СГМ) / Г. И. Чеченин, Н. М. Жилина, Т. В. Сапрыкина, Т. Г. Нетяга, Т. В. Якимова, А. М. Олещенко (и др. всего 7 человек) // Врач и информационные технологии: науч.-практ. журн.. - Москва. - 2004. - № 7. - С. 14-19.
6. Щербо, А. П. О методических проблемах аналитического обеспечения системы социально-гигиенического мониторинга [Текст]/ А. П. Щербо, А. В. Киселев // Здравоохранение Российской Федерации. - 2008. - № 1. - С. 16-17.
УДК 371.71:613
Юнусова Вера Александровна
Главный специалист Муниципального учреждения «Кустовой медицинский информационно-аналитический і{ентр» (МУ КМИАЦ), [email protected], Новокузнецк
Чеченин Геннадий Ионович
Доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный работник здравоохранения РФ, директор Муниципального учреждения «Кустовой медицинский информационно-аналитический центр» (МУ КМИАЦ), [email protected], Новокузнецк
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ПОДСИСТЕМЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ» В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ»
Junusova Vera Alexandrovna
The main expert of the Municipal authority "Sectional medical information-analytical center”, [email protected], Novokuznetsk
Chechenin Gennadi] Ionovich
Doctor of medical sciences, the professor, the director of the Municipal authority "Sectional medical information-analytical center”, [email protected], Novokuznetsk
SUBSYSTEM «FORMATION AND HEALTH» - SCHOOLBOYS
Образование и здоровье. Обычно, употребляя эти слова вместе, подразумевают негативное влияние напряженной учебы на здоровье учащихся. Изучение здоровья школьников, процесса обучения и санитарно-гигиенических условий обучения предполагает создание системы социально-гигиенического мониторинга (СГМ) [1].
Основная задача СГМ - получение достоверной и объективной информации от участников процесса, оценка и анализ получаемой информации[2].
Автоматизированная информационная подсистема «Педагогический мониторинг» (школьники (АИС СГМ-П) представлена четырьмя блоками:
- блок «Здоровье школьников и педагогических работников» содержит показатели заболеваемости;
- блок «Психологическое состояние и психическое здоровье школьников» содержит показатели оценки индивидуума (психологический, эффективности учебной деятельности, социально-психологический, биологической предрасположенности, клинический) и показатели по группам здоровья);
- блок «Педагогический процесс» содержит показатели характеристики школы, организации учебного процесса, системы школьного физического воспитания, показатели результатов учебной деятельности, показатели организации здоровьесберегающей деятельности;
- блок «Условия обучения» содержит показатели размещения образовательного участка, состояния здания, питания, освещения, режима образовательного учреждения, водоснабжения и санитарного состояния.
Разработка системы предполагает решение следующих задач:
- формирование стандартов благополучия для блоков системы;
- выбор алгоритмов расчета количественной оценки показателей;
- формирование выходной информации системы;
- формирование базы данных исходных показателей;
- формирование показателей динамики наблюдения;
- ведение единого нормативно-справочного фонда всех пользователей СГМ.
Стандарт - это модель ожидаемого (желательного) уровня благополучия. В стандарте должны быть учтены требования, отражающие благополучие в состоянии здоровья школьников, условий обучения и педагогического процесса.
Создание стандарта включает следующие этапы:
- выбор показателей, достаточно характеризующих объект;
- экспертная балльная оценка значимости показателей;
- нормирование показателей, включенных в стандарт;
- проверка на достоверность.
Набор показателей, достаточно характеризующих объект, устанавливается группой экспертов. Число показателей не ограничено. Эксперты оценивают важность каждого показателя в совокупности по 10 балльной шкале и желательную тенденцию (снижение, увеличение, оптимальное значение). Согласно выставленному баллу, для каждого показателя рассчитывается коэффициент относительной важности (весовой коэффициент). Нормирование показателей также осуществляется экспертами с учетом значений показателей за несколько прошедших лет. Проверка на достоверность заключается в определении степени соответствия стандарта реальному миру (проверка на реальных данных прошлых лет). После проверки стандарт готов к использованию.
Количественным выражением оценки показателя является его индекс. Индекс - это коэффициент соответствия фактического значения показателя нормативному значению с учетом весового коэффициента и тенденции показателя. Интегрированный индекс по блоку рассчитывается с учетом индивидуальной оценки (индекса) каждого показателя. Интегрированный индекс (например, в блоке «Педагогический» - это индекс успешности образовательного процесса) не более единицы. При представлении выходной 60
информации в виде диаграмм и карт применяется лингвистическая шкала оценки интегрированного индекса [3].
Ниже в таблице приведено соответствие значений индекса успешности образовательного процесса лингвистическим переменным.
Значение ИУ Лингвистическая оценка
0.98-1.00 Хороший
0.90-0.97 Приемлемый
0.80-0.89 Удовлетворительный
0.60 - 0.79 Пониженный
Менее 0.6 Низкий
Выходная информация системы формируется в виде протоколов, таблиц и диаграмм на различные уровни: общеобразовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии), районы, город. В качестве примера приведена выходная информация оценки показателей по блокам системы на уровень города.
1. Блок «Здоровье школьников и педагогических работников»
Индекс здоровья детей по районам г. Новокузнецка за 2008 и 2007 гг.
Город, районы Дети 6-9 лет Дети 10-14 лет Дети 15-17 лет
2008 г. 2007 г. 2008 г. 2007 г. 2008 г. 2007 г.
Город 0.87 0.88 0.86 0.74 0.76 0.67
Центральный район 0.82 0.79 0.99 0.73 0.82 0.70
Куйбышевский район 0.86 0.91 0.94 0.85 0.80 0.66
Орджоникидзевский район 0.87 0.91 0.99 0.93 0.99 0.70
Кузнецкий район 0.73 0.82 0.60 0.78 0.52 0.49
Заводской район 0.91 0.88 0.87 0.92 0.85 0.81
Новоильинский район 0.96 0.86 0.92 0.91 0.83 0.78
Индекс здоровья педагогов по районам г. Новокузнецка за 2008 и 2007 гг.
Город, районы Индекс здоровья
2008 г. 2007 г.
Город 0.93 0.99
Центральный район 1.00 0.97
Куйбышевский район 0.91 1.00
Орджоникидзевский район 0.98 0.97
Кузнецкий район 0.88 0.94
Заводской район 1.00 0.95
Новоильинский район 0.97 0.92
Оценочная шкала индекса здоровья:
более 0.95 - хороший
0.85 - 0.94 - удовлетворительный
0.80 - 0.84 - относительно удовлетворительный
0.75 - 0.79 - пониженный
0.60 - 0.74 - НИЗКИЙ Менее 0.60 - очень низкий
2. Блок «Психологическое состояние и психическое здоровье школьников»
Индекс психического здоровья учащихся образовательных учреждений по районам г. Новокузнецка за 2008 и 2007 гг.
Город, районы Индекс здоровья
2008 г. 2007 г.
Город 0.72 0.65
Центральный район 0.70 0.61
Куйбышевский район 0.73 0.70
Орджоникидзевский район 0.73 0.77
Кузнецкий район 0.74 0.61
Заводской район 0.73 0.61
Новоильинский район 0.65 .. 0.60
Оценочная шкала индекса психического здоровья:
0.95 - 1.00 - приемлемый
0.90 - 0.94 - удовлетворительный
0.85-0.89 - пониженный
0.80- 0.84 - низкий
Менее 0.80 - очень низкий
3. Блок «Условия обучения»
Коэффициент соответствия санитарно-гигиенического состояния образовательных учреждений утверждённым нормативам за 2008 и 2007 гг.
Город, районы 2008 г. 2007 г.
Город 0.93 0.91
Центральный район 0.93 0.91
Куйбышевский район 0.88 0.88
Орджоникидзевский район 0.93 0.93
Кузнецкий район 0.91 0.86
Заводской район 0.92 0.94
Новоильинский район 0.98 0.94
Оценочная шкала коэффициента соответствия:
0.95 - 1.00 - приемлемый
0.90 - 0.94 - удовлетворительный
0.85-0.89 - пониженный
0.80 - 0.84 - низкий
Менее 0.80 - очень низкий
4. Блок «Педагогический»
Индекс успешности образовательного процесса по районам г. Новокузнецка за 2008 и 2007 гг.
Город, районы Индекс здоровья
2008 г. 2007 г.
Город 0.71 0.76
Центральный район 0.74 0.75
Куйбышевский район 0.75 0.78
Орджоникидзевский район 0.6 0.78
Кузнецкий район 0.75 0.75
Заводской район 0.64 0.74
Новоильинский район 0.79 0.84
Оценочная шкала индекса успешности образовательного процесса:
более 0.95 - хороший
0.85 - 0.94 - удовлетворительный
0.80 - 0.84 - относительно удовлетворительный
0.75-0.79 - пониженный
0.60 - 0.74 - низкий Менее 0.60 - очень низкий
Автоматизированная система позволяет накапливать данные по различным направлениям подсистемы «Образование и здоровье» социально-ги-гиенического мониторинга. В результате эксплуатации подсистемы формируются специализированные базы исходной информации, поступающей в систему, и рассчитанных индексов оценки показателей. Накопленная многолетняя динамика показателей мониторинга позволяет провести анализ наблюдаемых изменений показателей состояния здоровья школьников, санитарно-гигиенических условий обучения и педагогического процесса, проследить зависимости, выявить причины ухудшения здоровья школьников и принять соответствующие решения для их устранения.
Автоматизированная технология оценки здоровья школьников, санитарно-гигиенических условий обучения и педагогического процесса прошла испытания и успешно используется в г. Новокузнецке. В настоящее время участниками подсистемы «Образование и здоровье» социально-гигиенического мониторинга являются 80 процентов всех общеобразовательных учреждений города.
Библиографический список
1. Жилина, Н. М. Автоматизированная система социально-гигиенического мониторинга здоровья и среды обитания - инструмент принятия научно обоснованных решений [Текст]: коллективная монография / Н. М. Жилина, Г. И. Чеченин, Т. В. Сапрыкина. - Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2005. - 159 с. - 18ВЫ 5-7291-0378-6.
2. Чеченин, Г. И. Актуальные и методические подходы к созданию и развитию автоматизированной информационной системы «Социально-гигиенического мониторинга» [Текст]/ Г. И. Чеченин, Н. М. Жилина // Социально-гигиенический мониторинг: методология, региональные особенности, управление решения на базе ГУ НИИ экология человека и гигиены, пленум Москва 18-19 декабря 2003 г. - М., 2003.
3. Юнусова, В. А. АИС «Педагогический мониторинг» [Текст]/ В. А. Юнусова // Системы автоматизации в образовании, науке и производстве А5'2007: труды VI Всероссийской науч.-практ. конф., Новокузнецк 17-19 мая 2007 г. - Новокузнецк: СибГИУ, 2007. - С. 306-308.15ВК 5-7806-0249-2.
УДК 371.78
Левина Ирина Леонидовна
Доктор медицинских наук, профессор кафедры, руководитель лаборатории проблем психического здоровья НИИ КПГПЗ СО РАМН, [email protected], Новокузнецк
Переходова Елена Борисовна
Главный специалист Кустового медицинского информационно-аналитического центра, 1еута_}@таИ. г и, Новокузнецк
АИС СГМ. ПОДСИСТЕМА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ». БЛОК «ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ». ПРИНЦИПЫ, СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ
Levina Irina Leonidovna
The doctor of medical sciences, the professor of chair, the head of laboratory of problems of mental health of scientific research institute KPGPZ FROM the Russian Academy of Medical Science, [email protected], Novokuznetsk
Perehodova Elena Borisovna
The main expert of the Sectional medical information-analytical centre, [email protected], Novokuznetsk
AIS CGM. THE SUBSYSTEM “PEDAGOGJCAL MONITORING”.
THE BLOCK “MONITORING OF MENTAL HEALTH OF SCHOOLBOYS”. PRINCIPLES, STRUCTURE AND WORKING
OUT PROBLEMS
В структуре здоровья особое место занимает психическое здоровье, уровень которого у школьников имеет устойчивую тенденцию к снижению [1]. Психическое здоровье (ПЗ) школьников - интегральный показатель, определяющий успешность обучения ребенка и его социальное становление (отношения, позицию, адекватность) [2]. Определение уровня ПЗ обучающихся имеет значение как для работающих в системе образования специ-64