Научная статья на тему 'Акмеологическая позиция - ядро здоровой личности педагога и школьника'

Акмеологическая позиция - ядро здоровой личности педагога и школьника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
285
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полетаева Наталия Михайловна

Автор использует акмеологический подход как основу для разработки сложных современных проблем образования комплексного характера, в частности, проблемы воспитания школьников. Представлена социально-акмеологическая концепция и соответствующая ей система воспитания к образовательном учреждении, апробированная на практике. Основное внимание уделено раскрытию нового для акмеологии образования понятия — акмеологическая позиция. Автором научно обоснован феномен акмеологической позиции как ядра здоровой личности школьника и педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL POSITION - THE NUCLEUS OF THE HEALTHY PERSON OF THE TEACHER AND THE SCHOOLBOY

Author uses acmeological the approach as a basis for development of complex modern problems of formation of complex character, in particular, problems of education of schoolboys. The concept and system corresponding to it is submitted social — acmeological concept and educational system corresponding to it to the educational establishment, approved in practice. The basic attention is given to disclosing new for acmeology formations of concept acmeological position. The author scientifically proves a phenomenon acmeological positions as nucleus of the healthy person of the schoolboy and the teacher.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая позиция - ядро здоровой личности педагога и школьника»

Особого внимания заслуживает вопрос использования психодиагностических и акмеологических методов в обучении. Диагностика в курсе должна быть представлена в нескольких видах: диагностика внутри предмета (как дидактический прием), диагностика усвоения знания и диагностика развития личности.

Диагностика внутри предмета включается в структуру урока и позволяет быстро проиллюстрировать теоретический материал. Диагностика усвоения знаний может быть представлена в форме упражнений для домашних заданий и самостоятельной работы, разработанных как тематические самоотчеты либо как творческие задания или акмео-логические дневники. Диагностика развития и формирования определенного уровня зрелости предполагает использование более сложных психодиагностических методик, которые целесообразно проводить в начале курса и в конце.

Разрабатываемая нами акмеологическая концепция психологического образования в рамках проекта «Психология — 5, 8, 10 (11)» осуществляется в двух направлениях: первое — разработка соответствующих учебных программ и учебно-методических пособий для учащихся и учителей, второе — разработка программ курсов повышения квалификации для педагогов-психологов, учителей психологии. Традиционная подготовка психологов включает в себя прослушивание курса психологии и совсем недостаточно включает изучение курсов педагогики и методики преподавания психологии в школе, особенно с позиций акмеологии. Поэтому подготовка учителя психологии в системе последипломного образования в рамках нашей концепции должна стать своеобразной мастерской, связующим звеном между теоретическими знаниями и практической работой.

Литература_

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. СПб., 1998.

2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб., 2003.

3. Корчуганова И.П., СияловаИ.А. Психология познания и творчества (8 класс): Учебно-методическое пособие. СПб., 2002.

4. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования: Книга для педагога. СПб., 2002.

5. Максимова В.Н. Введение в акмеологию школьного образования. СПб., 2002.

6. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учебно-методическое пособие. М., 2000.

7. Сиялова И.А. Социально-психологический тренинг для младших подростков: Учебно-методическое пособие, СПб: 2001.

© Сиялова И.А., 2004

Н.М. Полетаева

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ - ЯДРО ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

И ШКОЛЬНИКА

условиях глобализации процесса общественного развития и модернизации образования стратегическое значение имеет направленность воспитательной деятельности педагогов. Особую актуальность приобретает разработка акмеологического подхода к воспитанию, в котором сконцентрированы ведущие идеи гуманистической педагогики и психологии: актуализация саморазвития и самосовершенствования личности, позиции ребенка как субъекта воспитательного процесса, развитие творческой индивидуальности, понимание воспитания как нравственного становления человека, как процесса освоения гуманистических ценностей, как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, С.Д. Поляков, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков и др.).

С позиций акмеологии образования воспитание выступает как процесс целостного саморазвития человека в социокультурной среде, во взаимосвязи процессов социализации и индивидуализации, в которых отражена биопсихосоциальная природа

человека.

Акмеологический подход к воспитанию состоит, с нашей точки зрения, в следующем:

- в изучении растущего человека как целостного феномена, в системе его реальных связей и отношений с действительностью;

- в ориентации каждого ученика на достижение жизненной вершины, на стремление к

совершенствованию своих качеств личности, к успеху, к развитию культуры достоинства и качества жизни в процессе саморазвития и самосознания на основе приоритета духовно-нравственных ценностей;

- в организации творческой созидательной деятельности, интересной и продуктивной, раскрывающей способности каждого ученика и обеспечивающей ему ситуации успеха, общественное признание, чувства самодостаточности и полноценности, коммуникативные умения сотрудничества в творческих группах, в социальной практике.

Разработанные нами социально-акмеологическая концепция и система воспитания ориентированы на формирование акмеологической жизненной позиции растущего человека в современном социуме. Акмеологическая позиция представляет собой определенную субъектную позицию человека, в которой он проявляет себя как субъект жизнедеятельности и здоровая личность.

Психологическая наука рассматривает понятие «позиция» с двух точек зрения:

1) как устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в социальном поведении;

2) как интегральная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригруп-повой структуре. В исследовании мы опираемся на первое понимание позиции как жизненной, личностной, субъектной, ценностной. Отношения в психологии рассматриваются как психологическое ядро личности (А.Я. Лазурский, В.Н. Мясищев), как форма связи предмета и субъекта деятельности (А.Н. Леонтьев), как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми (А.В. Петровский). Жизненная позиция понимается в исследованиях как совокупность отношений человека с самим собой, социумом, культурой (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская). Личность становится субъектом жизнедеятельности, если для нее характерна потребность в собственном развитии, стремление, направленность (К.А. Абульханова-Славская), ответственность как черта зрелой личности (М.М. Бахтин, В.П. Зинченко, А.А. Реан, Э. Фромм), а состояние личностной зрелости характеризуется акмеологической способностью к самосовершенствованию (Н.В. Кузьмина), которая происходит на основе выбора ценностей как важнейшего духовно-нравственного ядра личности (А.Г. Здравомыс-лов, М.С. Каган, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов и др.). Ценности выполняют функцию регулирования и организации жизнедеятельности.

Под акмеологической позицией человека мы понимаем его субъектную позицию как устойчивое стремление к достижению качества жизни, к самореализации творческого потенциала в гуманистически оправданных видах деятельности. Это устойчивая мотивация достижений на основе гуманистических ценностей и способности к самоопределению и самоорганизации. В отличие от элитарной ориентации, которая может преследовать большой спектр целей (от сугубо эгоистичных и даже враждебных по отношению к другим людям до альтруистических), акмеологическая позиция предполагает отношение к человеку как высшей ценности, а акмеологический рост и развитие человека связано с переходом от ответственности за себя и способности сохранить в меняющемся мире свою жизнь к ответственности за своих близких, свой народ, свою страну и способность к борьбе за сохранение человечества на Земле.

Л.А. Коростылева [4] выделяет следующие уровни самореализации личности:

1) примитивно-исполнительский (низший уровень рефлексии, доминирует позиция «хочу», нет дифференциации смыслов жизни);

2) индивидуально-исполнительский (человек «застревает» на рефлексивном блоке «могу

ли я?»);

3) уровень реализации ролей и норм в социуме с элементами духовного и личностного роста (доминирует позиция «надо»);

4) смысложизненная и ценностная ориентации (баланс между «хочу», «могу» и «надо»).

При переходе от одного уровня к последующему постепенно увеличивается масштаб смысла жизни, усиливается жизненная активность, происходит переход от регуляции средой к саморегуляции. Именно уровень саморегуляции так важен в формировании гуманистических отношений и в достижении жизненного успеха в обществе постоянных перемен.

Акмеологическую позицию человека можно считать интегральным качеством и показателем здоровья человека и здоровой личности педагога и школьника. Акмеологиче-ская позиция, как любая профессиональная и жизненная позиция, связана с развитием способов поведения, сознания, самосознания и самоорганизации путем саморегуляции мышления и рефлексии и ценностно-смыслового самоопределения человека. Акмеоло-гическая позиция педагога может выступать как смыслообразующая в профессиональной деятельности и определяющая методологию педагогического подхода к учащимся. Основанием для такого предположения служат теоретические исследования в области развития профессионального и педагогического мышления, самосознания и позиции личности как регуляторов ее социального поведения (А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.). Устойчивые ценностные ориентации входят в ядро личности и связаны с направленностью потребностей и интересов, с активной жизненной позицией, определяющей упорство в достижении целей и успешность в современной динамичной социокультурной среде.

Акмеологическая позиция педагога и школьника как результат их ценностно-смыслового самоопределения опирается на рефлексивное осознание ценности для успешной жизнедеятельности таких факторов, как стремление к достижению, акмедвижение, творческая активность, конструктивная деятельность, позитивное мышление, здоровье, воля к жизни и смысл жизни. Акмеологическая позиция личности создает мотивацию саморазвития и творческой самореализации индивидуальности педагога и школьника.

В мире животных многие сообщества построены по принципу иерархической пирамиды, причем этологи (В.Р. Дольник и др.) заметили, что представители «низов» болеют чаще и имеют более короткую продолжительность жизни, чем представители «верхних» эшелонов. Агрессия передается в иерархической пирамиде сверху вниз, поэтому самые слабые особи смогут передать ее только земле или неодушевленным предметам. Стремлению занять более высокое положение в группе или сохранить имеющееся высокое подчинено поведение большинства животных, и только отдельные особи не участвуют в борьбе за иерархию. Можно предположить, что в коллективном бессознательном человека (К.Г. Юнг) заложен инстинкт стремления к доминированию, обеспечивающий биологическое выживание вида. Важно, чтобы в человеческом обществе этот инстинкт «очеловечился», приобрел гуманистические черты и не превратился в бездумную агрессию и подавление самостоятельно мыслящих людей.

В нашем исследовании разработана иерархическая модель выпускника школы, ядром которой является акмеологическая позиция (рис.). Мы рассматриваем культуру здоровья как способность к здоровому образу жизни и как компонент более широкого понятия — социальной зрелости выпускника, в структуру которой входит и его акмеологическая позиция. Такая позиция в исследовании понимается как ядро здоровой и зрелой личности, которая формируется в результате всей системы воспитания школьников, в процессе воспитательной деятельности акмеологической направленности и под влиянием самосовершенствования педагога, его адаптации к новым социокультурным условиям жизни.

Внутренним фундаментом формирования акмеологической позиции является

сформированность личностной зрелости (А.А. Реан). В качестве показателей личностной зрелости и внутренних условий формирования акмеологической позиции человека в исследовании выделены следующие: внутренняя убежденность в личностной и социальной значимости активности человека с целью достижения вершин в творческой самореализации индивидуальности, что, в свою очередь, может приводить к достижению жизненного успеха; устойчивый и в то же время динамичный вектор целостного развития человека как индивида, личности, индивидуальности, субъекта жизнедеятельности и гражданина; способность к целеполаганию и поэтапное увеличение масштабов смысла жизни; духовное развитие как приобщение к общечеловеческим ценностям культуры; критичность и самостоятельность мышления; сформированность умения выбора и ответственность за него; наличие опыта успеха, позитивного решения проблем; уверенность в себе, самоуважение и высокий уровень притязаний на основе адекватной самооценки; уверенность в успехе своей или коллективной деятельности, способность к самопрограммированию на достижение позитивного результата; разумная, умеренная рефлексия, не переходящая грань самоедства; высокая сенсорная чувствительность, позволяющая полноценно ориентироваться в окружающей среде; высокий уровень коммуникативной культуры; энергетический потенциал, то есть наличие жизненных сил и способностей к самореализации и самосохранению здоровья как ресурса жизни.

Сформированность акмеологической позиции ученика отражает взаимодействие таких показателей, как уровень притязаний, смысл жизни и уровень общих и специальных способностей. Исследования (А.А. Бодалев, В.Н. Марков и др.) показали, что наличие смысла жизни и акме человека имеют высокую корреляцию. Наличие акмеологической позиции проявляется не только в декларации желания, готовности к самореализации, но прежде всего в целенаправленной созидающей активности и в

результативности общественно ценной деятельности. Таким образом, уровень сформирован-ности акмеологической позиции ученика может служить одним из интегративных показателей его социальной зрелости и гражданственности, а также критерием качества образования. Акмео-логическую позицию как доминирующую направленность жизненной и профессиональной позиции, как показал анализ экспериментальных данных, определяет выбор (или отсутствие) нравственно-гуманистических ценностей в сочетании с ценностями саморазвития, предложенными в разработанной нами методике диагностики такой позиции.

В качестве внешних факторов, способствующих формированию у растущего человека акмеологической позиции в процессе экспериментального исследования, выделены следующие: социальная поддержка акмеологической позиции педагога и ученика, предоставление возможностей проявления их созидающей активности; атмосфера престижности в коллективе высокого уровня достижений, престижность активности человека на пути творческой самореализации в общественно ценной деятельности; наличие примеров, образцов для подражания в среде общения; социальное одобрение гуманистических идеалов и ценностей общечеловеческой культуры; постепенное усиление степени свободы человека по мере его взросления, которое проявляется в «позволении» иметь свои цели и пути их достижения в рамках гуманистических ценностей; наличие ак-меологической образовательной среды, обеспечивающей одновременное развитие бинарных способностей ребенка: к акмедвижению и самосохранению, к автономии и

сотрудничеству на основе умений планирования и формирования четкого образа желаемого результата; консолидация общества на основе согласования целей и ценностей различных социальных слоев населения.

Основа акмеологической позиции человека закладывается в период пренаталь-ного развития и в период детства, она зависит от внутрисемейных отношений, ценностей и ориентаций, от состояния здоровья матери и членов семьи. Школа может корректировать и поддерживать желание ребенка быть успешным, а также одной из важнейших задач школы является формирование мировоззрения будущих родителей, от которых зависит наличие или отсутствие акмеологической общественной позиции у следующего поколения. Опытно-экспериментальное исследование, проведенное в ряде школ Санкт-Петербурга (лицей № 554, школы № 43 и 44) и Ленинградской области (Чернореченская ООШ, Победовская СОШ, школа № 5 г. Волхова и др.), показало, что внутренние и внешние психолого-педагогические условия воспитания акмеологически активной и здоровой личности создаются на уроках культуры здоровья, психологии, через активную деятельность педагогов и учащихся в работе акмеологической службы, обеспечивающей индивидуальное сопровождение, помощь и поддержку, в лабораториях «Познай себя», «Юный акмеолог», «Юный спасатель». Особенно эффективна организация взаимодействия старших учащихся с младшими и педагогами. Деятельность в разновозрастных коллективах способствует социализации учащихся, позволяет им ощутить свою значимость, приобрести опыт коллективного решения социально важных проблем.

Экспериментальное исследование показало, что для формирования акмеологической позиции учащихся лицейских классов (лицей № 554 г. Санкт-Петербурга) оправдала себя организация социальной практики в форме социально-направленных конференций, которые проводятся на темы, связанные с проблемами человека в современном мире («Здоровье и жизненный успех», «Любовь и творчество» и др.). Рассмотрение выделенных для обсуждения проблем осуществляется на междисциплинарном уровне, с позиций всех предметов, а также включает современные социальные проблемы: рекламу, СМИ, секты и молодежные организации, способы мошенничества и права граждан, межнациональные конфликты. Перед конференцией обязательно проводится анонимное анкетирование, выявляющее отношение к обсуждаемой проблеме учащихся. Результаты анкетирования обрабатывают и представляют сами ученики. Каждая конференция готовится и осуществляется по социальным технологиям воспитания, как реализация социального проекта. Эта деятельность учащихся вписывается в общую систему воспитания в школе и способствует формированию их акмеологической общественной позиции, социальной зрелости, а также оказывает позитивное влияние на родителей и учителей.

Существенную роль в формировании акмеологической позиции старшеклассников сыграло введение в экспериментальных школах курса «Здоровая личность» [3] в качестве обязательного школьного компонента учебного плана. Учебная программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и содержит следующие разделы: «Введение», «Личностная зрелость», «Социальная зрелость личности», «Зависимости и здоровье человека», «Семья, брак, любовь и здоровье человека», «Современные оздоровительные методики», «Здоровая личность и качество жизни». Данный курс способствовал акмео-логическому просвещению, усвоению акмеологических идей учащимися.

Таким образом, акмеологическая позиция становится ядром здоровой личности выпускника, что создает предпосылки его востребованности и конкурентоспособности на рынке труда, где все большую ценность приобретают наряду с узкоспециальными знаниями творческие способности работника, его умение быстро перестраиваться и генерировать новые идеи, аргументированно отстаивать свою точку зрения, быть готовым сделать карьеру на максимально обширном поприще.

Предпосылками формирования здоровой личности являются здоровая психика и здоровый организм человека, его биоэнергетический потенциал как субъекта со-

циального развития.

В.М. Розин выделяет два уровня измерения здоровья (социальный и индивидуальный) и два основных подхода к пониманию и сохранению здоровья: медицинский и духовно-экологический [9]. Новое понимание здоровья предполагает не только медицинскую помощь человеку, но и его работу над собой, выработку индивидуальных концепций здоровья, подчинение работы по выздоровлению общему подходу к правильной жизни. Индивидуальный идеал здоровья может существенно расходиться с социальной нормой. С социальной точки зрения здоровый — это тот, кто эффективно функционирует, хотя он при этом может иметь целый ряд хронических заболеваний. Очевидно, что здоровье не является естественным феноменом, это социальный артефакт, неразрывно связанный с социальными (и медицинскими) технологиями, с культурными семиотическими представлениями в рамках научных картин мира [9, с. 21]. Представители психосоматической медицины понимают здоровье человека как успешное приспособление к окружающей среде, а лечение видят в облегчении адаптивной недостаточности.

Безусловно, здоровье — это одно из обязательных условий достижения человеком своих жизненных и творческих вершин. Вместе с тем одна из позиций нашей социально-акмеологической концепции воспитания состоит в рассмотрении здоровья не только как условия, фактора достижения акме, но и как проявления этого акме. Само понятие здоровья как интегральной целостности человека — это акмеологиче-ское понятие, это акме в жизнедеятельности человека, который способен сохранять и укреплять свой потенциал здоровья, формировать здоровый образ своей жизни, свою жизнеспособность и жизнестойкость, несмотря на удары судьбы.

Анализ здоровья как акме, вершины в жизнедеятельности человека связан с критериями акмического поведения:

- критерий жизнестойкости человека;

- критерий вклада человека в общечеловеческую культуру в рамках профессии;

- критерий крепости здоровья и долгожительства;

- критерий гражданских, общественно значимых в социокультурном отношении деяний

человека [7, с. 101].

Данные критерии применимы к деятельности педагога-воспитателя в школе, к его акмическому поведению и здоровью личности. В отношении школьников данные критерии могут быть рассмотрены как перспективные цели его жизнедеятельности, как направления и задачи воспитания в социокультурном аспекте.

Жизненные силы человека в различных социологических теориях рассматриваются как критерий зрелости общества и фактор социального прогресса. В структуре жизненных сил человека взаимодействуют, а на высшем уровне развития гармонично сочетаются материальные и духовные компоненты, которые обеспечивают общую энергетику человека, состоящую из сексуальной и психодуховной энергетики. Воспитание и образование как социокультурная среда, с которой взаимодействует человек на уровне своей психодуховной активности, служат источником пополнения общей энергетики человека. Социально-психологические исследования показали, что жизненные силы, здоровье, социальная активность напрямую зависят от духовно-нравственного состояния личности. Среди духовно-нравственных чувств особое значение имеет любовь в широком смысле этого слова: сексуальная, любовь к родным и близким в семье, к детям, к людям, к труду, к творчеству, к искусству, к науке, к Богу, к Родине, к природе и т.д. Чувство любви к жизни, к человеку порождает комплекс положительных эмоций и чувств, желание работать и творить, совершать большие дела и подвиги, что ощущается как мощный прилив жизненных сил человека. Из этих положений следуют выводы:

- основу воспитания школьников должно составлять формирование духовно-нравственной зрелости растущего человека, его чувства любви к жизни, к природе, к людям, что выражается в конечном итоге в его акмеологической позиции;

- акмеологическая направленность воспитания реализуется в человекосози-

дающей, духовно преобразующей деятельности, когда целью воспитания становится целостное развитие человека, его способность к самоорганизации и самовоспитанию на основе приоритета духовно-нравственных ценностей и противостояния насаждаемым идеалам потребления, приобретения, жизни ради удовольствия.

Обращение к философским концепциям и моделям воспитания (технократическая, антропоцентрическая, гуманистическая, социетарная), отраженным в работах по теории воспитания (Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Ю.П. Сокольников,

H.В. Бордовская и др.), позволяет выделить внутренние инвариантные компоненты, которые актуальны для процесса современного воспитания в целом:

- создание образовательной среды, благоприятной для саморазвития индивида в плане здоровой личности с ее акмеологической позицией;

- восхождение к духовно-нравственным ценностям как основным регуляторам поведения и созидательной деятельности человека;

- актуализация роли знаний о человеке и его здоровье в воспитании;

- мотивация здорового образа жизни через воздействие на ценностно-смысловую сферу, включение в деятельность по формированию индивидуальных программ творческой самореализации.

Анализ исследований (В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, В.Т. Лободин и др.) позволил нам определить здоровый образ жизни как междисциплинарную категорию, отражающую совокупность индивидуальных разумных способов жизнедеятельности, которые удовлетворяют естественные, материальные, духовно-нравственные и социальные потребности человека, реализуют его ценностное отношение к жизни и оздоравливают социокультурные условия бытия человека.

Таким образом, система воспитания, основанная на социально-акмеологической концепции, включает три основных компонента:

- акмеологическое просвещение, формирующее сознание и самосознание взрослого и растущего человека, педагога и ученика на основе приоритета духовно-нравственных ценностей и акмеологических идей;

- организацию социальной практики, позволяющей реализовать творческий потенциал и акмеологическую позицию личности, обеспечить опыт успешной деятельности;

- акмеологическое сопровождение развития творческой индивидуальности и формирования здоровой личности на основе мотивации здорового образа жизни, саморазвития и самосовершенствования.

Целью воспитания является здоровая личность и акмеологическая жизненная позиция. Это интегральные критерии целостного развития человека, результат взаимодействия процессов онтогенеза и социогенеза, выраженный в благоприятных для успешной жизнедеятельности показателях всех аспектов самореализации человека: как индивида, личности, индивидуальности и субъекта жизнедеятельности.

Литература_

I. Бодалев А.А., Ганжин В.Т., Деркач А.А. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (и акме как центральная фигура здоровья, самопознания и творческого самоутверждения человека) //Мир психологии. 2000. № 1. С.89-108.

2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб., 2003.

3. Здоровая личность: Учебная программа. 10 класс /Авторы-сост.: В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева и др. СПб., 2001.

4. Коростылева Л.А. Уровни самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4 /Под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой. СПб., 2000. С. 47—61.

5. Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды /Сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. СПб., 1996.

6. Максимова В.Н. Введение в акмеологию школьного образования. СПб., 2002.

7. Полетаева Н.М. Мотивация здорового образа жизни в образовании педагога: Монография. СПб., 2004.

8. Полетаева Н.М. Педагогика и здоровье. СПб., 2004.

9. Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая категория//Мир психологии. 2000. № 1. С.12-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.