кий выброс (мл). Измерения проводились в первые 4 суток выхода на маршрут. Параметры фиксировались с учетом режима движения: по 45-50 минут и 20-25 минут, попеременно. Условия движения были одинаковыми: таежная тропа без преодоления сложных препятствий.
При обработке результатов учитывались как исходные данные, так и время восстановления показателе. Достоверность в группах оценивалась по критерию © Стьюдента.
В целом (табл. 1) изучаемые параметры гемодинамики и функции дыхания к моменту окончания движения и первые 1-2 минуты отдыха, как оказалось, были существенно лучше при укороченном графике перехода. В первую очередь это касалось меньшей частоты дыхания и потребления кислорода, а также более высокого ударного сердечного выброса (р<0,01).
При этом, как показали выполненные замеры (табл. 2), кислородная задолженность при укороченном, т.е. щадящем режиме движения, компенсируется в течение 7-9 минут отдыха.
Выводы.
1. У туристов старшей возрастной группы наиболее щадящим режимом движения является 2025-минутные переходы с 10-12 минутами отдыха.
2. Наиболее объективным критерием оценки функционального состояния кардиореспиратор-ной системы и физической подготовки является время восстановления показателей к исходным величинам.
Перспективой дальнейших исследований видим в изучении других проблем переносимости физических нагрузок спортсменами-туристами старших возрастных групп.
Литература
1. Агаджанян Н.А., Миррахимов М.М. Горы и резистентность организма. -М.: Наука, 1970.
2. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. -М.: Физкультура и спорт, 1983.
3. Бартон А., Эдхолм О. Человек в условиях холода. -М.: Физкультура и спорт, 1957. -334 с.
4. Васильева В.Е., Дешин Д.Ф. Врачебный контроль и лечебная физкультура. -М.: Физкультура и спорт, 1968.
5. Власов А. А. Чрезвычайные происшествия и несчастные случаи в спорте. -М.: Советский спорт, 2001. -2001. -78 с.
6. Кандор И.С., Салтынский Е.И. Акклиматизация и заболеваемость человека в холодном климате. Физические факторы внешней среды. “ М., 1960. -с. 365-375
7. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. -М.: Физкультура и спорт, 1988. -208 с.
8. Под. ред. Газенко О. Г. Физиология человека в условиях высокогорья. Руководство по физиологии. “ М.: Наука, 1987. -520 с.
9. Карпман В.Л. Спортивная медицина. - М.: Физкультура и спорт, 1987. -304 с.
10. Раскин А. А. Физиология альпиниста //Ежегодник советского альпиниста. -М.: Физкультура и спорт, 1948.
11. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. “ изд. 2. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
- 144 с.
Поступила в редакцию 22.05.2007г.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО БАСКЕТБОЛУ С ГЛУХИМИ ДЕТЬМИ В ВОЗРАСТЕ 11-12 ЛЕТ
Бессарабов Н.С., Горбуля В.Б. Запорожский национальный университет
Аннотация. В данной статье рассматривается анализ физических средств, которые применяются для проведения уроков по баскетболу с глухими и слышащими школьниками. Проведен эксперимент и обоснование подбора упражнений на уроках по баскетболу, направленных на коррекцию двигательной сферы глухих детей в возрасте 11-12 лет.
Ключевые слова: глухие дети, общеразвивающие упражнения, двигательные действия, баскетбол, физическая подготовка.
Анотація. Бессарабов Н.С., Горбула В.Б. Особливості проведення уроків з баскетболу з глухими дітьми віком 11-12 років. В даній статті розглядається аналіз фізичних засобів, які застосовуються для проведення уроків з баскетболу з глухими і такими, які чують, школярами. Проведений експеримент і обґрунтування підбору вправ на уроках з баскетболу, спрямованих на корекцію рухової сфери глухих дітей віком 11-12 років.
Ключові слова: глухі діти, загальнорозвиваючі вправи, рухові дії, баскетбол, фізична підготовка. Annotation. Bessarabov N.S., Gorboula V.B. Features of conducting basket-ball lessons with deaf children by age 11-12 years. The analysis of physical facilities which are used for conducting lessons on basket-ball with deaf and hearing schoolboys is examined in the given article. The experiment and ground of selection of exercises on the lessons on basket-ball, directed on correction of motive sphere of deaf children in age 1112 years, is conducted.
Keywords: deaf children, generaldeveloping exercises, motive actions, basket-ball, physical preparation.
Введение.
Играм в системе физического воспитания подрастающего поколения отводится важное место. Главное, что определяет их удельный вес в системе физического воспитания, заключается в их ценности как комплекса, требующего одновременного проявления разнообразных двигательных действий, физических, моральных и волевых качеств. Игровая деятельность предъявляет высокие требования к функциям зрительного, двигательного и вестибулярного аппаратов. Ярко выраженная эмоциональность игровых действий является также положительным фактором.
Вместе с тем, увлекательный характер игры, высокие эмоциональные проявления, изменение игровой обстановки, большая самостоятельность действий не позволяют точно дотировать и регулировать физическую нагрузку.
Работа выполнена по плану НИР Запорожского национального университета.
Формулирование целей работы.
С целью разработки методики проведения уроков по баскетболу и их влияние на формирование двигательных способностей у глухих школьников в возрасте 11-12 лет был проведен эксперимент с двумя группами глухих детей и третьей контрольной группой слышащих детей.
Педагогический эксперимент должен был решить следующие конкретные задачи:
1. Выявить оптимальное соотношение специальных упражнений и интегральной подготовки, направленных на совершенствование игровых действий и физических качеств.
2. Определить объем рациональной физической нагрузки на уроках в школе для глухих детей в возрасте 11-12 лет.
3. Изучить влияние уроков по баскетболу на формирование двигательных способностей глухих школьников.
4. Экспериментально обосновать рациональное построение учебно-педагогического процесса на уроках баскетбола с глухими школьниками.
Результаты исследований.
При определении физической нагрузки и подбора средств на уроках игровой подготовки мы исходили из рекомендаций программы для школ глухих детей, программы массовой школы и научных данных по средствам и методам проведения занятий с глухими и слышащими учащимися. При проведении уроков с глухими детьми мы учитывали особенности их физической подготовленности. Кроме того, в уроке значительное место занимало осмысливание совершаемых движений, выраженное в словесной форме.
Основным направлением каждого урока было обучение и совершенствование двигательных действий и развитие физических качеств. На единство формирования двигательных действий и развитие физических качеств указывают А.Н. Крестовников, Т. А. Зельдович, А.В. Симонов, В.П. Филин и др.
Для выявления оптимального соотношения средств физического воспитания на уроках игровой направленности для глухих школьников в возрасте 11-
12 лет были предложены два варианта выполнения физической нагрузки. В 3-ей контрольной группе занятия с испытуемыми проводили по общепринятой методике (табл. 1). Перед проведением эксперимен-
та предполагали, что повышенный объем специальных упражнений, выполняемых во 2-ой группе глухих, позволит повысить уровень развития физических качеств и эффективнее овладеть двигательными действиями. На это положение указывают ряд исследователей: Ю.Д. Железняк, А.О. Костанян, П.И. Кабачкова, А.В. Симонов и др.
На общеразвивающие упражнения в экспериментальных группах отводилось 25% времени урока: из них на разновидности ходьбы - 4%, на разновидности бега - 5%, на гимнастические упражнения в движении и на месте -16% (табл. 2).
При проведении педагогического эксперимента на занятиях с экспериментальными группами, было предложено два направления соотношения специальных упражнений.
Во 2-ой группе специальные упражнения, направленные на развитие скорости и быстроты игровых действий занимали 23% времени урока. Это рывки на короткие дистанции, бег с ускорением, с высоким подниманием бедра и другие передвижения, комбинированные эстафеты и игры с передвижениями, приемами, переносы набивных мячей, с ведением и передачами мяча.
Большинство упражнений ( 20,0% ), включенных в занятия с глухими школьниками, носило игровой, соревновательный характер. На эффективность скоростных упражнений, выполняемых в игровой или соревновательной форме указывают в своих исследованиях Л.Б. Былеева, В.Г. Яковлев, Н.М. Коробов, ГФ. Козырнов и др.
Варианты применения у глухих на уроках баскетбола специальных упражнений, направленных на развитие физических качеств и совершенствование двигательных действий в игровых упражнениях, были самыми разнообразными, однако при любом их сочетании придерживались определенной системы. Было определено место специальным упражнениям на уроке, установлена их последовательность выполнения. Учитывались содержание выполненно-
Таблица 1 Соотношение средств физического воспитания на уроках по баскетболу у школьников в возрасте 11-12 лет ( % )
Г р у п п ы Средства физического воспитания
Общеразвивающие упражнения Специальные упражнения Обучение и совершенствование двигательных действий
1 экспериментальная 25 17 58
2 экспериментальная 25 35 40
3 контрольная 20 20 30+30 учебная игра
Таблица 2 Соотношение специальных физических упражнений по баскетболу со школьниками 11-12 лет (%)
Г р у п п ы Специальные упражнения для развития
Б ы строты Скоростно-силовых качеств С пециальной выносливости
1 экспериментальная 10 7 -
2 экспериментальная 23 7 5
3 контрольная 10 4 6
го учебного задания, степень овладения данными упражнениями на предыдущем уроке.
При выполнении специальных упражнений на занятиях с испытуемыми 1 и 2-ой групп применяли игровой, соревновательный и интервальный методы. При использовании интервального метода в скоростных и скоростно-силовых упражнениях глухие школьники выполняли кратковременные интенсивные упражнения (5-7сек. работы с интервалом отдыха 40-50 сек.). Отдых чередовали с ходьбой и объяснением.
В игровых упражнениях, эстафетах выполнение двигательных действий ( ведение, передачи и т.д.) проводилось с интенсивностью, близкой к соревновательной -7-12 сек. работы и с паузами 50-75 сек.
Объем упражнений, направленных на развитие физических качеств и овладение движениями на уроках с глухими школьниками определялся их способностью к многократному выполнению комплексов упражнений. Эти упражнения выполнялись в соответствии с общепринятыми правилами дозирования нагрузок.
Школьники 2-ой экспериментальной группы выполняли дополнительные упражнения:
1. Остановка прыжком.
2. Передачи мяча в стену с последующей сменой в колонне.
3. Встречная передача двумя руками от
груди.
4. Ведение с изменением направления,
обводка.
5. Сочетание приемов: ведение-останов-ка-поворот, ведение-остановка-бросок мяча в корзину с отражением о щит.
Таким образом, на уроках во 2-ой группе значительное место (7%) отводилось передаче и ловле мяча в движении и 3% обводке.
На занятиях с глухими школьниками упражнения постоянно усложнялись.
Дети 2-ой экспериментальной группы выполняли броски в корзину после ведения-остановки.
Таким образом, соотношение применяемых средств на занятиях с детьми в экспериментальных группах было неодинаковым, что объяснялось указанными выше предпосылками, выдвинутыми в задачах исследования. Основным направлением в учебном процессе было единство формирования двигательных действий и развитие физических качеств. Различия в проведении уроков в экспериментальных группах сводилось к следующему. Во 2-ой экспериментальной группе был использован повышенный объем специальных упражнений, выполняемых в игровой форме, направленных на развитие скорости и быстроты игровых действий. Учитывая данные Н.И. Кабачковой, свидетельствующие о том, что в возрасте 11-12 лет показатели технической подготовленности зависят от уровня развития быстроты, нами в этих целях на уроках в экспериментальных группах широко использовались специальные упражнения без предметов, с набивными мячами, под-
вижные игры и эстафеты. Подвижные игры, как и эстафеты, подбирались с учетом того, чтобы в них проявлялась быстрота реакции, быстрота ответных действий, сообразительность. Это особенно важно еще и потому, что на начальном этапе использование только основных средств (обучение двигательным действиям и учебная игра) не позволяет еще обеспечить необходимую физическую нагрузку. На начальном этапе обучения в экспериментальных группах большое внимание обращали на индивидуальный подход посредством подобранных подготовительных и специальных упражнений, а также применение облегченных мячей. На необходимость использования малых мячей в начальной стадии обучения указывает Р.В. Мирошникова. Во 2-ой экспериментальной группе на уроках детям было меньше отведено времени на обучение и совершенствование движений. Вместе с тем, в занятия были дополнительно включены более усложненные действия: передача мяча в движении (встречная) со сменой мест в колонне и в колоннах, ведение с изменением направления (обводка) и сочетание двигательных действий - ведение-остановка-бросок. Эти упражнения не вызывали больших затруднений у глухих школьников. На начальном этапе необходимо, по мнению Л. К. Байдейкиной, Р. В. Мирошниковой увеличить объем упражнений, расширяющих двигательный диапазон занимающихся. Вместе с тем, мы учитывали рекомендации И.Н.Преображенского, Ю.Ф.Буй-лина, свидетельствующие о том, что овладение некоторыми техническими приемами игры в баскетбол может оказаться затруднительным из-за недостаточного развития силы рук и особенно силы ног, быстроты и прыгучести.
Эффективность применяемой методики оценивалась нами путем сравнительного анализа результатов, полученных до и после проведения педагогического эксперимента по следующим показателям:
-овладение двигательными действиями в упражнениях игрового характера;
-развитие физических качеств.
В результате проведенных экспериментальных занятий со школьниками 11-12 лет выявлены положительные изменения в выполнении двигательных действий в игровых упражнениях (табл. 2) и в развитии физических качеств (табл. 3) во всех исследуемых группах. Однако, улучшение показателей в данных упражнениях у глухих школьников 2-ой экспериментальной группы было более значительным.
Так, например, количество передач у мальчиков 2-ой экспериментальной группы увеличилось на 47%, в 1-ой экспериментальной и 3-ей контрольной группах, соответственно на 26,5% и 14,9%.
В развитии физических качеств также более существенные сдвиги наблюдались во 2-ой экспериментальной группе. Особенно это отчетливо выражено в прыжках с места в длину, высоту и в тройном прыжке (табл.3).
Таким образом, рост результатов в выполнении двигательных действий и в развитии физичес-
Таблица 3 Развитие физических качеств у мальчиков 11-12 лет в результате педагогического эксперимента
Контрольные тесты Г руппы Исходные результаты М1±ш1 Конечные результаты М2±ш2 Изменение результатов в (%) Р <
Прыжок в длину с места (см) І ІІ ІІІ 139.3 ±4,3 150,6 ±6,9 158.04 ±7,5 142,8 ±4,1 167 ±7,7 164,5 ±6,6 2,5 10,9 4,1 0,05
Прыжок в высоту с места (см) І ІІ ІІІ 22.7 ±1,3 25.8 ±1,16 27,5 ±1,2 25,4 ±1,5 29,7 ±1,0 29,6 ±1,4 11,5 16,0 7,6
Тройной прыжок с места (см) І ІІ ІІІ 391,4 ±8,6 433,6 ±7,5 482,0 ±19,1 430,3 ±8,7 474,1 ±15 482 ±14,1 10 9.1 2.1 0,01 0,05
Бег на 20 м (сек) І ІІ ІІІ 4,4 ±0,05 4,28 ±0,1 4,15 ±0,06 4.3 ±0,07 4.04 ±0,14 4,13 ±0,05 2,3 5,6 1,2
Переменный бег на 75м (сек) І ІІ ІІІ 26,7 ±0,7 26,2 ±0,8 26,35 ±0,64 25,7 ±0,4 25.3 ±0,4 25.4 ±0,55 3,75 3.4 3.4
Таблица 4 Показатели выполнения двигательных действий в игровых упражнениях у мальчиков 11-12 лет в результате педагогического эксперимента
Контрольные тесты І-Ч Исходные результаты М1±Ш1 Конечные результаты М2±ш2 Изменение результатов в (%) Р <
Ведение мяча 2-15м (сек) І ІІ ІІІ 13,1±0,7 12,9±0,9 9,5±0,3 10,3±0,45 10,3±0,4 9,12±0,26 21,4 20,2 4,0 0,05 0,05
Передача мяча двумя руками от груди (к-во) І ІІ ІІІ 15,7±1,26 16,21±1,5 16,8±1,25 19,86±1,67 23,8±1,7 19,3±1,6 26,5 47 14,9 0,01
Обводка 3-х секундной зоны (сек) І ІІ ІІІ 8,2±0,25 7,8±0,45 6,8±0,3 7,1±0,37 6,92±0,15 6,7±0,2 13.4 11.5 1.5
ких качеств отмечается во всех группах, что является следствием влияния занятий баскетболом.
Более высокий прирост показателей в овладении двигательными действиями во 2-ой экспериментальной группе мы объясняем в первую очередь большим объемом специальных упражнений, близких по характеру и структуре к изучаемым. Методический прием «сопряженных воздействий» обеспечивал развитие физических качеств и способствовал, одновременно совершенствованию двигательных действий в передачах и бросках ( В.С.Топчиян, В.П.Филин, К.ГГомберадзе, В.С.Топорков ).
Во 2-ой экспериментальной группе более высокий прирост показателей отмечен в развитии физических качеств, что мы вправе отнести за счет положительного влияния специальных упражнений, выполняемых в большем объеме, направленных на комплексное развитие физических качеств, с преимущественным развитием скорости и быстроты игровых действий. Большинство этих упражнений проводилось в игровой форме (эстафеты с передвижениями, набивными мячами, с выполнением двигательных действий). Это было сильным стимулом в выполнении физических упражнений.
Выводы.
Таким образом, на основании проведенного эксперимента мы убедились в том, что разработанная нами система специальных упражнений доступна детям 11-12 лет и более эффективна. Основываясь на результатах педагогических наблюдений, мы пришли к заключению, что глухим детям 11-12 лет целесообразнее включать обучение двигательным действиям, непредусмотренных программой для глухих детей по физическому воспитанию (ведение мяча с изменением направления, высотой отскока, обводка, передачи мяча в движении и др.).
Результаты педагогического исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что на уроках по баскетболу с глухими детьми в возрасте 11-12 лет необходимо использовать специальные упражнения, которые способствуют более эффективному развитию физических качеств, совершенствованию движений и координации всей двигательной сферы глухих детей. На уроках по баскетболу целесообразно использовать упражнения в следующем соотношении: общеразвивающие - 11-12 минут, специальные - 1516 минут и упражнения на обучение двигательным действиям - 18-20 минут.
Перспективой последующих исследований является изучение, анализ и обобщение данных применения игровых упражнений и особенностей физической подготовки глухих школьников с целью коррекции их двигательной сферы.
Литература
1. Байкина Н.Г. Коррекционные основы физического воспитания глухих школьников: Автореф. докт. дисс... -М., 1992.- 42 с.
2. Бессарабов Н.С. Характеристика двигательной сферы кардиораспираторной системы и коррекция ее на уроках игровой направленности // В кн.: Актуальні проблеми фізичної культури та спорту в сучасних соціально-економічних умовах. - Запоріжжя, 2005.- С. 109-113.
3. Гарбалеускас Ч.Я., Урицкая В.П. Предварительная подготовка мальчиков к игре в ручной мяч в условиях общеобразовательной школы //В кн.: Актуальные проблемы управления системой подготовки спортивных резервов. - Минск, 1977.- С.70-72.
4. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов - М.: ФИС, 1974. - 232 с.
5. Зельдович Т. А. Экспериментальное обоснование некоторых требований к отбору детей в отделения баскетбола ДЮСШ//В кн.: Доклады 2-ой Всесоюзной конференции по проблемам юношеского спорта. - М, 1971.
- С. 6-8.
6. Козырев Г.Ф. Исследование особенностей методики физического воспитания глухих детей. Канд. дисс. М., 1972. - 302 с.
7. Мутьев А.В. Развитие двигательной сферы глухих школьников средствами спортивных единоборств: Автор. канд. дисс.- Одесса, 2003. - 48 с.
Поступила в редакцию 04.05.2007г.
РОЗВИТОК ПІЗНАВАЛЬНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ У СЛАБОЗОРИХ ДІТЕЙ ІЗ ЗАТРИМКОЮ МОВНОГО РОЗВИТКУ ЗАСОБАМИ ІГОР
Бессарабова О. В.
Запорізький національний університет
Анотація. У статті розкривається методика розвитку пізнавальної діяльності (сприйняття, мислення, пам’яті) на заняттях із слабозорими дітьми із затримкою мовного розвитку. Розвиток пізнавальної діяльності у дітей та їх інтеграція в суспільство будуть протікати успішно при реалізації таких умов: здійснення інтегративного навчання за спеціально розробленими тестами і програмами, використання моделі та спеціально організованої ігрової взаємодії.
Ключові слова: слабозорі діти, пізнавальна діяльність, затримка мовного розвитку, ігри.
Аннотация. Бессарабова О.В. Развитие познавательной деятельности у слабовидящих детей с задержкой речевого развития средствами игр. В статье раскрывается методика развития познавательной деятельности (восприятия, мышления, памяти) на занятиях со слабовидящими детьми с задержкой речевого развития. Развитие познавательной деятельности у детей и их интеграция в общество будут протекать успешно при реализации таких условий: осуществление интегративного обучения по специально разработанным тестам и программам, использование модели и специально организованного игрового взаимодействия. Ключевые слова: слабовидящие дети, познавательная деятельность, задержка речевого развития, игры. Annotation. Bessarabova O.V. Developrnent of cognitive activity at bad sight children tirne-lagged vocal developrnent by the tools of garnes. In the article the rnethod of developrnent of cognitive activity (perception, thought, rnernory) opens up on
employments with bad sight children time-lagged vocal development. The development of cognitive activity at children and their integration in company will proceed successfully at realization of such conditions: realization integrative learnings under specially developed tests and programs, use of model and specially organized game interaction.
Keywords: bad sight children, cognitive activity, delay of vocal development, game.
Вступ.
Національна програма “Діти України” дала новий імпульс у вирішенні складних проблем профілактики захворювання та забезпечення дітей медичною допомогою, зміцнення їх здоров’я. Освіта нової школи України ХХІ віку вимагає скрупульозних досліджень для повноцінного фізичного, інтелектуального і духовного розвитку дитини.
Перебудування соціального життя та економічної діяльності України спричиняє зміни завдань виховання у спеціальних дошкільних закладах. Це великою мірою вимагає підсилення підготовки дітей до школи, активізації їх пізнавальної діяльності.
За даними Всесвітньої організації охорони здоров’я, у всьому світі нараховується більше 35 млн. людей із порушеннями зору, а за даними українського державного науково-дослідного інституту медико-соц-іальних проблем інвалідності, патологія зору є однією з найпоширеніших у структурі захворюваності дітей. Цей показник складає 50,8 на 1000 обстежених дітей, проживаючих в Україні. В Україні працюють 102 дошкільних заклади, в яких виховуються біля 8 тисяч дітей
із зоровою патологією різного ступеня.
Згідно зі статистичними даними на 2005-2006 рік, у Запорізькій області нараховується 28 груп у дошкільних закладах, в яких виховується 376 дітей.
За даними багаточисельних спостережень [ 1 -5], зір дітей є для них надзвичайно важливим підґрунтям у просторовому і предметному орієнтуванні. Збільшення інформації про предмети і явища за рахунок використання залишкового зору дитини значно розширює пізнавальні можливості дітей.
Актуальність дослідження проблеми розвитку пізнавальної діяльності в слабозорих дітей із затримкою мовного розвитку обумовлена тим, що вона була і залишається основним завданням у тифлопе-дагогіці (Л.С.Виготський [1], А. В. Запорожець [2], С.К.Амирова [3]).
Розлади зорового аналізатора і затримка мовного розвитку порушуючи соціальні відносини, змінюють статус дитини, провокують виникнення у неї низки вторинних специфічних настанов, які впливають на її психофізичний розвиток. Розвиток пізнавальної діяльності - необхідна умова повноцінного формування особистості, що має важливе значення в компенсаторному розвитку дітей. Вибір саме цього виду діяльності пояснюється тим, що в дошкільному віці пред’являються особливі вимоги до розвитку сприйняття, мислення, пам’яті і шляхи використання цих резервів у навчанні.
Недостатня вивченість проблеми розвитку пізнавальної діяльності в слабозорих дітей із затрим-