Научная статья на тему '2012. 02. 040. Уилкинсон Р. Нисида и западная философия. Wilkinson R. Nishida and Western philosophy. - Ashgate: Farnham survey, 2009. - VII, 175 p'

2012. 02. 040. Уилкинсон Р. Нисида и западная философия. Wilkinson R. Nishida and Western philosophy. - Ashgate: Farnham survey, 2009. - VII, 175 p Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
58
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА КИТАЙ / СИНЬХАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1911-1912 ИСТОРИОГРАФИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 02. 040. Уилкинсон Р. Нисида и западная философия. Wilkinson R. Nishida and Western philosophy. - Ashgate: Farnham survey, 2009. - VII, 175 p»

тальные свидетельства присутствия иудеев в Китае относятся к VIII в. н.э. Это: 1) письмо от некоего торговца-иудея к единоверцу (обнаружено М.А. Штейном в 1901 г.); 2) страница из иудейского молитвенника, найденная П. Пельо в 1908 г. Самое раннее историческое сообщение о китайских иудеях можно найти у арабского географа и путешественника Абу Зайда. Позднее об иудейских общинах в китайских городах упоминали Марко Поло, францисканец Иоанн да Монте Корвино, Жан де Мариньолли, арабский путешественник Ибн Баттута и др. Часть иудеев прибыла в Китай с торговыми целями, другая попала туда в результате пленения монголами. За исключением иудейской общины Кайфына все прочие почти бесследно канули в лету, растворившись в китайском большинстве.

Кайфынская община, судя по сохранившимся документам, придерживалась раввинистического ортодоксального иудаизма се-фардской традиции. Тем не менее это не помешало общине в начале XVII в. предложить занять вакантное место главного раввина католическому священнику Матео Ричи (при условии, что он воздержится от употребления в пищу свинины). Веру о. Матео в то, что пришествие Мессии в мир уже имело место, местные иудеи рассматривали как его персональную идиосинкразию, не имеющую кардинального значения.

«Иудаизм - это не только и не столько система религиозных верований иудеев, сколько то, что представляется более важным, зримые формы их повседневной жизни... Это делает иудаизм похожим на конфуцианство, которое лежит в сердцевине китайской культуры... и превратилось для китайцев, по сути дела, в их образ жизни» (с. 131).

К.Б. Демидов

2012.02.040. УИЛКИНСОН Р. НИСИДА И ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

WILKINSON R. Nishida and Western philosophy. - Ashgate: Farnham survey, 2009. - VII, 175 p.

Английский японовед анализирует наследие крупнейшего японского философа первой половины ХХ в. Нисида Китаро (18701945) и влияние на него западной философии. Нисида пытался передать в западной философской стилистике свой дзэн-буддийский опыт молодых лет. После неудачи в использовании концептуаль-

ной основы западной философии для этой цели он пытался создать свою собственную философскую систему. Он стремился преобразовать интуитивный опыт восточной философии в философию западного образца.

По мнению автора, дзэн-буддизм - это целостные, исторически неизменные представления о времени, об эпистемологии, и поэтому можно употреблять такие термины, как «дзэнское время», «дзэнская эпистемология», «дзэнский опыт», и вообще, «базовая позиция дзэн никогда не менялась» (с. 3).

Исходя из такого понимания, Уилкинсон анализирует влияние дзэн на философию Нисиды в его ранних работах «Учение о добре» (1911) и «Интуиция и размышление в самопробуждении» (1917).

В первой центральное место занимает теория «чистого опыта», т.е. опыта познания фактов жизни таковыми как они есть, ибо человек как творческий элемент наделен «абсолютной свободой воли» в средоточии творческого познания мира. При создании этой теории Нисида испытал сильное влияние английского эмпиризма и философии Уильяма Джеймса (1842-1910) с ее психологической ориентацией. Теория ставила своей целью определение ценности религиозного опыта. Для достижения этой цели философ должен преодолеть дихотомизм, отказавшись от значимого признания таких противоположностей, как субъект и объект, тело и душа, время и пространство. С преодолением этого дихотомизма открывается возможность для метафизического пути к оценке непосредственного опыта, без вмешательства рассудка. По Нисиде, «чистый опыт» -это реализация «истинного "я"». Уилкинсон считает, что понятие «чистый опыт» эквивалентно буддийскому «сатори» (просветление, пробуждение). Во второй работе он продолжил следование этой теории, опираясь на учение французского философа Анри Бергсона (1859-1949).

Следующий этап философской деятельности Нисиды связан с изучением природы человеческого самосознания в терминах логики «басё» (место, пространство), являющегося «предикатом предикатов», истинно универсальным, трансцендентным местом, где субъект и предикат взаимно включены друг в друга («От деяния к видению», 1927).

Басё содержит три категории: «басё бытия», «басё относительной пустоты» и «басё абсолютной пустоты». Первое басё составляет основу, поддерживающую существование всех вещей в пространстве. Феноменальный мир, образуемый их формами и материей, должен занимать определенное пространство. Все вещи, находящиеся в этом пространстве, зависят от «басё бытия» как фундаментального ограничения их существования. Но в основе «басё бытия» лежит другое, невидимое басё - «басё относительной пустоты». Через него «басё бытия» связывается с «басё абсолютной пустоты», являющимся истинно трансцендентным и истинно универсальным.

Хотя некоторые исследователи предполагают, что Нисида в философских позициях опирался на учение буддийской школы йо-гачара, Уилкинсон утверждает, что ему была близка парадоксали-стская логика школы праджняпарамита, имевшая сильное влияние на дзэнские традиции. Нисида взаимосвязывает индивидов как «противоречивые идентичности».

В раннем философском творчестве Нисида делал акцент на сознании, признавая его единственной реальностью и утверждая, что все в мире является всего лишь манифестациями его.

Тема самоидентификации противоречий в сознании заняла ведущее место в позднем творчестве Нисиды, но разрабатывал он ее с новых позиций, появление которых, возможно, было связано с критикой его японскими философами-марксистами и Танабэ Хад-зимэ (1885-1962). Его интересовал реальный исторический мир, и это свидетельствует о том, что Нисида не отрекался от западной философии и ввел ее категории в японскую философию, для доминировавших в которой дзэнской и буддийской традиций они были почти неизвестны. Обратясь к реальному историческому миру, в котором взаимодействовали противоречивые индивиды, Нисида перешагнул границы традиционных буддийских идей.

М.Н. Корнилов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.