Научная статья на тему 'Сущность и содержание воинского воспитания курсантов вузов ВВ МВД России'

Сущность и содержание воинского воспитания курсантов вузов ВВ МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1501
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / воинское воспитание / содержание воинского воспитания / внутренние войска мвд россии

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завизионов Ю. Г.

В статье анализируются теоретические взгляды на сущность процесса воинского воспитания курсантов вуза внутренних войск МВД России в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article analyzes theoretical views on essence of a process of cadets" military education at internal troops" high school of Ministry of Internal Affairs in the modern conditions.Я

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание воинского воспитания курсантов вузов ВВ МВД России»

Ю. Г. Завизионов

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ВОИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВВ МВД РОССИИ

Работа представлена кафедрой военной педагогики и психологии Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор, В. Я. Слепое

В статье анализируются теоретические взгляды на сущность процесса воинского воспитания курсантов вуза внутренних войск МВД России в современных условиях.

The author of the article analyzes theoretical views on essence of a process of cadets’ military education at internal troops’ high school of Ministry of Internal Affairs in the modern conditions.

Известно, что каждый курсант обладает определенным, присущим только ему уровнем качественных характеристик и, естественно, требует индивидуального подхода. Создание системы индивидуальной воспитательной работы по формированию профессиональных качеств личности курсанта - одно из важнейших педагогических условий повышения эффективности и качества процесса воинского воспитания.

Непременным условием повышения эффективности воинского воспитания курсантов, как показывает практика, являются: стиль жизни, личный пример всех категорий воспитателей, их общая и военно-профессиональная культура, эрудиция, личный пример выполнения воинского долга, высокой ответственности за состояние дел в области воинского воспитания; умение на практике проявлять мужественные действия и поступки, показывать единство слова и дела.

Особенности воинского воспитания взрослого человека непосредственно связаны с реализацией на практике принципа социальной справедливости, целенаправленного использования в воспитательных целях ритуалов, празднования торжественных дат, юбилейных событий, отме-чания героических поступков, а также с четко обоснованным, мотивированным

стимулированием поведениями деятельности курсантов.

Учет указанных общих особенностей, как правило, позволяет всем категориям воспитателей более целенаправленно и эффективно организовывать учебно-воспита-тельный процесс, определять и уточнять содержательные аспекты воинского воспитания и осуществлять качественное методическое обеспечение.

Будущему офицеру недостаточно иметь специальные теоретические знания. Он должен быть умелым руководителем, вдумчивым психологом и педагогом, способным в экстремальных условиях применять приобретенные знания, глубоко осмысливать социальные процессы, протекающие в воинских коллективах, самостоятельно делать правильные выводы и применять взвешенные решения, активно влиять на моральнопсихологическое состояние своих подчиненных.

Определение сущности воинского воспитания курсантов позволяет выделить три основных критерия:

1) военно-профессиональный критерий -характеризует уровень профессиональной подготовленности будущего офицера к выполнению своих должностных обязанностей;

2) психологический критерий - определяет уровень психологической готовности

(волевой мобилизованности и решимости) действовать в боевой (военной) обстановке по выполнению поставленной задачи;

3) критерий боевой (служебной) активности - является интегрирующим критерием, характеризующим уровень эффективности практической деятельности, настроенности будущего офицера на реализацию служебных и боевых задач.

Воинское воспитание - процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воинского воспитания превращается в близкий и понятный воспитаннику жизненный рубеж.

Процесс воинского воспитания многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своими совокупными действиями сложность данного процесса.

Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых живет и формируется личность будущего офицера, помогает успешно решать задачи воинского воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают меры организованной воспитательной деятельности и объективные условия, тем успешнее осуществляется формирование личности офицера.

Особенность процесса воинского воспитания проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, - это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальность, характер, отношение к подчиненным.

Процесс воинского воспитания длительный. Даже при его четкой организации рассчитывать на быстрые успехи невозможно, ибо для процесса воинского воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Оно ведется непрерывно - в процессе учебы, всей воинской жизни, как в условиях мирного времени, так и в условиях войны. На занятиях по тактике, при изу-

чении уставов, оружия или боевой техники, в ходе специальных тренировок и учений курсанты постоянно вырабатывают у себя определенные качества, необходимые в бою.

Процесс воинского воспитания комплексный. Комплексность означает: подъем и совершенствование воспитательной работы во всех сферах жизни общества и внутренних войск; единство целей, задач, содержания, методов воспитания, подчинение их идее подготовки профессионального военного; усиление воспитательной роли учебно-служебной деятельности; объединение усилий всех участников воспитательного процесса в военно-учебном заведении.

Исследование, проводившееся в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России, показало, что более половины опрошенных преподавателей и офицеров факультетов института рассматривают воинское воспитание как целенаправленный процесс формирования и развития у курсантов военно-профессиональных и морально-боевых качеств, необходимых при несении повседневной воинской службы и в боевой обстановке. При этом каждый третий респондент понимает воинское воспитание как специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемого либо как процесс вооружения курсантов военными знаниями, развития у них умения действовать в соответствии с требованиями воинских уставов. Наиболее педагогически подготовленные отметили, что воинское воспитание - процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие военнослужащих в целях формирования у них качеств, необходимых для воинской службы. Такой разноплановый подход преподавателей и офицеров батальонов к трактовке сущности и содержания воинского воспитания обусловливается недостаточной научной разработкой проблем воинского воспитания в целом.

Не отрицая диалектики взаимосвязи общего и особенного в понимании сущности воинского воспитания, принимая во внима-

ние различные подходы к его изучению и толкованию, автором предлагается под воинским воспитанием понимать процесс систематического и целенаправленного воздействия на психологию личности военнослужащего в целях формирования и развития таких военно-профессиональных и морально-боевых качеств, которые необходимы ему для выполнения служебных обязанностей в мирное и военное время.

Изучение источниковой базы, практики воинского воспитания позволяет систематизировать научное педагогическое знание о воинском воспитании в целостную и относительно самостоятельную педагогическую теорию воинского воспитания военнослужащих, являющуюся составной частью военно-педагогической теории, но имеющую специфические особенности.

При этом авторы полагают, что к признакам любой теории относятся: целостность и взаимообусловленность закономерностей и принципов; логическая упорядоченность структурных элементов теории (идея, объект, предмет, категория, понятие и др.); относительная полнота содержания теоретических положений; возможность к дальнейшему развитию и саморазвитию по мере пополнения новыми научными фактами и теоретическими положениями.

Объектом педагогической теории и практики воинского воспитания является процесс формирования и развития у военнослужащих военно-профессиональных и морально-боевых качеств, которые необходимы им для выполнения служебных обязанностей и воинского долга в мирное и военное время.

Данная теория оперирует многочисленными категориями. Укажем такие качества, как дисциплина, дисциплинированность, дисциплинарная практика, уставной порядок, отвага, мужество, воинская честь и достоинство, воинский долг, боевой дух, военный профессионализм, воинское мастерство, стойкость, войсковое товарищество, храбрость, боевая смекалка, уверенность в победе, находчивость, самопожер-

твование, верность военной присяге и боевым традициям, гордость за принадлежность к внутренним войскам МВД и к своей части и др.

Воинское воспитание курсантов как педагогический процесс - системное явление. Под сущностью системы воинского воспитания курсантов военных учебных заведений следует понимать совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих единый, целостный, непрерывный процесс формирования и развития военнослужащих, воинских коллективов, их морально-боевых и профессиональных качеств, необходимых будущему офицеру для успешного выполнения служебных обязанностей в мирных и боевых условиях.

Воинское воспитание курсантов осуществляется на основе положений и требований, изложенных в Конституции и законах Российской Федерации, указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации, общевоинских уставах и военной присяге, приказах и директивах соответствующих командиров (начальников).

Воинское воспитание курсантов должно основываться на боевых традициях и национальных особенностях, преемственности в развитии духовных ценностей, содержать в себе демократические начала в отношениях между военнослужащими, начальниками и подчиненными.

Воинское воспитание носит системный характер и имеет свою внутреннюю логику, осуществляется всеми категориями воспитателей (командирами, начальниками, преподавателями), пронизывает все сферы воинской деятельности. В воинском воспитании особенно важно использовать передовой опыт воспитательной работы в войсках, рекомендации военной психологии и военной педагогики, а в его содержании учитывать особенности воинской службы во внутренних войсках.

Основными структурными элементами данной системы являются: цели, задачи, содержание, субъект и объект воспитания,

принципы, формы, методы и средства педагогического воздействия; совокупность факторов, влияющих на процесс воинского воспитания; механизм согласования педагогических усилий воспитателей по подготовке офицера-профессионала; различные виды обеспечения организации системы воинского воспитания.

Характерные черты процесса воинского воспитания курсантов: военно-профессиональная направленность; практический характер работы по воинскому воспита-нию, ее тесная связь со всей учебной и служебной деятельностью курсантов; органическое единство теоретической и практической подготовки; направленный характер учебно-воспитательной работы в строгом соответствии с требованиями воинских уставов; ведущая роль командиров

(начальников) в осуществлении процесса воинского воспитания будущих офицеров.

Сущность системы воинского воспитания определяется ее ценностными основами. Система ценностей воинского воспитания претерпевает определенные изменения в процессе исторического развития общества и его армии и внутренних войск. Ход общественных преобразований в стране, практика работы органов военного управления по воспитанию военнослужащих дают достаточные основания утверждать, что в настоящее время основными ценностными приоритетами воинского воспитания военнослужащих (курсантов) являются:

• государственность - защита социально-экономических, геополитических, национальных, духовных интересов россиян, суверенитета и целостности страны, верность Конституции и законам РФ, защита конституционных прав и свобод граждан РФ;

• патриотизм - любовь к Родине, национальное самосознание, верность воинскому долгу;

• долг - добросовестное отношение к военной службе, воинская честь и достоинство, мужество, следование лучшим воинским традициям, войсковое товарищество,

готовность с оружием в руках защищать свое Отечество, свой народ и др.;

• профессионализм - воинское мастерство, правовая культура, умелое владение оружием и боевой техникой, боевая выучка, строевая выправка и др.

Результатом процесса воинского воспитания как системы в целом являются: высокие военно-профессиональные, моральнобоевые физические качества выпускников вуза ВВ МВД и их способность и готовность выполнять свои служебные обязанности на офицерских должностях в войсках; твердый уставной порядок в роте, батальоне; сплоченность курсантских коллективов, здоровый нравственный психологический климат в каждом из них.

Исходным элементом системы воинского воспитания выступают ее цели. Основная, приоритетная цель воинского воспитания курсанта - превращение молодого человека, впервые пришедшего на военную службу, в дисциплинированного, сильного духом и физически подготовленного офи-цера, освоившего свою военную профессию, хорошо владеющего оружием и вверенной ему боевой техникой, способного руководить подчиненными в мирных и боевых условиях.

Указанная целевая установка конкретизируется в задачах воинского воспитания курсантов. Приведем основные из них. Формирование и развитие морально-боевых качеств (готовность беспрекословно выполнить приказ, чувство офицерского долга, стойкость, мужество, отвага, психологическая готовность к преодолению трудностей военной службы, действиям в обстановке современного боя, общая и правовая культура, войсковое товарищество, решительность, уверенность в победе, смелость, физическая выносливость, самопожертвование и др.); совершенствование военно-профессиональных качеств (воинское мастерство, дисциплинированность, умелое владение оружием и боевой техникой, военная выправка, бдительность, инициатива, находчивость, боевая активность, бое-

вая выучка); поддержание в курсантских коллективах строгого уставного порядка; готовность беспрекословно выполнить приказ; воспитание чувства воинского долга, чести, гордости за службу во внутренних войсках, положительного отношения к ратному труду, подлинного доверия курсантов друг другу, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы; развитие ответственности за выполнение воинского долга.

Воинское воспитание курсантов строится на основе ряда исходных положений, которые в концентрированном виде отражают главные требования к организации работы по воинскому воспитанию, ее совершенствованию, методике и управлению основными звеньями. Такие специфические требования выражены в принципах, представляющих собой установленные органами военного управления, а также выработанные педагогическим опытом, войсковой практикой наиболее общие руководящие положения и правила, на основе которых осуществляется процесс воинского воспитания.

Принципами воинского воспитания являются: воспитывать у курсантов те качества, которые необходимы для выполнения своих функциональных обязанностей; единство обучения и воспитания; воспитывать в ходе выполнения учебных и боевых задач; сочетание требовательности с уважением личного достоинства; единство теории и практики; дифференцированный и индивидуальный подход; согласованность и преемственность воспитательных воздействий, воспитание в коллективе и через коллектив, личный пример в словах и делах и др.

Важную роль в теории и практике воинского воспитания играют методы. Методы - это способы, приемы воздействия на курсантов и курсантские коллективы, используемые командирами (начальниками), преподавателями, офицерами воспитательных структур военно-учебных заведений в целях выработки у курсантов заданных целью воинского воспитания качеств.

В практике воинского воспитания используются следующие группы методов.

1. Методы изучения субъектов и объек-тов воспитания: целенаправленное наблюдение за курсантами, изучение личности по документам, биографический метод, анализ практической деятельности военнослужащих, изучение независимых характеристик, тестирование, письменные и устные опросы, индивидуальные (групповые) беседы и др.

2. Методы воспитательных воздействий и взаимодействий: убеждение, пример, упражнение, принуждение, включение курсантов в различные виды деятельности, поощрение, критика и самокритика и др.

3. Методы профилактики и перевоспитания курсантов: переучивание, переубеждение, «реконструкция характера», «разрыв нежелательных контактов», самоуправление и др.

Важную роль в системе воинского воспитания курсантов играют воспитательные средства. К ним относятся: различные виды воинской деятельности в военно-учебном заведении (подразделении), моральное и материальное стимулирование, технические средства воспитания, педагогическая среда и ее предметы и др.

Рассмотренные методы и средства воинского воспитания реализуются в следующих формах, используемых в военных учебных заведениях: военно-профессиональная и военно-историческая подготовка; информирование; строевая и физическая подготовка; несение гарнизонной и караульной службы; создание в учебном заведении образцового порядка в организации и службе; учебные и боевые стрельбы; тактические и специальные учения; войсковая стажировка; принятие Кодекса чести курсанта военно-учебного заведения; собрания с различными категориями курсантов по вопросам воинского воспитания; вечера вопросов и ответов; уроки мужества; научно-практические конференции, заседания ученых советов вуза по проблемам воин -ского воспитания курсантов; обсуждение на заседаниях кафедр вопросов, связанных с участием преподавателей в воспитательном процессе; тематические вечера; показ кинофильмов; лекции и беседы; прослушивание и просмотр теле- и радиопередач патрио-

тической направленности; ритуалы, посвященные празднованию дней воинской славы (победных дней) России; дней внутренних войск и института; ритуалы, связанные с присвоением первичного воинского звания «лейтенант» и выпуском из военноучебных заведений молодых офицеров; встречи с ветеранами Великой Отечествен -ной войны, участниками боевых действий в Афганистане, Чечне; экскурсии по местам боевой славы; посещение музеев, выставок, комнат боевой славы; участие в проведении знаменательных военно-исторических событий и дат; забота и уход за памятниками героев и местами захоронений воинов; работа в патриотических клубах и поисковых отрядах; налаживание взаимодействия между военно-учебными заведениями и Русской Православной Церковью; установление тесного контакта с казачеством и др.

В практике организации воинского воспитания курсантов постоянно существует расхождение между желаемым (необходимым) результатом и конечным продуктом воспитательного процесса. Оно возникает вследствие всевозрастающих требований к воинскому воспитанию, а также наличия недостатков и упущений в деятельности субъектов воспитания, которые воспринимают это несоответствие как разницу между существующим и желаемым состоянием организации воинского воспитания будущих офицеров.

Реальная трудность, проблемная ситуация составляют основу педагогической задачи в процессе организации и проведения воспитательной работы в военно-учебном заведении. Диалектика развития процесса воинского воспитания предполагает преодоление этих трудностей в ходе решения усложняющихся организационных педагогических задач.

Процессу воинского воспитания курсантов военно-учебного заведения присущи свои противоречия. Разрешение их означает повышение эффективности воспитательной работы. Проводившиеся исследования выявили две основные группы противоречий.

Первая группа включает противоречия между современными требованиями к во-

инскому воспитанию и возможностями их реализации. Эти противоречия являются специфическим выражением постоянно растущих требований общества, военной науки, боевой техники, оружия и войны к военно-профессиональным и морально-боевым качествам офицерского корпуса.

Главное условие разрешения рассматриваемой группы противоречий заключается в создании обществом и государством благоприятных социально-экономических, политических, правовых, военно-технических и духовно-нравственных условий в армии и внутренних войсках, необходимых для успешного решения учебно-воспитательных

Вторая группа противоречий включает противоречия собственно педагогического характера. Прежде всего это противоречия между: современными задачами воинского воспитания и возможностями их решения; сложностью процесса воинского воспитания и стремлением воспитателей быстро получить положительные результаты, рекомендации, методики; современными требованиями к организации и проведению работы по воинскому воспитанию и недостаточным уровнем профессионально-педагогической подготовленности субъектов воспитания; новыми задачами, объективно возникающими в практической деятельности по воинскому воспитанию курсантов, и невозможностью их решения старыми способами; теоретической и практической подготовкой субъектов воинского воспитания; требованиями к военнослужащим, изложенными в Конституции РФ и общевоинских уставах, и повседневным воздействием на них реальной служебной обстановки.

В разрешении второй группы противоречий первостепенная роль принадлежит командованию военно-учебного заведения, ротным и батальонным офицерам, офицерам воспитательных структур, преподавателям. Многое зависит от их способности правильно организовать процесс воинского воспитания курсантов, обеспечить его военно-профессиональную на -правленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.