ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Иностранные банки: стратегия проникновения на рынок
С. Р. Моисеев,
кандидат экономических наук, директор Центра экономических исследований Московского международного института эконометрики, информатики,
финансов и права (ММИЭИФП)
Участие иностранных банков в национальных банковских системах начало распространяться с середины 1990-х гг. До того времени внешнеэкономическая либерализация ограничивалась международной торговлей. После заключения соглашений в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) о либерализации финансовых услуг большинство стран сняло ограничения на деятельность иностранных банков. Первоначально иностранные банки предпочитали работать только в международных финансовых центрах развитых стран. Однако в ходе приватизации банковского сектора иностранные банки проникли в развивающиеся страны. Иностранные банки заняли лидирующие позиции на рынках Восточной Европы и Латинской Америки. В меньшей степени про-
Пппумпия"
ЬрачипщС
Чили
I
яргентина
-50
-30
-10
10
%
□ Госбанки □Приватизированные банки □Иностранные банки
Рис. 1. Изменение структуры банковских активов по собственности в странах Латинской Америки (1995-2000 гг.)
никновение иностранных банков на местные рынки затронуло Азию и Африку.
ПОКОРЕНИЕ БАНКОВСКИХ РЫНКОВ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
Вначале 1990-х гг. банковский сектор Латинской Америки был полностью закрыт для иностранцев. Банковские системы состояли из многочисленных местных банков. В капитале большинства из них государство принимало участие в лице общенациональных и местных органов власти. После череды финансовых кризисов в середине 1990-х гг. иностранные банки были допущены на внутренний рынок в целях рекапитализации банковского сектора. Локальная финансовая система остро нуждалась в консолидации и денационализации. Крупнейшие приобретения в регионе иностранные банки осуществили в 1995 г. Иностранные банки ориентировались на приобретение контрольных пакетов банков с развитой розничной сетью.
Во второй половине 1990-х структура собственности в
30
50
банковском секторе значительно изменилась (рис. 1). Государственный и национальный частный капитал уступил место иностранному. Обширную экспансию иностранных банков можно было наблюдать в Чили, Колумбии, Мексике и Перу. В странах с историческим доминированием государственных банков, таких как Бразилия, проникновение иностранных банков происходило за счет приватизации. В Аргентине и Венесуэле иностранные банки проникали на местный рынок в результате приватизации и покупки пакетов акций крупных банков у частных акционеров.
В сравнении с другими рынками в экономиках Юго-Восточной Азии иностранные банки играют небольшую роль. Местные власти по политическим мотивам ограничивают доступ иностранных банков на рынок розничных банковских операций. Международные финансовые центры Гонконг и Сингапур специально создавали тепличные условия для местных банков, стремясь создать из них достойных конкурентов иностранным банковским гигантам. В большинстве стран Азии ограничения продолжают сохраняться по количеству иностранных банков и их филиалов. После финансового кризиса в Юго-Восточной Азии 1997-98 гг. банковский рынок многих стран региона был либерализован (за исключением Малайзии).
Покорение иностранными банками Центральной и Восточной Европы является ярким примером успешной экспансии. В настоящее время в постсоветской Европе иностранные банки контролируют около 60% банковского сектора. Выход иностранных банков на восточно-европейский рынок осуществлялся двумя путями: через создание нового института и приобретение действующего. В странах, где правительство поставило себе цель как можно быстрее приватизировать банковский сектор, были сделаны крупные приобретения. В других странах, где прива-
тизация шла сложнее и медленнее, происходил рост иностранных дочерних банков и филиалов на собственной основе. Наибольшую активность в поглощении местных банков нерезиденты проявили не только в странах-«лидерах» перехода к рынку (Чехии, Венгрии, Польше), но также в странах «второго эшелона» (Хорватии, Эстонии, Латвии, Литве, Болгарии и Румынии). Основные поглощения были сделаны в ходе приватизации государственных банков и во вторую очередь через скупку акций на фондовом рынке.
В большинстве стран иностранцам удалось приобрести все крупные банки. В первой десятке крупнейших банков Восточной Европы остался только один польский банк (РКО Bank Polski), не контролируемый нерезидентами. А в первой двадцатке таких банков четыре. По одному крупному местному банку осталось в Румынии, Словении и Венгрии. В ряде стран сколько-нибудь значимые национальные финансовые посредники почти исчезли. К примеру, в Чехии под национальным контролем, исключая государство, осталось менее 2% банковских активов, представленных девятью частными банками. Все бывшие государственные сберегательные банки стран Центральной и Восточной Европы оказались в руках нерезидентов. В табл. 1 приведен перечень крупнейших банков по размеру активов. Все они со временем оказались под контролем нерезидентов. Итальянская группа «UniCredito Italiano» смогла заполучить в ходе приватизации польский сберегательный «Bank Pekao» и бывший болгарский банк внешней торговли «Bulbank». Французский банк «Société Generale» купил чешский «Komercni banka». Самый крупный из бывших сберегательных банков — венгерский «OTP Bank» на 81 % контролируется иностранными банками. Через «OTP Bank» они также владеют «DSK Bank» — бывшим государственным сберегательным банком Болгарии.
Таблица 1
Крупнейшие сберегательные банки Центральной и Восточной Европы
Современное название Страна Год приватизации Доля иностранных акционеров, % Совокупные активы на 2004 г., млн дол. США
Bank Pekao SA Польша 1998 52,9 (UniCredito Italiano SpA) 17 975
Komercni banka Чехия 1992-2001 60,4 (Société Generale) 17 445
OTP Bank Венгрия 1992 80,8 13 788
DSK bank Болгария 1989-1996 100,0 (OTP Bank) 1 670
Bulbank Болгария 1998-2000 93,0 (UniCredito Italiano SpA) 1 787
Интерес иностранных банков к местному рынку усилился с вхождением государств Центральной и Восточной Европы в Европейский союз. Местные банки теперь воспринимаются как часть единого европейского рынка. В стратегических планах регион в настоящее время имеет географический приоритет в распространении иностранных банков. К крупнейшим игрокам на рынках Центральной и Восточной Европы относят второстепенные по мировым масштабам европейские банки: бельгийский «КВС», австрийские «Bank Austria», «Erste» и «Raiffeisenbank», итальянские «UniCredito» и «IntesaBci», французский «Société Generale», немецкие «Commerzbank» и «Dresdner Bank». В последние годы попытку стать региональными предпринимают греческие банки «Alpha», «National Bank of Greece» и «Piraeus Bank». Однако их экспансия ограничивается Балканским регионом -Болгарией, Румынией, Македонией, Югославией и Албанией.
ЛОГИКА ПРОНИКНОВЕНИЯ НА ВНУТРЕННИЙ РЫНОК
Государство может пойти на открытие внутреннего рынка для иностранных банков по нескольким причинам:
• стимулирование иностранных инвестиций.
Приход иностранных банков — это прямые иностранные инвестиции в банковский сектор. Иностранные инвестиции являются важным источником роста как для банковского сектора, так и для других секторов экономики. Иностранные банки выступают проводниками международных инвестиций для национальной экономики в целом;
• повышение межбанковской конкуренции. Выход на местный рынок иностранных банков означает усиление конкуренции за клиентов. Следствием конкуренции является улучшение качества предоставляемых услуг, снижение тарифов и процентных ставок и, в конечном счете, повышение эффективности финансового посредничества;
• внедрение иностранных технологий и стандартов работы. Вместе с иностранными банками на внутренний рынок приходят зарубежные банковские менеджеры, приемы работы и стандарты обслуживания. Проникно-
вение иностранных банков и усиление конкуренции вызывают рост разнообразия и качества банковских услуг. Высоким стандартам вынуждены следовать национальные банки, если они хотят сохранить свою долю рынка. Иностранные банки не уклоняются от уплаты налогов, имеют высокую этику ведения бизнеса. Постепенно стандарты их работы распространяются на весь внутренний рынок;
• создание стабильной банковской системы. В
большинстве развивающихся стран банковский сектор слаб и малоэффективен. В странах с переходной экономикой на начало реформ он просто отсутствовал. Открытие границ для иностранных банков позволяет в достаточно короткие сроки создать банковский сектор «с нуля». Иностранные банки приносят с собой опыт, который изначально отсутствует, и переносят на местный рынок решения, отработанные в других развивающихся странах.
Экспансия иностранных банков на национальный рынок имеет ряд последствий, которые могут интерпретироваться как отрицательные. Прежде всего, неизбежно растет доля иностранных банков в активах банковского сектора экономики. Национальное финансовое посредничество в развивающихся странах, как правило, под давлением со стороны иностранных конкурентов сокращается. Прежде всего, ухудшается качество банковских активов и кредитных портфелей. Местные заемщики уходят к иностранным банкам за более дешевыми деньгами. В результате у национальных банков остаются заемщики «второго эшелона». Во время нестабильности банковского сектора происходит бегство вкладчиков и корпоративных клиентов в иностранные банки, что уменьшает ресурсную базу и размеры местных банков. Контроль за банковским сектором постепенно переходит к нерезидентам — что можно было наблюдать в Центральной и Восточной Европе. Взамен потери национального посредничества страна приобретает более эффективную и устойчивую финансовую систему.
Если говорить о мотивах, которые побуждают иностранные банки приходить на местный рынок, то следует выделить несколько моментов. В первую очередь, иностранные банки привлекает возможность получения доходов на местном
рынке. Банковский бизнес — это бизнес, как и любой другой. Извлечение прибыли стоит на первом месте, даже если иностранный банк всего лишь обозначает свое присутствие открытием представительства, он рассматривает местный рынок как потенциально привлекательный.
Первым направлением развития бизнеса иностранных банков выступает обслуживание международных компаний. Корпоративное обслуживание транснациональных корпораций (ТНК) является естественным решением, ведь местные банки не могут побороться за незнакомых иностранных клиентов. Обслуживание международных компаний объясняет присутствие иностранных банков на местном рынке. Иностранные банки не появятся, если объемы внешней торговли и зарубежных инвестиций в нефинансовый сектор малы. Иными словами, иностранные банки проникают на местные рынки, следуя за своими корпоративными клиентами.
Обслуживание внутреннего рынка, национальных клиентов стоит уже на втором месте. Иностранные банки проявляют активность на местном рынке, только если они видят хорошие перспективы развития экономики — рост ВВП, снижение инфляции, увеличение потребности во внешнем финансировании. Чем блистательнее выглядят экономические перспективы, тем больше стимулов у иностранных банков работать на данном рынке. Соответственно, необходимыми условиями проникновения иностранных банков являются развитость финансового рынка и его инфраструктуры, потребность в финансировании экономического роста. Чем выше дифференциал процентных ставок между внутренним и внешним рынком, тем больше стимулов для экспансии иностранных банков.
В отечественных общественных кругах нередко можно услышать мнение, что иностранные банки используют местный рынок как ресурсную базу и вывозят капиталы за рубеж, «обескровливая» экономику. Эта точка зрения легко разбивается о факты. Внутренний рынок развивающихся стран обладает столь малыми сбережениями, что нисколько не привлекателен для иностранных банков. Настоящим кладезем ресурсов выступают рынки развитых стран. Кроме того, норма доходности для домохозяйств США, евро-зоны, Великобритании и Японии столь низка, что ресурсная база развивающихся стран никак
не может конкурировать с развитыми странами. Скорее напротив, иностранные банки на внутреннем рынке выступают как стабилизаторы, а не «эксплуататоры» местного рынка. В силу своих специфических особенностей они менее подвержены политическому давлению и национальному экономическому диктату.
На внутренний рынок проникают преимущественно крупные иностранные банки, что объясняется несколькими факторами. Во-пер-вых, крупные банки вынуждены диверсифицировать свои риски. Диверсификация на международном уровне проходит как между рынками, так и между странами. Развитие сети дочерних банков или филиалов иностранных банков позволяет уменьшить зависимость доходов банковской группы от колебаний конъюнктуры на локальном рынке. Во-вторых, крупные банки имеют специфическую клиентуру. Ее в своем большинстве составляют транснациональные корпорации. Для полноценного обслуживания международных компаний банк должен расширять географию деятельности и предоставлять услуги там, где имеются интересы клиента. В-третьих, для открытия дочернего банка или филиала иностранного банка нужны значительные капитальные расходы. В ряде случаев барьер для входа на рынок таков, что банк может на него проникнуть, только поглотив местный банк. Соответственно, «потянуть» существенные расходы в состоянии только крупный банк. Он является носителем со-циально-культурной и политической среды. Экспансия на местный рынок означает распространение национального влияния за рубежом. Для крупного иностранного банка регион может иметь стратегический приоритет в силу географических или политико-культурных причин. Примером этого является проникновение немецкого банковского капитала в Восточную Европу или скандинавских банков в бывшие советские республики Прибалтики.
ИНОСТРАННЫЕ БАНКИ В РОССИИ
На 1 июля 2004 г. в России действовало 129 банков и 1 небанковская кредитная организация с участием нерезидентов в уставном капитале. С начала 1999 г. число иностранных кредитных организаций сократилось на 11 (8%). Из иностранных банков 107 (82%) организованы в форме
Рис. 2. Количество действующих кредитных организаций с участием нерезидентов
акционерного общества: 48 организаций (37%) как ЗАО и 23 организации (18%) как ООО. По нашим оценкам, в ближайшие годы число иностранных банков в России будет медленно, но неуклонно расти, и через пять лет количество кредитных организаций с участием нерезидентов, возможно, достигнет ста пятидесяти (рис. 2).
Большинство кредитных организаций (63%) осуществляет банковскую деятельность на основании генеральной лицензии. Около трети имеют лицензию на осуществление банковских операций в рублях и иностранной валюте, а 2% имеют лицензию на операции только в рублях. Почти все иностранные банки (92%) могут привлекать вклады физических лиц.
Если рассматривать иностранные банки в региональном разрезе, большинство из них кон-
центрируется в Москве (рис. 3). В столице зарегистрировано 88 кредитных организаций, или 68% от их общего количества. На втором месте находится Санкт-Петербург (8 банков), а на третьем - Тюменская область (4 банка). Концентрация иностранного капитала также говорит в пользу Москвы. На долю столицы приходится около 94% объема иностранного участия в капиталах иностранных банков.
Совокупный уставный капитал всех действующих иностранных кредитных организаций составил на 1 июля 2004 г. 373,784 млрд руб. Сумма зарегистрированных долей (акций) нерезидентов в уставных капиталах достигает 19,71 млрд руб. В 33 банках с участием нерезидентов (или 25,4% от общего числа организаций) уставный капитал на 100% сформирован за счет средств нерезидентов. Взносы нерезидентов в уставные капиталы банков этой группы составляют 13,99 млрд руб., или 71,0% общей суммы иностранных инвестиций (табл. 2). В России открыты 14 филиалов банков со 100%-м участием нерезидентов. За второй квартал 2004 г. число таких филиалов уменьшилось на 1 за счет закрытия филиала КМБ-БАНКа в г. Москве.
В результате финансового кризиса 1998 г. иностранные банки понесли существенные потери, которые вылились в сокращение собственных средств. Рекапитализация иностранных дочерних банков в 1999 г. обусловила скачок такого показателя, как участие нерезидентов в уставном капитале банковского сектора с 6,35% в январе до 12,58%виюле 1999 г. В дальнейшем в ходе восстановления российских банков доля нерезидентов в совокупном уставном капитале постепенно стабилизировалась на докризисном уровне в 5-6% (рис. 4).
Превалирующая часть иностранных инвестиций в банковский сектор приходится на страны Запада. Лидерами по объему инвестиций являются:
Н Москва ■ Санкт-Петербург
□ Тюменская область
□ Другие регионы
Рис. 3. Региональное распределение иностранных банков по количеству организаций
Таблица 2
Участие нерезидентов в уставном капитале банков
Доля, % Число банков Доля от общего числа иностранных банков, % Взнос нерезидентов в капитал банков, млрд руб. Доля от обшей суммы иностранных инвестиций, %
100 33 25,4 13,99 71,0
От 50 до 100 10 7,7 3,36 17,0
От 20 до 50 13 10,1 0,94 4,8
До 20 56 43,1 18,28 4,9
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Германия (ММБ, Коммерцбанк, Дойче Банк, Дрезднер Банк, Ве-стдойче Ландесбанк); Нидерланды (АБН AMPO Банк, ИНГ Банк, Финансбанк); США (Ситибанк, Дж.П.Морган, ДельтаКредит);
Франция (СосьетеЖенераль, Ка-лион Русбанк, БНП ПАРИБА, НАТЕКСИС);
Австрия (Райффайзенбанк); Турция (Уарантии Банк, Япы Креди, Денизбанк, Зираат Банк). Лидирующая роль немецкого ка-
ф ц
л
I-S
с и х
S о
X
а л ь о >. а
к ç
о Ч
16,00
14,00
12,00
10,00
8,00
6,00
4,00
2,00
0,00
питала в российской банковской системе (около четверти всех иностранных инвестиций) отражает положение Германии как главного внешнеторгового партнера России. Участие стран СНГ в отечественном банковском секторе крайне ограничено. На российских соседей приходится всего несколько процентов от общего участия нерезидентов в иностранных банках. Страны СНГ представлены несколькими банками, полностью контролируемыми нерезидентами: Национальный банк ВЭД Узбекистана, Международный банк Азербайджанской Республики и Банк Анелик (Армения). Незначительные масштабы участия СНГ объясняются слабостью банков, их низкой капитализацией и размерами активов.
Особое место в секторе иностранных банков занимает Европейский банк реконструкции и
Рис. 4. Доля нерезидентов в совокупном уставном капитале банковского сектора
развития (ЕБРР). Банк создан в 1991 г., когда Центральная и Восточная Европа нуждалась в поддержке частного сектора. Сегодня ЕБРР осуществляет свою деятельность в 27 странах — от Центральной Европы до Центральной Азии. ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе и помимо выделения своих средств, привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Его владельцами являются 60 стран и две международные организации. ЕБРР осуществляет проектное финансирование банков как в новые институты, так и в действующие организации.
Таблица 3
Проекты ЕБРР по развитию банковского сектора России
Банк Описание проекта Год проекта Проект, тыс. евро Ссуды, тыс. евро Капитал, тыс. евро Финансирование, тыс. евро
Пробизнесбанк Конвертируемый субординированный заем 2003 11,112 11,112 0 11,112
Проект поддержки российского малого бизнеса (КМБ-Банк) Реструктуризация капитала и обязательств 2001 1,312 0 1,312 1,312
ММБ Увеличение капитала 2001 30,313 0 6,989 6,989
ММБ Рекапитализация 2000 35,682 0 5,801 5,801
Автобанк Участие в капитале 1998 1,445 0 1,445 1,445
Инкомбанк Кредиты и инвестиции в капитал 1997 10,679 0 5,979 5,979
Автобанк Кредитная линия и инвестиции в капитал 1996 39,686 0 17,291 17,291
Инвестиционный Банк Кубани Участие в капитале 1996 1,991 1,985 0 1,985
Токобанк Участие в капитале 1994 27,432 0 27,432 27,432
ЕБРР может инвестировать в капитал банка в пределах от 2 до 100 млн евро, если предполагается адекватный доход на вложения. Его участие всегда ограничивается небольшим пакетом акций. Согласно стратегии банка пакет должен быть не ниже 5%, но не может превышать 35%. Проекты с участием ЕБРР, как правило, имеют срок от 4 до 8 лет. Банк всегда заранее оговаривает стратегию выхода из проекта. При его завершении ЕБРР либо продает акции партнеру по бизнесу, либо реализует их на открытом рынке.
Первые банковские проекты ЕБРР в России заканчивались неудачно (табл. 3). Банк приобрел долю в уставном капитале Токобанка и Инкомбанка, которые после кризиса 1998 г. закрылись. Тем не менее в корзине проектов есть и успешные, даже сверхуспешные, проекты. К числу последних относится самый крупный иностранный банк в России — ММБ, в котором до сентября 2004 г. ЕБРР имел 10%-й пакет акций. ЕБРРтакже
инициировал создание КМБ-Банка в рамках долгосрочного проекта поддержки российского малого бизнеса (Russia Small Business Fund, RSBF). Наряду с другими участниками, ЕБРР приобрел 35% КМБ-Банка.
Среди последних проектов ЕБРР в России числится совместный проект с Пробизнесбанком, посвященный предэкспортному финансированию российских компаний и Уарантииунию предприятий малого бизнеса. В конце августа 2003 г. ЕБРР открыл Пробизнесбанку кредитную линию на 10 млн дол. США для финансирования экспортно-импортных операций клиентов в рамках программы Trade Facilitation Program, в которой участвуют 65 европейских банков. В декабре 2003 г. совет директоров ЕБРР подписал соглашение, в соответствии с которым Пробизнесбанку был предоставлен конвертируемый субординированный займ в размере 14 млн дол. США сроком на 6 лет с возможной пролонгацией на 3 года.
S'&HsPtrf'Z'ZlS: WSWX/tf
I.MJihki. R.B.InptreuBa
СТРАТЕГИЯ ВКППНЕЙНЯ РЕПРОДУКТИВНОГО ТРУДА
В ЭКОНОМИКУ РОССИИ
В Издательском доме «Финансы и Кредит» вышла в свет монография доктора экономических наук профессора кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного технического университета - УПИ Илышева Анатолия Михайловича и доктора экономических наук, профессора кафедры менеджмента Челябинского института Российского торгово-экономического университета Лаврентьевой Ирины Викторовны «Стратегия включения репродуктивного труда в экономику России». В ней впервые в научной литературе представлены на высоком теоретико-методологическом и прикладном уровне результаты многолетних исследований авторов по комплексной проблеме государственно-общественной и экономико-правовой легитимизации домашнего репродуктивного труда по воспитанию детей - будущего человеческого капитала страны. Предлагается не на словах, а на деле признать репродуктивный труд общественно-полезным: оплачивать его как труд (а не в форме унижающих человеческое достоинство мизерных пособий), организовать статистический учет производимых в домашнем репродуктивном секторе затрат и достигаемых результатов, отражать репродукционные затраты на национальных счетах, реализовать систему мер по оказанию всесторонней поддержки репродуктивным работникам, разработать долговременную стратегию перехода от суженного к простому, а затем и к расширенному воспроизводству человеческого капитала страны. Книга A.M. Илышева и И.В. Лаврентьевой насыщена богатым фактологическим и статистическим материалом, тщательно выполненными расчетами, она хорошо иллюстрирована. Ориентировочная цена книги объемом 23 п.л. (с учетом затрат на пересылку наложенным платежом) - 150 руб. Заказ можно направить по электронной почте: [email protected] либо [email protected], либо [email protected].
J