Педагогические науки
УДК 372.3/4+37.1
Волобуева Наталья Александровна Natalia Volobueva
Абаскалова Надежда Павловна Nadezhda Abaskalova
ПРЕДШКОЛА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ОБРАЗОВАНИЮ
PREPARATORY SCHOOL AS AN EFFECTIVE FACTOR OF CHILDREN'S ADAPTATION FOR EDUCATION
Рассматриваются вопросы значения организации занятий по предшкольной подготовке для адаптации первоклассников и развития у них школьно-значимых функций. Освещен опыт работы по организации предшкольного образования и показана его эффективность в профилактике дезадаптации учащихся
Ключевые слова: предшкольное образование, адаптация, дезадаптация, школьная зрелость, здоровье, вариативность
In the article the value of preparation for school adaptation of first-graders and development of school-necessary functions in them are examined. The work experience of preparatory school and its effectiveness in the preventive maintenance of the non-adaptation of students is shown
Key words: preparation for school, formation, adaptation, non-adaptation, school maturity, health, variability
Наиболее актуальной проблемой в настоящее время является адаптация детей первого класса к условиям комплексного влияния факторов системного обучения и организации учебного процесса. В современном школьном образовании наметились положительные тенденции:
— складывается вариативность педагогических подходов к начальному образованию;
— у педагогов появилась свобода для творческого поиска, поддерживаемая государственной политикой; создаются авторские школы, используется зарубежный опыт;
— родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему, растет родительское самосознание;
— все более осознается необходимость в педагогической поддержке индивидуальности ребенка, построении его собственной траектории в образовании, сохранении здоровья и обеспечении безопасности.
В то же время показатели здоровья и эмоционального благополучия детей неудовлетворительны (широко распространена школьная дезадаптация). Низкий исходный уровень здоровья детей, поступающих в первый класс, негативно сказывается на процессах их адаптации к учебным нагруз-
кам, создает предпосылки для дальнейшего нарастания психической напряженности, снижения уровня жизненной активности и возникновения хронических заболеваний (Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина). Эта «ужасающая статистика», по словам Президента РФ Д.А. Медведева, требует долгосрочных программных мероприятий и стройной государственной политики, направленных на создание комфортных условий обучения, улучшение качества жизни, охрану здоровья детей и молодежи (из послания Федеральному собранию 12 ноября 2009 г.). Основным направлением современных реформ и новых ФГОСТ является изменение уклада начальной ступени образования. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. Начальная школа должна стать не "школой навыка", а первым опытом ребенка в образовании — местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления. «Главная цель предшкольной подготовки — выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы...», — А. Фурсенко, декабрь 2004 г. Существующая в России система дошкольного образования была признана одной из лучших в мире, так как на основе современных комплексных программ и технологий ведется работа по разностороннему развитию детей, в том числе и мониторингу подготовке к школе.
За предыдущие годы, в связи с демографической ситуацией, система дошкольного образования была сокращена, поэтому сегодня большое количество детей им не охвачены. По различным данным, от 20.25 % в городах до 40.50 % в сельской местности дети не посещают дошкольные образовательные учреждения. Так, в Новосибирске в настоящее время 30 % детей в возрасте от 1 года до 6 лет не посещают ДОУ. Выходом из сложившейся ситуации
может стать создание условий для полного охвата детей старшего дошкольного возраста предшкольной подготовкой. Безусловно, это актуализирует проблему обеспечения им равных стартовых возможностей при поступлении в школу. Применительно к обучению детей 5.6-летнего возраста эта позиция еще более актуальна. В этом возрасте можно говорить о предпосылках к зарождению учебной деятельности. Но не следует «вырывать» данный возраст из системы дошкольного образования. Необходимо обеспечивать полноценную преемственность в воспитании и развитии ребенка
— дошкольника, сохранять существующую систему подготовки детей к школе в условиях предшкольной подготовки и учетом современных требований к системе начального образования. Одной из ведущих задач является повышение педагогической компетентности специалистов дошкольного образования и учителей начальной школы по проблемам физиологии, психологии, воспитания и обучения детей смежных возрастов ( дошкольного и младшего школьного) как условия более эффективного решения проблем преемственности между дошкольным и школьным образованием. При подготовке детей к школе используются различные комплексные программы, рекомендованные ФЭС министерства образования и науки РФ: «Подготовка к школе» — авторы Н.А. Федосова, Т.С. Комарова; «Программа воспитания и обучения в детском саду»
— под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; «Детство» — авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина, З.А. Михайлова, Л.М. Гуревич; «Истоки» — авторы Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук и др., «Развитие» — авторы под редакцией О.М. Дьяченко; Комплексная «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» — авторы Т.Н. Дороно-ва, Н.А. Короткова.
Если рассматривать адаптацию как психологическое и физиологическое приспособление организма к условиям изменяющейся среды, а адаптацию к школе как процесс привыкания к новым школьным
условиям, который каждый обучающийся переживает и осознает по-своему, то при поступлении ребенка в школу необходимо учитывать следующие факторы: изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых; необходимость придерживаться правил школьной жизни; «сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни; изменение режима дня, возрастание психофизиологических нагрузок; необходимость освоения ролевого взаимодействия с учителями; столкновение с системой школьного оценивания результатов обучения.
Нарушения адаптационного процесса к школе могут проявляться в следующем: не-сформированность элементов учебной деятельности; несформированность мотивации учения; неспособность к произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности; неумение приспосабливаться к темпу школьной жизни.
В связи с увеличением неорганизованных детей ( отсутствие подготовки детей к школе через дошкольные образовательные учреждения) возрастает количество школьно-незрелых. Предшкольная подготовка позволяет нивелировать это явление и степень адаптации ребенка к школьному обучению возрастает. Чем больше опыта у ОУ в данном направлении, тем выше результаты. Информационно-экономический лицей (ИЭЛ) участвует в качестве экспериментальной площадки в реализации комплексного проекта модернизации образования Новосибирской области.
Институт предшкольного образования в современном обществе актуализируется в качестве обязательного этапа преемственного обучения и воспитания, без него невозможна непрерывная система образования. В контексте «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.» предметом приоритетного внимания является выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и достижение ими необходимого и достаточного уровня подготовки к школе. Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей
из разных социальных групп и слоев населения Ленинского района г. Новосибирск явилась основанием целесообразности создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста («предшкольное образование») в ИЭЛ, для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей. Обязательным компонентом предшкольно-го образования стала забота о физическом и психическом развитии ребенка, сохранении и восстановлении его здоровья. В ИЭЛ разработан проект «Модель предшкольного образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении г. Новосибирск «Информационно-экономический лицей».
Цель проекта: создание и апробация предшкольного образования в ОУ, которая позволит решить следующие вопросы:
1) обеспечение равных стартовых возможностей детям, поступающим в школу;
2) создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, интеллектуального, физического, психического и социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста;
3) создание условий для построения преемственности дошкольного и начального образования.
Задачи: изучение социального заказа на микроучастке, создание научно-методического совета школы по предшкольному образованию, разработка концепции образования детей 5..7 лет в группах предшкольного образования в ИЭЛ;
4) разработка нормативно-правовой базы, подбор и расстановка кадров с учетом создания условий для построения преемственности дошкольного и начального образования, комплектование групп, отработка модели предшкольного образования, создание МО воспитателей предшкольного образования, внедрение информационно-коммуникативных технологий в предшкольное образование.
Утвержденная программа базировалась на «Комплексной программе развития
и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»). Для повышения квалификации педагогов, работающих в предшкольных группах, проведены семинары:
1) содержание и организация работы по осуществлению образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста;
2) предметно-развивающая среда и ее значение в развитии личности ребенка;
3) предшкола как эффективный фактор адаптации к образованию;
4) интернет-среда в воспитании дошкольников;
5) использование ИКТ в образовательном пространстве ИЭЛ;
6) рекомендации педагогам и родителям предшколы по осуществлению индивидуального сопровождения ребенка.
Работа по психологическому обеспечению образовательного процесса дошкольных групп Информационно-экономического лицея обозначает:
1. Задачи: исследовательские — выявление причин, влияющих на успешность развития детей, реализацию личностного потенциала; практические — содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности ребенка и обеспечивающей условия психологического здоровья всех участников образовательного процесса, организация и проведение тестирования и анкетирования педагогов.
2. Деятельность: постоянный мониторинг психологического статуса ребенка. Создание зоны ближайшего развития ребенка и содействие в раскрытии его внутреннего потенциала осуществляется через индивидуальные и групповые занятия. Кор-рекционно-развивающая работа с детьми, предупреждение возникновения явлений дезадаптации. Коррекционно - развиваю -щая работа строится на основе результатов систематической и динамической психолого-педагогической диагностики. Повышение психолого-педагогической грамотности коллектива. Проведение диагностики педагогических затруднений педагогов с при-
менением различных методик, прогноз по решению проблем. Психологическое сопровождение образовательных технологий и программ. Разрабатываются и внедряются программы по социально-психологической адаптации детей и программ готовности детей к начальному школьному обучению. Большое внимание в этих программах уделяется совместной работе педагогов и специалистов всех служб с целью успешного воспитания и развития детей.
3. Результат: формирование банка данных о психологических особенностях воспитанников. Определение готовности старших дошкольников к обучению в школе. Проведение оценки эффективности кор-рекционно-развивающей работы. Повышение уровня психологической компетенции педагогов и воспитателей проводится через систему консультаций, тематических педсоветов, научно-практических семинаров, работу ПМПК лицея. Анализ результатов обследования и выработка рекомендаций по работе с детьми.
Исследование стартовой готовности детей старшего дошкольного возраста показало, что на начало этого учебного года 66 % учащихся имеют школьную незрелость; 2 %
— школьно-зрелых и 32 % — средне-зрелые ( данные по тесту школьной зрелости Кер-на-Йирасека). Полученные данные послужили основой для разработки содержания программы развития, направленного на коррекцию школьной незрелости с учетом дифференцированного подхода.
Результаты сформированное™ базовых учебных навыков показали, что у всех первоклассников самые низкие навыки
— по планированию и контролю деятельности — 12,5 % и умению рассматривать ситуацию с разных сторон — 8,5 %. Отдельно проанализированы данные детей, которые посещали занятия по предшкольной подготовке. Показатели учебных навыков данной группы детей оказались выше. Так, умение контролировать ситуацию увеличилось более чем в 2 раза, умение рассматривать ситуацию на 5 %, удержание условий в памяти в 3 раза. Проанализировав уровень школьной зрелости учащихся первых клас-
сов, в которых не было детей, посещающих занятия по предшкольной подготовке, и классов, в которых основная группа детей с предшкольной подготовкой, мы выяснили, что в первом варианте в классах оказалось 4...8 % школьно-незрелых детей, во втором — таковых не было. Причем школьно-зрелых детей после предшкольной подготовки выявлено 75.82 % в разные учебные годы. В данных классах не было и дезадаптированных детей, в то время как среди детей,
не посещавших занятия по предшкольной подготовке, процент дезадаптации ниже (30 %), что соответствует литературным данным. Следовательно, предшкольное образование позволяет более эффективно осуществлять подготовку ребенка к школьному обучению и реализовывать профилактику дезадаптации, одновременно развивая школьно-значимые функции и сохраняя здоровье ребенка.
Литература
1. Абаскалова Н.П., Зулина Н.И. Образовательная деятельность Информационно-экономического лицея // Журнал «Инновационные проекты и программы в образовании». № 2. 2008. С. 14-17.
2. Абаскалова Н.П., Зулина Н.И. Психологическое сопровождение образовательного процесса в ИЭЛ //Актуальные проблемы обеспечения безопасности образовательного пространства. Новосибирск, 2007. С. 3-4
3. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Вартапетова Г.М., Петрова Е.Э. Готов ли ребенок к школе? // Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. Новосибирск, 2006. 150 с.
4. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М., 2004. 240 с.
5. Безруких М.М., Сонькин В.Д. Педагогическая физиология // Альманах «Новые исследования». М., 2004. 74 с.
6. Волобуева Н.А., Абаскалова Н.П. Адаптация учащихся первых классов к системному обучению при разной подготовке к школе // Здоровьесберегающее образование. 2009. № 2. С. 30-33.
7. Воронина Г.А., Малых Т.В., Спицин А.П. Комплексная оценка резервов адаптации и сохранение здоровья // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 2004. Т. 90. № 8. 359 с.
8. Казин Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие / Под науч. ред. Э.М. Казина; Ред. коллегия: Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева, О.Г. Красношлыкова и др. Кемерово: КРИПКиПРО, 2009. 347 с.
9. Казин Э.М. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно-методический комплекс. Кн. 1. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования: учеб.-метод. пособие / Ред. коллегия: Н.Э. Касаткина, О.Г. Красношлыкова, Е.В. Белоногова и др.; Отв. ред. Э.М. Казин. Кемерово: КРИПКиПРО, 2011. 500 с.
10. Хасанова Н.Н. Адаптация и здоровье детей, начавших обучение с шести лет, в условиях развивающего обучения // Валеология. Ростов-н/Д., 2000. № 2. 57 с.
Коротко об авторах_
Волобуева Н.А., доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет
Служ. тел.: (3832) 44-03-29
Научные интересы: образование, адаптация, здоровье
_Briefly about the authors
N. Volobueva, Doctor of Pedagogical Sciences, assistant professor, anatomy, physiology and safety of the vital activity department, Novosibirsk State Pedagogical University
Scientific interests: formation, adaptation, health
Абаскалова Н.П., д-р пед. наук, профессор, Но- N. Abaskalova, Doctor of Pedagogical Sciences,
восибирский государственный педагогический уни- professor, Novosibirsk State Pedagogical University верситет
Служ. тел.: (3832) 44-05-35
Научные интересы: здоровье, образование, педа- Scientific interests: health, formation, pedagogical
гогические технологии technologies