Научная статья на тему 'Мониторинг психического здоровья обучающихся: задачи, структура, возможности'

Мониторинг психического здоровья обучающихся: задачи, структура, возможности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1549
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / MONITORING / MENTAL HEALTH OF SCHOOLCHILDREN / PSYCHOLOGICAL STATE / PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT / SOFTWARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Левина Ирина Леонидовна

В статье описана система мониторинга психического здоровья обучающихся. Представлена структура мониторинга, позволяющего оценивать состояние психического здоровья школьников на индивидуальном и популяционном уровнях. Даны критерии оценки психического здоровья и краткое описание групп психического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Левина Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF MENTAL HEALTH AT SCHOOLCHILDREN: TASKS, STRUCTURE, POSSIBILITIES

The monitoring system of mental health at schoolchildren is described in article. The monitoring structure, which allows estimating the state of mental health of schoolchildren at individual and population levels, is presented. Estimating criteria of mental health and short description of mental health groups are given.

Текст научной работы на тему «Мониторинг психического здоровья обучающихся: задачи, структура, возможности»

№ 2 - 2012 г.

14.00.00 медицинские и фармацевтические науки

УДК 612.821:371.7

МОНИТОРИНГ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА, ВОЗМОЖНОСТИ

И.Л. Левина

Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных

заболеваний СО РАМН (г. Новокузнецк)

В статье описана система мониторинга психического здоровья обучающихся. Представлена структура мониторинга, позволяющего оценивать состояние психического здоровья школьников на индивидуальном и популяционном уровнях. Даны критерии оценки психического здоровья и краткое описание групп психического здоровья.

Ключевые слова: мониторинг, психическое здоровье обучающихся, психологическое состояние, психическое развитие, программное обеспечение.

Левина Ирина Леонидовна — доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела экологии человека НИИ КПГПЗ СО РАМН (г. Новокузнецк), рабочий телефон: 8 (3843) 71-70-19, e-mail: [email protected]

Уровень психического здоровья российский детей и подростков снизился настолько, что это становится проблемой национальной безопасности [6, с. 7]. Традиционный психиатрический сервис предусматривает работу только с контингентом, имеющим фиксированный медицинский «статус» — диагноз, учетную форму и т. д. За пределами внимания врачей-психиатров оказывается значительная часть детей и подростков с так называемыми донозологическими состояниями, которые затрудняют адаптацию детей в социуме, их способность выполнять требования школьной программы, доставляют значительные внутренние страдания [7, с. 9]. Школьная психологическая служба при правильной ее организации способна вести динамическое наблюдение за обучающимися, обеспечить раннее выявление нарушений психического здоровья школьников, их коррекцию и профилактику, при необходимости привлекая силы специалистов сферы здравоохранения.

Психическое здоровье (ПЗ) обучающихся — интегральный показатель, определяющий успешность обучения ребенка и его социальное становление (отношения, позицию, адекватность) [4]. Определение уровня ПЗ школьников имеет значение как для специалистов и родителей обучающихся, принимающих решение о своевременной квалифицированной помощи детям, так и для оценки распространенности психических расстройств в детско-подростковой популяции. Одним из способов оценки психического здоровья обучающихся выступает его мониторинг посредством систематического и динамического контроля за рядом психологических, педагогических, социальных и медицинских показателей.

Мониторинг психического здоровья школьников мы рассматриваем как систему оценки и прогноза психического здоровья обучающихся в образовательных учреждениях разного типа и вида, обеспечивающую выявление тенденций в их психологическом состоянии и психическом развитии, определение психологических проблем конкретного школьника, класса, школы, района города для оказания необходимой психокоррекционной или дидактической помощи, способствующей успешности обучающихся в образовательном процессе [1, с. 93].

Основные задачи мониторинга психического здоровья школьников:

1. многокомпонентная оценка состояния психического развития и психологического состояния обучающихся;

2. оценка деятельности психологической службы системы образования;

3. доведение информации до родителей обучающихся, администрации образовательного учреждения и вышестоящих структур.

Для осуществления мониторинга психического здоровья необходимы: использование унифицированных критериев, показателей и методик оценки состояния психического здоровья; объективизация данных регулярных обследований состояния психического здоровья и условий обучения и воспитания; создание информационно-аналитической вертикали, позволяющей осуществлять обмен необходимой информацией и обеспечивать принятие адекватных решений на всех уровнях от индивидуального до регионального и государственного.

Система мониторинга психического здоровья обучающихся — это блок автоматизированной информационной системы социально-гигиенического мониторинга (АИС СГМ) «Образование и здоровье», представленный двумя программными продуктами, функционирующими как во взаимосвязи, так и автономно друг от друга (по желанию и возможностям пользователя), и формирующими на «выходе» оценку психического здоровья обучающихся по двум уровням: индивидуальному

и популяционному.

Программно-диагностический комплекс (ПДК) оценки уровня индивидуального психического здоровья представляет собой набор методик диагностики психологического состояния и психического развития обучаемых и систему, предназначенную для автоматизации процесса учета, контроля и оценки полученных данных на каждого обучающегося. ПДК подразумевает ввод данных (как готовых результатов диагностики, так и получаемых с помощью бланковых и компьютерных методик в режиме реального времени); простоту доступа к справочно-диагностической информации; использование единой системы обработки и кодирования, обеспечивающей однозначное понимание показателей; возможность информационного обмена между пользователями и администратором системы.

ПДК обеспечивает компьютерную обработку 36-ти разнообразных показателей с целью получения интегральной оценки индивидуального ПЗ обучающихся, в качестве которой выступает группа психического здоровья. Группа ПЗ как интегрированная оценка фактического состояния устанавливается на основании следующих пяти критериев: психологического; эффективности учебной деятельности; социально-психологического; биологической предрасположенности; клинического.

Каждый критерий ПЗ состоит из набора показателей, для которых определены уровневые оценки. Уровни — оптимальный, необходимый и нежелательный — оцениваются соответственно в 0—1—2 балла. Критерий считается «работающим», если

средневзвешенный балл по нему выше 1,0. Для получения показателей используются соответствующие диагностические методы и приемы [5]. При необходимости в случаях затруднений и для уточнения степени влияния того или иного критерия могут быть использованы дополнительные методики диагностики.

На основании критериев каждый обследованный относится к одной из четырех групп психического здоровья:

I — совершенно здоровые и оптимально адаптированные;

II — здоровые с напряжением адаптационных процессов и легкими функциональными нарушениями (психоадаптационные состояния), характеризующиеся «нормальными ситуационными» реакциями; «микросимптомами» и «моносимптомами», а также здоровые с отягощенным анамнезом и риском развития нервно-психических расстройств;

III — со значительным напряжением адаптационных процессов (психодезадаптационные состояния), характеризующиеся относительно стабильным симптомокомплексом и сопровождающиеся относительно стойкими (от полугода и более) нарушениями в состоянии здоровья доклинического уровня;

IV — со срывом адаптационных механизмов — психодезадаптационные состояния

клинического уровня в виде невротического, неврозоподобного,

патохарактерологического и других вариантов [5, с. 53].

Экспертами разработана нормативная модель ПЗ, согласно которой доля здоровых и оптимально адаптированных детей (I группы ПЗ) в детско-подростковой популяции составляет около 15 %; здоровых детей с напряжением адаптационных процессов и легкими функциональными нарушениями (II группы ПЗ) — 45 %; детей

со значительным напряжением адаптационных процессов и нарушениями в состоянии здоровья доклинического уровня (III группы ПЗ) — не более 30 %; детей психодезадаптационными состояниями клинического уровня (IV группы ПЗ) — не более 10 % [5].

Выходная информация ПДК представлена в виде документа «Сведения о результатах тестирования по классам», в котором представлены критериальные значения по каждому обследованному, и в качестве интегрального показателя — группа психического здоровья, к которой он отнесен.

Этот документ в электронном виде передается в районный Центр здоровья, откуда после соответствующего анализа данные мониторинга направляются в районные отделы образования и головное учреждение (информационно-аналитический центр), в котором обобщаются полученные результаты, и в виде сводного отчета по СГМ «Образование и здоровье» представляются в Администрацию города и соответствующие комитеты (образования, здравоохранения, социальной защиты).

ПДК позволяет собирать и хранить полученные диагностические данные в течение многих лет; обеспечивает их учет и расчет уровней отдельных критериев и интегрального показателя в виде группы психического здоровья; возможность изменять и дополнять базы данных; формировать отчеты за определенный период деятельности по запросам психолога, администрации школ, руководителя центров и отделов образования [5].

Программное обеспечение оценки уровня популяционного психического здоровья предназначено для автоматизации процесса учета, контроля и оценки психологического

состояния и психического развития обучающихся конкретного класса, ступени, школы, районов города и города в целом. В программном обеспечении этого уровня ПЗ реализованы следующие функции: создание и поддержка в актуальном состоянии базы данных «Сведения результатов тестирования психического здоровья обучающихся»; поддержка в актуальном состоянии базы нормативно-справочного фонда; расчет индекса психического здоровья учащихся по всем уровням; формирование выходной аналитической информации системы.

Входной информацией для него являются «Сведения о результатах тестирования по классам», полученные с помощью программно-диагностического комплекса оценки индивидуального психического здоровья. Программное обеспечение на основе распределения обследованных по группам психического здоровья позволяет рассчитать интегральный показатель уровня популяционного ПЗ обучающихся. Таким показателем является индекс ПЗ обучающихся, который рассчитывается для конкретного образовательного учреждения, района, города в целом и сравнивается со стандартом благополучия, разработанным и согласованным группой экспертов.

Нами принята единая шкала стандарта благополучия, согласно которой уровень психического здоровья обучающихся считается приемлемым, если индекс (I) здоровья

0,95 £ I £ 1,00; удовлетворительным, если 0,90 £ I < 0,95; пониженным, если 0,85 £ I < 0,90; низким, если 0,80 £ I < 0,85; очень низким, если 0,75 £ I < 0,80.

В результате обработки данных формируется выходная информация, предназначенная для использования руководителями отделов образования и науки, здравоохранения и социальной защиты для принятия управленческих решений по созданию

здоровьесберегающей среды в конкретной школе или классе.

Мониторинг психического здоровья внедрен в г. Новокузнецке с 2006 года. Обследовано более 28 тыс. школьников 72-х общеобразовательных учреждений. Составлены базы данных, позволяющие анализировать динамику уровня психического здоровья детей трех возрастных групп, обучающихся во всех районах города.

Выводы. Система «Мониторинг психического здоровья» представляет собой единую технологию сбора и обработки информации и дает возможность оценить состояние психического здоровья обучающихся с целью выявления критических отклонений, требующих вмешательства и осуществления профилактических и коррекционных мероприятий. Мониторинг психического здоровья обучающихся создает совершенно новые подходы к оценке индивидуального и популяционного психического здоровья детей и подростков, на основании которых можно строить и универсальные технологии его коррекции.

Список литературы

1. Захаренков В. В. Состояние психического здоровья и проблемы его мониторинга / В. В. Захаренков, И. Л. Левина // Сиб. пед. журн. — 2010. — № 6. — С. 90-98.

2. Левина И. Л. Мониторинг психического здоровья детей и подростков / И. Л. Левина // Мониторинг психического здоровья : материалы Межрегиональной научно-практич. конф., Новокузнецк, 17-18 октября 2006. — Томск ; Новокузнецк : Изд-во «Иван Федоров», 2006. — С. 111-114.

3. Левина И. Л. АИС СГМ. Подсистема «Педагогический мониторинг». Блок «Психическое здоровье школьников». Принципы, структура и проблемы / И. Л. Левина, Е. Б. Переходова // Сиб. пед. журн. — 2010. — № 6. — С. 64-73.

4. Левина И. Л. Распространенность, типология, клиническая динамика

и профилактика школьной дезадаптации : автореф. дис. д-ра мед. наук / И. Л.

Левина. — Томск, 2003. — 44 с.

5. Мониторинг «Образование и здоровье» в системе управления качеством образования : монография / В. В. Захаренков, И. В. Виблая, А. М. Олещенко, И. Л. Левина. — Новокузнецк, 2010. — 144 с.

6. Семке В. Я. Психическое здоровье молодежи — залог процветания России / В. Я. Семке // Сиб. вестн. психиатрии и наркологии. — 2009. — № 5 (56). — С. 7-8.

7. Слободская Е. Р. Психическое здоровье детей и подростков : распространенность отклонений и факторы риска и защиты / Е. Р. Слободская // Вопр. психического здоровья детей и подростков. — 2008. — № 2 (8). — С. 8-20.

MONITORING OF MENTAL HEALTH AT SCHOOLCHILDREN: TASKS, STRUCTURE, POSSIBILITIES

I.L. Levina

Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases of the Siberian Branch of the Russian Academy of Medicine (Novokuznetsk c.)

The monitoring system of mental health at schoolchildren is described in article. The monitoring structure, which allows estimating the state of mental health of schoolchildren at individual and population levels, is presented. Estimating criteria of mental health and short description of mental health groups are given.

Keywords: monitoring, mental health of schoolchildren, psychological state, psychological development, software.

About authors:

Levina Irina Leonidovna — doctor of medical sciences, professor, leading research scientist of human ecology department at Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases of the Siberian Branch of the Russian Academy of Medicine (Novokuznetsk), office number: 8 (3843) 71-70-19, e-mail: [email protected]

List of the Literature:

1. Zakharenkov V. V. State of mental health and problem of its monitoring / V. V.

Zakharenkov, I. L. Levin // Sib. ped. jour. — 2010. — № 6. — P. 90-98.

2. Levin I. L. Monitoring of mental health at children and teenagers / I. L. Levin //

Monitoring of mental health: materials Interregional scientific pract. conf.,

Novokuznetsk, 17-18th of October, 2006. — Tomsk; Novokuznetsk: Publishing house «Ivan Fedorov», 2006. — P. 111-114.

3. Levin I. L. AIS SHM. Subsystem «Pedagogical monitoring». Block «Mental health

of schoolchildren». Principles, structure and problems / I. L. Levin, E. B. Perekhodov // Sib. ped. jour. — 2010. — № 6. — P. 64-73.

4. Levin I. L. Prevalence, typology, clinical dynamics and prophylaxis of school

disadaptation: autoref. dis....Dr. of medical sciences / I. L. Levin. — Tomsk, 2003. —

44 P.

5. Monitoring «Education and health» in control system of educational quality: monograph / V. V. Zakharenkov, I. V. Viblaya, A. M. Oleshchenko, I. L. Levin. — Novokuznetsk, 2010. — 144 P.

6. Semke V. Y. Mental health of youth — guarantee of prosperity of Russia / V. Y. Semka // Sib. bul. of psychiatry and addictology. — 2009. — № 5 (56). — P. 7-8.

7. Slobodskaya E. R. Mental health of children and teenagers: prevalence of deviations, risk factors and protection / E. R. Slobodskaya // Issues of mental health of children and teenagers. — 2008. — № 2 (8). — P. 8-20..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.