визуальностью. Острые, но ёмкие определения, пунктуальные сравнения помогают автору простым и доступным языком приблизиться к читателю, убедить его в достоверности излагаемого, но также - и в своей художественной правоте [5].
Именно такую оформленность можно назвать стилевым стимулом того, что уже в новом веке (2017) состоялось телевизионное знакомство аудитории с текстом романа. Тогда в рамках проекта Абхазской государственной телерадиокомпании был непосредственно представлен анализируемый роман Б. Шинкубы. Участие в подобной государственной, но презентационной программе считалось наглядным успехом для писателя, редким и завидным. Многочисленные серии «Последний из ушедших. Чтения», произведенные АГТРК, снимались в Москве с участием некоторых известных представителей московской диаспоры абхазов (в частности, Беслан Агрба, Алиса Гицба, Хибла Герзмава, Тарас Шамба), и с привлечением молодых абхазов, обучающихся и проживающих в столице. Этот проект был приурочен к столетию Б. Шинкубы, а роман прочитан во многих странах мира на разных языках [3].
Обратимся далее к роману как к откровению, то есть к заявленной нами в статье теме, выступающей в роли буквального открытия для заинтересованного читателя. Несмотря на то, что в школьных и студенческих программных курсах упоминались кавказские территориальные интересы русских классиков, а также некоторым образом происходили намёки на добровольное вхождение в Россию Грузии и других народов, все это было чем-то запретным [2]. Доступная молодому поколению информация на этом жестоко исчерпывалась. Б. Шинкуба в своём художественном труде иллюстрирует и доказывает возводимые им персонажные признания посредством хроникальных фактов [9]. Именно поэтому подобные иллюстрации у него достаточно успешны. Роман оказывается ярким и выразительным учебником региональной истории, привлекательным и нескучным, постро-
Библиографический список
енным на архивах, добытых в Турции О. Шамбой. А также - неким справочником ментальности кавказских народов [7].
Как рассказывал уже внук о своём дедушке, он уважал и чтил национальную кухню, требовал ежедневно на столе свежую мамалыгу. Судя по таким предпочтениям, Б. Шинкуба оставался верным абхазской нации и в мыслях, и в думах, и в чаяниях, а значит, и в личном поведенческом кодексе. Любой идущий на контакт к писателю индивид и всякая обдумываемая им тема в своей окрашенности отраажали Абхазию, родину автора, близкорасположенную к убыхам. И это, несомненно, придало роману характер невероятной пронзительности, вследствие чего автору удаётся показать мощный всплеск этнических красок народа.
Многие читатели произведений Баграта Шинкубы в своё время признавались, что прежде им не было известно о давнем присутствии на планете подобной убыхской нации, очерченной автором во всем её разнообразии (как поведенческом, психологическом, так и физическом, силовом). Имевший когда-то полное право на кавказское существование народ буквально «лёгким» шагом вступил в полосу изгнания. Он был лишён родины, а чужие земли не смогли принять его во всем присущем ему этническом своеобразии. Писатель успешно привлекает читательский разум к своим откровениям. Благодаря этому случилось реальное событие. На самом деле немалое число членов зарубежной абхазской диаспоры, воодушевлённое ознакомлением с романом Б. Шинкубы об исчезнувшем народе, отважилось навестить родину предков в первый раз. Таким образом, авторское откровение в романе, базирующееся на ощутимой оформленности текста, оказалось весьма действенным и воодушевляющим, мотивируя целое поколение родственных убыхам кавказских народов. А сам писатель приобрёл статус авторитетного творца, несущего правдивый разум и любовь к родной земле.
1. Адыги: история, культура, ментальность: коллективная монография. Майкоп: ИП Кучеренко, 2015.
2. Бзегежева Л.К. Этнокультурная общность литератур народов Северного Кавказа. Адыги: история, культура, ментальность: коллективная монография. Майкоп: ИП Кучеренко, 2015: 19-26.
3. Тлехурай М.К. Взаимодействие языков в современных условиях двуязычия и особенности билингвального языкового образования (на примере Республики Адыгея). Адыги: история, культура, ментальность: коллективная монография. Майкоп: ИП Кучеренко, 2015: 195-201.
4. Мусхаджиев С.Х. Этнокультурное пространство Северного Кавказа: межкультурные коммуникации и молодежный фактор. Адыги: история, культура, ментальность: коллективная монография. Майкоп: ИП Кучеренко, 2015: 121-131.
5. Панина Е.А. Социальные и культурные особенности и ресурсы региона как фактор формирования бренда территории (на примере Республики Адыгея). Адыги: история, культура, ментальность: коллективная монография. Майкоп: ИП Кучеренко, 2015: 161-172.
6. Хуако Ф.Н. Отражение в публицистике темы взаимодействия культуры и политики. Труды РГУПС (РИНЦ). 2015; № 1 (30): 190-193.
7. Бусленко Н.И., Майдибор О.Н. Перестройка России: судный час искусства. Очерки истории новейшей художественной культуры. Ростов-на-Дону: ООО «Росиздат», 2007.
8. Семь фактов о книге «Последний из ушедших» Б. Шинкуба. Записки полевого этнолога. Available at: https://zen.yandex.ru/media/caucasus_anthropology/7-faktov-o-knige-poslednii-iz-ushedshih-b-shinkuba-5ac645af9b403c0429e873e0
10. Шинкуба Б. Проза. Москва: Советский писатель, 1988.
11. Любимый народом. О Баграте Шинкубе. Всемирный абхазо-абазинский конгресс. Available at: https://abaza.org/lyubimyy-narodom-o-bagrate-shinkuba
References
1. Adygi: istoriya, kul'tura, mental'nosf: kollektivnaya monografiya. Majkop: IP Kucherenko, 2015.
2. Bzegezheva L.K. 'Etnokul'turnaya obschnost' literatur narodov Severnogo Kavkaza. Adygi: istoriya, kul'tura, mental'nosf: kollektivnaya monografiya. Majkop: IP Kucherenko, 2015: 19-26.
3. Tlehuraj M.K. Vzaimodejstvie yazykov v sovremennyh usloviyah dvuyazychiya i osobennosti bilingval'nogo yazykovogo obrazovaniya (na primere Respubliki Adygeya). Adygi: istoriya, kul'tura, mental'nosf: kollektivnaya monografiya. Majkop: IP Kucherenko, 2015: 195-201.
4. Mushadzhiev S.H. 'Etnokul'turnoe prostranstvo Severnogo Kavkaza: mezhkul'turnye kommunikacii i molodezhnyj faktor. Adygi: istoriya, kul'tura, mental'nosf: kollektivnaya monografiya. Majkop: IP Kucherenko, 2015: 121-131.
5. Panina E.A. Social'nye i kul'turnye osobennosti i resursy regiona kak faktor formirovaniya brenda territorii (na primere Respubliki Adygeya). Adygi: istoriya, kul'tura, mental'nosf: kollektivnaya monografiya. Majkop: IP Kucherenko, 2015: 161-172.
6. Huako F.N. Otrazhenie v publicistike temy vzaimodejstviya kul'tury i politiki. Trudy RGUPS (RINC). 2015; № 1 (30): 190-193.
7. Buslenko N.I., Majdibor O.N. Perestrojka Rossii: sudnyj chas iskusstva. Ocherki istorii novejshej hudozhestvennoj kul'tury. Rostov-na-Donu: OOO «Rosizdat», 2007.
8. Sem' faktov o knige «Poslednij iz ushedshih» B. Shinkuba. Zapiski polevogo 'etnologa. Available at: https://zen.yandex.ru/media/caucasus_anthropology/7-faktov-o-knige-poslednii-iz-ushedshih-b-shinkuba-5ac645af9b403c0429e873e0
10. Shinkuba B. Proza. Moskva: Sovetskij pisatel', 1988.
11. Lyubimyj narodom. O Bagrate Shinkube. Vsemirnyj abhazo-abazinskij kongress. Available at: https://abaza.org/lyubimyy-narodom-o-bagrate-shinkuba
Статья поступила в редакцию 08.11.24
УДК 811.351.22
Kurbanova E.M., Cand. of Sciences (Philology), senior researcher, Department of Literature of the Institute of Language, Literature and Art n.a. G. Tsadasa,
Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
DARGIN DRAMA OF THE 1920S-1930S OF THE XX CENTURY. R. NUROV'S DRAMA "VIOLENCE". The article examines the objective conditions that contributed to the emergence and formation of Dagestan, Dargin drama, traces the stages and features of its formation. Developing along the lines of multinational Soviet literature, Dargin drama has gone through a difficult path of development - from one-act plays to artistically full-fledged works. Based on the traditions of native folklore, the experience of Russian classical literature, it has mastered the entire multifaceted complex of actual phenomena of reality, sensitively and promptly reacts to significant events in the life of the people. Before the Great October Revolution, the Dargins, like all other peoples of Dagestan, did not have their own professional art. This is due to conditions of their socio-political and historical life. The talent of R. Nurov made it possible to convey all the realism of that time in the brightest colors. The events of the play "Violence" unfold in a mountain village, living in an ancient way of life. From time immemorial, unwritten laws dictated by the local rich have been in force here. The drama is based on the theme of women's powerlessness and forced marriage in pre-revolutionary Dagestan. The purpose of the play "Violence" is to show in all its terrifying light the family despotism that dominates in the life of a certain part of society. The title "Violence" could be given to the work for the reason that this word best conveys the events that forever change the fate of many characters.
Key words: Dargin drama, theater, genre, drama, play, comedy
Э.М. Курбанова, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. отдела литературы института языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ДАРГИНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ 1920-1930-Х ГОДОВ XX ВЕКА. ДРАМА Р. НУРОВА «НАСИЛИЕ»
В статье рассматриваются объективные условия, способствовавшие зарождению и формированию дагестанской, даргинской драматургии, прослеживаются этапы и особенности ее становления. Развиваясь в русле многонациональной советской литературы, даргинская драматургия прошла сложный путь развития - от одноактных пьес до художественно полноценных произведений. Опираясь на традиции родного фольклора, опыт русской классической литературы, она освоила весь многогранный комплекс актуальных явлений действительности, чутко и своевременно реагирует на значимые события в жизни народа. До Великой Октябрьской революции даргинцы, как и все остальные народы Дагестана, не имели своего профессионального искусства. Это объясняется условиями их общественно-политической и исторической жизни.
Ключевые слова: даргинская драматургия, театр, жанр, драма, пьеса, комедия
Актуальность темы определяется необходимостью исследования национальных истоков, этапов эволюции и жанровой специфики даргинской драматургии в свете современного понимания ее как исторически меняющегося художественного сознания народа, а также отсутствием работ по национальной даргинской драматургии. Зарождение даргинской драматургии восходит к периоду 20-30-х гг прошлого столетия. Она прошла сложный путь развития, обусловленный историческими событиями в жизни страны. Определение системы эволюции даргинской драматургии XX века как целостного и единого национального историко-культурного процесса, выявление основных тенденций и закономерностей - одна из насущных задач современного даргинского литературоведения. Однако литературоведческое изучение даргинской драматургии отстает от развития драматического жанра: нет монографических исследований, посвященных комплексному рассмотрению проблем национально-художественных традиций, жанровой эволюции, типологии, поэтики даргинской драматургии на разных этапах ее развития [1-5].
Развиваясь в русле многонациональной советской литературы, даргинская драматургия прошла сложный путь становления - от одноактных пьес до художественно полноценных произведений. Опираясь на традиции родного фольклора, опыт русской классической литературы, она освоила весь многогранный комплекс актуальных явлений действительности, чутко и своевременно реагирует на значимые события в жизни народа. До Великой Октябрьской революции даргинцы, как и все остальные народы Дагестана, не имели своего профессионального искусства. Это объясняется условиями их общественно-политической и исторической жизни.
Драматургия, как и вся советская литература конца 20-х - начала 30-х годов, подходила к нетронутой целине огромного количества тем. Жизнь ставила перед драматургами новые задачи, предлагала неизвестные до сих пор конфликты, требовала углубленного изображения характеров и обстоятельств. Она показала, как развивается сознание народа, который прошел трудный период революции, гражданской войны, как к людям приходило осознание перемен в лучшую сторону, как творческая энергия народа была направлена на общественные преобразования Дагестана, и как народ начал жить жизнью и радоваться ей.
В данном исследовании предпринимается попытка анализа даргинской драматургии 1920-1930-х годов XX века на примере драмы Р. Нурова «Насилие», так как исследований в этой области недостаточно.
Цель исследования - прояснить жанровые стратегии развития даргинской драматургии 20-30-х годов XX века.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: рассмотреть жанровые искания даргинской драматургии 20-30-х годов XX века, выявить идейно-художественное своеобразие драмы Р. Нурова «Насилие».
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые проанализирован материал даргинских драматургов в рамках определенного времени, выявлены глубинные процессы осмысления в драматургии исторических этапов развития общества.
Теоретическая значимость представленного исследования заключается в том, что в ней разработаны принципы развития даргинской драматургии конца ХХ века.
Практическая значимость заключается в том, что работа может быть использована при дальнейшем исследовании проблем даргинской драматургии. Изучение драматургии помогает выявить ее влияние на процесс эволюции всей даргинской литературы и языковой культуры народа.
Творческие искания драматургов, их художественная активность в поисках форм «времени» находили отражение в полемике, дискуссиях, ставших характерной приметой литературной жизни 30-х годов ХХ в. В конкретных обстоятельствах литературной жизни 30-х годов споры о путях развития драматургии, несомненно, были плодотворны. Общность целей и задач не исключала порой и принципиальных противоречий, и моментов идейной борьбы. Несмотря на трудности развития, драматургия 30-х годов, как и вся литература, настойчиво искала и открывала новые пути художественного освоения действительности и современника. Свои поиски она связывала с большой философской гуманистической проблемой эпохи - человек и социализм. Политическая направленность творчества даргинских авторов 30-х годов находится в полном соответствии с
задачами, выдвинутыми Первым съездом писателей СССР в работе которого принял участие Р. Нуров.
Даргинская литература имеет сравнительно недолгую историю. Ее возникновение связано с именем выдающегося мастера словесного искусства даргинцев Батырая, чье творчество обозначило переход от фольклора к литературе, от коллективного творчества к индивидуальному. Он, этот переход, имел революционное значение в развитии словесного искусства даргинского этноса -коллективное восприятие действительности сменилось личностным. М. Ахмед, С. Курбан, Х. Абдуллаева и другие певцы-поэты на своем уровне продолжили традиции, начатые прокладывать Батыраем, создавали произведения, воспевающие горца за его мужество и военное мастерство, а горянку - за красоту, преданность и доброе сердце.
Поэтический мир Р Нурова и А. Иминагаева объемлет красоту души горца и горянки. Он включает в себя их новые чувства. Для полноты счастья горцам нужны и свобода, и равенство, выражающиеся не только в обретении любви и доступности материальных благ. Они нуждаются в реализации своих человеческих прав. Свобода личности теперь понимается горцами шире - они добиваются социального благополучия, одновременно стремятся освободиться от политического диктата господствующего класса. В итоге рождается политическая, агитационная и сатирическая поэзия. Возникает проза как аналитический жанр эпоса, начинает функционировать рассказ. Возникшая вместе с прозой в 1920-е годы даргинская драматургия показывает прошлое народа, чтобы показать уродливые стороны его жизни.
Тема решительной борьбы дагестанского народа за советскую власть стала главной темой поэзии, прозы, драматургии в период революции, а также в первое время после победы. После Октябрьской революции драматургия оказалась наиболее идеологически ориентированным родом литературы в силу возможности непосредственного воздействия на зрителя.
Главная тематика дагестанской драматургии послеоктябрьского периода - сопоставление новой жизни советской действительности со старым укладом и адатами. Таким пьесам были характерны сила убеждения и публицистичность. Шли годы, и произошла замена агитационного театра пропагандистским. По истечении времени потребность плакатного театра закончилась, выполнив свою миссию - отразив революцию. К концу 20-х годов стало важным объяснить саму революцию, события гражданской войны, показать перемены, которые произошли в жизни всего народа. В эти годы, не имея опыта собственных традиций, дагестанские драматурги едва начинали знакомиться с этим жанром и его законами.
Героическая эпоха революции и гражданская война требовали своего отражения в различных формах художественного творчества. Одной из таких форм явилось театрально-драматическое искусство горского народа. Это самостоятельное творчество уже в те годы в художественно незрелых, но справедливых и правдивых картинах отразила жизнь дагестанского народа.
Революция, гражданская война породили новый для горцев вид творчества, новое явление народной культуры. Это было первичное эстетическое оформление идей новой эпохи, подступ, подход к собственно драме, начальная форма драматической поэзии, которая, отражая действительность, являясь отражением времени, давала и первые ростки социалистического реализма. Подлинное рождение дагестанской драматургии начинается в годы, когда побежденный народ почувствовал себя собственником и творцом новой жизни. Стихийные попытки создать любительские театры возникали повсеместно. Народ тянулся к новой жизни, к культуре, свободный доступ к которой давала ему новая власть.
Вместе с драматическими мотивами, которыми была полна жизнь (голод, хаос, остатки воинствующих банд), ощущение праздничной полноты было истинным выражением народного духа. Театр был одним из многих завоеваний революции, тем достоянием, которого был лишен его народ, люди принимали его горячо и всем сердцем.
Народ стал творцом театрального искусства - автором и исполнителем, который быстро научился понимать и ценить искусство. Стихийно возникая, спектакли творились народом для народа. Как правило, материал, положенный в основу пьесы, не записывался, чаще такие представления являлись итогом усилий всего коллектива театра.
Драматургия 30-х годов - это сформированный показ острой идейной борьбы, классовых противоречий, расслоение горского крестьянства. Но теперь она отражала и социалистические изменения в идеологии масс, в экономике, быту. В жизнь и в литературу приходит новый герой - строитель и созидатель.
На протяжении всей истории человечества драма возникала в периоды больших исторических потрясений, когда обострялась борьба старого и нового. Драма появилась, когда исторические условия, противоречия позволили вырваться наружу энергии, инициативе человеческой личности.
Но в этой стихийности была одна характерная закономерность: массовый публицистический театр, театр агитационный. Он шаг за шагом, очень последовательно и настойчиво разрабатывал одну и ту же идею - идею крушения мира эксплуататоров, идею прозрения народа, его гражданского и творческого роста.
Признавая могучий революционный пафос и большое эмоциональное воздействие агитационных представлений, сыгравших огромную роль в первые годы советской власти, Тахо-Годи считал, что драматургия, театр должны преодолеть массовидные тенденции, что театр неизбежно вернется в «лоно матери» - к многовековой театральной культуре, к рампе, к драматургии, основанной на классических традициях, одухотворенной коммунистическим идеалом. Он видел в театре огромные возможности воспитания масс, понимая способность драмы раскрыть с большой полнотой и силой отношения и противоречия эпохи, показать человека в его широких общественных и личных связях.
Его эстетическая платформа выражала тенденции воплощения жизненных коллизий и образа человека средствами глубокого реализма.
Дагестанская драма и бытовая пьеса рождались почти одновременно с инсценировками и в отличие от них записывались и даже публиковались. Пьесы были самого разного характера и свойства. Многих из них отличала условность, известный формализм, романтическая патетика, желание сказать новое слово в искусстве.
С конца 20-х годов в многонациональную драматургию приходят новые имена: кумыки А. Курбанов и А.-П. Салаватов, даргинец Р Нуров, лакец М. Алиев, лезгин А. Сарыджа, аварец Ш. Микаилов.
Они не только ознаменовали рождение собственно революционной драмы, но и обозначили многообразие форм воплощения, революционной тематики в драматургии. С середины 20-х годов в ней возникло героическое направление, получившее серьезное развитие во второй половине 30-х годов. А в начале 30-х годов в дагестанской драматургии революционная проблематика нашла отражение в жанрах философской трагедии, утопической драмы, сатирической комедии и психологической драмы. Даргинская драматургия развивалась в тесной связи с театральной самодеятельностью. Ее развитие было подготовлено первыми драматическими опытами участников кружков самодеятельности, возникавших в Дагестане с начала 20-х годов, а также переводами на языки народностей Дагестана пьес, в первую очередь русской и азербайджанской драматургии.
Первым даргинским автором, обратившимся к созданию пьес, был известный поэт и общественный деятель Рабадан Нуров. 20-30-е годы были не только
Библиографический список
временем активной общественной деятельности, но и порой расцвета литературного дарования даргинского поэта и драматурга. Первые послеоктябрьские произведения дагестанских авторов были посвящены теме защиты родного Дагестана от белогвардейцев и прославлению новой жизни. По сей день пьеса Р. Нурова «Насилие» считается одним из самых знаменитых драматургических произведений в даргинской литературе, поэтому его изучают в школах и вузах. При анализе пьесы стоит поговорить и о смысле названия, имеющего сразу несколько трактовок. Под насилием подразумевается применение физической силы, а также принудительное воздействие на кого-либо, моральное притеснение. События пьесы «Насилие» развертываются в горском селе, живущем стародавним укладом. Здесь испокон веков действуют неписанные законы, продиктованные местными богачами. В основе драмы - тема женского бесправия и насильственного брака в дореволюционном Дагестане. Цель пьесы «Насилие» -показать во всем ужасающем свете семейный деспотизм, который господствует в быту некоторой части общества. Название «Насилие» могло быть дано произведению по той причине, что это слово лучше всего передаёт события, которые меняют судьбы персонажей.
Сюжет пьесы - не художественный вымысел, он глубоко автобиографичен. В основу сюжета легли испытанные автором события и переживания. Главная тема произведения - описание конфликта, возникшего между двумя поколениями. Главные герои пьесы - юноша Муса из очень бедной семьи и дочь зажиточных крестьян Айшат - любят друг друга. Образ Мусы содержателен и самостоятелен и внутренне, и внешне. Сын сельского старшины, самого богатого человека в ауле Маммы, Зульпукар сватается к Айшат. Родители выдают ее замуж за сына старшины Зульфукара, которого она не любит. В дом Зульфукара приводят ее насильно. Весть о свержении царизма производит на Зульфукара впечатление взорвавшейся бомбы. Далее события разворачиваются очень быстро. Мусу назначают председателем сельского ревкома. Уходом Айшат от Зульфукара завершается пьеса. Читателю ясно, какая судьба ждет ее в дальнейшем. Ясно и то, что пришел конец прежней власти, и правда восторжествовала.
Таким образом, лейтмотив пьесы сходится в том, что без эмансипации женщины, без демократизации женских чувств нет ни мужского, ни женского счастья. Пьесой «Насилие» Р. Нуров, которая является лучшим образцом психологической драмы, открыл новую страницу в даргинской драматургии.
Драма является плодом внутреннего исторического развития национального искусства. Она опиралась на национальные поэтические традиции, национальный литературно-художественный материал, богатые фольклорные родники народного творчества. Само время вызвало к жизни этот жанр как наиболее доступный к пониманию народа, ближе всего стоящий к его жизни, способный показать простого горского труженика с его страданиями, сомнениями, поисками, надеждами, раскрыть подлинный драматизм человеческого характера в атмосфере классовых противоречий.
Талант Р. Нурова позволил в ярчайших красках передать весь реализм того времени. Показать те сложные перестроечные процессы, которые проходили на Северном Кавказе и коснулись в той или иной мере каждую семью.
1. Абакарова Ф. Очерки даргинской советской литературы (1917-1975 гг.). Махачкала, 1969.
2. Зульфукарова М. Дагестанская советская драматургия. Махачкала, 1965.
3. История дагестанской советской литературы: в 2 т. Махачкала, 1961.
4. Расулов М.-Р О. Батырай. С. Курбан. Р Нуров. Махачкала, 1971.
5. Султанова Г. Революции посвящаются: (Тема революции и социальных преобразований в дагестанской драматургии и театре). Махачкала. Дагкнигоиздат, 1981. References
1. Abakarova F. Ocherki darginskoj sovetskoj literatury (1917-1975 gg.). Mahachkala, 1969.
2. Zul'fukarova M. Dagestanskaya sovetskaya dramaturgiya. Mahachkala, 1965.
3. Istoriya dagestanskoj sovetskoj literatury: v 2 t. Mahachkala, 1961.
4. Rasulov M.-R. O. Batyraj. S. Kurban. R. Nurov. Mahachkala, 1971.
5. Sultanova G. Revolyucii posvyaschayutsya: (Tema revolyucii i social'nyh preobrazovanij v dagestanskoj dramaturgii i teatre). Mahachkala. Dagknigoizdat, 1981.
Статья поступила в редакцию 15.11.24
УДК 811.112.2
Larina T.S., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of German Language, MGIMO University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Fink T.E., postgraduate, Department of Grammar and History of the German Language, Faculty of the German language, Moscow State Linguistic University
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE KEY CONCEPTS OF VALEOLOGICAL DISCOURSE OF GERMAN MASS MEDIA. The concepts of health/ Gesundheit and of healthy lifestyle/gesunde Lebensweise. which are key concepts of valeological discourse of German mass media are identified. At the first stage of the study, various existing in linguistics definitions of "concept" are reviewed. Then there is analysis of various definitions in German dictionaries of concepts that constitute the above-mentioned key concepts, namely: the concepts of good physical well-being/ körperliches Wohlbefinden, of good psychological well-being/psychisches Wohlbefinden, of physical education/ gesunde Bewegung, of healthy nutrition/ gesunde Ernährung, as well as the latter's constituent microconcepts of body/ Körper, of psyche/ Psyche, of well-being/ Wohlbefinden, of movement/Bewegung and of nutrition/Ernährung. The authors conclude that the definitions of concepts existing in linguoculturology and cognitive linguistics make it possible to represent a concept in a form of a mental construct that has an internal and external form, largely determined by the culture of the people in whose language this concept was formed. In German linguoculture, it is possible to consider the concepts of health/Gesundheit and healthy lifestyle /gesunde Lebensweise as key concepts of the valeological discourse of the German media, which is reflected in German journals on health and a healthy lifestyle.
Key words: mass media discourse, valeological discourse, key concept, concept of health, concept of healthy lifestyle