УДК 342.9+343.353
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЛЕЖАЩЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Н. Г. Деменкова, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и
административного права Южно-Уральского государственного университета
М. С. Игнатова, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и
административного права Южно-Уральского государственного университета
Рассмотрены вопросы законодательного закрепления административной ответственности за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Ключевые слова: государственная регистрация, юридические лица, индивидуальные предприниматели, административная ответственность, административная процедура.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определяется как акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом1.
Таким образом, законодатель определяет государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как акт уполномоченного органа. Очевидно, что здесь имеется в виду административный (индивидуальный) правовой акт. Законнодательное определение индивидуального административного правового акта отсутствует. В ранее действовавшем Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону»2 было указано, что правовыми актами
индивидуального характера являются акты, устанавливающие, изменяющие, отменяющие права и обязанности конкретных лиц; в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 мая 1993 г. «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике»3 отмечено, что индивидуальный акт правил поведения не содержит, а устанавливает конкретные предписания.
В теории административного права административный акт обычно определяется как особый вид подзаконного акта, принимаемый субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащий односторонние властные волеизъявления и влекущий юридические последствия4.
В этом смысле государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как индивидуальный административный правовой акт обладает следующими признаками:
1) предназначен для регулирования общественных отношений в сфере реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
2) имеет официальный характер;
3) имеет подзаконный характер;
4) издается специально уполномоченным органом для достижения определенных целей
в процессе осуществления задач и функций государства;
5) издается в установленном порядке;
6) представляет собой одностороннее властное волеизъявление;
7) его действие распространяется на индивидуально определенное лицо.
Между тем результатом государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является внесение в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях. Внесение указанных сведений в государственные реестры осуществляется налоговыми органами в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации, состоящим из ГК РФ, Закона и издаваемых в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
В связи с этим под термином «государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует понимать не только сам юридический акт внесения записи в государственный реестр, но также и всю совокупность действий регистрирующих органов по совершению данного акта.
Государственная регистрация - это совокупность действий, процедура, осуществляемая в соответствии с законом и ведущая к определенному результату. Например, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает рассмотрение заявления заинтересованного лица, адресованного государственному органу, о внесении определенных сведений в государственный реестр.
Процедура государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являясь разновидностью административной процедуры, обладает всеми признаками последней: применяется в сфере государственного управления; устанавливает определенный порядок осуществления особыми субъектами, наделенными государственно-властными полномочиями, правоприменительной деятельности положительной направленности; закрепляется административно-процессуальными нормами; для нее
характерны последовательность, стадийность, согласованность.
При этом можно выделить и особенности, присущие процедуре государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отражающие ее сущность и значение:
1) представляет собой порядок осуществления положительных действий уполномоченных органов, связанных с реализацией прав граждан и юридических лиц;
2) представляет собой порядок государственной регистрации, т.е. исключительно деятельность специально уполномоченных органов исполнительной власти Российской Федерации;
3) реализуется по инициативе заинтересованного лица, носит заявительный характер;
4) представляет собой учетную процедуру, поскольку в ходе государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по общему правилу, не производится проверка представленных документов и содержащихся в них сведений на соответствие закону (п. 4.1 ст. 9 Закона);
5) представляет собой процедуру принятия юридического акта, имеющего правоустанавливающее значение, результатом принятия которого является, как правило, закрепление правового статуса физического или юридического лица (правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 ГК РФ));
6) носит обязательный характер (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации влечет применение юридической ответственности).
Ответственность за нарушение порядка государственной регистрации и за неправомерные действия в данной сфере установлена Законом. Особенностью конструкций соответствующих статей Закона является то, что в них предусмотрена ответственность как регистрирующего органа, так и заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя. Полагаем, что такое «взаимное» установление ответственности является наиболее правильным с точки зрения того, что в правоотношениях, возникающих в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвуют два субъекта из числа вышеназванных.
Так, согласно ст. 24 Закона ответственность регистрирующего органа при наруше-
Деменкова Н. Г., Игнатова М. С.
Административная ответственность как способ обеспечения надлежащего осуществления...
нии порядка государственной регистрации наступает:
1) за необоснованный отказ в государственной регистрации;
2) за неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации;
3) за незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных Законом документов.
В соответствии со ст. 25 Закона ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя наступает:
1) за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений;
2) за представление недостоверных сведений.
Нормы, регламентирующие ответственность регистрирующего органа и его должностных лиц, а также ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя, конкретизируются УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ и ТК РФ.
Обратимся к вопросам административной ответственности за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поскольку рассмотрение положений, раскрывающих вопросы привлечения ко всем перечисленным видам юридической ответственности, заслуживает отдельного комплексного исследования.
Первой статьей, устанавливающей административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), является ст. 14.1 КоАП РФ. Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица. Рассматриваемой статьей предусмотрена административная ответственность за:
1) осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица;
2) осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения
(лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);
3) осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);
4) осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Стоит отметить, что отдельными статьями КоАП РФ (например, ст. 6.2, 7.3, 7.5, 8.40) установлена административная ответственность за осуществление отдельных видов лицензируемой деятельности без лицензии или с нарушением соответствующих условий, предусмотренных в ней. В таких случаях квалификация правонарушения по ст. 14.1 КоАП РФ исключается.
Статья 14.25 КоАП РФ также предусматривает ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Конструкция и содержание данной статьи во много повторяют ст. 24 и 25 Закона.
Статьей 14.25 КоАП РФ предусмотрено привлечение к административной ответственности должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях:
1) несвоевременного или неточного внесения записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
2) незаконного отказа в предоставлении или несвоевременном предоставлении содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и (или) документов либо иных предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов лицам, заинтересованным в получении таких сведений и (или) документов.
Статьей 14.25 КоАП РФ также предусмотрено привлечение к ответственности должностных лиц в случаях:
1) непредставления или несвоевременного представления или представления недостоверных сведений о юридическом лице или об
индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом;
2) представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Исходя из содержания статей КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, можно заключить следующее.
1. В современных условиях формирования демократического правового государства власти необходимо уделять значительное внимание защите прав и свобод граждан и их объединений. В связи с этим целесообразно использование косвенных механизмов регулирования частных отношений, одним из которых является государственная регистрация. Особое место в системе таких отношений занимает процедура государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которая обеспечивает реализацию закрепленного Конституцией РФ права на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Нормы КоАП РФ устанавливают адми-
нистративную ответственность за нарушение законодательства в данной сфере для каждой из сторон регистрационных правоотношений - как для должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и для самих граждан, должностных лиц и юридических лиц, нарушающих законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ценность подоб-
ного регулирования заключается в том, что, с одной стороны, при реализации прав граждан и юридических лиц исключаются недобросовестность и злоупотребления со стороны правообладателей а, с другой стороны, не допускаются произвольные действия и субъективизм должностных лиц органов публичной власти.
3. Установление административной ответственности за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является одним из способов обеспечения надлежащего осуществления процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в рамках которой происходит реализация последними своих субъективных прав.
4. Нормы КоАП РФ устанавливают ответственность не только за нарушение материальных правовых норм в рассматриваемой сфере (например, закрепляющих обязательность государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), но и за нарушение процессуальных (процедурных) норм, (например, регламентирующих сроки или порядок внесения записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей).
1 Российская газета. 2001. 10 авг.
2 Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. М., 1994.
3 Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1993. № 6.
4 См., например: Бахрах Д. Н. Административное право России: учебник для вузов. М., 2001. С. 275.
Статья поступила в редакцию 12 мая 2010 г.