в ВУЗЕ / Е.В. Мялкина, Е.П. Седых, В.А. Житкова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 11-1. - С. 143-147.
9. Петрова, Г.И. Современный университет: сохранение классического наследия и возможность трансформации [Электронный ресурс] / Г.И. Петрова. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-universitet-sohranenie-klassicheskogo-naslediya-i-vozmozhnost-transformatsiy (дата обращения 21.07.2018).
10. Прохорова, М.П. Проектирование индивидуального образовательного маршрута бакалавра в процессе освоения управленческих дисциплин / М.П. Прохорова, Е.П. Седых // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - № 3 (16). - С. 124-127.
11. Прохорова, М.П. Методическое обеспечение инновационно-проектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения / М.П. Прохорова, Е.П. Седых // Наука и школа. - 2017. - №3. -С. 77-83.
12. Седых, Е.П. Система оценки качества образовательного процесса в парадигме модернизации образования / Е.П. Седых // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки. - 2015. - С. 108-111.
13. Седых, Е.П. Тренажер «Дополненной педагогической реальности»: теоретическое обоснование / Е.П. Седых, А.А. Федоров // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 2 (19). - 1 с.
14. Седых, Е.П. Управление эффективностью персонала в условиях проектного ВУЗА / Е.П. Седых, Е.В. Мялкина, В.А. Житкова. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Флинта». - 2017.
15. Седых, Е.П. Логико-структурный подход к управлению образовательными проектами / Е.П. Седых // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 2 (19). - 6 с.
16. Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами. VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования: сб. материалов / под ред. Д.В. Козлова, Н.Г. Малошонок; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. -М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. - 237 с.
17. Федоров, А.А. Моделирование процессов целевого обучения и трудоустройства в системе педагогического образования / А.А. Федоров, Е.П. Седых // Психологическая наука и образование. - 2015. -Т. 20. - № 5. - С. 93-98.
18. Федоров, А.А. Управляя будущим, или как выжить в мире образовательных корпораций с помощью педагогического образования / А.А. Федоров // Аккредитация в образовании. - 2015. - № 5(81). - С. 12-14.
19. Academia de sabers. Programa Golden Age [Electronic resource]. - URL: http://esepf.pt/a_acad_sab/gold_age_18.pdf (date of access 20.07.2018).
20. Education statistics digest 2017 [Electronic resource] // Singapore Ministry of education. -URL: https://www.moe.gov.sg/docs/default-source/document/publications/education-statistics-digest/esd_2017.pdf (date of the access 19.07.2018).
21. EdUHK Learning and Teaching Newsletter [Electronic resource]. - 2017. - Issue 5. - p. 60. - URL: https://www.eduhk.hk/lt-newsletter/issue5/pdf/EdUHK-learning-and-teaching-newsletter-issue5.pdf (date of access 23.07.2018).
22. Hina, K. Relationship between University Students' Health Care Practices and Their Classroom Performance [Electronic resource]/ K. Hina, K. Shaista, A.Sh. Zubair. -URL: http://ue.edu.pk/jrre/articles/1100128.pdf (date of access 22.07.2018).
23. Ishaq, R., Asif Mahmood. Relationship between Job Stress and Employee Burnout-The Moderating Role of Self-Efficacy for University Teachers [Electronic resource] / R. Ishaq, A. Mahmood. - URL: http://ue.edu.pk/jrre/articles/1100110.pdf (date of access 23.07.2018).
24. Plano estrategico 2015-2017 [Electronic resource]. - URL: http://esepf.pt/a_univ/PE_ecra.pdf (date of access 20.07.2018).
25. Shehla, A.Y. School Dropout of Rural Girls in Pakistan: Exploring the Role of Gender Discrimination [Electronic resource]/ A.Y. Shehla, A. Sadia. - URL: http://ue.edu.pk/jrre/articles/1100125.pdf (date of access 21.07.2018).
26. Syeda, A.B. Impact of Education on Women's Empowerment: Mediational Role of Incomeand Self-Esteem [Electronic resource] / A.B. Syeda, S.B. Syeda. - URL: http://ue.edu.pk/jrre/articles/1100126.pdf (date of access 20.07.2018).
27. Talat, I. Niazi Entrepreneurial Intentions: The Role of Entrepreneurial Education [Electronic resource] / I. Talat, A. Ghulam, A.A. Khan. - URL: http://ue.edu.pk/jrre/articles/1100129.pdf (date of access 21.07.2018).
28. UCL Institute of education research 2015/2016 [Electronic resource] -URL: http://www.ucl.ac.uk/ioe/research/pdf/I0E-Research-2015-2016-Brochure (date of access 19.07.2018).
Педагогика
УДК:372.8
кандидат педагогических наук, доцент Нарыкова Галина Валентиновна
Пермский государственный научно-исследовательский университет (г. Пермь)
АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация. В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно деятельностный подход к обучению, который способствует развитию коммуникативнаой компетенции обуающихся. Прочные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом, в том числе, посредством применения интерактивных методов работы на уроке. Немаловажную роль здесь играют игровые технологии, технологии диалогического обучения, ИКТ. Важным в обучении русскому языку и литературе является вопрос о формах и методах организации процесса.
Ключевые слова: интерактивные методы, уроки русского языка и литературы, коммуникативные УУД, игровые технологии, технологии диалогического обучения.
Annоtation. At the heart of the Federal state educational standard is a systematic activity approach to learning, which contributes to the development of communicative competence of students. Strong knowledge and skills are
acquired through active learning. This is facilitated by the use of interactive methods of work in the classroom. An important role is played by gaming technology, technology, Dialogic learning, ICT. Important in teaching Russian language and literature is the question of the forms and methods of organization of the process.
Keywords: interactive methods, Russian language and literature lessons, communicative UUD, game technologies, Dialogic learning technologies.
Введение. Главной задачей государственной образовательной политики на современном этапе является создание условий для достижения качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни. Миссия образования - не усвоение готовых знаний, а обеспечение его познавательным, общекультурным, личностным развитием учащихся, сформированностью у них умения учиться.
В новых федеральных образовательных стандартах чётко определена цель современной системы образования: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, познание и освоения мира. В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно деятельностный подход к обучению, который способствует развитию коммуникативнаой компетенции обуающихся [7]. Важными коммуникативными компетенциями для школьников являются и информационные компетенции, готовность учащихся самостоятельно работать с различными информационными источниками: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет. Информационные компетенции, как составляющие коммуникативных компетенций, формируются в процессе работы над универсальными учебными действиями.
Формирование коммуникативных УУД осуществляется предполагает умение принимать цель и сопроводительные указания к совместной деятельности, взаимодействовать в условиях совместной работы, желание участвовать, помогать самому и принимать помощь от других в процессе совместной деятельности, умение презентовать себя и др.
Формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка способствует применение следующих активных и интерактивных форм и приёмов организации работы обучающихся на уроке:
- постановка и обсуждение с детьми цели урока;
- работа в парах постоянного и сменного состава, в малых группах;
- самостоятельная, индивидуальная работа;
- проектная деятельность;
- демонстрация полученных результатов совместной работы, их анализ и выводы;
- оценочная деятельность в роли учителя;
- различные виды само - и взаимопроверки;
- постановка проблемных вопросов и др. [1].
Изложение основного материала статьи. Русский язык - один из самых сложных предметов. Его изучение требует от большинства учащихся ежедневной кропотливой работы. У многих учащихся в 5-6 классах часто пропадает интерес к этому предмету. Возникает проблема: какие методы обучения способствуют повышению эффективности урока?
Образовательная практика показывает, что прочные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Помогает этому также применение интерактивных методов работы на уроке.
«Интерактив» (от английского - interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Значит, интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Немаловажную роль здесь играют игровые технологии. Понятие «игровые технологии» представляет большую группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создаётся посредством игровых ситуаций, которые стимулируют учащихся к учебной деятельности. Феномен игры, по определению К.Г. Селевко, состоит в том, что, являясь развлечением, она способна перерасти в обучение, в творчество» [4].
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету «русский язык» является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала. Многолетний опыт показывает, что дидактическая игра является действенным методом для развития у детей умственных, познавательных, творческих и других способностей. Игра способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету.
Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, переход от знаний к опыту. Дидактическая игра моделирует реальность, из которой учащимся предлагается найти выход.
Наиболее эффективными признаны игры-тренажёры - дидактические средства, создающие условия для отработки практических действий, как правило, ориентированы на конкретный учебный предмет, на усвоение отдельных умений. Интерактивные дидактические тренажёры уже доказали свою эффективность. Методичное применение дидактических интерактивных тренажёров на разных этапах урока (актуализация знаний учащихся, закрепление и повторение изученного материала) является эффективным, активизирует учебную деятельность школьников, положительно влияет на повышение качества знаний, умений и навыков, на развитие умственной деятельности учащихся. Интерактивный тренажёр на уроке русского языка содержит три компонента: дидактическую цель, орфографическое правило, задания с выбором ответа.
Дидактическая цель - какие знания учитель хочет проверить, закрепить, отработать. Орфографическое правило - это графическое обозначение орфограммы или построение схемы и т.п. Обычно оно формулируются словами: Повтори (или выучи правило) и помоги герою справиться с заданием. Задания с выбором ответа представляют собой основное содержание тренажера: например, выбираем правильный ответ, вставляем нужную букву, используем приём «верно / неверно».
Цель создания дидактических интерактивных тренажёров - повышение качества усвоения программного материала и стремление сделать процесс обучения ярким и интересным. Это, в свою очередь, способствует развитию учебной мотивации и познавательной активности школьников. Игры-тренажёры создаёт учащимся комфортную обучающую среду для самостоятельного освоения предмета. Визуализация заданий с помощью тренажеров, справочные сведения, оригинальная система подачи материала, возможность самопроверки
полученных знаний делают занятия высокоэффективными. Игры-тренажёры должны учитывать возрастные особенности детей, должны соответствовать санитарным требованиям при работе на компьютере.
Обучающая роль интерактивных игр-тренажёров состоит в том, что они через игровые ситуации способствуют интенсивному усвоению новых знаний, а положительные эмоции в процессе игры предупреждают перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Главное, чтобы игра не отвлекала, а наоборот, способствовала умственной работе детей. С играми -тренажёрами к урокам русского языка можно познакомиться на педагогических образовательных сайтах: Pedsovet.su, Современный учительский портал, Сеть творческих учителей [2].
Интересными и действенными являются словесные игры, сочинения на грамматические темы, методы графических и звуковых ассоциаций. Увлекательные словесные игры помогают раскрыть красоту русского слова, развивают память, внимание, расширяют активный словарь обучающихся, помогают проявлению их творческих способностей. В словесной игре развивается речевая изобретательность, происходит развитие образного мышления.
Использование такой формы работы как разгадывание или составление кроссвордов требуют от детей понимания значений многих слов. Ученикам приходится обращаться к толковым словарям. Это помогает обогатить их лексический запас. Подобная работа становится для обучающегося по-настоящему творческой. Большой интерес у учащихся вызывает также задание придумать монологи от имени окружающих нас вещей.
Активизировать познавательную деятельность учащихся помогают сочинения на грамматические темы. Ученики с большим интересом придумывают сказки или веселые рассказы. Такое задание позволяет совершенствовать письменную речь, помогает понять логику построения текста, развивает орфографическую зоркость. Создавая оригинальные тексты, школьники легче усваивают теоретический материал.
Еще один интерактивный прием на уроках русского языка и литературы - это мнемотехника, обращение к которой облегчает запоминание, заучивание текстов и за счёт ассоциаций увеличивает объём памяти. Особенно целесообразен метод графических ассоциаций в словарной работе. Чтобы запомнить написание трудного слова, нужно создать картинку, обыграть в ней непроверяемую букву. Можно использовать также и звуковые ассоциации, придумывая необычные фразы (рак управляет ракетой; стадо диких зверей на стадионе). Такие приёмы превращают запоминание слов в интересное занятие и формируют навык грамотного письма. Помощником учителю в этой работе может стать книга И.Ю. Матюгина «Как запоминать Слова» [3]. Использование ассоциаций возможно на уроках русского языка и литературы и при создании рисунков-символов. Это позволяет развивать творческие и коммуникативные способности учеников. Занимательность, вызывая познавательный интерес обучающихся, помогает создать благоприятную атмосферу общения на протяжении всего урока.
Педагогические технологии на основе активизации познавательной деятельности учащихся позволяют сделать обучение не столько воспроизводящим, сколько творческим процессом. Ведущей формой развития коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы является сочинение. Это основное упражнение по развитию речи. Оно приучает учащихся осмысливать, оценивать увиденное, развивает наблюдательность, учит устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
Сочинение - творческая работа, требует увлеченности, самостоятельности, активности, внесения в текст своего отношения. Новые тенденции в развитии методики преподавания русского языка и литературы, анализ методического опыта современных учителей-филологов показывают, что для того, чтобы ученик мог самостоятельно выражать свои мысли, наряду с традиционными методами работы над сочинением сегодня в школе нужны новые оригинальные методики. Одной из таких методик является сочинение в жанре фанфикшен.
Фанфикшен (или фанфик) - это творческая переработка известных литературных произведений, позволяющая проверить сформированность у учащихся компетенций письменной речи, образных средств языка, логики, умения мыслить, а также проследить метапредметные связи. Фанфикшен, в отличие от классического сочинения, которое больше ориентировано на репродукцию, по самой своей сути - жанр творческий. Литературные фанфики могут быть в виде рассказов, повестей, романов, пьес, стихов. Фанфики классифицируются по разным признакам: в соответствии с реалиями оригинального произведения («AU» (от англ. Alternative Universal), «Не-AU» - фанфики), по способу создания (обычный фанфик, «ролёвка» -фанфик, сонгфик (англ. song-fic) - фанфик, кроссовер (англ. crossover) - фанфик), по структуре (собственно фанфик, RPF (англ. real person fiction), профанфик (англ. profic), филк (Filk) - фанфик в виде песни), по форме (макси (Max) - большой фанфик (примерно от 70 машинописных страниц); миди (Midi) - средний фанфик (от 20 до 70 машинописных страниц); мини (Min) - маленький фанфик (от одной до 20 страниц); драббл (Drabble) - отрывок (сцена, зарисовка, описание персонажа); под драбблом иногда подразумевают короткую (в сто слов) историю, имеющую двойной подтекст и/или неожиданный конец; виньетка (Vignette) - очень короткая история, включающая в себя какую-то одну мысль (описание чувств, внутренний монолог, небольшое событие) [6].
Важным в обучении русскому языку и литературе является вопрос о формах организации процесса. Развивать ключевые компетенции и творческий потенциал личности обучающегося помогает использование активных форм и методов обучения, которые активизируют познавательную деятельность, обеспечивают заинтересованную позицию наибольшего количества обучающихся, дают возможность задействовать на уроке всех, даже «отстающих» учащихся. На таких уроках обучающийся становится субъектом не только в ходе проведения урока, но и на этапе его подготовки.
Для решения этой проблемы необходимо:
- усиление практической направленности обучения русскому языку и литературе на основе вовлечения обучающихся в различные виды деятельности;
- поиск активных и интерактивных методов формирования прочных знаний, умений обучающихся;
- создание на уроках атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.
Воплотить в образовательную практику принцип ФГОС - ученик не объект, а субъект образовательного процесса - помогают именно активные формы и методы обучения. Условно их можно разделить на активные формы уроков, активные методы и приёмы обучения, активизацию исследовательской деятельности.
Наиболее применимы в образовании такие активные формы как интегрированные уроки, урок -исследование, урок-консультация, мультимедийные технологии обучения. В обучении русскому языку и
литературе интересными являются игровые формы уроков, урок-соревнование, урок-инсценирование (ролевая игра), урок- путешествие, урок-КВН.
Активные формы уроков требуют, в свою очередь, и активных методов и приёмов работы. Это могут быть творческие виды пересказа, интерпретация литературных текстов, поисково-исследовательские методы (создание проблемной ситуации, «мозговой штурм», работа над индивидуальными и групповыми проектами, защита проектов), взаимопроверка работ (работа в парах). Активные методы обучения ставят обучающегося в новую позицию, он становится активным участником образовательного процесса, у обучающихся развивается способность к исследовательской деятельности.
Для успешного овладения знаниями и умениями важны формы, методы и приёмы, соединяющие обучение и воспитание в единый педагогический процесс. Этому способствует применение групповых (сетевых) форм работы (работа в парах, выполнение обучающимися заданий web-квеста, разнообразные творческие работы (сочинение сказок, рассказов, стихотворений, диалогов, составление кроссвордов, ребусов, викторин), разработка дидактических материалов и тестовых заданий, в том числе и интерактивных, интеллектуальный марафон, виртуальные литературоведческие экскурсии и путешествия, семинары, практикумы и диспуты и др.
На этапе обобщения знаний можно использовать приём «Синквейн», составление которого требует умения кратко резюмировать учебный материал. Его можно использовать при изучении словарных слов или на уроках литературы при составлении характеристики героя литературного произведения.
Приём «Составление кластера», возможно использовать на разных этапах урока. Его смысл в попытке систематизировать имеющиеся и дополнить новые знания по определенной проблеме. Кластер можно применять для организации индивидуальной и групповой работы как на уроке, так и для выполнения домашнего задания.
Одной из технологий, формирующих и активизирующих коммуникативные УУД, структурирующих самостоятельное суждение обучающихся, является диалогическое обучение. Эта технология помогает развивать способность строить отношения с одноклассниками и взрослыми, умение формулировать свою точку зрения, аргументировать своё мнение и корректно отстаивать свою позицию. Процесс учения становится увлекательным. Учащиеся получают больше возможности для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира, для определения собственной точки зрения. Учебный диалог - неотъемлемый компонент любой гуманистической технологии обучения. Выделяют следующие уровни сформированности диалогичности [5].
1. Своя позиция участникам диалога представляется единственно правильной.
2. Все слышат друг друга, стремятся к более четкому раскрытию собственной позиции, к взаимопониманию.
3. Становится возможным «рождение» новой истины в процессе совместного размышления.
На начальном этапе рекомендуется применять формы с заданными ролями, так как ученик только начинает осваивать технологию свободного диалога. Ему легче говорить от имени какого-нибудь героя. Поэтому целесообразно использовать приемы:
- «По солнышку» (это речевая эстафета, где дети имеют возможность услышать мнение каждого участника разговора),
- «Да и нет, не говорить» - условный предмет участник диалога передаёт другому обучающемуся не по очереди, а по собственному желанию. Отказываться от выступления нельзя. Запрещаются также ответы типа «согласен», «не согласен», «не знаю». Участнику необходимо проговорить свою позицию по отношению к проблеме, аргументировать её,
- «Минута на шум». После оглашения дискуссионного вопроса микрогруппам внутри учебной группы (3 - 7 человек) предлагается минута на «шум», т.е. на обсуждение проблемы. В итоге представитель от каждого микроколлектива озвучивает их позицию по предложенной теме, отвечает на вопросы других групп.
- «Дискуссионные качели». Дискуссия - это спор по правилам, чтобы вместе найти истину, решить проблему. Имитируется раскачивание качелей между двумя сторонами участников диалога. Две группы придерживаются альтернативной точки зрения: «за» и «против». Поочерёдно от каждой группы высказываются суждения по заданной теме. Учитель может поощрять, корректировать высказывания участников, может выступать от своего имени на позициях одной из сторон. Когда аргументы будут исчерпаны, «качели» останавливаются. Необходимо подвести краткий итог разговора.
Использование технологии диалогического обучения необходимо, так как в грамотно организованных диалогах оттачивается умение аргументировать собственную точку зрения, отстаивать свои взгляды, развивать коммуникативные навыки, мужество признавать ошибочность прежних утверждений.
Выводы. Подготовка и использование активных форм и методов обучения не обходится без использования ИКТ, которые позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности обучающихся, оптимизировать образовательный процесс, значительно увеличить темп работы на уроке. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в сочетании с активными формами и методами обучения не только значительно повышает эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроках, заинтересованность учащихся изучаемым материалом.
Это только часть методов и приёмов активного и интерактивного обучения, помогающих воспитывать по- настоящему образованных, нравственных людей, способных к сотрудничеству, которые могут сами принимать ответственные решения, отличаются мобильностью и динамизмом [8].
Литература:
1. Воропаева, Н.А. Интерактивные тренажеры по русскому языку «Гласные в суффиксах имён существительных»; 6 класс [Электронный ресурс] http://pedsovet.su/load/31-1-0-45159
2. Воропаева // Pedsovet.su - Сообщество взаимопомощи учителей URL: http://pedsovet.su/load/31-1-0-45159
3. Звездина, А.Я. Интерактивные методы как способ повышения мотивации в обучении русскому языку и литературе [Текст] / А.Я. Звездина // Мастер-класс. - 2006. - № 10.
4. Матюгин, И.Ю., Чакаберия, Е.И., Рыбникова, И.К., Слоненко, Т.Б. Как запоминать слова [Текст] / И.Ю. Матюгин - Д.: Сталкер, 1997
5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко - Народное
образование. - 1998 - с. 56.
6. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии [Текст] / В.В. Сериков. -Волгоград, 1994.
7. Фанфики: виды, классификация, рейтинги и оформление [Электронный ресурс] / Фанфики в литературе - 2014 г. - URL: http://www.fanfic.ru/ (дата обращения 14.04.2015).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Просвещение, 2010. - С. 76-90.
9. Через уроки русского языка и литературы - к гармонизации личности!: сборник материалов по итогам межрегионального научно-методического семинара-школы (11-15 мая 2015 г., Алтайский государственный университет, г. Барнаул). Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2015. - 403 с.
Педагогика
УДК:378.2
магистрант 2 курса Николюк Анна Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Череповецкий государственный университет» (г. Череповец);
кандидат психологических наук, доцент Поникарова Валентина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Череповецкий государственный университет» (г. Череповец)
РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы реабилитации лиц с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья. В работе актуализируется необходимость экспериментального исследования, описывающего использование инклюзивных танцев как средства повышения реабилитационного потенциала молодых инвалидов-колясочников. В статье изучены основные подходы к определению феномена «реабилитация», выделены основные направления работы и представлен опыт Инклюзивного коллектива «Надежда» (Вологодская область, город Череповец).
Ключевые слова: инвалидность, ограниченные возможности здоровья, молодые инвалиды-колясочники, реабилитация, социокультурная реабилитация, инклюзивный танец, социализация, интеграция, Инклюзивный коллектив «Надежда».
An^taUm. This study is devoted to the study of the problem of rehabilitation of persons with disabilities and (or) limited health opportunities. In the work, the need for an experimental study that describes the use of inclusive dances as a means of enhancing the rehabilitation potential of young wheelchair users is actualized. The article examines the main approaches to the definition of the phenomenon of "rehabilitation", outlines the main areas of work and presents the experience of the Inclusive Team "Hope" (Vologda region, Cherepovets).
Keywords: disabilities, limited health opportunities, young disabled wheelchair users, rehabilitation, socio-cultural rehabilitation, inclusive dance, socialization, integration, Inclusive team «Hope».
Введение. На современном этапе становления общества решение вопросов, связанных с проблемами реабилитации молодых инвалидов, приобретает особую актуальность и становится одной из важнейших задач государства. В условиях повышения требований к адаптационным возможностям человека и к его персональным ресурсам важная роль в этом процессе отводится социально-личностному развитию.
Согласно Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятым Генеральной Ассамблеей ООН от 20 декабря 1993 года, социальная реабилитация людей с инвалидностью рассматривается как наиболее перспективное направление их социализации.
В последние годы в качестве составной части реабилитации широко используется её социокультурное звено - искусство, обеспечивающие реабилитационный потенциал и способствующее развитию потенциальных возможностей людей с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья.
В современной науке существует значительное количество исследований, посвящённых теоретическому осмыслению проблем социальной реабилитации лиц с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья (Л.И. Акатов, Н.Ф. Дементьева, А.И. Осадчих, Е.И. Холостова и др.). Однако специальные исследования, рассматривающие социокультурную реабилитацию молодых инвалидов-колясочников, отсутствуют, что определяет актуальность нашего исследования.
Изложение основного материала статьи. Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что проблема социально-личностного развития всегда являлась чрезвычайно значимой как в социальном, так и психологическом плане. На стыке различных наук сформировался единый подход к определению данного феномена, под которым понимают комплексный процесс усвоения человеком ценностей, традиций и культуры общества для воспитания и социализации.
Социально-личностное развитие представляет высшую интегративную систему, характеризующуюся целостностью и развитием на протяжении всей жизни человека. Биологические, педагогические и социальные факторы определяют психологическое и социальное направления изменения личности. Это позволяет определить возрастные этапы её развития и выделить их отличительные особенности [8; 9].
Вследствие ряда неблагоприятных факторов и опасностей, которые существуют на каждом возрастном этапе развития, могут возникнуть нарушения процесса социализации. Особую группу риска составляют лица с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья, чьи психические и физические отклонения обуславливают особенности их социально-личностного развития. Определённое своеобразие данный процесс приобретает у молодых инвалидов-колясочников, у которых физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребёнка и на его отношение к окружающему миру [6; 7].
Исследуя социальное развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, А.В. Кроткова подчёркивает глубокое своеобразие их эмоционально-волевого и личностного развития, низкий уровень социальной адаптации.
Расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются у одних инвалидов-колясочников в виде