Библиографический список
1. Олещенко А. М. Оценка риска здоровья населения от факторов окружающей среды в системе социально-гигиенического мониторинга [Текст]/ А. М. Олещенко, В. Д. Суржиков, Г. И. Чеченин, Ю. А. Григорьев // Материалы межрегиональной конференции по социально-гигиеническому мониторингу, 13-14 марта 2002 г. / Минздрав РФ, Омская государственная медицинская академия. - Омск, 2002.-С. 105-107.
2. Суржиков В. Д. Оценка риска населения от факторов окружающей среды в системе социально-гигиенического мониторинга города [Текст]/ В. Д. Суржиков, А. М. Олещенко, Г. И. Чеченин // Материалы пленума межведомственного научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды Российской Федерации, 20-21 декабря 2001 г. - М., 2002. - С. 141-143.
3. Чеченин Г. И. Автоматизированная система социально-гигиенического мониторинга здоровья и среды обитания - инструмент повышения эффективности охраны здоровья населения [Текст]/ Г. И. Чеченин // Информационные технологии в управлении: сборник докладов: международный форум, 23-25 апреля 2008 г. в Нижнем Новгороде. - Нижний Новгород, 2008. - С. 211-215.
УДК 371.71:613
Соседко Сергей Юрьевич
Инэюенер-программист, главный специалист Муниципального учреждения «Кустовой медицинский информационно-аналитический центр», [email protected], Новокузнецк
АИС СГМ. ПОДСИСТЕМА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ». БЛОК «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС»
Sosedko Sergej Jurjevich
Municipal authority «Sectional medical information-analytical centre» (MU SMIAC), [email protected], Novokuznetsk
AIS SGM. THE SUBSYSTEM «PEDAGOGICAL MONITORING». «PEDAGOGICAL PROCESS»
Социальные потрясения, падение уровня жизни, снижение общедоступной медицинской помощи в сочетании с плохим питанием и возрастающими учебными нагрузками ухудшили состояние здоровья школьников.
В современной ситуации образования, самым острым вопросом остается проблема здоровья субъектов образовательного процесса. Сегодня решать проблемы социально-экономические, образовательные, воспитательные невозможно не учитывая проблему здоровья: физического, нравственного, интеллектуального, психического. Так как статус личности определяется не только уровнем образованности, но и состоянием здоровья.
40
Блок «Педагогический процесс» был разработан в рамках общегородской автоматизированной системы «Социально-гигиенический мониторинг», имеет единый нормативно-справочный фонд и основывается на едином подходе к расчету интегрированных показателей оценки педагогического процесса и является составной частью подсистемы «Педагогического мониторинга», в рамках программы «Образование и здоровье» [3].
Блок «Педагогический процесс» был разработан для автоматизации процесса учета, контроля, прогноза и оценки образовательного процесса на уровне общеобразовательных учреждений, районов города и города в целом.
В блоке «Педагогический процесс» реализованы следующие функции:
- создание и поддержка в актуальном состоянии базы данных «Сведения об образовательных учреждениях города»;
- создание и поддержка в актуальном состоянии базы данных «Оценка показателей образовательного процесса»;
- поддержка в актуальном состоянии базы нормативно-справочного фонда;
- прогноз;
- расчет и формирование выходной информации оценки образовательного процесса.
Входными данными для этой системы являются:
1. Фактические показатели деятельности общеобразовательных учреждений, представленные разделами:
- характеристика школы;
- организация учебного процесса;
- система школьного физического воспитания;
- результаты учебной деятельности;
- организация здоровьесберегающей деятельности.
2. Нормативные данные.
Фактические показатели ежегодно заполняются в общеобразовательных учреждениях, передаются в виде выгруженного файла в МУ «КМИАЦ», где вносятся в общегородскую базу данных, обрабатываются и представляются вместе с годовым отчетом в комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка.
Нормативные данные показателей формируются согласно нормативным документам, регламентирующим деятельность общеобразовательных учреждений, фактическим данным и экспертными данными [2].
Экспертные данные получены в результате работы группы экспертов и представляют собой информацию об оценке показателя, а именно: показатель, единица измерения, балльная оценка, тенденция показателя (стремление показателя к оптимальному значению, увеличению или уменьшению) [1].
Выходная информация системы:
- сведения об общеобразовательных учреждениях;
- интегрированные показатели образовательного процесса учреждения;
- интегрированные показатели образовательного процесса района;
- интегрированные показатели образовательного процесса города;
- стандарт успешности;
- прогноз;
- выходная информация системы.
«Сведения об общеобразовательных учреждениях» формируется из годовой информации, подаваемой общеобразовательными учреждениями. Режим работы с базой данных предполагает ввод и корректировку информации по усмотрению пользователя, быстрый поиск информации и выбор.
В 2010 г. охвачено 80% общеобразовательных учреждений города Новокузнецка. Каждое общеобразовательное учреждение оценивается по 61 показателю.
Примерный вид протоколов, подаваемых в администрацию г. Новокузнецка, приведен в таблицах.
Таблица 1 - Индекс успешности образовательного процесса за 2008-2009 учебный год
Категория, общеобразовательное учреждение Индекс образовательного процесса Отклонение от уровня города
Текущее значение Предыдущее значение Темп прироста
МОУ средняя общеобразовательная школа №91 0,42 0,86 -51,2%
МОУ средняя общеобразовательная школа №26 0,64 0,63 1,59%
МОУ средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением английского языка 0,81 0,82 -1,22%
Из таблицы 1 видно, что индекс школы № 91 и у школы № 72 ухудшились по сравнению с предыдущим годом на 51,2% и 1,22% соответственно, школа № 26 улучшила свой индекс успешности на 1,59%.
В таблице 2 приведен пример некоторых показателей подаваемых в администрацию г. Новокузнецка.
Из таблице 2 видно что школа № 1 переполнена на 12,8%, хотя по сравнению с прошлым годом этот показатель уменьшился. Также средняя наполняемость первых классов выше нормы и этот показатель вырос в среднем на одного человека за год, увеличилось число учеников не занимающихся физкультурой по медицинским показателям, но они остаются в пределах нормы.
Таблица 2 - Интегрированная оценка по МОУ средняя общеобразовательная школа № 1
Наименование показателя Баль- ная оцен- ка Це- левое зна- че- ние Ин- декс пока- зателя Фактическое значение Абсо- лют- ное от- кло- Темп при- рос- та Отметка о контроле
Текущее Пре- дыду- щее
Процент наполняемости школы относительно нормативной мощности 8 100 0,777 112,8 116,5 -3,8 -3,22 *
Средняя наполняемость 1 классов 9 25 0,803 27 26 1 3,85
Процент учеников, не занимающихся физ-рой по мед. показателям 8 3 1 1,774 1,288 0,49 37,8
Индекс успешности педагогического процесса 0,7674 (Пониженный)
Блок «Педагогический процесс» был введен в опытную эксплуатацию в 2006 г. В результате первого года эксплуатации (2006-2007 гг.) были внесены изменения в стандарт (нормативные данные), добавлены показатели во входную информацию и доработаны дополнительные сводки выходной информации.
Библиографический список
1. Захаренков, В. В. Состояние и перспективы развития автоматизированной информационной системы социально-гигиенического мониторинга здоровья школьников и педагогических работников [Текст]/ В. В. Захаренков, Г. И. Чеченин, Л. Н. Егорова // Комплексный мониторинг состояния здоровья обучающихся в системе управления качеством образования: материалы межрегиональной науч-практ. конф. XV междун. выставки-ярмарки “УЧСИБ - 2007” “Образование Сибири - XXI веку”, Новосибирск, 11 марта 2007 г. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. - С. 82-92.
2. Юнусова, В. А. АИС «Педагогический мониторинг» [Текст]/ В. А. Юнусова // Системы автоматизации в образовании, науке и производстве А8'2007: труды VI Всероссийской науч.-практ. конф., Новокузнецк 17-19 мая 2007 г. - Новокузнецк: СибГИУ, 2007. - С. 306-308.1БВК 5-7806-0249-2.
3. Чеченип, Г. И. Автоматизированная система социально-гигиенического мониторинга здоровья и среды обитания - инструмент повышения эффективности охраны здоровья населения [Текст]/ Г. И. Чеченин // Сборник докладов Всероссийской науч.-практ. конф. «Проблемы информатизации здравоохранения на современном этапе» и Второй всероссийский науч.-практ. конф. «Телемедицина в системе здравоохранения», 23-25 апреля 2008 г. в Нижнем Новгороде. - Нижний Новгород, 2008. - С. 21-25.
УДК 371.78
Ильина Татьяна Валерьевна
Педагог-психолог МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр «Здоровье» психолого-педагогической реабилитации и коррекции», [email protected], Новокузнецк
Савинцева Ольга Михайловна
Педагог-психолог МОУ для детей, нуэ/сдающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр «Здоровье» психолого-педагогической реабилитации и коррекции», [email protected], Новокузнецк
ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В РАБОТЕ ППМС-ЦЕНТРА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Ilyina Tatyana Valerevna
Teacher-psychologist МОУ for children, I require-shchih the psihologo-pedagogical and mediko-social help The centre “Health” Psihologo-pedagogical rehabilitation and correction, tatiana_val@mail. ru, Novokuznetsk
Savintseva Olga Mihajlovna
Teacher-psychologist МОУ for children, I require-shchih the psihologo-pedagogical and mediko-social help The centre “Health” Psihologo-pedagogical rehabilitation and correction, tatiana_val@mail. ru Novokuznetsk
EXPERIENCE AND PROSPECTS OF USE OF RESULTS OF PEDAGOGICAL MONITORING IN WORK OF THE PPMS-CENTER AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Социально-гигиенический мониторинг (СГМ) является государственной системой организационных, социальных, медицинских, санитарно-эпиде-миологических, научно-технических и иных мероприятий, отражающих динамику изменений показателей здоровья субъектов образовательного процесса, психического и физического развития обучающихся, педагогического процесса и условий обучения.