Научная статья на тему 'КУМЫКСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА'

КУМЫКСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
92
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ДРАМАТУРГИЯ / КУМЫКСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ / ПРОБЛЕМАТИКА / ЭВОЛЮЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА / ДРАМА / КОМЕДИЯ / КОНФЛИКТ / ОБРАЗ / ПОЭТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гусейнов Малик Алиевич

В статье рассмотрена кумыкская драматургия 1920-1950-х гг., на которые приходится деятельность известных национальных драматургов А.-П. Салаватова, А. Курбанова, Аткая, Ю. Гереева, Г. Рустамова, А. Баширова и др. Основной массив произведений органично вписывается в контекст советской эпохи, когда словесная культура была нацелена на решение задач, стоявших перед обществом, на строительство новой жизни. В сценических произведениях доминируют присущие указанному периоду проблематика, мотивы, в частности, борьба с духовенством, коллективизация, проблемы просвещения, гневная отповедь фашизму, возвращение к мирной жизни и т. д. При этом в русле деидеологизированного прочтения драматургического наследия советского прошлого отмечено, что индивидуальное мастерство, самобытность авторов обусловили выходы за грани утвердившихся в литературе соцреалистических клише, отражение, пусть и через детали, реалий неоднозначной действительности. Актуальность исследования обусловлена тем, что впервые объектом научного рассмотрения становится кумыкская драматургия первой половины XX в. в целостном виде, с выявлением вех ее развития, эволюции, с высвечиванием наиболее знаковых явлений, текстов, с определением вклада в этот процесс конкретных авторов. Базовыми являются социокультурный и аналитический методы исследования. Кумыкская драматургия исследована с учетом принципа историзма, а также опыта современного российского литературоведения по новому прочтению советского литературного наследия. Произведения А.-П. Салаватова «Красные партизаны», А. Курбанова «Поворот», «Любовь Асият», комедии А. Баширова «Манап», М. Курбанова «Молла Насрутдин» и др. осмысливаются как в русле движения литературного процесса, так и социально-политической ситуации времени их создания. В хронологическом разрезе выявлены пути эволюции проблематики, развития жанров, поэтики, в том числе усиление психологизма. В данном контексте, в частности в жанровом плане, отмечены активизация социальной драмы трагедийного звучания в годы строительства советской власти (конец 1920 - начало 1930-х гг.), зарождение комедии (вторая половина 1930 гг.), актуализация в последующем семейно-бытовой проблематики, возникновение психологической драмы (послевоенный период).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KUMYK DRAMATURGY OF THE FIRST HALF OF THE XX CENTURY

The article considers Kumyk dramaturgy of the 1920-1950s, which accounts for the activities of famous national playwrights A.-P. Salavatov, A. Kurbanov, Atkay, Yu. Gereev, G. Rustamov, A. Bashirov and others. The main array of works organically fits into the context of the Soviet era, when verbal culture was aimed at solving the problems facing society, at building a new life. Stage works are dominated by the problems inherent in the specified period, motives, in particular, the struggle against the clergy, collectivization, problems of enlightenment, an angry rebuke to fascism, a return to peaceful life, etc. At the same time, within the framework of the deideologized reading of the dramatic heritage of the Soviet past, it has been noted that the individual skill, identity of the authors determined the exit of socialist-realistic cliches established in literature, the reflection, albeit through detail, of the realities of ambiguous reality. The relevance of the study is due to the fact that for the first time the Kumyk drama of the first half of the 20th century becomes the object of scientific consideration in a holistic form, with the identification of development milestones, evolution, with the highlighting of the most significant phenomena, texts, and the determination of the contribution to this process of specific authors. Sociocultural and analytical research methods are basic. Kumyk drama was studied taking into account the principle of historicism, as well as the experience of modern Russian literary criticism on a new reading of the Soviet literary heritage. A.-P. Salavatov’s "Red Partisans", A. Kurbanov’s "Turn," "Love Asiyat," A. Bashirov’s comedy "Manap," M. Kurbanov’s "Molla Nasrutdin" and others are considered with the framework of both the movement of the literary process and the socio-political situation of the time of their creation. In the chronological context, the ways of evolution of problems, the development of genres, poetics, including the strengthening of psychologism, are revealed. In this context, in particular, in the genre plan, the intensification of the social drama of the tragic sound during the years of the construction of Soviet power (late 1920-early 1930s), the emergence of comedy (second half of the 1930s), the actualization of family and everyday issues in the future, the emergence of psychological drama (post-war period) were noted.

Текст научной работы на тему «КУМЫКСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА»

УДК 821.351.0

М. А. Гусейнов

Кумыкская драматургия первой половины XX века

Дагестанский федеральный исследовательский центр Российской академии наук,

г. Махачкала, Россия

Аннотация. В статье рассмотрена кумыкская драматургия 1920-1950-х гг., на которые приходится деятельность известных национальных драматургов А.-П. Салаватова, А. Курбанова, Аткая, Ю. Гереева, Г. Рустамова, А. Баширова и др. Основной массив произведений органично вписывается в контекст советской эпохи, когда словесная культура была нацелена на решение задач, стоявших перед обществом, на строительство новой жизни. В сценических произведениях доминируют присущие указанному периоду проблематика, мотивы, в частности, борьба с духовенством, коллективизация, проблемы просвещения, гневная отповедь фашизму, возвращение к мирной жизни и т. д. При этом в русле деидеологизированного прочтения драматургического наследия советского прошлого отмечено, что индивидуальное мастерство, самобытность авторов обусловили выходы за грани утвердившихся в литературе соцреалистических клише, отражение, пусть и через детали, реалий неоднозначной действительности. Актуальность исследования обусловлена тем, что впервые объектом научного рассмотрения становится кумыкская драматургия первой половины XX в. в целостном виде, с выявлением вех ее развития, эволюции, с высвечиванием наиболее знаковых явлений, текстов, с определением вклада в этот процесс конкретных авторов. Базовыми являются социокультурный и аналитический методы исследования. Кумыкская драматургия исследована с учетом принципа историзма, а также опыта современного российского литературоведения по новому прочтению советского литературного наследия. Произведения А.-П. Салаватова «Красные партизаны», А. Курбанова «Поворот», «Любовь Асият», комедии А. Баширова «Манап», М. Курбанова «Молла Насрутдин» и др. осмысливаются как в русле движения литературного процесса, так и социально-политической ситуации времени их создания. В хронологическом разрезе выявлены пути эволюции проблематики, развития жанров, поэтики, в том числе усиление психологизма. В данном контексте, в частности в жанровом плане, отмечены активизация социальной драмы трагедийного звучания в годы строительства советской власти (конец 1920 - начало 1930-х гг.), зарождение комедии (вторая половина 1930 гг.), актуализация в последующем семейно-бытовой проблематики, возникновение психологической драмы (послевоенный период).

Ключевые слова: дагестанская литература, драматургия, кумыкская словесность, проблематика, эволюция, социально-культурная парадигма, драма, комедия, конфликт, образ, поэтика.

DOI 10.25587/ГО778-7469-362М

ГУСЕйНОВ Малик Алиевич - д. филол. н., гл. н. с. Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук. E-mail: [email protected]

GUSEYNOVMalik Alievich - Doctor of Philology, Chief Researcher, Institute of Language, Literature and Art named after G. Tsadasa Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences.

M. A. Guseynov

Kumyk dramaturgy of the first half of the xx century

Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala, Russia

Abstract. The article considers Kumyk dramaturgy of the 1920-1950s, which accounts for the activities of famous national playwrights A.-P. Salavatov, A. Kurbanov, Atkay, Yu. Gereev, G. Rustamov, A. Bashirov and others. The main array of works organically fits into the context of the Soviet era, when verbal culture was aimed at solving the problems facing society, at building a new life. Stage works are dominated by the problems inherent in the specified period, motives, in particular, the struggle against the clergy, collectivization, problems of enlightenment, an angry rebuke to fascism, a return to peaceful life, etc. At the same time, within the framework of the deideologized reading of the dramatic heritage of the Soviet past, it has been noted that the individual skill, identity of the authors determined the exit of socialist-realistic cliches established in literature, the reflection, albeit through detail, of the realities of ambiguous reality. The relevance of the study is due to the fact that for the first time the Kumyk drama of the first half of the 20th century becomes the object of scientific consideration in a holistic form, with the identification of development milestones, evolution, with the highlighting of the most significant phenomena, texts, and the determination of the contribution to this process of specific authors. Sociocultural and analytical research methods are basic. Kumyk drama was studied taking into account the principle of historicism, as well as the experience of modern Russian literary criticism on a new reading of the Soviet literary heritage. A.-P. Salavatov's "Red Partisans", A. Kurbanov's "Turn," "Love Asiyat," A. Bashirov's comedy "Manap," M. Kurbanov's "Molla Nasrutdin" and others are considered with the framework of both the movement of the literary process and the socio-political situation of the time of their creation. In the chronological context, the ways of evolution of problems, the development of genres, poetics, including the strengthening of psychologism, are revealed. In this context, in particular, in the genre plan, the intensification of the social drama of the tragic sound during the years of the construction of Soviet power (late 1920-early 1930s), the emergence of comedy (second half of the 1930s), the actualization of family and everyday issues in the future, the emergence of psychological drama (post-war period) were noted.

Keywords: Dagestan literature, drama, Kumyk literature, problems, evolution, socio-cultural paradigm, drama, comedy, conflict, image, poetics.

Введение

Драматургия кумыков, зарождение которой приходится на дореволюционное, досоветское десятилетие, испытывала определенный подъем в первые три десятилетия советского периода, определяемые периодом ее становления и развития. Ряд сценических произведений национальных мастеров слова, таких, например, как Алим-Паша Салаватов, Амир Курбанов, Магомед Курбанов и др., признаны ныне классическими.

В проблемно-тематическом содержании, идейной направленности кумыкской, всей дагестанской драматургии первой половины XX в. существенно сказались установки официальной идеологии, ориентировавшие драматургию, в частности, и литературу вообще на выполнение социальных функций. Современное прочтение национального драматургического наследия дает основание говорить, что, несмотря на весомость внелитературных факторов, кумыкским авторам удалось создать незаурядные в художественном плане произведения, пережившие свою эпоху, востребованные и современным читателем.

Кумыкская драматургия исследуемого периода не обделена вниманием исследователей. Хотя она не становилась объектом специального монографического изучения, ее отдельные направления, тенденции, творчество авторов, ее представляющих, освещены в трудах С. Д. Говорова [1], К. Д. Султанова [2], М. И. Зульфукаровой [3], А.-К. Ю. Абдуллатипова [4, 5], Л. А. Шабаевой [6], М. А. Гусейнова [7, 8], Г. А. Султановой [9], и др.

Актуальность данного исследования продиктована тем, что, во-первых, кумыкская драматургия первой половины минувшего столетия в целостном, комплексном виде становится объектом изучения впервые, во-вторых, литература идеологизированного периода освещается в русле преодоления навязывавшихся ей стереотипов, клише. Целью исследования является изучение кумыкской драматургии первой половины XX в. в хронологическом аспекте с акцентом внимания на поступательность ее развития, на знаковые тексты, на характерные особенности, обусловленные как общественными явлениями, так и собственно логикой художественного процесса. В этом контексте решаются задачи, касающиеся соотнесенности прежде всего ее проблемно-тематического содержания с социальными факторами; эволюции художественно-эстетической составляющей; жанрового развития и др.

Кумыкские авторы, пусть и в опосредованной форме, находили возможность отразить истинные реалии неоднозначных общественных явлений. Наличие многовековых художественных традиций способствовало убедительности воспроизведения действительности, созданию зримых образов. В плане поэтики очевидно напряжение конфликтов в пору колхозного строительства, которые в последующем имели тенденцию к смягчению. В то же время с течением времени социальные мотивы существенно дополнялись семейно-бытовой проблематикой, а порой выходили на передний план. На фоне доминирования драмы показательно создание комедий, семейно-бытовой, психологической драмы.

Драматургия 1920-1930-х гг.

В годы строительства советской власти развитие кумыкской драматургии имело интенсивный характер. При этом важно отметить, что ее зарождение приходится на начало столетия, на дореволюционный период. Этим временем датируются возникновение и функционирование культурно-просветительских кружков: «Тангчолпан» («Утренняя звезда») в Хасавюрте, «Той» («Свадьба») в Темир-Хан-Шуре (ныне - Буйнакск), в недрах которых происходило зарождение национального сценического искусства, драматургии.

Первые драматические произведения были написаны известным общественным деятелем, поэтом Зайналабидом Батырмурзаевым в 1915-1917-е гг. Постановки его пьес «В медресе пришел мулла», «Даниялбек» и др. были осуществлены самодеятельными артистами, участниками кружка «Тангчолпан», одним из организаторов которого являлся З. Батырмурзаев.

Достаточно бурно развивалась культурная жизнь в тогдашней столице Дагестана Темир-Хан-Шуре, в которой активно функционировал любительский театр. О его популярности свидетельствует тот факт, что самодеятельными артистами устраивались платные спектакли. Ввиду дефицита сценических произведений местных авторов осуществлялись постановки переводных пьес, чаще всего азербайджанских драматургов.

Развитие драматургии кумыков, Дагестана в целом в этот период было тесно связано с театральной жизнью, всплеск которой приходится на вторую половину 1920 - начало 1930-х гг. Определенный смысл заключается в том, что первым из национальных театров в Дагестане был создан кумыкский (1929 г., по иным данным - 1930 г.), да и задолго до этого в национальном театре Дагестана, сформированном в 1927 г., постановки осуществлялись на кумыкском языке.

Кратко характеризуя драматургию этих лет, следует отметить, что она прежде всего имела актуальную для периода строительства социализма идеологическую

направленность. Драматические произведения Т. Мурадова «Жертва шариата», «Коварный кади», А. Батырмурзаева «Мюриды», датируемые второй половиной 1920-х годов, имеют антиклерикальное содержание. Они тесно привязаны к социальным преобразованиям поры своего создания, являют собой ответ на требования эпохи борьбы с религией.

В 1930-е гг. проблематика кумыкской драмы расширяется. Тема исторической, общественной борьбы в годы революции и гражданской войны в Дагестане составляет основу драм «Красные партизаны» А.-П. Салаватова, «Ансар» Аткая, «Горные соколы» А. Курбанова и др. Значительный пласт сценических произведений посвящен событиям коллективизации, в частности, пьесы «В жизнь» Г. Рустамова, «Кто кого» Ю. Гереева, «Чабан Арслан», «Поворот» А. Курбанова и др. Знаковым явлением видится зарождение кумыкской комедии в середине - второй половине 1930-х гг. В этом жанре написаны «Манап» А. Баширова, «Молла Насрутдин» М. Курбанова. Таким образом, спектр жанровых и внутрижанровых разновидностей кумыкской драмы 1920-1930-х гг. достаточно широк. Процесс ее развития представляется правомерным рассмотреть на базе произведений, обретших признание, известность.

Одним из первых авторов, плодотворно трудившихся в жанре драмы, написавших ряд пьес в 1920-е гг. и притом осуществивших их постановки, является известный театральный деятель, певец Татам Мурадов. В пьесе «Жертва шариата» Татама Мурадова ведется речь о любви дочери влиятельного хана Умукусюм к представителю низшего сословия - батраку Ахмеду. Умукусюм, зная, что ее отец не даст согласия на этот неравный брак, решает бежать из отцовского дома со своим возлюбленным. Однако, узнав об этом, хан посылает за ними своих людей, которые настигают их и по его велению обрекают Умукусюм и Ахмеда казни.

В «Жертве шариата» автором обличаются не столько религиозные нормы, как это отражено в ее заглавии, сколько национальные семейные традиции. Ослушание родителей, отца, согласно исконным кумыкским обычаям, считается предосудительным. Автор критически оценивает данную норму традиционного этикета, в ходе художественного ее воплощения придавая ей трагический оттенок.

Аналогично обстоит ситуация и с другими драмами, определяемыми антирелигиозными. Так, в пьесе «Мюриды» («Мюритлер») Абдулазима Батырмурзаева [10] в качестве центральных образов фигурируют шейх Арслан-Али и его мюриды Осман и Алим, подвергающиеся гневному обличению. При современном прочтении нельзя не обратить внимание на то, что критике они подвергаются не на базе трактовок ими канонов ислама. Они шаржируются на основе их поступков, противоречащих морально-нравственным ценностям, в частности, увлечения женщинами, спиртным и т. д. То есть автор изображает своих героев как мюридов плохих, равно как и шейха, которые ведут себя и поступают не по-мусульмански. Словом, критика здесь осуществляется с тех же позиций, которые наблюдаются и в критических произведениях дореволюционных кумыкских авторов, в поэзии М. Алибекова, Н. Батырмурзаева и др., которые ставили целью улучшение нравов среди духовенства, исправления ошибок, во имя утверждения в обществе ислама. Однако в произведении А. Батырмурзаева критика имеет совершенно другой характер. Ведь если за отступление от религиозно-нравственных норм прежде звучала критика, но щадящая, направленная на совершенствование духовных лиц, то теперь за это они караются строго, обличение обретает уничтожающий характер.

Пьеса «Мюриды» является также одним из первых крупных по объему произведений, в котором четко, подробно освещена концепция официальной пропаганды, ориентированная на искоренение религии, на социалистический пафос переустройства жизни. В этом плане «Мюриды» стоят в одном ряду с драмами, посвященными современности, в частности коллективизации, а именно: «В жизнь» Г. Рустамова, «Кто кого» Ю. Гереева, «Чабан Арслан», «Поворот» А. Курбанова.

Следует прежде всего отметить, что авторы вышеназванных произведений были очевидцами происходивших в тот период событий в селе, обобществления хозяйств, колхозного движения. Процесс этот происходил не всегда гладко. В этой связи в произведениях, посвященных событиям коллективизации, одними из характерных примет являются острота, напряженность конфликтов, трагедийный пафос.

В пьесе Г. Рустамова «В жизнь» рассказывается о том, как участник Гражданской войны Аслан приезжает в родное село, чтобы содействовать сородичам в деле коллективизации. Но здесь он встречает сопротивление лиц, стремящихся сохранить в своих руках имущество, нажитое ими годами.

Состоятельные крестьяне, встревоженные успешной деятельностью Аслана на поприще объединения крестьян в колхоз, совершают покушение на него. И вот когда казалось, что чаша весов склоняется в сторону противников колхоза, на сельское собрание является чудом уцелевший, израненный Аслан, который произносит пламенную речь и склоняет сельчан на свою сторону.

Г. Рустамов удачно выстраивает сюжетную конструкцию. Его пьеса держит в напряжении читателя вплоть до последнего эпизода, на который приходится кульминация конфликта.

Кумыкские авторы стремились к убедительному воспроизведению явлений и лиц поры создания колхозов, желая отразить реальную подоплеку художественных конфликтов. Так, в пьесе А. Курбанова «Поворот» («Авланмакъ») [11] значительно число действующих лиц, влекомых идеей создания колхозов: это присланные из города «двадцатипятитысячники» Гасан, Петров, сельчане Гаджи, Темир, Болат и др. Однако и сторонников частного хозяйства, дающих им решительный отпор, обнаруживается немало.

Содержание пьесы А. Курбанова, написанной на документальной основе, дает основание считать, что нежелание сельчан вступать в колхоз имело веские причины. Ведь сельчанам предлагалось отказаться от нажитого в течение многих лет имущества, скота, во имя нового начинания, создания колхоза, когда им точно неизвестно, что оно сулит им в будущем. Их психологическое состояние, отторжение нового вполне обоснованны. Именно к таким выводам подводят современные трактовки драмы А. Курбанова. Исследователь Л. А. Абдуллатипова подчеркивает: «В пьесе «Поворот» при всей проколхозной ориентации автора глубоко раскрыты и подлинные причины отчаянной борьбы состоятельной части крестьянства, трагизм его положения, перегибы в деле коллективизации» [12, с. 7].

Показательно, что острота конфликтов, напряженность в обществе, нашедшая воплощение в драмах, посвященных коллективизации, приводит персонажей к физическому насилию, убийствам, ранениям их друг другом. Подобные разрешения конфликтов обнаруживаются в большей мере именно в этом пласте кумыкской драматургии.

Определенным откликом на запросы времени, диктуемые партией задачи, являются датируемые началом 1930-х гг. произведения, посвященные революции и Гражданской войне. В драмах «Красные партизаны» А.-П. Салаватова, «Ансар» Аткая, «Горные соколы» А. Курбанова, трагедии «Жертва любви» А. Баширова центральным является изображение переломной эпохи, показ того, какой тяжелой ценой была завоевана «октябрьская» победа простого народа.

Широтой охвата действительности, должной мотивацией поступков действующих лиц, убедительностью воспроизводимых явлений характеризуется драма «Красные партизаны» Алим-Паши Салаватова. Ей присущ увлекательный, динамичный сюжет.

Идейное содержание драмы «Красные партизаны» («Къызыл партизанлар»; опубликована в книге «Пьесы» [13]) вполне определенно. А.-П. Салаватов пишет в строгом соответствии с принципами, утвердившимися в советской социалистической литературе. Представители уходящего мира - помещики, князья, муллы, офицеры

царской армии и их прислужники - изображаются в отрицательном свете - хитрыми, алчными, жестокими. Им противостоят красные партизаны, крестьяне, бедняки, борющиеся за социалистические идеалы.

В то же время в этой драме наблюдаются аспекты, в которых отразились тонкие реалии периода революции. Так, например, образ землевладельца Ахмедхаджи дан убедителен. Он знает о процессах, происходящих в стране, читает газеты. Ему известно о декретах большевиков, которыми крестьянам разрешена экспроприация помещичьих земель. В то же время он цитирует выдержки из дагестанской газеты «Мусават», издававшейся в Дагестане в 1917-1918-х гг., в которой говорится о том, что, согласно шариату, чужое имущество отбирать нельзя. К слову сказать, бедняки не опровергают Ахмедхаджи, сетуя на то, что земли ими уже обработаны и засеяны. Этот эпизод свидетельствует о неоднозначности ситуации тех лет. С одной стороны, власть в лице большевиков призывает отбирать у богачей имущество, в том числе землю, с другой стороны, это противоречит мусульманским нормам, которые чтят как богатые, так и бедные. В пьесе эта тема развития не получает, хотя наличие ее уже символично.

Пьеса «Красные партизаны» А.-П. Салаватова характеризуется незаурядными художественными достоинствами. Заслуживает быть отмеченным язык драмы с его обилием пословиц, просторечной лексики, фразеологизмов. Достоинством драмы является и то, что в ней фигурируют зримые, цельные, одержимые образы. Удачно обрисованы характеры, например, брата и сестры Темира и Кистаман. В их трактовках автор четко базируется на национальных этических представлениях. Возмущает, например, Темира известие (как выясняется по ходу повествования, оказавшееся ложным) о том, что его друг Болат флиртует с его сестрой. Возмущает потому, что, какими бы ни были добрачные связи, согласно национальным этическим представлениям, они считаются предосудительными.

Затем, будучи арестованы, Темир и Кистаман даже под пытками не называют белоказакам имена партизан, которые имели приют в их доме. Кистаман в этом эпизоде ведет себя по-геройски, скрывая партизан, даже будучи обесчещенной. Это также символично, ведь по кумыкским традициям выдавать гостя врагу считается позором.

Ярким, драматическим, отчасти трагическим получился образ Кистаман. Волей случая оказавшись в водовороте гражданского противостояния, она подверглась самым тяжким страданиям по сравнению с другими персонажами. Следуя национальным моральным принципам, демонстрируя верность своему возлюбленному, делу, которому он служит, она проявляет стойкость перед лицом грозного врага. Она теряет самое дорогое - девичью честь, но не выдает партизан. Более того, акт возмездия над офицером, самым грозным противником партизан, она осуществляет лично сама, истинно по-геройски, - кинжалом разя его насмерть.

Совершенно неслучайно драма «Красные партизаны» была удостоена высокой оценки, награждена первой премией на первом конкурсе дагестанских пьес (1932). Она привлекательна не только актуальной проблематикой, но и прежде всего художественным ее воплощением.

Пьеса «Горные соколы» («Тав къарчыгъалар») Амира Курбанова, опубликованная в его книге «Пьесы» [14], также посвященная событиям Гражданской войны в Дагестане, характеризуется своеобычностью, оригинальностью. В этой войне родственники, близкие, в том числе члены одной семьи, становились сторонниками противоборствующих сил, вступивших в непримиримый конфликт. «Пьеса предстает не только как национальная драма общедагестанского масштаба, но и как семейная, когда братья Нурутдин и Муса стоят по разные стороны баррикад, отец Ибрагим на стороне командира партизанского отряда, мать Халимат ни на чьей стороне и выступает против войн, разделяющих членов одной семьи» [12, с. 6], - подчеркивает исследователь кумыкской драматургии Л. А. Абдуллатипова.

В этой связи нами отмечено: «Продемонстрированный автором оригинальный взгляд на историю Гражданской войны придал политически актуальной теме неожиданное, необычное звучание. По существу сюжетом произведения драматург высветил проблемы вневременные, вечные. Пьеса «Горные соколы» А. Курбанова подводит к выводу о том, что в войне гражданской победителей, так сказать, в чистом виде не бывает. Гражданское противоборство, война - это всегда беда народа» [15, с. 366].

С середины 1930-х гг. в кумыкской драматургии, как и во всей литературе, наблюдается существенное обновление проблематики, жанрово-стилевой парадигмы. Показательно, что талантливый драматург А.-П. Салаватов, чье имя в последующем по праву было присвоено Кумыкскому музыкально-драматическому театру, создает две пьесы, написанные на основе фольклорных произведений: на сюжет героической песни драму «Айгази» и на сюжет народной сказки драму «Карачач». В этих произведениях веское звучание обретают национальные художественно-эстетические константы, традиционные нравственно-этические понятия.

Следует оговориться, что в этих пьесах социальный фон имеет место быть (особенно в «Айгази»). Тем не менее, акцент в них делается на этноментальные ценности, оттеняющие характерность типажей, яркость образов.

На фольклорном материале была создана и комедия «Молла Насрутдин» Магомеда Курбанова. В центре внимания автора - образ народного героя, персонажа восточной классики, покорившего читателей своим остроумием, жизнелюбием, оптимизмом.

М. Курбанов на основе бытующих в народе коротких, анекдотичных рассказов о Молле Насрутдине выстроил увлекательный сюжет, самое главное, воспроизвел зримо и осязаемо легендарный народный образ. В пору создания пьесы (ее премьера состоялась в самом начале 1941 г.) центральный герой воспринимался как олицетворение народа, который вобрал его лучшие черты, который, несмотря на все трудности, выпадающие на его пути, находит возможность преодолеть их с достоинством, смекалкой и юмором. Пьеса вдохновляла зрителей, придавала им уверенность, утверждая веру в то, что не мнимые, а истинные национальные ценности, выработанные многовековым развитием, являются вечными и незыблемыми. Подобным смысловым содержанием, обусловленным в немалой степени социально-историческим контекстом, комедия «Молла Насрутдин» М. Курбанова обеспечила себе долгую сценическую жизнь.

«Молла Насрутдин» М. Курбанова, как и драма «Айгази» А.-П. Салаватова, составляет золотой фонд кумыкской драматургии. Подтверждается это и тем, что в течение более семи десятилетий они остаются востребованными, удостаиваясь новых, оригинальных постановок на сцене родного театра.

В качестве отступления правомерно отметить, что обращения кумыкских авторов во второй половине 1930-х гг. к фольклору, жанру комедии (помимо пьесы М. Курбанова, можно назвать и комедию «Манап» А. Баширова) и другие особенности, свидетельствовавшие об эволюции как содержания, так и формы поэтики драматургии, были обусловлены сменой критериев, доктрин официальной идеологией. Ведь к этому времени были решены важные для нее задачи: борьба с религией была практически завершена, коллективизация осуществлена, была принята новая Конституция страны.

Таким образом, на 1920-1930-е гг. приходится формирование и становление кумыкской драматургии, возникновение которой датируется досоветским периодом. В пору строительства советской власти, особенно в конце 1920 - начале 1930-х гг., наблюдается резкое усиление идеологических констант. В эти годы доминирующим становится жанр социальной драмы, одной из характерных черт поэтики которой является острый конфликт, подводящий к человеческим увечьям, лишению жизни персонажей.

Нельзя не отметить, что присущие этому периоду резко негативные характеристики служителей духовенства, знатных сословий прошлого (биев-князей, озденей), являвшихся

столпами общества, нашедшие отражение как в драматургии, так и в словесном искусстве в целом, стали одной из причин деформации национального сознания, не изжитой в полной мере и по сей день. В то же время кумыкские авторы находили возможность отразить в текстах истинную суть конфликтов, неоднозначность воспроизводимых событий и образов.

С середины 1930-х гг. просматриваются приметы эволюции, обновления словесной культуры. Показательными видятся появление произведений легкого жанра, комедий («Манап» А. Баширова, «Молла Насрутдин» М. Курбанова), обращения авторов к фольклорным сюжетам («Айгази» и «Карачач» А.-П. Салаватова, названная выше пьеса М. Курбанова). Словом, пусть и относительное, но раскрепощение художественной мысли стимулировало возрождение распространенных в народной культуре жанров, поэтики, образности.

Драматургия 1940 - начала 1950-х гг.

В годы Великой Отечественной войны в силу объективных причин драматургия не отличалась многообразием. Первоочередное значение имели произведения, призывающие к патриотизму, защите Родины, борьбе с ненавистным врагом. Драмы «Стальной капкан» Аткая, «Мальчик с бомбой» Ш. Абдуллаева сполна выполняли эту функцию, внесли определенную лепту в приближение победы над фашизмом.

В послевоенные годы в национальной драматургии вновь наблюдается оживление. Появляется множество пьес, в основной своей массе посвященных современной жизни села, колхозному производству, в частности, «Друзья», «Подарок Салимат» Г. Рустамова, «Невесты» Аткая, «У снежных гор» А. Курбанова и др. При этом тема труда сопрягалась с частной жизнью персонажей, чаще всего с темой любви, что было продиктовано выдвижением на передний план молодых персонажей. Сценические произведения служат подтверждением того, что в эти годы конфликты существенно смягчаются, особенно по сравнению с драматургией 1920-1930-х гг. В этом, помимо прочего, сказалась присущая литературе послевоенных лет так называемая «теория бесконфликтности».

В произведениях кумыкских драматургов производственные конфликты прочерчиваются по линии: хороший и лучший. Конфликтуют чаще всего молодые труженики, ратующие за повышение производительности труда, с председателями колхозов либо бригадирами, звеноводами, отстаивая в итоге свою правоту.

Общепризнано, что «теория бесконфликтности» негативно сказалась на художественном процессе. Тем не менее она имела и позитивные аспекты. В частности, это проявилось в большем внимании авторов к семейно-бытовой проблематике, частной жизни персонажей, что также способствовало раскрепощению словесной культуры от внелитературных факторов. В результате этого актуализировалась конкретика действительности, углублялась индивидуализация образов, высвечивались их внутренний мир, психологическое состояние. То есть совершался поворот к реалиям жизни, к изображению такой, как она есть, без идеологических вывертов и соцреалисти-ческих прикрас.

В числе новаторских, знаковых явлений предстает датируемая 1946 г. драма «Любовь Асият» («Асиятны сюювю») А. Курбанова, опубликованная в его книге «Пьесы» [14]. На первый взгляд основу произведения составляет заурядное событие: возвращение солдата с фронта, возвращение к мирной жизни. Однако то обстоятельство, что Рашид вернулся с войны инвалидом, потерявшим зрение, наполняет драму пронзительной интонаций. Отец Темирбек, родня, близкие, ожидавшие радостной встречи, при виде слепого Рашида поначалу оказываются в шоковом состоянии. Такая реакция довольно скоро сменяется чувствами сопереживания, милосердия, готовностью помочь близкому человеку. В еще более удручающей психологической ситуации оказывается сам Рашид. Его тяготит то, что он будет для семьи обузой.

Благородство Рашида проявляется в отношении к любимой девушке Асият. Предполагая, что юная девушка охладеет к нему, ставшему незрячим, желая освободить ее от нравственных обязательств, он сообщает ей выдуманную историю о том, что на фронте полюбил другую и она скоро приедет к нему.

На небольшом пространстве драмы разворачивается поистине отчаянная борьба за фронтовика-инвалида, за его жизнь после войны, за его душу и сердце. С большим трудом родне, близким удается убедить героя в обратном, что он дорог им, какой есть. Особенно впечатляют Рашида слова Асият о том, что она горда тем, что ее суженый вернулся с войны героем, награжденным увечьем.

Драма «Любовь Асият» пронизана искренними чувствами, проникновенной тональностью, задевая читателя (зрителя) за живое, пробуждая светлые чувства. И завершается она на счастливой ноте. Кроме того, по ходу развития сюжета выясняется, что утраченное зрение излечимо.

Своеобразие, неординарность данного произведения связаны с тем, что в качестве главного героя в нем выведен образ инвалида войны, что было непривычным. Да и в последующем это не стало нормативным в советской литературе. Ценность драмы «Любовь Асият» А. Курбанова заключается и в том, что она знаменует поворот от социальной проблематики к проблемам частной жизни личности. При этом она впечатляет художественным звучанием, оригинальностью, и по праву может быть определена первой психологической драмой как в кумыкской, так и во всей дагестанской драматургии.

Подытоживая рассмотрение драматургии 1940 - начала 1950-х гг., следует отметить ее интенсивное развитие в послевоенные годы. Кумыкские авторы Аткай, Г. Рустамов, А. Курбанов и др. в русле доминирующих тенденций литературной жизни страны стремились отобразить современную действительность в оптимистическом ключе, изобразить гражданина страны в трудовой деятельности, нагружая произведения событиями личной жизни персонажей.

Творческим своеобразием драматургов определялись оригинальные художественные решения. Так, активизация семейно-бытовой, нравственной проблематики в эти годы была обусловлена определенной реанимацией игнорировавшихся либо преподносившихся прежде в отрицательном свете традиционных этических ценностей, в том числе традиционной обрядности, прежде всего свадебной. Завершение произведений единением ведущих действующих лиц, свадебные финалы становятся характерной особенностью поэтики национальной драмы.

Иногда не совсем свойственный советской литературе сюжет, нетривиальность ситуации, в которой оказывались персонажи, придавали произведению самобытное, свежее звучание (драма «Любовь Асият»). В целом позитивным был намеченный поворот к углубленному постижению личности, который был сопряжен и с маркерами этнической идентичности.

Заключение

Таким образом, кумыкская драматургия первой половины минувшего столетия служит свидетельством того, что за относительно небольшой период времени она прошла этапы формирования, становления, заняла достойное место в национальном литературном процессе. Весьма внушительна численность авторов, обращавшихся к драматургии, а количество сценических произведений переваливает за полусотню (оговоримся, не все тексты сохранились).

При рассмотрении исследуемой литературы в хронологическом разрезе выявляется значительная роль социальной драмы остро конфликтного характера, трагедийного пафоса в конце 1920 - первой половине 1930-х гг. («Жертва шариата» Т. Мурадова, «Поворот А. Курбанова, «Красные партизаны» А.-П. Салаватова и др.). Драматизм периода строительства советской власти, коллективизации сполна находит выражение,

в частности, в том, что обострение между конфликтующими сторонами приводит к ранениям, убийствам. В этой связи очевидно, что сценические произведения, относимые прежде в советский период к жанру драмы, по существу являются трагедиями («Жертва шариата» Т. Мурадова, «Жертва любви» А. Баширова).

В рассматриваемый период драматургия, как и вся литература, эволюционировала. В немалой степени этому способствовало смягчение критериев, диктата официальной идеологии, обусловленных завершением определенных процессов, установлением институтов советской власти (завершение коллективизации, принятие новой Конституции страны и др.). В результате этого во второй половине 1930-х гг. появляются произведения легкого жанра, комедии, активизируется обращение авторов к устно-поэтической, фольклорной эстетике (А.-П. Салаватов, М. Курбанов, А. Баширов). Все больше делается поворот от сугубо социальной проблематики к вопросам семейно-бытового, нравственного характера, активизируется интерес к частной жизни персонажей.

Данные тенденции имели усиление в послевоенные годы. Сценические произведения А. Курбанова, Аткая, Г. Рустамова и др., которым были присущи оригинальность, новизна, показательны тем, что их сюжетную основу составляли проблемы производства. Однако при этом на передний план выносилась частная жизнь персонажей, являвшихся в большей мере представителями молодого поколения. Семейно-бытовая, социально-нравственная парадигма утверждалась в качестве мейнстрима, основного направления словесности.

Творческое своеобразие, самобытность мастеров слова способствовали выходу национальной словесности на новые рубежи. Символично создание в послевоенные годы первой полновесной психологической драмы «Любовь Асият» А. Курбанова, являющегося автором около двух десятков сценических произведений.

Можно однозначно констатировать, что кумыкская драматургия первой половины XX в. прошла впечатляющий путь развития. Кумыкские авторы внесли весомый вклад в становление и развитие национальной и всей дагестанской драматургии.

Л и т е р а т у р а

1. Говоров С. Д. Кумыкский театр. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1955. - 127 с.

2. Султанов К. Д. Къумукъланы адабияты (Литература кумыков). - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1964. На кум. яз. - 232 с.

3. Зульфукарова М. И. Дагестанская советская драматургия. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1965. - 240 с.

4. Абдуллатипов А.-К. Ю., Шабаева Л. А. История кумыкской литературы. II часть. - Махачкала: «Формат», 2017. - 619 с.

5. Абдуллатипов А.-К. Ю., Шабаева Л. А. История кумыкской литературы. III часть. - Махачкала: ДГУ; ДГПУ, 2019. - 619 с.

6. Шабаева Л. А. Жизнь и творчество Амира Курбанова. - Махачкала: ГУП «Типография ДНЦ РАН», 2008. - 126 с.

7. Гусейнов М. А. История кумыкской литературы. Т. 2. Литература 1920-1955 гг. - Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2018. - 552 с.

8. Гусейнов М. А. Национальная литература кумыков (поэзия, драматургия, критика). - Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2009. - 318 с.

9. Султанова Г. А. Дагестанская драматургия XX столетия. - Махачкала: ИЯЛИ ДФИЦ РАН; Алеф, 2020. - 452 с.

10. Батырмурзаев А. Мюритлер (Мюриды). - Махачкала: Даггиз, 1929. На кум. яз. - 64 с.

11. Курбанов А. Авланмакъ (Поворот). - Махачкала: Даггиз, 1934. На кум. яз. - 54 с.

12. Абдуллатипова Л. А. Амир Курбанов. Основные мотивы и жанры творчества: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Махачкала, 1998. -16 с.

13. Салаватов А.-П. Пьесалар (Пьесы). - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977. На кум. яз. - 184 с.

14. Курбанов А. Пьесалар (Пьесы). - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978. На кум. яз. - 157 с.

15. Гусейнов М. А. Кумыкская драматургия 1920-1930-х годов: пути развития, проблематика, поэтика // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2019. - Т. 12. - Вып. 4. - С. 365-369.

R e f e r e n c e s

1. Govorov S. D. Kumykskij teatr. - Mahachkala: Dagknigoizdat, 1955. - 127 s.

2. Sultanov K. D. K"umuk"lany adabiyaty (Literatura kumykov). - Mahachkala: Dagknigoizdat, 1964. Na kum. yaz. - 232 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Zul'fukarova M. I. Dagestanskaya sovetskaya dramaturgiya. - Mahachkala: Dagknigoizdat, 1965. - 240 s.

4. Abdullatipov A.-K. Yu., Shabaeva L. A. Istoriya kumykskoj literatury. II chast'. - Mahachkala: «Format», 2017. - 619 s.

5. Abdullatipov A.-K. Yu., Shabaeva L. A. Istoriya kumykskoj literatury. III chast'. - Mahachkala: DGU; DGPU, 2019. - 619 s.

6. Shabaeva L. A. Zhizn' i tvorchestvo Amira Kurbanova. - Mahachkala: GUP «Tipografiya DNC RAN», 2008. - 126 s.

7. Gusejnov M. A. Istoriya kumykskoj literatury. T. 2. Literatura 1920-1955 gg. - Mahachkala: IYALI DNC RAN, 2018. - 552 s.

8. Gusejnov M. A. Nacional'naya literatura kumykov (poeziya, dramaturgiya, kritika). - Mahachkala: IYALI DNC RAN, 2009. - 318 s.

9. Sultanova G. A. Dagestanskaya dramaturgiya XX stoletiya. - Mahachkala: IYALI DFIC RAN; Alef, 2020. - 452 s.

10. Batyrmurzaev A. Myuritler (Myuridy). - Mahachkala: Daggiz, 1929. Na kum. yaz. - 64 s.

11. Kurbanov A. Avlanmak" (Povorot). - Mahachkala: Daggiz, 1934. Na kum. yaz. - 54 s.

12. Abdullatipova L. A. Amir Kurbanov. Osnovnye motivy i zhanry tvorchestva: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Mahachkala, 1998. -16 s.

13. Salavatov A.-P. P'esalar (P'esy). - Mahachkala: Dagknigoizdat, 1977. Na kum. yaz. - 184 s.

14. Kurbanov A. P'esalar (P'esy). - Mahachkala: Dagknigoizdat, 1978. Na kum. yaz. - 157 s.

15. Gusejnov M. A. Kumykskaya dramaturgiya 1920-1930-h godov: puti razvitiya, problematika, poetika // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. - 2019. - T. 12. - Vyp. 4. - S. 365-369.

^MSr^Sr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.