УДК 159.923+ 37.015.3
ОПЫТ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «МОЙ МИР»
1, @2
Людмила С. Колмогорова ' Елизавета С. Балабекян
1 Алтайский государственный педагогический университет, Россия, 656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55 @1 [email protected] @2 elisaveta. 8 [email protected]
Поступила в редакцию 08.09.2016. Принята к печати 26.12.2016.
Ключевые слова: предшкольная подготовка, программа пред-школьной подготовки «Мой мир», психологическая готовность к обучению в школе, познавательные психические процессы, внимание, память, мышление, воображение.
Аннотация: Анализ готовности детей к обучению в школе свидетельствует о наличии проблем в организации предшкольной подготовки. Несмотря на многочисленные исследования, эффективность различных форм подготовки дошкольников не выявлена. На основе анализа опыта педагогов-практиков и существующих программ предшкольной подготовки коллективом авторов (Л. С. Колмогорова, Л. А. Никитина, Л. И. Шварко, О. И. Давыдова, О. Р. Меремьянина) была разработана концепция предшкольной подготовки, на основе которой создана программа «Мой мир», ориентированная на пред-школьную подготовку детей с 5,5 - 6 лет. Исходя из задачи выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных слоёв населения, возникает проблема выявления эффективности учебно-методического комплекта «Мой мир». С целью разрешения данной проблемы, в 2011 - 2016 гг. было проведено экспериментальное исследование на базе групп предшкольной подготовки школ и ДОУ г. Барнаул и г. Новосибирск. В исследовании использованы теоретические (анализ литературных источников) и эмпирические методы (тестирование, беседа-опрос, изучение продуктов деятельности). Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о том, что уровень психологической готовности детей к обучению в школе повысился. Это подтверждает эффективность использования программы предшкольной подготовки «Мой мир» при организации деятельности старших дошкольников.
Для цитирования: Колмогорова Л. С., Балабекян Е. С. Опыт предшкольной подготовки детей на примере программы «Мой мир» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 1. С. 130 - 136. Б01: 10.21603/20788975-2017-1-130-136.
Анализ уровня подготовки детей к поступлению в школу подтверждает наличие проблем в организации развития, обучения и воспитания будущих первоклассников. Актуальность проблемы улучшения качества дошкольного образования подтверждается принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Введение ФГОС связано с тем, что в настоящее время появилась необходимость стандартизации содержания дошкольного образования для того чтобы, обеспечить всем детям равные стартовые возможности для успешного обучения в школе [1].
Особенность дошкольного возраста такова, что достижения детей данного возраста определяются не суммой определённых знаний, умений и навыков, а совокупностью качеств личности, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
Одной из важных задач модернизации региональных систем дошкольного образования в условиях государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг. является повышение доступности дошкольного образования [2].
Анализ современной практики предшкольной подготовки детей на базе школы, детского сада, центров дополнительного образования обозначил проблемы:
- информационная перегрузка детей в дошкольном образовании;
- дублирование части учебных материалов начальной школы; перенос форм и методов обучения из школы в детский сад;
- ориентация педагога на принципы послушания, повторения, подражания;
- формализм в решении вопроса преемственности школьного и дошкольного образования в предшкольной подготовке (знаниевый компонент при приёме ребёнка в школу: навыки чтения, письма и счёта) и др. [3].
В этом контексте исследователи всё чаще рассматривают потенциальные возможности разнообразных направлений педагогической науки, различных концепций обучения. В современном мире существует множество исследований по проблеме подготовки детей к школьному обучению, в которых раскрывается понятие готовности к обучению в школе (Л. А. Венгер, Н. И. Гуткина, Е. Е. Кравцова, Я. Л. Коломинский, Н. Г. Салмина и др.); приводятся программы диагностики сформированности возрастных новообразований ребёнка, поступающего в первый класс (Г. Бардиер, Л. А. Венгер, Ю. З. Гильбух, Л. Л. Семаго и др.); предлагаются варианты работы с детьми, недостаточно готовыми к обучению (Г. В. Бурменская, О. А. Ка-рабанова, А. Г. Лидерс и др.). Несмотря на многочисленные исследования проблема готовности ребёнка к обучению в школе не получила своего решения [4].
На основе анализа опыта педагогов-практиков и существующих программ для старшего дошкольного возраста коллективом авторов (Л. С. Колмогорова, Л. А. Никитина, Л. И. Шварко, О. И. Давыдова, О. Р. Меремь-янина) была разработана концепция предшкольной подготовки, на основе которой создана программа «Мой мир», ориентированная на предшкольную подготовку детей с 5,5 - 6 лет.
Образовательная программа «Мой мир» используется для реализации предшкольной подготовки в Алтайском крае. Она прошла апробацию в рамках краевого эксперимента в образовательных учреждениях Алтайского края (2005 - 2010 гг.). Результаты признаны положительными [5].
С 2011 г. в г. Барнаул работает Федеральная экспериментальная площадка по апробации учебно-методического комплекта «Мой мир» (научный руководитель Л. С. Колмогорова).
В программе «Мой мир» реализован подход, учитывающий потребность в подготовке детей к новым условиям жизни, а также ценность всех периодов детства. В ней подготовка ребенка к школе воспринимается как аспект образования, а не как основная цель [4].
Программа «Мой мир» создана для педагогов (учителей начальной школы, воспитателей подготовительных групп дошкольных учреждений, педагогов учреждений дополнительного образования), осуществляющих пред-школьную подготовку детей, которые не посещают дошкольные образовательные учреждения [6]. Программа может быть реализована в условиях подготовительных групп детского сада (ДОУ) и групп кратковременного пребывания ребёнка в образовательном учреждении.
«Цель программы - обеспечить преемственность становления базиса личностной культуры ребенка и актуализировать возможности детей, необходимые для их успешного вхождения в новое образовательное пространство» [4, с. 5].
Задачи программы «Мой мир»:
1) создать условия для развития ребёнка в соответствии с возрастом;
2) способствовать становлению личностной культуры детей, её базиса [7];
3) развивать психику ребенка, основные психические новообразования в соответствии с возрастом;
4) обеспечить хорошую психологическую и социальную адаптацию к новой образовательной среде;
5) формировать познавательную мотивацию и предпосылки учебной деятельности;
6) обеспечить профилактику противоречий в развитии личности и корректировку неблагоприятных линий развития её познавательной и эмоционально-волевой сфер [3].
Теоретико-методологической основой построения программы является культурно-историческая теория Л. С. Выготского - учение о развитии сложноорганизо-ванных психических процессов ребёнка во время освоения им ценностей культуры, опосредованного взаимодействия и общения его со взрослым. Данная теория продолжала развиваться в трудах его последователей и учеников: Л. А. Венгера, Г. Г. Кравцова, Е. Е. Кравцовой, В. В. Рубцова, Н. Г. Салминой, Л. Ф. Обуховой и др.
Содержание предшкольной подготовки детей строится с учётом становления основ личностной культуры, которая содержит освоение основных сфер реальности: природу, предметы, созданные человеком, общественные
явления, понимание себя. В этом плане программа «Мой мир» основывалась на концепции дошкольного воспитания, разработанной Е. В. Бодровой, В. В. Давыдовым, В. А. Петровским, Р. Б. Стеркиной и др.
В основу выбора содержания предшкольной подготовки по программе «Мой мир» легла позиция В. Т. Кудрявцева о культурно-исторической и психической особенности современного типа детства, для которого характерна функция освоения ребёнком уже сложившихся общечеловеческих способностей и порождения новых форм, отсутствующих у взрослых) [4].
Программа «Мой мир» предполагает развитие детей по следующим направлениям:
- развитие познавательных психических процессов и активности;
- становление личностной культуры ребенка;
- формирование интереса и потребности к совместным занятиям с сверстниками;
- развитие умений управлять своим поведением и преодолевать трудности;
- развитие инициативы, соподчиненности мотивов поведения, самостоятельности;
- развитие адекватной самооценки ребенка;
- формирование коммуникативно-поведенческой рефлексии;
- воспитание культуры чувств и эмоций [3].
Программа «Мой мир» включает в себя разделы:
1. Я в мире людей - вхождение в новую образовательную среду («Давайте познакомимся», «Все мы разные», «Азбука общения» и др.) [8].
2. Я в мире прекрасного - формирование представлений о красивом в окружающей действительности, в поступках людей, отношениях между людьми и природой («Красота во мне и вокруг меня», «Я в мире красок», «Азбука прекрасного» и др.) [9].
3. Я в мире природы - формирование представлений о месте человека в природе, его взаимоотношений с окружающим миром, формирование экологической культуры («Моя живая планета», «Я дружу с природой», «Экологическая азбука» и др.) [10].
4. Я в мире знаний - вхождение детей в познание как особый вид деятельности, позволяющий открывать новое вокруг себя и в себе («Я познаю мир», Я в мире книг», «Я в мире чисел» и др.) [11].
5. Развиваем восприятие, внимание, мышление, память, воображение.
6. Готовим пальчики к письму и рисуем.
Первые четыре раздела раскрывают содержание образовательных областей (Человек. Рукотворный мир. Природа. Общество.), а 5 - 6 разделы являются сквозными и реализуются в содержании первых разделов.
Занятия носят комбинированный характер и проводятся, как правило, два-три раза в неделю по четыре занятия в день (каждое - 25 - 30 минут) в зависимости от модели образовательного учреждения, осуществляющего подготовку.
Таким образом, исходя из задачи корректировки стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, возникает проблема выявления результативности учебно-методического комплекта «Мой мир», который включает программу, методические рекомендации для педагогов и рабочие тетради для детей.
Эксперимент проводился в 2011 - 2016 гг. на базе групп подготовки к школе МБОУ «Лицей № 122», МБОУ «Лицей № 121», МБОУ СОШ № 97, МБОУ СОШ № 91, ДОУ Детский сад № 239 г. Барнаул (выборка 1 -181 человек). К экспериментальной выборке относятся дети, которые либо посещают только группу подготовки при школе, либо готовятся к школе в подготовительной группе детского сада. В качестве контрольной группы мы рассматривали детей, посещающих и группы предшкольной подготовки на базе МАОУ «Лицей № 176» г. Новосибирска, МБОУ «Лицей № 122» г. Барнаула и детский сад (выборка 2 - 134 человека).
В ходе экспериментальной работы проверялась гипотеза: осуществление на практике программы предшколь-ной подготовки «Мой мир» позволит обеспечить организацию работы по выравниванию стартовых возможностей будущих школьников и их успешного выхода на новый образовательный уровень, что создаст базу для успешной социальной и психологической адаптации ребёнка к новым условиям жизни.
Экспериментальное исследование было организовано в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем и контрольном этапах эксперимента проведена диагностика уровня готовности к школе старших дошкольников, с использованием методик диагностической программы «Готовность к школе» Л. С. Колмогоровой [6]. Методики, из которых состоит программа, позволяют дать качественную характеристику психологической готовности ребенка к школьному обучению, так как не являются тестами.
Диагностическая программа Л. С. Колмогоровой включает следующие методики:
- вводная диагностическая беседа с ребёнком (способность ориентироваться во времени и пространстве, уровень мотивационной готовности к школе и кругозор ребёнка);
- графический диктант (умение ориентироваться на образец, произвольность внимания, сенсомоторная координация, тонкая моторика руки);
- внимание и наблюдательность;
- восприятие и понимание содержания текста (особенности понимания детьми смысла предложенных им рассказов);
- опосредованное запоминание (способность ребенка к использованию средств («пиктограмм») при запоминании, характер устанавливаемых ассоциаций, лаконичность средств, степень владения обобщающими понятиями, умение планировать свои действия);
- осмысленное запоминание (запоминание пар логически связанных между собой слов);
- операции анализа, сравнения и обобщения в вербальной и невербальной формах («Четвёртый лишний»);
- особенности воображения;
- умозаключения по аналогии (умение строить умозаключения по аналогии на невербальной основе (фрагмент теста Равена);
- ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека [6].
По каждой методике на основании процентного выполнения заданий нами были определены уровни готовности к обучению в школе.
Высокий уровень - (65 % и > выполненных заданий) -85 баллов и выше.
Ребенок, имеющий высокий уровень готовности к школе, преследует социальный мотив учения, у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Такой дошкольник имеет определенный словарный запас и грамотную обиходную речь. Он владеет навыками опосредованного и осмысленного запоминания, способен понимать обращенную к нему речь, смысл предложенных рассказов; отвечать на вопросы, относящиеся к себе и своей семье; ориентироваться во времени и пространстве.
У будущего первоклассника должны быть сформированы следующие умения:
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу;
- умение планомерно овладевать предметами и явлениями, выделять их разнообразные свойства, находить недостающие детали, выделять лишние предметы;
- умение связано, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своих мыслей, объяснить то или другое явление, правило;
- умение четко воспринимать и произносить речевые звуки.
Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:
- дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость);
- концентрация внимания;
- аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
- логическое запоминание;
- сенсомоторная координация;
- умение воспроизводить образец;
- развитие тонких движений руки.
Средний уровень - (40 % выполненных заданий) -53 - 84 балла.
Низкий уровень - (39 % и < выполненных заданий) -0 - 52 балла.
В итоге проведения диагностической программы были получены следующие результаты: на констатирующем этапе высокий уровень готовности к школьному обучению показали 35 дошкольников, что составляет 11 % всей выборки (выборка - 315 испытуемых), низкий уровень - 95 человек (30 %), средний уровень -185 дошкольников (59 %).
Затем педагогами и психологами экспериментальных групп (ЭГ) предшкольной подготовки был проведён формирующий этап эксперимента по программе «Мой мир». Дети контрольной группы (КГ) не принимали участия в экспериментальном обучении.
После формирующего этапа была проведена контрольная диагностика по программе «Готовность к школе». Проанализировав полученные данные, мы можем сделать вывод, что количество испытуемых с высоким уровнем готовности к обучению в школе увеличилось до 159 человек (50 % всей выборки), средний уровень был выявлен у 145 дошкольников (46 %), низкий -у 11 человек (8 %). Результаты констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования представлены в рис. 1.
Чтобы доказать или опровергнуть гипотезу исследования, нами были проанализированы показатели экспериментальной и контрольной групп детей отдельно.
Контрольный этап эксперимента позволяет сделать вывод о том, что количество дошкольников ЭГ с высоким уровнем психологической готовности к обучению в школе увеличилось на 53 %. На констатирующем этапе высокий уровень был выявлен у 12 человек (6 %), а на контрольном количество испытуемых с данным уровнем готовности к школе увеличилось до 107 человек (59 %). Количество учащихся со средним уровнем готов-
ности стало меньше на 18 % (констатирующий этап -59 %, 106 испытуемых; контрольный этап - 41 %, 74 человека). Испытуемых с низким уровнем не было выявлено (на констатирующем этапе - 35 %, 63 дошкольника). Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования представлен в рис. 2.
Высокий Средний Низкий уровень уровень уровень
□ Констатирующий этап ■ Контрольный этап
Рис. 1. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования Fig. 1. The comparison of the results of the summative and check stage of the formative assessment
По итогам двух этапов исследования в КГ были получены результаты, представленные на рис. 3.
Количество детей КГ с высоким уровнем увеличилось на 22 % (констатирующий этап - 17 %, 23 дошкольника; контрольный этап - 39 %, 52 человека), со средним уровнем стало меньше на 6 % (констатирующий этап - 59 %, 79 испытуемых; контрольный этап -53 %, 71 человек), с низким уровнем - меньше на 16 % (констатирующий этап - 24 %, 32 дошкольника; контрольный этап - 8 %, 11 испытуемых).
Если сравнить результаты констатирующего этапа эксперимента, то видим, что испытуемых с высоким
уровнем на 11 % больше в контрольной группе, со средним уровнем по 59 % в контрольной и экспериментальной группах. Детей с низким уровнем готовности к обучению в школе на 11 % больше в ЭГ. Результат представлен в рис. 4.
В результате контрольного этапа эксперимента, количество дошкольников ЭГ с высоким уровнем психологической готовности к обучению в школе стало на 20 % больше, испытуемых с низким уровнем на 11 % и средним уровнем на 12 % меньше, чем в КГ контрольного этапа эксперимента.
Рис. 2. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования (ЭГ) Fig. 2. The comparison of the results of the summative and check stage of the formative assessment (Experimental Group)
Рис. 3. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования (КГ) Fig. 3. The comparison of the results of the summative and check stage of the formative assessment (Check Group)
Рис. 4. Сравнение результатов ЭГ и КГ констатирующего этапа экспериментального исследования Fig. 4. The comparison of the results of the EG and CG summative stage of the formative assessment
Рис. 5. Сравнение результатов ЭГ и КГ контрольного этапа эксперимента
Fig. 5. The comparison of the results of the EG and CG check stage of the formative assessment
Сравнительный анализ результатов контрольного этапа экспериментального исследования представлен на рис. 5.
Результаты диагностики готовности детей к обучению в школе свидетельствуют о важности предшкольной подготовки. Предшкольное образование содержит различные направления, способствующие формированию
мотивации и развитию качеств, необходимых в процессе обучения. Для организации и научно-обоснованного содержания дошкольного образования разрабатываются программы предшкольной подготовки, способствующие формированию готовности детей к обучению в школе. На основе анализа программ было выдвинуто предположение о том, что благодаря систематическим занятиям
с использованием комплекта учебно-методических материалов «Мой мир» можно повысить уровень психологической готовности детей к обучению в школе.
Опираясь на анализ полученных данных, мы определили, что по итогам формирующего этапа эксперимента уровень психологической готовности детей к школьному обучению повысился в обеих группах выборки. Следует отметить, что готовность к школе подвергалась определённой динамике, как положительной, так и отрицательной. В большинстве случаев психологическая готовность к школе претерпевала положительную динамику (сильнее представлена в ЭГ). Отрицательная динамика была выявлена у некоторых детей КГ с высоким уровнем готовности.
Готовность ребёнка к обучению в школе обусловливает уровень развития познавательных процессов, так как центральным новообразованием дошкольника является стремительное развитие познавательной сферы. Поэтому, с целью выявления динамики познавательных психических процессов дошкольников (память, внимание, мышление, воображение), нами были проанализированы результаты по некоторым методикам из диагностической программы «Готовность к школе». Динамика познавательных процессов была ярко выражена как в группе кратковременного пребывания в школе, так и в подготовительной группе ДОУ. Это подтверждает эффективность использования средств по развитию познавательных психических процессов программы предшкольной подготовки «Мой мир» при организации деятельности
старших дошкольников. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, а гипотеза нашла подтверждение.
На основе полученных групповых и индивидуальных результатов каждого дошкольника с целью повышения уровня психологической готовности детей к обучению в школе была организована консультационная работа с родителями и педагогами. Для родителей старших дошкольников подготовлены рекомендации по воспитательной и развивающей работе с ребёнком, которые позволяют повысить уровень их психолого-педагогической грамотности.
Необходимо помнить о том, что, если недостатки и упущения в развитии ребенка раннего и младшего дошкольного возраста из-за отсутствия или несовершенства дошкольного образования можно исправить, то недостаточный уровень развития ребенка старшего дошкольного возраста влечет за собой серьезные проблемы на этапе школьного обучения. По этой причине наиболее эффективна пропедевтика проблем развития в дошкольном возрасте.
Перспективными направлениями изучения проблемы готовности детей к школьному обучению считаем следующие: выявление возможных причин неготовности ребёнка к обучению в школе; создание оптимальных социально-педагогических и психологических условий, обеспечивающих позитивную динамику познавательных психических процессов в период предшкольной подготовки детей.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. 32 с.
2. О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы. Постановление правительства Российской Федерации № 71 от 29 января 2015 г. Опубликовано: 4 февраля 2015 г. на интернет-портале «Российской Газеты». Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/02/04/doshkolyata-site-dok.html (дата обращения: 04.02.2015).
3. Никитина Л. А., Колмогорова Л. С, Шварко Л. И., Давыдова О. И., Меремьянина О. Р., Горбунова В. Н., Тюме-нева Е. А., Зарубина С. П. Методические материалы предшкольной подготовки детей по программе «Мой мир». Барнаул: БГПУ, 2005. 186 с.
4. Колмогорова Л. С., Никитина Л. А., Шварко Л. И., Давыдова О. И., Меремьянина О. Р. Программа «Мой мир»: Базис личностной культуры детей 5 - 6 лет. Барнаул: БГПУ, 2007. 60 с.
5. Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения: сборник научных статей / под ред. Л. С. Колмогоровой. Барнаул: АлтГПА, 2010. 461 с.
6. Майер А. А., Колмогорова Л. С., Никитина Л. А., Шварко Л. И., Давыдова О. И. Вариативные модели пред-школьной подготовки детей на региональном уровне: коллективная монография. Барнаул: АлтГПА, 2012. 234 с.
7. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. № 9. С. 48 - 69.
8. Колмогорова Л. С., Меремьянина О. Р. Мой мир. Я в мире людей: рабочая тетрадь № 1. 4-е изд., доп. Барнаул: АлтГПА, 2010. 60 с.
9. Шварко Л. И., Никитина Л. А. Мой мир. Я в мире прекрасного: рабочая тетрадь № 2. Барнаул: БГПУ, 2005. 75 с.
10. Давыдова О. И., Горбунова В. Н., Тюменева Е. А. Мой мир. Я в мире природы: рабочая тетрадь № 3. Барнаул: БГПУ, 2005. 67 с.
11. Никитина Л. А., Демина Е. С. Мой мир. Я в мире знаний: рабочая тетрадь № 4. 3-е изд., доп. Барнаул: БГПУ, 2007. 72 с.
PRESCHOOL TRAINING EXPERIENCE OF CHILDREN BY THE EXAMPLE OF "MY WORLD" PROGRAMME
1, @2
Ludmila S. Kolmogorova ' , Elizaveta S. Balabekyan
1 Altai State Pedagogical University, 55, Molodezhnaja St., Barnaul, Russia, 656031 @1 [email protected] @2 elisaveta. 8 [email protected]
Received 08.09.2016. Accepted 26.12.2016.
Keywords: preschool training, preschool training programme "My World", psychological preparedness for school studies, cognitive psychological processes, attention, memory, imagination, intellection.
Abstract: The analysis of children's preparedness for studying at school indicates the problems in preschool training organization. In spite of numerous investigations the effectiveness of different preschool children training forms is not discovered yet. On the basis of teaching experts' experience and present preschool training programmes the conception of preschool training was developed by the authors' group which included L. S. Kolmogorova, L. A. Nikitina, L. I. Shvarko, O. I. Davydova, O. R. Meremyanina. On the basis of this conception the programme "My World" oriented on preschool training of children aged from 5,5 - 6 was developed. Since the aim was to balance the starting opportunities for children from different social levels, it became necessary to check the effectiveness of the educational-methodical complete set "My World". To solve this problem the experimental investigation was held in 2011 -2016 on the basis of the groups for pre-school training of Barnaul and Novosibirsk schools and Children's Educational Institutions. In the investigation theoretical (the analysis of the bibliography) and empirical (the testing, question-and-answer discussion, investigation of the activity) methods were used. The results of the experimental investigation show the increase of the children's preparedness for school. This confirms the effectiveness of the preschool training programme "My world" during the activity of the elder pre-school children.
For citation: Kolmogorova L. S., Balabekyan E. S. Opyt predshkol'noi podgotovki detei na primere programmy «Moi mir» [Preschool Training Experience of Children by the Example of "My World" Programme]. Bulletin of Kemerovo State University, 2017; (1): 130 - 136. (In Russ.) DOI: 10.21603/2078-8975-2017-1-130-136.
References
1. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart doshkol'nogo obrazovaniia [Federal government educational standard of pre-school education]. Moscow: Tsentr pedagogicheskogo obrazovaniia, 2014, 32.
2. Opredostavlenii i raspredelenii v 2015 godu subsidii iz federal'nogo biudzheta biudzhetam sub "ektov Rossiiskoi Federatsii na modernizatsiiu regional'nykh sistem doshkol'nogo obrazovaniia v ramkakh podprogrammy "Razvitie doshkol'nogo, obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniia detei" gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii "Razvitie obrazovaniia" na 2013 -2020 gody [About provision and distribution in 2015 of subsidies from the Federal budget to budgets of subjects of the Russian Federation on the modernization of regional systems of preschool education in the framework of the subprogram "Development of preschool, General and additional education of children" the state program of the Russian Federation "Development of education" for 2013 - 2020]. Decree of the Government of the Russian Federation from 29th January 2015. Available at: http://www.rg.ru/2015/02/04/doshkolyata-site-dok.html (accessed 04.02.2015).
3. Nikitina L. A., Kolmogorova L. S, Shvarko L. I. Davydova O. I., Merem'ianina O. R., Gorbunova V. N., Tiumeneva E. A., Zarubina S. P. Metodicheskie materialy predshkol'noi podgotovki detei po programme «Moi mir» [Metodic materials of children's pre-school training on programme "My world"]. Barnaul: Publ. BSPU, 2005, 186.
4. Kolmogorova L. S., Nikitina L. A., Shvarko L. I., Davydova O. I., Merem'ianina O. R. Programma «Moi mir»: Bazis lichnostnoi kul'tury detei 5- 6 let [Programme "My world": Basis of children aged 5 - 6 personal culture]. Barnaul: BSPU, 2007, 60.
5. Predshkol'naia podgotovka detei: soderzhanie, formy, problemy i puti ikh resheniia: sbornik nauchnykh statei [Children's pre-school education: collection of research articles]. Ed. Kolmagorova L. S. Barnaul: AltSPA, 2010, 461.
6. Maier A. A., Kolmogorova L. S., Nikitina L. A., Shvarko L. I., Davydova O. I. Variativnye modeli predshkol'noi podgotovki detei na regional'nom urovne [Variative children's pre-school training models on regional level]. Barnaul: AltSPA, 2012, 234.
7. Kontseptsiia doshkol'nogo vospitaniia [Pre-school education conception]. Doshkol'noe vospitanie = Pre-school education, no. 9 (1989): 48 - 69.
8. Kolmogorova L. S., Merem'ianina O. R. Moi mir. Ia v mire liudei: rabochaia tetrad' № 1 [My world. Me in the world of people: activity book no. 1]. 4th ed. Barnaul: AltSPA, 2010, 60.
9. Shvarko L. I., Nikitina L. A. Moi mir. Ia v mire prekrasnogo: rabochaia tetrad' № 2 [My world. Me in the world of beautiful: activity book no. 2]. Barnaul: BSPU, 2005, 75.
10. Davydova O. I., Gorbunova V. N., Tiumeneva E. A. Moi mir. Ia v mire prirody: rabochaia tetrad' № 3 [My world. Me in the world: activity book no. 3]. Barnaul: BSPU, 2005, 67.
11. Nikitina L. A., Demina E. S. Moi mir. Ia v mire znanii: rabochaia tetrad' № 4 [My world. Me in the world of knowledge: activity book no. 4]. 3th ed. Barnaul: BSPU, 2007, 72.