Контактная информация: zaliya66@mail.ru
Статья поступила в редакцию 01.08.2014.
УДК 378
УРОВНИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ОФИЦЕРОВ С ПОДЧИНЕННЫМИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Алексей Сергеевич Асриев, соискатель,
Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
Реальное положение состояния воинской дисциплины служит косвенным подтверждением параметров общения в подразделении спецназа посредством учет социально-психологического климата в подразделении. Анализ воинской дисциплины, как правило, подтверждает, что, до сегодняшнего дня, не обеспечен личный пример офицеров и младших командиров, во взаимоотношениях имеют место нарушения уставных норм поведения и общения. Общение и вся система социально-педагогических условий должны быть приспособлены к солдату и нацелены не только на повышение эффективности и надежности службы спецназовца во внутренних войсках, но и на обеспечение условий для развития и реализации творческих возможностей личности спецназовца. Показано, что разрешение некоторых из этих проблем возможно через оптимизацию педагогического общения офицеров с подчиненными в рамках нормативных и педагогических подходов.
Ключевые слова: спецназ внутренних войск, межличностное общение, педагогическая технология, уровень педагогического общения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p14-21 LEVELS OF THE OFFICER’S PEDAGOGICAL COMMUNICATION WITH THE SUBORDINATES IN DIVISIONS OF THE SPECIAL PURPOSE OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Alexey Sergeyevich Asriyev, the competitor,
St. Petersburg Military Institute ofInternal Troops of the Ministry of Internal Affairs ofRussia
Annotation
The real condition of the military discipline serves as indirect confirmation of the parameters of communication in division of special troops by means of the accounting of the social and psychological climate in division. The analysis of the military discipline, as a rule, confirms that, until today, the personal example of the officers and junior commanders has not been provided, the violations of the authorized standards of behavior and communication take place in relationship. Communication and all system of the social and pedagogical conditions have to be adapted for the soldier and aimed not only at increase of efficiency and reliability of service of the member of the special forces in the internal troops, but also at providing the conditions for development and realization of the creative opportunities of the personality of the special forces member. It has been shown that solution of some of these problems is possible through the optimization of the pedagogical communication of the officers with the subordinates within the standard and pedagogical approaches.
Keywords: special troops of internal troops, interpersonal communication, pedagogical technology, level of pedagogical communication.
В определении уровней сформированности нормативного (установленного требованиями воинских уставов) общения и межличностных отношений в коллективах подразделений специального назначения использовалась вся совокупность методов: констатирующий и формирующий эксперименты, систематическое наблюдение, анализ высказываний об уровнях общения офицеров с подчиненными и межличностных отношений, данные диагностики, анкетные опросы, интервью, организация проблемных ситуаций,
тренинг и др.
Реальное положение состояния воинской дисциплины служит косвенным подтверждением параметров общения в подразделении спецназа посредством учет социально-психологического климата в подразделении [1-8, 12-15]. Анализ воинской дисциплины, как правило, подтверждает, что, до сегодняшнего дня, не обеспечен личный пример офицеров и младших командиров; во взаимоотношениях имеют место нарушения уставных норм поведения и общения. Анализ дисциплинарной практики подтверждает нарушения системы воздействия на военнослужащих в порядке подчиненности, превалирует тенденция наказаний (часто несоразмерных проступку). Вместе с тем большинство ко-мандиров-руководителей в воспитательной работе применяют индивидуальные методы воздействия на подчиненных, и проявляет заботу об удовлетворении их нужд и запросов.
Характеризуя адаптацию молодых офицеров в звене «взвод-группа», можно отметить, что нередко (после проведения сборов) они начинают «вариться каждый в своем котле», остаются один на один со своим подразделением и массой его проблем. На адаптацию влияет в том числе и личная бытовая неустроенность (отсутствие домашней атмосферы в отдельных частях). В результате такого отношения (и по другим причинам, конечно) у части офицеров появляется желание перевестись в другую воинскую часть или уволиться в запас. Поэтому в настоящий момент наблюдается некомплект должностей младших офицеров, в ряде случаев вакантные должности замещаются выпускниками курсов подготовки младших командиров. В этот период частыми ошибками в деятельности и общении молодых офицеров являются: стремление все делать самому, перепады настроения, растерянность и т. п. При этом недостатки фактически предопределены рядом причин, основными среди которых являются:
- недостаток практики работы в коллективе,
- минимальные навыки в организации воспитательной работы и общения с подчиненными (часто на 4-5 лет старше самого командира),
- нехватка навыков руководства подразделением,
- отсутствие умения применять дисциплинарную власть,
- слабые навыки в организации учебного процесса по предметам обучения подразделений специального назначения.
Начинающие службу в войсках офицеры-выпускники военных институтов, не имея практического опыта управления и общения с подчиненными, проявляют тягу к установлению чрезмерной дистанции в общении, в некоторых случаях ведут себя излишне суховато, чересчур официально, проявляя стремление подчеркнуть разницу в статусе, создавая прецедент для обвинений в высокомерии.
Анализ анкетного опроса респондентов показывает, что более 50% военнослужащих проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов ответили, что офицеры (командиры взводов) не стремятся их поощрить за службу и деятельность по предназначению, и примерно половина указали на недостаточность индивидуальных бесед с ними проводимыми офицерами. Среди ответов на вопрос: «С кем из сослуживцев вы общаетесь чаще всего?» не оказалось упоминаний о командирах взводов. В этом и кроется ответ об уровне влияния, возможности обучения и воспитания спецназовцев в духе интересов службы в подразделении специального назначения и здоровых войсковых традиций. Глубоко анализируя сложившееся положение, выявляются трудности адаптации молодых офицеров, связанные, прежде всего, с морально-этической атмосферой в подразделении специального назначения. Эти трудности являются причиной пробелов педагогического общения, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, т.е. общения между офицерами и подчиненными.
Возможность установления оптимальных с точки зрения службы и боевой подготовки показателей в общении между офицерами и их подчиненными во многом определяется состоянием общения в подразделении и в отряде специального назначения в це-
лом [9-11, 16-20]. В связи с этим для выявления уровня, направленности и содержательности сторон общения необходимо его диагностирование [8-15]. Это позволяет офицеру глубже понять, как влиять и на подразделение в целом, и на отдельных подчиненных, уяснить мотивы их поступков, в свою очередь, быть понятым ими, найти оптимальные педагогические способы общения с ними. Этим целям служит «Диагностика состояния общения в коллективе (группе) специального назначения», В исследовании использовалась адаптированная для условий подразделений специального назначения, комплектуемых военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, методика под названием «Стиль межличностного общения» (СМО) (Асриев С.А. Оптимизация военнопедагогического общения офицеров с курсантами в ВУЗах ВВ МВД России: Дисс. ...канд. пед. наук. СПб.: СПб У МВД России 2008, С. 64). Данный метод позволяет дать характеристику привычных способов коммуникативного и толерантного поведения военнослужащих при взаимном контакте с сослуживцами, а конкретнее: его общую активность (инертность), круг общения и индивидуальное удовлетворение межличностными контактами в период служебной деятельности.
Всего в опросе участвовало 900 человек: 140 офицеров, 131 прапорщик, 144 сержанта и 485 рядовых. Полученные данные диагностирования степени соответствия целей и содержания общения между личностями в подразделении целям и содержанию служебно-боевой деятельности показали следующее:
- средний балл показателя соответствия целей и содержания общения между личностями целям и содержанию служебной деятельности - 9,5. Этот показатель меньше допустимого нижнего предела на 0,15 (ДНП) (Скрипников А.П. Общение в курсантских коллективах как условия развития личности курсанта. Дисс. .канд. психол. наук. М., 1984, 165 с.). Следовательно, общение в подразделениях специального назначения не удовлетворяет в некоторой степени целям и содержанию служебно-боевой деятельности и мало связано с ней. Видимо, здесь сказывается падение престижа воинской службы, несмотря на повышение денежного довольствия, свидетельствует о том, что переоценка ценностей коснулась и коллективов подразделений специального назначения;
- средний балл показателя сходства основных ценностных ориентаций подчиненных - 10,3;
- средний балл показателя сходства интересов подчиненных - 10,15. Этот показатель показывает, что существует единство ценностей и интересов большинства участников общения в подразделении, которые могут найти «общий язык». В этом видится предпосылка для взаимного понимания, но предпосылка будет не осуществленной, если механизм служебной и боевой деятельности и условия ее выполнения станут оказывать содействие тенденциям разобщенности, созданию и замыканию в воинском коллективе микрогрупп;
- средний балл показателя активности подчиненных в общении - 10,77;
- средний балл показателя широты контактов подчиненных 10,13. Данные результаты подтверждают, что по показателю «активность в общении» коллектив подразделения специального назначения стремится к среднему уровню. Вместе с тем эти общие показатели не способны вскрыть всей проблемы (в подразделении могут быть обособленные, почти не принимающие участие в общении). Для конкретизации данных об инициативности подчиненных в общении использовалась дополнительная методика.
- средний балл показателя удовлетворенности подчиненных своим коллективом и отношениями в нем - 11,02;
- средний балл общего показателя общения в отрядах специального назначения -
10,15.
По полученным результатам можно утверждать, что большинство военнослужа-щих-спецназовцев удовлетворено положением в коллективе и сложившимися взаимоотношениями в нем.
Характерно, что общий показатель, приближенный к допустимому нижнему пределу, дает возможность утверждать о достаточно невысоком уровне этой удовлетворенности, а также о наличии отдельных военнослужащих (и даже малых групп), чувствующих себя не комфортно в данном коллективе сослуживцев.
Качественный анализ «среза» основных показателей общения дает нам почву утверждать, что при имеющемся, соответствии этих параметров условиям жизнедеятельности подразделений специального назначения, одновременно возникает необходимость оптимизации некоторых параметров педагогического общения (см. таблицу 1).
Таблица 1
Особенности общения в подразделении специального назначения_______________
№ п/п Особенности общения в подразделении (по оценке самих подчиненных) Количество военнослужащих, указ. на эту особ. в %%
1. Согласование совместных действий, оперативное принятие управленческих решений в служебных вопросах. 8,9
2. Взаимовыручка, влияние друг на друга для качественного исполнения служебных и боевых обязанностей. 57,4
3. Одобрение, похвала действий сослуживцев. 16,7
4. Укоры, взаимные обвинения. 25,3
5. Разговоры на посторонние темы и отвлечения от исполнения служебных обязанностей и боевой деятельности. 4,7
6. Несогласованность предъявляемых требований начальников разного уровня. 24,5
7. Напряженная, конфликтная атмосфера в подразделении. 2,9
8. Безразличие к служебным делам. 2,4
Стиль руководства офицера своим подразделением является важнейшей характеристикой процессов общения офицера с подчиненными. Известны положения в науке, о существовании тесной взаимосвязи стиля руководства и стиля общения, причем стиль общения является средством реализации стиля руководства, что подтверждено и в нашем исследовании. Многоуровневый характер стиля общения офицера предусматривает применение целого комплекса методов в его оценке. Видится, что наиболее информативными характеристиками стиля общения офицера являются: активность в общении, формы передачи информации, отношения с подчиненными и т.д. При обобщении полученных данных эти положения учтены и представлены в таблице 2
Таблица 2
Показатели тонкости стилистики руководства и общения офицеров
с подчиненными
№ п/п Ситуации руководства и общения Стили руководства и общения
Демократичный балл / %% Либеральный балл / %% Авторитарный балл / %%
1. Принятие управленческого решения. 10,3 / 35 3,6 / 12 16,0 / 46
2. Организационная работа по выполнению задачи. 6,3 / 20 9,2 / 31 16,75 / 48
3. Активность в общении 14,2 / 45 12,0 / 34 7,0 / 19
4. Формы влияния на подчиненных. 19,0 / 58 4,0 / 8 19,0 / 43
5. Прохождение информации 21,0 / 63 9,0 / 28 4,0 / 11
6. Осуществление функций руководства. 18,0 / 51 8,0 / 24 10,0 / 30
7. Отношения с подчиненными. 15,0 / 50 10,0 / 29 7,0 / 21
8. Обратная связь. 8,0 / 22 9,0 / 23 14,0 / 49
9. Суммарный показатель. 111,8 / 43,0 64,8 / 20,0 93,75 / 33,0
Полученные результаты свидетельствуют, что при принятии управленческих решений офицеры в большей степени это делают единолично (46%) и только в редких случаях прибегают к совету у своих подчиненных. В ситуации при организации выполнения задач, стоящих перед подразделением, офицер поступает еще жестче, когда единолично регламентирует деятельность подчиненных (48% случаев), а затем чаще всего дальнейшее развитие событий пускается на самотек (31%), инициатива и самостоятельность под-
чиненных офицерами поощряется крайне мало (20%).
При выполнении служебных обязанностей офицером предусматривается некоторый уровень проявления активности в общении с подчиненными, что вообще-то и делают они в 45% случаев, а в 34% случаев уровень их активности такой же, как у подчиненных, а в 19% - офицер пассивнее. В процессе общения в большей степени офицер объясняет, обсуждает, убеждает (58%), но это совсем не означает, что отсутствует требовательность к подчиненным, в 43% случаев взаимодействие проявляется именно в такой форме и лишь в редких случаях офицер не принимает мер к подчиненным за упущения по службе (8%). С точки зрения педагоги очень важно понимать основные показатели авторитарного и демократического стилей общения: причем бесспорно, что демократический стиль наиболее эффективен с точки зрения возможностей воспитательного воздействия, а авторитарный, чаще всего как создающий напряженные отношения в коллективе и дефектное общение. Основные характеристики этих стилей общения сведены в вышепоказанной таблице 2.
Взаимоотношения в нашем случае выступают содержательной стороной общения. Во многом именно они определяют уровень общения офицеров с подчиненными. Чем выше итоговый показатель по шкале или любому компоненту, тем благоприятнее складывается общение между офицером и подчиненным, тем удачнее отношения на взгляд подчиненного. Выделение какой-либо одной стороны в отношениях это лишь условность. Недостаточный профессионализм офицера влечет за собой снижение его личностных оценок и поведения. Недостаточно высокая оценка офицера как специалиста, может означать и предвзятое отношение подчиненных к офицеру, желание проявлять более активную позицию в наведении порядка в подразделении. Схожее положение и по эмоциональному компоненту. Это, когда офицер не отвечает потребности подчиненных в неформальном межличностном общении (в рамках законности и уставных требований).
Аналогично обстоят дела и по поведенческому компоненту, лишь с корректировкой на то, что подчиненные, признают субординацию и допускают в некоторых случаях неблагоприятные для себя отклонения в поведении офицеров. Здесь необходима коррекция. Предположительно офицеру следует предпринять попытку видоизменить параметры своего общения с лидерами в коллективе подразделения, определяющие тональность взаимоотношений.
Данные, полученные в экспериментальной части исследования, свидетельствуют о весьма непростой ситуации в подразделениях специального назначения.
Вывод: В условиях реформирования и оптимизации численности внутренних войск МВД, когда у военнослужащих идет противоречивый процесс формирования новых представлений и ценностных ориентаций, важную роль играет неформальное педагогическое общение офицеров с подчиненными. Общение и вся система социальнопедагогических условий должны быть приспособлены к солдату и нацелены не только на повышение эффективности и надежности службы спецназовца во внутренних войсках, но и на обеспечение условий для развития и реализации творческих возможностей личности спецназовца. Разрешение некоторых из этих проблем возможно через оптимизацию педагогического общения офицеров с подчиненными в рамках нормативных и педагогических подходов, заключающихся в таком управлении режимами общения в спецназа назначения со стороны командования и субъектов общения, которое организуется на основе учета закономерностей и норм общения, его наиболее адекватных для данных обстоятельств и ситуаций, форм и методов, с целью достижения оптимальных, с точки зрения заданных критериев, взаимодействий офицеров с подчиненными.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акулова, Л.Н. Адаптация студентов факультета физической культуры к условиям обучения в высшей школе / Л.Н. Акулова, В.В. Лобачев, А.И. Бугаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 5 (39). - С. 7-11.
2. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.
3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.
4. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, А.В. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
5. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.
6. Болотин, А.Э. Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей государственного пожарного надзора МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 31-36.
7. Болотин, А.Э. Технология управления развитием юридической грамотности у руководителей государственного пожарного надзора МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 34-39.
8. Болотин, А.Э. Организационно-педагогические условия, необходимые для адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе / А.Э. Болотин, А.В. Токарева, А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 23-28.
9. Болотин, А.Э. Педагогическая технология управления развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры / А.Э. Болотин, Н.Л. Стрельникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 21-25.
10. Бакулев, С.Е. Повышение эффективности прогнозирования успешности спортсменов единоборцев с учетом генетических основ родовой, межвидовой и внутриродовой ориентации / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов, В.А. Чистяков // Вестник спортивной науки. - 2011. - № 2. - С. 35-39.
11. Организация процессного управления спортивной федерацией / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В. Л. Мутко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 3 (37). - С. 3-9.
12. Пашута, В.Л. Факторы, определяющие необходимость использования специального снаряжения для обучения военнослужащих ведению боевых действий / В.Л. Пашута, А.П. Греков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 113-116 .
13. Пашута, В.Л. Факторы определяющие необходимость психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в военно-физкультурном вузе / В. Л. Пашута, Е.Н. Курьянович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 159-163.
14. Таймазов, В.А. Прогнозирование успешности соревновательной деятельности спортсменов с учетом генетических основ тренируемости / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 81-91.
15. Таймазов, В.А. Значение функциональной асимметрии как генетического маркера спортивных способностей боксера / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 22. - С. 72-76.
16. Таймазов, В.А. Развитие системного подхода к изучению деятельности человека / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 (23). - С. 68-76.
17. Чистяков, В.А. Имитационное моделирование в сфере физической культуры /
В.А. Чистяков, Г.З. Аронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып.
21. - С. 83-86.
18. Чистяков, В.А. Магическое число семь - результат информационного взаимодействия человека с внешней средой / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2010. - № 5 (63). - С. 118-122.
19. Чистяков, В.А. Процесс маркетинговой деятельности в сфере физкультурно-
оздоровительных услуг как объект управления / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов, Г.А. Пригода // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 91-100.
20. Чистяков, В.А. Структура педагогической концепции спортизации физического
воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / В.А. Чистяков, О.В. Костромин, О.О. Новосельцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - N° 1 (107). - С. 180-185.
REFERENCES
1. Akulova, L.N., Lobachyov, V.V. and Bugakov A.I. (2008), “Adaptation of students of faculty of physical training to conditions of training in the higher school”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 39, No. 5, pp. 7-11.
2. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2012), “Requirement made to graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
3. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.
4. Bolotin, A.E. and Strelnikova, N.L. (2014), “Pedagogical technology of management of development of communicative abilities in students of higher education institutions of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 21-25.
5. Bolotin, A.E. and Chistyakov A.V. (2013), “Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
6. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Requirement made to professional readiness of experts in protection in emergency situations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.
7. Bolotin, A.E. and Bityutskya, О^. (2013), “Pedagogical model of management of development of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 31-36.
8. Bolotin, A.E. and Bityutskya, О^. (2013), “Technology of management of development of legal literacy at heads of GPN Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 34-39.
9. Bolotin, A.E., Tokareva, A.V. and Pauls, A.A. (2013), “Organizational and pedagogical conditions necessary for adaptation of experts in protection in emergency situations to professional activity during training in higher education institution”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 23-28.
10. Pashuta V. L. and Kuryanovich E.N. (2013), “Factors defining need of the psychologist - pedagogical maintenance of educational process in military sports higher education institution”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 159-163.
11. Bakulev, S.E. Tajmazov, V.A. and Chistyakov, V.A. (2011), “Increase of forecasting effectiveness of success of athletes of martial artists taking into account genetic bases of patrimonial, interspecific and intra patrimonial orientation”, Messenger of sports science, No. 2, pp. 35-39.
12. Aliev, E.G., Andreev, S.N., Mutko, V.L. and Chistyakov, V.A. (2008), “The organization of process management of sports federation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 37, No.
3, pp. 3-9.
13. Pashuta V. L. and Greekov, A.P. (2013), “The factors defining need of use of special equipment for training of the military personnel in conducting combat operations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 113-116.
14. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2005), “Forecasting of success of competitive activity of athletes taking into account genetic bases of a training”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 81-91.
15. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2006), “Value of functional asymmetry as genetic marker of sports abilities of the boxer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 22, pp. 72-76.
16. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2007), “Development of system approach to studying of activity of the person”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 68-76.
17. Chistyakov, V.A., Aronov, G.Z. and Pryhoda G.A. (2005), “The process of marketing activities in the field of health and fitness services, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 18, pp. 91-100.
18. Chistyakov, V.A. and Aronov, G.Z. (2006), “Simulation in the field of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 21, pp. 83-86.
19. Chistyakov V.A. (2010), “Magic number seven is the result of information interaction of the person with the environment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 5, pp. 118122.
20. Chistyakov, V.A., Kostromin, O.V. and Novoseltseva, O.O. (2014) “Structure of the pedagogical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.
Контактная информация: AsrievAS@mail.ru
Статья поступила в редакцию 04.08.2014.
УДК 796; 378.046.4
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И НАРУШЕНИЯ АНТИДОПИНГОВЫХ ПРАВИЛ ДЛЯ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ, ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ И СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ
Константин Алексеевич Бадрак, кандидат педагогических наук, научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры (ФГБУ СПбНИИФК); Вячеслав Александрович Антипов, кандидат педагогических наук, начальник отделения редакторско-издательского отдела, Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации; Елена Георгиевна Разумахина, начальник отдела по спортивно-массовой работе, Комитет по физической
культуре и спорту Санкт-Петербурга
Аннотация
В статье рассматривается проблема подготовки физкультурных кадров по профилактике вредных привычек и нарушения антидопинговых правил для государственных бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования (колледжей и техникумов олимпийского резерва); школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ); государственных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности -ДЮСШ, СДЮШОР; физкультурно-оздоровительных комплексов различных форм собственности и ведомственной принадлежности. Авторы предлагают осуществлять подготовку специалистов в рамках повышения квалификации физкультурных кадров. Организующая роль отводится региональному органу управления физической культурой и спортом, который на тендерной основе определяет учреждение, реализующее образовательную программу подготовки специалистов по профилактике вредных привычек и нарушения антидопинговых правил.
Ключевые слова: спортивный резерв, оздоровительная физическая культура, факторы риска здоровья, вредные привычки, нарушение антидопинговых правил в спорте, повышение квалификации, образовательные программы.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p21-28
TRAINING OF THE SPECIALISTS IN PREVENTION OF HARMFUL HABITS AND ANTI-DOPING RULES VIOLATION FOR THE SPORTS SCHOOLS AND FITNESS
CENTERS
Konstantin Alekseevich Badrak, the candidate of pedagogical sciences, research associate, St. Petersburg Research Institute of Physical Culture; Vyacheslav Aleksandrovich Antipov, the candidate ofpedagogical sciences, chief of editorial and publishing department, St. Petersburg University of the Ministry ofInternal Affairs of the Russian Federation; Elena Georgiyevna Razumahina, head of sports-media work department, the Committee for Physical Culture and
Sports of St. Petersburg
Annotation
This article considers the problem of training the athletic personnel to prevention of the harmful habits and anti-doping rules violation for the state budget educational institutions of the secondary voca-