Научная статья на тему 'Педагогический мониторинг здоровья обучающихся междисциплинарный подход'

Педагогический мониторинг здоровья обучающихся междисциплинарный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
827
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левина Ирина Леонидовна

В статье автор раскрывает один из актуальных научных проблем современного образования, проблема низкого уровня здоровья школьников, решаемая посредством создания здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях и прогнозирование ее развития, внедрения здоровьесберегающих технологий обучения, формирования единой информационной системы показателей физического, психического развития, состояния здоровья и образа жизни детей школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левина Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический мониторинг здоровья обучающихся междисциплинарный подход»

РАЗДЕЛ X

ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 796

Левина Ирина Леонидовна

Доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой психолого-физиологичес-ких основ физической культуры ГОУ ВПО Кузбасская государственная педагогическая академия, [email protected], Новокузнецк

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

Levina Irina Leonidovna

Doctor of Medicine, professor, head of the chair of psycho-physiological foundations of physical training, the Kuzbass State Pedagogical Academy, [email protected], Novokuznetsk

PEDAGOGICAL MONITORING OF STUDENTS’ HEALTH (INTERDISCIPLINARY APPROACH

Одной из актуальных научных проблем современного образования является проблема низкого уровня здоровья школьников, решаемая посредством создания здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях и прогнозирование ее развития, внедрения здоровьесберегающих технологий обучения, формирования единой информационной системы показателей физического, психического развития, состояния здоровья и образа жизни детей школьного возраста. Здоровьесберегающая деятельность, как и любая другая деятельность в образовательном учреждении должна опираться на анализ исходных методологических позиций, возможностей и ресурсов школы, имеющихся достижений [1]. Для этого необходимо осуществлять педагогический мониторинг воспитательно-образовательного процесса и здоровья его субъектов.

Согласно словаря, слово «мониторинг» (от лат, monitor - напоминающий, надзирающий) в узком смысле обозначает «наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека». В более широком смысле мониторинг понимается как систематическое, оперативное наблюдение, как форма организации сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности какой-либо системы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием системы и прогнозирование ее развития.

Педагогический мониторинг здоровья обучающихся представляет собой систему психолого-педагогических и медико-физиологических мероприятий по наблюдению, измерению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья по параметрам физического и психического развития, психофизиологической и функциональной подготовленности, уровня знаний, умений

и навыков учащихся [2]. Мониторинг решает информационные, диагностические, коррекционные и контрольные педагогические задачи в соответствии с задачами образования. Целью мониторинга является определение целесообразности, приоритетности, эффективности управленческих решений, рациональности использования здоровьесберегающих педагогических средств, реализуемых в воспитательно-образовательном процессе, а также психолого-педагогических, оздоровительных и других мероприятий по его оптимизации.

Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию школы качественной своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет, насколько формы, методы обучения, режим учебной работы адекватны заявленным целям и возрастным особенностям школьников. Мониторинг, будучи тесно связанным с медицинским, психологическим и социологическим отслеживаниями, означает особо пристальное внимание к процессам психического и личностного развития учащихся. Здесь речь идет не о результатах обучения (накопления знаний, усвоения умений и формирования навыков), а в целом о процессе формирования личности учащихся, культуры здоровья, здорового образа жизни. При внедрении педагогического мониторинга основное внимание направляется на процессуальные характеристики обучения, т.е. на особенности течения самой воспитательно-образовательной деятельности (ее трудности, препятствия, искажения), а также характер ее влияния на развитие и здоровье школьников.

Основными объектами педагогического мониторинга выступают: 1) уровень здоровья обучающихся по показателям болезненности и заболеваемости, данным периодических медицинских осмотров; 2) уровень и гармоничность физического развития; 3) уровень психического развития и личностные особенности обучающихся; 3) гигиенические характеристики воспитательно-образовательного процесса: учебная среда, учебное расписание, суммарная учебная нагрузка, недельные программы, режимные моменты внеучебной деятельности; 4) организация внутри школьной жизни: питание школьников, спортивная и физкультурно-оздоровительная деятельность, медицинское обслуживание.

Разнообразие объектов, подлежащих мониторированию с целью оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса и здоровья обучающихся, предполагает объединение усилий многих служб и их специалистов - педагогов, психологов, школьных врачей, педиатрической службы, специалистов служб Роспотребнадзора и др. Их интеграция возможна в рамках Комплексной муниципальной целевой программы «Образование и здоровье», реализуемой в г. Новокузнецке Кемеровской области с 2002 г.

Сотрудниками ряда научных, медицинских и образовательных учреждений г. Новокузнецка в рамках реализации этой программы разработана и внедрена система оценки качества организации учебного процесса в

общеобразовательных учреждениях «Педагогический мониторинг», осуществляемой в структуре автоматизированной информационной системы социально-гигиенического мониторинга образовательных учреждений г. Новокузнецка «Образование и здоровье», которая предназначена для автоматизации процесса учета, контроля, прогноза и оценки образовательного процесса на уровне общеобразовательных учреждений, районов города и города в целом (рис. 1).

Основная цель педагогического мониторинга - определение степени соответствия оптимальной модели организации учебного процесса, системы школьного физического воспитания, показателей результатов учебной и здоровьесберегающей деятельности [3].

Основные блоки АИС СГМ «Образование и здоровье»

Ч

л Здоровье школьников и педагогических работников ^ л Психическое здоровье и психологическое состояние V

Ответственные: МУЗ КМИАЦ, Управление здравоохранения ! Ответственные: ГУ НИИ ^ КПГПЗ, ГОУ ВПО КузГПА

' Педагогический процесс Условия обучения

Ответственные: КОИН Ответственные : ТО

администрация города

Роспотребнадзора по городу

Рис. 1 Структура системы социально-гигиенического мониторинга образовательных учреждений г. Новокузнецка «Образование и здоровье»

Система оценки качества организации учебного процесса внедрена в 60 образовательных учреждений г. Новокузнецка с 2006 года. Показатели организации деятельности общеобразовательных учреждений представлены несколькими разделами: характеристика школы; организация учебного процесса; система школьного физического воспитания; результаты учебной деятельности; организация здоровьесберегающей деятельности.

Фактические показатели заполняются сотрудниками общеобразовательных учреждений (завучами, ответственными за мониторинг, психологами, школьными врачами, социальными педагогами) и представляются в районные Центры медико-психолого-педагогического сопровождения («Центры здоровья») одновременно со сдачей годового отчета в Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка. В районном центре здоровья детей информация подвергается проверке, анализу и в автоматизированном режи-

ме передается в Кустовой медико-информационный аналитический центр для включения в общегородскую АИС «СГМ».

Для каждого показателя по всем разделам системы определены целевые показатели или нормативы, которые формируются согласно нормативным документам, регламентирующим деятельность общеобразовательных учреждений и фактическим данным. Система предусматривает использование и экспертных значений, представляющие собой модель благополучия образовательных учреждений. Модель благополучия создана в результате работы группы экспертов путем согласования нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений и фактических данных.

Модель благополучия предусматривает расчет интегрированного, обобщенного показателя - индекса благополучия, являющегося целостным представлением индексных значений показателей всех блоков подсистемы «Здоровье и образование» [3]. Индекс благополучия воспитательно-образовательного процесса состоит из четырех индексов, соответствующих блокам системы: индекса здоровья; индекса психического здоровья; индекса успешности образовательного процесса; коэффициента соответствия санитарно-гигиенического состояния.

Для оценки качества организации учебного процесса принята единая шкала оценки уровней индексных, обобщенных и интегрированных значений показателей (Г) с соблюдением следующих условий:

- приемлемый если 0,95 < I < 1,00.

- удовлетворительный если 0,90 < I < 0,95

- пониженный если 0,85 < I < 0,90

-низкий если 0,80 <1< 0,85

- очень низкий если 0,75 < I < 0,80

Педагогический мониторинг здоровья обучающихся имеет вертикальную и горизонтальную организационную структуры управления. Вертикальная структура позволяет осуществить централизованный принцип руководства и координацию работ по городу, а горизонтальная структура направлена на решение локальных задач и обеспечивает сопоставимость, достоверность и полноту информационно-аналитических потоков (таблица).

Как уже говорилось, цель системы оценки качества организации учебного процесса - определение степени соответствия показателей деятельности общеобразовательных учреждений, в том числе физического воспитания и здоровьесберегающей деятельности, модели благополучия организации учебного процесса.

Район города Годы

2006 2007 2008

По городу в целом 0,82 0,76 0,71

Центральный 0,82 0,75 0,74

Куйбышевский 0,85 0.78 0,75

Орджоникидзовский 0,85 0,78 0,6

Кузнецкий 0,72 0,75 0,75

Заводской 0,88 0,74 0,64

Новоильинскйй 0,85 0,84 0,79

Автоматизированная система оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса позволяет представить полученные результаты в графическом виде, в виде столбиковой диаграммы и карты города, на которой соответствующим цветом показано состояние педагогической системы в каждом районе. Так, на рисунках 2-3 представлены составляющие индекса успешности воспитательно-образовательного процесса в образовательных учреждениях по г. Новокузнецку и карта города, на которой визуально показано состояние здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях в отдельных городских районах. Качественный и количественный анализ результатов мониторинга позволяет принять адекватные управленческие решения на всех уровнях - от администрации города до конкретного ОУ.

АИС "Здоровье и образобаниен(педагогмчвский блок) Индекс успешности образовательного процесса г. Новокузнецк 2008- 2009 год

н

0 Г 2 3- 1

4-:

: : : : . :

5- Ш (0.592] ; '

1 ; : ; - ' ’

С ) 0,05 0,1 0,15 0,2 0,25 0,3 0,35 0,4 0,43 0,5 0,55 0,6 0,55 0,7 0,75 0,8 0,65 0,9 0,95 [

Ся1*нучюяадалз1 Сбошэтжге?

100 - Хиродзаг £1 • Игск& ушник. . ГфСт с* 050-057 - 1 - Удр- итсртетгйа шо ш 050-059 - Удсалшорд^пшаЕ 2 ■ Ортаигаадияукбног© 0 £0-0.79 * Поял^йккьгй ... 3 ■ Сночшшяшюто &а.*оотишяя <06- йшяк - - Рчзутидаучеаойдаккпьиосш Дет фсрифягдакя 1? 2С09

Рис. 2. Индекс успешности воспитательно-образовательного процесса в ОУ г. Новокузнецка в 2008-2009 учебном году

АИС 'Здоровье и образование" (Педагогический блок) Организация здоровьесберегающей деятельности за 2008 год

®-хороший

О -приемоимый

Ф- удовлетворительный

О ~ ПОНИЖЕННЫЙ

®- низкий О - нет данных

1 - Центральный 8 - Куйбышевский

3 - Орджоннкидэевский

4 -Куэнецрий 5-Заводской

6 - Новоильинскнй

Рис. 3. Качество организации здоровьесберсгающей деятельности

Таким образом, межведомственный подход к разработке и внедрению педагогического мониторинга здоровья обучающихся как необходимого и существенного элемента обучения позволит обеспечить эффективность этого процесса, соответствие содержания воспитательно-образовательного процесса личностным, интеллектуальным, адаптационно-приспособительным возможностям и профессиональным интересам и склонностям обучающихся, повышение уровня их здоровья.

Библиографический список

1. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях. Руководство для работников образования [Текст] - М.: Моск. гор. фонд поддержки школьного книгопечатания, 2004. - 380 с.

2. Здоровьесберега ющая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие [Текст] / под научной ред. Э. М. Казина; ред. коллегия: Н. Э, Касаткина. Е. Л. Руднева, О. Г. Красношлыкова и др. -Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2009.-347 с.

3. Олещенко, А. М. Формирование здоровьесберегающего пространства в образовательных учреждениях г. Новокузнецка в рамках целевой программы «Образование и здоровье» //Инновационные проекты как условие развития муниципальной системы образования: материалы научно-методического форума VIII городских Дней Науки [Текст] /под. ред. М. В. Артюхова, Т. С. Шахматовой, Т. Н. Ивочкиной. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. - С. 208-211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.