УДК 372.879.6
Левина Ирина Леонидовна
Доктор .медицинских наук, профессор кафедры, руководитель лаборатории проблем психического здоровья НИИ КПГПЗ СО РАМН, [email protected], Новокузнецк
Кунц Светлана Евгеньевна
Главный специалист Кустового медицинского информационно-аналитического центра, 1е\та_1@таИ. ги, Новокузнецк
Соседко Сергей Юрьевич
Инженер-программист, главный специалист Кустового медицинского информационно-аналитического центра, [email protected], Новокузнецк
АИС СГМ. ПОДСИСТЕМА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ». СОСТОЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Levina Irina Leonidovna
The doctor of medical sciences, the professor of chair, the head of laboratory of problems of mental health of scientific research institute KPGPZ from the Russian Academy of Medical Science, [email protected], Novokuznetsk
Svetlana Evgenevna Kunts
The main expert of the Sectional medical information-analytical centre, [email protected], Novokuznetsk
Sergey Jurevich Sosedko
The engineer-programmer, The main expert of the Sectional medical information-analytical centre, [email protected], Novokuznetsk
AIS CGM. THE SUBSYSTEM “PEDAGOG JCAL MONITORING”.
CONDITION OF FIZKULTURNO-IMPROVING WORK IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS.
Проблема низкого уровня здоровья школьников является одной из актуальных научных проблем современного образования и решается посредством создания здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях, прогнозирования ее развития, внедрения здоровьесберегающих технологий обучения, формирования единой информационной системы показателей физического, психического развития, состояния здоровья и образа жизни детей школьного возраста.
Здоровьесберегающая деятельность, как и любая другая деятельность в образовательном учреждении должна опираться на анализ исходных методологических позиций, возможностей и ресурсов школы, имеющихся достижений [1]. Прежде чем разрабатывать и внедрять образовательные программы, необходимо осуществить мониторинг учебного процесса.
Сотрудниками ряда научных, медицинских и образовательных учреждений г. Новокузнецка разработана и внедрена система оценки качества орга-
низации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях «Педагогический мониторинг», осуществляемой в структуре автоматизированной информационной системы «Социально-гигиенический мониторинг здоровья населения» (АИС «СГМ»). Основная цель такого мониторинга - определение степени соответствия системы школьного обучения и показателей здоровьесберегающей деятельности оптимальной модели организации учебного процесса [2].
Педагогический мониторинг здоровья обучающихся, по мнению ряда авторов, должен представлять собой систему психолого-педагогических и медико-физиологических мероприятий по наблюдению, измерению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья по параметрам физического и психического развития, психофизиологической и функциональной подготовленности, уровня знаний, умений и навыков учащихся [3]. Мониторинг призван решать информационные, диагностические, коррекционные и контрольные педагогические задачи в соответствии с задачами образования. Целью мониторинга является определение целесообразности, приоритетности, эффективности управленческих решений, рациональности использования здоровьесберегающих педагогических средств, реализуемых в воспитательно-образовательном процессе, а также психолого-педагогических, оздоровительных и других мероприятий по его оптимизации.
Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию школы качественной своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет, насколько формы, методы обучения, режим учебной работы адекватны заявленным целям и возрастным особенностям школьников.
Мониторинг, будучи тесно связанным с медицинским, психологическим и социологическим отслеживаниями, означает особо пристальное внимание к процессам физического, психического и личностного развития учащихся. Здесь речь идет не о результатах обучения (накопления знаний, усвоения умений и формирования навыков), а в целом о процессе формирования личности учащихся, культуры здоровья, здорового образа жизни.
При внедрении педагогического мониторинга основное внимание направляется на процессуальные характеристики обучения, т. е. на особенности течения самой воспитательно-образовательной деятельности (ее трудности, препятствия, искажения), а также характер ее влияния на развитие и здоровье школьников.
Именно эти основания лежали в основе разработки блока АИС СГМ «Педагогический мониторинг». Основными объектами и, соответственно, разделами педагогического мониторинга в системе являются: 1) характеристика школы; 2) организация учебного процесса; 3) система школьного физического воспитания; 4) результаты учебной деятельности; 5) организация здоровьесберегающей деятельности.
Фактические данные вносятся в соответствующие электронные формы сотрудниками общеобразовательных учреждений, ответственными за
мониторинг, и представляются в районные Центры медико-психолого-пе-дагогического сопровождения («Центры здоровья») одновременно со сдачей годового отчета в Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка. В районном центре здоровья детей информация подвергается проверке, анализу и в автоматизированном режиме передается в Кустовой медико-информационный аналитический центр для включения в общегородскую АИС «СГМ».
Для каждого критерия по всем пяти разделам определены целевые показатели или нормативы, которые формируются согласно нормативным документам, регламентирующим деятельность общеобразовательных учреждений и фактическим данным. Система предусматривает использование и экспертных значений, представляющих собой модель благополучия образовательных учреждений. Модель благополучия создана в результате работы группы экспертов путем согласования нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений и фактических данных.
Основная цель блока «Педагогический мониторинг» - определение степени соответствия показателей деятельности общеобразовательных учреждений, в том числе системы школьного физического воспитания и здоровьесберегающей деятельности, модели благополучия организации учебного процесса.
Модель благополучия предусматривает расчет интегрированного индекса успешности воспитательно-образовательного процесса, который, в свою очередь, входит в индекс благополучия муниципальной образовательной системы, являющегося целостным представлением (интеграцией) показателей всех блоков системы «Здоровье и образование» [2].
Педагогический мониторинг в рамках функционирования АИС СГМ «Образование и здоровье» осуществляется в 60 общеобразовательных учреждениях муниципальной системы образования г.Новокузнецка с 2006 года. Его интегрированные результаты в виде индекса успешности образовательного процесса представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Индекс успешности образовательного процесса в ОУ г. Новокузнецка
Район города Годы
2006 2007 2008
По городу в целом 0,82 0,76 0,71
Центральный 0,82 0,75 0,74
Куйбышевский 0,85 0,78 0,75
Орджоникидзовский 0,85 0,78 0,6
Кузнецкий 0,72 0,75 0,75
Заводской 0,88 0,74 0,64
Новоильинский 0,85 0,84 0,79
Примечания: В АИС СГМ принята единая шкала оценки уровней индексных, обобщенных и интегрированных значений показателей (I) с соблюдением следующих условий:
- приемлемый, если 0,95 < I < 1,00
-удовлетворительный, если 0,90 <1 < 0,95
- пониженный, если 0,85 <1 < 0,90
- низкий, если 0,80 < / < 0,85
- очень низкий если 0,75 < / < 0,80
Как видно из таблицы, показатели деятельности общеобразовательных учреждений г. Новокузнецка в низкой степени соответствуют модели благополучия организации учебного процесса, причем в динамике лет это несоответствие имеет тенденцию к увеличению.
Рассмотрим более подробно, из чего складываются эти показатели и что является причиной их снижения. Для этого используем данные мониторинга за 2007-2008 и 2008-2009 учебные годы (таб. 2).
Таблица 2 - Показатели успешности образовательного процесса в ОУ г. Новокузнецка
Наименование показателя Норма- тивное значение Фактическое значение Темп при- роста Индексное значение (2008 год)
2007-08 уч. г. 2008-09 уч. г.
Характеристика школы 0,763 0,689 - тенденция
1 2 3 4 5 6
Наполняемость школы 100% 72,1 83,9 16,4 0,78
Удельный вес профильных классов 100% 100 117 17,4 0,67
Внедрение новых пед. технологий 1 1 0,83 -16,7 0,83
Использование экс-пер. программ 25 6,52 9,17 40,6 0,197
Организация учебного процесса 0,765 0,749 - тенденция
Режим работы школы 6-дневка 5,98 5,92 -0,988 0,96
Средняя наполняемость 1-х классов 25 чел. 24,1 25,8 6,7 0,82
Средняя наполняемость 5-х классов 2 чел. 23,7 24,1 1,83 0,88
Средняя наполняемость 9-х классов 25 чел. 19,3 19,2 -0,43 0,66
Средняя наполняемость 11-х классов 25 чел. 22,5 24,6 9,47 0,78
Объем домашнего задания: 1-е классы 60 мин. 50 40 -20 0,67
Объем домашнего задания: 5-е классы 150 мин. 145 138 -4,6 0,88
Объем домашнего задания: 9-е классы 240 мин. 198 233 17,6 0,96
Объем домашнего задания: 11-е классы 240 мин. 240 240 0 1
Система школьного физического воспитания 0,635 0,578 - тенденция
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6
Количество уроков физкультуры 180 мин 118 108 -8,45 0,58
Наличие спортсекций 1 (есть) 1 0,83 -16,7 0,83
% посещающих секции 25 45,3 37,8 -16,7 0,76
% не занимающихся ФК по мед.показа-ниям 3 1,85 1,05 -43,3 1
% подготовительной группы ФК 12 10,8 10,1 -6,64 0,83
% основной группы ФК 75 85 84,5 -0,58 0,966
% группы ЛФК 10 8,04 5,35 -33,5 0,836
Кол-во общешкольных оздоровительных мероприятий в год 4 71 67,8 -4,46 1
% детей, охваченных оздоровительными мероприятиями 100 95,4 98,6 3,38 0,946
Результаты учебной деятельности 0,802 0,882 + тенденция
% занимающихся на «4» и «5» 30 40,9 40 -2,19 0,986
Удельный вес пропусков на 1 ученика 72 22,5 4,38 -80,6 1
Из них по болезни 65 23,4 2,6 -88,9 1
Удельный вес второгодников 2 0 0,113 0,11 0,5
Удельный вес поступивших в ВУЗы 75 84,6 81,1 -4,15 0,69
Удельный вес поступивших в ССУЗы 13 6,95 8,29 19,2 0,48
Удельный вес поступивших в ПУ 9 7,98 2,01 -74,9 0,165
Удельный вес работающих 3 0,469 0,73 55,5 1
Организация здоровьесберегающей деятельности 0,876 0,592 - тенденция
% охвата обучающихся горячим питанием 100 94,8 63,2 -33,4 0,56
% охвата витаминизацией 100 66 39,2 -40,6 0,349
% обучающихся по предметами здоровьесберегающей направленности. 100 100 126 26,3 0,79
% учителей, использующих в обучении здоровьесберегающие технологии 100 82 94,8 15,6 0,69
Окончание таблицы
1 2 3 4 5 6
% участия педагогов в мероприятиях здоровьесберегающей направленности 100 92,7 97,8 5,5 0,66
% участия родителей в мероприятиях здоровьесберегающей направленности 50 87,4 73,6 -15,8 0,72
% участия детей в мероприятиях здоровьесберегающей направленности 100 100 81,7 -18,3 0,788
Индекс успешности учебного процесса 0,764 0,712 - тенденция
Таким образом, почти по всем разделам оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса получена тенденция в виде отрицательной динамики показателей. Исключением являются только увеличившиеся показатели результативности учебной деятельности, хотя и ее показатели не дотягивают до удовлетворительного уровня (рис. 1). Иначе говоря, качество учебной деятельности обучающихся возросло за счет увеличения «стоимости» этой деятельности.
і "'"1 1 Г 1 1
1
“I
III
і
І 1
1
; і
і 1 ! 1 I I
. 1
1
1 |— ^ 1 і—
О 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1
Индексные значения 0 2007-08 ■ 2008-09
____________________
Рисунок 1 - Индекс успешности воспитательно-образовательного процесса в ОУ г. Новокузнецка в 2008-2009 уч. году
1 Индекс успешности образовательного процесса
2 Характеристика школы
3 Организация учебного процесса
4 Результат учебной деятельности
5 Система физического воспитания
6 Организация здоровьесберегающей деятельности
Среди других разделов педагогического мониторинга обращает на себя внимание снижение показателей по двум - системе физического воспитания и организация здоровьесберегающей работы. В 2007-08 учебном году третий урок физической культуры был введен в учебное расписание только в 52,3% обследованных школ, а в 2008-2009 году число таких школ сократилось почти до 30%! Уменьшилось и количество спортивных секций, и число занимающихся в них. Было выявлено несоответствие нормативным значениям по количеству детей, занимающихся в основной, подготовительной и специальных физкультурных группах. Число детей основной группы превышает нормативное значение при незначительной численности детей, занимающихся в подготовительной группе и группах ЛФК. Эти соотношения несколько улучшились, хотя общая тенденция сохраняется.
АИС "Здоровье и образование" (Педагогический блок)
Организация здоровье сберегающей деятельности за 2008 год
Рисунок 2 - Картограмма состояния организации здоровьесберегающей деятельности в ОУ г. Новокузнецка в 2008-09 уч. году
Обращают на себя внимание значительное снижение показателей охвата детей горячим питанием (с 94,8 до 63,2%) и витаминизацией (с 66 до 39,2%). По показателям вовлеченности в мероприятия здоровьесберегающей направленности обследованные МОУ отстают от нормативных значений. Уменьшилось количество учителей, использующих в обучении здоровьесберегающие технологии. В целом, индекс успешности воспитательно-образовательного процесса по показателям здоровьесбережения с исходно низкого
О-пониженный ©-низкий
О-хороший О -приемлимый © - удовлетворител
©-нет данных
значения - 0,876 баллов снизился до недопустимого значения - 0,592 (при оптимальном значении 0,95-1,0 балл). Таким образом, мониторинг качества организации здоровьесберегающей деятельности в ряде общеобразовательных учреждений города Новокузнецка свидетельствует о недостаточном уровне здоровьесбережения и необходимости его совершенствования и развития.
Автоматизированная система оценки качества организации воспитатель-но-образовательного процесса позволяет представить полученные результаты в графическом виде, в виде карты города, на котором соответствующим цветом показано состояние педагогической системы в каждом районе. Так, на рисунке 2 представлены городские районы с указанием степени неблагополучия в системе организации здоровьесберегающей деятельности.
Проведенный педагогический мониторинг позволил выявить в организации воспитательно-образовательного процесса и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений г. Новокузнецка недостатки, которые могут выступать ориентиром при реализации современных образовательных программ, создания здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях, внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий.
Библиографический список
1. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях. Руководство для работников образования [Текст] - М.: Моск. гор. фонд поддержки школьного книгопечатания, 2004. - 380 с.
2. Олещенко, А. М. Формирование здоровьесберегающего пространства в образовательных учреждениях г. Новокузнецка в рамках целевой программы «Образование и здоровье» [Текст]/ А. М. Олещенко. //Инновационные проекты как условие развития муниципальной системы образования: материалы научно-методического форума VIII городских Дней Науки /под. ред. М. В. Артюхова, Т. С. Шахматовой, Т. Н. Ивочкиной. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. -С. 208-211.
3. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика [Текст]: учебное пособие / под научной ред. Э. М. Казина; ред.коллегия: Н. Э. Касаткина. Е. Л. Руднева, О. Г. Красношлыкова и др. - Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2009. - 347 с.