activity of Chuvash Republic and aimed at legislative development in the sphere of foreign relations involving constituent entities.
Key words: international and foreign trade relations, international legal personality of the constituent entity, international and foreign trade relations of Chuvash Republic.
АНДРЕЕВ Валерий Витальевич, родился в 1958 г., окончил Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (1982), аспирантуру академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (1999), канд. ист. наук, доцент, ректор Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 115 работ.
АНТОНОВА Елена Ивановна, родилась в 1971 г., окончила Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева (1993), Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (1997), аспирантуру Чебоксарского кооперативного института (2002), канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 110 работ.
УДК 341.213.4
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ*
Е.И. Антонова, Е.Е. Ященко
Статья посвящена исследованию содержания международной правосубъектности Чувашской Республики и направлена на совершенствование законодательства в сфере международных отношений с участием субъектов федерации.
Ключевые слова: международная правосубъектность Чувашской Республики; международные и внешнеэкономические связи Чувашской Республики.
Международные связи субъектов Российской Федерации в современных условиях свидетельствуют о том, что практика участия субъектов федерации в международных отношениях служит дополнительной возможностью межгосударственного сотрудничества. Вместе с тем, многообразие федеративных государств, уникальность положения многих из них не позволили мировому сообществу выработать единые подходы относительно правовых основ осуществления субъектами федераций самостоятельных международных связей, а возможность участия субъектов федераций в международных отношениях и пределы такого участия устанавливаются исключительно национальным правом каждого государства. Чувашская Республика имеет позитивный опыт развития международного сотрудничества в различных сферах: экономической, культурной, образовательной. Безусловно, все это нуждается в совершенствовании, обновлении и модернизации в связи с возникающими новыми задачами и проблемами.
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект 09-03-22306 а/В.
В соответствии со ст. 66 Конституции Российской Федерации статус Чувашской Республики определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Чувашской Республики. Ст. 1 Конституции Чувашской Республики гласит: «Чувашская Республика - Чувашия есть республика (государство) в составе Российской Федерации». Обладая международной правосубъектностью, Чувашская Республика вправе быть участником различного рода международных и внешнеэкономических связей, в числе которых в современных условиях особую актуальность и распространение получают гражданско-правовые отношения, осложненные иностранным элементом. В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК РФ субъекты РФ являются равноправными участниками гражданского оборота и в связи с этим свободно могут вступать и в частные отношения международного характера, связанные с оборотом товаров, работ, услуг и иных объектов гражданского права. При этом субъекты федерации также вправе заключать внешнеторговые соглашения с иностранными физическими и юридическими лицами.
Вступивший в силу с 1 января 2006 года Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусматривает возможность заключения органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органами местного самоуправления государственных и муниципальных контрактов с иностранными юридическими лицами, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. В соответствии со ст. 8 указанного Федерального закона участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Следовательно, если победителем торгов будет признано иностранное юридическое либо физическое лицо, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, то государственный либо муниципальный орган будет выступать стороной контракта, подпадающего под категорию внешне -экономических сделок. Возможность участия субъектов РФ в частных отношениях, осложненных иностранным элементом, подтверждает и судебно-арбитражная практика, в частности, практика Международного коммерческого арбитражного суда при Торговопромышленной палате Российской Федерации (далее - МКАС). Например, в одном из дел иск был предъявлен английской фирмой к правительству субъекта РФ в связи с невыплатой суммы по договору поручительства, в котором правительство субъекта РФ выступило поручителем. Ответчик ссылался на недействительность договора поручительства, поскольку он был подписан председателем правительства субъекта РФ с превышением полномочий, предусмотренных законом этого субъекта РФ, и в нарушение порядка предоставления гарантийных обязательств, установленного правительством данного субъекта РФ. Истец (английская фирма) утверждал, что, являясь иностранной фирмой, он не знал и не должен был знать о действительном объеме полномочий председателя правительства, предоставленных ему законодательством субъекта РФ. МКАС, рассматривавший дело, применил к договору российское право как право страны поручителя и отверг доводы
правительства РФ по следующим основаниям: во-первых, поручительство было дано на оплату товара, в то время как закон субъекта РФ касается ситуаций предоставления на безвозмездной основе финансовой поддержки; во-вторых, правительство не лишено возможности потребовать компенсации от той организации, за исполнение договора которой было дано поручительство (дело № 404/1998, решение от 07 августа 2000 года)1. В другом деле фонд имущества одного из субъектов РФ в соответствии с арбитражной оговоркой предъявил иностранному инвестору иск в МКАС в связи с невыполнением инвестором договорного условия об оплате фонду стоимости пакета акций (дело № 401/1994, решение от 23 июня 1996 года)2.
Анализ особенностей правового статуса Чувашской Республики как субъекта международного частного права предполагает обращение к проблеме института государственного иммунитета, поскольку иммунитет является одним из неотъемлемых свойств государства как субъекта международного частного права, вытекающих из присущего государству качества суверенитета и принципа суверенного равенства государств. Важное практическое значение в данном случае имеет вопрос, касающийся сферы действия государственного иммунитета. Как пишет И.О. Хлестова, проблема иммунитета иностранного государства связана и с вопросом о признании иммунитета субъектов федерации3.
На субъекты федерации по общему правилу иммунитет не распространяется. Согласно Европейской конвенции об иммунитете государств 1972 года автономные единицы, входящие в состав федеративного государства, не пользуются иммунитетом. Однако федеративное государство может уведомить Генерального секретаря Совета Европы о том, что автономные единицы, входящие в его состав, могут ссылаться на положения конвенции, применимые к государствам-участникам, и имеют те же обязательства, что и последние (ст. 28). Как отмечает И.В. Силкина, наличие подобных положений в Европейской конвенции объяс-
1 См.: Канашевский В.А. Внешнеэкономические сделки: материально-правовое и коллизионное регулирование / В.А. Канашевский. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 530.
2 См.: Канашевский В.А. Внешнеэкономические сделки: материально-правовое и коллизионное регулирование / В.А. Канашевский. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 529.
3 Хлестова И.О. Юрисдикционный иммунитет госу-
дарства [Текст] / И.О. Хлестова. М.: ИД «Юриспруденция»,
2007. С. 106.
няется тем, что большинство европейских государств всегда исходило из того, что только центральное правительство федеративного государства имеет право на иммунитет4, т.е. к кругу лиц, пользующихся иммунитетом, должны относиться глава государства, центральное правительство государства и его органы.
Вопрос о распространении иммунитета на субъекты федерации в большинстве стран решается преимущественно не в их пользу. Также не признается иммунитет за территориальными подразделениями унитарных государств и органами местного самоуправления. Что касается государственных предприятий, учреждений и компаний с государственным участием, то иммунитет предоставляется им в тех случаях, когда они действуют в рамках осуществления делегированных им суверенных полномочий а не ведут коммерческую деятельность5. Так, Бельгийский суд в 1907 году в деле Feldman vs. Etat de Baia отказал штату Байе (Бразилия) в иммунитете, хотя по Конституции Бразилии он считался суверенным государством. В Италии в деле Somiqi vs. Etat de San Paolo (1910) было установлено, что штат Сан-Пауло подчиняется итальянской юрисдикции в связи с контрактом о содействии иммиграции в Бразилию. Во Франции в деле Etat de Seara vs. Dorr et autres (1932) суд признал, что бразильский штат Сеара не может быть признан суверенным государством для целей иммунитета. Данное решение подтверждено французским судом в 1969 году в деле Land de Hesse, когда одной из федеральных земель ФРГ было отказано в предоставлении иммунитета6. Ст. 14 Закона Англии о государственном иммунитете 1978 года предусматривает возможность распространения действия иммунитета посредством приказа Королевы в Совете на часть федеративного государства. В случае отсутствия такого приказа составная часть федеративного государства рассматривается как «самостоятельное образование» и иммунитетом не пользуется. В деле Bank of Credit and Commerce International (Overseas) LTD (in Liquidation) vs. Price Waterhouse (a firm) and Others (1996)
4 См.: Силкина И.В. Лица, имеющие право ссылаться на государственный иммунитет: современные тенденции в зарубежной судебной практике // Московский журнал международного права. 2005. - № 1. С. 204-205.
5 См.: Силкина И.В. Лица, имеющие право ссылаться на государственный иммунитет: современные тенденции в зарубежной судебной практике // Московский журнал международного права. - 2005. №1. С. 211-212.
6 См.: Там же.
было установлено, что эмират Абу-Даби является составной частью Объединенных Арабских Эмиратов, однако в отношении его не было сделано приказа в Совете, потому он рассматривался судом в качестве «самостоятельного образования», не обладающего иммунитетом7. Английские и французские суды не предоставляют иммунитет автономиям в случаях, если те в соответствии с национальным правом соответствующего государства не могут вступать в отношения с другими государствами. Напротив, в праве Америки закреплена прямо противоположная концепция: политическое подразделение включено в категорию государства, определенную в статье 1603 Закона об иммунитете иностранных государств 1976 года. Согласно третьему изданию Свода международного права политические подразделения (political subdivision) включают в себя департаменты государства, все правительства, подчиненные центральным правительствам, включая местные правительства8.
И хотя в целом приведенные выше примеры из судебной практики в определенной мере демонстрируют сложившуюся тенденцию отрицания статуса иностранного государства у субъектов федеративных государств, в юридической науке и практике нет однозначного подхода к данной проблеме. Основным международным правовым актом по вопросам иммунитетов государства является Европейская конвенция о государственном иммунитете 1972 года. Конвенция исходит из того, что иностранное государство пользуется иммунитетом в отношениях публичного характера, но не вправе ссылаться на иммунитет в суде другого государства в случаях, если оно вступает в частно-правовые отношения с субъектами иностранного права. Статья 27 указанной Конвенции определяет, что любое образование, отдельное от государства и наделенное правоспособностью, не включается в понятие государства, даже если это подразделение выполняет функции государственной службы, и может быть привлечено в суды другого государства как частное лицо, но не в отношении действий, которые оно совершило во исполнение своей публичной власти9.
Рассматриваемая проблема иммунитета субъекта федерации связана и с вопросом о том, на каком основании суды предостав-
7 См.: Там же.
8 См.: Там же.
9 См.: http://conventions.coe.int/Treaty/en/Reports/ Html/074A.htm.
ляют либо не предоставляют иммунитет тем или иным субъектам федерации, какие критерии могут быть положены в основу вынесения судом положительного или отрицательного решения о предоставлении иммунитета, наконец, какими признаками должен обладать субъект федеративного государства, чтобы быть носителем международной правосубъектности. Разрешением этого вопроса, как указывает И.О. Хлестова, может выступать Европейская конвенция об иммунитете государств10. В соответствии с параграфом 1 статьи 28 Европейской конвенции автономные единицы, входящие в состав федеративного государства, не пользуются иммунитетом. Однако, как далее указывается в параграфе 2 статьи 28, федеративное государство, являющееся стороной Европейской конвенции, может заявить путем уведомления, адресованного Генеральному секретарю Совета Европы, о том, что автономные единицы, входящие в его состав, вправе требовать применения положений Европейской конвенции. Таким образом, процедура нотификации, инициатором которой выступает федеративное государство, позволяет его субъектам, исходя из смысла Европейской конвенции, выступать в международных правоотношениях, осложненных иностранным элементом, на тех же условиях, что и само федеративное государство. В Конвенции предусмотрено, что автономные единицы, входящие в состав федеративного государства могут ссылаться на положения Конвенции, применимые к государствам, являющимся ее участниками, и имеют те же обязательства, что и государства. В то же время, заслуживает внимания точка зрения А.А. Матвеева11, который говорит об ограниченном составе ее участников и считает данный документ в ряде положений устаревшим, не отражающим в должной мере сегодняшних условий и потребностей регулирования.
Российская Федерация является участницей Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (далее - Конвенция), принятой 16 декабря 2004 года Генеральной Ассамблеей ООН, она стала 24-м государством, подписавшим Конвенцию. Конвенция вступает в силу на тридцатый день после даты сдачи на хранение тридцатой ратификационной грамоты
10 Хлестова И.О. Юрисдикционный иммунитет государства [Текст] /И.О. Хлестова. М.: ИД «Юриспруденция», 2007. С. 106.
11 Матвеев А.А. К вопросу о юрисдикционных иммунитетах иностранного государства / А.А. Матвеев // Внешнеэкономический бюллетень. - 2003. - № 8. С. 73.
или тридцатого документа о принятии, утверждении или присоединении Генеральному секретарю ООН. Однако по состоянию на 24 сентября 2009 года Конвенция не вступила в силу, поскольку к ней присоединилось лишь 28 государств. Для определения сферы действия государственного иммунитета существенное значение имеет само понятие «государства» для целей иммунитета. Согласно п. 1 Ь статьи 2 Конвенции понятие «государство» должно обозначать: во-первых, государство и его различные органы управления; во-вторых, составные части федеративного государства или политические подразделения государства, которые правомочны совершать действия в осуществление суверенной власти и действуют в этом качестве; в-третьих, учреждения или институции государства либо другие образования в той мере, в какой они правомочны совершать и фактически совершают действия в осуществление суверенной власти государства; в-четвертых, представителей государства, действующих в этом качестве.
Исходя из смысла пункта 1 Ь статьи 2 Конвенции Чувашская Республика вправе ссылаться на иммунитет при условии, что она наделена полномочиями совершать действия в осуществление суверенной власти и действует в этом качестве. Государственный суверенитет означает независимость государства от других государств во внешних отношениях и верховенство во внутренних делах. Независимость лежит в основе принципа суверенного равенства государств, который закреплен в Уставе ООН и ряде других международных соглашений как один из основных общепризнанных принципов международного права. Специальный комитет Конференции в Сан-Франциско, созданный для разработки проекта ст. 2 Устава ООН, дал толкование суверенитета, имеющее фундаментальное значение для понимания иммунитета. Так, под суверенным равенством следует понимать то, что: а) государства юридически равны; б) каждое государство пользуется неотъемлемым правом полного суверенитета; в) личность государства пользуется уважением, правом на территориальную целостность и политическую независимость; г) каждое государство должно честно исполнять свой долг и свои обязанности.
Один из основоположников отечественной науки международного частного права профессор Л. А. Лунц акцентировал внимание на том, что, «вступая в гражданско-правовые отношения, государство и в этих случаях не
теряет своего качества суверена»12. Аналогичной позиции придерживается Г. К. Дмитриева, с точкой зрения которой, на наш взгляд, нельзя не согласиться: «С одной стороны, участие государства не меняет сущности частноправовых отношений, но, с другой - властная природа и суверенитет государства не могут не сказаться на его правовом положении»13.
Особое положение государства как субъекта гражданского права проявляется в природе его существования и образования. Особенность государства в том, что оно -суверен, носитель политической власти и, исходя из этого, определяет правосубъектность не только граждан и юридических лиц, но и свою собственную как участника гражданского оборота. Специфика участия государства в отношениях, регулируемых международным частным правом, связана с особой природой и сущностью государства
- обладанием государственным суверенитетом как признаком, характеризующим государство. Как пишет Н.К. Филиппов: «Чувашская Республика как субъект Российской Федерации является вполне самостоятельным государством в пределах предметов ведения и полномочий, отнесенных к ее статусу Конституцией Российской Федерации и Конституцией Чувашской Республики. Она обладает широчайшей самостоятельностью и государственной активностью в ходе инициативного ведения дел, политического и экономического творчества. По вопросам собственного ведения органы государственной власти Чувашской Республики принимают решения самостоятельно, под свою ответственность. В то же время Чувашская Республика не обладает таким признаком государства, как суверенитет, который предполагает полную самостоятельность во внутренних и внешних отношениях. Над субъектами Российской Федерации, в том числе Чувашской Республикой, учрежден единый федеральный властный контроль в интересах всей федерации»14.
Таким образом, правовое положение Чувашской Республики в международных частно-правовых отношениях, как и других субъектов Российской Федерации, на сегод-
12 Лунц Л. А. Курс международного частного права: В
3 т. М.: Спарк, 2002. С. 394.
13 Международное частное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, К.А. Бякишев, Г.К. Дмитриева и др.; отв. ред. Г.К. Дмитриева. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 248.
14 Филиппов Н.К. Конституция Чувашской Республики. Комментарий. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2003. С. 14.
няшний день нельзя признать в полной мере определенным законодателем и достаточно урегулированным. В конкретизации нуждаются, в том числе, основания, по которым субъект федерации может ссылаться на судебный иммунитет.
В современных условиях очевидна и не вызывает сомнений необходимость скорейшего вступления в силу Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, хотя уже сегодня следует отметить ее положительное влияние на законодательство и практику различных государств, включая Российскую Федерацию и ее субъектов, в области юрисдикционных иммунитетов. Работа по совершенствованию нормативно-правовой базы внешних связей республики еще не завершена, и в целом такая работа должна исходить из единообразного порядка координации международной деятельности субъектов РФ посредством осуществления ее в одинаковых формах, вытекающих из основ российского федеративного государства.
Источники и литература
1. Европейская конвенция о государственном иммунитете 1972 года // http://conventions.coe.int/ Treaty/en/Reports/Html/074A.htm.
2. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №101 -ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г., №29, Ст. 2757.
3. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г., № 50, Ст. 4850.
4. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г., № 30 (часть I), ст. 3105.
5. Канашевский В.А. Внешнеэкономические сделки: материально-правовое и коллизионное регулирование / В. А. Канашевский. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 608.
6. Лунц Л .А. Курс международного частного права: В 3 т. М.: Спарк, 2002. С. 1007.
7. Матвеев А А. К вопросу о юрисдикционных иммунитетах иностранного государства / А. А. Матвеев // Внешнеэкономический бюллетень. - 2003.
- № 8. С. 73.
8. Международное частное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, К.А. Бякишев, Г.К. Дмитриева и др.; отв. ред. Г.К. Дмитриева. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 688.
9. Силкина И.В. Лица, имеющие право 10. Филиппов Н.К. Конституция Чувашской
ссылаться на государственный иммунитет: совре- Республики. Комментарий. Чебоксары: Чуваш. кн.
менные тенденции в зарубежной судебной прак- изд-во, 2003. С. 310.
тике // Московский журнал международного пра- 11. Хлестова И. О. Юрисдикционный иммуни-
ва. - 2005. - №1. С. 202-212. тет государства [ Текст] / И. О. Хлестова. М.: ИД
«Юриспруденция», 2007. С. 215.
E.I. Antonova, E.E. Yashenko. CERTAIN ASPECTS OF CHUVASH REPUBLIC LEGAL PERSONALITY UNDER CONDITIONS OF GLOBALISATION.
The article is devoted to the analysis of Chuvash Republic international legal personality content and aimed at legislative development in the sphere of foreign relations involving constituent entities.
Key words: Chuvash Republic international legal personality, international and foreign trade relations of Chuvash Republic.
АНТОНОВА Елена Ивановна, родилась в 1971 г., окончила Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева (1993), Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (1997), аспирантуру Чебоксарского кооперативного института (2002), канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 110 работ.
ЯЩЕНКО Елена Евгеньевна, родилась в 1984 г., окончила Чебоксарский кооперативный институт Российского университета кооперации (2006). Аспирант Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 7 работ.
УДК 342.552.3
ОРГАНИЗАЦИЯ АГЕНТУРНОЙ РАБОТЫ КАЗАНСКИМ ГУБЕРНСКИМ ЖАНДАРМСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
С. И. Бойко
В статье рассматривается деятельность Казанского губернского жандармского управления по увеличению эффективности работы секретной службы после революционных событий в России в 1905-1907 гг. Особое внимание обращено на такие проблемы как качественный выбор внутренних агентов наблюдения, координация действий жандарма и полиции, регистрации новых тенденций в борьбе оппозиционных сторон против правительства.
Ключевые слова: жандармерия, полиция, жандармское управление, агентурная деятельность.
Революционные события 1905-1907 гг. вскрыли многие проблемы, как всей российской правоохранительной системы, так и политического сыска, в частности. Свидетельством растерянности и лихорадочных поисков выхода из создавшегося положения стала частая смена руководителей Департамента полиции: менее чем за полтора года (с марта 1905 г. по июнь 1906 гг.) на этом посту побывали А.А. Лопухин, С.Г. Ковалевский, Э.И. Вуич, Н.И. Гарин, М.И. Трусевич.
Впоследствии С.П.Белецкий, руководивший Департаментом в 1912-1914 гг., анализируя революционную обстановку в стране,
писал: «События 1905 г. - результат неприятия своевременно решительных мер, что в свое время было результатом неосведомленности розыскных органов вследствие неудов -летворительной постановки политического розыска, почему все подготовительные работы революционеров прошли незамеченными или были учтены недостаточно серьезно местными розыскными органами» [1]. Перед Департаментом полиции встала задача усилить агентурную работу с целью раскрытия намерений и реальных действий различных политических партий, в первую очередь социалистов-революционеров (эсе-