Научная статья на тему 'Влияние применения системы индивидуализации физического воспитания в высшем учебном заведении на функциональное состояние студенток'

Влияние применения системы индивидуализации физического воспитания в высшем учебном заведении на функциональное состояние студенток Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
364
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТЕСТИРОВАНИЕ / СПОРТ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / іНДИВіДУАЛіЗАЦіЯ / ФіЗИЧНЕ ВИХОВАННЯ / ТЕСТУВАННЯ / СПЕЦіАЛіЗАЦіЯ / STUDENT / INDIVIDUALIZATION / PHYSICAL EDUCATION / TESTING / SPORT SPECIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Барыбина Людмила Николаевна

Показана целесообразность применения системы индивидуализации на занятиях по физическому воспитанию в высших учебных заведениях. В исследовании приняли участие студентки 1 курса высшего учебного заведения технического профиля, которые были разделены на контрольную (48 девушек) и экспериментальную (42 девушки) группы. Распределение первокурсниц по спортивным специализациям в экспериментальной группе проводилось с применением программ психофизиологического тестирования и учетом данных факторного анализа о преобладающем развитии физических качеств и психофизиологических возможностей студентов разных спортивных специализаций. В экспериментальной группе занятия по физическому воспитанию в каждой спортивной секции строились с учетом индивидуальных особенностей студенток. Выявлено, что к концу учебного года по ряду показателей кратковременной памяти, успеваемости и физической подготовленности результаты студенток экспериментальной группы достоверно улучшились по сравнению с контрольной группой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Барыбина Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the individualization of physical education in higher education on the functional state students

The expediency of application of individualization in the classroom for physical education in higher education is analysed. The study involved 1st year students of high technical school, who were divided into control group (48 girls) and experimental (42 girls) group. The distribution of first-year students on sports specialization in the experimental group with the use of psycho-physiological testing programs and taking into account the factor analysis of data on dominating the development of physical qualities and psycho features students of different sports specialties was conducted. In the experimental group lessons in physical education in every sports section were built according to individual characteristics of students. It was revealed that by the end of the school year on a number of indicators of short-term memory, performance and results of physical fitness of students in the experimental group was significantly improved compared with the control group.

Текст научной работы на тему «Влияние применения системы индивидуализации физического воспитания в высшем учебном заведении на функциональное состояние студенток»

І ПЕДАГОГІКА І та медико-біологічні

проблеми фізичного

виховання і спорту

Влияние применения системы индивидуализации физического воспитания в высшем учебном заведении на функциональное состояние студенток

Барыбина Л.Н.

Харьковский национальный университет радиоэлектроники

Анотації:

Показана целесообразность применения системы индивидуализации на занятиях по физическому воспитанию в высших учебных заведениях. В исследовании приняли участие студентки 1 курса высшего учебного заведения технического профиля, которые были разделены на контрольную (48 девушек) и экспериментальную (42 девушки) группы. Распределение первокурсниц по спортивным специализациям в экспериментальной группе проводилось с применением программ психофизиологического тестирования и учетом данных факторного анализа о преобладающем развитии физических качеств и психофизиологических возможностей студентов разных спортивных специализаций. В экспериментальной группе занятия по физическому воспитанию в каждой спортивной секции строились с учетом индивидуальных особенностей студенток. Выявлено, что к концу учебного года по ряду показателей кратковременной памяти, успеваемости и физической подготовленности результаты студенток экспериментальной группы достоверно улучшились по сравнению с контрольной группой.

Ключові слова:

студент, индивидуализация, физическое воспитание, тестирование, спорт, специализация.

Барибіна Л.М. Вплив застосування системи індивідуалізації фізичного виховання у вищому навчальному закладі на функціональний стан студенток. Показана доцільність застосування системи індивідуалізації на заняттях з фізичного виховання у вищих навчальних закладах. У дослідженні взяли участь студентки 1 курсу вищого навчального закладу технічного профілю, які були розділені на контрольну (48 дівчат) і експериментальну (42 дівчини) групи. Розподіл першокурсниць до спортивних спеціалізацій в експериментальній групі проводився із застосуванням програм психофізіологічного тестування та даних факторного аналізу про переважний розвиток фізичних якостей і психофізіологічних можливостей студенток різних спортивних спеціалізацій. В експериментальній групі заняття з фізичного виховання в кожній спортивній секції будувалися з урахуванням індивідуальних особливостей студенток. Виявлено, що до кінця навчального року за рядом показників короткочасної пам'яті, успішності навчання і фізичної підготовленості результати студенток експериментальної групи достовірно покращилися в порівнянні з контрольною групою.

студент, індивідуалізація, фізичне виховання, тестування, спорт, спеціалізація.

Barybina L.N. The impact of the individualizationofphysicaleducation in higher education on the functional state students. The expediency of application of individualization in the classroom for physical education in higher education is analysed. The study involved 1st year students of high technical school, who were divided into control group (48 girls) and experimental (42 girls) group. The distribution of first-year students on sports specialization in the experimental group with the use of psycho-physiological testing programs and taking into account the factor analysis of data on dominating the development of physical qualities and psycho features students of different sports specialties was conducted. In the experimental group lessons in physical education in every sports section were built according to individual characteristics of students. It was revealed that by the end of the school year on a number of indicators of short-term memory, performance and results of physical fitness of students in the experimental group was significantly improved compared with the control group.

student, individualization, physical education, testing, sport specialization.

Введение.

Современное физическое воспитание студентов основано на том, что оптимизацию двигательного режима занимающихся нельзя сводить только к установлению рациональных величин объёма и интенсивности физических нагрузок. Научное решение проблемы требует поиска и обоснования более эффективных форм организации занятий в условиях вуза, дифференцированного подхода в определении двигательной активности с учетом пола, состояния здоровья и функционального состояния организма студента (Ж.Л.Козина, Л.Н.Барыбина, Н.Н.Кондак, В.В.Лысенко, 2010).

Анализ современной литературы показал, что согласно гуманистическому подходу к обучению, физическое воспитание следует рассматривать как создание условий для саморазвития в процессе обучения, а также реализации природных сил и максимально возможной самоактуализации студенческой молодежи [3, 4, 5].

Во многих работах авторами [1, 2, 3, 4, 5] осуществляется теоретический анализ, раскрывающий основные функции физического воспитания молодежи, связи физического и психофизического развития занимающихся. Преподаватели физического воспитания в высших учебных заведениях, которые уже перешли на

© Барыбина Л.Н., 2012

современную секционную форму организации учебного процесса, должны уметь быстро и эффективно составить психологический портрет личности студента, определить уровень развития его индивидуальных способностей, психофизиологических и психологических особенностей, для помощи студентам в выборе спортивной специализации и дальнейшей успешной деятельности.

Правильный и быстрый выбор спортивной специализации студентом имеет большое значение как для его комфортного функционального и психологического состояния, так и для физического совершенствования и эффективной профессиональной подготовки.

Исследователи (В.П. Озеров, 2002; В.Н.Селуянов, М.П. Шестаков, 2000; А.О.Егорычев, 2005) убеждены, что рост спортивного мастерства студентов вузов во многом зависит от решения проблемы диагностики их спортивных способностей и разработки научных основ ориентации и отбора для занятий спортом. Это часто позволяет находить потенциально сильных студентов, которые за время обучения в вузе проходят путь от новичка до спортсмена высокой квалификации.

Таким образом, актуальной задачей является подбор адекватных, отвечающих современным инновационным и информационно-технологическим подходам, методов определения индивидуальных особенностей структуры психофизиологических воз-

32012

Ш

можностей и физической подготовленности студентов для того, чтобы помочь им в выборе спортивной специализации.

Исследование проведено согласно Сводному плану научно-исследовательской работы Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта на 2006-2010 г. по теме 2.1.9 «Теоретико-методические основы индивидуализации учебно-тренировочного процесса в отдельных группах видов спорта» (№ государственной регистрации 0108Ш10862) и согласно плану, утвержденному Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины на 2012-2016 гг по теме 91 «Теоретико-методические основы индивидуализации в физическом воспитании и спорте» (№ государственной регистрации 0112Ш02001).

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы - выявить влияние системы индивидуализации в физическом воспитании в высшем учебном заведении на функциональное состояние студенток.

Методы и организация исследования.

Оценка влияния системы индивидуализации физического воспитания студенток проводилась по наиболее значимым тестам согласно данным факторного анализа. Тесты состояли из двух блоков:

1 - блок определения функциональной подготовленности, в который вошли показатели ортопробы (величины ЧСС и артериального давления в положении лежа и стоя), проба Штанге (время задержки дыхания на вдохе и величины ЧСС до и после задержки дыхания), проба Генчи (время задержки дыхания на выдохе и величины ЧСС до и после задержки дыхания), проба Летунова (величины ЧСС и артериального давления в конце каждой минуты восстановления после каждой из трех видов нагрузки - 20 приседаний, 15-ти секундного бега с высоким подниманием бедра и 3-минутного бега на месте в темпе 180 шагов в 1 минуту); показатели челночного бега, количества подтягиваний («отжиманий»), прыжка с места, показатели силы мышц брюшного пресса и показатели гибкости.

2 - блок психофизиологических возможностей, в который вошли теппинг-тест, тест Горбова (красночерная таблица), тест Шульте (5 таблиц), тесты на кратковременную память по авторским программам «Восприятие-1» и «Восприятие-2».

Определялись также длина и масса тела до и после эксперимента и показатели успеваемости в конце первого курса.

В исследовании приняли участие студентки 1 курса ХНУРЭ, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы. В начале учебного года студентки были распределены по спортивным специализациям. В контрольной группе распределение проводилось без применения авторских программ психофизиологического тестирования и данных факторного анализа о преобладающем развитии физических качеств и психофизиологических возможностей студентов разных спортивных специализаций. В экспериментальной группе распределение первокурсниц

по спортивным специализациям проводилось с применением авторских программ психофизиологического тестирования и учетом данных факторного анализа о преобладающем развитии физических качеств и психофизиологических возможностей студентов разных спортивных специализаций. Кроме того, в экспериментальной группе занятия по физическому воспитанию в каждой спортивной секции строились с учетом индивидуальных особенностей студенток: в секциях волейбола и баскетбола учитывалась предрасположенность студенток к определенному игровому амплуа, в секции аэробики учитывалась индивидуальная предрасположенность к разным режимам аэробной нагрузки и характеру упражнений, в секциях самбо и бокса учитывалась предрасположенность студенток к стилям ведения поединка, в секции тяжелой атлетики учитывалась предрасположенность студенток к разным режимам силовых нагрузок (развитию силовой выносливости, взрывной силы, максимальной силы).

Результаты исследования.

Результаты сравнительного анализа показателей тестирования контрольной и экспериментальной групп до и после проведения эксперимента свидетельствуют о целесообразности применения системы индивидуализации на занятиях по физическому воспитанию в высших учебных заведениях. Рассмотрим результаты воздействия экспериментальной методики на показатели функциональной и физической подготовленности и психофизиологических возможностей студенток.

Уровень функциональной и физической подготовленности. По показателям функциональной подготовленности до проведения эксперимента контрольная и экспериментальная группы статистически не различались между собой. При сравнении средних значений показателей тестирования контрольной и экспериментальной групп применялся тест Стью-дента для независимых выборок. Результаты статистической обработки данных показали, что значение t - расчетного для всех анализируемых показателей функциональной подготовленности студентов меньше ^критического (р>0,05), что свидетельствует об отсутствии статистически значимых различий между контрольной и экспериментальной группами до проведения эксперимента.

Сравнение средних значений показателей тестирования до проведения эксперимента и после проведения эксперимента показали, что по ряду показателей функциональной подготовленности результаты студенток экспериментальной группы достоверно улучшились, в то время как показатели тестирования контрольной группы улучшились недостоверно или не так явно, как в экспериментальной группе.

В результате применения системы индивидуализации при распределении студенток по спортивным секциям и при построении учебного процесса по физическому воспитанию, было выявлено достоверное уменьшение времени выполнения теста «Челночный бег» у студенток некоторых спортивных специализаций - представительниц секций волейбола, баскет-

І ПЕДАГОГІКА І та медик°-біол°гічні

*---“----------* проблеми фізичного

виховання і спорту __________________

бола, аэробики, бокса, и тяжелой атлетики (рис. 1). Контрольная и экспериментальная группы волейболисток, баскетболисток, аэробики, бокса, и тяжелой атлетики достоверно не отличавшиеся между собой до проведения эксперимента (р>0,05), после проведения эксперимента стали достоверно различаться.

В экспериментальной группе волейболисток уменьшение времени выполнения теста «Челночный бег» было зарегистрировано от 11,43с до 10,75с при р<0,05, в то время, как в контрольной группе волейболисток уменьшение времени выполнения теста «Челночный бег» не достоверно (рис. 1). Аналогичные изменения времени выполнения теста «Челночный бег» наблюдались в других экспериментальных группах.

В экспериментальной группе баскетболисток уменьшение времени выполнения теста «Челночный бег» наблюдалось от 11,60с до 10,90с, в то время, как в контрольной группе баскетболисток уменьшение времени выполнения теста «Челночный бег» не достоверно (рис.1).

В группе экспериментальной бокса изменения времени выполнения теста «Челночный бег» наблюдалось от 11,73 с до 11,45 с при р<0,05, в то время, как в контрольной группе бокса уменьшение времени выполнения теста «Челночный бег» не достоверно (рис.1).

В экспериментальной группе тяжелой атлетики уменьшение времени выполнения теста «Челночный бег» наблюдалось от 12,10 с до 11,77 с при р<0,05, в то время, как в контрольной группе тяжелой атлетики уменьшение времени выполнения теста «Челночный бег» не достоверно (рис.1).

Уровень психофизиологических возможностей. Из психофизиологических показателей в результате применения системы индивидуализации наиболее существенные изменения были выявлены в показателях кратковременной памяти, регистрируемой по авторским программам «Восприятие - 1» по первому и второму этапу и «Восприятие - 2», по второму этапу (рис. 2, 3, 4).

Контрольная и экспериментальная группы волейболисток, баскетболисток и студенток, занимающихся аэробикой и тяжелой атлетикой, достоверно не отличавшиеся между собой до проведения эксперимента (р>0,05), после проведения эксперимента стали достоверно различаться.

В экспериментальной группе волейболисток увеличение количества правильно воспроизведенных символов по программе «Восприятие-1» (тест №1) было зарегистрировано от 4,40 до 5,03 при р<0,05, в то время, как в контрольной группе волейболисток увеличение количества правильно воспроизведенных символов по программе «Восприятие-1» (тест №1) не достоверно (рис. 2). Аналогичные изменения количества правильно воспроизведенных символов по программе «Восприятие-1» (тест №1) наблюдались в других экспериментальных группах.

В экспериментальной группе баскетболисток увеличение количества правильно воспроизведенных символов наблюдалось от 4,33 до 4,91, в то время, как

в контрольной группе баскетболисток увеличение количества правильно воспроизведенных символов не достоверно (рис. 2).

В экспериментальной группе аэробики увеличение количества правильно воспроизведенных символов по программе «Восприятие-1» (тест .№1) наблюдалось от 3,73 до 4,16 при р<0,05, в то время, как в контрольной группе аэробики увеличение количества правильно воспроизведенных символов не достоверно (рис. 2).

В экспериментальной группе тяжелой атлетики увеличение количества правильно воспроизведенных символов по программе «Восприятие-1» (тест .№1) наблюдалось от 3,11 до 4,09 при р<0,05, в то время, как в контрольной группе тяжелой атлетики увеличение количества правильно воспроизведенных символов не достоверно (рис. 2).

В экспериментальной группе волейболисток увеличение количества правильно воспроизведенных символов по программе «Восприятие-1» (тест №2) было зарегистрировано от 14,60 до 15,32 при р<0,05, в то время, как в контрольной группе волейболисток увеличение количества правильно воспроизведенных символов по программе «Восприятие-1» (тест №2) не достоверно (рис. 3). Аналогичные изменения количества правильно воспроизведенных символов по программе «Восприятие-1» (тест №2) наблюдались в других экспериментальных группах.

В экспериментальной группе баскетболисток увеличение количества правильно воспроизведенных символов наблюдалось от 14,63 до15,29, в то время, как в контрольной группе баскетболисток увеличение количества правильно воспроизведенных символов не достоверно (рис. 3).

В экспериментальной группе аэробики увеличение количества правильно воспроизведенных символов по программе «Восприятие-1» (тест №2) наблюдалось от 13,97 до 15,08 при р<0,05, в то время, как в контрольной группе самбисток увеличение количества правильно воспроизведенных символов не достоверно (рис. 3).

В экспериментальной группе волейболисток увеличение количества правильно воспроизведенных символов по программе «Восприятие-2» (тест №2) было зарегистрировано от 7,03 до 7,84 при р<0,05, в то время, как в контрольной группе волейболисток увеличение количества правильно воспроизведенных символов по программе «Восприятие-2» (тест №2) не достоверно (рис. 4). Аналогичные изменения количества правильно воспроизведенных символов по программе «Восприятие-2» (тест №2) наблюдались в других экспериментальных группах.

В экспериментальной группе баскетболисток увеличение количества правильно воспроизведенных символов наблюдалось от 7,05 до 7,93, в то время, как в контрольной группе баскетболисток увеличение количества правильно воспроизведенных символов не достоверно (рис. 4).

В экспериментальной группе аэробики увеличение количества правильно воспроизведенных символов по программе «Восприятие-2» (тест №2) наблюдалось от

э

2012

10

Ф

ю

_0

X

т

о

X

5

ІГ

13

12

11

10

волей-

бол

баскет-

бол

* * ІД ІД

аэробика

її

самбо

бокс

І

тяжелая

атлетика

л

-І---------------------1------------------1-------------------1------------------1------------------1-------------------1------------------1-------------------1------------------1------------------1-------------------1------------------1------------------1-------------------1------------------1-------------------1

р

е

с

с

р

е

с

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

р

е

с

с

р

е

с

с

р

е

с

с

р

е

с

с

после экспер.

у до экспер.

Рис. 1. Показатели выполнения теста «челночный бег» у студенток контрольной и экспериментальной групп до и после проведения эксперимента:

* - различия достоверны при р<0,05

е

X

X

е

д

е

в

о

р

п

с

о

СО

ая п

го

с •— ^ і— о

о о [=ф ср м по йл ^ о со

ОС®

4 -

2 -

волейбол

баскетбол аэробика тяжелая

* * * самбо бокс атлетика

_ * * бокс ^ Мини

. р ре тп

х о ок кэ

. р ре тп

х о ок кэ

. р ре тп

х о ок кэ

. р ре тп

х о ок кэ

. р ре тп

х о ок кэ

. р ре тп

х о ок кэ

после экспер.

и до экспер.

Рис. 2. Показатели кратковременной памяти по количеству воспроизведенных символов по программе «Восприятие - 1» (первый этап) у студентов контрольной и экспериментальной групп до и после проведения эксперимента:

* - различия достоверны прир<0,05

е

X

е

ФСЧ

СО С Ф I- ^

<0 - ^ к

с

е

р

О^оО :

О ^ с^СО . СОос^с^

волейбол 20 '

15 -10 .

5 -

0

баскетбол аэробика

тяжелая

атлетика

самбо

бокс

. р ре

X

о

. р ре

X

о

р

е

р

е

р

е

р

е

X

о

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

X

о

X

о

Рис. 3. Показатели кратковременной памяти по количеству воспроизведенных символов по программе «Восприятие - 1» (второй этап) у студентов контрольной и экспериментальной групп до и после проведения эксперимента:

* - различия достоверны прир<0,05

*

0

І ПЕДАГОГІКА І

та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

е

_0

X

X

е

д

е

в

о

р

п

с

о

со

волейбол баскетбол аэробика

тяжелая

атлетика

Ф

£ »

2 1- !й ц ^ а. го о *

т §

о с ї N і:

8 і

6 -

4 -

2 -

самбо бокс

II II Піт

. р ре

X

о

. р ре

X

о

. р ре

X

о

. р ре

X

о

. р ре

X

о

. р ре

X

о

0

Рис. 4. Показатели кратковременной памяти по количеству воспроизведенных символов по программе «Восприятие - 2» (второй этап) у студенток контрольной и экспериментальной групп до

и после проведения эксперимента:

* - различия достоверны прир<0,05

л

л

а

б

с

о

м

е

а

в

е

п

£

волейбол

90 80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 0

баскетбол

аэробика

тяжелая

атлетика

самбо

бокс

р

е

п

с

р

е

п

с

р

е

п

с

р

е

п

с

р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е

п

с

р

е

п

с

Рис. 5. Показатели успеваемости студенток контрольной и экспериментальной групп после

проведения эксперимента:

* - различия достоверны при р<0,05

*

*

6,60 до 7,21 при р<0,05, в то время, как в контрольной группе аэробики увеличение количества правильно воспроизведенных символов не достоверно (рис. 4).

В экспериментальной группе самбисток увеличение количества правильно воспроизведенных символов по программе «Восприятие-2» (тест №2) наблюдалось от 6,58 до 7,19 при р<0,05, в то время, как в контрольной группе самбисток увеличение количества правильно воспроизведенных символов не достоверно (рис. 4).

После проведения эксперимента были выявлены

достоверные различия между контрольными и экспериментальными группами по показателям успеваемости в конце учебного года. Наиболее существенные различия между контрольными и экспериментальными группами после проведения эксперимента были выявлены у студенток - представительниц специализаций баскетбола и тяжелой атлетики (рис. 5).

После проведения эксперимента в контрольной группе баскетболисток успеваемость в конце учебного года составила 69,38 баллов. В экспериментальной группе баскетболисток данный показатель составил

32012

76,79 баллов (р<0,05) (рис. 5).

В контрольной группе тяжелой атлетики после проведения эксперимента успеваемость в конце учебного года составила 73,09 баллов. В экспериментальной группе тяжелой атлетики данный показатель составил 80,55 балла (р<0,05) (рис. 5).

Выводы.

Рассмотрено влияние системы индивидуализации в физическом воспитании в высшем учебном заведении на функциональное состояние студенток. Выявлено, что по ряду показателей функциональной подготовленности результаты студенток экспериментальной группы достоверно улучшились, в то время как показатели тестирования контрольной группы улучшились недостоверно или не так явно, как в экспериментальной группе.

В результате применения системы индивидуализации при распределении студенток по спортивным секциям и при построении учебного процесса по физическому воспитанию было выявлено достоверное уменьшение времени выполнения теста «Челночный бег», у студенток некоторых спортивных специализа-

ций - представительниц секций волейбола, баскетбола, бокса и тяжелой атлетики.

3. Выявлены достоверные изменения показателей кратковременной памяти, регистрируемой по авторской программе «Восприятие - 1», по первому и второму этапу в группах волейболисток, баскетболисток, а также группах аэробики и тяжелой атлетики. Показатели, достоверно не отличавшиеся между собой до проведения эксперимента (р>0,05), после проведения эксперимента стали достоверно различаться.

4. Выявлены достоверные изменения показателей кратковременной памяти, регистрируемой по авторской программе «Восприятие - 2», по второму этапу в группах волейболисток, баскетболисток, самбисток и в группе аэробики, достоверно не отличавшиеся между собой до проведения эксперимента (р>0,05), после проведения эксперимента стали достоверно различаться.

В перспективе дальнейших исследований предполагается совершенствование системы индивидуализации в физическом воспитании студентов.

Литература:

1. Барыбина Л.Н., Церковная Е.В., Блинкин И.Ю. Результаты применения спортивно-ориентированной формы организации занятий в высшем учебном заведении технического профиля. Слобожанський науково-спортивний вісник, 2008, № 4, С. 35 - 37.

2. Бондарев Д.В., Гальчинский В.А. Особенности психофизических возможностей студентов, занимающихся спортивными играми. Физическое воспитание студентов творческих специальностей, 2008, №1, С. 59-64.

3. Козина Ж.Л., Барибина Л.М., Лугина И.В., Козин А.В. Экспериментальное обоснование системы индивидуализации в физическом воспитании студентов. Физическое воспитание студентов, 2012, № 4, С. 77-86.

4. Козина Ж.Л. Ашанин В.С. Гармоничное сочетание интеллектуального и физического развития как необходимое условие укрепления здоровья студентов и подготовки квалифицированных специалистов. Физическое воспитание студентов творческих специальностей, 2007, № 1. С. 152-156.

5. Сіренко Р.Р. Фактори, що впливають на рухову активність та мотивацію до занять фізичним вихованням студенток вищих навчальних закладів. Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту, 2005, № 15, С. 44-51.

Информация об авторе: Барыбина Людмила Николаевна

[email protected]

Харьковский национальный университет радиоэлектроники пр. Ленина, 14, г. Харьков, Украина, 61166

Поступила в редакцию 26.07.2011г.

References:

1. Barybina L.N., Cerkovnaia E.V., Blinkin I.Iu. Slobozham’kij naukovo-sportivnij visnik [Slobozhansky scientific and sport bulletin], 2008, Vol. 4, pp. 35 - 37.

2. Bondarev D.V., Gal'chinskij V.A. Fiziceskoe vospitanie studentov tvorceskih special’nostej [Physical Education of the Students of Creative Profession], 2008, Vol. 1, pp. 59-64.

3. Kozina Zh.L., Baribina L.M., Lugina I.V., Kozin A.V. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2012, Vol. 4, pp. 77-86.

4. Kozina Zh.L. Ashanin V.S. Fiziceskoe vospitanie studentov tvorceskih special’nostej [Physical Education of the Students of Creative Profession], 2007, Vol. 1. pp. 152-156.

5. Sirenko R.R. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2005, Vol. 15, pp. 44-51.

Information about the author: Barybina L.N.

[email protected] Kharkov National University of Radio Electronics Lenina boulevard 14, Kharkov, 61166, Ukraine.

Came to edition 26.07.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.