Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе
УДК: 37.037.1
Константинова В. В.
студентка Б4 д группы психолого-педагогического факультета,
Филиал СГПИ в г. Железноводске
Научный руководитель: Сгонник Л.В.
д.п.н., доцент, Филиал СГПИ в г. Железноводске
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Статья посвящена изучению проблем предшкольной подготовки. Автор рассматривает современные требования к содержанию и организации предшкольной подготовки, дает практические рекомендации.
Ключевые слова: предшкольная подготовка, готовность старших дошкольников к школьному обучению.
Проблема предшкольной подготовки ребенка к школе актуальна сегодня как никогда. Подготовить дошкольника к новой социальной роли, к адаптации к новой обстановке не простая задача, которую ставит перед системой образования государство, общество, родители, школьные учителя.
Предшкольная подготовка призвана обеспечить равные стартовые возможности детям из разных социальных слоев и групп населения. ФГОС ДО и НОО, с одной стороны, обеспечивают условия доступности качественного образования, с другой стороны, формируют четкую систему требований к личностному развитию ребенка, его любознательности, самостоятельности, предполагают развитие общеучебных умений и навыков.
Для обеспечения дошкольнику такого старта, который даст возможность ему успешно обучаться в школе, важно определённым образом стандартизировать структуру дошкольного образования, независимо от образовательного учреждения (или семьи) [1].
Реализация предшкольного образования является актуальной в настоящее время. В качестве главной задачи предшкольной подготовки, выступает: создание у детей мотивации к школьному обучению, эмоциональной готовности к обучению, умение действовать самостоятельно и коллективе, развитие любознательности и творческой активности, восприимчивости к окружающему миру, инициативности, формирование разносторонних знаний. Дети дошкольного возраста должны перед поступлением в школу иметь опыт регулярных занятий и социального общения со сверстниками и взрослыми. Такой опыт старшие дошкольники могут приобретать как в дошкольном образовательном учреждении, так и в группах кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста по подготовке к школе (ГКП). ГКП актуально создавать в системе дополнительного образования, или в системе учреждений культуры, или в системе дошкольных образовательных учреждений. Необходимо чтобы образовательная деятельность не стала развивать учебные навыки и действия такие, как письмо, счёт, чтение, не переросла в подобие школьных уроков. Механическая тренировка должна полностью отсутствовать, а постоянная, осознанная творческая работа ребёнка под руководством и при помощи взрослого должна присутствовать.
При реализации предшкольной подготовки соблюдаются общие принципы работы с детьми дошкольного возраста: адекватность требований в соответствии с возможностями детей, учёт индивидуальных особенностей развития дошкольников, постепенное формирование всех направлений развития, формирование ситуации успеха эмоционально благополучного общения с детьми. Ребёнка к школе могут подготовить и родители, но такой
Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе
подход должен обязательно предусматривать предварительное обучение родителей или возможность получать квалифицированные систематические консультации.
С изменениями во ФГОС преобразовались ориентиры современной школы, важной задачей которой является развитие надпредметных навыков, универсальных учебных действий, позволяющих перевести учащегося в режим саморазвития. Говоря о результатах образования, имеется в виду только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые правила к построению всего учебного процесса. Главными принципами построения развивающей учебной деятельности сегодня становятся принципы непрерывности образования и преемственности дошкольного и начального образования. Такое решение проблем преемственности позволяет создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные требования каждой личности в соответствии с её особенностями и возможностями, а также позволяет достичь необходимых образовательных результатов.
Психологическая готовность дошкольников зависит от качества предшкольной подготовки, от условий воспитания и образования дошкольников, от педагогической культуры семьи.
Проблему предшкольной подготовки в психолого-педагогической литературе изучали такие ученые исследователи как: М. М. Безруких, М. Б. Зацепина, Л. А. Парамонова, А. А. Леонтьев и другие.
Проблему готовности к обучению как результата предшкольной подготовки исследовали авторы: Л. И. Божович, А. Л. Венгер, Л. А. Венгер, Н. Е. Веракса, В. С. Мухина, Т. С. Комарова и другие.
Проблему содержания и технологий предшкольной подготовки рассматривали в своих работах: В. Н. Давыдов, С. В. Литвиненко, Н. А. Короткова, М. И. Лисина, Л. А. Ситак и другие [4].
Однако остается недостаточно изученным вопрос о преемственных ориентирах, связывающих ДОУ и школу, а именно о критериях отбора содержания, форм и методов предшкольной подготовки, призванных обеспечить высокий уровень готовности ребенка к обучению в школе.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что разработан целый ряд программ предшкольной подготовки. Среди них «Дошколенок», «Старт», «Филиппок». Изучив программы, мы проанализировали их и выделили следующие функции программ предшкольной подготовки:
1. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием;
2. Устранение разноуровневой подготовки детей к обучению в школе в связи с низкой численностью детей, посещающих дошкольные учреждения;
3. Исключение дублирования школьной программы при подготовке детей к обучению;
4. Сохранение здоровья дошкольников, готовящихся к поступлению в школе.
Программы строятся на основе конкретных принципов работы при подготовке детей к
обучению:
1. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
2. Доброжелательный климат;
3. Проведение занятий с учетом специфики старшего дошкольного возраста.
Программы предшкольной подготовки, как правило, реализуются в школе, все чаще
осуществляют в частных дошкольных учреждениях и в развивающих центрах. Однако, не все дети посещают дошкольные учреждения и центры предшкольной подготовки. В таком случае, реализовать программу предшкольной подготовки возможно и в семье.
Таврический научный обозреватель www.tavг.science
Предшкольная подготовка призвана обеспечить формирование готовности старшего дошкольника к школьному обучению.
Предшкольная подготовка осуществляется не в одном направлении, а охватывает все составляющие этого процесса, вовлекая не только детей, но и родителей и учителей начальной школы [3]. Данная деятельность направлена на:
1. Согласованность целей и задач, осуществляющих преемственность на дошкольном и начальном школьном уровне.
2. Выбор программы образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста в соответствии с принципами непрерывного образования и психолого-педагогических условий осуществления непрерывного образования с учетом изменения во ФГОС.
3. Многообразие форм и методов обучения в дошкольном учреждении и в начальной
школе.
Работа с детьми предполагает использование таких форм работы как:
1. Посещение школы;
2. Посещение школьных музеев (если есть) и библиотеки;
3. Знакомство и взаимодействие старших дошкольников с учителями и детьми начальной школы;
4. Совместное участие дошкольников и младших школьников в образовательной деятельности и игровых программах;
5. Совместные выставки рисунков и поделок;
6. Встречи и беседы выпускников детского сада с учениками начальной и средней школы;
7. Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные мероприятия дошкольников и первоклассников;
8. Совместное участие в театрализованной деятельности;
9. Посещение дошкольниками курса занятий, реализуемых при школе, посвященное адаптации детей в школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
При работе с родителями необходимо обеспечить:
1. Родительские собрания совместно с педагогами ДОУ и учителями школы;
2. Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
3. Конференции для родителей, вечера вопросов и ответов;
4. Консультации не только с педагогами ДОУ, но и школы;
5. Знакомство родителей с будущими учителями;
6. День открытых дверей в школе;
7. Творческие мастерские;
8. Анкетирование и тестирование родителей для изучения самочувствия семьи перед поступлением ребенка в школу.
9. Образовательно-игровые тренинги и практикумы, деловые игры и практикумы для родителей;
10. Семейные вечера, тематические досуги;
11. Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
12. Собрания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
С учителями работа строится таким образом:
1. Совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
2. Семинары, мастер- классы;
3. Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
Таврический научный обозреватель www.tavг.science
4. Психологические и коммуникативные тренинги и практикумы для воспитателей и учителей;
5. Проведение диагностик для изучения готовности детей к школе;
6. Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
7. Открытые показы процесса обучения в ДОУ и открытых уроков в школе;
8. Педагогические и психологические наблюдения.
Такая многогранная работа увеличивает возможности ребенка адаптироваться к обучению в первом классе и успешно обучаться в дальнейшем.
В результате исследования, становится очевидно, что после реализации программы предшкольной подготовки детей с низким уровнем готовности в экспериментальной группе не осталось, что свидетельствует об эффективности данной программы.
Литература
1. Лаврикова, О. А. Проблемы предшкольного образования на современном этапе // Предшкольное образование: проблемы и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону, ИПО ПИ ЮФУ, 2007. — 290 с.
2. Сарычева, Н. Предшкольное образование: актуальность и проблемы / Н. Сарычева // Учитель. — 2007. — № 5. — С. 67-69.
3. Соколова, И. М. Организация предшкольной подготовки детей / И. М. Соколова // Дополнительное образование и воспитание. — 2009. — № 7. — С. 39-42.
4. Ситак А. О. проблеме готовности студентов педагогического вуза к формированию экологической культуры школьников в процессе внеклассной работы // Социально-гуманитарные знания. — М., 2015. — №12. — С. 74-80.