2012.02.039
Жизненные обстоятельства привели к тому, что примерно 10% филиппинцев живут за пределами родной страны, у многих двойное гражданство, поэтому ориентироваться в описании нации на территориальные границы на политической карте - значит за-ужать подход. Национальное государство, считает автор, не обязательно должно иметь фиксированную территорию, и граждане такого государства «не политическая общность с реальным контактом граждан внутри жестких границ, а политическая общность, которая представляет себя суверенной, основанной на родстве» (с. 284). Это во многом относится и к Филиппинам, границы которых с остальным миром «зыбки и неопределенны» (с. 285), а сами филиппинцы склонны к работе за границей, потому что «три с половиной века испанского владычества и 50 лет американского контроля освободили филиппинцев от чувства национальной принадлежности к своей земле» (с. 285).
Строительство филиппинской нации имеет морскую метафору: все филиппинцы - это и экипаж и пассажиры одной лодки, это своего рода баркада - социальная общность равных. Неспособность государства удовлетворить запросы своих граждан сделала эмиграцию и работу за рубежом предпочтением или необходимостью для слишком большого числа филиппинцев. Сформировалась своеобразная идея, вокруг которой и сплачивается народ: индивидуальный поиск счастья в масштабе всей страны. И тогда метафора «все мы - в одной лодке» отчасти теряет свою метафоричность, когда слишком многие оказываются либо мореходами, либо пассажирами судов, уносящих их в океанские просторы.
Ю.В. Чайников
РЕЛИГИЯ
2012.02.039. СИН С. ИУДАИЗМ В КИТАЕ.
XIN X. Tracing Judaism in China // Social sciences in China. - Beijing, 2010. - Vol. 31, N 1. - P. 130-161.
Автор (Нанкинский университет, КНР) рассматривает проблему «китайского иудаизма». Поскольку иудаизм не принадлежит к числу религий, стремящихся вербовать новых прозелитов, иудейские общины в Китае почти исключительно состояли из переселившихся в эту страну иудеев (и их потомков). Первые докумен-
2012.02.040
тальные свидетельства присутствия иудеев в Китае относятся к VIII в. н.э. Это: 1) письмо от некоего торговца-иудея к единоверцу (обнаружено М.А. Штейном в 1901 г.); 2) страница из иудейского молитвенника, найденная П. Пельо в 1908 г. Самое раннее историческое сообщение о китайских иудеях можно найти у арабского географа и путешественника Абу Зайда. Позднее об иудейских общинах в китайских городах упоминали Марко Поло, францисканец Иоанн да Монте Корвино, Жан де Мариньолли, арабский путешественник Ибн Баттута и др. Часть иудеев прибыла в Китай с торговыми целями, другая попала туда в результате пленения монголами. За исключением иудейской общины Кайфына все прочие почти бесследно канули в лету, растворившись в китайском большинстве.
Кайфынская община, судя по сохранившимся документам, придерживалась раввинистического ортодоксального иудаизма се-фардской традиции. Тем не менее это не помешало общине в начале XVII в. предложить занять вакантное место главного раввина католическому священнику Матео Ричи (при условии, что он воздержится от употребления в пищу свинины). Веру о. Матео в то, что пришествие Мессии в мир уже имело место, местные иудеи рассматривали как его персональную идиосинкразию, не имеющую кардинального значения.
«Иудаизм - это не только и не столько система религиозных верований иудеев, сколько то, что представляется более важным, зримые формы их повседневной жизни... Это делает иудаизм похожим на конфуцианство, которое лежит в сердцевине китайской культуры... и превратилось для китайцев, по сути дела, в их образ жизни» (с. 131).
К.Б. Демидов
2012.02.040. УИЛКИНСОН Р. НИСИДА И ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
WILKINSON R. Nishida and Western philosophy. - Ashgate: Farnham survey, 2009. - VII, 175 p.
Английский японовед анализирует наследие крупнейшего японского философа первой половины ХХ в. Нисида Китаро (18701945) и влияние на него западной философии. Нисида пытался передать в западной философской стилистике свой дзэн-буддийский опыт молодых лет. После неудачи в использовании концептуаль-