Научная статья на тему 'Формирование мотивационно-ценностного отношения к национальным языкам в этнокультурном образовательном пространстве'

Формирование мотивационно-ценностного отношения к национальным языкам в этнокультурном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОД / ПРИЁМ / УРОК / КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / FORMATION / INNOVATION / TECHNOLOGIES / A METHOD / RECEPTION / LESSON / COMPETENCE / DIDACTIC GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокаева Елена Петровна

В статье рассматриваются способы повышения эффективности обучения родному языку в контексте этнокультурного образования, предлагаются методы и приемы формирования ценностного отношения к национальным языкам на примере государственных языков Республики Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ways to improve the effectiveness of mother tongue learning in the context of ethnic and cultural education available methods and techniques of forming the valuable relation to national languages on the example of the Republic of Mordovia state languages are discussed.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивационно-ценностного отношения к национальным языкам в этнокультурном образовательном пространстве»

Е.П. Прокаева

00

00

УДК 4Р(07):371 ББК 74.268.11:74.65

Е.П. Прокаева

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО

отношения к национальным языкам в этнокультурном образовательном пространстве1

В статье рассматриваются способы повышения эффективности обучения родному языку в контексте этнокультурного образования, предлагаются методы и приемы формирования ценностного отношения к национальным языкам на примере государственных языков Республики Мордовия.

Ключевые слова: образование, инновация, технологии, метод, приём, урок, компетенция, дидактическая игра.

E.P. Prokaeva

FORMATION OF MOTIVATIONAL-VALUE ATTITUDE TO NATIONAL LANGUAGESIN ETHNOCULTURAL EDUCATIONAL SPACE2

The ways to improve the effectiveness of mother tongue learning in the context of ethnic and cultural education available methods and techniques of forming the valuable relation to national languages on the example of the Republic of Mordovia state languages are discussed.

Key words: formation, innovation, technologies, a method, reception, lesson, competence, didactic game.

В современной жизни на передний план выдвигаются вопросы развития личности в быстро меняющемся обществе. Как известно, большую роль в оздоровлении духовной жизни общества играет система образования и правильная национально-образовательная политика в целом [2; 3], поэтому современным обществом выдвигаются новые требования к системе российского образования по качеству подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, что, несомненно, требует более глубокого изучения культур-

ного наследия малочисленных народов Российской Федерации.

В плане глобализации межкультурной коммуникации, диалога культур необходимым представляется изучение разнообразных традиций и обычаев, норм взаимоотношений, специфических методов формирования национального самосознания. При этом особо важная роль, на наш взгляд, должна отводиться интегративному изучению языка, представляющего собой целый мир, способный лексически и семантически охватить всю многогранную культуру, всё многосложное общество [1, с. 17; 7, с. 72].

1Работа проводилась в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева») по теме «Формирование ценностного отношения к национальным языкам и литературе в полиэтническом регионе».

2The work was done under a grant to carry out research projects on priority directions of scientific activities of universities-partners networking (Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla and Mordovia State Pedagogical Institute named after E M. Evsevev) on “Formation of the valuable relation to national languages and literature in a multi-ethnic region”.

Безусловно, национальный язык -феноменальное явление в жизни каждого народа, которое представляет собой бесценную сокровищницу опыта народной жизни и является неотъемлемым элементом любой национальной культуры, важнейшим компонентом этнического самосознания. Следовательно, являясь основой социализации личности, язык влияет на опыт, поведение и культуру конкретного индивида, конкретного представителя определенного этноса. Именно высокой социальной функцией родного языка определяется его роль в идейно-политическом, эстетическом и нравственном воспитании школьников, в приобщении учащихся к вековой культуре своего народа. Лишь осознание национально-культурной значимости языка, на наш взгляд, предопределяет интерес к его изучению, гарантирует заботу о его сохранении и трансляции подрастающему поколению. Между тем личные наблюдения, социологические опросы учителей и учащихся позволяют констатировать, что в современной национальной школе в условиях двуязычия наблюдается опасная тенденция снижения интереса школьников к изучению родного языка.

Известно, что развитие двуязычия в разных регионах России имеет свои особенности, так как зависит от множества факторов: уровня развития, сложившейся практики и культуры двуязычия, степени межнационального взаимодействия и языковых контактов. Так, в Республике Мордовия государственными являются русский и мордовские (мокшанский, эрзянский) языки, для сохранения, изучения и развития которых созданы благоприятные условия: кроме национальных школ, они изучаются во всех русскоязычных школах республики. Кроме того, в вузах Мордовии национальные языки республики изучаются в качестве учебной дисциплины на всех гуманитарных и технических факультетах. Таким образом, этнокультурное образование в условиях Республики Мордовия реализуется с целью духовного обогащения молодого поколения, формирования национального самосо-

знания обучающихся и приобщения их к мордовской, русской, финно-угорской и мировойкультуресучетомсуществующего на сегодняшний день противоречия в этнической самоидентификации мордвы - между желанием сохранить свою принадлежность к общенациональному (российскому) социокультурному контексту, опираясь на многовековые связи русского, мордовского и других народов, проживающих в Мордовии, и стремлением не порывать с родным языком и истоками родной культуры.

Изучение родного языка в образовательных организациях Республики Мордовия и других регионов России имеет свои сложности: 1) до сих пор система всеобщего образования в нашей стране носит формальный характер: школа обязана дать всем детям определённый уровень знаний по различным предметам, не учитывая при этом интеллектуальные возможности, направленность интересов, эмоционально-волевые качества конкретного ребёнка; 2) формальный подход системы образования к организации обучения оборачивается в конечном итоге формальным отношением учащихся к этому процессу, выражающимся в их пассивности на уроке, нежелании учиться; 3) родной язык зачастую преподаётся как свод правил, нечто унифицированное, лишённое движения и развития. При такой подаче языкового материала остаётся невостребованным всё, что делает язык средством живого общения. Отсюда содержательное обеднение обучения языку как дисциплине, призванной вызвать у учащихся интерес к другим наукам, и, следовательно, скука на уроке, зубрёжка; 4) усвоение грамматических правил является самоцелью, а не средством познания всего многообразия языковых явлений и в конечном итоге -фактором, формирующим личность учащегося. Необходимо также учитывать, что преподавание национальных языков сопряжено с рядом объективных и субъективных трудностей в условиях двуязычия, признающего равное положение национального и межэтнического языков. Так, в Республике Мордовия приоритетное, на наш взгляд, положение русского

Формирование мотивационно-ценностного отношения к национальным языкам в этнокультурном образовательном пространстве

00

Е.П. Прокаева

о

языка и, как следствие, отсутствие мотивации к изучению мокшанского и эрзянского языков привели к стремительному падению интереса к языку и культуре мордовского народа.

В соответствии с вышесказанным, одним из главных направлений в работе современных образовательных организаций должно быть переосмысление теории и практики преподавания родного языка, предполагающее как изменение содержания образования, так и выработку новых методических стратегий. Необходимо научиться преподносить учебный материал доступно и в то же время интересно, таким образом, чтобы полученные знания составили прочную базу для овладения определенными умениями и навыками. При этом необходимо помнить, что основной обучающей целью родного языка как учебной дисциплины является формирование коммуникативно-речевых умений, а воспитывающая функция данной дисциплины связана с формированием в процессе обучения оценочно-эмоционального отношения к родному языку и культуре своего народа [5].

Важным условием для совершенствования процесса обучения родному языку, мы считаем, является применение современных образовательных и информационных технологий, что позволяет расширить учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся, профессиональнопрактическую направленность занятий и одновременно с этим воспитать из школьника личность. Сегодня существует множество педагогических технологий, среди которых наиболее эффективными при изучении мордовского (мокшанского / эрзянского) языка являются, на наш взгляд, следующие: технологии интерактивного обучения; технологии проектного обучения; информационные (компьютерные) технологии.

Сама природа языка, его связь как с предметами, окружающими людей, так и с духовным миром человека, миром его чувств и мыслей требуют особого отношения к исследованию родного языка, но, на наш взгляд, необходимо также изменение подходов и к его преподаванию,

так как в обучении важны и процесс, и результат: если процесс скучен, то и результат неутешителен. В настоящее время наблюдаются две концепции преподавания родного языка в общеобразовательной школе: 1) теоретико-грамматическая,

цель которой заключается в усвоении учащимися готовых правил; 2) практическая, направленная на коммуникативное развитие учащихся, их духовное совершенствование в контексте речевой деятельности [4, c. 256]. Мы считаем, что на смену грамматическому направлению должно прийти коммуникативное направление, главная цель которого -свободное общение с собеседником, умение правильно и красиво выразить свою мысль в слове. Главной особенностью урока родного языка должно являться сотрудничество педагога и учащегося, ориентированное на совместное творческое познание языковых явлений, раскрытие закономерностей их развития. Необходимо, чтобы грамотность из главной и практически единственной на сегодняшний день цели обучения родному языку превратилась в средство для духовного развития личности, приобщения её к культуре, многовековым ценностям мордовского народа.

Важной составляющей этого многообразного процесса является формирование и пополнение словарного запаса обучаемых и освоение ими грамматики, необходимой для речевой коммуникации, чему способствует грамотно организованная специальная систематическая работа. В первую очередь обогащение словарного багажа учащихся происходит в ходе расширения их общего кругозора, углубления представлений и знаний об окружающем мире. Например, при изучении материальной культуры мордвы (предметов быта, традиционной мордовской одежды и т.п.) целесообразно организовать экскурсию в краеведческий музей. Кроме того, при объяснении лексического значения слова весьма эффективны следующие приёмы: демонстрация соответствующей иллюстрации, мультимедийных презентаций; перевод слова на русский или иностранный языки; морфемный, словообразова-

тельный или этимологический анализ слова; подбор синонимов и антонимов [4, с. 256]; работа со словарём; описательное определение понятия на родном и русском языках и т.п. Развитию мордовской речи учащегося, несомненно, способствуют и грамотно подобранные текстовые материалы, которые «служат стимулом, побуждающим потребность самостоятельного речевого высказывания» [5]. На уроке родного языка следует использовать художественные тексты мордовских авторов, являющиеся, по нашему мнению, высшей единицей обучения речевой деятельности и имеющие, кроме того, немаловажное значение для эстетического и этического воспитания личности. Использование текста позволяет «совместить два основных направления в изучении родного языка в школе: познание системы языка и познание норм и правил общения, речевого поведения в различных жизненных ситуациях» [5].

Формированию мотивационноценностного отношения к мордовским языкам, приобщению к богатому наследию и историческим традициям мордвы, других народов Российской Федерации и мирового сообщества в целом способствуют, безусловно, пословицы и поговорки как воплощение многовековой мудрости мордовского народа. Использование пословиц и поговорок на уроках родного языка связано с формированием и контролем системы коммуникативных умений и навыков (говорения, письма и аудирования). Кроме того, мордовские пословицы и поговорки, способствуя эффективной активизации навыков употребления сложных грамматических форм и конструкций, могут использоваться в качестве иллюстративного материала в ходе объяснения и закрепления нового грамматического материала. Например, в мордовских пословицах широко представлена такая категория глагола, как повелительное наклонение: Арсек аволь кулядонть, арсек кулянь нолдыцядонть (Думай не о сплетне, думай о сплетнике); Па-зонть пельде учок, а тонсь иля удо (На бога надейся, а сам не плошай). Кроме того, пословицы и поговорки широко используются при изучении числительных, так

как в интересном контексте цифры запоминаются лучше: Вейке ладсо чачома, а вейке ладсо кастома (Рождаются одинаково, да вырастают по-разному); Манят вейке, кавто ломанть - народось а маняви (Одного-двух людей обманешь, а народ обмануть невозможно) и т.п. [6, с. 141].

По нашему мнению, урок родного языка несовместим с зубрёжкой, формализмом, схематизмом. Реакцией на шаблон, догматизм учебного процесса, попыткой внести в него разнообразие, придать каждому занятию творческий характер является игровой урок, направленный на пробуждение не только ума, но и эмоциональной сферы. Дидактическим стержнем такого урока является деятельность самих учащихся, которые наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, открывают новые для себя понятия. Творческий подход к проведению игр на уроках позволяет замаскировать учебный момент, благодаря чему игра незаметно для учащихся выполняет функцию тренировочных упражнений. Успешное проведение игры во многом зависит от уровня подготовки учащихся на соответствующем этапе обучения. Как показывает практика, наиболее успешно проходят игры-соревнования, так как соревновательный момент стимулирует различные виды деятельности школьников, способствует усилению их работоспособности.

Учитывая, что игры занимают особое место в досуговой деятельности школьников, считаем целесообразным использование игровых элементов как на уроках, так и во внеурочной деятельности учащихся. Опыт использования игры в школе («Каргт» («Журавли»); «Атякшкесэ» («В петушки»); «Кшуман-несэ» («В редьку»); «Вирень тетя» («Лесной батюшка»); «Нешке пиресэ» («На пасеке»); «Ярмункав» («На ярмарку!»); «Ведьгевсэ» («На водяной мельнице») и т.д.) показывает, что игра способствует активизации познавательного интереса к изучению языка, выработке языковых навыков и умений учащихся, поиску, росту, раскрытию их потенциальных возможностей, формированию духовнобогатой, активной личности, способной

Формирование мотивационно-ценностного отношения к национальным языкам в этнокультурном образовательном пространстве

Е.П. Прокаева

см

о>

ярко, эмоционально и наиболее полно выразить свои мысли.

В целях активизации учебно-познавательной деятельности школьников целесообразно использовать на уроках родного языка наглядные методы обучения, а темы, включающие сложный грамматический материал, большое количество языковых явлений, требуют обязательного систематического применения различных средств наглядности. Так, весьма эффективны в обучении родному языку опорно-логические блоки, суть которых заключается в содержательном обобщении формируемых знаний и способов действий, тесты, элементы программирования, электронные учебники, различного вида тренажёры. Так, на базе кафедры родного языка и литературы МГПИ им. М.Е. Евсевьева разработаны и внедрены в практику обучения родному языку тестовые тренажеры «Эрзянский язык. Практика разговорной речи» (2013 г.), «Эрзянский язык. Теория» (2013 г.), «Язык и культура Республики Мордовия. Фонетико-грамматический практикум» (2015 г.), «Язык и культура Республики Мордовия. Культурологический практикум» (2015 г.) и др., применение которых позволяет на основе диагностики и интерпретации полученных ответов совершенствовать самоконтроль знаний и уме-

ний обучающихся и реализовать такие виды контроля, как текущий и итоговый. Кроме того, использование тестового тренажера позволит выработать методы последовательной систематической тренировки обучающихся в ходе неоднократного выполнения предложенных тестовых заданий и анализа допущенных ошибок, рассмотреть изучаемое языковое явление во взаимосвязи и взаимообусловленности с другими явлениями, актуализировать творческую деятельность учителя и ученика, облегчить запоминание.

Таким образом, практика обучения мордовским (эрзянскому, мокшанскому) языкам и национальной культуре в современных образовательных организациях Республики Мордовия убедительно доказывает роль формирования этнокультурного образовательного пространства как пространства свободного личностно-смыслового развития учащихся [2, c. 64]. Формирование этнокультурного образовательного пространства, формирование мотивационно-ценностного отношения к национальным языкам в контексте диалога различных культур способствуют осознанному приобщению учащихся не только к культуре своего государства, но и к всемирному культурному сообществу.

Библиографический список

1. Белова, Н.А. Активные методические приемы интегрированного обучения русскому и английскому языкам в школе [Текст] / Н.А. Белова, Е.В. Лебедева // Гуманитарные науки и образование. -2016. - № 3 (27). - С.16-19.

2. Горшенина, С.Н. Поликультурное образовательное пространство как педагогический феномен [Текст] / С.Н. Горшенина, И.А. Неясова, Л.А. Серикова // Историческая и социальнообразовательная мысль. - 2013. - № 6(22) - С. 64-69.

3. Карпушина, Л.П. Этнокультурный подход к образованию как фактор успешной социализации представителей полиэтнического социума [Текст] / Л.П. Карпушина // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 2(22). - С. 29-33.

4. Прокаева, Е.П. Функции синонимических парадигм в мордовском (эрзянском) текстообразовании [Текст] / Е.П. Прокаева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012.- № 12.- С. 255-262.

5. Прокаева, Е. П. Текст как средство формирования речевых навыков и умений учащихся национальной школы [Текст] / Е.П. Прокаева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета [Электронный ресурс]. - 2013. -№ 02(86). - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/27.pdf.

6. Старкина, Е.Н. Использование пословиц и поговорок в обучении эрзянскому языку [Текст] / Е.Н. Старкина, Е.В. Варакина, Е.П. Прокаева // Наука сегодня: задачи и пути их решения: материалы Междунар. науч.-практич. конф., г. Вологда, 25 мая 2016 г. - Вологда: Маркер, 2016. - С. 141-142.

С.71-74.

References

1. Belova N.A., Lebedevа E.V. Active instructional techniques of integrated Russian and English learning at school. Gumanitarnye nauki i obrazovanie, 2016. № 3 (27). P. 16-19. [in Russian].

2. Gorshenina S.N., Neyasova I.A., Serikova L.A. Polycultural educational space as pedagogical phenomenon. Istoricheskaia i sotsialno-obrazovatelnaia mysl, 2013. № 6 (22). Р. 64-69. [in Russian].

3. Karpushina L.P Ethno-cultural approach to education as a factor of successful co-socialization

representatives of multiethnic society. Gumanitarnye nauki i obrazovanie, 2015. № 2 (22). P. 29-33.

[in Russian].

4. Prokaeva E.P The functions of synonymic paradigms in Mordovian (Erzya) text formation. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2012. № 12. P. 255-262. [in Russian].

5. Prokaeva E.P. Text as a means of formation of speech skills and abilities of pupils of national school. Multidisciplinary network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University, 2013. № 02 (86). Access mode: http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/27.pdf. [in Russian].

6. Starkina E.N., Varakina E.V., Prokaeva E.P. The use of proverbs in teaching the Ukrainian language. Nauka segodnia: zdachi i puti ikh reshenia. Vologda: OOO «Marker», 2016. P. 141-142. [in Russian].

7. Tukaeva, O.E. Regional material as a component of the content of the teaching foreign raining languages in higher school. Gumanitarnye nauki i obrazovanie, 2014. № 3 (19). P. 71-74. [in Russian].

Сведения об авторе: Information about the authors:

Прокаева Елена Петровна, Prokaeva Elena Petrovna,

кандидат филологических наук, доцент, Candidate of Sciences (Philology), Academic

доцент кафедры родного языка и литературы,

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

УДК 796.1:796.3 ББК 74.200.544.5:75.566

М.М. Степанова, К.С. Степанов, М.В. Шафикова

подвижные игры как средство обучения элементам игры в баскетбол младших школьников

В данное время существует множество различных исследований эффективности применения разных методик, используемых на начальном этапе обучения баскетболу младших школьников. Однако вопрос применения подвижных игр для обучения баскетболу рассмотрен не достаточно, в чём и заключается актуальность нашей статьи.

Ключевые слова: подвижные игры, начальное обучение, школьники младшего возраста, баскетбол.

Title of Associate Professor,

Associate Professor, Department of Native Language and Literature,

Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev,

Saransk, Russia.

Е-mail: [email protected]

Подвижные игры как средство обучения элементам игры в баскетбол младших школьников

о»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.