АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ
О.Б. Кравченко
Регистрационные правоотношения - это урегулированные нормами административно-процессуального права общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантируемые государством.
Регистрационные правоотношения - это часть административно-процессуальных отношений, поскольку они связаны с реализацией материальных правовых норм различных отраслей права (например, конституционного права, определяющих статус общественных объединений; гражданского права - устанавливающих правовой режим недвижимого имущества; административного права - по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета и т.д.)1. Как справедливо отмечает К.С. Вельский, государственная регистрация нацелена на охрану уполномоченными органами исполнительной власти одного из важнейших объектов конституционного значения, а именно - на охрану прав и свобод граждан, предусмотренных в гл.2 Конституции РФ. К ним относятся: право граждан на свободу передвижения и выбор места жительства, право на частную собственность, в том числе на недвижимое имущество, право на создание общественных объединений и политический партий. В государственной регистрации выражается публичный интерес государства, которое стремится обеспечить охрану прав граждан и юридических лиц на какое-либо благо2.
Еще в 1972 г. В.Д. Сорокин в работе «Административно-процессуальное право» исследовал понятие и особенности административно-процессуальных правоотношений3. Отмечая особенности административно-процессуальных правоотношений, которые представляют собой предусмотренную правовой нормой юридическую связь между конкретными субъектами, обладающими определенными правомочиями и обязанностями. Эти правоотношения всегда возникают на основе правовых норм, и реализация административно-правового правоотношения обеспечивается мерами государственного воздействия4. Но это общие признаки любого правоотношения, поэтому В.Д. Сорокин отмечает специальные особенности административно-процессуальных правоотношений.
Первая особенность состоит в том, что административно-процессуальные правоотношения возникают в сфере государственного управления. Следовательно, административно-процессуальные правоотношения, как и материальные административно-правовые отношения, имеют управленческий характер.
Вторая особенность состоит в том, что названные отношения являются процессуальными. Если первая особенность позволяет обособить административно-процессуальные правоотношения от всех-иных, кроме материальных административно-правовых отношений, также возникающих в сфере государственного управления, то вторая особенность дает возможность провести грань между материальными и процессуальными административноправовыми отношениями. Управленческий характер материальных и процессуальных отношений оказывается фактором, сближающим их. С одной стороны, это позволяет обособить оба вида административно-правовых отношений, с другой - определить сферу распространения административно-процессуальных правоотношений5.
Однако, административно-процессуальные отношения, имея общий с материальными административно-правовыми отношениями управленческий характер, отличаются от них рядом признаков, которые выражают специфику административно-процессуальных правоотношений.
Процессуальные административно-пра-во-вые отношения отличается от материальных по особенностям возникновения. Для того чтобы возникло материальное отношение, необходимы: норма права, юридический факт, правосубъектность. Для возникновения административно-процессуальных правоотношений должна быть административно-процессуальная норма, и, только при наличии одновременно материальных и процессуальных административно-правовых норм возможно возникновение административно-процессуальных правоотношений.
Например, ст.51 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции, в порядке, определенном законом о регистрации юридических лиц. Налицо материальная норма гражданского права. В соответствии с
Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен порядок такой регистрации. При этом ст.1 данного закона определяет государственную регистрацию как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти осуществляемого посредством внесения в государственные реестры сведений о создании и ликвидации юридических лиц. Далее определяется содержание реестров, порядок внесения записей, их особенности, сроки представления документов, место регистрации, порядок принятия решения о государственной регистрации, процедура выдачи свидетельства о регистрации. Таким образом, материальная норма гражданского законодательства обеспечивается административно-процессуальными нормами. Поэтому и цель административно-процессуальных правоотношений, а, равно как и регистрационных правоотношений состоит в обеспечении реализации предписаний материальной нормы.
Административно-процессуальные правоотношения, как и регистрационные правоотношения, отличаются по субъектам этих правоотношений. Если участниками материальных правоотношений являются или могут быть все субъекты права, то участниками административно-процессуальных правоотношений только специально указанные в законе.
В регистрационных правоотношениях обязательным субъектом является регистрирующий орган - орган федеральной исполнительной власти или его территориальный орган.
Регистрационные правоотношения представляют собой правовую связь между регистрирующим органом и заявителем (физическим или юридическим) лицом. При этом они являются сложными правоотношениями, поскольку для их возникновения требуется наличие нескольких фактов, которые в науке именуются сложным фактическим составом6.
Так в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 10 января 2006 г.7 изменился порядок государственной регистрации общественных объединений. Прежде всего, установлены новые требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений, которыми могут быть граждане, достигшие 18 лет и юридические лица, если иное не установлено
федеральными законами об отдельных видах общественных объединений. Не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения:
1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
2) лицо, включенное в перечень в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
3) общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности»;
4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
5) лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда.
Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.
Как предусмотрено ст.21 Федерального закона «Об общественных объединениях» для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы: заявление, подписанное уполномоченным лицом (заявителем), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов; устав общественного объединения в трех экземплярах; выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа; сведения об учредителях; документ об уплате государственной пошлины; сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного
объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением; протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений.
Указанные документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю моти-вирован-ный отказ в письменной форме.
Федеральный орган государственной регистрации после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, и вносит их в единый государственный реестр юридических лиц. Только после этого заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации.
Таким образом, для возникновения регистрационного правоотношения недостаточно только обратиться с заявлением (простой юридический факт), а необходим целый фактический состав, комплекс необходимых документов.
Как верно замечает А.Б. Агапов, при публичной регистрации юридических лиц и субъектов предпринимательства в регистрационные отношения вступают заявители
— лица, ходатайствующие о предоставлении им искомого права: права на создание юридического лица либо права на осуществление экономической деятельности, направленной на получение прибыли.
Второй стороной правоотношения является регистратор - орган исполнительной власти, представленный соответствующим должностным лицом. В регистрационных отношениях властными полномочиями наделен только регистратор: последний обязан удовлетворить законное ходатайство заявителя (выдать заявителю свидетельство о государственной регистрации и осуществить иные обязанности); регистратор вправе отказать в государственной регистрации в случаях, прямо предусмотренных правоустанавливающим актом, и выдать заявителю мотивированное решение об отказе.
Заявитель вправе обжаловать бездейс-
твие регистратора, не исполняющего свои обязанности либо уклоняющегося от их исполнения (в случае несоблюдения установленных сроков рассмотрения ходатайства заявителя).
Действия регистратора могут быть обжалованы в процессе регистрационных отношений (отказ от рассмотрения ходатайства заявителя) либо по результатам рассмотрения указанного ходатайства (в случае обжалования решения об отказе в государственной регистрации). Обжалование действия (бездействия) регистратора влечет за собой приостановление регистрационных отношений на срок до вынесения арбитражным судом решения по жалобе (споры об отказе в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности разрешаемым арбитражным судом)8.
Регистрационные отношения возникают в день представления документов, необходимых для регистрации прав, органом (учреждением) юстиции и завершаются в день внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр - со дня внесения указанной записи сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия
- наступившими9.
Регистрационные отношения могут быть приостановлены регистратором прав:
- для выяснения обстоятельств, препятствующих осуществлению государственной регистрации, на сроки и в случаях, определенных п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество;
- по ходатайству правообладателя или уполномоченного им на то лица.
Регистрационные отношения могут быть приостановлены также на основании определения или решения суда. Заявитель либо иное заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд, арбитражный суд.
Вместе с тем следует отметить, что в регистрационных правоотношениях регистрирующий орган наделен властными полномочиями, однако они носят не абсолютный характер, поскольку на исполнительные органы возлагаются определенные обязанности. Когда участники правоотношения наделяются субъективными права и юридическими обязанностями это характеризует такое понятие как содержание правоотношений. При этом отметим следующее: субъективные права и юридические обязанности возникают в соответствии с нормами права, которые определяют круг и объем субъек-
тивных прав и обязанностей10. Если норма права предоставляет одному субъекту правоотношения определенное субъективное право, то на другого субъекта возлагает юридическую обязанность, которая соответствует субъективному праву и, наоборот, каждой юридической обязанности одного субъекта соответствует субъективное право другого субъекта.
Правоотношение — это средство конкретизации норм права. В правоотношении права и обязанности всегда конкретны, привязаны к конкретной ситуации, принадлежат конкретным, названным по имени субъектам.
Поэтому как в теории права, так и в теории административного права высказаны две точки зрения на понятие правоотношения. Эти две позиции выразили Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов, которые отметили, что согласно одной из концепций для административно-правовых отношений характерны следующие признаки: 1) возникают в процессе государственного управления; 2) имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (органа исполнительной власти); 3) являются отношениями власти-подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон.
Другая концепция административно-пра-вовых отношений также состоит из трех пунктов: 1) возникают в сфере государственного управления; 2) могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании; 3) делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: отношения власти-подчинения и отношения равноправия. Такой подход в рассмотрении административноправовых отношений остался практически до наших дней11.
Думается, что понятие административнопроцессуального правоотношения определил еще в 1972 г. В.Д. Сорокин, который считал, что административно-процессуальные правоотношения следует рассматривать как такие регулируемые правом общественные отношения, которые складываются по поводу разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления исполнительными и распорядительными органами государственной власти, а в предусмотренных законом случаях иными государственными органами и общественными организациями12.
Выше дано общее определение понятия административно-процессуального правоотношения и после рассмотрения содержа-
ния административно-процессуальных правоотношений будет сделана попытка дать более развернутое определение административно-процессуального правоотношения.
Как отмечалось, содержание правоотношения составляют субъективные юридические права и обязанности. В регистрационном правоотношении субъективные права и юридические обязанности неразрывно связаны друг с другом. Содержание прав одного субъекта можно определить через обязанности другого субъекта. Поэтому субъективные права и юридические обязанности можно рассматривать с различных позиций. Можно анализировать права и обязанности через вид правоотношения. Совершенно очевидно, что права и обязанности общественных объединений и регистрирующего органа будут одни, а права и обязанности регистрирующего органа и индивидуального предпринимателя будут другими.
Субъективные права и юридические обязанности возникают в связи с государственной регистрацией определенных социальных благ, но характеризуются они определенными признаками.
Во-первых, они возникают в сфере государственного управления.
Во-вторых, регулируются специальными административно-процессуальными нормами, содержащимися в правовых актах, относящихся к данному виду правоотношений.
В-третьих, непременным субъектом данного вида правоотношения является регистрирующий орган — орган исполнительной власти, обладающий властными полномочиями.
В-четвертых, субъективные права и юридические обязанности зависят от императивного характера государственной регистрации (обязательная или необязательная государственная регистрация).
В-пятых, не осуществление государственной регистрации не порождает субъективных прав и юридических обязанностей в сфере регистрационных отношений.
В-шестых, не осуществление государственной регистрации, в случаях предусмотренных законом влечет негативные правовые последствия, в том числе и привлечение к административной или уголовной ответствен-ности.
В-седьмых, государственная регистрация является единственным доказательством зарегистрированного права.
Главным и основным субъективным правом заявителей является их право обратиться в орган исполнительной власти с
заявлением о государственной регистрации своего права на приобретение статуса юридического лица, индивидуального предпринимателя, создание политической партии, общественного объединения, религиозной и некоммерческой организаций и других орга-низационно-правовых форм деятельности, предусмотренных законодательством. Это субъективное право граждан и юридических лиц вытекает из Конституции Российской Федерации и основывается на принципах сочетания добровольности и обязательности, равноправия, законности, справедливости и гласности. Эти субъективные права закреплены в ст.2 Федерального закона «О политических партиях», в ст.З Федерального закона «Об общественных объединениях», в ст.2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в ст.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и др.
Следующим субъективным правом заявителей является юридическая возможность получить права юридического лица, если это касается общественных объединений, политических партий, некоммерческих организаций, религиозных организаций, а для других субъектов регистрационных отношений зарегистрировать свое право.
Третью группу субъективных прав заявителей составляет юридическая возможность предоставить установленные соответствующим законом необходимые документы в установленные сроки. Но это и право и обязанность.
Четвертая группа субъективных прав заявителей является возможность иметь флаги, эмблемы, вымпелы и другую символику.
Пятая группа субъективных прав заявителей связана с их правом получить свидетельство о государственной регистрации.
Это общие субъективные права предпринимателей, юридических лиц, общественных объединений и некоммерческих организаций, политических партий, граждан.
Специальные права участников регистрационных правоотношений определяются специальным законодательством о них.
Федеральным законом «Об общественных объединениях» в главе III «Права и обязанности общественных объединений» называются их субъективные права и юридические обязанности в целом как общественного объединения, а не только в сфере государственной регистрации. В ст.26 Федерального закона «О политических партиях» названной «Права политической партии» говорится о том, что политическая
партия может свободно распространять информацию о своей деятельности, создавать региональные и первичные отделения, проводить собрания, митинги и т.д. Очевидно, что эти права политической партии прямого отношения к регистрации не имеют.
Юридические обязанности участников регистрационного правоотношения (общественных объединений, политических партий, религиозных и некоммерческих организаций, собственников недвижимости, граждан Российской Федерации и иностранных граждан и лиц без гражданства) состоят из активных действий, предусмотренных федеральными законами о них, положениями Правительства Российской Федерации, инструкциями Росрегистрации.
Юридические обязанности в сфере регистрационного производства можно сгруппировать по видам.
1. Соблюдать законодательство Российской Федерации и нормы, предусмотренные Уставом, если он имеется, и учредительными документами.
2. Ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации о продолжении своей деятельности, объем сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц и другие виды реестров.
3. Представлять по запросам регистрирующего органа годовые и квартальные отчеты о своей деятельности, если речь идет о юридических лицах.
4. Допускать представителя регистрирующего органа на проводимые мероприятия, если речь касается юридических лиц.
5. Информировать регистрирующий орган об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц, без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования, если речь идет об общественных объединениях, о некоммерческих организациях и др.
6. Предоставлять в установленные сроки необходимые документы.
7. Размещать денежные средства на счетах кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
Полномочия и обязанности органов государственной регистрации закреплены как в федеральных законах, регулирующих регистрационное производство, так и в Положения о них13.
В соответствии с Положением о Федеральной регистрационной службе14 и Общим положением о территориальном ор-
гане Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. с изменениями внесенными Министерством юстиции РФ 5 мая 2006 г.15 Росрегистрация осуществляет сорок пять полномочий, а ее территориальные органы сорок четыре полномочия в сфере государственной регистрации. Основными из них являются: осуществление государственной регистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ними; принятие решения о государственной регистрации общественных объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, политических партий и иных юридических лиц, религиозных организаций или об отказе в государственной регистрации.
Росрегистрация проводит экспертизу необходимых документов, открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы и организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности, ведет единый государственный реестр саморегу-лируемых организаций и проводит проверки их деятельности, ведет реестр национально-культурных автономий и государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации.
Обязанностями Росрегистрации и его территориальных органов являются: зарегистрировать соответствующее юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, либо гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лицо без гражданства в сроки установленные федеральными законами; выдать свидетельство о государственной регистрации либо осуществить соответствующую запись, надпись, штамп, печать в случаях, предусмотренных законодательством.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, а также за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах, необоснованный отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав.
Анализ федеральных законов и других нормативных правовых актов позволил нам выделить сорок три вида регистрационных правоотношений:
1) правоотношения, возникающие в связи
с государственной регистрацией общественных объединений;
2) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией религиозных организаций;
3) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией некоммерческих организаций;
4) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией политических партий;
5) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией муниципальных образований;
6) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией казачьих обществ;
7) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией иностранных граждан и лиц без гражданства;
8) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией дисквалифицированных лиц;
9) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией актов гражданского состояния;
10) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей;
11) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией крестьянских (фермерских) хозяйств;
12) правоотношения, возникающие в связи с государственной дактилоскопической регистрацией;
13) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией пищевых продуктов, материалов и изделий;
14) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией акционерных обществ;
15) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией садоводческих некоммерческих объединений;
16) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией дачных некоммерческих объединений;
17) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией товариществ собственников жилья;
18) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией эмиссии ценных бумаг;
19) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией пищевых добавок;
20) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией биоло-
гически активных добавок к пище;
21) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ;
22) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией права собственности на недвижимое имущество;
23) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией аренды недвижимого имущества;
24) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией права на предприятие как имущественный комплекс;
25) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах;
26) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией права общей собственности на недвижимое имущество;
27) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией права собственности на созданный объект недвижим о сти;
28) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией на объект незавершенного строительства;
29) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией договоров участия в долевом строительстве;
30) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией сервитутов;
31) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией ипотеки;
32) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией доверительного управления и опеки, связанные с недвижимым имуществом;
33) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией договора мены;
34) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией права собственности на землю;
35) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией права постоянного (бессрочного) пользования землей;
36) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией права пожизненного наследуемого владения землей;
37) правоотношения, возникающие в свя-
зи с государственной регистрацией безвозмездного срочного пользования земельным участком;
38) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией граждан Российской Федерации;
39) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией профессиональных союзов (профсоюзов);
40) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией права хозяйственного ведения;
41) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией права оперативного управления;
42) правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией решения государственного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд16.
Регистрационные отношения различаются в зависимости от правового положения правоустанавливающего нормативного правового акта:
- порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства определяется Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- государственная регистрация некоммерческих юридических лиц, созданных в организационно-правовой форме общественного объединения, устанавливается Федеральным законом «Об общественных объединениях» и другими федеральными законами.
Регистрационные отношения различаются по своему статусу и правовому положению участников отношения:
- субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, подлежат обязательной государственной регистрации (императивный режим регистрационных отношений);
- осуществление субъектами предпринимательской деятельности без государственной регистрации в зависимости от общественно опасных последствий деяния квалифицируется в качестве административного проступка или как преступление;
- обязательная государственная регистрация общественных объединений предусмотрена только для политических партий; остальные организации — общественные объединения вправе осуществлять свою деятельность без государственной регистрации, в этом случае они не являются юридическими лицами (факультативный режим
регистрационных отношений)’7.
Критериями классификации регистрационных правоотношений А.Б. Агапов называет три критерия: объект; правовое положение правоустанавливающего нормативного правового акта; статус и правовое положение участников отношения.
В общей теории права отмечается, что объектом правоотношения является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности. Им могут быть материальные и нематериальные блага. К первым относятся различного рода предметы материального мира, могущие удовлетворить материальные потребности общества в целом, отдельного коллектива или его членов. Так, объектами права личной собственности могут быть жилой дом, обувь, одежда и т. д. Ко вторым относятся явления, способные удовлетворить различного рода культурные,, общественные и иные нематериальные потребности и интересы субъектов права, например жизнь, здоровье, честь, достоинство, имя гражданина, неприкосновенность жилища, тайна переписки, авторство на произведения литературы, науки, искусства, сами произведения духовного творчества и т. д.
Объектом правоотношения может быть также результат действий обязанных лиц18.
В науке также отмечается, что нет единства взглядов по поводу того, является ли объект элементом любого правоотношения или могут быть правоотношения без объектов. Есть определенные основания для признания второй точки зрения. В качестве примера можно привести личные, супружеские, семейные отношения, отношения служебные, административные19.
В.Д. Сорокин в учебнике «Административно-процессуальное право» в Приложении к программе курса регистрационные правоотношения называет в такой последовательности:
- производство по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- производство по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- производство по государственной регистрации общественных объединений, в том числе политических партий;
- производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
С учетом изложенного представляется, что критерии классификации административно-процессуальных правоотношений является не то, на что оно направлено: либо это в конечном итоге регистрация материального объекта или регистрация нематериального блага.
Очевидно, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним относится к предметам материального мира, а государственная регистрация общественных объединений или религиозных организаций относится к нематериальным благам.
Таким образом, можносформулировать понятие регистрационного правоотношения.
Регистрационные правоотношения — это регулируемые административно-процессу-аль-ным правом общественные отношения, участники которых, с одной стороны - юридическое или физическое лицо, с другой
- регистрирующий государственный орган, складывающиеся в связи с реализацией субъективного права на материальные или нематериальные блага (объекты).
1 Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. СПб., 2004. С.452.
2 Вельский К.С. Полицейское право. С. 692.
3 Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М.: Юрид. лит., 1972.
4 Там же. С. 95.
5 Там же. С. 99.
6 Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. Саратов, 1980. С. 33.
7 Федеральный закон от 10 января 2006 г. « О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» //Рос. газ. 2006. 17 янв.
8 Агапов А.Б. Административное право: Учебник. М., 2006. С, 337.
9 Там же. С. 343.
10 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. С. 290.
11 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. С. 107; Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). С. 625; Алехин А.П, Козлов Ю.М. Административное право РФ. Часть 1. Учебник. М., 1995. С. 58; Агапов А.Б. Административное право: Учебник. М., 2006. С. 37; Административное право Российской Федерации /' Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2004. С. 58; Вельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. М., 2004. С. 90 и др.
12 Сорокин В.Д. Указ. соч. С. 103.
13 Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. «Вопросы Федеральной регистрационной службы» // Собр. законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945; Правила ведения
Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений // Собр. законодательства РФ. 2002. № 26. Ст. 2585; О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 19 июля 2002 г.: Постановление Правительства РФ от 16 октября 2003 г.; Приказ Министерства юстиции РФ от 5 мая 2006 г. «О внесении изменений в Приказ Министерства от 3 декабря 2004 г. «Об утверждении Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации//Рос. газ. 2006.6 мая; Приказ Министерства юстиции РФ от 3 декабря 2004 г. «Об утверждении Порядка назначения Министерством юстиции РФ главных государственных регистраторов» // Рос. газ. 2004.
15 декабря; Инструкция о ведении государственного реестра муниципальных образований: Утв. Приказом Министерства юстиции РФ 19 августа 2005 г. // Рос. газ. 2005. 1 сентября; Приказ Министерства юстиции РФ от 17 апреля 2006 г. «Об утверждении форм уведомления о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации... и выписки из реестра о неправительственных организаций // Рос. газ. 2006. 25 апреля.
14 Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. // Собр. законодательства РФ. 2004. № 11. С. 945.
15 Рос. газ. 2006. 6 мая.
16 Агапов А.Б. Административное право. С. 336.
17 Агапов А.Б. Указ. соч. С. 339.
18 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. С. 288-289.
19 Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. С. 535.