Научная статья на тему 'Акмеологический подход к образованию'

Акмеологический подход к образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7442
876
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / САМОКОНТРОЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SELF-DEVELOPMENT / SELF-CONTROL / PROFESSIONAL MASTERSHIP / COMPETENCE / CREATIVITY / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочарова Елена Петровна

В статье рассматривается развитие акмеологии новой области научных знаний о человеке, закономерностях его развития, созидательной деятельности, реализации творческого потенциала. Подчеркивается роль акмеологической теории в совершенствовании образовательного процесса с целью обеспечения условий для достижения человеком высшего уровня профессионального мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological approach to education

In this article the author gives grounds for singling out acmeology as a new branch in the system of knowledge about a human being. The role of acmeological studies in perfecting educational process for the purpose of providing conditions for a person's achieving the highest levels of professional mastership is emphasized.

Текст научной работы на тему «Акмеологический подход к образованию»

ПЕДАГОГИКА. СОЦИОЛОГИЯ

УДК 378

Е. П. Бочарова

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ

В статье рассматривается развитие акмеологии - новой области научных знаний о человеке, закономерностях его развития, созидательной деятельности, реализации творческого потенциала. Подчеркивается роль акмеологической теории в совершенствовании образовательного процесса с целью обеспечения условий для достижения человеком высшего уровня профессионального мастерства. Ключевые слова: саморазвитие, самоконтроль, профессиональное мастерство, компетентность, творчество, профессиональная активность.

Acmeological approach to education. ELENA P. BOCHAROVA (Far Eastern State Technical University, Vladivostok).

In this article the author gives grounds for singling out acmeology as a new branch in the system of knowledge about a human being. The role of acmeological studies in perfecting educational process for the purpose of providing conditions for a person’s achieving the highest levels of professional mastership is emphasized.

Key words: self-development, self-control, professional mastership, competence, creativity, professional activity.

Акмеология - наука, рожденная преподавателями разных образовательных систем в процессе поиска путей совершенствования деятельности. Термин происходит от греческого слова «acme», которое означает «вершина, наивысший уровень достижений». Возникнув на стыке психологии, педагогики, социологии и других гуманитарных наук, она явилась как синтетическая наука о человеке, достижении им вершин профессионализма.

Предметом акмеологии, как обобщенно отмечает Н.В. Кузьмина, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, президент Международной академии акмеологических наук, является целостный человек в пору самореализации его творческой, т.е. созидательной зрелости. Зрелость - период

в жизни человека от самостоятельного выбора профессии и учебного заведения до планирования ритма и режима работы, организации своего времени и способов достижения искомых результатов. В этот период процессы воспитания, образования, обучения постепенно сменяются процессами самореализации в форме самовоспитания, самообразования, самоконтроля, самосовершенствования, направленными на развитие творческого потенциала [7, с. 3].

XXI в. - это век построения нового типа цивилизации: постиндустриальной, информационной или интеллектуально-информационной (А.И. Субетто), которая приходит на смену индустриальной (техногенной).

Новый тип характеризуется значительным ростом уровня общественного интеллекта и сознания, их информационного потенциала, который становится ведущим механизмом обеспечения прогрессивного исторического общества и качества жизни каждого человека. В связи с этим образование превращается в ведущий фактор формирования общественного интеллекта, национального самосознания народа, создания здорового общества и выступает в роли национального ресурса обновления общественной жизни, в роли механизма управления социальным развитием [12, с. 20].

Современная конкуренция государств перемещается в сферу образования. Болонский процесс вызван конкуренцией в сфере образования Европы и США. Это усиливает потребность в фундаментальной научной теории, опирающейся на проверяемые факты, фундаментальные законы, обеспечивающие прогноз функционирования образования в соревнующемся мегамире. Подлинно фундаментальным является образование, специалисты которого вооружены знанием его развития в мире и стране, теорией, технологиями, способами измерения продуктивности созидательной деятельности основных участников образовательного процесса: руководителей, преподавателей, учащихся.

Модернизация образования вызвана научно-техническим прогрессом, ведущим к обострению основно-

БОЧАРОВА Елена Петровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков Дальневосточного государственного технического университета, Владивосток.

© Бочарова Е.П., 2008

го противоречия образования (ОПО) - между ростом объемов учебной и научной информации и сокращением времени на овладение ею.

ОПО возникло с момента создания образования. Субъекты его создания и разрешения - сами создатели, базовые специалисты, непосредственно работающие с учащимися. Академики, выступившие в его защиту, подчеркивают, что качество образования обеспечивают такие мастера, каким был А.П. Киселев - создатель учебников арифметики, алгебры, геометрии, прослуживших России более ста лет и сейчас используемых лучшими учителями.

В настоящее время сторонних контролеров образовательных систем множество: ЕГЭ, проверка остаточных знаний, конкурсы «Учитель года» и др. Они удо -рожают образование, не делая его специалистов более продуктивными, не выявляют подлинно выдающихся специалистов, нашедших способы разрешения ОПО средствами обучения, конкретными учебными дисциплинами в конкретных объективно лучших образовательных учреждениях. Цель цикличного мониторинга качества фундаментального образования, задуманного еще Ю.К. Бабанским, - выявлять подлинно лучших специалистов, развивающих готовность выпускников к решению предстоящих задач [6, с. 5].

Место акмеологии в системе наук о человеке как индивиде определил Б.Г. Ананьев в монографии «Человек как предмет познания» [2, с. 80]. Им организованы первые лонгитюдинальные исследования развития взрослого человека под влиянием образования, а также развития взрослых и детей средствами образования. Это привело к созданию акмеологической теории фундаментального образования.

Болонский процесс активизировал научный поиск способов решения глобальных вопросов образования в высшей школе, не задевая общеобразовательной. Это противоречит принципам самоорганизации, не имеет теоретической базы.

Именно в акмеологии образование впервые рассмотрено как самоорганизующаяся система, подвластная законам самореализации природных потенциалов человека в продуктах культуры, обеспечивающих искомые новообразования - духовные продукты в человеке [1].

В.А. Садовничий так определил понятие «фундаментальное образование»: это такое образование, получив которое, человек способен дальше самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Он знает законы природы, законы развития общества, умеет логически рассуждать, анализировать и связывать факты, принимать решения, изучать явления с научной точки зрения. Именно таким образованием всегда славилась Россия и в царское время, и в советское, и в наши дни [11, с. 3]. Из определения следует, что главный признак фундаментального образования - его продуктивность. Знания, компетентность, мастерство - это физические, психические, акмеологические новообразования

в свойствах личностей участников образовательного процесса, или «духовные продукты», создаваемые образованием.

Образование нацелено на развитие человека. Основоположники фундаментального образования России

- представители фундаментальных наук, нашедшие способы разрешения ОПО в специальной и профессиональной подготовке студентов своего времени: М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, П.Ч. Чебышев,

A.П. Киселев, Н.Е. Жуковский, Н.А. Крылов и др. Основоположники целостного изучения человека в образовании - представители естественных наук: Н.П. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, В.М. Бехтерев.

Модернизация требует принятия обоснованных решений на основе прогноза последствий: будут ли они способствовать повышению качества образования, или его снижению. Цикличный мониторинг качества образования базовых специалистов может обеспечить достойный прогноз образования. При этом, как указывает

Н.В. Кузьмина, обобщение результатов производится на уровне муниципальных и региональных органов управления образования. Эти данные позволяют выявить выдающихся профессионалов в масштабе страны.

Закон цикличности развития наук - от интеграции к дифференциации и от дифференциации к интеграции на новом уровне обобщенности - сформулирован

B.И. Вернадским в 1926 г. Противоречия, возникающие в развитии самих наук, разрешаются средствами создания новых наук. Так возникла акмеология [6, с. 25].

Акмеология в современной трактовке ее предмета понимается как теория высших достижений человека и цивилизации, а методологическая категория «акме» рассматривается как универсальный феномен, возможность высших достижений человека в различных пространствах его бытия, видах деятельности, в разных формах их осуществления в различные возрастные периоды человека (А.А. Бодалев, А.А. Деркач,

B.Т. Ганжин) [3]. Возникнув как наука о развитии взрослого человека (Б.Г. Ананьев), акмеология превратилась в систему наук с дифференциацией предмета и методов познания: акмеология образования (Н.В. Кузьмина, А.М. Зимичев и др.), профессионального развития (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач [4, 10], А.А. Реан,

C.Ф. Эхов и др.), спортивная (И.П. Волков), школьная (В.Н. Максимова [9], Н.Е. Кузнецов, Н.М. Полетаева и др.), синергетическая (В .П. Бранский, С. Д. Пожарский) и т.д. Акмеология вошла в реестр официально признанных наук; открыта научная специальность 19.00.13 «Психология развития. Акмеология», по которой можно получить ученую степень кандидата (доктора) педагогических или психологических наук (по акмеологии); введена учебная специальность «Педагогическая акмеология» для подготовки студентов педагогических вузов; существует специализация «Акмеология» для переподготовки по специальности «Педагог-психолог».

Активизация в 1990-х годах исследований в области акмеологии привела к появлению новых научных направлений: общей и управленческой акмеологии (О.С. Анисимов, А. А. Деркач, В.П. Ситников и др.), которые исследуют общие закономерности достижения вершин в деятельности человека и их преломление в управленческой деятельности и карьере, и педагогическая (Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Ю.А. Гагин,

Н.Ф. Вишнякова и др.), выявляющая объективные и субъективные факторы профессионализма и креативности как проявлений вершин (акме) в профессиональной деятельности взрослого человека и условия моделирования продуктивных педагогических систем, в которых формируются эти факторы.

Педагогическая акмеология преобразовалась в ак-меологию образования, задачей которой является вооружение субъектов образовательного процесса теорией и технологиями успешной реализации творческого потенциала человека в различных сферах деятельности, в том числе и в избранной профессии.

Признание универсальности феномена акме обосновывает понимание сущности акмеологии образования как науки о закономерностях достижения вершин в целостном развитии человека, взрослого и растущего, на каждом возрастном этапе и на каждой ступени непрерывного образования. Акмеологический подход к образованию направлен на самосовершенствование человека в образовательной среде, на его развитие, движение растущего и взрослого человека от одной вершины к другой, достижение акме на разных уровнях его зрелости, в творчестве, здоровье и т.д. Акмео-логический подход конкретизирует идеи гуманизации образования и создает основу современной идеологии воспитания.

Акмеология выступает как теоретико-методологический подход, ориентирующий на высшие достижения в целостном развитии растущего и взрослого человека в условиях образовательных систем. Акмео-логический подход предполагает:

1) целостное изучение растущего и взрослого человека в образовательной среде - как индивида, личности, индивидуальности и субъекта жизнедеятельности;

2) создание педагогических условий для мотивации успеха, актуализации потребности в достижениях у субъектов образовательного процесса, их стремления к высоким результатам, к творчеству;

3) организацию творческой созидательной деятельности как вариативного образовательного пространства, организации интеллектуального и творческого потенциала каждой индивидуальности;

4) оценку качества образования с позиций интегральных критериев саморазвития и самосовершенствования педагога и ученика в синергетических образовательных системах: творческая индивидуальность как высший уровень целостного развития человека; здоровье как интегральный критерий жизненных

сил человека; творчество как высший уровень активности и самостоятельности человека; зрелость как интегральный критерий единства развития, образования и воспитания на каждом возрастном этапе взросления растущего человека; профессионализм как высший уровень практической реализации сущностных сил человека в его профессиональной деятельности; духовность [8, с.23, 24].

Акмеология образования создает продуктивные модели образовательных систем, реализующие акмеоло-гическую концепцию образования, акмеологический подход к образованию как проектно-ориентированной созидательной деятельности и сфере самоорганизации социокультурного бытия человека [8, с. 23, 24].

Акмеология образования (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.А. Реан, В.Н. Максимова, Е.И. Степанова, Ю.А. Г агин и др.) - это философская и психолого-педа-гогическая наука, которая интегрирует в образовательной среде знания о развитии человека, о достижении вершин в деятельности и развитии человека в различных типах и видах образовательных систем [5, с. 30]. Тенденции гуманизации современного образования привели к значительному усилению интереса к знаниям о человеке, о его развитии, к пониманию целостности развития и духовности человека.

Взросление человека - это сложный процесс взаимодействия онтогенеза и социогенеза, двух противоположных механизмов - индивидуализации и социализации человека (Д.И. Фельдштейн). Образование взрослых необходимо рассматривать как процесс целостного развития и саморазвития человека в единстве процессов индивидуализации и социализации, а взрослого обучающегося - как субъекта социально-человеческой деятельности и носителя социально-развивающей функции образования [13, с. 25].

Этап взрослости - не застывшая форма, достигшая вершин онтогенеза, это стадия, этап онтогенетического развития, который имеет ярко выраженный индивидуальный характер с вариативными возрастными рамками и показателями достижения акме. Образование служит тем необходимым условием, которое «включает» факторы общения и познания, движение человека к новым вершинам, к творчеству, к преодолению стереотипов мышления, к новым социальным связям и отношениям, к мобилизации внутренних резервов. Это особенно важно в новом тысячелетии, когда новые условия жизни общества требуют «общего взросления», приобретения жизненной зрелости в усложненных обстоятельствах бытия. Этому может помочь образование, которое ориентировано на реальную жизнь, на «жизненную грамотность» человека в решении его проблем. Образование выступает фактором онтогенетического и социокультурного развития взрослого человека, ведущего к новым акме.

Акмеологическая ориентация особенно актуальна для современного общества, в котором доминируют настроения упадка, апатии, уныния, бездуховности

и безысходности. В связи с этим значительно возросла социальная роль системы образования взрослых, ее стратегическая идеологическая функция, перестройка самосознания человека, раскрытие механизмов саморазвития и становления индивидуальности, что особенно важно для последипломного образования педагога [8, с. 76].

Организаторы болонского процесса делают ставку на студента, стремясь «перешагнуть» преподавателя. Действительно, системообразующим фактором функциональных систем являются искомые конечные результаты, которые проявляются у студентов. Но первичным признаком продуктивности образовательной системы являются преподаватели (Н.В. Кузьмина), они - носители целей образовательной системы, научной и учебной информации, средств образовательной коммуникации. Преподаватели, умело сочетающие научно-исследовательскую и образовательную деятельность, способны вооружить студентов средствами сравнительных исследований для реализации природного потенциала и достижения вершин продуктивности [6, с. 31].

Современной школе, подчеркивает В.Н. Максимова, нужен новый тип педагога: педагог-акмеолог, специалист по развитию ребенка в предметном обучении, владеющий коррекционно-развивающими технологиями и технологиями развития одаренности и творчества. Он должен обладать методологической культурой и компетентностью в русле современной философии образования, давать не только традиционное информационно-накопительное, но и методологически ориентированное образование, необходимое человеку для умения работать с постоянно возрастающим потоком информации; новым профессиональным сознанием, которое включает не только предметные установки, но и мотивационно-ценностные ориентации, отражающие новое ценностное сознание учителя, связанное с его духовным развитием и с духовностью как целью воспитания (Н.Д. Никандров). Научно-педагогическая компетентность преподавателя обеспечивает профессионализм его деятельности, она включает новые виды профессиональной грамотности: методологическую, предметно-развивающую, психологическую, валеоло-гическую, акмеологическую. Его новые профессиональные и личностные качества обеспечивают ему творческую реализацию:

1) духовная зрелость как высокий уровень духовного развития человека, его силы духа и нравственности, как мудрость жизни, осознание необходимости жить и работать по совести и творить добро, нести любовь людям;

2) личностная зрелость как самостоятельность и ответственность за принятие жизненных и профессиональных решений, их выбор и прогноз результатов;

3) профессиональная зрелость как готовность

к инновационной профессионально-педагогической

деятельности (компетентность, направленность, педагогическое мастерство);

4) акмеологическая позиция педагога как производное его профессионального, личностного и духовного развития, как гуманистическая установка на обеспечение успеха и здоровья каждого ученика, на развитие творчества учителя и ученика в их взаимодействии [8, с. 77].

Акмеологическая позиция - это интегральный показатель качества педагога, результат его самосовершенствования и саморазвития. Она повышает качество образования в целом, педагогического процесса и его результата.

Акмеологическая модель педагога может стать ориентиром в обеспечении качества непрерывного педагогического образования - вузовского и последипломного.

Акмеологическое развитие педагога - это его целостное профессиональное развитие как специалиста, личности и духовно зрелого человека, это самосовершенствование, саморазвитие как в профессиональном, так и в личностном и духовном планах, рост профессионального самосознания педагога, рефлексии педагогической деятельности и профессионального поведения.

Таким образом, акмеология - это, по существу, наука о качестве человека и о качестве жизни. Акмеология образования исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: педагогов и обучающихся.

Истоки акмеологии восходят к Древней Греции, когда человек стремился к идеалу совершенства, который представлялся как гармония вершин умственного и физического развития. В разные исторические эпохи развития человеческого общества идеалы были различными, но они всегда рассматривались как результат гармонии вершин гетерогенных по своей природе процессов, как интегративные образования, то есть акме формы.

Акмеология как наука, как синтез теории и практики оформилась в конце XX века и связывалась прежде всего с достижением вершин в развитии человека в образовательной деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, А.А. Реан и др.). Акмеология образования получила особенно широкое развитие в области профессиональной деятельности человека, раскрыла пути достижения им профессионализма как вершины самореализации и качества деятельности.

Акмеологическая теория впервые в истории развития образования дала закономерно обоснованные технологии согласования образов искомых результатов обучаемых - в каком направлении заниматься самосо-зиданием; дала инвариантную идеализированную модель системного обеспечения искомой продуктивности, системного управления качеством результатов.

Проблемам развития личности и профессионализма в русле акмеологического подхода к образованию посвящены диссертационные исследования в ДВГТУ:

1. Иванченко В.И. «Развитие профессиональных способностей у студентов в условиях педагогической практики» (1999 г.) - проблема развития индивидуальных педагогических способностей. Педагогическая значимость работы определяется тем, что разработаны блоки программ педагогической практики, содержащие технологии по развитию педагогических способностей; а также трехступенчатая модель педагогической практики.

2. Чернявская В.С. «Формирование коммуникативной культуры в структуре профессионального образования курсантов морского вуза» (1999 г.) - развитие коммуникативной культуры курсантов-судоводителей. Коммуникативная культура является одним из основных компонентов профессиональной деятельности. Разработана система формирования коммуникативной культуры и комплекс методов оценивания уровня коммуникативной культуры.

3. Казанина Т.В. «Формирование умений профессионального общения как условия успешности профессиональной деятельности юриста» (2001 г.) - разработка системы умений профессионального общения юриста. В экспериментальной работе выделены педагогические условия формирования умений профессионального общения у будущих специалистов и критерии уровня сформированности умений профессионального общения у будущих юристов

4. Шамшина И.Г. «Развитие профессиональных умений у студентов технического университета в условиях модульного обучения» (2001 г.) - разработка и оценка психолого-дидактической эффективности программы модульного обучения по курсу «ТАУ» (теория автоматического управления). В экспериментальной работе доказано, что модульное обучение способствует развитию базовых умений у будущих специалистов; повышению учебной успешности в усвоении учебного предмета и мотивации.

5. Андрюхина И.Ю. «Система профессионализации учащихся в условиях преемственности школа - среднепрофессиональное учебное заведение» (2002 г.)

- ранняя профессионализация обучения. Доказано, что ранняя профессионализация способствует повышению качества подготовки специалистов среднего звена. Выделены педагогические условия ранней профессионализации обучения; разработан интегрированный учебный план подготовки будущего экономиста в условиях преемственности.

6. Бедарева Т.Л. «Организационно-педагогические условия формирования профессиональной направленности у будущих регионоведов» (2002 г.) - исследование организационно-педагогических условий, способствующих формированию профессиональной направленности у студентов регионоведов-востокове-дов, изучению их влияния на профессиональное становление будущего специалиста. В экспериментальной работе выявлены условия, способствующие повышению интереса к профессии, становлению профессио-

нальной мотивации, формированию профессионально значимых качеств и умений у будущих регионоведов.

7. Федько Л.А. «Формирование основ профессионального мастерства у будущих специалистов средствами обучения самоконтролю знаний» (2002 г.) - разработка системы формирования у будущих специалистов в области международных отношений основ профессионального мастерства и развития свойств личности и деятельности, обеспечивающей дальнейшее саморазвитие основ мастерства. В экспериментальной работе обнаружено влияние самоконтроля на общий уровень образовательной подготовки студентов и развитие личности каждого. Обучение студентов основам профессионального мастерства средствами самоконтроля знаний способствует повышению мотивации к избранной профессии, развитию основ профессионального мастерства (гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских умений), учебной успешности.

8. Белоус Е.И. «Педагогические условия формирования профессиональной аналитической деятельности у магистрантов (будущих педагогов) в техническом вузе» (2005 г.) - формирование профессиональной аналитической деятельности у магистрантов в процессе педагогической подготовки. В исследовании доказано, что психолого-педагогические условия (гуманистические принципы обучения, содержание профессионального обучения, методическое обеспечение учебных курсов, психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса) способствуют формированию умений профессиональной аналитической деятельности у магистрантов, становлению устойчивой учебно-профессиональной мотивации у магистрантов и овладению ими профессиональной педагогической деятельностью, развитию личностных и профессионально значимых качеств.

9. Калина Н.Д. «Система формирования конструктивно-графических умений у будущих специалистов архитекторов-дизайнеров» (2005 г.) - разработка и обоснование эффективной технологии формирования профессиональных конструктивно-графических умений у будущих архитекторов-дизайнеров. Автором разработаны конструктивная технология, способствующая формированию профессиональных умений у будущих специалистов, программа поэтапного обучения учащихся в системе преемственности «школа-вуз», выявлены педагогические условия развития самостоятельности и творческих умений у студентов.

10. Трубникова Э.И. «Организационно-педагогические условия формирования учащегося колледжа как субъекта профессионального самоопределения» (2005 г.) - разработка концепции формирования учащегося колледжа как субъекта профессионального самоопределения. Автором разработана и теоретически обоснована личностно ориентированная модель развития учащегося как субъекта профессионального самоопределения, выявлены и экспериментально

проверены группы социально-педагогических условий (дидактических, организационных, субъектных, воспитательных), способствующих эффективному формированию учащихся в качестве субъектов профессионального самоопределения, предложены педагогические основы профессионального самоопределения учащихся.

11. Бернавская М.В. «Формирование профессиональной коммуникативной компетентности при подготовке инженеров-программистов» (2007 г.) - разработка структурно-содержательных методических и организационных аспектов формирования профессиональной компетентности инженеров-программистов средствами английского языка. Обоснована специфика профессиональной коммуникативной компетентности будущих инженеров-программистов как особого вида взаимодействия в знаковой системе «человек-техника», определена ее структура. Автором разработан учебнометодический комплекс в рамках экспериментальной подготовки будущих инженеров-программистов, который нацелен на непрерывное, последовательное формирование профессиональной коммуникативной компетентности, а интерактивные формы обучения направлены на создание эффекта погружения студентов в квазипрофессиональную деятельность.

12. Руденко Е.Е. «Формирование информационной культуры в процессе подготовки инженера-механика» (2007 г.) - поиск эффективных технологий формирования информативной культуры у будущих специалистов. В число основных модулей экспериментальной системы, разработанной автором, входят технологии обучения информационной культуре посредством программированной организации содержания учебного предмета, через особую организацию аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы и с использованием персональных компьютеров. Информационно культурным человеком является тот человек, который не только владеет информационными технологиями, но и в состоянии определять свои потребности в информации, искать ее, оценивать и эффективно использовать, способный к постоянному саморазвитию.

На информационной стадии развития человеческой цивилизации важное значение приобретает развитие информационной культуры субъектов образования. Новый тип образования призван сформировать человека с новыми качествами, способного к творческой самореализации и устойчивому прогрессивному развитию в условиях информационно насыщенной и динамичной среды, требующей гибких адаптационных механизмов и постоянного саморазвития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекозна-ния. М.: Наука, 1997. 288 с.

2. Ананьев Б.Г Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 339 с.

3. Бодалев А. А., Ганжин В.Т., Деркач А. А. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (и акме как центральная формула здоровья, самопознания и творческого самоутверждения человека) // Мир психологии. 2000. № 1.

С. 89-108.

4. Деркач А., Зазыкин В. Акмеология. СПб.: Питер, 2003. 256 с.

5. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеоло-гических исследований. М.: Изд-во РАГС, 1999. 309 с.

6. Кузьмина Н.В. Акмеологическая концепция развития продуктивной компетентности специалиста. Санкт-Петербург; Ковров, 2008. 62 с.

7. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб.: Политехника, 2002. 189 с.

8. Максимова В.Н., Полетаева Н.М. Акмеология последипломного образования педагога. СПб., 2004. 225 с.

9. Максимова В.Н. Введение в акмеологию школьного образования. СПб.: ЛОИРО, 2002. 156 с.

10. Психолого-акмеологическое обеспечение саморазвития личности в системе непрерывного образования / под ред. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002. 357 с.

11. Садовничий В.А. Пока не поздно. Уже опаздываем // Образование, которое мы можем потерять. М.: МГУ, 2002.

12. Субетто А.И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития. СПб.: Кострома, 2002. 123 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.