Педагогика
УДК:378.4
кандидат педагогических наук, доцент Мялкина Елена Васильевна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
УНИВЕРСИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОСОБОГО
ТИПА
Аннотация. В работе рассматриваются характеристики университета образования как социально-экономической системы особого типа, производится анализ деятельности университетов образования в мире, выделяются ключевые характеристики университета образования. На основании анализа проблем и перспектив развития отечественной системы образования делается вывод о необходимости развития университетов образования как особой формации, позволяющей концентрировать ресурсы региональной образовательной системы, центром социального развития региона и центром регионального образовательного кластера.
Ключевые слова: социально-экономическая система, университет образования, управление образованием, развитие образовательных систем, характеристика университета образования.
Annоtation. The paper considers the characteristics of the University of Education as a special socio-economic system, analyzes the activities of the universities of education in the world, identifies key characteristics of the University of Education. Based on the analysis of problems and prospects for the development of the national education system, it is concluded that the universities of education need to be developed as a special formation that allows to concentrate the resources of the regional educational system, the center of social development of the region and the center of the regional educational cluster.
Keywords: socio-economic system, university of education, management of education, development of educational systems, characteristics of the University of Education.
Введение. Современные системные изменения в сфере образования, масштабная перестройка общественных процессов, изменение финансовых потоков, развитие новых информационных и управленческих технологий оказывают серьезное влияние на развитие вузов как особых социально-экономических систем. Образовательные организации высшего образования испытывают на себе весь комплекс воздействий со стороны общества и рынка образовательных услуг и вынуждены задумываться не только о качестве образования и производимом социальном эффекте, но и гибко реагировать на экономические факторы внешней среды, оптимизировать собственную деятельность под реальные потребности рынка, широко использовать различные методы управления.
В настоящее время широко обсуждаются следующие перспективные направления развития образования:
1. глобализация образования и его локальная укоренненость: глобальные стандарты образования, глобальная конкуренция в сфере образования с одной стороны и проблемы сохранения ценностей национальных культур - с другой;
2. непрерывность образования - LLL, Lifelong Learning, образование в течение всей жизни как образ жизни, как условие успешности;
3. персонализация образовательного процесса: «student-centred learning» или «learner first» - личностно-ориентированное обучение;
4. необходимость единой образовательной среды - уход от формальных институтов и создание экосистемы - Learning eco systems, обусловленные становлением нового технологического уклада, формированием новых профессий и новой парадигмы занятости, особенностями взросления поколений информационного общества, вхождением в мировое образовательное пространство, утверждением и возрастанием принципа ответственности за будущее российского государства и общества требуют нового осмысления места и роли университетского сообщества [18].
Для Российской Федерации характерны и такие направления развития как развитие цифрового образования, преодоление противоречий между системой подготовки в вузе и реальными потребностями работодателей, повышение качества образования, диверсификация образовательных программ и направлений подготовки. Все это заставляет исследователей искать новые управленческие механизмы и формы, позволяющие повысить эффективность деятельности университета.
Изложение основного материала статьи. В этих условиях университет образования может стать значимым элементом системы высшего образования, стимулирующим ее развитие и отвечающим запросам внешней среды. На наш взгляд, только университет образования способен стать концентратором ресурсов региональной образовательной системы, центром социального развития региона, одновременно являющимся центром регионального образовательного кластера и ключевым элементом инновационной образовательной экосистемы.
Университет образования - это саморазвивающаяся система непрерывного многоуровневого образования, эффективно взаимодействующая с региональными и трансрегиональными сообществами; лидер в области дошкольного, школьного, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования в регионе; финансово устойчивая, конкурентоспособная система, открытая для инноваций в сфере образования; научно-исследовательская и экспериментальная площадка для реализации пилотных проектов в области образования, площадка для дискуссий и трансляции передового опыта в области образования.
Деятельность университета образования выходит за рамки образовательной тематики. Являясь не только образовательной, но и исследовательской организацией, такой вуз глубоко проникает в социально-экономические процессы региона, формируя новую культурную среду и комфортные для населения пространства. Это позволяет нам говорить о нем как об особой социально-экономической системе нового типа.
Изучая практику развития вузовского образования в нашей стране, мы, безусловно, можем наблюдать факты создания самостоятельных институтов профессионального образования, основная цель которых повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов определенной сферы деятельности. Имеется сеть региональных институтов развития образования, основная деятельность которых
связана с учебно-методическим сопровождением деятельности учителей. Существуют отдельные исследовательские институты и лаборатории, изучающие различные аспекты образования. Вместе с тем, каждая из таких организаций представляет собой лишь отдельный аспект в функционале университета образования, не создавая при этом единой системы.
Обратимся к мировому опыту создания и функционирования университетов образования.
Университеты образования в мире создавались изначально как учебные заведения для подготовки будущих учителей, но в процессе работы ряд вузов расширил границы своей деятельности с учетом современных гуманитарных проблем и вызовов.
Лидером в области образования и социальных наук, охватывающим все аспекты и этапы образования, применяя междисциплинарный подход для решения основных образовательных и социальных проблем на национальном и международном уровнях [28] является институт образования Лондонского университета (Institute of Education, University of London - ioe) - партнер Института образования НИУ ВШЭ.
IOE образован в 1932 на базе колледжа (с 1902 года), реализует программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры по направлениям педагогики, психологии, общественных наук. Реализуются такие магистерские программы как: образование и международное развитие, образование и продвижение здорового образа жизни, искусство в образовании, сравнительное образование, лидерство в образовании, обучение и лидерство на протяжении всей жизни, философия образования, социология образования.
Научные исследования IOE направлены на изучение проблем детства, семейной жизни, школы и ее эффективности, проблем образования и международного развития, продвижение обучения для всех [28].
Своей миссией институт видит стремление к совершенству в области образования, социальных исследований и смежных областях профессиональной практики, к улучшению жизни посредством образования, расширяя возможности и содействуя участию общества в решении местных и глобальных проблем.
Таким образом, деятельность института охватывает все аспекты, связанные с образованием, расширяя границы исследований для решения глобальных проблем и улучшения качества жизни.
Университет образования - University of Education (Лахор, Пакистан) позиционирует себя как вуз для подготовки лидеров в области преподавания, исследований и управления, способных обеспечить высокое качество и устойчивое развитие на всех уровнях образования.
Университет был образован в 2002 году в целях подготовки качественных преподавателей, отвечающих международным стандартам, а также деятельности в направлении качественного изменения в системе национального образования, содействия инновациям в области образования, расширения международных связей с учебными заведениями.
Свою миссию университет видит в продвижении привлекательности для молодежи профессии преподавателя, в повышении качества и продвижении к международному признанию образовательных программ и национального образования в целом.
Наряду с профессиональным обучением особое внимание уделяется личностному развитию студентов, внеучебной деятельности. Обучение ведется по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры в области педагогики, искусств, социальных наук, естественных наук и информационных технологий.
Исследовательская деятельность направлена на изучение влияния образования на общественные, экономические, социальные процессы национального уровня (расширение прав и возможностей женщин, развитие предпринимательства, рост качества жизни) [22, 23, 25, 26, 27].
Университет является молодым вузом, нацеленным, прежде всего, на решение национальных проблем, связанных с образованием и социальной и экономической сферами.
Университет образования Гонконга (The Education University of Hong Kong, EdUHK) - образован в 1994 году на базе колледжа. Данный вуз предлагает обучение по программам бакалавриата, магистратуры и PhD по направлениям: педагогические науки (дошкольное, начальное, среднее, высшее и профессиональное образование), гуманитарные науки, естественные науки, журналистика и общественные науки, медицина и здоровье, искусство и дизайн. Также EdUHK предлагает широкий спектр междисциплинарных программ специально для иностранных студентов, разработанных в рамках инициативы «Обучение Плюс».
Миссия университета определяется как руководство инновациями в области образования, содействие и поддержка стратегического развития образования, педагогического образования и дисциплин, дополняющих образование, путем подготовки выдающихся и морально ответственных педагогов и специалистов, обучение которых поддерживается на протяжении всей жизни.
Университет активно сотрудничает с вузами Азиатско-Тихоокеанского региона и является одним из основателей Азиатско-Тихоокеанской ассоциации образовательных исследований (APERA).
Таким образом, деятельность EdUHK нацелена на продвижение статуса современного университета, обеспечивающего внедрение инновационных подходов к обучению, научным исследованиям, расширение влияния на социальные процессы в обществе, рост международного сотрудничества и продвижение новых знаний на базе развития инфраструктуры и повышения эффективности менеджмента.
Школа образования Паулы Фрассинетти (Higher School of Education of Paula Frassinetti, Escola Superior de Educaçâo de Paula Frassinetti (ESEPF), Португалия) является частью сети учебных заведений Португалии, странах Европы и странах, в которых государственным языком является Португальский. В Школе осуществляется подготовка учителей по программам бакалавриата, магистратуры, постдипломного обучения, а также по программам профессионального развития педагогов. Персонал вуза оказывает консультационно-экспертную поддержку школам, координирует реализацию международных образовательных проектов, финансируемых ЕС, проводит научные исследования в сфере образования.
Миссия Школы - обучение педагогов, обладающих высшей степенью научно-педагогического мастерства, деятельность которых будет направлена на повышение качества жизни [24].
Деятельность Школы направлена на повышение качества обучения в соответствии с передовыми методиками, интегральное личностное развитие с учетом индивидуального подхода к обучению студентов, расширение международного сотрудничества и стратегического партнерства в области образования. В рамках концепции обучения на протяжении всей жизни и расширения влияния на общественное социальное развитие ESEPF рассматривает образование как фактор развития человека и видит своей целью подготовку не только компетентных специалистов, но и ответственных граждан, способных учиться на протяжении всей жизни. Реализация подхода непрерывного образования нашла отражение в программе обучения для людей в
возрасте от 55 лет Golden Age (Золотой век), получающих знания в области гуманитарных, социальных и экологических наук [19].
В целом деятельность ESEPF нацелена на реализацию идеи достойной жизни, социального благополучия, непрерывного образования и всестороннего развития на протяжении всей жизни.
Национальный институт образования (National Institute of Education, NIE, Сингапур) Создан в 1991 году на базе Наньянгского технологического университета.
Основное направление деятельности - подготовка учителей для национальной системы образования. Контингент, из которого отбирается учительский персонал, — 30% наилучших выпускников, получивших образование в непедагогических вузах [1, 3, 4]
Миссия Института - превосходство в области образования и исследований в сфере образования.
Институтом реализуется обучение по программам магистратуры (магистр образования, магистр обучения, магистр наук, магистр искусств), дополнительного профессионального образования, постдипломного образования.
При университете создан Центр исследований в области педагогической теории и практики - база экспертной оценки программ реформирования образования в Сингапуре. Особенности деятельности института обусловлены характером государственной политики Сингапура в области образования, направленной на укрепление мотивации: студентов поступать на педагогические специальности; выпускников к последующему трудоустройству в школы; новых учителей к продолжению карьеры; опытных учителей к развитию своих профессиональных навыков.
Подготовка учителей предполагает три этапа предварительного отбора (резюме, тесты и оценка грамотности, психологические тесты), обучение в институте - четвертый этап отбора. Учителя и директора школ в Сингапуре являются государственными служащими. Каждому преподавателю полностью оплачивается 100 часов повышения квалификации в год, поддерживая, таким образом, систему образования в течение всего профессионального цикла.
NIE является ключевым элементом экосистемы подготовки и сопровождения учителей в их профессиональной деятельности, включающей систему повышения квалификации учителей, систему наставничества учителей, систему консультационно-методического сопровождения работы в школе.
Выводы. Анализируя деятельность университетов образования в мире можно выделить следующие, объединяющие их черты:
Интенсивное академическое развитие, предполагающее значительное повышение качества образования через внедрение инноваций в процесс обучения и внедрение обучения без границ; формирование не только профессиональных, но и общекультурных компетенций студентов, способствующих их успешной карьере; наличие программ постдипломного сопровождения; наличие устойчивых связей на межрегиональном и международном уровнях; создание полиязыковой среды, поощрение интеграции студентов в мультикультурные сообщества.
Развитие исследований и трансфер знаний предполагает достижение университетом лидирующих позиций в научно-исследовательской деятельности в области образования и педагогики, гуманитарных и социальных наук; значительный прогресс в качестве и объемах научных исследований по сравнению с вузами своей категории; развитие научных кластеров и совместных международных исследований на основе долгосрочных партнерских отношений; активное продвижение результатов научных исследований в практику, внедрение научных результатов на собственных площадках и в программах сетевого взаимодействия.
Развитие инфраструктуры и качественный менеджмент предполагают формирование устойчивой материально-технической базы, эффективное управление, внедрение новых технологий в организации деятельности вуза, повышение уровня комфорта кампуса, внедрение эффективных систем мотивации персонала на основе оценки эффективности и результативности, управления рисками, оптимизации обслуживающих процессов, диверсификации источников финансирования, расширение позитивного влияния университета на социальные процессы в обществе, реализацию социальных образовательных проектов.
Именно эти характеристики и позволяют нам говорить об университете образования как социально-экономической системе особого типа, формирование которой является важным элементом становления нового формата вузовского образования, элементом трансформации педагогического образования и значимым фактором формирования социальной среды региона.
Литература:
1. Алишев, Т.Б. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня [Электронный ресурс] / Т.Б. Алишев, А.Х. Гильмутдинов. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/opyt-singapura-sozdanie-obrazovatelnoy-sistemy-mirovogo-urovnya (дата обращения 19.07.2018).
2. Аникина, Е.А. Проблемы и перспективы доступности высшего образования в условиях современных преобразований в России: Монография / Е.А. Аникина, Л.И. Иванкина, Е.В. Силифонова. - Томск: STT, 2016. - 162 с.
3. Данилова, Л.Н. Образовательное лидерство Сингапура как социокультурный феномен [Электронный ресурс] / Л.Н. Данилова. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/obrazovatelnoe-liderstvo-singapura-kak-sotsiokulturnyy-fenomen (дата обращения 20.07.2018).
4. Заманов, Р.И. Образование в Сингапуре: причуды страны третьего мира или урок построения инновационного общества? [Электронный ресурс] / Р.И. Заманов // Журнал руководителя управления образованием. - 2014. - №3(38). - URL: http://obr.direktor.ru/archive/2014/3/0brazovanie_v_Singapure_prichudy_strany_tretego_mi (дата обращения 19.07.2018).
5. Карпов, А. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии / А. Карпов // Вопросы экономики. - 2017. - № 3. - С. 58-76.
6. Мялкина, Е.В. Система комплексной оценки административно-управленческого персонала в ВУЗе: практика и особенности / Е.В. Мялкина, В.А. Житкова // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. -№ 1 (22). - С. 2.
7. Мялкина, Е.В. Система оценки деятельности факультетов в условиях реализации стратегии развития ВУЗА / Е.В. Мялкина // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - № 1. - С. 135-139.
8. Мялкина, Е.В. Система управления профессиональным развитием научно-педагогических работников
в ВУЗЕ / Е.В. Мялкина, Е.П. Седых, В.А. Житкова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 11-1. - С. 143-147.
9. Петрова, Г.И. Современный университет: сохранение классического наследия и возможность трансформации [Электронный ресурс] / Г.И. Петрова. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-universitet-sohranenie-klassicheskogo-naslediya-i-vozmozhnost-transformatsiy (дата обращения 21.07.2018).
10. Прохорова, М.П. Проектирование индивидуального образовательного маршрута бакалавра в процессе освоения управленческих дисциплин / М.П. Прохорова, Е.П. Седых // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - № 3 (16). - С. 124-127.
11. Прохорова, М.П. Методическое обеспечение инновационно-проектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения / М.П. Прохорова, Е.П. Седых // Наука и школа. - 2017. - №3. -С. 77-83.
12. Седых, Е.П. Система оценки качества образовательного процесса в парадигме модернизации образования / Е.П. Седых // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки. - 2015. - С. 108-111.
13. Седых, Е.П. Тренажер «Дополненной педагогической реальности»: теоретическое обоснование / Е.П. Седых, А.А. Федоров // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 2 (19). - 1 с.
14. Седых, Е.П. Управление эффективностью персонала в условиях проектного ВУЗА / Е.П. Седых, Е.В. Мялкина, В.А. Житкова. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Флинта». - 2017.
15. Седых, Е.П. Логико-структурный подход к управлению образовательными проектами / Е.П. Седых // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 2 (19). - 6 с.
16. Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами. VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования: сб. материалов / под ред. Д.В. Козлова, Н.Г. Малошонок; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. -М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. - 237 с.
17. Федоров, А.А. Моделирование процессов целевого обучения и трудоустройства в системе педагогического образования / А.А. Федоров, Е.П. Седых // Психологическая наука и образование. - 2015. -Т. 20. - № 5. - С. 93-98.
18. Федоров, А.А. Управляя будущим, или как выжить в мире образовательных корпораций с помощью педагогического образования / А.А. Федоров // Аккредитация в образовании. - 2015. - № 5(81). - С. 12-14.
19. Academia de sabers. Programa Golden Age [Electronic resource]. - URL: http://esepf.pt/a_acad_sab/gold_age_18.pdf (date of access 20.07.2018).
20. Education statistics digest 2017 [Electronic resource] // Singapore Ministry of education. -URL: https://www.moe.gov.sg/docs/default-source/document/publications/education-statistics-digest/esd_2017.pdf (date of the access 19.07.2018).
21. EdUHK Learning and Teaching Newsletter [Electronic resource]. - 2017. - Issue 5. - p. 60. - URL: https://www.eduhk.hk/lt-newsletter/issue5/pdf/EdUHK-learning-and-teaching-newsletter-issue5.pdf (date of access 23.07.2018).
22. Hina, K. Relationship between University Students' Health Care Practices and Their Classroom Performance [Electronic resource]/ K. Hina, K. Shaista, A.Sh. Zubair. -URL: http://ue.edu.pk/jrre/articles/1100128.pdf (date of access 22.07.2018).
23. Ishaq, R., Asif Mahmood. Relationship between Job Stress and Employee Burnout-The Moderating Role of Self-Efficacy for University Teachers [Electronic resource] / R. Ishaq, A. Mahmood. - URL: http://ue.edu.pk/jrre/articles/1100110.pdf (date of access 23.07.2018).
24. Plano estrategico 2015-2017 [Electronic resource]. - URL: http://esepf.pt/a_univ/PE_ecra.pdf (date of access 20.07.2018).
25. Shehla, A.Y. School Dropout of Rural Girls in Pakistan: Exploring the Role of Gender Discrimination [Electronic resource]/ A.Y. Shehla, A. Sadia. - URL: http://ue.edu.pk/jrre/articles/1100125.pdf (date of access 21.07.2018).
26. Syeda, A.B. Impact of Education on Women's Empowerment: Mediational Role of Incomeand Self-Esteem [Electronic resource] / A.B. Syeda, S.B. Syeda. - URL: http://ue.edu.pk/jrre/articles/1100126.pdf (date of access 20.07.2018).
27. Talat, I. Niazi Entrepreneurial Intentions: The Role of Entrepreneurial Education [Electronic resource] / I. Talat, A. Ghulam, A.A. Khan. - URL: http://ue.edu.pk/jrre/articles/1100129.pdf (date of access 21.07.2018).
28. UCL Institute of education research 2015/2016 [Electronic resource] -URL: http://www.ucl.ac.uk/ioe/research/pdf/I0E-Research-2015-2016-Brochure (date of access 19.07.2018).
Педагогика
УДК:372.8
кандидат педагогических наук, доцент Нарыкова Галина Валентиновна
Пермский государственный научно-исследовательский университет (г. Пермь)
АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация. В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно деятельностный подход к обучению, который способствует развитию коммуникативнаой компетенции обуающихся. Прочные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом, в том числе, посредством применения интерактивных методов работы на уроке. Немаловажную роль здесь играют игровые технологии, технологии диалогического обучения, ИКТ. Важным в обучении русскому языку и литературе является вопрос о формах и методах организации процесса.
Ключевые слова: интерактивные методы, уроки русского языка и литературы, коммуникативные УУД, игровые технологии, технологии диалогического обучения.
Annоtation. At the heart of the Federal state educational standard is a systematic activity approach to learning, which contributes to the development of communicative competence of students. Strong knowledge and skills are