Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Технические науки
плодию, неудержимому всплеску заболеваний онкологией, увеличению генетических уродств, непредсказуемым аллергическим реакциям, повышению уровня смертности, как животных, так и людей, резкому ухудшению в состоянии окружающей среды.
Выращивание ГМ-продуктов в России официально запрещено, а вот ввозить их можно сколько угодно. Сельское хозяйство России переживает трудное время. На II Всероссийском аграрном совещании в 2003 г. было констатировано, что 75 % сельского населения находится за чертой бедности, убыточны более 70 % хозяйств, ежегодно снижаются площади посевов под зерновыми культурами, биологическая полноценность и безопасность зерна и про-дуктов его переработки. По заявлению академика А. Каштанова продолжается деиндустриализация сельскохозяйственного производства. На закупку импортного продовольствия Россия ежегодно тратит в 10 раз больше, чем на все свое сельское хозяйство.
На таком фоне в стране развёртывается активная пропаганда широкого внедрения в отечественное растениеводство трансгенных культур: картофеля, сои, кукурузы, рапса. Причем лоббирующие этот процесс ученые и чиновники не дают никаких гарантий их безопасности для агроландшафтов, посевов культур традиционной селекции, продуктов урожая для человека и сельскохозяйственных животных.
Одна из основных проблем широкого возделывания ГМ-культур - их возможность стать инвазийны-ми, постепенно вытесняющими традиционные сорта. Большое значение в управлении этим процессом будут играть постоянно пополняемые базы данных о фитоструктуре агроценозов. В России существуют всего 3 базы данных по всем группам организмов.
Конвенция о биологическом разнообразии, подписанная Россией в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, декларирует, что чужеродные инвазийные виды считаются одной из самых серьезных экологических угроз.
На наш взгляд, основные направления независимых исследований ГМ-культур должны включать следующие направления:
1) разработка государственной системы фитоса-нитарного мониторинга посевов ГМ-культур, их хранящегося урожая и используемых для пищевых и кормовых целей продуктов переработки, мониторингом должны охватываться импортируемые ГМ-продукты и ГМ-культуры;
2) допустимые соотношения в посевах одной культуры сортов ГМ-культур и обычных;
3) создание государственной общедоступной системы идентификации ГМ-культур и контроля за их использованием;
4) установление мер ответственности производителей и переработчиков ГМ-культур за нанесение вреда агроценозам и потребителям;
5) определение степени влияния признаков трансгенной устойчивости к гербицидам и вредителям на изменение состава белка семян и их жизнеспособности в условиях культивирования и самосева.
Библиографическая ссылка
1. Красовский О. А. Генетически модифицированная пища: возможности и риски // Человек. 2002. № 5. С. 158-164.
© Парпуц А. А., Менчиков Р. В., Панкеев Е. С., 2014
УДК 303.023, 303.1
А. В. Пучков, Н. И. Шумков Научный руководитель - Е. Н. Вельская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ: СТАТИСТИКА, ПРИЧИНЫ, МЕРЫ ПО СОКРАЩЕНИЮ
Проводится анализ статистики ДТП за период 2010-2013 гг. в России и по Красноярскому краю. Выявляются наиболее распространённые причины возникновения ДТП. Рассматриваются оперативно профилактические мероприятия, проводимые ГИБДД по снижению аварийности. Предлагаются мероприятия по сокращению количества ДТП.
Проблема аварийности на автомобильных дорогах России за последние годы стала настолько острой, что приобрела статус национальной, так как за последние годы именно на дорогах погибает множество людей, в особенности молодое поколение, что способствует демографической убыли населения.
Из приведенной диаграммы ДТП (рис. 1) по числу погибших в России очевидно, что пик аварийности пришелся на 2012 год, когда на российских дорогах произошло 204 тысячи ДТП. Число раненых в ДТП составило 258,3 тысяч человек [1]. В Красноярском
крае наибольшее количество ДТП - 5186 приходится на 2013 год. АППГ (Аналогичный период предыдущего года) +1 %, погибло 612-1,3 %, ранено 6580 + 1,9 % [2].
По данным Госавтоинспекции, наиболее распространенной причиной аварий по-прежнему остается нарушение водителями правил дорожного движения -доля таких ДТП превышает 87 % от общего числа. Количество аварий по вине пьяных водителей достигло отметки в 13,5 тысячи происшествий. Заметно увеличилась доля ДТП, произошедших из-за плохого
Секция «Экологияпромышленности»
качества дорог: 53 тысячи аварии за год [3]. Российские водители стали чаще скрываться с места аварии. Доля молодых водителей в числе жертв несчастных случаев на дороге непропорционально высока. Согласно статистике, их число среди пострадавших в результате ДТП непропорционально велико: так, доля молодежи в возрасте 18-24 лет составляет около 10 % всего населения, а доля ее среди погибших в результате ДТП составляет 25 % [4].
б
Диаграммы анализа ДТП по числу погибших и раненых по России (а) и Красноярскому краю (б)
Анализ статистических данных показывает, что 40 % всех дорожно-транспортных происшествий на улич-но-дорожной сети городов и населенных пунктов страны происходит с участием пешеходов. Каждый третий пострадавший в ДТП - это пешеход.
Уровень безопасности на дорогах зависит от целого ряда факторов, причем нарастание аварийности лишь отчасти связано с общим ростом числа автомобильного транспорта, основной причиной подавляющего большинства ДТП является сознательное нарушение и водителями, и пешеходами правил дорожного движения.
В настоящее время в нашей стране в основном сложилась государственная система обеспечения безопасности дорожного движения, включающая в себя разветвленную сеть органов и организаций, каждая из которых в пределах своей компетенции осуществляет меры по предупреждению ДТП и снижению их тяжести и последствий.
Основные мероприятия по сокращению количества ДТП [4; 5]:
- проведение периодических технических осмотров, контроль за осуществлением автотранспортными предприятиями мероприятий по содержанию транспортных средств в исправном состоянии;
- осуществление контроля за состоянием дорожной сети;
- агитационно-пропагандистская, правовоспитательная работа среди водителей автотранспортных средств, широких слоев населения с помощью СМИ;
- внедрение систем видеонаблюдения на дорогах в местах концентрации ДТП;
- организация психофизиологического отбора водителей предприятий и учреждений;
- увеличение срока обучения в автошколах.
Сокращение числа ДТП в результате реализации
мероприятий по повышению безопасности движения сопровождается одновременным уменьшением количества погибших и раненых. Однако, возвращаясь к статистике ДТП по числу погибших и раненых по Красноярскому краю в 2013 году, становится очевидным, что проводимых на сегодняшний день мероприятий недостаточно.
Таким образом, всестороннее рассмотрение причин возникновения аварий позволяет говорить о крайне низкой культуре поведения на дорогах, с безответственностью и правовым нигилизмом. Ситуацию не исправить одним лишь ужесточением наказаний или повышением штрафов. Личная ответственность каждого из участников дорожного движения очень важна. Пешеходам рекомендуется уделять внимание своей безопасности и повышать свою видимость в темное время суток, использовать световозвращаю-щие элементы или предметы на своей одежде. Водителям рекомендуется строго соблюдать правила дорожного движения, быть вежливыми, корректными на дорогах. Только при таком комплексном подходе к данной проблеме можно говорить о снижении высокого уровня аварийности как в России, так и в Красноярском крае.
Библиографический список
1. ДТП на дорогах России: статистика, причины, меры по сокращению [Электронный ресурс] // AUTOPEOPLE. URL: http://www.autopeople.ru/article/ roads/12831.html (дата обращения: 20.03.2014).
2. Статистика ДТП в 2013 году [Электронный ресурс] // Drom (Красноярский край) (опубл. 12 февр. 2014 г.). URL: http://news.drom.ru/26924.html) (дата обращения: 20.03.2014).
3. Причины ДТП - виновники трагедий и их последствия [Электронный ресурс] // Автоноватор. URL: http ://carnovato. ru/osnovny e-prichiny-dtp-avarij / (дата обращения: 20.03.2014).
4. Раскрыты главные причины аварий на дорогах [Электронный ресурс] // Все новости (опубл. 23.09.2013 г.). URL: http://infosmi.net/avto/31037-raskryty-glavnye-prichiny-avarij-na-dorogakh) (дата обращения: 20.03.2014).
5. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // Госавтоинспекция МВД России. URL: http://www. gibdd.ru/stat/.
© Пучков А. В., Шумков Н. И., 2014
а