Научная статья на тему 'Сущность и особенности предшкольной подготовки'

Сущность и особенности предшкольной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3610
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / РЕБЕНОК 5–7 ЛЕТ / РАВНЫЕ СТАРТОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуцаева Нателла Измаиловна

Рассматривается проблема предшкольной подготовки 5–7-летних де-тей. Выявлены сущность и особенности предшкольной подготовки, названы формы взаимо-действия родителей детей и дошкольных учреждений для формирования готовности детей к школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и особенности предшкольной подготовки»

на наш взгляд, основой повышения конкурентоспособности образовательной системы в целом. Мировые тренды развития образования свидетельствуют о его тотальной цифровиза-ции. Развитие современных информационных технологий приводит к созданию электронных университетов. Мобильность и доступность образования становятся одними из важнейших факторов, определяющих выбор абитуриентов. В этой связи актуальность предложенных в работе форматов и технологий организации образовательного процесса, использования эффективных технологий обучения, построенных на принципах командной работы, использования имитационных и игровых форматов обучения, а также организация сетевого взаимодействия с вузами-партнерами при подготовке магистров на основе дистанционных и электронных форм обучения, на наш взгляд, обоснована. Практическая значимость работы определяется возможностью ее широкого использования в образовательной деятельности при подготовке магистров.

Библиографический список

1. Ашмарина С.И., Погорелова Е.В. Методика формирования корпоративной базы групповых и индивидуальных знаний // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2012. - № 10. - С. 24-28.

2. Кандрашина Е.А. Проблемы управления разработкой и реализацией программ магистратуры // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2012. - № 6. - С. 34-39.

Н.И. Гуцаева

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация: рассматривается проблема предшкольной подготовки 5-7-летних детей. Выявлены сущность и особенности предшкольной подготовки, названы формы взаимодействия родителей детей и дошкольных учреждений для формирования готовности детей к школе.

Ключевые слова: предшкольная подготовка, готовность к школе, ребенок 5-7 лет, равные стартовые возможности.

В научный оборот современной педагогической науки входит новая дефиниция -предшкольное образование, которая на сегодняшний момент не отражена в терминологических или толковых словарях. Хотя имеются сопутствующие, ставшие уже классическими терминами, такие как: подготовка детей к школе, непрерывность образования, преемственность в работе ДОУ и школы, школьная зрелость, пропедевтика школьного обучения. Сегодня уже никто не отрицает и наличие термина предшкольная подготовка. При этом следует отметить, что предшкольная подготовка детей - это вопрос не только качества образования в школьном периоде, но и качества жизни подрастающего поколения. Данная подготовка включает в себя комплекс мероприятий, направленных на создание условий для гармоничного развития и воспитания ребенка, охраны и укрепления его здоровья.

Понятие предшкольная подготовка может использоваться как в широком, так и узком значении. В широком понимании предшкольная подготовка охватывает обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста в различных социальных институтах: в семье, детском саду, центрах развития и воспитания детей, в которых находится ребенок до школы

© Гуцаева Н.И., 2013

(или посещает их). В узком значении феномена «предшкольная подготовка» понимают как специальную подготовку ребенка-дошкольника к школе в дошкольных образовательных учреждениях и группах при школах с целью обеспечения бескризисного развития ребенка, то есть с соблюдением принципа преемственности во всех звеньях учебно-воспитательной работы ДОУ и первого класса школы.

Однако, во-первых, не каждый ребенок дошкольного возраста посещает детский сад и специальные группы при школах. И как следствие в школу дети приходят с разной степенью готовности к реализации учебно-познавательной деятельности. Во-вторых, несмотря на то, что все же около 90 % поступивших в первый класс читают, считают, могут писать, нельзя с уверенностью сказать, что ребенок готов к школе. На самом деле готовность к школе - вопрос значительно более сложный. Так, с одной стороны, действительно на практике было бы лучше, чтобы ребенок все это уже умел, поскольку иначе ему будет сложно придерживаться темпа школьного обучения, и он будет чувствовать себя неуютно в среде продвинутых сверстников. С другой стороны, по данным учителей начальной школы и психологов, у будущих первоклассников недостаточно сформировано умение организовать свою деятельность, у детей плохо развита моторика, устная речь, недостаточно развиты коммуникативные навыки, а, следовательно, они не могут найти контакт со сверстниками. Иными словами, они обладают низким уровнем психологической, личностной зрелости и коммуникативной (социально-психологической) готовности к школе.

Таким образом, следует помнить, что обученность ребенка не тождественна его способностям и психической зрелости. Более того обученность - не синоним также и высокой познавательной активности ребенка. В целом важной идеей должно являться то, что подготовка будущих первоклассников должна быть направлена не на обучение и ускорение развития, а на обогащение, максимальную реализацию потенциала ребенка. Все эти реалии и обозначают проблему предшкольной подготовки детей как одну из актуальных в педагогической теории и практике.

Готовность к школе - это единство таких составляющих, как физическая, интеллектуальная, психологическая и личностная готовность. То есть, кроме запаса знаний букв, цифр и умений читать и считать, ребенку к старшему дошкольному возрасту необходимо также [3]:

- владеть коммуникативными и социальными навыками, то есть уметь вступать в контакты со взрослыми и сверстниками, общаться, понимать и, главное, применять в повседневной жизни морально-этические нормы, принятые в обществе, уметь отстаивать свою позицию цивилизованными методами и не проявлять неуместной агрессии или, наоборот, излишней робости и застенчивости;

- осознавать смысл процесса обучения в школе, понимать, что дает получение знаний, порядок обучения в школе, иметь положительную мотивацию, желание учиться;

- уметь целенаправленно и по своей инициативе работать над задачей, организовывать, планировать свои действия и отвечать за их последствия;

- иметь произвольное внимание, воображение, наличие познавательной активности, определенных знаний и представлений об окружающей среде;

- иметь положительное отношение к самому себе;

- иметь развитую мелкую моторику, необходимую как для развития умения писать, так и для развития речи;

- уметь анализировать, классифицировать, выявлять причинно-следственные связи;

- обладать хорошей физической подготовкой, координацией движения.

Важным принципом предшкольной подготовки является ориентация на личность ребенка. Согласно этому принципу главной ценностью является сам ребенок, его разнообразные потребности и их удовлетворение. Сущность целенаправленной предшкольной подготовки ребенка заключается в том, что сохраняются права ребенка на детство, создается духовная, интеллектуальная и физическая платформа для его учебной деятельности, удовлетворяются познавательные потребности и на этой основе осуществляется всестороннее развитие.

Итак, цель предшкольной подготовки - предоставить всем будущим первоклассникам одинаковые образовательные возможности. Дошкольные образовательные организации обладают специальным профессионально-ориентированным потенциалом, выражающимся в наличии развивающей образовательной и предметно-пространственной среды и специалистов с психолого-педагогическим и медицинским образованием. Именно педагог в силу своей профессии как никто иной знает характерные физиологические, психологические и другие особенности детей, своеобразие и потенциалы их развития в определенные возрастные периоды. То есть педагог способен и имеет моральное право со знанием дела, компетентно высказывать свои суждения перед обществом о воспитании и обучении подрастающего поколения [2]. Их главная функция - это воспитание, развитие и обучение детей. Тогда как родители дошкольников далеко не всегда обладают таким мощным потенциалом. Следовательно, логично, если дошкольное (или предшкольное - 5-6 лет) образование будет обязательным. При этом условии могут быть гарантированы равные стартовые возможности детям при поступлении в первый класс.

Но, к сожалению, сегодня в России предшкольная подготовка детей остается проблемой. Хотя во многих стран мира дошкольное образование является обязательной первичной составной частью непрерывного образования. Так, например, во Франции еще с конца XX века действует закон о школе, который предусматривает меры по обеспечению преемственности между дошкольным воспитанием и школьным обучением. На сегодня в материнских школах и классах для детей при школах предшкольное образование получают все дети с 5 до 6 лет. За год до школы в учреждениях системы дошкольного образования воспитываются фактически все дети в Финляндии. Нормой подготовки к школе является посещение дошкольных учебных заведений в США. Однолетние заведения для полноценной подготовки детей 5-6 летнего возраста к школе существуют в Японии. В Израиле посещение старшей группы в детском саду для подготовки к школе является обязательным.

В России же опыт 80-х годов ХХ в. по переводу шестилеток в подготовительные классы был не совсем удачным, так как не смогли создать детям условий, которые бы соответствовали их возрасту: дневной сон, кормление и пр. На сегодняшний момент, например, в рамках концепции так называемых школ Сколково для детей 5-7 лет предусмотрена пред-школьная подготовка. Но пока данная подготовка не является обязательной, а следовательно необходимо предусмотреть формы взаимодействия образовательного учреждения с детьми, которые не охвачены дошкольным образованием, и их родителями. Среди них наиболее распространенными являются группы в выходные и нерабочие дни, группы кратковременного пребывания, пункты профессионального консультирования при детских садах, центры работы с родителями дошкольников, дистанционное образование, социальный патронат семей. Важно, чтобы перечисленные формы взаимодействия с родителями, занимающихся подготовкой детей к школе, не были ориентированы на чрезмерную интенсификацию умственного воспитания ребенка. В целом упор в этих формах взаимодействия дошкольного учреждения и семьи должен быть сделан на усиление именно развивающего и воспитательного аспекта интеллектуальной подготовки дошкольников, формирование мотивов познавательной дея-

тельности, интеллектуальных чувств, интересов, самостоятельности и ответственности, развитие психических процессов, волевых качеств и эмоциональной сферы.

В этой связи акценты в реализации образовательной деятельности должны ставиться на сам процесс познания, эффективность которого всецело зависит от познавательной активности самого ребенка. Успешность достижения этой цели также зависит от того, что изучается (содержание образования) и как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на психические процессы или на весь личностный потенциал ребенка, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Для повышения эффективности предшкольной подготовки важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых старший дошкольник может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект деятельности, в том числе учебной. Иными словами, детям должна быть предоставлена возможность непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваться результатами познавательной деятельности, обсуждать их [1]. Реализация и учет всех этих особенностей предшкольной подготовки возможны в условиях дошкольных учреждений или при активном участии педагогических работников дошкольной системы образования в ходе взаимодействия с родителями будущих первоклассников.

Из всего выше сказанного следует, что если мы действительно хотим помочь ребенку-дошкольнику подготовиться к школе, то следует, в первую очередь, отречься от трактовки сущности этой подготовки как накопление в ребенке значительной суммы знаний, умений, навыков (чтения, письма, счета и др.). Старшего дошкольника надо готовить к школьной жизни, а не к обучению. Итак, задача предшкольной подготовки - создать условия для полноценного, осознанного, содержательного проживания дошкольником каждого дня, активного проникновения в различные сферы человеческой жизни и природы. Ребенок как личность должен уметь пользоваться арсеналом конкретных знаний, умений и навыков. Кроме того, сегодня очень важно обеспечить преемственность и перспективность предшкольного и начального звеньев на государственном законодательном уровне. Для этого в системе непрерывного образования следует выделить новое промежуточное образовательное звено, а именно - предшкольное образование, которое должно стать обязательным.

Библиографический список

1. Почтарева Т.В. Совершенствование процесса обучения в вузе / Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения // Матер. II Междунар. науч-но-практ. конф. - Т. 4. - М.: Леаёета, 2009. - С. 388-392.

2. Поштарева Т.В. Роль педагога в образовательном пространстве. // Информационно-методические матер. августовской конф. пед. работников г. Ставрополя - Ставрополь: Управление образования администрации г. Ставрополя, 2009. - С. 167-170.

3. Як шдготувати дитину до школи? Короткий пошбник для батьюв - [Электронный ресурс] http://klasnaoeinka.eom.ua/en/forum/yak-pidgotuvati-ditinu-do-shkoli.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.