ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ЗАНЯТИЯХ ПО БАСКЕТБОЛУ
Бойко А.Л., Аникеенко Л.В., Ефременко В .М., Мищук Д.Н.
Национальный Технический Университет Украины «КПИ» ЩШШШ
Аннотация. В статье поднята проблема оптимизации учебного процесса на занятиях по физическому воспитанию на учебном отделении баскетбола. У студентов 1-2 курса в возрасте 17-20 лет, занимающихся баскетболом были выявлены приоритетные мотивы, сыгравшие главную роль в выборе данного вида спорта из пятнадцати других, представленных на кафедре физического воспитания ММИФ НТУУ»КПИ». В статье нами представлены основные формы физического воспитания, используемые на занятиях учебного отделения баскетбола. Проведен сравнительный анализ программ занятий различной направленности в течение процесса обучения. Определены основные факторы оптимизации оздоровительных занятий по физическому воспитанию для студентов, занимающихся на отделении баскетбола Ключевые слова: баскетбол, студенты, здоровье, мотивация, оптимизация, оздоровление, организация, техника, тактика, методика.
Анотація. Бойко Г.Л., Анікеєнко Л.В., Єфременко В.М., Міщук Д.М. Оптимізащя навчального процесу на заняттях з баскетболу. У статті піднята проблема оптимізації навчального процесу на заняттях з фізичного виховання на навчальному відділенні баскетболу. У студентів 1-2 курсу у віці 17-20 років, що займаються баскетболом, були виявлені пріоритетні мотиви, які зіграли головну роль у виборі даного виду спорту з п'ятнадцяти інших, представлених на кафедрі фізичного виховання ММІФ НТУУ «КПІ». У статті нами представлені основні форми фізичного виховання, які використовуються на заняттях навчального відділення баскетболу. Проведено порівняльний аналіз програм занять різної спрямованості в процесі навчання. Визначено основні фактори оптимізації оздоровчих занять з фізичного виховання для студентів, що займаються на відділенні баскетболу.
Ключові слова: баскетбол, студенти, здоров'я, мотивація, оптимізація, оздоровлення, організація, техніка, тактика, методика.
Annotation. Boyko G.L., Anikeyenko L.V., Yefremenko V.M., Mischuk D.M. Optimization of the educational process on classes’ basketball. The problem of optimizing the educational process on the physical training lessons at the training basketball section are raised in this article. The priority motifs have been identified in the 1st - 2nd year students in age of 17 - 20 years old, which go in for basketball. These motifs had played the central role in the selection of this kind of sport from 15 others, which were represented at the Department of Physical Education MMIF National Technical University of Ukraine “KPI”. In this article we present the basic forms of physical education that are used on the training lessons at the training basketball section. The comparative analysis of lessons" programs various orientations have been done during the educational process. It have been identified the main factors of optimizing health
- improving lessons on physical education for students that are at the training basketball section.
Keywords: basketball, students, health, motivation, optimization, promotion, organization, equipment, tactics, technical.
Введение.
Последние медико-биологические исследования свидетельствуют о негативных изменениях в состоянии здоровья, физической подготовленности и работоспособности студенческой молодежи. Это связано, на наш взгляд, с современными социальноэкономическими условиями, экологической обстановкой, информационными, интеллектуальными и эмоциональными перегрузками, гипокинезией, дефицитом времени, нерациональной организацией труда, отдыха и питания. Эти факторы приводят к нарушению механизмов саморегуляции функцио-
© Бойко А.Л., Аникеенко Л.В., Ефременко В.М., Мищук Д.Н.,
2009
нальных систем организма, снижению иммунитета, суточных изменений в деятельности сердечнососудистой системы.
Физическое воспитание как составная часть высшего гуманитарного образования должна способствовать формированию здорового образа жизни студенческой молодежи [1,2].
Целью физического воспитания в высших учебных заведениях является содействие подготовке гармонично развитых высококвалифицированных специалистов. Для достижения этой цели необходимо решение целого ряда задач, среди которых приоритетными являются - укрепление здоровья и обеспечение высокой умственной и физической работоспособности благодаря всестороннему развитию физических способностей на основе индивидуализации содержания методов и средств физического воспитания [4, 5]. Под влиянием занятий по физическому воспитанию у студентов на индивидуальном уровне необходимо формировать стереотип поведения здорового образа жизни. Но решение этой задачи осложняется тем, что у большинства выпускников школ наблюдается снижение интереса к занятиям по физическому воспитанию, что связано с низким уровнем знаний по этому предмету, и, в первую очередь, с несовершенством системы физического воспитания в школе.
Для популяризации занятий физического воспитания с оздоровительной направленностью необходимо внедрять новые формы занятий, которые бы учитывали интересы, физическое состояние, пол и возраст студентов.
Исследование выполнялось по плану научно-исследовательской работы кафедры физического воспитания Межуниверситетского медикоинженерного факультета НТУУ «КПИ».
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель исследования - определить основные факторы оптимизации оздоровительных занятий по физическому воспитанию на учебном отделении баскетбол. Во время эксперимента нами решались следующие задачи:
- изучались приоритетные мотивы к занятиям баскетболом у студентов первого и второго курсов НТУУ «КПИ», которые занимаются на данном отделении
- исследовались особенности оздоровительного воздействия различных средств баскетбола;
- определялась рациональная направленность занятий и разрабатывались практические рекомендации по составлению программ занятий.
Методы и организация исследования:
- изучение и анализ научно-методической и специальной литературы;
- анкетирование, антропометрия (измерение длины и массы тела, обхватных размеров плеча, талии, расчет массоростового индекса Кет-ле, индекса пропорциональности);
- физиологические методы (определение частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления - систолического (АД - среднее
значение), адаптационного потенциала (АП);
- оценка физического состояния студентов по методике Е.А- Пироговой [4];
- педагогические методы (педагогическое наблюдение и - педагогическое тестирование);
- методы математической статистики.
В исследовании приняли участие 60 студентов 1-2 курса НТУУ «КПИ», которые по состоянию здоровья относятся к основной и подготовительной группе и занимаются на отделении баскетбола.
Физическое воспитание на отделении баскетбола осуществлялось в следующих формах:
- учебные занятия по расписанию учебной части института - 2 часа в неделю;
- самостоятельные занятия с методической и организационной помощью преподавательского состава отделения баскетбола - 4 часа в неделю;
- проведение оздоровительных и физкультурноспортивных мероприятий - мастер-классов по баскетболу, соревнований по стритболу, спартакиады НТУУ «КПИ» по баскетболу, конкурсов по броскам мяча в корзину с разных точек и расстояний.
Баскетбол-вид спорта, которому присуща высокая эмоциональность, зрелищность, разнообразие проявления физических качеств и двигательных действий, интеллектуальных способностей и психических возможностей. Баскетбол состоит из естественных действий (ходьбы, бега, прыжков) и специфических двигательных действий без мяча (остановок, поворотов, перемещений приставными и скрестными шагами). Кроме этого, в баскетболе используются разнообразные действия с мячом (ловля, передачи, ведение мяча, бросков мяча в корзину). Противоборство, целью которого является результативная атака кольца соперника и защита своего, вызывает проявление всех жизненно необходимых для человека физических качеств - скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, силы, гибкости и выносливости. Во время игры в баскетбол задействованы практически все функциональные системы организма человека и включаются основные механизмы энергообеспечения [3,6,8].
Достижение положительного спортивного результата также ведет к проявлению таких психических возможностей как целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость, уверенность в себе, чувство коллективизма.
Подготовительная часть занятия (20-25мин.) включала в себя общеразвивающие упражнения из лёгкой атлетики, гимнастики, подвижных игр. Основная часть (50-55 мин.) - упражнения, направленные на овладение техникой и тактикой игры в баскетбол, а также упражнения с выполнением игровых приемов в целом и по частям, в зависимости от программы занятий. Также использовались упражнения в облегченных условиях, на месте, в медленном темпе и упражнения сопряжённого характера. Проводились подвижные игры, адаптированные к
баскетболу, подготовительные, учебные и контрольные игры в зависимости от периода подготовки.
Заключительная часть (5-10мин.) включала упражнения для развития гибкости, подвижности суставов, упражнения на расслабление и дыхание.
С целью оптимизации учебного процесса оценивалось оздоровительная эффективность программ занятий по баскетболу. В течение занятий регистрировалась ЧСС, одновременно проводился их хронометраж, до и после занятий измерялось АД.
Результаты исследования.
Изучение показателей самочувствия, морфофункционального состояния, физической подготовленности, характеризующих физическое состояние студентов, выявило их соответствие средним групповым величинам физиологических стандартов. Анализ самооценки здоровья показал, что отличное состояние здоровья имеют - 34% студентов, хорошее - 38%, удовлетворительное - 25%, неудовлетворительное - 3%. Изучение результатов измерений артериального давления показало, что у 4% студентов систолическое АД превышает норму на 10 мм. рт. ст. Оценка индексов пропорциональности доказала, что 68% студентов находятся в диапазоне надлежащего уровня. Анализ результатов выполнения двигательных тестов показал, что до начала исследований показатели гибкости, скоростно-силовой и скоростной выносливости студентов были ниже нормативных величин.
В результате исследования УФС (уровень физического состояния) студентов-мужчин 17-20 лет по методике Е.А. Пироговой установлено, что 9% имеют низкий уровень УФС, 28% - ниже среднего, 47% - средний, 16% - выше среднего уровень физического состояния.
Изучение мотивации студентов к занятиям баскетболом выявило, что среди широкого спектра мотивов наиболее значимыми являются:
- на первом месте - интерес к занятиям;
- на втором - укрепление состояния здоровья;
- на третьем - самосовершенствование;
- на четвертом - мотив развития- физических качеств;
- на пятом - приятное времяпровождение;
- на- шестом - снятие психоэмоционального напряжения;
- на седьмом - получение - положительных эмоций.
Таким образом, ведущими мотивами у студентов, занимающихся баскетболом, является интерес к занятиям, желание укрепить здоровье, самосовершенствование, что, по сути, определяет направленность и содержание программы занятий.
Среди основных стимулов к продолжению занятий студентами в дальнейшем были выделены такие - удовольствие от программы занятий - 37%, поддержание мышечного тонуса - 28%, хорошее самочувствие - 20%, повышение самооценки - 15%. Это обеспечило стабильный состав групп и почти стопроцентное посещение занятий. Кроме того, все студенты изъявили желание в следующем учебном
году продолжить заниматься на отделении баскетбола, хотя имеют право выбрать любой вид спорта из предложенных кафедрой физического воспитания.
Сравнительный анализ тренировочных занятий различной преимущественной направленности показал, что занятия, направленные на развитие выносливости, отличаются значительным темпом выполнения движений, включающих одновременную работу значительных мышечных групп ног, рук, туловища; отсутствием длительных пауз отдыха между сериями упражнений. Для них характерна высокая частота сердечных сокращений (ЧСС) в течение всего занятия (146 ± 10).
Сегодня существует несколько подходов к построению занятий по баскетболу [3,7]. Анализ оздоровительного влияния различных по направленности программ доказал, что наиболее эффективным является использование смешанных программ (когда на одном занятии решается несколько задач - развитие или повышение выносливости, координационных и скоростно-силовых возможностей...). Внедрение таких программ способствует поддержанию интенсивности занятий на высоком уровне, необходимом для укрепления сердечнососудистой системы. Такие программы будут способствовать обучению студентов реализовывать свои физические способности при выполнении технических и тактических приемов в игре, эффективно выполнять игровые действия, которые состоят из нескольких приемов техники, использовать свой технический арсенал в соответствии с изменением игровых ситуаций, адекватно воспроизводить сочетание тактических действий. То есть, совершенствование компонентов игровой деятельности будет происходить в тесном взаимодействии между ними. Но к формированию взаимодействия между компонентами технической и физической подготовки у студентов, занимающихся баскетболом, следует приступать лишь после предварительного этапа соответствующей подготовки, когда уровень базовых физических способностей и уровень овладения рациональной структурой технических приемов будет у них на достаточном уровне.
Результаты основного этапа исследования позволяют утверждать, что применение разработанной программы в течение восьми месяцев способствует достоверным положительным изменениям по всем исследованным показателям (Р <0,05).
Под влиянием систематических занятий баскетболом происходит достоверное улучшение самочувствия. Количество студентов, которые оценили свое здоровье как хорошее, увеличилось до 57%, отличное - до 40%, при соответствующем уменьшении количества удовлетворительных оценок до 3% и ликвидации неудовлетворительных.
В результате повторного тестирования у студентов 58% занимающихся баскетболом, произошел переход к новому уровню функционального состояния (УФС). Количество студентов с низким РФС уменьшилась до 2%, ниже среднего - уменьшилась до 7%. Повысилось количество студентов
со средним уровнем УФС до 65%, количество студентов с уровнем выше среднего - до 33%, а 3% студентов достигли высокого уровня УФС.
Уже после трех месяцев занятий происходит улучшение состояния здоровья и самочувствия, положительные изменения функционального состояния и физической подготовленности.
Однако, наибольшие изменения происходят после шести месяцев занятий. Во время всего исследования наблюдалось постепенное улучшение показателей физического состояния студентов. Также отмечался рост заинтересованности в занятиях и повышался уровень выполнения технических приемов.
Выводы.
1. Установлено устойчивое снижение повышенного артериального давления у студентов, которые регулярно посещали занятия по баскетболу.
2. Выявлено, что ведущими мотивами к занятиям баскетболом у студентов 17-20 лет есть интерес к этим занятиям, желание укрепить свое здоровье и самосовершенствование, что, по сути, определяет направленность и содержание программы занятий в целом.
3. Основными факторами оптимизации оздоровительных занятий со студентами является определение мотивации и конечной цели занятий, учета начального уровня физического состояния и физической подготовленности студентов, выбор рациональной направленности занятий, а также, характера и величины тренировочных нагрузок.
4. С целью формирования здорового образа жизни у студентов необходимо внедрять новые формы физического воспитания во внеурочное время, такие, как проведение мастер-классов, бесед и различных турниров по баскетболу.
5. Обязательные занятия по физическому воспитанию должны быть дополнены самостоятельными занятиями с методической и консультативной помощью преподавательского состава отделения баскетбола.
Целесообразно также проведение дополнительных антропометрических и функциональных исследований с целью дальнейшей оптимизации учебного процесса.
Литература.
1. Доброміль Є. І. та ін. Фізична культура і спорт як фактор підвищення успішності та зміцнення здоров'я студентів. / Теорія та практика фізичного виховання та спорту. Респміжвідом. збірник. - К., 1975. - Вип. 5 - С. 12-14
2. Душанин С.А. и др. Тренировочные программы для здоровья. / С.А.Душанин, Л.Я.Иващенко, Е.А.Пирогова. - Киев. Здоровье, 1985. - 31с.
3. Нестеровский Д. И. Баскетбол. Теория и методика обучения
- Москва. Academa, 2006. - 336с.
4. Пирогова Т.А., Иващенко Л.Я., Страпко Н.П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. - Киев: Здоровье, 1986. - 252с.
5. Симонюк Ю.Г Основы физического воспитания. - Харьков, РИО ХГЭУ, 1999. - 104с.
6. Сортэл Н. Баскетбол: первые шаги. / Пер. с англ. - М., 2002
7. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учеб. пособие для студ. высш. уч.
заведений. - М., 2002
8. Юный баскетболист. Пособие для тренеров. / Под редакцией Е.Р.Яхонтова. - М., 1987.
Поступила в редакцию 04.04.2009г.