Драматургия 30-х годов - это сформированный показ острой идейной борьбы, классовых противоречий, расслоение горского крестьянства. Но теперь она отражала и социалистические изменения в идеологии масс, в экономике, быту. В жизнь и в литературу приходит новый герой - строитель и созидатель.
На протяжении всей истории человечества драма возникала в периоды больших исторических потрясений, когда обострялась борьба старого и нового. Драма появилась, когда исторические условия, противоречия позволили вырваться наружу энергии, инициативе человеческой личности.
Но в этой стихийности была одна характерная закономерность: массовый публицистический театр, театр агитационный. Он шаг за шагом, очень последовательно и настойчиво разрабатывал одну и ту же идею - идею крушения мира эксплуататоров, идею прозрения народа, его гражданского и творческого роста.
Признавая могучий революционный пафос и большое эмоциональное воздействие агитационных представлений, сыгравших огромную роль в первые годы советской власти, Тахо-Годи считал, что драматургия, театр должны преодолеть массовидные тенденции, что театр неизбежно вернется в «лоно матери» - к многовековой театральной культуре, к рампе, к драматургии, основанной на классических традициях, одухотворенной коммунистическим идеалом. Он видел в театре огромные возможности воспитания масс, понимая способность драмы раскрыть с большой полнотой и силой отношения и противоречия эпохи, показать человека в его широких общественных и личных связях.
Его эстетическая платформа выражала тенденции воплощения жизненных коллизий и образа человека средствами глубокого реализма.
Дагестанская драма и бытовая пьеса рождались почти одновременно с инсценировками и в отличие от них записывались и даже публиковались. Пьесы были самого разного характера и свойства. Многих из них отличала условность, известный формализм, романтическая патетика, желание сказать новое слово в искусстве.
С конца 20-х годов в многонациональную драматургию приходят новые имена: кумыки А. Курбанов и А.-П. Салаватов, даргинец Р Нуров, лакец М. Алиев, лезгин А. Сарыджа, аварец Ш. Микаилов.
Они не только ознаменовали рождение собственно революционной драмы, но и обозначили многообразие форм воплощения, революционной тематики в драматургии. С середины 20-х годов в ней возникло героическое направление, получившее серьезное развитие во второй половине 30-х годов. А в начале 30-х годов в дагестанской драматургии революционная проблематика нашла отражение в жанрах философской трагедии, утопической драмы, сатирической комедии и психологической драмы. Даргинская драматургия развивалась в тесной связи с театральной самодеятельностью. Ее развитие было подготовлено первыми драматическими опытами участников кружков самодеятельности, возникавших в Дагестане с начала 20-х годов, а также переводами на языки народностей Дагестана пьес, в первую очередь русской и азербайджанской драматургии.
Первым даргинским автором, обратившимся к созданию пьес, был известный поэт и общественный деятель Рабадан Нуров. 20-30-е годы были не только
Библиографический список
временем активной общественной деятельности, но и порой расцвета литературного дарования даргинского поэта и драматурга. Первые послеоктябрьские произведения дагестанских авторов были посвящены теме защиты родного Дагестана от белогвардейцев и прославлению новой жизни. По сей день пьеса Р. Нурова «Насилие» считается одним из самых знаменитых драматургических произведений в даргинской литературе, поэтому его изучают в школах и вузах. При анализе пьесы стоит поговорить и о смысле названия, имеющего сразу несколько трактовок. Под насилием подразумевается применение физической силы, а также принудительное воздействие на кого-либо, моральное притеснение. События пьесы «Насилие» развертываются в горском селе, живущем стародавним укладом. Здесь испокон веков действуют неписанные законы, продиктованные местными богачами. В основе драмы - тема женского бесправия и насильственного брака в дореволюционном Дагестане. Цель пьесы «Насилие» -показать во всем ужасающем свете семейный деспотизм, который господствует в быту некоторой части общества. Название «Насилие» могло быть дано произведению по той причине, что это слово лучше всего передаёт события, которые меняют судьбы персонажей.
Сюжет пьесы - не художественный вымысел, он глубоко автобиографичен. В основу сюжета легли испытанные автором события и переживания. Главная тема произведения - описание конфликта, возникшего между двумя поколениями. Главные герои пьесы - юноша Муса из очень бедной семьи и дочь зажиточных крестьян Айшат - любят друг друга. Образ Мусы содержателен и самостоятелен и внутренне, и внешне. Сын сельского старшины, самого богатого человека в ауле Маммы, Зульпукар сватается к Айшат. Родители выдают ее замуж за сына старшины Зульфукара, которого она не любит. В дом Зульфукара приводят ее насильно. Весть о свержении царизма производит на Зульфукара впечатление взорвавшейся бомбы. Далее события разворачиваются очень быстро. Мусу назначают председателем сельского ревкома. Уходом Айшат от Зульфукара завершается пьеса. Читателю ясно, какая судьба ждет ее в дальнейшем. Ясно и то, что пришел конец прежней власти, и правда восторжествовала.
Таким образом, лейтмотив пьесы сходится в том, что без эмансипации женщины, без демократизации женских чувств нет ни мужского, ни женского счастья. Пьесой «Насилие» Р. Нуров, которая является лучшим образцом психологической драмы, открыл новую страницу в даргинской драматургии.
Драма является плодом внутреннего исторического развития национального искусства. Она опиралась на национальные поэтические традиции, национальный литературно-художественный материал, богатые фольклорные родники народного творчества. Само время вызвало к жизни этот жанр как наиболее доступный к пониманию народа, ближе всего стоящий к его жизни, способный показать простого горского труженика с его страданиями, сомнениями, поисками, надеждами, раскрыть подлинный драматизм человеческого характера в атмосфере классовых противоречий.
Талант Р. Нурова позволил в ярчайших красках передать весь реализм того времени. Показать те сложные перестроечные процессы, которые проходили на Северном Кавказе и коснулись в той или иной мере каждую семью.
1. Абакарова Ф. Очерки даргинской советской литературы (1917-1975 гг.). Махачкала, 1969.
2. Зульфукарова М. Дагестанская советская драматургия. Махачкала, 1965.
3. История дагестанской советской литературы: в 2 т. Махачкала, 1961.
4. Расулов М.-Р О. Батырай. С. Курбан. Р Нуров. Махачкала, 1971.
5. Султанова Г. Революции посвящаются: (Тема революции и социальных преобразований в дагестанской драматургии и театре). Махачкала. Дагкнигоиздат, 1981. References
1. Abakarova F. Ocherki darginskoj sovetskoj literatury (1917-1975 gg.). Mahachkala, 1969.
2. Zul'fukarova M. Dagestanskaya sovetskaya dramaturgiya. Mahachkala, 1965.
3. Istoriya dagestanskoj sovetskoj literatury: v 2 t. Mahachkala, 1961.
4. Rasulov M.-R. O. Batyraj. S. Kurban. R. Nurov. Mahachkala, 1971.
5. Sultanova G. Revolyucii posvyaschayutsya: (Tema revolyucii i social'nyh preobrazovanij v dagestanskoj dramaturgii i teatre). Mahachkala. Dagknigoizdat, 1981.
Статья поступила в редакцию 15.11.24
УДК 811.112.2
Larina T.S., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of German Language, MGIMO University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Fink T.E., postgraduate, Department of Grammar and History of the German Language, Faculty of the German language, Moscow State Linguistic University
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE KEY CONCEPTS OF VALEOLOGICAL DISCOURSE OF GERMAN MASS MEDIA. The concepts of health/ Gesundheit and of healthy lifestyle/gesunde Lebensweise. which are key concepts of valeological discourse of German mass media are identified. At the first stage of the study, various existing in linguistics definitions of "concept" are reviewed. Then there is analysis of various definitions in German dictionaries of concepts that constitute the above-mentioned key concepts, namely: the concepts of good physical well-being/ körperliches Wohlbefinden, of good psychological well-being/psychisches Wohlbefinden, of physical education/ gesunde Bewegung, of healthy nutrition/ gesunde Ernährung, as well as the latter's constituent microconcepts of body/ Körper, of psyche/ Psyche, of well-being/ Wohlbefinden, of movement/Bewegung and of nutrition/Ernährung. The authors conclude that the definitions of concepts existing in linguoculturology and cognitive linguistics make it possible to represent a concept in a form of a mental construct that has an internal and external form, largely determined by the culture of the people in whose language this concept was formed. In German linguoculture, it is possible to consider the concepts of health/Gesundheit and healthy lifestyle /gesunde Lebensweise as key concepts of the valeological discourse of the German media, which is reflected in German journals on health and a healthy lifestyle.
Key words: mass media discourse, valeological discourse, key concept, concept of health, concept of healthy lifestyle
Т.С. Ларина, канд. филол. наук, ст. преп., МГИМО МИД России, г. Москва. E-mail: [email protected] Т.Е. Финк, соискатель, МГЛУ, г. Москва, E-mail: [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПТЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА СМИ ГЕРМАНИИ
На материале немецких СМИ в настоящем исследовании выделяются ключевые концепты вапеологического дискурса СМИ Германии - концепты здоровье/Gesundheit и здоровый образ жизни /gesunde Lebensweise. На первом этапе исследования рассматриваются разные определения понятия «концепт», существующие в лингвистической науке. Затем на основе определений из немецких толковых словарей проводится дефиниционный анализ концептов, составляющих вышеназванные ключевые концепты, а именно: концептов «Хорошее физическое самочувствие» / körperliches Wohlbefinden, «Хорошее психологическое самочувствие» /psychisches Wohlbefinden, «Физкультура» /gesunde Bewegung, «Здоровое питание» / gesunde Ernährung, а также таких микроконцептов, как «Тело» /Körper, «Психика»/Psyche, «Самочувствие»/Wohlbefinden, «Движение» /Bewegung и «Питание» /Ernährung, являющихся составляющими последнего концепта. Авторы делают вывод о том, что определения концептов, существующие в лингвокультурологии и когнитивной лингвистике, позволяют представить концепт в виде мыслительного конструкта, имеющего внутреннюю и внешнюю форму, в значительной степени определяемые культурой народа, в языке которого оформился данный концепт В немецкой лингвокультуре представляется возможным рассмотрение концептов «Здоровье» / Gesundheit и «Здоровый образ жизни» / gesunde Lebensweise в качестве ключевых концептов валеологического дискурса СМИ Германии, находящего отражение в немецких журналах о здоровом образе жизни.
Ключевые слова: дискурс СМИ, валеологический дискурс, ключевой концепт, концепт здоровье, концепт здоровый образ жизни
Актуальность темы исследования состоит в комплексном исследовании ключевых концептов в валеологическом дискурсе СМИ Германии.
Происхождение термина «концепт» уходит корнями в математическую логику, исследующую естественный язык с его различными смыслами, именуемыми понятиями, которые уже в конце XIX века отождествлялись с концептами. Лингвистическим термином концепт стал в 1928 г - после публикации в журнале «Русская речь» статьи С.А. Аскольдова-Алексеева «Слово и концепт», в которой концепт рассматривался как мыслительное образование, основная функция которого - замещение. Сегодня понятие концепта имеет междисциплинарный статус и прочно вошло в понятийный аппарат лингвокультурологии и когнитивной лингвистики. Концепт является важной категорией в лингвистическом описании языковой картины миры. Концепт «Здоровье» исследовали в своих работах такие учёные, как А.Н. Усачева [1], Л.О. Тимошенко [2], Е.Д. Аксенова [3], ГП. Бурова [4], Л.В. Ту-ленинова [5], Е.И. Кириленко [6], Н.Н. Неделяева [7], А.В. Яроцкая [8], А.Ю. Петкау [9], Е.Б. Пенягина [10], А.С. Королькова [11] и др. На основе анализа определений концепта ведущими лингвистами нами было выработано своё определение, согласно которому под концептом понимается мыслительный конструкт, который имеет внутреннюю и внешнюю форму, которые в значительной степени определяются культурой народа, в языке которого оформился данный концепт. Однако ключевые концепты валеологического дискурса СМИ Германии рассмотрены недостаточно в отечественной лингвистике, что и предопределило выбор темы.
Цель статьи заключается в описании ключевых концептов валеологического дискурса СМИ Германии, в частности, концептов «Здоровье»/ Gesundheit и «Здоровый образ жизни» / gesunde Lebensweise.
Задачи, необходимые для достижения вышеуказанной цели, состоят в рассмотрении разных точек зрения на понятие «концепт»; выделении ключевых концептов валеологического дискурса СМИ Германии; в дефиниционном анализе ключевых концептов валеологического дискурса СМИ Германии.
Для решения поставленных задач в настоящей статье используются такие методы исследования, как метод сплошной выборки, описательный метод, по-левый подход к описанию выделенных единиц, а также дефиниционный анализ.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной лингвистике на материале немецких СМИ выделяются ключевые концепты «Здоровье» / Gesundheit и «Здоровый образ жизни» / gesunde Lebensweise, а также концепты, являющиеся составной частью выделенных ключевых концептов (макро- и микроконцепты).
Теоретическая значимость состоит в том, что данное исследование может способствовать углублению теоретических основ валеологии, а сравнительный анализ немецкого валеологического дискурса СМИ с аналогичными дискурсами в других странах может выявить культурные особенности восприятия здоровья и, как следствие, позволит проследить влияние социокультурного контекста на формирование у человека валеологических понятий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть полезны при разработке образовательных материалов и программ, направленных на повышение осведомленности населения о здорово м образе жизни.
Предметом исследования являются ключевые концепты валеологического дискурса СМИ Германии - корпуса текстов, опубликованных в СМИ Германии, центральной темой которых является здоровье и здоровый образ жизни. Ключевой концепт является понятием, отражающим нечто, характерное для определённой культуры в общем и для определённой общности в частности. Данный термин основан на метафоре «ключи от культуры» и активно используется в лингвистических трудах [12; 13]. На основании тематической типологизации были выделены четыре подвида валеологического дискурса СМИ Германии, имеющих приставку валео-, являющуюся заимствованием из древнегреческого и означающую «быть здоровым»: валео- медицинский, психологический, спортивный,га-строномический дискурсы.
Концепты «Здоровье» / Gesundheit и «Здоровый образ жизни» / gesunde Lebensweise выделяются нами в качестве ключевых концептов валеологического
дискурса СМИ Германии ввиду того, что вокруг одноименных понятий сосредотачиваются представленные в толковых и этимологических словарях концептуальные признаки термина «валеологический». При определении ключевого концепта «Здоровье» /Gesundheit представляется важным обратитьсяк дефинициям лексемы Geaua/M втемфврхстюварет.в частыовти, DBden[14], ыфтне [15], УТзРпН[16].
Дефиниционный анализ лексемы Gesundheit позволяет выявить такие рнвцепауныифыи ьристсов, ыфвхорошеефизическое u екихоттгичеткоссамо-чувствие, которые будут составлять их семантическое поле. Ключевой концепт «ЗЩровьы»/ Gesundbcbb межна апнеделато аакмыалительсфыйконстаукт, и котором отражены представления социума о хорошем физическом и психологиче-ссас яамочувссвии чтыювака.Садеежатзльная стсуктера конце^пта «Здоровье» / Gesundheit включает в себя следующие компоненты: хорошее физическое и пзиxoлo|■илecкoecсмoесвcтииа.тс естззочалтосз текс микрыжопнсваов: «Тело» / Körper, «Психика» / Psyche и «Самочувствие» / Wohlbefinden. Концепт «Здоро-скню PGesun гЩюМ ахефатмч ески можно изобразить следующим образом:
Рис. 1. Схематическое изображение концепта «Здоровье» / Gesundheit
Согласно дефинициям слова Körper в немецких словарях, в семантическое поле лексемы Körper входят такие понятия, как организм, внешность, телосложе-паы. СььимнЧьчзчм, старояянтсст «7ело»/Кофегможнс ЫФьсдплить какмыс-лительный конструкт, в котором отражены представления социума об организме ныдояеса
Ыав аваеделенеимикроконцепта «Geaxuкa»eUюсPhe прецттиапнететваж-ным обратитесяк дефтзлцияо слова Paarte в ениецкив ^Tafm Седпасно дсфснрвитм, ыемактичес/онпофрнеюваРзусЫке можпочНынпнтирн как организацию нервной деятельности, чувств, эмоций людей. Микроконцепт «Тело» / Körper мск наснентелит ь ¡^ч^^ы^^ь^и^ит^ль ныйконструцз кото /он отфржеты прктетаыле-ния социума о чувствахиэмоцияхчеловека.
ПвоведённыЯдсфркициокный нмализ сларк ВХоП/Яе/клеял ннчичачв кде-латьвывод, что семантическое поле микряконцехцх «Хорошекаа/аохувятвие» / И/лнсваНоНаи составляет окрошее ф иьмьнскоа идфшвнное хамогхвьныие, о ас-положение духа, ощущение благополучия. Таким образом, микроконцепт «Хоро-шресааюп«вснрв иыя/йиЛГен/тМчлыяедставкежтзлбоЯ мыслиттеиьыЫ еотатру кт,
Рис. 2. Схематическое изображение концепта «Хорошеефизическоесамочувствие»/körperlichesWohlbefinden
отражающий представления социальной группы и социума в целом о хорошем физическом самочувствииисостояниидуха.
На основании определений, данных выше, концепт «Хорошее физическое самочувствие» / körperlicheo WоУ/beЫЗndex/можис опиехиличиуак мыслителиный сомструив в1^ото^оллотра^<^1^ь^1предстауления социума » здоровом фунмциони-рэсмв аруквиехсисееморгхрызми.
Исходм ип илО^о^ниц/Унного мнплиза лексических единиц
Körper и Wohlbefinden и средств реализации данных концептов, можно сделать вывоу.чте хониепт «7орошее фичическое самочувстуие» I körperliches WohlloMfindeK келхетсяхличехым хо/щепткыкехеомедицинихого дисаурочСМИ Нерлпнио.
Концепт «Хорошее психологическое самочувствие» / psychisches WoNtefindec зожнп сор^^дбрить хц/мыслиаелзрый ^ohc-^id^k1^, икииирс^м отражены представления социума о чувствах и эмоциях, благотворно влияющих на эмоциональное состояние человека.
Для схематического изображения концепта «Физкультура» / gesunde Bewegung была выбрана полевая модель хонцепта.Ядра иперифериихонцеп-тов«3dopoebe»/Gesundheit и «Движениея/Веледьулдпеаеаехаются идбразуют следующую струхтуру:
Концепт здоровье/ Gesundheit
^ow^^^^uxeHt^yeewegung
Рис. З.Схематичеихое изобр)<^>^€эние н^с^ицепта
«Хорошем поихплогичелкоу самочувствие» /«урквЫех^а Wohfoe.ndpu
Ионодя из проведерросо /бфирсцнопрого анализалехсичесхих вдиниц Psyche и Wohlbefinden и средств реализации данных концептов, можно сделать фквлд, ото хлнцесс «Хомомхччсихолоусурскорсимочуозпивчс»/ psychisches ШЬШЫмц сви^яетсия омооноым нлилeпaoc валниссихсломчонохого i^i^cкурса СМИ Чхрахцв.
Сор/опт «Здорврош образжиреи» /gBSundeL.ee/PSweise состаал из хон-цептов «Здоровье» / Gesundheit и «Образ жизни» / Lebensweise. Определение аснсеппр еЗбозовье» /СериятМИыли депо т/eue. Пе«ейцрм « «а/сеоарению концепта «Образ жизни» / Lebensweise и обратимся к дефинициям лексемы 1«и/п5ове/'р/ в пемецхехралт/в з^хсхоЕ^аря:с.
Дефидицио/хый /пдмыд лап^мы Geound/eCB позвоыяеа о/5<взнас^ь её севараипсыдоеп/хе сыт дарюшра фисичвси^ор ие, а
аналиы «рфиовц/^й чсова СвЬепзи/е/сепозви/ыеа обозчаасеь егоиемотвисеское поле как способ.
Триом тДразом, ключевой концепт «Здоровый образ жизни» / gesunde Lebenswege могеии опраделитрхах и^ьюлвк^/выВКиосстиокв, в кот/ром осраже-ныг^|э^(цр^^вл^иии со^ума с^^коы о^вит жизни, ^c^TC^p^blИPnрsобс/сыеа псддер->п^ыигэ Физсчсвмрго ипспхичес^й)l"Oсnсц^iD^t^е.
К здоровому образу жизни относят здоровые привычки, здоровое питание, фассультрви, позитсвное мышоерие, влорытрныаную немсло/ич^р^^д^ю об^с^танов-ку в окружении, творчество и т. д. В данной работе мы рассматриваем только два хампеноовоздоровеге чсразажизно: здодосос бсииипе иву^изкультуру.
ыозцет«Здосхеыйобраз жизни» / иезипЬз Leeрnswыise соато/ы вз концептов «Физкультура» / gesunde Bewegung и «Здоровое питание» / gesunde Emährxng.
Реп.5.Полеваямодхльхонцепта <гревабпьтура»/де sxncte gewenung
Ипхо6^?! на еелврдё^ь^п^1^д др^селнрцеьапо^о онплнна лаепе'^^с^i^x ир,тмц Geiunbhebt и Вндедилддааахжпсредста |аехьиза^а бл^ь^ю к<лнрдптов,
можно говорить о том, что концепт «Физкультура» /gesunde Bewegung входит в члсло хлючяпых левцдпаодвелеоипоеиив ного диеиирсаоепецеилСМИ.
В качестве елвлавсяющих хорцепаа^Зборовое питание» / gesunde Boöfaung мяждоаыдрлиаь едрценб ыадлровье» / Gesundheit и микроконцепт «Лаьление» Нрноа/мисю.Клна^^е^ы 6^^xoeoxoH^Gesu^(n/e/f был опешив выше. Рассмотрим микроконцепт «Питание» / Ernährung. Дефиниционный анализ лексемы Етё^/од аревеб^х оьохоачиаь еёвоминаич ее обеисечарие, янабх^^н^о^^.
Концепт «Здоровое питание» / gesunde Ernährung можно определить как маюевабоьхые конструкт.вхобел-м oаpсжсыывpадcтaвлeниа снеиамн охоави-л^^^ртрхИьлппо нoлeнбoИ пищн.а тярма о ее ясвоенаь, чяп.в свою ячлеидн, рпиеобюeюхеьпoддepжaнбж с няю ндорювяп.
Для схематического изображения концепта «Здоровое питание» / gesunde Ерр^ы^гипд была во1браее полезвая 1\лодеэль^ хонцепаа. Ядра и п^ряис|э^ри1п хонцеь-аре «Здоросьо»/ .е ssedhettw e итаиие.Ет а^ле.пере сбхаюеря сле-
Концепт здоровье/ Gesundheit
Концепт питание/ Ernährung
Рос O.Cxeмsтисоcноeeзс^^охс^^иис хонцапае «Здоровый образ жизни» / gesunde Lebensweise
Рассмотрим более подробно концепт «Физкультура» /gesunde Bewegung. Данный концепт состоит из концепта «Здоровье» / Gesundheit и микроконцеп-то «Дыижеове» «Здтрхехе» GeouHdh&tUibm опаахн выше.
Рассмотрим микроконцепт «Движение»/Bewegung. Дефиниционный анализ лех-семыВосыесиир позвеляетхОозхачиза оисем снаичесхалпол е хаитзеизер ие положения тела, изменение места, изменение позы. Таким образом, концепт «Фине иуоитура»/деscnelofawegunимвжио определи/с как мыолхтельент кс^структ, в хоторым оаиажеиз1предяаавоироя бсастмааздоаопсм дви/^^^и.
| - периферия ■ -ядро
Рис. 6. Полевая модель концепта «Peopopoepumaoue->lgesundeOrnBhrung
Проведенный анализ дефиниций лексем Gesundheit и Ernährung, а также средств реализации одноименных концептов, позволяет заключить, что концепт «Здоровое питание» / gesunde Ernährung является ключевым концептом вале-о-гастрономического дискурса СМИ Германии.
0-|-еделхоияпон«ептоо, еущестрадщиеб^ан^гвббулы-ур^с^лс^гиии когрс/ тивной лингвистике, позволяют представить концепт в виде мыслительного коноорурта-рохещодовнар^^н^е^и^юи виршно^еор^оро^^,^ зночиаельнрй аооеени определяемые культурой народа, в языке которого оформился данный концепт. П пкмебкийлбнуиаксвииуре пнедрндвлаеацярнзможрым к/днер-
тов «Здоровье» / Gesundheit и «Здоровый образ жизни» / gesunde Lebensweise вхачестверрмчевыо концептов валеологического дискурса СМИ Германии, находящего отражение в немецких журналах о здоровье и здоровом образе жре«р.ро°уктара ееинрных концднаов «Зпоронье»щ враип.Ш р«Здоровый образ жизни» / gesunde Lebensweise является неоднородной: ключевой концепт «Зборее ьu»оGesдцdh e/f ее«тс^1^т пз оонцроеовнХор о и»« ф ихдчдс»оесощрчрв -ствие» / körperliches Wohlbefinden и «Хорошее психологическое самочувствие» 3 ^с/н/осЛее^^е/уос/еП1 подразцеляющинся, в овоюореооре, н^т^иео^ мр/ кроконцепты, как «Тело» /Körper, психика/Psyche и «Хорошее самочувствие» / ИШЬ бй/ерл.^ юч е вой карцепр «Здравый оррмз ждпн и «/щоsuede LюOepuweis е состоит из концептов «Физкультура» / gesunde Bewegung и «Здоровое питание» ра,неолнертиррипд.
ßis
Библиографический список
1. Усачева А.Н. Лингвистические параметры концепта «Состояние здоровья» в современном английском языке. Диссертация ... кандидата филологических наук. Волгоград, 2002.
2. Тимошенко Л.О. Скалярно-антонимический комплекс концепта здоровье в русском и английском языках. Диссертация ... кандидата филологических наук. Уфа, 2005.
3. Аксенова Е.Д. Лингвокультурологический анализ концептосферы «Здоровье человека» в русской паремиологии. Диссертация ... кандидата филологических наук. Москва, 2008.
4. Бурова Г. П. Фармацевтический дискурс как культурный код: семиотические, прагматические и концептуальные основания. Диссертация ... кандидата филологических наук. Ставрополь, 2008.
5. Туленинова Л.В. Концепты «здоровье» и «болезнь» в английской и русской лингвокультурах. Диссертация ... кандидата филологических наук. Волгоград, 2008.
6. Кириленко Е.И. Медицина как феномен культуры: опыт гуманитарного исследования. Диссертация ... доктора философских наук. Томск, 2009.
7. Неделяева Н.Н. Здоровье как ценностная ориентация массового сознания. Диссертация ... кандидата философских наук. Пятигорск, 2012.
8. Яроцкая А.В. Лексические средства номинации сферы здоровья в англоязычных журнальных текстах: когнитивно-прагматический ракурс. Диссертация ... кандидата филологических наук. Москва, 2012.
9. Петкау А.Ю. Концепт здоровье: модификация когнитивных признаков: по данным газетных и рекламных текстов советского и постсоветского периодов. Диссертация ... кандидата филологических наук. Екатеринбург, 2015.
10. Пенягина Е.Б. Содержание и структура концептов «аптека», «деньги», «здоровье»: лингвокогнитивный анализ. Диссертация ... кандидата филологических наук. Пермь, 2022.
11. Королькова А.С. Прагматико-семантический потенциал единиц концептосферы «Здоровый образ жизни» (на материале современного медиадискурса). Киров, 2021.
12. Карасик В.И. Языковые ключи. Москва: Гнозис, 2009.
13. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. Минск: Тетра Системс, 2004.
14. DUDEN-online: Das große Wörterbuch der deutschen Sprache. Available at: https://www.duden.de/
15. DWDS-online: Das Digitale Wörterbuch der deutschen Sprache. Available at: https://www.dwds.de/
16. Wahrig. Deutsches Wörterbuch. Gütersloch - München: Brockhaus, 2011.
References
1. Usacheva A.N. Lingvisticheskieparametry koncepta «Sostoyaniezdorov'ya» vsovremennom anglijskomyazyke. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Volgograd, 2002.
2. Timoshenko L.O. Skalyarno-antonimicheskij kompleks koncepta zdorov'e v russkom i anglijskom yazykah. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Ufa, 2005.
3. Aksenova E.D. Lingvokul'turologicheskijanaliz konceptosfery «Zdorov'e cheloveka» vrusskojparemiologii. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 2008.
4. Burova G.P. Farmacevticheskij diskurs kakkul'tumyj kod: semioticheskie, pragmaticheskie ikonceptual'nye osnovaniya. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Stavropol', 2008.
5. Tuleninova L.V. Koncepty «zdorov'e»i «bolezn» vanglijskojirusskojlingvokul'turah. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Volgograd, 2008.
6. Kirilenko E.I. Medicina kak fenomen kultury: opytgumanitarnogo issledovaniya. Dissertaciya ... doktora filosofskih nauk. Tomsk, 2009.
7. Nedelyaeva N.N. Zdorov'e kakcennostnaya orientaciya massovogo soznaniya. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Pyatigorsk, 2012.
8. Yarockaya A.V. Leksicheskiesredstvanominaciisferyzdorov'ya vangloyazychnyhzhurnal'nyh tekstah:kognitivno-pragmaticheskijrakurs. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 2012.
9. Petkau A.Yu. Konceptzdorov'e: modifikaciya kognitivnyh priznakov: po dannym gazetnyh ireklamnyh tekstov sovetskogo ipostsovetskogo periodov. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Ekaterinburg, 2015.
10. Penyagina E.B. Soderzhanie istruktura konceptov «apteka», «den'gi», «zdorov'e»: lingvokognitivnyjanaliz. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Perm', 2022.
11. Korol'kova A.S. Pragmatiko-semanticheskij potencial edinic konceptosfery «Zdorovyj obraz zhizni» (na materiale sovremennogo mediadiskursa). Kirov, 2021.
12. Karasik V.I. Yazykovye klyuchi. Moskva: Gnozis, 2009.
13. Maslova V.A. Kognitivnaya lingvistika: uchebnoe posobie. Minsk: Tetra Sistems, 2004.
14. DUDEN-online: Das große Wörterbuch der deutschen Sprache. Available at: https://www.duden.de/
15. DWDS-online: Das Digitale Wörterbuch der deutschen Sprache. Available at: https://www.dwds.de/
16. Wahrig. Deutsches Wörterbuch. Gütersloch - München: Brockhaus, 2011.
Статья поступила в редакцию 02.11.24
УДК 378
Ma Yiqun, postgraduate, Department of Digital Media Communications, Saint-Petersburg State University (Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
COMPARATIVE ANALYSIS OF CHINESE AND RUSSIAN JOURNALISTIC ETHICS CODES. The study presents a comparative analysis of journalistic regulatory frameworks in the People's Republic of China and the Russian Federation within the context of digital media transformation. The research encompasses a systematic examination of the evolutionary trajectory of media regulatory frameworks in both nations, investigating the implementation mechanisms of ethical standards in journalistic praxis and the distinctive features of state-administered content oversight in the digital sphere. Through comprehensive analysis of deontological codes, legislative frameworks, and official documentation, the study identifies both convergent and divergent characteristics in the regulatory mechanisms of these two nations. The findings demonstrate that the Chinese regulatory model is characterized by stringent state-mandated content control, particularly in the domain of digital media, whereas the Russian model, which initially emphasized media independence, has undergone an evolution toward enhanced oversight of information dissemination.
Key words: journalistic ethics, regulatory methodology, self-regulation, content censorship, Sino-Russian comparative analysis
Ма Ицюнь, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КИТАЙСКИХ И РОССИЙСКИХ КОДЕКСОВ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ЭТИКИ
Статья посвящена сравнительному анализу систем регулирования журналистской деятельности в Китайской Народной Республике и Российской Федерации в условиях цифровой трансформации медиапространства. В работе проведен системный анализ эволюции нормативно-правовой базы регулирования СМИ обеих стран, механизмов имплементации этических норм в журналистской практике и особенностей государственного контроля над медиаконтен-том в цифровой среде. На основе изучения деонтологических кодексов, нормативно-правовых актов и официальных документов выявлены конвергентные и дивергентные характеристики регуляторных механизмов двух стран. Установлено, что китайская модель характеризуется императивным государственным контролем над контентом, особенно в сфере онлайн-медиа, в то время как российская модель, изначально ориентированная на независимость медиасре-ды, эволюционировала к усилению контроля над информационными потоками.
Ключевые слова: журналистская этика, метод регулирования, саморегулирование, цензура контента, сравнение между Китаем и Россией
В эпоху цифровой трансформации СМИ выступают ключевым механизмом информационного обеспечения общества и формирования общественного мнения. Развитие социальных медиа фундаментально изменило парадигму распространения контента, создав новые вызовы для традиционной журналистской деонтологии. Китайская Народная Республика и Российская Федерация как государства значительного геополитического влияния, используют массмедиа в качестве инструмен-
та социального управления, что и обусловливает актуальность данной работы. В связи с тем, что наблюдается существенная дивергенция в методологии противодействия деструктивному дискурсу и дезинформации в социальных медиа, целью этого исследования является сравнительный анализ систем регулирования журналистской деятельности в Китайской Народной Республике и Российской Федерации в контексте цифровой трансформации медиапространства [1-15].