Научная статья на тему 'Роль современных технологий (электронных пособий) в преподавании русского как иностранного (РКИ)'

Роль современных технологий (электронных пособий) в преподавании русского как иностранного (РКИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
856
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АВТОМАТИЗИРОВАНИЕ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ БЛОК / КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК / ИНФОРМАТИВНЫЙ БЛОК / РЕЦЕПТИВНЫЕ НАВЫКИ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / АУДИРОВАНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ / ELECTRONIC TEXTBOOK / ELECTRONIC RESOURCE / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / INTERACTIVE COURSE / ELECTRONIC MANUAL / ELECTRONIC RESOURCES / LISTENING / COGNITIVE SIDE / MODERN TECHNOLOGIES / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жамгарян Н. Т.

В статье рассматриваются возможности применения открытых онлайн-ресурсов по русскому языку в учебном процессе, что на сегодняшний день является одной из самых актуальных тем в методике преподавания русского языка как неродного. Продуктивными методами обучения являются применение информационно-компьютерных технологий, интерактивное обучение и метод дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения. Также приведены примеры использования элементов инновационных технологий в практической учебной деятельности. В статье затрагиваются методические вопросы, с какими сталкиваются преподаватели XXI века в связи с требованием использования новых компьютерных технологий, обсуждается проблема необходимости нетрадиционных методов преподавания, анализируются виды новых компьютерных технологий, варианты занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также рассматривается электронное пособие, использование которого дает эффективный результат в процессе обучения. Автором изучены формы представления материала в современных пособиях. В статье рассмотрены коммуникативные преимущества электронных пособий в преподавании РКИ и способы применения данных пособий в активном процессе обучения. В ходе исследования выбраны несколько методов обучения разного типа, использование которых обеспечивает хороший результат для учащихся и педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жамгарян Н. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MODERN TECHNOLOGIES (ELECTRONIC BENEFITS) IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN

The article is devoted to the study and analysis of modern electronic resources in Russian language available on the internet. Productive methods of teaching use of information and computer technology, and the method of a differentiated approach to students in the learning process. The actual pedagogical problems are touched upon, what the teachers face in the 21st century in connection with the demand for the use of new computer technologies. Examples of the use of elements of innovative technologies in practical training activities are also given. The main purpose of the training material, its tasks. The subject of the need for non-traditional methods of teaching is being studied. Kinds of new computer technologies, variants of employment with use of information-communication technologies are analyzed. We consider an electronic manual, the use of which gives an effective result in the learning process as well as types and sections of electronic manuals, their structure. Two types of electronic benefits have been studied, their advantages when used in the learning process. The forms of presenting the material of modern manuals. The article discusses the communicative advantages of electronic manuals in the teaching of RCTs and ways to reconcile these benefits in an active learning process. In the course of the research, several teaching methods of various types have been identified, the use of which will provide a good result for students and teachers.

Текст научной работы на тему «Роль современных технологий (электронных пособий) в преподавании русского как иностранного (РКИ)»

УДК 37.026.9

Общеобразовательная основная школа N11 имени В.Сарояна, г. Раздан Филолог, учитель русского языка и литературы Жамгарян Н.Т.

Армения, г. Раздан, тел. +37493654777 e-mail: nona.zhamharyan@mail.ru

Secondary school N11 named after V. Sa-royan in the city of Hrazdan Philologist, teacher of Russian language and literature Zhamharyan N.T Armenia,Razdan, +37493654777 e-mail: nona.zhamharyan@mail.ru

Н.Т. Жамгарян

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ЭЛЕКТРОННЫХ ПОСОБИЙ) В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО КАК ИНОСТРАННОГО (РКИ)

В статье рассматриваются возможности применения открытых онлайн-ресурсов по русскому языку в учебном процессе, что на сегодняшний день является одной из самых актуальных тем в методике преподавания русского языка как неродного. Продуктивными методами обучения являются применение информационно-компьютерных технологий, интерактивное обучение и метод дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения. Также приведены примеры использования элементов инновационных технологий в практической учебной деятельности. В статье затрагиваются методические вопросы, с какими сталкиваются преподаватели XXI века в связи с требованием использования новых компьютерных технологий, обсуждается проблема необходимости нетрадиционных методов преподавания, анализируются виды новых компьютерных технологий, варианты занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также рассматривается электронное пособие, использование которого дает эффективный результат в процессе обучения. Автором изучены формы представления материала в современных пособиях. В статье рассмотрены коммуникативные преимущества электронных пособий в преподавании РКИ и способы применения данных пособий в активном процессе обучения. В ходе исследования выбраны несколько методов обучения разного типа, использование которых обеспечивает хороший результат для учащихся и педагога.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, автоматизирование, тренировочный блок, контролирующий блок, информативный блок, рецептивные навыки, интернет-ресурсы, электронные ресурсы, аудирование, познавательная сторона, современные технологии, методика преподавания, электронные пособия.

N.T. Zhamharyan

THE ROLE OF MODERN TECHNOLOGIES (ELECTRONIC BENEFITS) IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN

The article is devoted to the study and analysis of modern electronic resources in Russian language available on the internet. Productive methods of teaching use of information and computer technology, and the method of a differentiated approach to students in the learning process. The actual pedagogical problems are touched upon, what the teachers face in the 21st century in connection with the demand for the use of new computer technologies. Examples of the use of elements of innovative technologies in practical training activities are also given. The main purpose of the training material, its tasks. The subject of the need for non-traditional methods of teaching is being studied. Kinds of new computer technologies, variants of employment with use of information-communication technologies are analyzed. We consider an electronic manual, the use of which gives an effective result in the learning process as well as types and sections of electronic manuals, their structure. Two types of electronic benefits have been studied, their advantages when used in the learning process. The forms of presenting the material of modern manuals. The article discusses the communicative advantages of electronic manuals in the teaching of RCTs and ways to reconcile these benefits in an active learning process. In the course of the research, several teaching methods of various types have been identified, the use of which will provide a good result for students and teachers.

© Жамгарян Н.Т., 2018

Key words: electronic textbook, electronic resource, multimedia technologies, interactive course, electronic manual, electronic resources, listening, cognitive side, modern technologies, teaching methods.

В наше время знание нескольких языков необходимо для каждого образованного человека. Естественно главной целью изучения иностранных языков являются коммуникативные умения и навыки, практическое владение иностранным языком. Использование новых компьютерных технологий, интернет-ресурсов является одним из самых эффективных способов обучения иностранному языку на сегодняшний день.

Русский язык является языком межнационального общения, он способствует приобщению к культуре других народов, создавая возможность общения людей разных национальностей. В педагогической деятельности определенное место занимает способность пробуждать у детей интерес к изучаемому предмету. Обучение не будет успешным, если оно оставляет ученика равнодушным.

Современный человек не представляет свою жизнь без информационных технологий. Существуют разные технологические новшества, использование которых стимулирует процесс обучения: электронные учебники, пособия, презентации, видеоролики, аудиокниги и т.д. Люди любят часами смотреть телевизор или сидеть перед компьютером. Так почему же не использовать данные увлечения, когда компьютерные технологии открывают перед нами большие возможности? С помощью современных технологий преподаватель сможет повысить качество обучения. Современный ученик лучше воспринимает информацию, которую видит с экрана монитора (проектора), чем бумажную версию. Очень эффективно периодически использовать на уроках видеоролики, презентации, аудиокниги, и другие электронные материалы. Говоря о преимуществах электронных пособий и учебников, надо отметить, что эти материалы являются ценными средствами в области образования.

Основная цель учебного материала, представленного в бумажном или электронном варианте, остается неизменной - способствовать приобретению учащимися новых знаний и навыков. Формы представления материала современных пособий существенно отличаются от традиционных учебных пособий. Рекомендуется использовать следующие варианты занятий с ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)-поддержкой:

1. с мультимедийной поддержкой, например, демонстрации, презентации, видеоролики и др.;

2. с компьютерной поддержкой, когда компьютер используется студентами по цепочке или одновременно.

Во время занятий эффективно сопровождать задания с познавательными текстами

и рисунками, чтобы учащиеся выполняли так же практические задания: контрольные работы, тренировочные упражнения и др. Таким способом выявляется, насколько учащиеся усвоили учебный материал, какие знания они хорошо усвоили и где есть проблемы. Учащимся рекомендуется проходить тестирование по данному учебному материалу, что часто включают в себе современные пособия.

3. с использованием разных типов интернет-ресурсов.

Необходимо во время занятий использовать разновидные электронные издания, например CD DVD носители в качестве методических материалов либо учебники, видеокурсы, пособия, так как использование таких материалов обогащает познавательную способность ученика. Уместно так же использование образовательных интернет ресурсов во время занятий в качестве подготовки к занятию и на других этапах занятий : вступительная беседа, закрепление, рефлексия и др..

4. занятия интерактивными методами: мультмедийная лекция, онлайн-тестирование экскурсия, познавательные фильмы или мультфильмы и др.

Один из качественных методов повышения уровня образования является использование педагога информационных технологий в качестве оценочной деятельности. Педагогу не затруднит в данном случае систематизировать, отслеживать и автоматизировать продуктивность процесса обучения с помощью разных типов задач, например: итоговые проверочные работы, тематические работы и др. По мнению исследователей учебные издания в основном выполняют функции информационную, коммуникативную, развивающую, познавательную, организационную, воспитывающую и систематизирующую.

Учебные издания содержат редакторскую и авторскую обработку, анализ учебного материала. Они должны включать характеристики данной программы. Учебные пособия в основном включают три блока: информативный (изучение нового материала), тренировочный (закрепление нового материала), и контролирующий (выявление приобретенных знаний и навыков).

Информативный блок - это лексические темы, их функционирование в речи. Некоторые составители электронных пособий утверждают, что в пособиях материл лучше представить в сжатой форме и подавать порционно, чтобы улучшить восприятие учащихся. Данный блок должен заканчиваться контрольным тестом или вопросами, списком ключевых слов, лексическим минимумом и т.п.

Тренировочный блок обычно предлагает тренировочные упражнения, закрепление изученного лексического материала и, самое главное, дает возможность самостоятельно исправить собственные ошибки, что способствует познавательной деятельности учащихся.

Контрольный блок включает контрольно-тестовую систему, задания для проверки приобретенных речевых умений и навыков в процессе обучения. В его состав входят автоматизированные тесты, которые выявляют итог процесса обучения [ См.1 стр.38].

Объектом нашего изучения стал электронный материал по русскому языку, который находятся в свободном доступе в сети интернет, - курс «Русская газета к утреннему кофе» (интерактивный курс РКИ, автор - Е.И.Бегенева). Рассмотренное электронное пособие может использоваться при обучении русскому языку как иностранному. В в печатной версии пособия отражены взаимосвязанные виртуальные фрагменты интерактивного курса, с помощью чего педагог может переходить плавно с одного занятия на другую, а также учащиеся могут работать самостоятельно.

Первый модуль рассчитан на 6 месяцев обучения, то есть к курсу доступ открыт в этот период. Весь курс модулей насчитывается 475 разных уровней задания. Задания в «Русской газете...» разделяются на два типа: традиционные и открытые (отличаются отсутствием формализации и вариативности скомбинированных изображений с текстом), например, «Придумайте рекламу "Елисеевскому" магазину» [ 2 урок, зад. 35]. Здесь звуковое сопровождение стимулирует развитию аудирования, а так же репродуцирование сочетается с артикуляционными тренингами. К репродуцированию относятся такие виды заданий, как проговорить концовки изученного материала, вспоминая его.

Как отмечает автор интерактивного курса, данные тренинги принадлежат к заданиям открытого типа и результаты не оцениваются системой, именно от преподавателя зависит, с какой долей энтузиазма студенты отнесутся к подобной работе и насколько она станет результативной [см. 2].

Каждое задание имеет свои конкретные условия выполнения, как, впрочем, и во многих других пособиях данного рода. Задания в данном пособии в основном разделяются на три типа. Первая группа - задания, где требуется творческий подход учащихся (рисунки, иллюстрации разных жанров и др.) Вторая группа заданий - разборочная, наблюдать, исправить, комментировать и др. Третья группа предлагает выполнение более сложных интеллектуальных задач, например: проанализируйте смысловые связи и заполните пропуски в интеллектуальной паутине.

В «Русской газете..» много тестов, которые завершаются видеороликам. Много и уместно использована рубрика творческой работы с видео. «Русская газета...» вводит с помощью видеоматериала культурологическую и лингвострановедческую информацию. В видеоколлекции «Русской газеты...» включается большое формально-содержательное разнообразие: видеодиалоги, караоке, сюжетное прогнозирование, работа с экраном в режиме <<пауза>>[см.3].

Тексты в пособии подобраны для развития аналитического и просмотрового чтения. Работе с данными текстами посвящены 30 типов задания: вопросники, словники, информационные страницы, традиционный текст. С текстами большого объема работа выстраивается в зависимости того, какая цель представлена перед учащимся - просмотровое чтение или аналитика : вопросы в зал (выбирается ведущий, который задает аудитории заранее приготовленные вопросы из текста). Если ученик проходил все тре-нинговые задаия и контрольный текст 100% то урок считается полностью усвоенным (если он не достигает 100, контрольный тест не открывается, результаты отражаются на экране). При соблюдении данных условий студент получает доступ к каждому новому уроку модуля [см.3].

Рассмотрим другое электронное пособие - «В Москву? В Москву!» (видеокурс и учебное пособие, авторы В.В.Частных Н.М. Богославская Ю.Ю. Тюрина, год выпуска 2017) для уровней А2, Б1. Пособие составлено из шести видеокурсов, каждый продолжением 10 минут. Пособие предлагает задания разных уровней сложности, развивая лексические и грамматические навыки учащихся с помощью аудирования. Учащиеся после просмотра видеоролика решают задания, относящиеся к данной теме, например, ЗАДАНИЕ 1. Посмотрите эпизод 1. Ответьте на вопросы [ см.4 ], а также возможные варианты ответа. Работа такого рода развивает способствует развитию словарного запаса учащихся.

Следующий тип заданий плавно переходит к морфологическим и лексическим заданиям. Например, учащиеся должны написать местоимения в скобках в нужной форме, с помощью чего проверяется, насколько учащиеся усвоили материал и в какой степени они владеют знаниями по морфологии. Рубрика «С русскими на хорошем русском» рассматривает разные фразы, которые часто используют русские в разных жизненных ситуациях, обогащая, словарный запас иностранца и развивая коммуникативные навыки. В рубрике «Говорите по-русски правильно» учащиеся выполняют грамматические задания , восстанавляивая фразы из фильма. Происходит развитие навыков выполнения разных грамматических задач и развитие быстрой ориентации в текстах на русском языке. Выполняемое задание закрепляется в памяти учащихся, так как они, кроме написания, видят и слышат данные фразы, например, ЗАДАНИЕ 7. Поставьте глаголы из скобок в нужную форму, чтобы восстановить фразы из фильма) [см.4].

Развитие коммуникативных способностей в пособии также обеспечивается: рубрика «Искусство перевода», где происходит переход с одного языка на другую, вследствие чего и происходит процесс усвоения иностранного языка. Звучание русского языка играет огромную роль в формировании правильного произношения. В пособии используется игровой метод обучения, например, верное утверждение необходимо подчеркнуть (0-нолик), а неверное (X-крестик), поскольку учащиеся часто используют эту игру. Пособие способствует формированию элементарных лексических, грамматических и фонетических навыков. Данное пособие является достаточно интересным, его можно использовать для изучения РКИ в любой стране. Пособие можно заказать онлайн.

Как видим, в интернете множество вариантов платных и бесплатных электронных пособий разных жанров. Следует изучать их структуру и привлекать их к нашим занятиям, ведь наука развивается и с каждым днем необходимы новые методы и виды организации эффективного процесса обучения. Электронные учебники иностранного

языка должны соответствовать наиболее существенным требованиям, которые вытекают из специфики учебного предмета << иностранный язык>>.

В ходе исследований мы пришли к выводу, что роль использования электронных пособий в преподавании русского языка как иностранного велика, так как современные технологии привлекают студента, обеспечивают более эффективный процесс обучения, расширяют кругозор. В XXI веке стремление к интенсификации и модернизации требует использования вышеуказанных инновационных технологий.

Библиографический список

1. Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов педагогического вуза // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. URL: https://books.google.am/books?id=-_ldAwAAQBAJ&pg=PA38&lpg=PA38&dq=контролирующий+блок+электронных+учеб ников Алипханова Ф.Н. (Дата обращения:19.02.2018).

2. Бегенева Е.И. Смешанная модель обучения в преподавании языка (на примере интерактивного курса РКИ «Русская газета к утреннему кофе»). Научный вестник Воронежского государственного университета Серии современные лингвистические и ме-тодико-дидактические исследования. Вып. N 2 (14). Воронеж 2010. С.137-145. URL: www/class.org/contents.php?id=40&lng=1 (Дата обращения 18.02.2018).

3. Журнал «Русский язык в Армении» N2/2015 (стр.14-22) Г.Р.Саркисян ЕГУЯСН им. В. Брюсова ст. «К вопросу о месте современных электронных пособий в преподавании русского языка как иностранного» (Дата обращения 20.02.2018).

4. «В Москву? В Москву!» видеокурс и учебное пособие авторы В.В. Частных Н.М. Богославская Ю.Ю. Тюрина, (год выпуска 2017) (стр. 28, 60, 61, 90, 91, 110, 111) (Дата обращения 5.04.2018).

References

1. Alipkhanova FN Application of information and communication technologies in the teaching of students of a pedagogical university // Bulletin of the University (State University of Management). 2014. https://books.google.am/books?id=-_ldAwAAQBAJ&pg=PA38&lpg=PA38&dq=controlling+blocking + electronic + training units. (Date of access: 19.02.2018).

2. Begeneva E.I. The mixed model of teaching in language teaching (on the example of the interactive course of the Russian Newspaper for the Morning Coffee.) The Scientific Herald of the Voronezh State University The series of modern linguistic and methodological and didactic studies. N 2 (14). Voronezh 2010. P.137-145. Access mode: www / class.org / con-tents.php? Id = 40 & lng = 1. (Date of access: 19.02.2018).

3. Magazine << Russian language in Armenia >> N2 / 2015 (p.14-22) GR Sargsyan EHUYASN im.V. Bryusova st. << On the issue of the place of modern electronic manuals in the teaching of Russian as a foreign language >>. (Date of access: 19.02.2018).

4. To Moscow? To Moscow! >> video-tutorial and tutorial authors V.V. Private NM. Bogoslavskaya Yu.Yu. Tyurina. (Date of access: 19.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.