были характерны и для Чувашии. Начиная с 1999 г. положительными темпами роста характеризовалась динамика промышленного производства, оборота розничной торговли, инвестиций в основной капитал и объемов работ, выполненных по договорам строительного подряда. Снижалась инфляция, с 2000 г. росли реальные располагаемые денежные доходы населения и реальная заработная плата.
Оценивая результаты социально-экономического развития Чувашской Республики за первое полугодие 2007 г. [5], следует отметить, что потенциал экономического роста республики, с учетом накопленной траектории, остается высоким. С одной стороны, это продолжение положительных тенденций предыдущего периода, с другой - ускорение экономического роста. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года по таким показателям, как производство промышленной продукции, прирост составил 13,6%, тогда как за соответствующий период прошлого года - 9,6%, сельскохозяйственной продукции - 5,7% и 5,5% соответственно, инвестиций в основной капитал - 9,3% и 6,6%, объема платных услуг населению - 5,9% и 1,7%, реальной заработной платы - 23,3% и 11,9%. Кроме того, значительно повысились налоговые поступления в республиканский бюджет, сальдированный финансовый результат организаций реального сектора
экономики, экспорт товаров, сложилось положительное сальдо внешнеторгового оборота. Все это создает хорошие предпосылки для достижения положительных результатов в целом по году.
Говоря о промышленности, следует отметить, что ежемесячно с начала года, рост промышленного производства в республике был значительно выше среднероссийского. Индекс в обрабатывающих производствах составил 116,1% (по России - 112,2%). Дальнейшему экономическому росту будут способствовать инвестиции в реальный сектор экономики и усиление инновационной активности организаций.
Наиболее высокий индекс физического объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами обеспечили предприятия г. Канаша - 123,9%, (ОАО Канашский завод «Стройтехни-ка», «ОАО «Канашский завод резцов», ОАО «КААЗ») и Алатыря - 122,4% (ОАО «Алатырский завод низкотемпературных холодильников», ОАО «Алатырская бумажная фабрика», ОАО «Завод «Электроприбор», ОАО «Алатырский хлебозавод»). Наибольшее снижение индекса физического объема отгруженных товаров отмечено в Янтиковском и Комсомольском районах.
В первом полугодии некоторые организации промышленности вели активную работу по освоению новых изделий, внедрению современных производственных и управленческих технологий, расширению ассортимента выпускаемой продукции. Наиболее активно в этом направлении работали акционерные общества «Промтрактор», «ЧАЗ», «Элара», «ЧЭАЗ», «Канашский автоагрегатный завод», «КАФ», «Промтрактор-Вагон» и другие. Для успешного продвижения в этом направлении проводится постоянная работа по вложению средств в обновление производства, распространению лучшей практики корпоративного управления, проведению грамотного маркетинга.
Характерно, что организации реального сектора экономики, как правило, работают под заказ. Об этом свидетельствуют и темпы роста отгрузки, которые составили в обрабатывающих производствах 128% (в действующих ценах).
Немаловажно, что положительная динамика отмечается и на средних промышленных предприятиях. Так, лидерами по темпу роста стали ОАО «Алатырский завод низкотемпературных холодильников», ОАО Канашский завод «Стройтехника», ОАО «КАФ» и ряд других.
Особое внимание уделяется расширению рынков сбыта продукции в рамках развития межрегиональных и международных связей через подписание контрактов, соглашений, договоров, способствующих увеличению объемов заказов в отраслях экономики. При сложившемся положительном сальдо внешнеторгового оборота за шесть месяцев текущего года (31,7 млн долл. США) значительно вырос внешнеторговый оборот - на 51,5%, при этом объем экспорта вырос на 44,6%, что увеличило потенциал развития организаций. Примером могут служить такие предприятия, как ОАО «Промтрактор», ОАО «Промтрактор-Вагон», ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», ОАО «Вурнар-ский завод смесевых препаратов», ООО «Чувашторгтехника». До конца текущего года намечено участие Чувашской Республики (с формированием коллективной экспозиции) в Международной промышленной выставке в г. Дели (Индия), Российской национальной выставке в г. Ташкенте (Узбекистан), Международной выставке-форуме инфокоммуникационных технологий и услуг «Инфоком-2007» и Российской агропромышленной выставке «Золотая осень»
в г. Москве, а также проведение презентаций Чувашской Республики в торговых представительствах и посольствах иностранных государств.
Наряду с ростом экспорта значительно увеличились импортные поставки - в 1,6 раза, причем в товарной структуре импорта доля машин и оборудования составляет около 25%. И в дальнейшем прогнозируется рост импорта машин и оборудования, что позволит проводить технологическое перевооружение предприятий, существенной проблемой которых является значительный износ основных фондов. В этой связи расширение торгово-экономических связей является одним из приоритетов экономической политики.
Результативность деятельности организаций республики отражает такой показатель, как сальдированный финансовый результат. За первое полугодие 2007 г. он в основных отраслях экономики вырос в 1,6 раза. Следует отметить, что доля убыточных организаций составила 28,8%, что ниже, чем в среднем по России, и это один из лучших показателей среди регионов Приволжского федерального округа (2-е место). Вместе с тем из-за нерентабельной работы ряда организаций убыточны отдельные территории, среди которых организации Порецкого, Красноармейского и Канашского районов.
Агропромышленный комплекс Чувашской Республики - многоотраслевая система, в которой создается более 15% валового регионального продукта. В сельском хозяйстве трудится 22% занятого населения. Основные отрасли агропромышленного комплекса представляют зерноводство, картофелеводство, хмелеводство, мясомолочное скотоводство, свиноводство, птицеводство и пчеловодство. Рост производства сельскохозяйственной продукции в первом полугодии 2007 г. составил 105,7% (по России - 102,5%). Значительно выше, чем в среднем по республике индекс физического объема сельскохозяйственного производства в Урмарском (136,6%), Яльчикском (123,3%), Порецком (115,6%) и Алатырском (110,1%) районах.
Немаловажная задача - активное привлечение инвестиций, реализация инфраструктурных проектов, как важнейшей составляющей благоприятного инвестиционного климата. Объем инвестиций в основной капитал (в январе-мае 2007 г.) составил 7128,4 млн руб., или 109,3%, что выше, чем за соответствующий период прошлого года (106,6%.) Увеличили объемы инвестиций акционерные общества «Промтрактор», «ШЗСА», «ЧЭАЗ», «Завод «Чувашка-бель» и другие.
Вместе с тем при сложившейся возрастной, технологической и воспроизводственной структуре основного капитала замедление темпов инвестирования на отдельных предприятиях является фактором, сдерживающим общие темпы экономического роста.
В рамках Соглашения Минрегионразвития России и Кабинета Министров Чувашской Республики по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и в соответствии с Республиканской комплексной программой государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике в 2007 г. необходимо ввести в эксплуатацию не менее 982 тыс. кв. метров общей площади жилья. В I полугодии ввод в действие жилых домов составил 229,2 тыс. кв. метров жилья, или 101,1%.
Одним из условий повышения уровня конкурентоспособности российской экономики является развитие человеческого капитала. Среднемесячная заработная плата в первом полугодии 2007 г. повысилась на 32,4%, в реальном
выражении - на 23,3% (в соответствующем периоде прошлого года - на 11,9%). Рост реальной заработной платы сопровождался уменьшением задолженности по ее выплате (по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 3,3 раза).
С момента принятия Указа Президента Чувашской Республики «О дополнительных мерах по обеспечению повышения заработной платы в Чувашской Республике» изменение уровня заработной платы происходит темпами, опережающими динамику этого показателя как по сравнению с прошлогодними показателями, так и по сравнению с показателями в среднем по Российской Федерации, а также по регионам Приволжского федерального округа. Это обусловило тот факт, что в Чувашии сформировалась устойчивая тенденция опережающего роста среднемесячной заработной платы по сравнению с соседними регионами: республиками Марий Эл и Мордовия, Пензенской областью.
Важным фактором, поддерживающим кредитный рейтинг республики, является рост налоговых доходов, обусловленный экономическим ростом и соответствующим расширением налогового потенциала. В 2007 г. рост налоговых поступлений в Чувашской Республике составил 442332,4 тыс. руб. по сравнению с 2006 г. Рейтинг республики сдерживается высокой долей федеральной безвозмездной помощи в составе доходов республиканского бюджета. (39,36 % всех доходов в 2006 г. и 44,70 % - в 2007 г.) [9].
Бюджет Чувашской Республики на 40% состоит из прямых налогов и на 10% из косвенных (таблица). Таким образом, прямое налогообложение более значимо для региона.
Соотношение прямых и косвенных налогов в бюджете Чувашской Республики
Показатели 2006 2007 Абс. изменения
Прямые налоги, тыс. руб. 6168552,5 6617035,7 448483,2
Косвенные налоги, тыс. руб. 1545300,9 1519179,6 -26121,3
Прямые / косвенные налоги 3,99 4,36 0,36
Консолидированный бюджет, по данным Министерства финансов Чувашской Республики, в январе-феврале 2007 г. исполнен по доходам в сумме 3329,8 млн руб., по расходам - 2328,7 млн руб. В доходной части бюджета основную долю занимали налог на доходы физических лиц (19,6%), акцизы по подакцизным товарам (продукции) (8,4%), налог на прибыль организаций (6,0%). В структуре расходов бюджета на финансирование общегосударственных вопросов, национальной экономики, социально-культурных мероприятий направлено 1969,2 млн руб., или 84,6% от общей суммы расходов. Таким образом, план I квартала исполнен на 95%.
Дальнейший рост экономического и социального потенциала региона зависит от эффективных инструментов управления.
Для современного этапа реформирования российской экономики характерны тенденции усиления взаимодействия государственного регулирования с механизмами рыночного саморегулирования. Среди методов государственного регулирования все более значимое место занимают программы социально-экономического развития регионов.
В настоящее время в республике повышение качества жизни населения достигается посредством реализации Комплексной программы экономического
и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 гг. Программа разработана в целях реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), Президентской программы основных социально-экономических преобразований в Чувашской Республике до 2005 г., одобренной Министром экономического развития и торговли Российской Федерации 24 апреля 2002 г., Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 г., представленной в Послании Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики 2003 г., с учетом положительного опыта реализации мероприятий федеральной целевой программы развития экономики и бюджетного потенциала Чувашской Республики на 1997-2000 гг. Цель Программы -формирование модели экономики республики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, диверсифицированной структурой производства, значительным экспортным потенциалом, инновационной восприимчивостью и ориентированностью на социальные нужды населения.
В соответствии с концепцией укрепления федерализма в России и распределения полномочий между регионами и федеральными властями, основной центр тяжести регулирования социально-экономических процессов перемещается на региональный уровень.
Успешное осуществление программы социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе по ряду направлений невозможно без принятия мер по интенсивному проведению реформ на субфедеральном уровне. В частности, речь идет о проведении бюджетной и административной реформы - внедрении инструментов стратегического планирования, программно-целевого бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат, новых механизмов административного регулирования. Кроме того, региональные и местные власти играют ключевую роль в области построения новой системы предоставления жилищно-коммунальных услуг, обеспечении населения объектами транспортной и социальной инфраструктуры, образовании, здравоохранении.
В среднесрочной перспективе целью федеральной политики должно являться активное содействие эффективной реализации важнейших реформ на уровне органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Проведение такой политики не сводится к централизации полномочий на федеральном уровне и применению инструментов принуждения нижестоящих органов власти к принятию тех или иных решений. Напротив, приоритетом Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе является создание системы стимулов для субфедеральных властей к осуществлению приоритетных социально-экономических реформ.
Реализация федеральными органами власти политики содействия экономическому развитию территории, в том числе кластерной политики, требует формирования адекватных институтов реализации такой политики, включая формирования агентств регионального и муниципального развития, основными функциями которых должны стать создание структур мониторинга и анализа экономического развития, проведение обследований предприятий, прогнозных исследований, разработка и реализация стратегической программы развития региона, консультационная поддержка созданию новых предприятий, содействие реструктуризации предприятий-банкротов либо предприятий, оказавшихся в затруднительном финансовом положении, со-
действие инновациям и трансферу технологий, анализ имеющихся и прогноз будущих потребностей в специальностях для учреждений образования, привлечение иностранных инвесторов, вывод предприятий на международные рынки, содействие туризму.
Кластерная политика характеризуется тем, что главное внимание уделяется укреплению сетей взаимосвязей между экономическими субъектами -участниками кластера в целях упрощения доступа к новым технологиям, распределению рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в том числе для совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорению процессов обучения за счет концентрации и физических контактов специалистов мирового уровня, снижению трансакционных издержек в различных областях за счет увеличения доверия между участниками кластера.
Федеральное правительство должно активно содействовать проведению кластерной политики на региональном и муниципальном уровне за счет поддержки пилотных проектов, распространению лучшей практики, разработке модельных нормативно-правовых актов и реализации профильных программ переподготовки кадров.
В среднесрочной перспективе необходимо сосредоточиться на следующих основных направлениях федеральной политики в области создания стимулов для решения общенациональных задач на региональном и местном уровнях:
1. Развитие человеческого капитала, предполагающее мониторинг и изучение основных тенденций миграционных процессов внутри страны, содействие свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов как ответу на вызовы новых экономических условий, создание системы образовательных проектов, направленных как на подготовку кадрового потенциала, ответственного за эффективное проведение реформ на региональном и местном уровне, так и на кадровое обеспечение экономического роста (инвестиционных проектов).
Обеспечение единства экономического пространства страны при сохранении самостоятельности региональных и местных властей в принятии решений в рамках своей компетенции - устранение барьеров на свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг, капиталов, открытие региональных рынков, устранение препятствий для реализации инвестиционных проектов, развитие малого бизнеса на региональном и местном уровне.
Содействие проведению социально-экономических реформ на региональном и местном уровне - создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, программно-целевого бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат, новых механизмов административного регулирования и управления, взаимоотношений с органами местного самоуправления, развития механизмов частно-государственного партнерства на региональном и местном уровнях.
Достижение целей, поставленных в рамках региональной политики в среднесрочной перспективе, обеспечивается решением следующих задач:
Эффективное выполнение законодательных решений по разграничению полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления - отказ от прямого вмешательства вышестоящих властей в решения, принимаемые в рамках исключительной компетенции нижестоящих органов
власти и управления, мониторинг хода разграничения полномочий и оперативное содействие субъектам федерации и муниципальным образованиям в реализации реформы.
Создание системы федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей, выявления и распространения лучшей практики - мониторинг социально-экономического развития регионов и муниципальных образований, состояния нормативно-правовой базы, хода социально-экономических реформ, формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса и осуществления инвестиционных проектов; выявление инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов; создание системы сбора и распространения лучшей практики проведения реформ на региональном и местном уровнях.
Содействие социально-экономическому развитию регионов и муниципальных образований - создание равных условий для реализации программ социально-экономического развития на региональном и местном уровнях, стимулов для реализации проектов по развитию социальной инфраструктуры, содействие региональным и местным властям в реализации таких проектов.
Содействие развитию независимых выборных органов местного самоуправления как уровня власти, ближайшего к населению и напрямую ответственного перед избирателями за предоставление ключевых общественных благ, а также как важнейшего института самоорганизации населения и развития гражданского общества.
Содействие межрегиональной координации решений в области экономической политики - участие федеральных властей в планировании инфраструктурных проектов, координация транспортных потоков и строительства транспортных объектов, построение системы профессионального образования с учетом интересов групп регионов.
Содействие реализации пилотных проектов социально-экономических реформ на региональном и местном уровнях - разработка и принятие федеральной нормативно-правовой базы для проведения экспериментов по внедрению новых инструментов социально-экономической политики в отдельных субъектах федерации и муниципальных образованиях.
Проведение политики по выявлению и развитию экономических кластеров на территориальном уровне - содействие кооперации, образованию партнерств и сообществ географически соседствующих и интеграционно взаимодействующих предприятий и связанных с ним организаций: поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций.
Политика в области социально-экономического развития территорий должна быть построена на использовании различных подходов к решению стоящих перед органами власти задач и масштаба решаемых проблем. На основании создаваемой системы мониторинга показателей социально-экономического развития территорий и результатов типологизации проблем, стоящих перед различными территориями, Правительством Российской Федерации будут использоваться различные механизмы и инструменты, направленные на решение этих проблем.
С учетом вступления в силу федеральных законов о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и орга-
нами местного самоуправления представляется целесообразным повысить возможность органов государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определять конкретные направления расходования (объекты финансирования) средств, получаемых из Фонда регионального развития.
Для этого необходимо на основании единого порядка распределения средств Фонда регионального развития утвердить общие суммы инвестиционной финансовой помощи между субъектами Российской Федерации, установив при этом минимальные требования и доли софинансирования за счет региональных бюджетов.
Распределение Фонда регионального развития должно производиться в рамках единой системы межбюджетных отношений с учетом бюджетной обеспеченности территорий.
Требуется утвердить четкую систему критериев для определения уровней софинансирования региональных и муниципальных объектов, средства, которые выделяются из Фонда регионального развития, а также порядок реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в части возможности предоставления этих средств как источника доходов региональных фондов муниципального развития.
Обеспечение устойчивого экономического роста на базе повышения конкурентоспособности экономики страны в общенациональном масштабе связано с набором ограничений территориального и геополитического характера, которые потребуют принятия особых мер федерального регулирования с учетом особенностей отдельных территорий.
Литература
1. Булгаков Ю.Л. Сравнительно-эволюционный анализ стратегического потенциала среднесрочных программ экономического и социального развития региона (на материалах республики Адыгея): автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Ю.Л. Булгаков. Краснодар, 2007. С. 24.
2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А.Г. Гранберг. М.: ГУУВШЭ, 2000. С. 495.
3. Комплексная программа экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы.
4. Кураков Л.П. Концепция социально-экономического развития Чувашской Республики: в 2 кн. / Л.П. Кураков. М.: Пресс-сервис, 1997. Кн. 1. С. 412.
5. Социально-экономическое положение в Чувашской Республике: стат. сб. / Чебоксары: Чувашстат, 2007. С. 166.
6. www.pfo.ru
7. www.iip.ru
8. www.nalog.ru
9. www.cap.ru
10. www.gks.ru
ДМИТРИЕВА ЕВГЕНИЯ АНАТОЛЬЕВНА родилась в 1976 г. Окончила Чувашский государственный университет. Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и статистики Чувашского университета. Область научных интересов - вопросы социально-экономического развития региона. Автор 32 научных публикации.
КУРАКОВ АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ родился в 1982 г. Окончил Чувашский государственный университет. Кандидат экономических наук, докторант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Старший научный сотрудник Чувашского университета. Автор более 120 научных работ в сфере прогнозирования социально-экономического и инновационного развития регионов, в том числе 8 монографий.