Особого внимания заслуживает вопрос использования психодиагностических и акмеологических методов в обучении. Диагностика в курсе должна быть представлена в нескольких видах: диагностика внутри предмета (как дидактический прием), диагностика усвоения знания и диагностика развития личности.
Диагностика внутри предмета включается в структуру урока и позволяет быстро проиллюстрировать теоретический материал. Диагностика усвоения знаний может быть представлена в форме упражнений для домашних заданий и самостоятельной работы, разработанных как тематические самоотчеты либо как творческие задания или акмео-логические дневники. Диагностика развития и формирования определенного уровня зрелости предполагает использование более сложных психодиагностических методик, которые целесообразно проводить в начале курса и в конце.
Разрабатываемая нами акмеологическая концепция психологического образования в рамках проекта «Психология — 5, 8, 10 (11)» осуществляется в двух направлениях: первое — разработка соответствующих учебных программ и учебно-методических пособий для учащихся и учителей, второе — разработка программ курсов повышения квалификации для педагогов-психологов, учителей психологии. Традиционная подготовка психологов включает в себя прослушивание курса психологии и совсем недостаточно включает изучение курсов педагогики и методики преподавания психологии в школе, особенно с позиций акмеологии. Поэтому подготовка учителя психологии в системе последипломного образования в рамках нашей концепции должна стать своеобразной мастерской, связующим звеном между теоретическими знаниями и практической работой.
Литература_
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. СПб., 1998.
2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб., 2003.
3. Корчуганова И.П., СияловаИ.А. Психология познания и творчества (8 класс): Учебно-методическое пособие. СПб., 2002.
4. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования: Книга для педагога. СПб., 2002.
5. Максимова В.Н. Введение в акмеологию школьного образования. СПб., 2002.
6. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учебно-методическое пособие. М., 2000.
7. Сиялова И.А. Социально-психологический тренинг для младших подростков: Учебно-методическое пособие, СПб: 2001.
© Сиялова И.А., 2004
Н.М. Полетаева
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ - ЯДРО ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
И ШКОЛЬНИКА
условиях глобализации процесса общественного развития и модернизации образования стратегическое значение имеет направленность воспитательной деятельности педагогов. Особую актуальность приобретает разработка акмеологического подхода к воспитанию, в котором сконцентрированы ведущие идеи гуманистической педагогики и психологии: актуализация саморазвития и самосовершенствования личности, позиции ребенка как субъекта воспитательного процесса, развитие творческой индивидуальности, понимание воспитания как нравственного становления человека, как процесса освоения гуманистических ценностей, как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, С.Д. Поляков, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков и др.).
С позиций акмеологии образования воспитание выступает как процесс целостного саморазвития человека в социокультурной среде, во взаимосвязи процессов социализации и индивидуализации, в которых отражена биопсихосоциальная природа
человека.
Акмеологический подход к воспитанию состоит, с нашей точки зрения, в следующем:
- в изучении растущего человека как целостного феномена, в системе его реальных связей и отношений с действительностью;
- в ориентации каждого ученика на достижение жизненной вершины, на стремление к
совершенствованию своих качеств личности, к успеху, к развитию культуры достоинства и качества жизни в процессе саморазвития и самосознания на основе приоритета духовно-нравственных ценностей;
- в организации творческой созидательной деятельности, интересной и продуктивной, раскрывающей способности каждого ученика и обеспечивающей ему ситуации успеха, общественное признание, чувства самодостаточности и полноценности, коммуникативные умения сотрудничества в творческих группах, в социальной практике.
Разработанные нами социально-акмеологическая концепция и система воспитания ориентированы на формирование акмеологической жизненной позиции растущего человека в современном социуме. Акмеологическая позиция представляет собой определенную субъектную позицию человека, в которой он проявляет себя как субъект жизнедеятельности и здоровая личность.
Психологическая наука рассматривает понятие «позиция» с двух точек зрения:
1) как устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в социальном поведении;
2) как интегральная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригруп-повой структуре. В исследовании мы опираемся на первое понимание позиции как жизненной, личностной, субъектной, ценностной. Отношения в психологии рассматриваются как психологическое ядро личности (А.Я. Лазурский, В.Н. Мясищев), как форма связи предмета и субъекта деятельности (А.Н. Леонтьев), как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми (А.В. Петровский). Жизненная позиция понимается в исследованиях как совокупность отношений человека с самим собой, социумом, культурой (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская). Личность становится субъектом жизнедеятельности, если для нее характерна потребность в собственном развитии, стремление, направленность (К.А. Абульханова-Славская), ответственность как черта зрелой личности (М.М. Бахтин, В.П. Зинченко, А.А. Реан, Э. Фромм), а состояние личностной зрелости характеризуется акмеологической способностью к самосовершенствованию (Н.В. Кузьмина), которая происходит на основе выбора ценностей как важнейшего духовно-нравственного ядра личности (А.Г. Здравомыс-лов, М.С. Каган, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов и др.). Ценности выполняют функцию регулирования и организации жизнедеятельности.
Под акмеологической позицией человека мы понимаем его субъектную позицию как устойчивое стремление к достижению качества жизни, к самореализации творческого потенциала в гуманистически оправданных видах деятельности. Это устойчивая мотивация достижений на основе гуманистических ценностей и способности к самоопределению и самоорганизации. В отличие от элитарной ориентации, которая может преследовать большой спектр целей (от сугубо эгоистичных и даже враждебных по отношению к другим людям до альтруистических), акмеологическая позиция предполагает отношение к человеку как высшей ценности, а акмеологический рост и развитие человека связано с переходом от ответственности за себя и способности сохранить в меняющемся мире свою жизнь к ответственности за своих близких, свой народ, свою страну и способность к борьбе за сохранение человечества на Земле.
Л.А. Коростылева [4] выделяет следующие уровни самореализации личности:
1) примитивно-исполнительский (низший уровень рефлексии, доминирует позиция «хочу», нет дифференциации смыслов жизни);
2) индивидуально-исполнительский (человек «застревает» на рефлексивном блоке «могу
ли я?»);
3) уровень реализации ролей и норм в социуме с элементами духовного и личностного роста (доминирует позиция «надо»);
4) смысложизненная и ценностная ориентации (баланс между «хочу», «могу» и «надо»).
При переходе от одного уровня к последующему постепенно увеличивается масштаб смысла жизни, усиливается жизненная активность, происходит переход от регуляции средой к саморегуляции. Именно уровень саморегуляции так важен в формировании гуманистических отношений и в достижении жизненного успеха в обществе постоянных перемен.
Акмеологическую позицию человека можно считать интегральным качеством и показателем здоровья человека и здоровой личности педагога и школьника. Акмеологиче-ская позиция, как любая профессиональная и жизненная позиция, связана с развитием способов поведения, сознания, самосознания и самоорганизации путем саморегуляции мышления и рефлексии и ценностно-смыслового самоопределения человека. Акмеоло-гическая позиция педагога может выступать как смыслообразующая в профессиональной деятельности и определяющая методологию педагогического подхода к учащимся. Основанием для такого предположения служат теоретические исследования в области развития профессионального и педагогического мышления, самосознания и позиции личности как регуляторов ее социального поведения (А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.). Устойчивые ценностные ориентации входят в ядро личности и связаны с направленностью потребностей и интересов, с активной жизненной позицией, определяющей упорство в достижении целей и успешность в современной динамичной социокультурной среде.
Акмеологическая позиция педагога и школьника как результат их ценностно-смыслового самоопределения опирается на рефлексивное осознание ценности для успешной жизнедеятельности таких факторов, как стремление к достижению, акмедвижение, творческая активность, конструктивная деятельность, позитивное мышление, здоровье, воля к жизни и смысл жизни. Акмеологическая позиция личности создает мотивацию саморазвития и творческой самореализации индивидуальности педагога и школьника.
В мире животных многие сообщества построены по принципу иерархической пирамиды, причем этологи (В.Р. Дольник и др.) заметили, что представители «низов» болеют чаще и имеют более короткую продолжительность жизни, чем представители «верхних» эшелонов. Агрессия передается в иерархической пирамиде сверху вниз, поэтому самые слабые особи смогут передать ее только земле или неодушевленным предметам. Стремлению занять более высокое положение в группе или сохранить имеющееся высокое подчинено поведение большинства животных, и только отдельные особи не участвуют в борьбе за иерархию. Можно предположить, что в коллективном бессознательном человека (К.Г. Юнг) заложен инстинкт стремления к доминированию, обеспечивающий биологическое выживание вида. Важно, чтобы в человеческом обществе этот инстинкт «очеловечился», приобрел гуманистические черты и не превратился в бездумную агрессию и подавление самостоятельно мыслящих людей.
В нашем исследовании разработана иерархическая модель выпускника школы, ядром которой является акмеологическая позиция (рис.). Мы рассматриваем культуру здоровья как способность к здоровому образу жизни и как компонент более широкого понятия — социальной зрелости выпускника, в структуру которой входит и его акмеологическая позиция. Такая позиция в исследовании понимается как ядро здоровой и зрелой личности, которая формируется в результате всей системы воспитания школьников, в процессе воспитательной деятельности акмеологической направленности и под влиянием самосовершенствования педагога, его адаптации к новым социокультурным условиям жизни.
Внутренним фундаментом формирования акмеологической позиции является
сформированность личностной зрелости (А.А. Реан). В качестве показателей личностной зрелости и внутренних условий формирования акмеологической позиции человека в исследовании выделены следующие: внутренняя убежденность в личностной и социальной значимости активности человека с целью достижения вершин в творческой самореализации индивидуальности, что, в свою очередь, может приводить к достижению жизненного успеха; устойчивый и в то же время динамичный вектор целостного развития человека как индивида, личности, индивидуальности, субъекта жизнедеятельности и гражданина; способность к целеполаганию и поэтапное увеличение масштабов смысла жизни; духовное развитие как приобщение к общечеловеческим ценностям культуры; критичность и самостоятельность мышления; сформированность умения выбора и ответственность за него; наличие опыта успеха, позитивного решения проблем; уверенность в себе, самоуважение и высокий уровень притязаний на основе адекватной самооценки; уверенность в успехе своей или коллективной деятельности, способность к самопрограммированию на достижение позитивного результата; разумная, умеренная рефлексия, не переходящая грань самоедства; высокая сенсорная чувствительность, позволяющая полноценно ориентироваться в окружающей среде; высокий уровень коммуникативной культуры; энергетический потенциал, то есть наличие жизненных сил и способностей к самореализации и самосохранению здоровья как ресурса жизни.
Сформированность акмеологической позиции ученика отражает взаимодействие таких показателей, как уровень притязаний, смысл жизни и уровень общих и специальных способностей. Исследования (А.А. Бодалев, В.Н. Марков и др.) показали, что наличие смысла жизни и акме человека имеют высокую корреляцию. Наличие акмеологической позиции проявляется не только в декларации желания, готовности к самореализации, но прежде всего в целенаправленной созидающей активности и в
результативности общественно ценной деятельности. Таким образом, уровень сформирован-ности акмеологической позиции ученика может служить одним из интегративных показателей его социальной зрелости и гражданственности, а также критерием качества образования. Акмео-логическую позицию как доминирующую направленность жизненной и профессиональной позиции, как показал анализ экспериментальных данных, определяет выбор (или отсутствие) нравственно-гуманистических ценностей в сочетании с ценностями саморазвития, предложенными в разработанной нами методике диагностики такой позиции.
В качестве внешних факторов, способствующих формированию у растущего человека акмеологической позиции в процессе экспериментального исследования, выделены следующие: социальная поддержка акмеологической позиции педагога и ученика, предоставление возможностей проявления их созидающей активности; атмосфера престижности в коллективе высокого уровня достижений, престижность активности человека на пути творческой самореализации в общественно ценной деятельности; наличие примеров, образцов для подражания в среде общения; социальное одобрение гуманистических идеалов и ценностей общечеловеческой культуры; постепенное усиление степени свободы человека по мере его взросления, которое проявляется в «позволении» иметь свои цели и пути их достижения в рамках гуманистических ценностей; наличие ак-меологической образовательной среды, обеспечивающей одновременное развитие бинарных способностей ребенка: к акмедвижению и самосохранению, к автономии и
сотрудничеству на основе умений планирования и формирования четкого образа желаемого результата; консолидация общества на основе согласования целей и ценностей различных социальных слоев населения.
Основа акмеологической позиции человека закладывается в период пренаталь-ного развития и в период детства, она зависит от внутрисемейных отношений, ценностей и ориентаций, от состояния здоровья матери и членов семьи. Школа может корректировать и поддерживать желание ребенка быть успешным, а также одной из важнейших задач школы является формирование мировоззрения будущих родителей, от которых зависит наличие или отсутствие акмеологической общественной позиции у следующего поколения. Опытно-экспериментальное исследование, проведенное в ряде школ Санкт-Петербурга (лицей № 554, школы № 43 и 44) и Ленинградской области (Чернореченская ООШ, Победовская СОШ, школа № 5 г. Волхова и др.), показало, что внутренние и внешние психолого-педагогические условия воспитания акмеологически активной и здоровой личности создаются на уроках культуры здоровья, психологии, через активную деятельность педагогов и учащихся в работе акмеологической службы, обеспечивающей индивидуальное сопровождение, помощь и поддержку, в лабораториях «Познай себя», «Юный акмеолог», «Юный спасатель». Особенно эффективна организация взаимодействия старших учащихся с младшими и педагогами. Деятельность в разновозрастных коллективах способствует социализации учащихся, позволяет им ощутить свою значимость, приобрести опыт коллективного решения социально важных проблем.
Экспериментальное исследование показало, что для формирования акмеологической позиции учащихся лицейских классов (лицей № 554 г. Санкт-Петербурга) оправдала себя организация социальной практики в форме социально-направленных конференций, которые проводятся на темы, связанные с проблемами человека в современном мире («Здоровье и жизненный успех», «Любовь и творчество» и др.). Рассмотрение выделенных для обсуждения проблем осуществляется на междисциплинарном уровне, с позиций всех предметов, а также включает современные социальные проблемы: рекламу, СМИ, секты и молодежные организации, способы мошенничества и права граждан, межнациональные конфликты. Перед конференцией обязательно проводится анонимное анкетирование, выявляющее отношение к обсуждаемой проблеме учащихся. Результаты анкетирования обрабатывают и представляют сами ученики. Каждая конференция готовится и осуществляется по социальным технологиям воспитания, как реализация социального проекта. Эта деятельность учащихся вписывается в общую систему воспитания в школе и способствует формированию их акмеологической общественной позиции, социальной зрелости, а также оказывает позитивное влияние на родителей и учителей.
Существенную роль в формировании акмеологической позиции старшеклассников сыграло введение в экспериментальных школах курса «Здоровая личность» [3] в качестве обязательного школьного компонента учебного плана. Учебная программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и содержит следующие разделы: «Введение», «Личностная зрелость», «Социальная зрелость личности», «Зависимости и здоровье человека», «Семья, брак, любовь и здоровье человека», «Современные оздоровительные методики», «Здоровая личность и качество жизни». Данный курс способствовал акмео-логическому просвещению, усвоению акмеологических идей учащимися.
Таким образом, акмеологическая позиция становится ядром здоровой личности выпускника, что создает предпосылки его востребованности и конкурентоспособности на рынке труда, где все большую ценность приобретают наряду с узкоспециальными знаниями творческие способности работника, его умение быстро перестраиваться и генерировать новые идеи, аргументированно отстаивать свою точку зрения, быть готовым сделать карьеру на максимально обширном поприще.
Предпосылками формирования здоровой личности являются здоровая психика и здоровый организм человека, его биоэнергетический потенциал как субъекта со-
циального развития.
В.М. Розин выделяет два уровня измерения здоровья (социальный и индивидуальный) и два основных подхода к пониманию и сохранению здоровья: медицинский и духовно-экологический [9]. Новое понимание здоровья предполагает не только медицинскую помощь человеку, но и его работу над собой, выработку индивидуальных концепций здоровья, подчинение работы по выздоровлению общему подходу к правильной жизни. Индивидуальный идеал здоровья может существенно расходиться с социальной нормой. С социальной точки зрения здоровый — это тот, кто эффективно функционирует, хотя он при этом может иметь целый ряд хронических заболеваний. Очевидно, что здоровье не является естественным феноменом, это социальный артефакт, неразрывно связанный с социальными (и медицинскими) технологиями, с культурными семиотическими представлениями в рамках научных картин мира [9, с. 21]. Представители психосоматической медицины понимают здоровье человека как успешное приспособление к окружающей среде, а лечение видят в облегчении адаптивной недостаточности.
Безусловно, здоровье — это одно из обязательных условий достижения человеком своих жизненных и творческих вершин. Вместе с тем одна из позиций нашей социально-акмеологической концепции воспитания состоит в рассмотрении здоровья не только как условия, фактора достижения акме, но и как проявления этого акме. Само понятие здоровья как интегральной целостности человека — это акмеологиче-ское понятие, это акме в жизнедеятельности человека, который способен сохранять и укреплять свой потенциал здоровья, формировать здоровый образ своей жизни, свою жизнеспособность и жизнестойкость, несмотря на удары судьбы.
Анализ здоровья как акме, вершины в жизнедеятельности человека связан с критериями акмического поведения:
- критерий жизнестойкости человека;
- критерий вклада человека в общечеловеческую культуру в рамках профессии;
- критерий крепости здоровья и долгожительства;
- критерий гражданских, общественно значимых в социокультурном отношении деяний
человека [7, с. 101].
Данные критерии применимы к деятельности педагога-воспитателя в школе, к его акмическому поведению и здоровью личности. В отношении школьников данные критерии могут быть рассмотрены как перспективные цели его жизнедеятельности, как направления и задачи воспитания в социокультурном аспекте.
Жизненные силы человека в различных социологических теориях рассматриваются как критерий зрелости общества и фактор социального прогресса. В структуре жизненных сил человека взаимодействуют, а на высшем уровне развития гармонично сочетаются материальные и духовные компоненты, которые обеспечивают общую энергетику человека, состоящую из сексуальной и психодуховной энергетики. Воспитание и образование как социокультурная среда, с которой взаимодействует человек на уровне своей психодуховной активности, служат источником пополнения общей энергетики человека. Социально-психологические исследования показали, что жизненные силы, здоровье, социальная активность напрямую зависят от духовно-нравственного состояния личности. Среди духовно-нравственных чувств особое значение имеет любовь в широком смысле этого слова: сексуальная, любовь к родным и близким в семье, к детям, к людям, к труду, к творчеству, к искусству, к науке, к Богу, к Родине, к природе и т.д. Чувство любви к жизни, к человеку порождает комплекс положительных эмоций и чувств, желание работать и творить, совершать большие дела и подвиги, что ощущается как мощный прилив жизненных сил человека. Из этих положений следуют выводы:
- основу воспитания школьников должно составлять формирование духовно-нравственной зрелости растущего человека, его чувства любви к жизни, к природе, к людям, что выражается в конечном итоге в его акмеологической позиции;
- акмеологическая направленность воспитания реализуется в человекосози-
дающей, духовно преобразующей деятельности, когда целью воспитания становится целостное развитие человека, его способность к самоорганизации и самовоспитанию на основе приоритета духовно-нравственных ценностей и противостояния насаждаемым идеалам потребления, приобретения, жизни ради удовольствия.
Обращение к философским концепциям и моделям воспитания (технократическая, антропоцентрическая, гуманистическая, социетарная), отраженным в работах по теории воспитания (Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Ю.П. Сокольников,
H.В. Бордовская и др.), позволяет выделить внутренние инвариантные компоненты, которые актуальны для процесса современного воспитания в целом:
- создание образовательной среды, благоприятной для саморазвития индивида в плане здоровой личности с ее акмеологической позицией;
- восхождение к духовно-нравственным ценностям как основным регуляторам поведения и созидательной деятельности человека;
- актуализация роли знаний о человеке и его здоровье в воспитании;
- мотивация здорового образа жизни через воздействие на ценностно-смысловую сферу, включение в деятельность по формированию индивидуальных программ творческой самореализации.
Анализ исследований (В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, В.Т. Лободин и др.) позволил нам определить здоровый образ жизни как междисциплинарную категорию, отражающую совокупность индивидуальных разумных способов жизнедеятельности, которые удовлетворяют естественные, материальные, духовно-нравственные и социальные потребности человека, реализуют его ценностное отношение к жизни и оздоравливают социокультурные условия бытия человека.
Таким образом, система воспитания, основанная на социально-акмеологической концепции, включает три основных компонента:
- акмеологическое просвещение, формирующее сознание и самосознание взрослого и растущего человека, педагога и ученика на основе приоритета духовно-нравственных ценностей и акмеологических идей;
- организацию социальной практики, позволяющей реализовать творческий потенциал и акмеологическую позицию личности, обеспечить опыт успешной деятельности;
- акмеологическое сопровождение развития творческой индивидуальности и формирования здоровой личности на основе мотивации здорового образа жизни, саморазвития и самосовершенствования.
Целью воспитания является здоровая личность и акмеологическая жизненная позиция. Это интегральные критерии целостного развития человека, результат взаимодействия процессов онтогенеза и социогенеза, выраженный в благоприятных для успешной жизнедеятельности показателях всех аспектов самореализации человека: как индивида, личности, индивидуальности и субъекта жизнедеятельности.
Литература_
I. Бодалев А.А., Ганжин В.Т., Деркач А.А. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (и акме как центральная фигура здоровья, самопознания и творческого самоутверждения человека) //Мир психологии. 2000. № 1. С.89-108.
2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб., 2003.
3. Здоровая личность: Учебная программа. 10 класс /Авторы-сост.: В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева и др. СПб., 2001.
4. Коростылева Л.А. Уровни самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4 /Под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой. СПб., 2000. С. 47—61.
5. Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды /Сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. СПб., 1996.
6. Максимова В.Н. Введение в акмеологию школьного образования. СПб., 2002.
7. Полетаева Н.М. Мотивация здорового образа жизни в образовании педагога: Монография. СПб., 2004.
8. Полетаева Н.М. Педагогика и здоровье. СПб., 2004.
9. Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая категория//Мир психологии. 2000. № 1. С.12-31.