Научная статья на тему 'Динамика подготовленности студентов факультета физического воспитания в учебном процессе по баскетболу'

Динамика подготовленности студентов факультета физического воспитания в учебном процессе по баскетболу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ / СТУДЕНТЫ / ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / СПОРТИВНОТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОЦЕНКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ОБУЧЕНИЕ / СТЕПЕНЬ УСВОЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОГРАМНИЙ МАТЕРіАЛ / СТУДЕНТИ / ФАКУЛЬТЕТ ФіЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ / СПОРТИВНО-ТЕХНіЧНА ПіДГОТОВКА / ОЦіНКА ПіДГОТОВЛЕНОСТі / СТУПіНЬ ЗАСВОєННЯ / іНДИВіДУАЛЬНі Ді / BASKETBALL / PROGRAMMATIC MATERIAL / STUDENTS / FACULTY OF PHYSICAL EDUCATION / SPORTING-TECHNICAL PREPARATION / ESTIMATION OF PREPAREDNESS / TEACHING / DEGREE OF MASTERING / INDIVIDUAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбуля В. Б., Бессарабов Н. С., Горбуля В. А.

На основе проведенного эксперимента рассмотрены проблемы, которые возникают при обучении студентов факультета физического воспитания по программе учебного предмета «Баскетбол». Исследование посвящено оценке уровня овладения студентами разных специальностей, (физическое воспитание, физическая реабилитация, олимпийский и профессиональный спорт) с учетом пола, учебным (программным) материалом по баскетболу, на основе нормативных требований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of preparedness of students of faculty of physical education in an educational process on basketball

On the basis of the conducted experiment the problems which arise up at teaching of students of faculty of physical education on the program of the educational object «Basketball » are considered. Research is devoted to estimation of level of capture by the students of different specialities, (physical education, physical rehabilitation, olympic and professional sport) taking into account a floor, by educational (programmatic) material on basket-ball, on the basis of normative requirem

Текст научной работы на тему «Динамика подготовленности студентов факультета физического воспитания в учебном процессе по баскетболу»

ДИНАМИКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТАФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В

УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО БАСКЕТБОЛУ

ГорбуляВ.Б., Бессарабов Н.С., ГорбуляВ.А.

Запорожский национальный университет

Аннотация. На основе проведенного эксперимента рассмотрены проблемы, которые возникают при обучении студентов факультета физического воспитания по программе учебного предмета «Баскетбол». Исследование посвящено оценке уровня овладения студентами разных специальностей, (физическое воспитание, физическая реабилитация, олимпийский и профессиональный спорт) с учетом пола, учебным (программным) материалом по баскетболу, на основе нормативных требований.

Ключевые слова: баскетбол, программный материал, студенты факультет физического воспитания, спортивнотехническая подготовка оценка подготовленности обучение степень усвоения, индивидуальные действия. Анотація. Горбуля В.Б., Бессарабов М.С., Горбуля В.О. Динаміка підготовленості студентів факультету фізичного виховання в учбовому процесі по баскетболу. На основі проведеного експерименту розглянуті проблеми, які виникають при навчанні студентів факультету фізичного виховання за програмою учбового предмету «Баскетбол». Дослідження присвячено оцінці рівня оволодіння студентами різних спеціальностей, (фізичне виховання, фізична реабілітація, олімпійський і професійний спорт) з урахуванням статі, учбовим (програмним) матеріалом по баскетболу, на основі нормативних вимог.

Ключові слова: баскетбол, програмний матеріал, студенти факультет фізичного виховання, спортивно-технічна підготовка, оцінка підготовленості, ступінь засвоєння, індивідуальні дії.

Annotation. Gorbulya V.B., Bessarabov N.C., Gorbulya V.A. Dynamics of preparedness of students of faculty of physical education in an educational process on basket-ball. On the basis of the conducted experiment the problems which arise up at teaching of students of faculty of physical education on the program of the educational object «Basket-ball» are considered. Research is devoted to estimation of level of capture by the students of different specialities, (physical education, physical rehabilitation, olympic and professional sport) taking into account a floor, by educational (programmatic) material on basket-ball, on the basis of normative requirements.

Key words: basketball, programmatic material, students, faculty of physical education, sporting-technical preparation, estimation of preparedness, teaching, degree of mastering, individual actions.

Введение.

Еще в 1990 году Платонов В.Н., поднимая актуальные проблемы высшей школы и пути совершенствования физкультурногообразования, отмечал, что соответствующихпо содержанию требований сегодняшнего дня мы не найдем в действующих программах для институтов физической культурыи факультетовфизического воспитания педагогических вузов.

Реформирование системы высшего и среднего образования, открытие новых специальностей на факультетах физического воспитания, вступление Украины в Болонское соглашение, требует дальнейшего изучения и совершенствования программного материала по спортивным играм, и в частности, по баскетболу [1].

На современном этапе развития высшего образования на У краине одно из первых мест занимает вопрос о состоянии профессиональной подготовки учителя по физическому воспитанию, эффективность которой зависит как от приобретения практических умений и навыков, так и от четко организованной структуры полученных знаний [2].

Открытие на факультетах физического воспитания новых специальностей, таких как физическая реабилитация, туризм и др. требует дальнейшего изучения состояния методической и спортивно-технической подготовкисту дентов

В системе народного образования баскетбол включен в программу физического воспитания дошкольного общего среднего, среднего профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Баскетбол входит и в программу обучения для студентов факультета физического воспитания. Ему отводится 70 часов на учебный год Вот за эти часы и необходимо профессионально подготовить будущего специалиста для работы в дошкольных школьных и высших учебных заведениях.

Важнейшим фактором профессиональной подготовки специалистов по физическому воспитанию является их собственная спортивно-техническая подготовка

В своей деятельности учитель физической культуры должен опираться не только на знания, но и на определенные профессионально-педагогические умения и навыки. Это владение техникой физических упражнений, как минимум по школьной программе [3].

Подавляющее большинство учителей в процессе обучения реализует принципы наглядности в натуральном показе изучаемых действий. Живое исполнение всегда порождает сильные положительные эмоции, способствующие запоминанию материала и вызывающие желание научиться [4]. В обучении движениям на уроках физкультурыв средних классах большое значение имеет выразительный показ [5].

Показ в сочетании с объяснением вносит решающий вклад в формирование представлений об изучаемых двигательных действиях. Всего в процессе разучивания, на начальном этапе, обучаемый получает до 80%

© Г орбуляВ.Б., Бессарабов Н.С., Г орбуляВ.А., 2009

представление о действии в результате показа и объяснения [6].

Отсутствие в настоящее время комплексных исследований по изучению программного материала по баскетболу, средств и методов обучения а также уровень подготовки специалистов физического воспитания по баскетболу послужили основанием для постановки данного исследования.

Исследования выполнены согласно с планом научно-исследовательской работы кафедры спортивных игр факультета физического воспитания Запорожского национального университета «Оптимизация учебнотренировочной и соревновательной деятельности в спортивных играх».

Направление исследования отвечает тематике сводного плана научно-исследовательских работ Г ос. Комитета Украины по вопросам физической культурыи спорта, № гос. регистрации 0101У006471.

Формулирование целей работы

Цель данной работы - изучить и повысить спортивно-техническую подготовленностьстудентовфакультета физического воспитания в процессе изучения учебного предмета «Баскетбол».

Результаты исследо вания.

В исследовании принимали участие студенты поступившие на первый курс факультета физического воспитания.

Для определения индивидуальной технической подготовленностиприменялись следующие тесты: остановка без мяча и с мячом, сочетание приемов - ведение-остановка-бросок одной рукой сверху с близкого расстояния (1,5м) с попаданием в корзину, а также выполнение двойного шага с броском мяча в корзину.

Для определения специальной подготовки применялись тесты: бег 28м, челночный бег 91м, прыжок в длину и в высоту с места.

Для оценки уровня спортивно-технической подготовленностииспользовались тесты: количество передач за 30 сек, ведение мяча, штрафной бросок.

Анализ результатов студентов поступивших на первый курс факультета физического воспитания, в выполнении школьного программного материала показал, что простые индивидуальные действия баскетболиста не смогло выполнить большинство студентов

Так остановку шагом без мяча выполнили с мелкими ошибками: мужчины - 4,5%, женщины - 2,1%, специальность физическое воспитание; мужчины - 3,1%, женщины - 1.2%; специальность физическая реабилитация; мужчины - 7,3%, женщины - 3,2%, специальность Олимпийский и профессиональный спорт: Несколько лучше первокурсники выполняли остановку прыжком

Сочетание технических приемов студенты факультета физического воспитания выполняли значительно хуже, а именно: бросок одной рукой после ведения и остановки с близкого расстояния (1,5м) с попаданием в корзину при правильной технике выполнения практически ни один студент(ка) не могли выполнить. Несколько лучше обстояло дело с броском одной рукой в движении (двойной шаг). Этот прием выполнило пять человек.

Особенно низкую техническую подготовленность показали женщины по специальности «физическое воспитание» и «физическая реабилитация».

Анализируя в каждой специальности умение играть в баскетбол, можно утверждать, что 90% женщин не имеют представления о том, какие индивидуальные действия в нападении можно выполнять в игре, и как их применить в данной игровой обстановке, а о индивидуальной игре в защите не имеют представления. Защитное действие, которое они используют - это «бросаться» на игрока с мячом. У мужчин, значительно больше до 70%, способных играть в баскетбол. Такое положение дел, на наш взгляд, объясняется не должным отношением к спортивным играм в школе

Анализируя школьный программный материал по баскетболу, мы наблюдаем несоответствие в последовательности в обучении его большого объема и малому количеству часов. Да и занятия с учетом пола желательно проводить с VI класса, а еще лучше с IV [7].

Анализируя исходные и конечные результаты после обучения мы получили следующее данные (см. табл. 1

и 2).

Известно, что выполнение каждого двигательного действия требует от занимающихся соответственного развития физических качеств.

Как видно из таблицы 1, средние результаты по специальной физической подготовленности ниже, требований, принятых кафедрой спортивных игр факультета физического воспитания (2001г). Результаты студентов специальностей «физическое воспитания» и «физическая реабилитация» ниже, чем результаты студентов«Олимпийский и профессиональный спорт».

Таблица 1

Специальная физическая подготовленность по баскетболу студентов первокурсников факультета физического

воспитания трех специальностей до и после обучения

Специальность Бег 28м Челночный бег Прыжок в длину с места Прыжок в высоту с места

М±т % М±т % М±т % М±т %

до 4,41±0,04 25,25±0,26 220,6±4,22 53,6±1,67

Физическое воспитание м после 4,20±0,04 4,8 24,10±0,37 4,5 230,3±4,71 4,4 55,9±1,26 12,9

ж до 4,92±0,85 0 29,2±0,98 4,8 166,5±2,87 6 38,1±2,80 3,1

после 4,90±0,07 27,8±0,46 176,4±4,76 39,3±2,26

Физическая реабилитация м до 4,26±0,05 8 25,5±0,53 7,2 217,3±4,12 8,2 57,1±1,14 1,9

после 3,92±0,03 23,67±0,2 235,1±3,9 58,2±1,48

ж до 4,96±0,05 7,8 30,2±0,39 8,3 170,0±5,16 5,4 37,0±1,68 9,2

после 4,6±0,06 27,7±0,44 179,2±5,52 40,4±1,27

Олимпийский и профессиональный спорт м до 4,13±0,04 5,6 24,5±0,17 3,7 234,1±3,71 0,9 56,0±0,96 3,2

после 3,9±0,03 23,6±0,22 236,4±2,8 57,7±1,24

ж до 4,57±0,10 2,2 26,14±0,46 0,9 201,7±5,69 1,3 45,8±2,10 1,0

после 4,47±0,12 25,9±0,37 204,3,2±4,3 46,4±2,29

Учебная программа по баскетболу на факультете строилась на базе школьной программы 2001г. с методикой обучения Всего 33 занятия и по одной лекции в каждом семестре. Трудность обучения заключалась в том, что студенты по специальностям «физическое воспитание» и «физическая реабилитация» имели очень низкие результаты подготовленности как в специальной физической, так и в технической (см. табл. 2).

Известно, что двигательный анализатор формируется у мальчиков в 13-14 лет, у девочек в 12-13 лет. Одинаковость развития совершенно разных движений позволяет говорить об указанном явлении, как о закономерности имеющем принципиальное физиологическое а также педагогическоезначение [8].

Таблица 2

Техническая подготовленность по баскетболу студентов первокурсников факультета физического воспитания

трех специальностей до и после обучения

Специальность Кол-во передач за 30 сек Ведение мяча 2х14м Кол-во попа из 10 штрас даний )ных

Физическое воспитание М±т % М±т % М±т %

м до 20,1±1,19 23,8 7,4±0,33 10,8 3,20±0,35 4,7

после 24,9±0,91 6,6±0,12 3,35±0,42

ж до 19,6±1,87 8,2 8,34±0,19 5,8 2,08±0,36 2,4

после 21,2±0,95 7,86±0,15 2,13±0,40

Физическая реабилитация м до 24,6±1,20 4,9 7,65±0,30 14,5 2,7±0,50 7,7

после 25,8±0,58 6,54±0,09 2,91±0,41

ж до 19,8±1,45 19,9 8,70±0,20 14 1,7±0,31 2,9

после 23,75±1,32 7,48±0,18 1,75±0,43

Олимпийский и профессиональный спорт м до 27,0±0,50 0,01 6,95±0,12 0,03 3,1±0,41 4,8

после 27,9±0,54 6,70±0,09 3,25±0,60

ж до 26,1±0,73 0,2 7,60±0,14 3,9 1,6±0,56 16,9

после 26,7±0,58 7,30±0,17 1,87±0,43

Анализируя данные после обучения техническим элементам в нападении и защите, мы получили следующие результаты.

Так, при выполнении индивидуальных технических действий произошли существенные сдвиги по технике выполнения изучаемых элементов и качество их выполнения Практически все студенты всех специальностей, смогли выполнить с положительной оценкой индивидуальные действия: остановки, сочетание приемов: ведение -остановка - бросок одной рукой сверху с близкого расстояния с попаданием в корзину Аналогичные изменения произошли и в выполнении двойного шага с броском мяча в корзину

Результаты по спортивно-технической подготовленности также изменились (см. табл. 1) по всем показателям, однако существенно они улучшились в беге на 28м - до 8%, в челночном беге - до 8,3%. В прыжках в длину и в высоту результаты улучшились однако большой разброс индивидуальных показателей не дал существенных изменений.

Показатели технической подготовленностисущественно улучшились (р<0,001) у студентовс более низкими исходными показателями (см. табл. 2).

Анализируя игровую подготовку, т.е. умения выполнять технические и тактические действия, можно утверждать о существенной трудности обучения Это, на наш взгляд, можно объяснить недостаточной спортивно-

технической подготовкойи игровой практикой данной категории студентовво время обучения в школе в период совершенствования двигательного анализатора (12-14 лет).

Выводы.

Таким образом, полученные результаты по технической подготовкепоказали более низкий уровень развития и высокий разброс индивидуальных результатов студентов реабилитологов и учителей по сравнению с олимпийцами Это свидетельствует о том, что студенты поступили на факультет физического воспитания с неодинаковой подготовкой как между специальностями, так и в каждой специальности отдельно.

В процессе обучения существенно улучшились показатели индивидуальной технической подготовленности Улучшились показатели во всех группах и по специальной подготовке однако большой разброс индивидуальных результатов не дал существенных изменений в некоторых показателях

Существенно не изменились показатели игровой подготовки у женщин специальностей «физическое воспитание» и «физическая реабилитация». На наш взгляд, это обусловлено недостаточной игровой практикой в школе, связанной с недостаточной индивидуальной спортивно-технической подготовкойв юношеском возрасте.

Результаты данных исследований могут быть использованы для практических рекомендаций при построении учебного процесса и программного материала по баскетболу на факультете физического воспитания.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем подготовленностистудентовфакультетафизического воспитания в учебном процессе по баскетболу

Литература

1. Платонов В.Н. Проблемы высшей школы и пути перестройки физкультурного образования //Теория и практика физической культуры № 4, 1990. - С. 5-10.

2. Котова Є.В. У кн.: Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту № 6, 2007. - С. 162.

3. Основи здоров’я і фізична культура Програма для загальноосвітніх навчальних закладів 1-11 класи. Київ, 2001. - С. 13-50.

4. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультураи спорт, 1985. - С. 135.

5. Медведев В.Х. Теория и практика физического воспитания и спорта. Республиканскиймежвед. сборник № 5, 1975. - С. 29-31.

6. Саулепп Н.Я. Автореф.канд. педнаук - Л.: Г ДОИФК, 1973. - 21 с.

7. Сатиров Г. Физкультурав школе - М.: физкультураи спорт, 1974. - С. 30-32.

8. Фарфель В.С. У кн.: Управление движениями в спорте. - М.: Физкультураи спорт, 1975. - С. 169.

Поступила в редакцию 25.11.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.