УДК: 347.77.043:342.9 DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-5-188-196
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Болотин В.С., Жиляева С.К.1
В статье рассмотрено определение имманентности правовой природе норм, устанавливающих правовые и организационные основы регистрационного производства. Акцентируется соотношение норм гражданского и административного законодательства применительно к институту государственной регистрации, которое в науке гражданского и административного права продолжает оставаться дискуссионным. Проведен сравнительный анализ регламентации регистрационных правоотношений, возникающих в сфере предпринимательской, и экономической и иных видов деятельности. Авторы аргументируют вывод о том, что производство по государственной регистрации является важным элементом правового регулирования общественных отношений, сочетающим в себе взаимосвязанные признаки гражданского правового метода (средства), правовой формы контрольно-надзорной деятельности и административной процедуры.
Ключевые слова: политико-правовое регулирование, институт, государственная регистрация, регистрирующий орган, объект, законодательство, производство, порядок.
LICENSING STATE INSTITUTE AS AN OBJECT OF POLITICAL AND LEGAL REGULATION
BOLOTIN V. S. - Candidate of Juridical Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Administrative and Criminal Law, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: bolt150586@mail.ru
ZHILYAEVA S. K. - Candidate ofJuridical Sciences, Docent, Head of the Department of Civil and Legal and Economic Disciplines, Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov (Russian Federation, Orel), e-mail: zhilyaevask@mail.ru
The article is devoted to definition of the immanence of the legal nature of the norms establishing legal and organizational basis for the registration of production. The correlation between the norms of civil and administrative legislation applied to the institution of state registration is focused on, which continues to be controversial in the science of civil and administrative law. A comparative analysis of the regulation of registration of legal relations arising in the sphere of business and economic and other types of activities is carried out. The authors argue that state registration is an important element of the legal regulation of social relations, combining the interrelated features of the civil legal method (means), the legal form of control and supervision activities and administrative procedure.
Keywords: political and legal regulation, object, legislation, institute, state registration, registration authority, production, order.
Болотин Владимир Сергеевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и уголовного права, Среднерусский институт управления - филиал, РАНХиГС при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл, б. Победы, д. 5а, e-mail: bolt150586@mail.ru
Жиляева Светлана Константиновна - кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин, Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова, адрес: 302025, Россия, г. Орёл, ул. Игнатова, д.2, e-mail: zhilyaevask@mail.ru
В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации1 отмечается важная роль, связанная с укреплением гражданских прав и обязанностей, приданием им открытого характера, выполняемая институтом государственной регистрации. Регистрация в ряде случаев является одним из элементов возникновения гражданских прав и обязанностей2» (п. 2.1).
Вместе с тем институт государственной регистрации содержит значительный элемент публичности, обусловленный присутствием административно-правовых норм в его регулировании3, т.к. одним из участников регистрационных отношений выступает уполномоченный в соответствии с законом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий тот или иной вид государственной регистрации.
В.Ф. Яковлев справедливо указывал, что «государственная регистрация есть один из элементов публично-правового регулирования имущественных отношений, форма обозначения, обеспечения и защиты публичных интересов в сфере действия гражданского прав»4.
К сожалению, российское законодательство не содержит легального определения термина «регистрационное производство». Законодательство оперирует понятиями «государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «государственная регистрация прав на недвижимое имущество», «государственный кадастровый учет недвижимого имущества», «регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства» и др. либо терминами типа «государственная регистрация уставов муниципальных образований», «государственная регистрация нормативного правового акта», определяя при этом его составные элементы и устанавливая правила осуществления.
Раскрытие понятия и назначения регистрационного производства в первую очередь необходимо через рассмотрение целей и задач института государственной регистрации, его признаков, принципов и их правовой природы.
Анализ в первую очередь норм гражданского законодательства и нормативно-правовой базы реализации законов, специальной литературы и научных исследований в рассматриваемой нами сфере общественных отношений позволяет сформулировать ряд общих положений в отношении задач, признаков, и принципов государственной регистрации и регистрационного производства.
Как утверждает А.В. Чуряев, из формулировки «государственная регистрация» следует, что она осуществляется только государством, от имени которого выступают органы государственной власти. Это объясняется отношением государства к значению государственной регистрации, ее важности для социально-экономической ситуации в стране, обеспечения публичного правопорядка5.
По мнению Ж.А. Ионовой, не утратившей актуальность и в наше время, «регистрационная деятельность призвана служить официальным легальным признанием правоспособности юридических и физических лиц, законности их действий, а также способствовать учету, полной и достоверной информации об участниках деятельности»6.
подготовлена на основании Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 (ред. от 29.07.2014) «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. - 20о8. - № 29 (ч.1). -Ст. 3482; 2014. - № 31. - Ст. 4402.
2 Вестник ВАС РФ. - 2009. - № 11.
3 См., напр.: Тужилова-Орданская Е.М. Государственная регистрация прав на недвижимость [Электронный ресурс] // Lex russica. - 2015. - № 8. - С. 36-46. // СПС «КонсультантПлюс»; Агапов А.Б. Административное право: учебник для бакалавров /Агапов А.Б. - 9-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - С. 63-64.
4 Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). - М., 2000. - С. 180.
5 Чуряев А.В. Административно-правовое регулирование государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. дис. ... канд. юрид. наук. - Орёл, 2009. - С. 43.
6 См.: Ионова Ж. А. Правовые проблемы легитимации предпринимательства // Государство и право. - 1997. -№ 5. - СПС «Консультант Плюс».
Е.Г. Чуткин целями государственной регистрации называет:
1) фиксацию юридически значимых фактов и их учет;
2) контроль в той области, в которой осуществляется государственная регистрация;
3) удостоверение зарегистрированных фактов1. Задачами регистрационного производства являются:
-соблюдение прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц; -единство и унификация учета субъектов и объектов государственной регистрации; -обеспечение и охрана имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц;
-авторизация лиц в качестве субъектов гражданских правоотношений; -закрепление принадлежности объекта гражданских прав на имущество определенному лицу;
- легализация предпринимательской деятельности;
-установление оснований для возникновения, изменения или прекращения правоотношений по поводу недвижимости;
-осуществление мер по предупреждению правовых деликтов.
Наряду с конституционными принципами законности, приоритета личности и ее интересов, гласности, федерализма, национального языка, взаимной ответственности, общими принципами государственной регистрации выступают принципы единства госрегистрации (общие положения регистрации субъектов гражданских правоотношений и имущественных прав, единые для различных объектов), проверки законности оснований регистрации, публичности реестра, презумпции достоверности заявляемых и регистрируемых сведений.
К числу новых принципиальных положений регистрационного производства, продиктованных современными реалиями, относятся:
-организационный принцип возможности подачи заявлений о государственной регистрации и предоставления сведений заявителям в режиме «единого окна» и по правила электронного документооборота;
-ведение государственных реестров на электронных носителях в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями2.
Регистрационное производство - это процедура принятия юридического акта, служащего основанием для возникновения, изменения или прекращения субъективных прав и юридических обязанностей, определяющих содержание регулируемых правоотношений. Следовательно, государственная регистрация относится к правовым средствам, входящим в систему механизма правового регулирования.
Во-вторых, это государственно-властная деятельность т.к. осуществляется должностными лицами, наделенными государственными полномочиями в пределах своей компетенции.
В-третьих, это всегда подзаконная деятельность уполномоченных субъектов, осуществляемая в процессуальной форме посредством реализации соответствующих материальных правовых норм института государственной регистрации различной отраслевой принадлежности.
1 Чуткин Е.Г. Регистрационная деятельность в правовой системе общества: дис. ... канд. юрид. наук. Ярославль, 2005. - С. 19.
2 См., напр., положения ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ст.7 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Регистрационное производство относится к контрольно-надзорной функции федеральных органов исполнительной власти. В случае регистрации актов гражданского состояния их государственные полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления.
Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 07.12.2016) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что под функциями по контролю и надзору в том числе понимаются регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов. Контрольно-надзорный характер проявляется в обязанностях и праве субъектов регистрации проверки законности оснований регистрации и совершенных ранее действий в отношении объектов регистрации как в интересах заявителей или правообладателей, так и в интересах третьих лиц, в том числе и государства.
В.В. Долинская при этом выделяет «контроль за законностью действий, придание факту законности, учет, объединение информации, охрану прав заинтересованных лиц1».
Правоустанавливающее значение имеет факт принятия решения о государственной регистрации, внесения записи в соответствующий государственный реестр и выдач соответствующего государственного свидетельства, иного документа, определенного нормативным актом, либо совершения соответствующей удостоверяющей надписи, а право прекращающее - факт исключения записи о государственной регистрации в соответствующем государственном реестре.
Таким образом, регистрационное производство представляет собой совокупность в основном административно-процессуальных действий, осуществляемых уполномоченными законом регистрирующими органами.
К числу его основных разновидностей следует отнести регистрационные производства:
- по государственной регистрации нормативно-правовых актов;
- регистрационные производства, легализирующее и обеспечивающие правоспособность юридических и физических лиц;
- отдельные регистрационные производства в административной и правоохранительной деятельности (связанные с возникновением или ограничением права и дееспособности субъектов правоотношений либо их индивидуализацией, например, регистрация граждан по месту жительства, регистрация выданных лицензий на оружие).
Особое место регистрационных процедур обусловлено легитимацией (узаконением) субъектов права либо иных юридически значимых фактов, к числу которых относятся:
-государственная регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которая обеспечивает реализацию гражданами субъективного права на осуществление предпринимательской и корпоративной некоммерческой деятельности;
-обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
-обязанность государственной регистрации транспортного средства (движимого имущества);
-государственная регистрация основополагающих актов гражданского состояния;
-легализация (посредством регистрации) места жительства граждан, являющаяся необходимым условием осуществления гражданских прав и реализации законных интересов в правоотношениях с органами госвласти и местного самоуправления;
-государственная регистрация безработных граждан.
Определяя имманентность гражданско-правовой природе различных видов государственной регистрации, мы исходим из признания данного правового института
1Долинская В.В.Понятие, порядок и проблемы государственной регистрации // Закон. - 2006. - № 2. - С. 5.
гражданским правом, так и его отражением в гражданском законодательстве (идентификация происхождения). При этом следует отметить, что целью государства и результатом действия права является правомерное поведение 1.
Традиционно в предмет гражданского права цивилистической наукой включаются имущественные и неимущественные отношения2.
Гражданское законодательство регулирует имущественные отношения между равноправными участниками, личные неимущественные отношения, а также отдельные корпоративные отношения.
Основной особенностью гражданско-правового метода регулирования общественных отношений является дозволительная направленность (юридическое равенство, автономия воли, имущественная самостоятельность)3.
Как отмечается в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (1994-2006 гг.) является основным документом правового поля, отражающимсистему принципиальных и наиболее важных правовых норм, являющихся в значительной части общими для всего гражданского законодательства и в определенной части - для российского законодательства вообще (нормы о субъектах гражданского права, о собственности, о защите нематериальных благ и
др.).
Его нормами установлены основания, условия и основные правила государственной регистрации в отношении:
-включения в предмет регулирования отношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч.1ст.2), в том числе право гражданина заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23); -государственной регистрации прав на имущество (ст. 8.1); -регистрации актов гражданского состояния (ст. 47); -государственной регистрации юридических лиц (ст. 51); -государственной регистрации недвижимости (ст. 131);
-государственной регистрации сервитутов (право ограниченного пользования чужим земельным участком) (ст. 247);
-государственной регистрации сделок (в случаях, предусмотренных законом), а также последствий уклонения от нотариального удостоверения или государственной регистрации таких сделок (ст.ст. 164. 165);
-государственной регистрации договоров (ст.ст. 251, 433), заключаемых в форме: договора продажи предприятия (ст. 560); договора аренды (ст.609); аренды здания или сооружения (ст.651); договора коммерческой концессии (ст.1028); -государственной регистрации и учета залога (ст. 339.1);
-государственной регистрации выпуска или выдачи ценных бумаг в случаях, установленных законом (ст. 142);
1 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2011. - С. 238-240.
2 См. напр.: Гражданское право России. Общая часть: учебник для бакалавров/ под общ. ред. А.Я. Рыженкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Юрайт», 2014. - С.18; Гражданское право: Учебно-методическое пособие/Под общ. ред. Н.А. Внукова. - Орел: Издательство ОРАГС, 2011. - С 7.
3 Зенин И.А. Гражданское право: учебник для вузов/ И.А. Зенин. - 16 - е изд., перераб., и доп. - М.:
Издательство «Юрайт», 2014. - С. 30.
-государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (ст. 1232) и др.
Сюда же можно отнести коррелированные с ГК РФ нормы статьи 18 «Государственная регистрация прав на жилые помещения» Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 25 «Основания возникновения прав на землю» Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 10,11,19, 25,35,41,76, 121 и др. Семейного кодекса Российской Федерации, а также Основы законодательства Российской Федерации о нотариате в части обязательности удостоверения сделок (договоров) и их направления в регистрирующий орган.
К числу основных тематических законов, регулирующих государственную регистрацию субъектов гражданских правоотношений, относятся Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».
Основным законом, регулирующим отношения, возникающие в связи государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в нем, является Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости».
Основополагающие начала государственной регистрации составляют нормы Конституции России, Гражданского кодекса РФ и отчасти Жилищного, Земельного, Семейного, Градостроительного и иных кодексов Российской Федерации. Принимаемые в соответствие с ними законы определяют порядок тех или иных видов государственной регистрации и уполномоченные регистрирующие органы.
Статьей 3 ГК РФ оговорено, что: на основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, указов Президента России Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права (ч.4), а федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами (ч. 7).
Следующим видом нормативного регулирования в рассматриваемой нами сфере является наделение соответствующей компетенцией регистрирующих органов и их должностных лиц. Это статутные нормативные акты, определяющие компетенцию (задачи, основные направление деятельности (функции), права и обязанности, применение мер государственного принуждения, запреты и ограничения), и нормативно-правовые акты, устанавливающие (конкретизирующие) административно-правовой статус и организационное построение субъектов государственной регистрации.
Например, в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии1, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии и др.
Относительно новым видом нормативных актов в сфере ведомственного нормативно-
1 Утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 (15.02.2017) // СЗ РФ. - 2009. - № 25. -Ст. 3052; 2016. - № 50. - Ст. 7100.
правового регулирования являются административные регламенты исполнения государственных функций или предоставления государственных услуг в сфере регистрационного производства либо межведомственного взаимодействия.
Следует отметить, что к настоящему времени такая административная регламентация преимущественно в области предоставления государственных регистрационных услуг1.
Приоритетным направлением совершенствования мер гражданско-правового регулирования института государственной регистрации является формирование институциональной среды способствующей росту и расширению свободы предпринимательской деятельности, инновационного развития рынков земли и недвижимости согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
Основные направления правового регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений обозначаются в ежегодных Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации и детализируются в поручениях Президента Российской Федерации2, а также определяются концептуальными актами развития гражданского законодательства России, социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе развития единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, а их ресурсное обеспечение содержится в соответствующих государственных и федеральных целевых программах3.
Возникновение гражданских прав и обязанностей всегда связано с их официальным признанием посредством регистрации уполномоченными на то субъектами. В частности, регистрация актов гражданского состояния как элемента индивидуализации участников гражданского оборота; государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - возникновение правосубъектности; государственная регистрация недвижимости и иных объектов гражданских прав - законность правообладания; государственная регистрация нормативных правовых актов - легитимность использования возникающих субъективных прав или исполнения предписанных юридических обязанностей участником регулируемых правоотношений.
1 См., напр. Приказ Минэкономразвития России от 09.12.2014 № 789 (ред. от 30.08.2016) «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // ОфиЦиальный интернет-портал правовой информации - http://www.pravo.gov.ru. 30.04.2015; 03.11.2016; Приказ Минфина России от 30.09.2016 № 169н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» // Официальный интернет-портал правовой информации - URL: http://www.pravo.aov.ru. 06.12.2016. и др.
2 См., напр.: Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года. [Электронный ресурс]. - URL: htto://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/53425: Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса, состоявшегося 7 апреля 2015 года. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/49354.
3 См., напр.: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 29.12.2016) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»»// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.04.2014; 06.01.2017; Постановление Правительства РФ от 10.10.2013 № 903 (ред. от 22.12.2016) «О федеральной целевой программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)»//Сз РФ. - 2013. - №.42. - Ст.5364; Официальный интернет-портал правовой
информации - http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2016.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что материальные нормы института государственной регистрации устанавливаются гражданским законодательством, а осуществление регистрационного производства - административно-процессуальными нормами.
Таким образом, регистрационное производство является важным элементом правового регулирования гражданско-правовых отношений, сочетающим в себе как взаимосвязанные признаки гражданско-правового метода (средства), правовой формы контрольно-надзорной деятельности (внешнего выражения деятельности регистрирующих органов), так и административной процедуры его осуществления и реализации.
Библиография/References:
1. Агапов А.Б. Административное право: учебник для бакалавров. - 9-е изд. перераб. и доп. - M.: Издательство «Юрайт», 2014. - 937 с.
2. Административно-процессуальное право: Курс лекций. - M.: ЦОКР MВД России, 2009. -320 с.
3. Алексеев А.А. Общая теория права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - M.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2008. - 566 с.
4. Гражданское право России: Общая часть: учебник для бакалавров под общ. ред. А.Я. Рыженкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - M.: Изд-во «Юрайт», 2014. - 504 с.
5. Гражданское право: Учебно-методическое пособие l Под общ. ред. Н.А. Внукова. -Орёл: Издательство ОРАГС, 2011. - 324 с.
6. Долинская В.В. Понятие, порядок и проблемы государственной регистрации ll Закон. -2006. - № 2. - С. 5-13.
7. Зенин И.А. Гражданское право: учебник для вузов. - 16-е изд., перераб. и доп, - M.: Издательство «Юрайт», 2014. - 811 с.
8. Ионова Ж. А. Правовые проблемы легитимации предпринимательства ll Государство и право. - 1997. - № 5. - С. 46- 50.
9. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. -M.: Юристъ, 2011. - 520 с.
10. Спектор Е.И. Развитие административного законодательства о государственной регистрации ll Журнал российского права. - 2002. - № 7. - С. 36-47.
11. Тужилова-Орданская E.M. Государственная регистрация прав на недвижимость ll Lex russica. - 2015. - № 8. - С. 36-46.
12. Чуряев А.В. Административно-правовое регулирование государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. - Орёл, 2009. - 189 с.
13. Чуткин Е.Г. Регистрационная деятельность в правовой системе общества: дис. ... канд. юрид. наук. - Ярославль, 2005. - 191 с.
14. Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). - M., 2000. - 221 с.
1. Agapov, A.B. (2014) Administrativnoe pravo [Administrative Law]: uchebnik dlia bakalavrov. -9-e izd. pererab. i dop. - M.: Izdatel'stvo «lurait». - 937 p. (In Russ.)
2. Administrativno-protsessual'noe pravo [Administrative Procedural Law]: Kurs lektsii. - M.: TsOKR MVD Rossii, 2009. - 320 p. (In Russ.)
3. Alekseev, A.A. (2008) Obshchaia teoriia prava [General theory of law]: uchebnik. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: TK Velbi, Izd-vo «Prospekt». - 566 p. (In Russ.)
4. Grazhdanskoe pravo Rossii: Obshchaia chast' [Civil law of Russia: General]: uchebnik dlia bakalavrov pod obshch. red. A.Ia. Ryzhenkova. - 3-e izd., pererab. i dop. - M.: Izd-vo «lurait», 2014. - 504 p. (In Russ.)
5. Grazhdanskoe pravo [Civil law]: Uchebno-metodicheskoe posobie / Pod obshch. red. N.A. Vnukova. - Orel: Izdatel'stvo ORAGS, 2011. - 324 p. (In Russ.)
6. Dolinskaia, V.V. (2006) Poniatie, poriadok i problemy gosudarstvennoi registratsii [Concept, order and problems of state registration] // Zakon [The Law]. - № 2. - P. 5-13. (In Russ.)
7. Zenin, I.A. (2014) Grazhdanskoe pravo [Civil law]: uchebnik dlia vuzov. - 16-e izd., pererab. i dop, - M.: Izdatel'stvo «lurait». - 811 p. (In Russ.)
8. Ionova, Zh. A. (1997) Pravovye problemy legitimatsii predprinimatel'stva [Juridical problems of legitimation of the free enterprise] // Gosudarstvo i pravo [State and Law]. - № 5. - P. 46-50. (In Russ.)
9. Lazarev, V.V. (2011) Obshchaia teoriia gosudarstva i prava [General theory of state and law]. Uchebnik. - 3-e izd., pererab. i dop. - M.: Iurist". - 520 p. (In Russ.)
10. Spektor, E.I. (2002) Razvitie administrativnogo zakonodatel'stva o gosudarstvennoi registratsii [Development of administrative legislation on state registration] // Zhurnal rossiiskogo prava [Journal of Russian Law]. - № 7. - P. 36-47. (In Russ.)
11. Tuzhilova-Ordanskaia, E.M. (2015) Gosudarstvennaia registratsiia prav na nedvizhimost' [State registration of rights to real estate] // Lex russica. - № 8. - P. 36-46. (In Russ.)
12. Churiaev, A.V. (2009) Administrativno-pravovoe regulirovanie gosudarstvennoi registratsii sub"ektov predprinimatel'skoi deiatel'nosti [Administrative and legal regulation of state registration of business entities]: dis. ... kand. iurid. nauk. - Orel. - 189 p. (In Russ.)
13. Chutkin, E.G. (2005) Registratsionnaia deiatel'nost' v pravovoi sisteme obshchestva [Registration activities in the legal system of society]: dis. ... kand. iurid. nauk. - Iaroslavl'. - 191 p. (In Russ.)
14. Iakovlev, V.F. (2000) Rossiia: ekonomika, grazhdanskoe pravo (voprosy teorii i praktiki) [Russia: Economics, Civil Law (theory and practice)]. - M. - 221 p. (In Russ.)