Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Информационные технологии
6. Повторять шаги 2-5, пока не выполнится условие остановки.
По ходу работы генетический алгоритм генерирует решения задачи, все более приближающиеся к оптимальным. В ходе работы накапливается и обрабатывается статистическая информация о поверхности отклика целевой функции, что приводит к повышению вероятности сгенерировать оптимальное решение [3].
Разработка модели программной системы:
1. По определению портфель ценных бумаг будет иметь следующий вид: Xi + +Хп = 1
2. Доходность портфеля ценных бумаг вычисляете формулой: «портфеля = Х,к, +..... +Х„К„
3. Эффективность портфеля соответственно будет исчисляться:
М = ЕI R 1
портфеля у портфеля J '
E (R) = Х h Rü /
n,
Rt =
SCPit - SCPi(t-l)
SCP
i(t-l)
К = {г1,ъ ги, .••, гу} - матрица возможных значений доходности}-й акции для ^го состояния.
Выходными параметрами модели будут являться: М = {Мь М2, ..., М} - среднеожидаемая доходность акций, где ] - общее количество акций;
В = ||соу(гь г)|| - ковариационная матрица, где диагональные элементы задают риск активов.
Целевые функции могут быть определены следующим образом:
ст ^ mm,
M ^ max,
ст ^ min, M ^ min,
ст ^ max, M ^ max.
где Rit - доходность ценной бумаги i за время t; SCPit - цена на момент закрытия биржи ценных бумаг на ценную бумагу i в момент времени t; n - число периодов времени для доступных данных.
4. Риск портфеля рассчитывается по формуле:
^портфеля ММпортфеля Rпортфеля ) )'
= 1Z n=i ((Rit - Е R ))*(Rjt - E (Rj)).
5. Обозначим параметры модели, описывающей оптимальный портфель ценных бумаг:
Входными параметрами модели будут являться:
S ={Sb s2, ..., sn} - множество всевозможных состояний рынка, где i - общее количество состояний;
P(Si) - вероятность возникновения состояния s причем: Z p(s1) = 1
N = {n1, n2, ..., n,} - акции, отобранные для включения в портфель, где j - общее количество акций;
В результате обеспечивается формирование оптимального по доходности и риску инвестиционного портфеля. Генетический алгоритм может быть стандартным, вероятностным (работающим с бинарными переменными, т. е. нужно предварительно вычислить распределение вероятностей), многокритериальным (для по иска множества вариантов оптимальных инвестиционных портфелей с различными соотношениями доходности и риска) [1; 2]
Библиографические ссылки
1. Аверченков В. И., Казаков П. В. Эволюционное моделирование и его применение : моногр. Брянск : БГТУ, 2009.
2. Казаков П. В. Возможности генетических алгоритмов для решения задачи многокритериальной оптимизации инвестиционного портфеля. Тверь : РАИИ. 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.raai.org/ resurs/papers/kii-2010/seminar/seminarl/Kazakov.pdf (дата обращения: 18.03.2014).
3. Семенкин Е. С., Медведев А. В., Ворожейкин А. Ю. Модели и алгоритмы для поддержки принятия решений инвестиционного аналитика // Вестн. Том. гос. ун-та. 2006. Вып. 293. С. 63-70.
4. Портал искусственного интеллекта [Электронный ресурс]. URL: http://www.aiportal.ru/articles/ genetic-algorithms (дата обращения: 18.03.2014).
© Кадникова Н. В., 2014
УДК 519.866
Е. Ф. Карабицина Научный руководитель - С. И. Сенашов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСКЕ В ПЕРИОД С ЯНВАРЯ ПО НОЯБРЬ 2013 г.
Проводится анализ статистических данных дорожно-транспортных происшествий в Красноярске за первые одиннадцать месяцев 2013 года.
Дорожно-транспортное происшествие - это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Ежедневные статистические дан-
ные о количестве дорожно-транспортных происшествиях за период с января по ноябрь 2013 года в городе Красноярске были представлены на сайте госавтоинспекции МВД России [1].
Согласно представленной информации за 11 месяцев было зафиксировано 1917 случаев ДТП, при этом
Секция «Информационно-экономические системы»
максимальное количество происшествий за сутки составило 10, а минимальное - 1. На рис. 1 представлен график ДТП за указанный период.
Медиана данного ряда принимает значение 6, а мода - 7. Среднее значение данного статистического ряда 5,77, стандартное отклонение - 1,82. Поскольку отклонение незначительно, то можно говорить о том, что среднее значение хорошо описывает выборку. Дисперсия выборки - 3,72. Рассматриваемые данные о количестве ДТП являются однородными, так как коэффициент вариации составил 31,54. Для данного ряда характерна левосторонняя асимметрия, пик распределения менее острый, чем пик нормального распределения.
Данный статистический ряд наиболее точно описывает линейная линия тренда, представленная на рис. 2, при этом уравнение имеет вид у = 0,0124 х + + 3,7144. Был проведен ^-тест полученного уравнения, который показал, что данное уравнение адекватно описывает данные.
Количество дорожно-транспортных происшествий имеет тенденцию к росту. Изучение данного ряда по среднемесячному количеству аварий показало, что в весенние месяцы наблюдается постепенное увеличение ДТП, что связано с ростом продаж автомобилей и началом дачного сезона. В летние месяцы рост ДТП продолжается, так как поток автомобилей уплотняется, в связи с благоприятными условиями для вождения. Резкое увеличение ДТП выпадает на май и август.
V - 0.0124)1+3,7144
.4- - j i Н = 1>,4¿'J TÍltff
—'иг
0 DIII
—) г.| т IV" :> Г- СП : г-1 rn TT i г. Iii О П n It Ю f. В О 1-1
—I и ^ тН Н rv г гч f^J Г-j гч Г1 И П П
Рис. 2. «Линейная линия тренда»
В зимние месяцы наблюдается спад ДТП, однако в 2013 году по сравнению с 2012 он менее ощутимый. Сотрудники Госавтоинспекции объясняют данный факт тем, что в зимний период водители чаще проводят время в дороге в тёмное время суток, в связи с тем, что в ноябре была теплая погода, снежный покров не установился, и на дорогах не стало светлее [2]. Данный факт спровоцировал увеличение не только количество ДТП в целом, но главным образом увеличение ДТП с участием пешеходов.
Аварийность на дороге обусловлена многими факторами, что в значительной мере осложняет прогнозирование. Однако это не мешает выявить сезонность данного явления: количество дорожно-транспортных происшествий возрастает в весеннее-летний период и снижается в осенне-зимний.
Библиографические ссылки
1. Красноярский край: Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. 2013. URL : http://www.gibdd.ru/ r/24/stat (дата обращения: 18.03.2014).
2. АиФ-Красноярск: за 2013 год в Красноярске на 10,4 % увеличилось количество ДТП [Электронный ресурс]. 2013. URL : http://www.krsk.aif.ru/society/ 1063118 (дата обращения: 18.03.2014).
© Карабицина Е. Ф., 2014
1Ü 8 1
2
HfNQmtÜflirNldMH H N llAlDSmOrl«! o 1—1 ffl ю СП IN Ш fí) H -i h О Ш Ю СО Ci O IN vj if> N d) o c-i r-j íHíHrar^íMíMrjrjíNíflmro
Рис. 1. Статистика ДТП в г. Красноярске в период с января по ноябрь 2013 года
УДК 004.9
Д. С. Киселева Научный руководитель - Т. Г. Долгова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИНТЕРНЕТ КАК БИЗНЕС-ПРОСТРАНСТВО
Рассмотрена сеть Интернет, как электронная среда для ведения бизнеса. В настоящее время бизнес активно развивается посредством Интернета. Но остаются и традиционные формы бизнеса, которые, в свою очередь, также используют Всемирную сеть.
В современном мире Интернет является неотъемлемой частью повседневной жизни каждого человека. Большинство пользователей хотят сделать сеть источником дополнительного, а некоторые люди, и постоянного дохода.
Большинство людей хотят зарабатывать деньги, не Бизнес в сети Интернет - это совокупность всех выходя из дома. Именно благодаря Сети такой возмож- видов ведения коммерческой деятельности и деловой ностью может обладать абсолютно каждый человек. активности в рамках электронной сети со своей опре-