Сведения об авторе: Стихова Алла Михайловна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра техносферной безопасности на транспорте;
Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск Ктай: [email protected]
Information about the author: Stikhova Alia Michailovna,
Candidate of Pedagogics, Associate Professor Department of Technologic Safety on Transport;
Admiral Ushakov Maritime State University, Novorossisk, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 378 ББК 74.480
Е.А. Стуколова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ*
В статье рассматриваются современные образовательные технологии, используемые в процессе подготовки педагогических кадров за рубежом: смешанное обучение, интегрированное овладение языком и содержанием обучения, технология перевернутого занятия, инновационные среды учения; приводятся основные требования, предъявляемые к процессу обучения, реализуемые при применении эффективных технологий подготовки педагогических кадров, делается вывод о возможном использовании зарубежного опыта в области реализации современных технологий в процессе модернизации российской системы подготовки педагогических кадров.
Ключевые слова: педагогические технологии, интерактивность процесса обучения, интегрированное овладение языком, смешанное обучение, технология перевернутого урока, инновационные среды учения, принципы наличия средств ведения интерактивного диалога, принцип реализации возможностей программных средств.
E.A. Stukolova
MODERN TEACHING THEHNOLOGIES OF THEACER TRAINING: FOREIGN EXPERIENCE
The modern educational technologies and techniques used in the future teachers' preparation in foreign countries are discussed: blended learning, content and language integrated learning (CLIL), flipped classroom, innovative learning environments. Important pre-requisites of the education in the modern world, concludes the idea of potential application of the foreign experience in the modern educational technologies and techniques' implementation in the process of the development (modernization) of the system of preparation of teachers in the Russian Federation are described.
Key words: education technology, education technique, blended learning, content and language integrated learning, interactive educational process, principles of the means of interactive dialogue and possibilities of usage of the software.
На современном этапе развития об- гибкой, динамичной системы всеобщего щества, стремительного обновления и по- непрерывного образования - гарантия вышения самоценности знаний создание процветания и конкурентоспособности
♦Исследование выполнено в рамках областного гранта в сфере научной и научно-исследовательской деятельности (соглашение № 23 от 30.06.2015 г.) по теме: «Инновационные стратегии подготовки педагогических кадров в региональной системе образования: российский и зарубежный опыт».
любой страны. За последнее столетие во многих развитых странах государственное благосостояние стало определяться не столько наличием леса и железной руды, сколько человеческими ресурсами. Главный актив многих стран сегодня - это знание. В данном контексте возникает необходимость модернизации, реформирования системы образования, как одного из важнейших компонентов общественной жизни, поиска новых эффективных технологий, форм и методов обучения, учитывающих мировой педагогический опыт. Модернизация образования - это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования [4]. Особое место в данном процессе занимает модернизация в области подготовки педагогических кадров. Именно будущие учителя способны, обучаясь в инновационной среде, в процессе использования инновационных технологий в обучении, внедрять, а возможно, и изобретать новые технологии и стратегии в своей профессиональной деятельности, реализуя современные требования к процессу обучения [3; 26].
К сфере наших научных интересов относятся технологии образования - «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования» [7]. Анализ научной литературы, нормативно-правовых документов в области образования, статей в периодических изданиях по педагогике и психологии в сфере высшего образования позволил нам выявить следующие современные технологии обучения, используемые в процессе подготовки педагогических кадров в странах Европы, США и России:
• Blendedleammg - смешанное обучение;
• Flip-the-dassroomtechnique - технология перевернутого урока;
• Contentandlanguageintegratedlearni ng (CLIL) - интегрированное овладение языком и содержанием обучения;
• Innovative learning environments (ILE) - инновационные среды учения;
• CCM (criticalcreativemoments) - технология творческих критических моментов. Перечисленные технологии отвечают необходимости реализации основных требований к процессу обучения, предъявляемых в большинстве развитых стран мира, на большинстве из которых базируются стандарты высшего образования РФ:
• достижение субъект- субъектных отношений в процессе обучения;
• высокий уровень мотивации, естественный интерес к образованию и самообразованию;
• создание условий для исследовательской активности студентов;
• создание условий для творческой самостоятельности, самоконтроль/самокоррекция/самооценка со стороны;
• индивидуализация;
• педагогизация технических средств;
• развитие компетентности в области коммуникации, командной профессиональной деятельности, способностей в аргументации, лидерстве;
• развитие проблемно-поисковых способностей, творческого мышления;
• метапредметность, междисципли-нарность процесса профессиональной подготовки [22; 28].
Одним из ярчайших примеров средоточия достижений коммуникационных и педагогических технологий является технология перевернутого урока/занятия. В ее основе лежит концепция американских педагогов Flip-the-classroom (концепция перевернутого класса). Основными подходами при реализации следует назвать: системно- деятельностный подход, творческий, инновационный, коллективистский подход, утилитарный (практико-ориентированный) и синергетический подходы. Базируется данная технология на следующих принципах: принцип наличия средств ведения интерактивного диалога; принцип реализации компьютерной визуализации учебного материала; принцип возможности поэтапного овла-
t .0 с
о
.0 X
I
ю го
со
ей
о ^
го ^
X S
о ф
т
го
4 ф
с
5
са о
I-
о
ч о с
о с; о
X
X ф
I-
ф
.0 X
X
ф
ф ^
са о О
го ш о с;
о ^
О <
и]
дения учащимися навыками и умениями осуществления информационной деятельности по решению учебных, практических задач из различных предметных областей; принцип обеспечения структурной целостности процесса обучения в процессе привлечения информационно-коммуникационных средств обучения.
Суть технологии перевернутого занятия/класса: преподаватель группы записывает теоретическую часть занятия (часть, на которой происходит объяснение материала, где неизбежна низкая активность студентов) на видео, выкладывает видео в сеть (локальную или глобальную; основное условие - полный и постоянный доступ для студентов). Обучаемые перерабатывают полученную информацию дома. Среди возможных видов работы с материалом - вопросы; не требующие помощи преподавателя задания; поиск конкретной информации. Приходя на занятия, студенты имеют одинаковый уровень подготовки в рамках данной темы, знакомство с новым теоретическим материалом происходит в темпе, удобном каждому из них. Поэтапно данную работу можно расписать так:
1. Запись нового материала (лекция, проблемная лекция, объяснение нового материала с использованием видеопримеров и лабораторного оборудования, раскрытие значений, формул и примеры решения педагогических задач) на видео, подготовка к использованию информационно-коммуникационных средств на занятии.
2. Подготовка учащихся (тренировочные упражнения, подготовка к использованию техники, установка на дальнейшую деятельность).
3. Непосредственная работа студентов с видео в сети (внеаудиторное время), первичная тренировка, ответы на вопросы, контроль понимания полученной информации, индивидуальный темп работы.
4. Тренировка, применение полученных знаний на практике под руководством, координацией, в совместной деятельности с руководителем группы, лектором, преподавателем, в различных режимах работы.
4. Рефлексия [14].
Время занятия, таким образом, посвящено закреплению полученных знаний, формированию навыков, применению знаний на практике, в различных видах деятельности, в процессе анализа педагогических ситуаций, моделирования последних, решения кейсов профессионально-педагогического характера. Поддержка со стороны педагога, наличие обратной связи, выбор необходимого режима в соответствии с потребностями студенты - в числе положительных опций данной технологии. Благодаря технологии перевернутого занятия сопровождение отстающих учащихся, нуждающихся в помощи, не требует дополнительных занятий во внеурочное время. Косвенное управление учебной деятельностью здесь перерастает в самоуправление, самоосуществление, самосозидание. Среди возможных методов, применяемых внутри технологии, следует выделить проблемные лекции, проблемные дискуссии, ролевые игры, блиц-игры, ситуационные методы. Обязательным средством обучения выступают информационно-коммуникационные (ИК) средства обучения, педагогические ситуации подбираются в каждом конкретном случае индивидуально. Контекст ситуации (хронологический, исторический), контекст места, контекст изучаемой дисциплины. Особенно важно использование ИК средств в процессе подготовки будущих педагогов, к котором на современном этапе социально-экономического развития общества предъявляются высокие требования в области сформиро-ванности технологических компетенции. Технология перевёрнутого занятия имеет некоторые общие черты с моделями дистанционного обучения, в связи с чем может возникнуть вопрос об отдалении субъектов педагогического процесса друг от друга. Однако именно с помощью данной технологии достигается экономия времени для интерактивного сотрудничества со студентами в аудиторное время, для реализации полученных ими знаний на практике, повышения уровня их интеллектуального саморазвития [18; 23].
Технология создания инновационных сред учения, в основе которой лежат конструктивистский, системно-деятельный, целостный подходы, обеспечивает реализацию принципов позитивной взаимозависимости, взаимодействия в процессе обучения, социальной направленности, принципа обеспечения структурной целостности обучения в процессе привлечения ИКТ. Среда учения - целостное явление, совокупность социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий деятельности субъектов образовательного процесса, в результате взаимодействия данных условий происходит становление и развитие личности учащегося [1]. В инновационных средах большой акцент делается на структурированную индивидуальную ответственность, обеспечение стимулирования обучаемыми успехов друг друга, обучение необходимым социальным навыкам и их использованию, овладение опытом самореализации, самопознания, повышение успешности студентов в личностных, ме-тапрдеметных и предметных образовательных результатах.
Алгоритм создания сред учения: диагностика имеющихся групп учащихся, выявление их особенностей, вовлечение студентов в процесс определения особенностей, интересов, способностей и слабых сторон группы, выбор индивидуального маршрута для каждого группы, в процесс отбора средств, методов обучения, создания дидактических пособий, педагогических ситуаций для анализа и моделирования, в деятельность по коррекции и контролю, в процесс рефлексии. Создание сред требует не только тщательной подготовки будущих педагогов, но и высокого уровеня профессионализма преподавателя вуза, который умеет использовать методы и средства самостоятельной организации и проектирования сложных систем, интегрированными междисциплинарными знаниями и способен работать в команде над проектами, взаимодействовать с экспертами в различных предметных областях (в том числе, с использованием телекоммуникационных средств) [25]. Обученные
в режиме создания инновационных сред учения, будущие учителя получают опыт моделирования образовательной среды, неотъемлемый в их профессиональной деятельности [19; 21].
Blendedleaming, технологию смешанного обучения, некоторые исследователи определяют как комбинацию офлайнового и онлайн-обучения, предполагающую интенсификацию образовательного процесса. Смешанное обучение объединяет две важнейшие вещи: профессионализм педагога и технологические инструменты, позволяя преподавателям работать непосредственно с отдельными студентами и небольшими группами, используя адаптивный потенциал и новые технологии. Опираясь на положения утилитарного, синергетического, системно-деятельностного, творческого, инновационного, коллективистского подходов, принципы социальной направленности, а также принципы наличия средств ведения интерактивного диалога, реализации компьютерной визуализации учебного материала, возможности поэтапного овладения учащимися навыками и умениями осуществления информационной деятельности по решению учебных и практических задач из различных предметных областей, данная технология дает возможность помочь каждому учащемуся справиться с содержанием, получить опыт деятельности, в котором они нуждаются; педагогам извлекать максимум из планирования, учебного времени и ресурсов. Простое добавление компьютерных игр онлайн или определенного видео к работе в аудитории или домашней работе не считается смешанным обучением. Студенты не должны быть изолированы при работе с компьютером от социального взаимодействия [26; 12]. В процессе применения модели происходит регулярное чередование работы с руководителем группы, парами, группами, индивидуальной работы с компьютером/онлайн. Время распределяется так, что заданный ритм, темп работы не замедляется и не теряется на протяжении всего занятия. Объединение онлайн и оффлайн инструктажа, упражнений в планировании и проектировании учеб-
ь .0 с
о
.0 I
I
ю го
со
ей
о ^
го
X
о ф
т
го
ч ф
с ^
ей о
I-
о
ч о с
о с; о
X
X ф
I-
ф
.а X
X
ф
ф ^
ей о
о
го m о с; о
£
О <
uJ
ного процесса помогает студентам получать максимально точные данные о прогрессе, динамике в группах учащихся, оптимизирует взаимодействия студента и педагога. Общий алгоритм деятельности по реализации смешанного обучения состоит из четырех этапов:
1. Предварительная деятельность по подготовке к использованию онлайн-технологий в занятии.
2. Подготовка учащихся (тренировочные упражнения, подготовка к использованию техники, установка на дальнейшую деятельность).
3. Непосредственное использование онлайн заданий, программ, мультимедиа в процессе учения (методы: репродуктивные, работы в группах, парный коучинг, самоанализ, текущая рефлексия).
4. Рефлексия.
Результат разумно выстроенного процесса смешанного обучения - более богатое и более глубокое взаимодействие между педагогами и студентами, между самими студентами, чем на традиционных занятиях. Смешанное обучение позволяет овладевать содержанием обучения и умениями в темпе, подходящим для каждого из учащихся. Обычные занятия в вузе, семинары, лабораторные работы, лекции традиционной структуры устанавливают «ограничение скорости» для группы в рамках года обучения и системы оценивания. Это подразумевает трудности для одних студентов в том, чтобы «догнать», для других -в том, чтобы продвигаться вперед, когда они готовы. Смешанное обучение увеличивает скорость приобретение профессиональных знаний и умений. Сложно спрогнозировать глобальный результат, как далеко можно продвинуться в целом. Точные прогнозы предполагаются лишь в отдельно взятой группе, индивидуально. Координация деятельности учащихся в рамках модели - скрытая. Процесс обучения подразумевает четкое управление, распределение учебного материала на легко усваиваемые дозы, самостоятельность учащихся в целеполага-нии, самоконтроле, самоуправлении в том числе. Осуществление вышеперечисленных требований возможно путем
применения ситуационных и проблемных методов, мозгового штурма, коллективных, групповых и парных форм работы, педагогизации информационно-коммуникационныхтехническихсредств, создания учебных проблемных ситуации, мотивирующих участников процесса обучения к творческой, самостоятельной деятельности [2; 10].
Технология интегрированного овладения языком и содержанием обучения (Contentandlanguageintegratedlearning-CLIL) является прямым потомком технологии языковой интеграции (SPRINT: SPR-spraesk - язык (шв.) и integrated - интегрированный (англ.)). Изучаемый язык становится средством овладения способами деятельности и информацией по другим дисциплинам. С помощью изучаемого языка раскрывается содержание других дисциплин, сам же язык осваивается параллельно, в контексте не относящихся к изучению языка видов деятельности [13; 27]. Основа технологии: синергия интегрированного обучения и изучения языка, междисциплинарный и интеркультурный подходы, принцип учета родного языка, принцип коммуникативной направленности процесса обучения в целом, принцип дифференциации и интеграции в процессе обучения. Обучение по технологии проходит в несколько этапов:
1. Подготовка к использованию языка в процессе общения; присвоение необходимого речевого материала, отработка речевых конструкции, лексических и грамматических единиц по теме, использование ролевых игр, коммуникативных заданий, ситуаций, имитирующих реальное общение с целью повышения уровня свободного владения языком в рамках необходимой темы.
2. Включение языка в процесс изучения определенной темы осваиваемой дисциплины.
3. Дальнейшее включение языка в освоение дисциплин профессионального цикла (фрагментарно, в рамках темы). Создание условий для становления и развития интегративного мышления обучаемых на всех уровнях образовательного пространства, дискурсивных способно-
стей и умений: студенты овладевают информацией, приемами её обработки на более сложном уровне, знаниями, умениями и опытом деятельности по предмету в динамике освоения и применения иностранного языка.
4. Рефлексия, в том числе на основе результатов самоконтроля.
Учитывая возможность использования самых разнообразных методов работы начиная с дискуссионных пирамид, блиц-игр и заканчивая игровым проектированием, а также разнообразных форм работы и средств обучения, обучающих программ, потенциал данной технологии велик. Проблемная ситуация в контексте изучаемого предмета, условия необходимости использования языка для решения самых разнообразных педагогических задач, анализа ситуаций требуют продуктивной учебной деятельности студентов. Эффективность технологии во многом зависит от того, насколько на этапе планирования занятия учитывается механизм четырех «С» (the 4Cs-Framework). Механизм в первую очередь фокусирует внимание на содержании (content - предмете, теме, междисциплинарном подходе), затем на взаимоотношениях содержания и коммуникации (communication), процессе познания (cognition), и культуре (culture - культурном самоопределении через осваиваемый язык и осознание ценности другой профессиональной культуры). В странах центральной Европы технология применяется в течение нескольких лет и считается достаточно эффективной, так как помогает развивать дискурсивные способности и умения, студенты овладевают приемами обработки информации на более сложном уровне; важную роль играет практическая направленность обучения в рамках технологии [11; 15].
Технология творческих критических моментов (CreativeCritical Moments) пришла в образование из психологии. Следует заметить: большой заслугой шведских ученых и педагогов является совмещение психологических методик с дидактическими принципами, задачами и закономерностями воспитания, примером чему является данная техноло-
гия. Критический творческий момент напрямую связан с зоной ближайшего развития. Творческость (креативность) понимается авторами технологии как продуцирование принципиально новых путей восприятия и объяснения фактов действительности (в том числе себя, своего «Я», своих собственных знаний, умений, практических действий, которыми овладевают обучаемые). Причем продуцирование подразумевает значимость, ценность новых знаний, умений и способов деятельности, их новые комбинации, трансформации (новые и для окружающих и/или самого субъекта), являющихся результатом «творческого критического момента». Реальность процесса обучения видится как система, совокупность возможностей ее интерпретации и переработки. Основная задача преподавателя - создать такие условия образовательной среды, которые бы способствовали возникновению самого критического момента, с одной стороны, и давали бы импульс для творческого акта мышления учащихся - с другой; правильно сформулировать задачу, создать неравновесную ситуацию, потенциально возможную в будущей профессиональной педагогической деятельности студентов, при которой новое знание не вписывается в уже выработанные у учащихся мыслительные схемы и конструкции. Момент занятия становится критическим и творческим, когда перед учащимися ставится задача, требующая принципиально нового решения. Имеющиеся в запасе у учащихся операции для выхода из сложившейся ситуации не подходят, требуется выполнение известных действий в новой последовательности, новый взгляд на проблему, творческое переосмысление имеющихся в арсенале учебных возможностей. Важная характеристика критического момента - его спонтанность [9; 16]. Основой для реализации технологии выступают творческий, инновационный, целостный и оптимизационный подходы, а также принципы творческой активности, самостоятельности, прочности и системности. Процесс применения технологии проходит в несколько этапов:
t .и с
о
-Û X
I
ю го
со
ей о
ч
го ^
X s
о ф
т
го
ч ф
с
s
са о
I-
о
ч о с
о с; о
X
X ф
I-
ф
-Û X
X
ф
s ф
са о О
1. Критический момент, новая задача, критическая ситуация.
2. Осмысление вызова, необходимости решения задачи студентами, принятие ее как личностно значимой.
3. Переосмысление, переработка имеющейся информации, профессиональных умений и опыта деятельности.
4. Выработка нового знания.
5. Рефлексия.
Использование технологии творческих критических моментов требует четкой организации, тщательной разработки каждого этапа, сохранения стержневого интереса в процессе профессиональной подготовки. Важно использование как традиционных средств обучения, так и ИКТ, обучающих программ, явлений окружающей действительности, учебных ситуации и ситуации из реальной жизни, содержащих элемент напряжения. Задача в критический творческий момент должна быть достаточно сложной для того, чтобы заинтересовать студентов, но не создавать барьера чрезмерно высоким уров-
нем сложности. Методы работы: проблемные дискуссии, оргдеятельностные игры, тематические дискуссии, игровое проектирование при использовании как скрытой, так и открытой координации, сопутствующего контроля и взаимоконтроля. Технология творческих критических моментов способствует усложнению, совершенствованию учебной деятельности учащихся, формированию коммуникативных способностей, выработке умений самостоятельной работы, развитию критического мышления, умений анализа и синтеза. По результатам применения технологии творческих критических моментов должна быть проведена рефлексия с целью повышения ее эффективности в дальнейшем использовании [8; 20].
Таким образом, на основе анализа научной литературы, мы пришли к выводу о возможности применения рассмотренных технологий в профессиональном педагогическом образовании г. Оренбурга с учетом особенностей высшего профессионального образования в РФ.
Библиографический список
1. Грибанов, С.В. Учебный терминологический словарь по философии и концепциям современного естествознания [Текст] / С.В. Грибанов, И.Н. Борисов. -Н. Новгород: ВГАВТ, 2009. - 36 с.
2. Краснова, Т.И. Смешанное обучение как новая форма организации языкового образования в неязыковом вузе [Электронный ресурс] / Т.И. Краснова. Режим доступа: http://ifets.ieee.org/ russian/depository/v17_i2/pdf/5.pdf.(дата обращения:19.04.2014).
3. Министерство образования и науки РФ. Общественное обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D 0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3071/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/1734/12.02.15-%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%8 0%D1%82_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0_%28%D0%B F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%29.pdf (дата обращения 06.08.2015).
4. Модернизация российского образования: документы и материалы[Электронный ресурс] // Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/19211702/ (дата обращения 11.08.2015).
5. Мохаммед, А.М.С. Культурологические факторы профессиональной подготовки учителя: Сравнительный педагогический анализ [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук: / М.А. М. Салем. - СПб., 1999. - 214 с.
я 6. Орехова, Е.Я. Система непрерывной профессиональной подготовки и повышения квалифика-
о ции педагогических кадров во Франции [Текст] / Е. Я. Орехова // Теория и практика создания и функ-о ционирования системы непрерывного педагогического образования. - Тула: ТГПУ, 1999.- С. 51-57. ^ 7. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного под-
^ хода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий [Текст]: методические реко-Ш мендации. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 108 с.
8. Стуколова, Е.А. Реализация инновационных дидактических моделей в процессе модернизации школьного образования Швеции [Текст] / Е.А. Стуколова // Вестник Дагестанского гос. ун-та, 2013. - № 4. - С. 202-206.
9. BaerJohnandTraceyGarrett. Teaching for Creativityin an Era of Content Standard sand Accountability. In Nurturing Creativity in the Classroom/edited by Ronald A. Beghetto and James C. Kaufman. New York: Cambridge University Press, 2010. P. 6-23.
10. Banados E. A blended-learning pedagogical model for teaching and learning EFL successfully through an online interactive multimedia environment // CALICO Journal. 2006. №23 (3). P. 533-550; Tomlinson B., Whittaker C. Blended learning in English language teaching: course design and implementation [Элек-тронныйресурс]. - Режим доступа: http://englishagenda.britishcouncil.org/sites/ec/files/D057_ Blended%20learning_FINAL_WEB%200NLY_v2.pdf (дата обращения: 12.05.2014).
11. Banegas, D.L. CLIL teacher development: Challenges and experiences. Latin American Journal of Content & Language Integrated Learning. № 5(1). P. 46-56 [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://www.unifg.it/sites/default/files/allegatiparagrafo/20-01-2014/banegas_clil_teacher_ development.pdf.(дата обращения: 09.08.2015).
12. Blended Learning, Course Redesign and New Access to Education. [Электронныйресурс]. - Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=9&ved=0CFsQFjAIahU KEwjNu7K6yvDGAhVConIKHb85B5Q&url=http%3A%2F%2Fwww.unicreds.eu%2Fdocuments%2Fdoc_ download%2Fblended-learning%2C-course-redesign-and-new-access-%25231.ppt&ei=0I0wVc0TwsTKA7_z nKAJ&usg=AFQjCNGwvkbkE9LplfThQ4alvh9dzpxoIA&bvm=bv.98476267,d.bGQ (дата обращения 20.07.2015).
13. CLIL 2010 Conference Blog and CLIL Caf. [Электронный ресурс]. - Режим достурпа: http:// clil2010.wordpress.com/ (дата обращения 17.10.2014).
14. Comebackfore-learning [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://computersweden.idg. se/2.2683/1.363225/comeback-for-e-learning (дата обращения 17.10.2014).
15. Content and Language Integrated Learning (CLIL) at School in Europe [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/languages/documents/studies/clil-at-school-in-europe_ с en.pdf(дата обращения 12.11.2013).
16. Creativity Training in Problem Solving: A Model of Creativity in Mathematics Teacher Education. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ln.edu.hk/osl/newhorizon/abstract/v55n3/9. pdf.(дата обращения 27.07.2015).
17. Developing Future Teachers Creative Abilities in Competence - Oriented Educational Process of High School [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sciencedirect.com/science/article/ pii/S1877042814009501 (дата обращения 27.07.2015).
18. Flip Teaching - new trends in education technology. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.slideshare.net/Yossisv/new-trends-in-educational-technology/ (дата обращения 29.04.2013).
19. Groff J. TECHNOLOGY-RICH INNOVATIVE LEARNING ENVIRONMENTS. [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://www.oecd.org/edu/ceri/Technology-Rich%20Innovative%20 Learning%20Environments%20by%20Jennifer%20Groff.pdf (дата обращения: 03.07.2015).
20. Hoff Eva V., Carlsson I. Critical Creative Moments in Swedish Classrooms / Eva V. Hoff, I. Carlsson // Creative engagements with children: International perspectives and contexts. Oxford: Inter-disciplinary Press, 2012. P. 33-43.
21. Innovative learning environments /Centre for educational research and innovation, OECD. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oecd.org/site/eduilebanff/48715376.pdf (дата обращения 09.04.2013).
22. Key Data on Teachers and School Leaders in Europe [Электронныйресурс]. - Режим доступа: ф http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/documents/key_data_series/151EN.pdf (дата обращения 25.04.2014).
23. Kozma R.J. Technology, innovation, and educational change: a global perspective. A report of the Second Information Technology in Education Study (SITES) Module 2. Eugene (OR, USA): International Society for Technology in Education (ISTE), 2003. - P. 301.
i
I
ю ro
to
ей
о ^
го
X s
О Ф T
Ф
ca о О
24. Preparing Future Teachers for 21st Century Learning: Partnerships that enhance the capacity of pre-service education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ftp://download.intel.com/education/ EvidenceOfImpact/EnhancingPre-Svc_WhitePaper.pdf (дата обращения 19.07.2015).
25. Preparing Future Teachers to Design and Implement Outdoor Learning through a Community Education Project. Elizabeth Blaine and David Lehmann, Department of Geology, Juniata College, Huntingdon, PA [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legacy.juniata.edu/departments/ geology/Research%20Posters/Preparing%20Future%20Teachers%20to%20Design%20and%20 Implement%20Outdoor%20Learning%20through%20a%20Community%20Education%20Project.pdf (дата обращения 02.07.2015).
26. Preparing Teachers to Facilitated Blended Learning. Susan Crichton, Faculty of Education; University of Calgary [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pcf4.dec.uwi.edu/viewpaper. php?id=318&print=1 (дата обращения 10.07.2015).
27. The practice and theory of CLIL [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://clilingmesoftly. wordpress.com/clil-models-3/the-4-cs-model-docoyle/ (дата обращения 12.11.2013).
28. WorldDataonEducation. VIIEd. 2010. [Электронныйресурс]. - Режим доступа:http://www.ibe. unesco.org/fileadmin/user_upload/Publications/WDE/2010/pdf-versions/Sweden.pdf (дата обращения 30.10.2013).
References
1. Gribanov S.V. Educational dictionary of philosophical and modern conceptions of natural science:. N.Novgorod: FGOU VPO "VGAVT", 2009. [in Russian].
2. Krasnova T.I. Blended learning as the new form of organization of the language teaching in non-language University. [electronic resource] :http://ifets.ieee.org/russian/depository/v17_i2/pdf/5.pdf. [in Russian].
3. Ministry of education and science of Russian Federation. The social discussion of the project of conception and contentof the professional standard of a teacher.[Electronic resource]: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0 %B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3071/%D1%84%D 0%B0%D0%B9%D0%BB/1734/12.02.15-%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%81%D1%82%D 0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B 3%D0%BE%D0%B3%D0%B0_%28%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%29.pdf. [in Russian].
4. Modernization of Russian education: documents and materials [electronic resource] http://ecsocman. hse.ru/text/19211702/
5. Mohammed A.M.S. Culturalogical factorsofteacher training: Comparative pedagogical analyses: Dis. ... Cand. of Sciences (Education). Saint-Petersburg., 1999. [in Russian].
6. Orekhova E.Ya. The system of non-stop professional trainingand further training of teachers in France. Theory i practika sozdania i functsionirovania sistemy nepreryvnogo professionalnogo obrazovania. Tula: TGPU, 1999. P. 51-57. [in Russian].
7. Educational strategies and techniques in the realization of the competency approach in the teacher training university taking into consideration humanitarian technologies. SPb.: izd-vo RGPU im. А. I. Gertsena, 2008. [in Russian].
8. Stukolova E.A. Introduction of the innovative educational models while the modernization of the Swedish system of school education. Vestnik Dagestanskogo Gosudarstvennogo Universiteta. 2013. № 4. P. 202-206. [in Russian].
9. Baer John and Tracey Garrett. Teaching for Creativity in an Era of Content Standards and Accountability. Nurturing Creativity in the Classroom. Edited by Ronald A. Beghetto and James C. Kaufman. New York: Cambridge University Press, 2010. P. 6-23.
10. Banados E. A blended-learning pedagogical model for teaching and learning EFL successfully oo through an online interactive multimedia environment. CALICO Journal,. 2006. № 23(3). P. 533-550.
° 11. Banegas, D. L. CLIL teacher development: Challenges and experiences. Latin American Journal
of Content & Language Integrated Learning. № 5(1). P. 46-56. q 12. Blended Learning, Course Redesign and New Access to Education [Electronic resource] https://www.
< google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=9&ved=0CFsQFjAIahUKEwjNu7K6yvDGAhVCo ш
nIKHb85B5Q&url=http%3A%2F%2Fwww.unicreds.eu%2Fdocuments%2Fdoc_download%2Fblended-learning%2C-course-redesign-and-new-access-%25231.ppt&ei=0I0wVc0TwsTKA7_znKAJ&usg=AFQjCNG wvkbkE9LplfThQ4alvh9dzpxoIA&bvm=bv.98476267,d.bGQ.
13. CLIL 2010 Conference Blog and CLIL Café [Electronic resource] http://clil2010.wordpress.com/ Comebackfore-learning [Electronic resource] http://computersweden.idg.Se/2.2683/1.363225/ comeback-for-e-learning.
14. Content and Language Integrated Learning (CLIL) at School in Europe [Electronic resource] http:// ec.europa.eu/languages/documents/studies/clil-at-school-in-europe_en.pdf.
15. Creativity Training in Problem Solving: A Model of Creativity in Mathematics Teacher Education. [Electronic resource] http://www.ln.edu.hk/osl/newhorizon/abstract/v55n3/9.pdf.
16. Developing Future Teachers Creative Abilities in Competence - Oriented Educational Process of High School [Electronic resource] http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042814009501.
17. Flip Teaching - new trends in education technology [Electronic resource] http://www.slideshare.net/ Yossisv/new-trends-in-educational-technology /
18. Groff J. Technology-rich innovative learning environments [Electronic resource] http://www.oecd. org/edu/ceri/Technology-Rich%20Innovative%20Learning%20Environments%20by%20Jennifer%20 Groff.pdf.
19. Hoff Eva V., Carlsson I. Critical Creative Moments in Swedish Classrooms. Creative engagements with children: International perspectives and contexts. Oxford: Inter-disciplinary Press, 2012. P. 33-43.
20. Internationalising the School Curriculum: International Competences for Teachers [Electronic resource] http://www.pef.uni-lj.si/atee/978-961-6637-06-0/327-332.pdf.
21. Innovative learning environments .Centre for educational research and innovation, OECD [Electronic resource] http://www.oecd.org/site/eduilebanff/48715376.pdf.
22. Kozma R.J. (Ed). Technology, innovation, and educational change: a global perspective. A report ofthe Second Information Technology in Education Study (SITES) Module 2. Eugene (OR, USA): International Society for Technology in Education (ISTE), 2003.
23. Preparing Future Teachers for 21st Century Learning: Partnerships that enhance the capacity of pre-service education [Electronic resource]: ftp://download.intel.com/education/EvidenceOfImpact/ EnhancingPre-Svc_WhitePaper.pdf.
24. Preparing Future Teachers to Design and Implement Outdoor Learning through a Community Education Project. Elizabeth Blaine and David Lehmann, Department of Geology, Juniata College, Huntingdon, PA [Electronic resource]. http://legacyjuniata.edu/departments/geology/Research%20Posters/Prepar-ing%20Future%20Teachers%20to%20Design%20and%20Implement%200utdoor%20Learning%20 through%20a%20Community%20Education%20Project.pdf.
25. Preparing Teachers to Facilitated Blended Learning. Susan Crichton, Faculty of Education; University of Calgary Electronic resource]: http://pcf4.dec.uwi.edu/viewpaper.php?id=318&print=1.
26. The practice and theory of CLIL [Electronic resource]: http://clilingmesoftly.wordpress.com/clil-models-3/the-4-cs-model-docoyle/
27. World Data on Education. VII Ed.2010 [Electronic resource] http://www.ibe.unesco.org/fileadmin/ user_upload/Publications/WDE/2010/pdf-versions/Sweden.pdf.
t .0 с
о
.0 X
I
ю го
to CQ
о
Œ
ч го
X s
О Ф т
го
ч ф
с
Сведения об авторах: Стуколова Елена Александровна,
аспирант,
кафедра педагогики высшей школы,
Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург.
КтаИ. [email protected]
Information about the author: Stukolova Elena Aleksandrovna,
Lecturer,
Department of the English language
and methodology of the English language
teaching, Postgraduate student, Department
of Pedagogy of higher school,
Orenburg state teacher training university,
Orenburg. Russia.
E-mail: [email protected]
m о
I-
o
о с
о с; о
X
X ф
I-
ф
.0 X
X
ф
s ф
CÛ
о
о