только в тех сферах, в которых без этого нельзя обойтись. В результате выгоду получат как потребители, так и предприятия.
Е.Е.Луцкая
2004.04.040. ВЕЙЛЛ Л. ЭФФЕКТИВНОСТЬ БАНКОВ В ПЕРЕХОДНЫХ ЭКОНОМИКАХ.
WEILL L. Banking efficiency in transition economies: The role of foreign ownership // Economics of transition. - Oxford, 2003. - Vol.11. - N 3. -P.569-592.
В статье проводится сравнительный анализ деятельности приватизированных государственных и частных иностранных банков в странах с переходной экономикой (на примере Чехии и Польши).
В период централизованного планирования, отмечает автор, банковская система социалистических стран состояла из банков, сочетающих в себе функции центрального банка и функции кредитования производителей. Государство направляло денежные средства в экономику без учета их производственного назначения. В Польше банковская реформа была проведена в 1989 г. Главный банк был разделен на центральный и девять региональных банков, которые унаследовали портфель активов основных государственных предприятий на периферии. Однако данная реформа не решила структурных проблем банков, поскольку руководство государственных коммерческих банков продолжало выдавать кредиты государственным компаниям, не учитывая при этом реальные перспективы выплат по этим долгам. Период рецессии в Польше, последовавший за «шоковой терапией» 1990 г., резко обострил данную проблему: в 1993 г. доля просроченных кредитов достигла 31% суммы выданных кредитов (с.572).
Правительство Польши приняло решение о реструктуризации государственных предприятий и банков для изменения финансовой ситуации. Целями реструктуризации до 1996 г. были: рекапитализация банков и решение проблемы просроченных кредитов. Это было важнее приватизации государственных банков. Правительство провело единовременную рекапитализацию банков, возместив им все кредитные долги на конец 1991 г. Автор рассматривает резултаты такого вливания финансовых средств в банковскую систему как положительные, поскольку доля просроченных кредитов 11 крупнейших банков сократилась с 27% в 1992 г. до 9% в 1996 г. (с.572).
Параллельно правительство Польши начало приватизацию банков. К 1996 г. планировалось приватизировать девять региональных государственных банков, однако к концу 1997 г. было приватизировано лишь четыре из них. Эта приватизация дала возможность западным банкам выйти на польский банковский рынок, поскольку власти Польши обратились с просьбой к иностранным банкам участвовать в капитале недавно приватизированных банков. Как результат к 1999 г. иностранные банки стали играть доминирующую роль, сосредоточив в своих руках 60% всех банковских активов.
После свержения коммунистического режима власти Чехии, как и Польши, решили реформировать «монобанковскую» систему. Количество банков резко увеличилось в первые годы переходного периода - с 9 в 1989 г. до 52 в 1993 г. - в основном вследствие непродуманной политики регулирования. В эти годы несколько иностранных банков обосновались на банковском рынке, в частности, специализирующиеся на инвестиционных услугах и предоставлении услуг частным компаниям и гражданам с высоким уровнем доходов. За этим в 1993 г. последовало ужесточение правил регулирования с целью предотвращения массового банкротства банковской системы (с.572-573).
Автор обращает внимание на две проблемы. Во-первых, только что созданные банки испытывали трудности из-за недостаточности капитала и возрастающей конкуренции. Во-вторых, сохранялась высокая доля просроченных кредитов у крупнейших банков.
В отношении мелких банков Чешский центральный банк в 1994 г. принял решение о сокращении выдачи новых банковских лицензий. Программа улучшения финансовой ситуации для мелких и средних банков была принята в 1996 г. для предотвращения их банкротства: у 15 банков были отозваны лицензии, другим были поставлены условия об увеличении капитала.
Для разрешения проблемы все возрастающей доли просроченных кредитов в 1993 г. была создана специальная структура «КошоШаст Вапка», куда была переведена основная часть кредитных долгов крупнейших банков. Таким образом, кредитные портфели чешских банков были подготовлены для приватизации. Однако приватизация не была проведена в ближайшие годы, хотя существенная часть капитала крупнейших чешских банков была распродана.
Трудности чешской экономики, которые сопровождались неэффективным управлением банками и сохранившейся зависимостью круп-
нейших государственных банков от ведущих государственных предприятий, привели в 1997 г. к тому, что 30% всех выданных кредитов оставались просроченными. В 1998 г. чешское правительство наконец приняло программу приватизации банков: четыре банка планировалось приватизировать к 2000 г.
Автор особо отмечает опасности, связанные с проникновением иностранного капитала в банковский сектор. Иностранные банки стремятся, например, из-за нехватки разветвленной сети отделений обслуживать крупнейших производителей, оставляя средние и мелкие предприятия на откуп локальным банкам. Это в дальнейшем увеличивает риски местных банков и приводит к кредитному нормированию средних и мелких предприятий, замедляя тем самым экономическую активность в целом. Однако ситуация в Восточной Европе развивается, на его взгляд, таким образом, что иностранные банки, овладев крупнейшими бывшими государственными банками, проникают и на более низкие уровни банковской системы. Они все больше кредитуют мелкое производство. Соответственно эти иностранные банки не представляют опасности в среднесрочной перспективе.
Другую опасность представляет угроза финансовой дестабилизации в случае изменения экономической ситуации. Автор указывает на возможность распространения кризиса из-за рубежа на национальную экономику. Это не означает, что любой иностранный банк представляет такую угрозу для национальной экономики. Крупные иностранные банки обычно имеют диверсифицированный портфель активов и действует в разных странах мира, что позволяет им стабильно работать даже в кризисные годы. Поэтому в целом автор оценивает положительно участие иностранного капитала в финансовых системах переходных экономик.
В связи с возрастающей ролью, которую играет иностранный капитал в банковском секторе переходных экономик, автор анализирует влияние структуры собственности на эффективность банков в Чехии и Польше.
По его мнению, это влияние в обеих рассматриваемых странах было положительным. Повышение эффективности банков по основным показателям объемов операций и по структуре деятельности было обусловлено именно влиянием иностранного капитала.
Основной вывод, к которому приходит автор, заключается в том, что степень открытости банковского сектора для иностранного капитала
играет крайне позитивную роль в их деятельности и благоприятно воздействует на макроэкономическую ситуацию в целом.
Н.П.Кононкова
2004.04.041. БАРТЛЕТ В. ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКИХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В БОСНИИ, МАКЕДОНИИ И СЛОВЕНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.
BARTLET V. Prepreke razvoju malh i srednjih preduzeca u Bosni, Makedonji i Sloveniji: Komparativna analiza // Екон. анали. - Београд, 2003. - Г.44, N 156. - С.7-20.
Сотрудник университета Бристоля (Великобритания) анализирует данные исследования, посвященного развитию мелких и средних предприятий (МСП) в Боснии, Македонии и Словении. Работа основана на опросах владельцев МСП (от 2 до 250 работников) всех отраслей, кроме сельского хозяйства.
В настоящее время ключевая роль МСП в переходный период, отмечает автор, общепризнана. Процесс перехода к рыночной экономике подразумевает перераспределение ресурсов из государственного в частный сектор либо путем приватизации существующих государственных предприятий, либо путем создания новых частных фирм. До последнего времени в исследованиях, посвященных переходному периоду, основное внимание уделялось первому механизму. Однако приватизация и реструктуризация крупных и долгое время существующих предприятий не дала ожидаемых результатов. И это неудивительно в свете последних исследований западных рыночных экономик, согласно которым их наиболее динамичным сектором являются МСП.
Эмпирические исследования, проводившиеся во многих странах, показывают, что мелкие предприятия растут быстрее крупных. Существует несколько возможных объяснений этого феномена. Во-первых, не будучи уверены в величине своих издержек, мелкие предприятия выходят на рынок в момент, когда их величина меньше минимально эффективной, чтобы со временем ее достигнуть. Во-вторых, их гибкость и адаптивность служит им защитой от крупных предприятий, преимуществом которых является экономия на масштабах. В-третьих, крупные предприятия сталкиваются с проблемой расходов на управление и координацию, возрастающих по мере развития предприятия. В-четвертых, страны с развитой рыночной экономикой проводят активную политику поддерж-